Определение субъект в психологии: Субъект — Психологос

Содержание

Глава 8. Психология субъектности (душевная жизнь человека)

8.1. Понятие о субъекте и его психологической организации

Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил. Целостность психологической организации субъекта. Три стороны душевной жизни человека: желания, чувства, разум.

В чем состоит психологический смысл понятия «субъект»? Что значит быть распорядителем душевных сил? Каково психологическое строение субъектности?

Субъект как источник активности, распорядитель душевных сил

Рассмотрение человека как субъекта подводит нас к изучению основополагающих проблем психологии человека. Определяя предмет антропологической психологии, мы указали на субъективность как на ее основной предмет. По самой своей семантике «субъективность» — двусложное слово, которое можно представить как субъ=ективность. И если вторая часть слова — это в общем смысле «активность, действие», то первая — это то, что лежит «под», или «перед», или «до» — некоторый источник, первопричина активности. Иными словами, уже на уровне субъективности обнаруживается первичное расщепление, а, следовательно, и различение самой активности (например, живое движение), и ее источник (телесность). Это расщепление в явном виде обнаруживает себя именно на уровне субъектного бытия человека, где субъективность и ее источник не только различены, но и противопоставлены как разные реальности и где источник активности становится ее своеобразным Хозяином, распорядителем, а сама активность перестает быть формальным определителем субъекта и наполняется предметным содержанием.

Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. «Человек, — пишет А.В.Брушлинский, — объективно выступает (и следовательно, изучается) в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах. Важнейшее из них — быть субъектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности, творческой и нравственной».

Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психо­логии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте использовал категорию «субъект» Б.Г.Ананьев. Он отмечал, что «человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания». Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте — как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.

Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. «Человек как субъект, — пишет А.В.Брушлинский, — это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного».

Субъект как целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. При рождении у человека есть два пути в мире: или полностью совпадать с условиями своей жизнедеятельности, или же быть в отношении к этим условиям, к своей природе. Первый способ — это есть животно-подобный способ жизни. Для этого способа жизни вполне достаточно филогенетически заданных, природных способностей (органов чувств, передвижения, питания и т. д.). Для второго способа (собственно человеческого) только этих природных, индивидных способностей недостаточно.

Чтобы человек встал в отношение к своей жизнедеятельности, она должна быть ему дана как несовпадающая с ним; должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни. Однако собственно органических, врожденных органов «выхода» у человека нет. Имеющиеся же телесные способности позволяют человеку лишь сливаться, совпадать со своей жизнедеятельностью.

Чтобы стать человеком, он должен постоянно превращать саму природу (в первую очередь, свою природу, свой организм, свое тело) в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к ней; превращать также природные условия жизни во «вторую природу». Мир «второй природы», культуры, способов деятельности и составляет предметное содержание субъектности человека; совокупность же функциональных органов субъектности есть ее психологическое содержание.

Поведение животного — это приспособление к имеющимся условиям существования; оно может выбирать из окружающей среды то, что полезно для него. Человеческая деятельность в принципе изменяет соотношение с природой, создавая возможность преобразования действительности и самого субъекта.

Способность к изменению действительности, людей и самого себя в процессе преобразования условий своей жизнедеятельности является внутренней характеристикой самой жизнедеятельности человека в ее родовом и индивидуальном выражении.

Деятельностно-преобразовательный способ существования человека как субъекта связан с появлением индивидуального рефлектированного сознания. Индивидуальное сознание — это не лько знание, но и отношение к миру и в мире, что осуще­ствимо только субъектом.

Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности. Превращение индивида в субъект происходит в раннем дошкольном периоде, когда у ребенка складывается множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий Формирование этих действий, их интеграция в образе Я приводит к своеобразному

одушевлению всей жизнедеятельности ребенка. Наиболее явно это обнаруживается в кризисе трех лет, феноменально выражаемом в знаменитом «Я сам!». Поведение ребенка все более освобождается от непосредственной зависимости от взрослых. Его субъектность обнаруживается (и для себя, и для других) как подлинная самость: в целостности «я» с устойчивым миропредставлением и собственным действием.

8. Субъект труда. Психология труда: конспект лекций

8. Субъект труда. Психология труда: конспект лекций

ВикиЧтение

Психология труда: конспект лекций
Прусова Н В

Содержание

8. Субъект труда

Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение замечать личность в коллективе. Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1. Субъект поведения

1. Субъект поведения Кто является «субъектом поведения»? Ответ на этот вопрос оказывается куда более трудным, чем может показаться с самого начала. Очевидно, что решить вопрос «субъекта» из содержательных аспектов, чем, как правило, и занимается психология, невозможно по

Субъект

Субъект В этом подпункте мы подвергнем принципиальную сеть гносеологии еще большему, чем прежде, овеществлению и уже даже опредмечиванию, мы подходим все ближе и ближе к человеку. И начнем мы с того, что рассмотрим вопрос о так называемых «субъект-объектных отношениях».

2. Понятие психологии труда. Сфера применения. Цели психологии труда

2. Понятие психологии труда. Сфера применения. Цели психологии труда Под психологией труда понимаются:1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;2) психологические механизмы

4. Время формирования и становления психологии труда. Первоначальные интересы психологии труда

4. Время формирования и становления психологии труда. Первоначальные интересы психологии труда Психология труда складывалась под воздействием медицины, физиологии, психологии, техники, социологии. Каждая из этих дисциплин добавляла свои аспекты, что отразилось в

37. Монотонность труда. Условия труда. Плюсы и минусы машин на производстве

37.  Монотонность труда. Условия труда. Плюсы и минусы машин на производстве Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому

Граница субъект — объект

Граница субъект — объект Отмеченный выше плюралистичний подход остается верным в отношении того, что можно назвать границами объективной и субъективной реальности. Эти границы в контрпереносе — особенно сложная проблема. Например, отражает ли образ сновидения или

8. Субъект труда

8. Субъект труда Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный

СУБЪЕКТ И «ЗАКОНЫ ЖИЗНИ»

СУБЪЕКТ И «ЗАКОНЫ ЖИЗНИ» Каноны лидерстваУ меня ощущение, что наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день является переживание реальности духовного мира. Почему мне эта проблема кажется актуальной? В нашей традиции, которая относится к группе трансформационных

Ну, ты и субъект!

Ну, ты и субъект! Гордо и со знанием дела мы произносим: «Субъект». Еще более гордо: «Я». И намекая на причастность к серьезному знанию «Я — это не субъект, субъект — это не Я». О чем это мы?Когда мы произносим «субъект», мы чаще всего говорим:— о личности, которая в состоянии

Три мира и субъект

Три мира и субъект Попробуем посмотреть те миры, из которых состоит субъективное. Отбросив терминологию типа «астрал», «ментал», «витал», «индивидуальность», «личность», «сущность». С моей точки зрения, все эти описания страдают объектностью, то есть описывают человека и

Подозрительный субъект

Подозрительный субъект Укрупнение регионов Российской ФедерацииВ России продолжается процесс модернизации системы государственно-территориального устройства. После создания Пермского, а затем и Камчатского края, Читинская область и Агинский Бурятский автономный

Определение субъективного в психологии, коммуникации.

(прилагательное)

Формируются, как и мнения, на основе чувств или интуиции человека, а не на наблюдениях или рассуждениях; происходящее больше изнутри наблюдателя, чем из наблюдений за внешней средой.

(прилагательное)

формируется, как и мнения, на основе чувств или интуиции человека, а не наблюдения или рассуждения; происходящее больше изнутри наблюдателя, чем из наблюдений за внешней средой.

  • Безграничные предметы и мировоззрения

    • Это можно понять с точки зрения Безграничных предметов и их разделения на Безграничный учебник, связанный с предметом и выравниваниями, созданными из этого учебника.
    • Каждый предмет имеет один официальный учебник Boundless, согласование с учебными планами преподавателей и книги, предоставленные сообществом, которые подпадают под этот предмет .
    • Безграничный учебник для данного предмет (скажем, Безграничная химия) включает в себя все концепции, созданные Безграничным по этому предмету , организованные в главы и разделы.
    • Модули также могут быть удалены из книги и добавлены из других предметов .
    • Различие между предметами Boundless , учебником Boundless для заданного предмета и выравниваниями
  • Склоняемые местоимения: подлежащие и дополнения

    • Безграничные предметы и мировоззрения

      • Субъект и предикат

        • Субъект

          • Статистическая грамотность

            • В течение первых двух лет исследования исследователи будут следить за субъектами с помощью сканирования и тестов памяти.
            • Данные могут быть проанализированы как план между субъектами или как план внутри субъектов .
            • Для между- субъектов дизайна, субъектов в различных условиях будут сравниваться через два года.
            • Для дизайна внутри субъектов будет сравниваться изменение оценок субъектов в различных условиях.
          • Меж- и внутрисубъектные факторы

            • Когда разные субъектов используются для уровней фактора, фактор называется меж- субъектов фактором или меж- субъектов переменных.
            • Термин «между субъектами » отражает тот факт, что сравнения проводятся между различными группами из субъектов .
            • Следовательно, была только одна группа из испытуемых , и сравнения проводились не между разными группами из испытуемых , а между состояниями в пределах одних и тех же испытуемых .
            • Когда одни и те же субъектов используются для уровней фактора, фактор называется внутри- субъектов факторов или внутри- субъектов переменных.
            • В пределах субъектов переменных иногда называют переменными повторных измерений, поскольку существуют повторные измерения одних и тех же субъектов .
          • Соглашение между субъектом и глаголом

            • «Человек» — это способ сказать, кто является субъектом .
            • Субъект -глагол соглашение может стать немного сложнее, когда субъект очень длинный и сложный.
            • Составные предметов (два предмета , соединенные союзом) принимают глаголы во множественном числе, если они соединены союзом «и».
            • Когда положительное подлежащее и отрицательное подлежащее составляются и имеют разные числа, глагол должен согласовываться с положительным подлежащим .
            • [Тема сумки — это существительное во множественном числе, поэтому глагол were также стоит во множественном числе, чтобы согласоваться с подлежащим . ]
          • Экспериментальные конструкции

            • В дизайне между субъектами различные экспериментальные методы лечения применяются к различным группам из субъектов .
            • План внутри- субъектов отличается от плана между субъектами тем, что одни и те же субъектов проявляют себя на всех уровнях независимой переменной.
            • В этих случаях обычно лучше использовать между- субъектов дизайн, чем внутри- предметов дизайн.
            • Это, как правило, дает внутри- испытуемых дизайнов значительно большую мощность, чем между- испытуемых дизайнов.
            • Планы могут содержать комбинации между предметными и внутри- предметными переменными.
          • Согласование подлежащего и глагола

            • Важно убедиться, что глаголы согласуются со своими подлежащими по лицу и числу.
            • Субъект -согласование глаголов гарантирует, что глаголы соответствуют своим субъектам по падежу и числу.
            • Чтобы убедиться в этом, авторы должны учитывать, является ли подлежащее ее предложения единственным или множественным числом, и является ли подлежащее первым, вторым или третьим лицом.
            • Если в предложении есть составное подлежащее , вы должны использовать глагол во множественном числе, даже если все компоненты подлежащего являются существительными в единственном числе.
            • Распознайте подлежащее -глагольное соглашение, обратив особое внимание на число и падеж предложения подлежащее .

          Что такое психология? — Определение психологии

          Определение психологии

          Что такое психология? Можно ли дать определение психологии? Да, согласно веб-сайту Американской психологической ассоциации: «Психология — это изучение разума и поведения». Нет, возражают другие. Психология охватывает различные области и приложения; мы можем указать на них по отдельности, но мы не можем определить сущность, разделяемую всеми. Определение психологии обсуждалось на протяжении всей ее истории.

          Философы всегда размышляли о природе разума. В 1800-х годах физиологи, изучающие чувства, были озадачены и теоретизировали о человеческом восприятии. Неврологи заметили травмы головного мозга, влияющие на психические процессы. В 1879 г. Вильгельм Вундт видел в этих течениях необходимость самостоятельной науки, науки непосредственного опыта, систематического анализа сознательного человеческого субъективного мира.

          В 1890 году Уильям Джеймс определил психологию как «науку о психической жизни… ее явлениях и их условиях. Феноменами являются… чувства, желания, познания, рассуждения, решения и тому подобное» 9.0250 (стр. 1). И Вундт, и Джеймс основали первые лаборатории для изучения опыта взрослых: человеческого восприятия, познания и чувств. С тех пор эти темы были частью экспериментальной (лабораторной) психологии, хотя методы и концепции радикально изменились. Биопсихология, сочетающая физиологические исследования с изучением психических процессов, также является активной современной областью.

          Расширения и модификации психологии

          Но является ли психология просто изучением человеческого сознания? Не со времен Зигмунда Фрейда. Основываясь на тематических исследованиях пациентов, Фрейд настаивал на том, что бессознательные процессы занимают центральное место в понимании человеческой личности и ее мотивов. (Изучение личности остается важной современной областью.)

          Поведение животных стало частью психологии в 1897 году. Тогда Эдвард Л. Торндайк, интересующийся эволюцией разума, приводил в свою лабораторию различных животных и изучал процессы их обучения. Так началась сравнительная психология, раздел, который сравнивает поведение разных видов. И дети стали частью заботы психологии, когда Дж. Стэнли Холл и другие взялись за изучение развития ума от младенчества до зрелости, подобласть психологии развития.

          Первоначально психология занималась универсальными качествами опыта. Количественное изучение человеческих различий началось вскоре после того, как математики изобрели статистику. Фрэнсис Гальтон в 1884 году и Альфред Бине в 1905 году использовали статистику при построении тестов для измерения интеллекта. Статистика сейчас используется во многих подобластях, и оценка человеческих различий остается активной подобластью.

          В 1913 году Джон Уотсон призвал к новому определению предмета и метода психологии. Единственный способ превратить психологию в настоящую науку — это основывать ее на систематических наблюдениях за поведением. Психология должна полностью отказаться от изучения психической жизни и стать наукой о поведении. Психологи-исследователи вняли его призыву основывать свою область на систематике. Повторяемые поведенческие наблюдения — позицию, которой сегодня придерживаются многие, но не все. Хотя некоторые продолжали изучать психические процессы, часто путем выводов из поведения (Вольфганг Келер, Жан Пиаже), господствующая экспериментальная психология приняла это определение: Психология – наука о поведении .

          Несколько направлений сошлись в середине века, чтобы вернуть психические процессы в основное русло экспериментальной психологии. Компьютеры, машины, обрабатывающие информацию, вдохновили исследователей на изучение того, как люди обрабатывают информацию, когда они воспринимают и думают. Развитие лингвистики вдохновило психологов на изучение психических процессов, лежащих в основе языка, что сделало психолингвистику основной областью. Работы Пиаже, многие из которых были написаны ранее, были признаны важным вкладом в когнитивное развитие. Джордж Миллер (1962) учебник объявил новый акцент в своем названии: «Психология: наука о психической жизни» (но еще в 1997 г. Карлсон назвал свой текст «Психология: наука о поведении»).

          Факторы вне психологии также расширили предмет психологии. События, связанные со Второй мировой войной, дали толчок развитию социальной психологии (области, граничащей с социологией), поскольку к небольшому коллективу, изучавшему влияние социальной жизни на психологические процессы, присоединилось много новых исследователей. Социальные психологи теперь сосредоточились на таких темах, как межличностные отношения, социальное влияние, отношение и изменение отношения, предрассудки и разрешение конфликтов, как и сегодня.

          Прикладные области психологии

          Большинство определений подчеркивают психологию как область изучения. Но если психология — это то, чем занимаются психологи, приложения, а также области исследований являются определяющими частями поля, и так было почти с самого начала.

          Фрейд построил свою психоаналитическую модель психики в связи с развитием психотерапии. Сам будучи врачом, он понял, что медицинские степени не нужны для занятий психотерапией. Сегодня психотерапевт может быть психиатром (со степенью доктора медицины), клиническим или консультирующим психологом (со степенью доктора философии или психиатрии) или социальным работником (со степенью магистра). Некоторые психотерапевты являются психоаналитиками; некоторые поведенческие; некоторые когнитивные; третьи опираются на другие традиции или создают свои собственные смеси.

          Появились и другие прикладные профессии. Педагоги-психологи работают со школами и учебными планами. Промышленные, организационные и инженерные психологи работают в организационных условиях и решают такие проблемы, как организация работы, выбор рабочих или проектирование машин, которые людям легко использовать. Эксперты по психологическому тестированию применили свой опыт для разработки тестов специально для прикладных условий, таких как образование, промышленность и армия. Прикладные когнитивные психологи работают с искусственным интеллектом, используя знания о решении человеческих проблем, чтобы сделать машины «умнее». Некоторые прикладные социальные психологи занимаются разрешением конфликтов; другие проводят исследования и опросы. Психологи здоровья применяют принципы, например, как уменьшить стресс, чтобы улучшить физическое самочувствие. Судебные психологи применяют принципы к различным видам деятельности в правовой системе.

          Последние разработки в области психологии

          Предмет психологии продолжает расширяться. В последнее время психологи, обеспокоенные окружающей средой, разработали экологическую психологию. Новая чувствительность к различиям в человеческом опыте породила такие области, как культурная психология (которая граничит с антропологией), психология женщин, афроамериканская психология и подполя внутри подполей (например, в рамках психологии развития изучение старения). Некоторые психологи вернулись к истокам психологии в философии, изучая и размышляя над предположениями и последствиями различных философских и психологических подходов (подполей теоретической и философской психологии).

          Психологи продолжают спорить о методах психологии. Сторонники новой подобласти, нарративной психологии, задаются вопросом, должна ли психология вообще определять себя как науку, и предлагают методы, типичные для литературоведения, такие как поиск тем по мере того, как люди рассказывают свои истории. Многие другие не согласны. Они опираются на все более сложные лабораторные и статистические методологии и считают их необходимыми для научной базы психологии.

          Среди всего этого разнообразия подобластей и приложений, среди всех этих разногласий по методу и предмету, есть ли способ охарактеризовать то, что делает психологию психологией? Некоторые говорят нет. Другие чувствуют общую заботу всех психологов, будь то фундаментальные исследования — от биопсихологии до культурной психологии — или приложения. Один из способов выразить эту общую озабоченность таков: психологи изучают осмысленные действия индивидов и их состояния: действия в уме как психические процессы или наблюдаемые как поведение, возможно, сознательное, а возможно, и нет: прежде всего человеческая деятельность, но также и деятельность животных; действия, характерные для человека, социального контекста или культуры, или универсальные для человека: значения, раскрываемые в действиях в отдельном эпизоде ​​или в моделировании всей жизни.

          Ссылки:

          1. Аш, С. (1987). Социальная психология. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
          2. Баарс, Б. Дж. (1986). Когнитивная революция в психологии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
          3. Карлсон, Н. Р. (1997). Психология: наука о поведении. Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Allyn & Bacon.
          4. Глейтман, Х. (1996). Психология. Нью-Йорк: Нортон.
          5. Джеймс, В. (1890 г.). Принципы психологии. Нью-Йорк: Генри Холт.
          6. Кох, С. и Лири. DE (ред.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *