404 Cтраница не найдена
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.
Размер:
AAA
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
К сожалению запрашиваемая страница не найдена.
Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже
|
|
Людмила Валентиновна КорневаПсихологические основы педагогической практики: учебное пособиеИздательский текст http://www. litres.ru/pages/biblio_book/?art=573695 «Психологические основы педагогической практики»: Владос; М.; 2006 ISBN 5 691 01475 7 АннотацияПособие содержит материалы психологического обеспечения педагогической практики: приемы и методы для повышения интереса к уроку, активизации внимания, развития мышления, успешного решения задач психического развития личности, формирования коллектива, организации и проведения психологического анализа урока. Представлена методическая программа оценки коммуникативных способностей учителя, рассматриваются некоторые проблемы педагогического общения и методики его исследования. Пособие адресовано студентам педагогических вузов и колледжей, педагогам и методистам. Людмила Валентиновна КорневаПсихологические основы педагогической практикиВведениеВ программе модернизации педагогического образования подготовке специалистов педагогического образования отводится одно из главных мест. Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам. Педагогическая практика в школе по праву считается одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, требующей от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания, их связи с психическим развитием ребенка, высокого уровня общей психолого педагогической культуры, знаний специальных дисциплин, конкретных методических технологий и методики познания личности и школьного коллектива с целью развития простых форм психологической коррекции, а также навыков сотрудничества с коллегами, в частности со школьным психологом. Педагогическая практика призвана помочь формированию личностного и деятельного подхода к педагогическому процессу, накоплению профессионального опыта. Если в обучении и воспитании упор делается только на память, внимание, исполнительность, послушание, дисциплинированность, то в педагогический процесс вовлекаются лишь отдельные функции ребенка, а не он сам как целостная личность. Основная задача учителя в школе заключается не столько в передаче конкретных знаний, сколько в выработке познавательной потребности, т. е. заинтересованности ученика в получении знаний вообще. Целостному развитию личности, в том числе формированию ее направленности, интеллекта, практического опыта, способностей, эмоционально чувственной сферы и морально нравственных ориентиров способствует такой характер отношений, который утверждает педагогику сотрудничества. Студенту педагогического вуза, выполняющему в ходе педагогической практики функции учителя, приходится в полном объеме решать те проблемы и трудности, которые имеют место в реальных условиях и ситуациях современной школы. Наиболее острой из них является проблема сохранения и укрепления психического здоровья детей, ибо около 80 % выпускников российских школ имеют нервно психические отклонения. В этой связи целесообразно оценивать эффективность содержания и организации обучения, а также полезность различных нововведений, авторских учебных программ, методических технологий и т. п. по главному критерию – сохранность и укрепление психического здоровья школьников. Нет детей вообще, каждый ребенок уникален, к каждому нужен индивидуальный подход как основной принцип педагогической деятельности. Но использовать индивидуальный подход надо в сочетании с деятельностным и личностным как стратегию, обеспечивающую успех педагогической деятельности вообще и педагогической практики в частности. Школа ждет учителей, органично сочетающих в своей деятельности установку на передачу детям знаний, умений и навыков с установкой на их психологическое развитие. Школа ждет также знающего, эрудированного и требовательного учителя, доброго, любящего и заботливого наставника, мастера педагогического общения, психолога, специалиста, владеющего научно исследовательскими навыками, способного оценить и понять интеллектуальные и личностные особенности школьников. Полученная учителем информация о психических ресурсах своих учеников является основой для педагогически грамотной организации учебного процесса, включая общение с детьми в широком смысле слова. Важно также приобщать школьников к психологическому знанию с целью адекватной самооценки и самовоспитания. Данное издание направлено на оказание помощи студенту практиканту как будущему учителю в его профессиональном становлении. Творческая реализация психолого педагогических рекомендаций поможет оптимизировать жизнедеятельность школьников, а именно это является главным социально психологическим условием нормализации ухудшающегося психического здоровья подростков и старшеклассников. Непрерывная педагогическая практика (НПП ), которая осуществляется на протяжении всего обучения, включает в себя два этапа. I этап (1–3 курсы) – постепенное погружение в реальный процесс обучения современной школы, общения со школьниками, учительским коллективом, непосредственное ознакомление со спецификой педагогической деятельности. II этап (4–5 курсы) – активное участие в профессиональной преподавательской деятельности. Психология – не только теоретическая, но и прикладная дисциплина, позволяющая совершенствовать работу с людьми и профессионально помогать им. Психолого педагогическая практика на I этапе дает возможность студентам постепенно и поэтапно выработать необходимые навыки профессиональной педагогической деятельности и, кроме того, наряду с изучением социально психологических проблем личности и коллектива в реальных условиях обучения, познать личностные особенности своего характера, своего внутреннего мира, своих деятельностных способностей, в том числе коммуникативных. В ходе практики у студентов формируются навыки естественного поведения и общения в различных возрастных группах, умение работать с учетом индивидуально психологических особенностей учащихся с разным уровнем обучаемости (низким, средним, высоким), специфики внутреннего мира каждого из них, и т. п. Только в этом случае, адекватно оценивая актуальное окружение ребенка, можно оказать реальную помощь в его психологическом и личностном развитии. Положительной стороной данной формы подготовки будущих учителей – непрерывной педагогической практики – является живое созерцание процесса обучения и воспитания, педагогического общения, непосредственное постижение профессиональных основ. А чувственное познание окружающего мира, как известно, – первая ступень, базис всего познавательного процесса. Сущность I этапа педагогической практики заключается в следующем. 1. Группа студентов посещает (вместе с преподавателем психологии) любой урок в школе (разного типа преподавания) и наблюдает за индивидуальными особенностями поведения и обучения школьников, манерой и спецификой преподавания учителя, ходом урока и формами работы на нем и т. п. 2. Все наблюдения фиксируются в тетрадях по установленному образцу и схеме. 3. Проводится анализ и обсуждение увиденного, тем самым осуществляется связь теоретического изучения курсов общей, возрастной, педагогической и социальной психологии с практическим применением знаний, умений и навыков. Студентам дается возможность самостоятельно провести несколько десятков уроков, участвовать в различных коллективных и массовых воспитательных мероприятиях с помощью ученического коллектива. Практика 1–3 курсов позволяет практически овладеть методами изучения личности и коллектива учащихся, приемами педагогического мастерства, которые в полной мере им предстоит реализовывать на 4–5 курсах. Педагогическая практика студентов на 4–5 курсах проводится с отрывом от учебных занятий и называется производственной практикой. На этом этапе освоение профессиональных навыков осуществляется посредством выполнения всех функций учителей, воспитателей и преподавателей, что предполагает активное участие в жизни современной школы. Цели и задачи непрерывной педагогической практики1. Формирование навыков профессиональной рефлексии (наблюдение и самонаблюдение). 2. Развитие профессиональной направленности личности студента. 3. Формирование профессиональных коммуникативных навыков. 4. Освоение навыков психологического анализа урока. 5. Освоение методов исследования индивидуально психологических особенностей личности учащихся, ученических коллективов, стиля межличностных взаимоотношений (ученик – ученик, учитель – ученик, учитель – учитель, учитель – родитель, родитель – ребенок), особенностей личности учителя. 6. Формирование навыков психолого педагогической помощи, диагностики и профилактики ученической неуспеваемости. 7. Освоение навыков работы с учащимися разного уровня обучаемости. 8. Развитие профессионального самосознания студента. 9. Развитие умения выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения. 10. Формирование личного стиля профессиональной деятельности. В своей содержательной части психологическая работа в условиях педагогической практики должна быть направлена на снижение барьеров психологической защиты, устранение личной неискренности, затрудняющей общение, осознание студентом того, как он выглядит со стороны, как воспринимают его окружающие (ученики, педагоги), какие ситуации его больше всего тревожат, какое существует расхождение между самовосприятием и видением его со стороны. Таким образом, главная психологическая задача педагогической практики – развитие личностного и профессионального самосознания. Психологический анализ урокаВ пособии предлагается схема анализа урока, позволяющая не только выявлять психологические аспекты деятельности школьников и учителя, но и при необходимости изменять отношение учащихся к предмету и к учению в целом, формировать эффективные отношения между учащимися, учащимися и учителем, совершенствовать управление учебной деятельностью школьников. • Примерная схема психологического анализа урока. • Психологические основы анализа урока. • Предметная специфика в психологическом анализе урока. • повышения интереса к уроку; • активизации мышления; • управления вниманием, памятью и мышлением; • осуществления связи обучения, психического и личностного развития школьников. Диагностика межличностных отношенийРаздел посвящен анализу и методам выявления структуры классного коллектива и особенностей межличностных взаимоотношений школьников. Как показывает практика, студенты, даже хорошо знающие теоретический курс психологии, часто испытывают затруднения при анализе, оценке и интерпретации реальных педагогических ситуаций, при принятии решения, адекватного сложившейся обстановке. Вопросы, поднятые в данном разделе, помогут студентам овладеть анализом структуры межличностных отношений, выявить характер взаимоотношений между учащимися, а следовательно, педагогически грамотно выстроить свои отношения с учениками и будущими коллегами. Личностные новообразования подростка и старшего школьникаРаздел «Основные личностные новообразования подростка и старшего школьника» будет способствовать актуализации знаний, полученных в курсе изучения возрастной психологии, снабдит студентов схемой психологического анализа личности учащегося, а также представит описание ряда психологических методик, позволяющих выявить индивидуальные особенности того или иного школьника, глубже проникнуть в его внутренний мир, раскрыть причины его проблем и трудностей. Детальное описание и анализ особенностей личности школьника и его «Я концепции» поможет, в случае необходимости, правильно сформулировать запрос школьному психологу. Кроме того, этот раздел содержит ряд методик, позволяющих студентам анализировать собственные личностные особенности. Известно, что многие будущие и уже работающие педагоги не способны к осознанию и разрешению своих профессиональных и личностных проблем, имеют повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, низкие показатели самопонимания, сосредоточены на защите своего «Я». Эти и многие другие проблемы и трудности учителя чаще всего зависят не от каких либо отдельных качеств или умений, а от профессионального самосознания учителя, его отношения к себе и самооценки. Поэтому рефлексия собственного поведения и индивидуальных качеств, осуществленная с помощью предлагаемых методик, будет способствовать профессиональному и личностному росту. Основные психологические особенности педагогического общенияРаздел познакомит с некоторыми проблемами педагогического общения и методиками его исследования. От того, как общается учитель с учащимися на уроке и вне его, во многом зависит успех обучения и воспитания. В этом разделе кратко изложены те качества и умения учителя, без которых невозможно эффективное педагогическое общение, а также те, которые препятствуют созданию благоприятных взаимоотношений между педагогом и учеником. Представляется совершено необходимым, чтобы студент, работающий в школе, осознавал свое воздействие на общение с учениками и в его произвольных, осознанных, и в его неконтролируемых или слабоконтролируемых аспектах. Каталог: book -> pedagogics Скачать 1,59 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Поведенческие аномалии и исследовательское интервью — LEB
5 марта 2014 г.
Дэвид Мацумото, доктор философии, Лиза Г. Скиннер, доктор философии, и Хюсунг С. Хван, доктор философии. Во время допроса подозреваемого в совершении преступления сотрудник полиции спрашивает, что произошло. На мгновение глаза интервьюируемого расширяются, так что становится виден белок над радужной оболочкой. Рассказ подозреваемого начинается с подробностей воспоминаний до инцидента, включая то, что предполагаемый преступник делал и чего не делал. Подозреваемый преступник описывает происшедшее, заламывая руки и глядя в сторону, вверх и влево, избегая прямого зрительного контакта. Речь интервьюируемого становится медленнее, а обращения к другим людям меняются с использованием местоимений. Подозреваемый, у которого дергается левая бровь, не говорит о самом происшествии и заканчивает рассказ словами «и на этом все».
Приведенное выше описание делает большую часть истории этого человека подозрительной с точки зрения оценки правдоподобности. Однако при проведении интервью следователи должны задать себе несколько важных вопросов, основанных на их наблюдениях за поведенческими аномалиями.
- Какие сигналы способствуют решимости и почему?
- Какое поведение является значимым признаком, а какое нет?
- Какие действия являются верными сигналами чего-то важного, а какие просто шумом?
- Какие знаки служат ориентиром для дальнейшего зондирования и допроса?
- Какие выводы можно сделать из наблюдаемых индикаторов и почему?
Индикаторы
Многие сотрудники правоохранительных органов понимают и ценят важность поведенческих аномалий. Эти вербальные и невербальные признаки познания и эмоций дают дополнительные подсказки к тому, что человек думает и чувствует, помимо содержания произносимых слов. В контексте следственного интервью эти поведенческие аномалии называются индикаторами.
Эти аномалии дают важные подсказки и ценную информацию о личности, мотивах и намерениях подозреваемых. Это могут быть признаки враждебных намерений, подозрительного поведения, правдивости или лжи, а также темы и опасения, важные для интервьюируемого. Эти важнейшие знания дают следователям преимущество в информации, которое может направить их в процессе и помочь им завершить интервью. Люди обычно не знают, что они раскрывают эти индикаторы.
Доктор Мацумото — профессор психологии в Государственном университете Сан-Франциско и директор частной обучающей и консалтинговой фирмы в Калифорнии.
Г-жа Скиннер является отставным специальным агентом ФБР по надзору и бывшим инструктором Академии ФБР в Квантико, штат Вирджиния.
Доктор Хванг — научный сотрудник и вице-президент частной обучающей и консалтинговой компании в Калифорнии.
При анализе людей интервьюеры должны различать одно важное различие между проверенными и непроверенными показателями. Те, которые проверены, имеют научные и полевые данные, документирующие связь между поведением и конкретными познаниями или эмоциями. Эти аномалии проходят лабораторные испытания в строгих научных условиях и проверяются практиками в полевых условиях. В неподтвержденных индикаторах такие данные отсутствуют — либо в научных данных, либо в полевых исследованиях, либо в том и другом. 1
Валидация предоставляет доказательства точности и согласованности для разных людей в разных контекстах. Обнаружение того, что руки подозреваемого держались определенным образом при описании инцидента, который впоследствии оказался ложью, не является свидетельством того, что такое поведение свидетельствует о лжи других людей в различных ситуациях. Одного наблюдения недостаточно, чтобы обозначить определенное поведение как подтвержденный показатель, потому что оно не выдержало тщательного изучения в лабораторных и полевых условиях. Такое тестирование потребовало бы установления условий, при которых индикатор может проявляться или не проявляться у нескольких людей. Если поведение последует, это будет свидетельством его валидации, а если нет, то это будет подтверждением его невалидации.
В пример в начале этой статьи встроены проверенные и непроверенные индикаторы. Вспышка глаз, при которой становится виден белок над радужной оболочкой, является подтвержденным показателем скрытого страха, а комментарии подозреваемого о поведении, которого не было, указывают на потенциальную ложь. Взгляд вверх и подергивание левой брови не являются подтвержденными признаками лжи, хотя многие люди так считают.
Программы, обучающие непроверенным индикаторам, отрицательно влияют на способность людей отличать ложь от правды. 2 Например, распространено мнение, что отсутствие зрительного контакта является признаком лжи; однако многочисленные исследования проверили это, и большинство из них не подтверждают это. Поэтому это убеждение является скорее мифом, чем реальностью. 3 Недавнее исследование показало, что лжецы тоже знают об этом и компенсируют это тем, что чаще смотрят интервьюеру прямо в глаза, чем те, кто говорит правду. 4
Категории
Существуют две категории подтвержденных поведенческих индикаторов, относящихся к допросам. Один включает лингвистические маркеры, используемые в словах, когда люди делают заявления или отвечают на вопросы. Эта категория полностью вербальная, основанная на принципах человеческой памяти и воспоминаний, и предполагает, что ложь отличается от правды своими требованиями к памяти, что отражается изменениями в грамматике и языке. Исследования показали, что ложь состоит из меньшего количества слов и большего количества пропусков информации; менее правдоподобны, структурированы и логичны; более противоречивы и амбивалентны; содержать повторяющиеся детали; отсутствие контекстной вставки; и включить больше описаний того, что не произошло. 5 Эти результаты приводят к специфическим лингвистическим и грамматическим показателям правдивости и лжи, таким как использование отрицания, посторонней информации и различных типов наречий, которые могут быть идентифицированы в заявлениях и интервью.
Вторая категория включает невербальное поведение (НВП). Исследования показали, что различные эмоции и познания передаются через выражение лица, тон голоса, жесты, движения тела и позу. 6 В контексте расследования индикаторы NVB возникают, потому что противоречивые мысли и чувства проявляются, когда люди лгут и находятся в состоянии стресса, но пытаются скрыть свои чувства и выражения. Эти аномалии часто проявляются невербально. Исследования установили, что NVB-индикаторы лжи включают изменения в использовании речевых иллюстраторов и символических жестов; тонкие и микромимические проявления мимики; изменения в моргании, паузах и скорости речи; и внешние попытки регулировать эмоции. 7
Можно научить людей определять вербальные и невербальные индикаторы правдивости и лжи. Вербальные индикаторы признаются посредством анализа конкретных лингвистических маркеров и слов с использованием анализа утверждений (SA), также известного как анализ достоверности утверждений, анализ содержания на основе критериев, мониторинг реальности и анализ научного содержания. 8 Невербальные индикаторы определяются как тонкие или микромимические выражения эмоций, жесты, голосовые изменения и язык тела. 9
В реальной жизни
Заявления и невербальный анализ не являются чем-то новым для правоохранительных органов, так как этим методам следователей обучали годами. Однако в реальной жизни индикаторы правдивости и лжи проявляются одновременно, и осознание того и другого увеличивает способность следователя идентифицировать значимые области содержания интервью; обнаружить признаки обмана; и обеспечить дополнительное понимание мыслей, чувств, личности и мотивации интервьюируемого. Люди иногда производят вербальные индикаторы без NVB и индикаторов NVB без разговора. Следователи, которые обращают внимание исключительно на одно или другое, могут упустить ценную информацию.
Важность одновременного рассмотрения вербальных и невербальных индикаторов была подчеркнута в недавнем исследовании, опубликованном в бюллетене правоохранительных органов ФБР , в котором изучался совокупный вклад в предсказание обмана или правдивости. 10 Исследование показало, что члены идеологически мотивированных группировок совершали один из двух видов лжи. В одном участников помещали в ситуацию, когда они могли совершить преступление — украсть 50 долларов наличными из портфеля, — а затем у них брали интервью о том, совершили ли они преступление или нет (сценарий преступления). В другой обстановке люди предпочитали лгать или говорить правду о своих убеждениях, касающихся их политического дела (сценарий мнения). Вне зависимости от обстоятельств, ставки были замешаны: если они были признаны лжецами, они лишились платы за участие и в течение часа сидели под белым шумом, сидя на холодном стальном стуле в маленькой тесной комнате.
Были проанализированы видеозаписи 20 человек — по 10 из сценариев преступления и мнений, наполовину говорящих правду и наполовину лжецов. Анализ их слов и NVB вместе привел к 90-процентной точности классификации людей как лгущих или говорящих правду. По сравнению со средним уровнем точности в 53 процента (не лучше, чем случайность) наблюдателей в предыдущих исследованиях, результаты показали, что поведенческие аномалии в вербальных утверждениях и NVB в совокупности обеспечивают лучший источник для определения правдивости и лжи, чем простое наблюдение. 11
Пример
Следователи получили ценную информацию в течение 40 секунд после допроса 42-летней подозреваемой женщины, которая предположительно напала на несовершеннолетнего. После того, как офицеры мирандизировали и получили справочную информацию от подозреваемого преступника, последовало обсуждение — невербальное поведение выделено курсивом.
Следователь спросил: «Мэри, ты знаешь, почему ты сегодня здесь?»
Мэри ответила: «Понятия не имею». Она улыбнулась, наклонилась вперед и выразила беспокойство на лице. Ее голос звучал уязвимым.
Следователь сказал: «Хорошо… причина, по которой вы здесь сегодня, заключается в том, что против вас было выдвинуто обвинение…»
Мэри ответила: «Хорошо». Она тихо сказала, кивая головой.
Следователь продолжил: «…что вы напали на Джо».
Брови Мэри поднялись, а глаза широко раскрылись, так что можно было увидеть белки над глазами. У нее отвисла челюсть и открылся рот.
Следователь спросил: «Вы знаете, кто такой Джо?»
Мэри ответила: «Понятия не имею». Она быстро покачала головой и на мгновение на ее лице появилось выражение отвращения.
Следователь сказал: «Джо живет через дорогу от вас».
Мэри (еще одно выражение отвращения на микролице) спросила: «Что?» Она недоверчиво сказала, наклонилась вперед и улыбнулась.
Следователь поинтересовался: «Поступило заявление, что вы на него напали. Ему 13 лет. Я просто собираюсь прямо спросить вас, вы имели к этому какое-то отношение?»
Мэри (улыбается) ответила: «Нет. Он определенно цеплялся за…. Это была одна ночь, когда они провели ночь над (улыбается) , и в ту ночь он вел себя как-то странно, и ничего не произошло».
В начале, когда Мэри спросили, знает ли она, почему она пришла на интервью, Мэри улыбнулась, наклонилась вперед, выглядела обеспокоенной и сказала уязвимым голосом: «Понятия не имею». Ее застенчивое, почти кокетливое поведение предполагало, что это может быть главной характеристикой ее личности. Мэри сказала «Хорошо», когда следователь заявил, что против нее было выдвинуто обвинение. Это означало, что она знала, о чем говорил следователь, и могла говорить о своем участии в происшествии. Это также могло указывать на то, что Мэри просто отслеживала разговор, подтверждая то, что было сказано, что известно как общение по обратному каналу. Знание ее исходного состояния помогло бы исследователю провести это различие.
Глаза Мэри на мгновение расширились, что указывало на страх, предполагая, что она чего-то боялась, но пыталась контролировать свое внешнее проявление — в отличие от кого-то, кто был невиновен, но боялся, что ему не поверят, и в этом случае страх не будет отображаться как микровыражение. Когда Мэри сказала, что понятия не имеет, кто такой Джо, но продемонстрировала два микровыражения отвращения, это означало, что она точно знала, кто такой Джо, — часть ее мозга обрабатывала информацию, которая не соответствовала тому, что она говорила. Затем она показала, что действительно знала Джо, несмотря на то, что только что отрицала это, заявив: «Он определенно заигрывал с…», прежде чем она остановилась. Мэри, сказав: «Это была одна ночь…», указала, что это был инцидент, о котором она знала. Когда Мэри попыталась остановить разговор, сказав, что «ничего не произошло», это означало, что что-то действительно произошло, но она опускала факты.
Этот пример демонстрирует, как вербальные и невербальные индикаторы правдивости и лжи проявляются одновременно во время общения. Они вплетены в продолжающееся взаимодействие и передают огромное количество информации помимо поверхностного значения слов. Офицерам было бы полезно определить эти показатели при проведении опросов. Их обнаружение оказывает ценную помощь следователю в том, чтобы направлять следователя к значимым областям содержания, помогая строить дела стратегически и тактически, разрабатывать темы для использования в допросах и быстро и точно устанавливать истину.
Обучение
Офицерам правоохранительных органов, как правило, отдельно преподаются техники как для заявления, так и для анализа NVB, что повышает их навыки в одной конкретной технике, но приводит к тому, что они упускают большую часть полезной информации, которую сообщают опрашиваемые. Несколько лет назад Национальная академия ФБР (НА) начала предлагать курс по следственному допросу, который объединил методы заявления и анализа NVB. Объединение этих методов в одно приложение было рискованным; однако вполне возможно, что обучение обоим может привести к информационной перегрузке, так что их практическое применение будет безуспешным. Стажеры, изучающие обе техники независимо друг от друга, часто сообщали, что они были ошеломлены количеством деталей, на которые им приходилось обращать внимание. К счастью, объединение методов дало положительные результаты и больше пользы от реальных жизненных обстоятельств.
Офицеры правоохранительных органов среднего и высшего звена одновременно записались на два курса: один был традиционным курсом по анализу заявлений (стажеры должны были изучить основы SA), а другой представлял собой комбинированный курс анализа SA и NVB. Оба курса включали проверенные показатели правдивости и лжи, полученные в результате исследований, и включали лекции, обсуждения, видеообзоры, групповые проекты и индивидуальные практические занятия. Изучив основные принципы как заявления, так и анализа NVB, стажеры практиковались на реалистичных исходных материалах — реальных заявлениях и видеозаписях подозреваемых, свидетелей и осведомителей, говорящих правду и ложь, — чтобы отточить свои навыки. Комбинированный курс также требовал, чтобы слушатели научились распознавать микромимические выражения эмоций.
К концу курсов слушатели улучшили свою способность распознавать вербальные и невербальные признаки правдивости и лжи и использовать эти навыки в своих стратегиях интервью. Данные до и после тестирования об их способности обнаруживать правду из стандартизированного набора видео были получены за три сеанса. В начале курсов слушатели просматривали набор из 10 видеороликов перед любым обучением анализу SA или NVB. В конце курсов участники посмотрели другой набор из 10 видеороликов. Видео были переключены между обоими курсами, так что любые результаты не были специфичны для одного набора. Результатом стало значительное увеличение показателей точности — от 10 до 25 процентов — в способности обучаемых отличать ложь от правды (рис. 1). Эти показатели улучшения были замечательными, поскольку тестовые видеоролики длились всего от 60 до 9 секунд.0 секунд. Если бы стажеры могли лично задавать вопросы опрашиваемым в ходе более продолжительного опроса с использованием других обычно доступных источников доказательств — судебно-медицинской экспертизы, показаний свидетелей и вещественных доказательств, — увеличение могло бы привести к существенным различиям в эффективности, с помощью которой следователи получают доказательства. основная правда и закрытые дела.
Рис. 1. Показатели точности до и после обучения, отдельно для всех видео и только криминальных видео
Хотя слушатели изначально сообщали, что были перегружены деталями, к концу занятий они выражали большее удовлетворение от методов. Многие студенты сообщали, что после изучения и применения анализа высказываний и невербального поведения они распознали так много индикаторов, что стало очевидным слишком много потенциальных подсказок, позволяющих проникнуть в мысли респондентов. Им приходилось расставлять приоритеты и определять, на какие из них воздействовать, тем самым получая побочную выгоду от улучшения своего мышления о стратегиях и тактике допроса.
Заключение
Поведенческие аномалии — вербальные и невербальные индикаторы правдивости и лжи — встречаются в реальной жизни одновременно. Распознавание этих индикаторов помогает следователям обнаруживать ложь и получать представление о личности, мотивации и внутренних конфликтах респондентов, а также определять области содержания, требующие дальнейшего изучения и обнаружения. Сотрудники правоохранительных органов должны внедрить эти методы в свою методологию стратегического интервью.
Поведенческие аномалии — это признаки, по которым следователи могут установить истину; однако их не следует интерпретировать строго, поскольку исследования не выявили какого-либо поведения или комбинаций поведения, характерных только для лжи. 12 Они в значительной степени зависят от навыков интервьюера и должны использоваться строго как средство для достижения цели.
Использование поведенческих аномалий в следственных допросах не поможет решить все дела. Опросы должны дополняться свидетельскими показаниями, судебно-медицинской экспертизой и другими доказательствами. Следователи должны подготовить и спланировать интервью, разработать вопросы и направить обсуждение по мере того, как они распознают индикаторы. Те, кто прошел обучение по обнаружению лжи, должны быть осторожны с предубеждениями после обучения. 13 Однако выявление достоверных индикаторов — как вербальных, так и невербальных — остается полезным инструментом для любого следователя правоохранительных органов.
Дополнительную информацию можно получить у авторов по телефонам [email protected], [email protected], или [email protected].
Примечания
1 Существуют различные типы непроверенных индикаторов. Например, потенциальные индикаторы, которые никогда не подвергались научной проверке, следует считать непроверенными индикаторами. Потенциальные индикаторы, которые прошли научную проверку, но не дали надежных результатов, будут считаться недействительными индикаторами. Для целей этой статьи оба называются невалидированными индикаторами.
2 С.М. Кассин и С.Т. Фонг, «Я невиновен: влияние обучения на суждения об истине и обмане в комнате для допросов», Law and Human Behavior 23, № 5 (1999): 499-516; и Н. Смит, Reading Between the Lines: An Evaluation of the Scientific Content Analysis Technique (SCAN) (Лондон, Великобритания: Серия полицейских исследований, Policing and Reduction Crime Unit, 2001), http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download? doi=10.1.1.114.2971&rep=rep1&type=pdf (по состоянию на 5 декабря 2013 г.).
3 Глобальная исследовательская группа по обману, «Мир лжи», Journal of Cross-Cultural Psychology 37, no. 1 (январь 2006 г.): 60-74; и М.Г. Франк и Е. Светиева, «Обман», в Невербальная коммуникация: наука и приложения , изд. Д. Мацумото, М.Г. Франк и Х.С. Хван (Тысяча дубов, Калифорния: Sage, 2013), 121–144.
4 С. Манн, А. Врий, С. Леал, П.А. Гранхаг, Л. Вармелинк и Д. Форрестер, «Окна в душу? Преднамеренный зрительный контакт как сигнал к обману», Журнал невербального поведения 36, вып. 3 (сентябрь 2012 г.): 205–215.
5 Б.М. ДеПауло, Дж.Дж. Линдси, Б.Е. Мэлоун, Л. Мюленбрук, К. Чалртон и Х. Купер, «Cues to Deception», Psychological Bulletin 129 no. 1 (2003): 74-118; Н.Д. Дюран, К. Холл, П.М. Маккарти и Д.С. Макнамара, «Лингвистические корреляты разговорного обмана: сравнение технологий обработки естественного языка», Applied Psycholinguistics 31, вып. 3 (июль 2010 г.): 439-462; М.Л. Ньюман, Дж.В. Пеннебейкер, Д. С. Берри и Дж. М. Ричардс, «Лживые слова: предсказание обмана на основе лингвистических стилей», Бюллетень по личности и социальной психологии, 29, вып. 5 (май 2003 г.): 665-675; С. Портер, А.Р. Бирт, Дж. К. Юилль и Д. Р. Леман, «Преодоление ложных воспоминаний: характеристики интервьюера и запоминающего, связанные с искажением памяти», Psychological Science 11, no. 6 (ноябрь 2000 г.): 507-510; С. Портер и Л. тен Бринке, «Правда о лжи: что работает при обнаружении обмана с высокими ставками?» Юридическая и криминологическая психология 15, вып. 1 (февраль 2010 г.): 57-75; и А. Врий, «Контент-анализ на основе критериев: качественный обзор первых 37 исследований», Psychology, Public Policy, and Law 11, no. 1 (2005): 3-41.
6 Д. Мацумото, М.Г. Франк и Х.С. Хван, ред., Невербальная коммуникация: наука и приложения (Тысяча дубов, Калифорния: Sage, 2012).
7 Б.М. ДеПауло, Дж.Дж. Линдси, Б.Е. Мэлоун, Л. Мюленбрук, К. Чалртон и Х. Купер, «Подсказки к обману», 74–118; СМ. Херли и М.Г. Фрэнк, «Осуществление контроля лица в ситуациях обмана», стр. 9.0006 Журнал невербального поведения 35, вып. 2 (июнь 2011 г.): 119–131; С. Портер и Л. тен Бринке, «Чтение между ложью: выявление скрытых и фальсифицированных эмоций в универсальных выражениях лица», Psychological Science 19 (2008): 508-514; С. Портер и Л. тен Бринке, «Правда о лжи: что работает при обнаружении обмана с высокими ставками?» 57-75; Портер С., Бринке Л. тен и Уоллес Б. «Секреты и ложь: непроизвольная утечка обманчивых выражений лица как функция эмоциональной напряженности», стр. 9.0006 Журнал невербального поведения 36, вып. 1 (март 2012 г.): 23–37; Л. тен Бринке, С. Портер и А. Бейкер, «Дарвин-детектив: наблюдаемые сокращения лицевых мышц выявляют эмоциональную ложь с высокими ставками», Evolution and Human Behavior 33, no. 4 (июль 2012 г.): 411-416; и Г. Уоррен, Э. Шертлер и П. Булл, «Обнаружение обмана по эмоциональным и неэмоциональным сигналам», Journal of Nonverbal Behavior 33, вып. 1 (март 2009 г.): 59–69.
8 Ундойч У., «Развитие анализа реальности утверждений», в Оценка достоверности изд. JC Yuille (Бостон, Массачусетс: Kluwer Academic, 1989), 101–119.
9 Д. Мацумото и Х.К. Хван, «Доказательства для тренировки способности читать микровыражения эмоций», Motivation and Emotion 35, no. 2 (апрель 2012 г.): 181-191; и Д. Мацумото и Х.К. Хван, «Суждения о тонком выражении эмоций на лице» (ожидается).
10 Д. Мацумото, Х.К. Хван, Л. Скиннер и М.Г. Франк, «Оценка правдивости и обнаружение лжи», стр. 9.0006 Бюллетень правоохранительных органов ФБР (июнь 2011 г.): 1–8.
11 К.Ф. Бонд и Б.М. ДеПауло, «Точность суждений об обмане», Обзор личности и социальной психологии 10, вып. 3 (август 2006 г.): 214–234.
12 М. Цукерман, Б.М. Де Пауло и Р. Розенталь, «Вербальная и невербальная передача обмана», в «Достижения экспериментальной социальной психологии» , том. 14, изд. Л. Берковиц (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Academic Press, 1981), 1–59.
13 Ж. Масип, С. Л. Спорер, Э. Гарридо и К. Эрреро, «Обнаружение лжи с помощью подхода мониторинга реальности: обзор эмпирических данных», Psychology, Crime and Law 11, no. 1 (2005): 99-122.
11111119
11119
0011
«Исследователи должны задать себе несколько важных вопросов, основываясь на своих наблюдениях за поведенческими аномалиями».
Невербальное общение: как язык тела и невербальные сигналы играют ключевую роль
Каждый день мы общаемся с семьей, друзьями, коллегами и даже с незнакомыми людьми, но лишь небольшой процент того, что мы общаемся во время каждого из этих разговоров, является вербальным. Исследования показывают, что подавляющее большинство того, что мы передаем через наши взаимодействия с другими, является врожденным и инстинктивным, известным как невербальное общение. Невербальное поведение, такое как движения тела и поза, выражение лица, зрительный контакт, жесты рук и тон голоса, — все это влияет на то, как мы общаемся и понимаем друг друга. Часто мы не осознаем своего участия в межличностном невербальном общении, потому что эти действия присущи тому, как мы разговариваем как люди, и укоренились в нашей повседневной жизни.
Для бизнес-профессионалов четкое и эффективное общение с клиентами, заказчиками и коллегами жизненно важно для успеха компании. Тем не менее, слишком часто бизнес ведется по телефону, в чате и других формах общения, где эти невербальные подсказки контекста теряются. И наоборот, использование высококачественной технологии видеоконференций лицом к лицу гарантирует сохранение невербальной коммуникации во время важных для бизнеса разговоров.
Какой процент общения составляет невербальное общение?
Был проведен ряд исследований по сложной теме невербальной коммуникации с разными результатами. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что от 70 до 93 процентов всего общения происходит невербально.
Одним из самых известных исследовательских проектов по невербальной коммуникации руководил доктор Меграбян в 1960-х годах. В его первом эксперименте испытуемым давали три записи слова «может быть» — одну для выражения неодобрения, одну для выражения благосклонности и одну для выражения нейтральности. Затем участникам показывали фотографии женских лиц, выражающих те же три эмоции, и просили определить эмоции как на записях, так и на фотографиях. Испытуемые более точно угадывали эмоцию, переданную на фотографиях, с разницей 3:2.
Во втором исследовании испытуемые доктора Мехрабяна прослушали записи девяти слов. Три были предназначены для выражения симпатии («дорогая», «спасибо» и «дорогой»), три — для выражения нейтральности («о», «правда» и «может быть») и три — для выражения неприязни («не надо», «ужасный» и «грубый»). На записях говорящие читали каждое слово три раза, каждое с разным тоном: положительным, нейтральным и отрицательным. Результат? Реакция испытуемого на каждое слово зависела больше от интонации голоса, чем от коннотации самого слова. Эти исследования привели доктора Мехрабиана к разработке формулы, описывающей, как разум определяет смысл. Он пришел к выводу, что интерпретация сообщения осуществляется на 7 % вербально, на 38 % устно и на 55 % визуально. Вывод был такой 93% общения носит «невербальный» характер.
7 примеров невербального общения на рабочем месте
«Представьте, что ваша коллега врывается в свой офис после обеда. Она краснолицая, молчаливая и ни с кем не разговаривает. Она бросает портфель на стол, плюхается на стул и смотрит в окно. Вы спрашиваете: «С вами все в порядке?» Она сердито отвечает: «Со мной все в порядке!» Какому сообщению вы верите: ее невербальным сигналам (поведение и тон голоса) или ее вербальным сигналам (только слова)? Скорее всего, вы верите невербальному сообщению», — говорит Дарлин Прайс, автор книги «Хорошо сказано!». Презентации и беседы, дающие результаты. Прайс говорит, что исследования показывают, что, когда сообщения не совпадают, большинство получателей поверят невербальному сообщению, а не произнесенным словам. Вот почему знание невербальных сигналов, особенно на рабочем месте, так важно для эффективного общения с коллегами, партнерами и клиентами. Вы должны быть в состоянии уловить определенные невербальные сигналы и манеры на рабочем месте для эффективного общения. Вот семь форм невербального общения на рабочем месте и то, как вы можете использовать их для улучшения своих коммуникативных навыков.
1. Тембр голоса
Стиль речи, высота тона, скорость и громкость — все это способствует пониманию говорящего. Изменения вокального тона во время разговора также являются заметным невербальным сигналом, который способствует вашему пониманию говорящего человека. Например, во время дружеской беседы с начальницей вы спрашиваете ее, можете ли вы взять отпуск на следующей неделе. Она говорит: «Конечно. Возьми столько времени, сколько тебе нужно, — но тон ее голоса изменился с теплого и сладкого перед твоим вопросом на холодный и резкий, когда она ответила. Хотя ее слова кажутся позитивными, ее тон говорит о том, что она недовольна вашей просьбой.
2. Ерзание
Вы заметно трясете коленом, грызете ногти или играете ручкой, когда кто-то говорит на совещании? Это может показать говорящему, что вы скучаете, нервничаете или не заинтересованы. По словам Джима Блайта, автора книги «Поведение потребителей», ерзание — это замещающее поведение и внешнее освобождение от того, что вы чувствуете внутри.
3. Выражения лица
Поскольку выражения лица тесно связаны с нашими эмоциями, они показывают, о чем мы думаем, и, возможно, являются нашими самыми важными невербальными коммуникаторами в повседневной жизни. Представьте, что вы представляете новый продукт клиенту с испуганным и обеспокоенным выражением лица или с отсутствием зрительного контакта. Это покажет вашему клиенту, что вы мало верите в продукт. Вместо этого, если вы действительно хотите продать свой продукт, покажите свою положительную энергию и энтузиазм выражением лица, позволив вашему лицу быть оживленным и улыбаться, когда вы говорите. Волнение на вашем лице поможет покупателю заинтересоваться вашим новым продуктом.
4. Движения головы
Движения головы являются особенно эффективным средством коммуникации и одним из самых простых для понимания невербальных сигналов. Некоторые движения головы, как правило, зависят от культуры, например кивание в знак согласия в западных культурах. Например, выступая на собрании, вы можете оценить понимание и интерес участников к вашей презентации, наблюдая за движениями их головы. Если они качают головой в отрицательной манере, вам, возможно, придется сделать паузу и спросить, есть ли у кого-нибудь какие-либо вопросы, чтобы попытаться понять, не запутались ли они или не согласны с вами. И наоборот, если участники встречи активно кивают головой в знак «да», это хороший признак того, что они вовлечены и понимают, что вы пытаетесь сообщить.
5. Жесты рук
Жесты рук подчеркивают произносимое слово и могут дать полезную информацию как о говорящем, так и о том, что он говорит. Иногда жесты рук дают представление об эмоциональном состоянии говорящего. Дрожащие руки могут означать, что человек беспокоится или лжет. Анимированные величественные жесты рук могут указывать на то, что человек взволнован или увлечен тем, что он обсуждает. В других случаях жесты рук придают буквальное значение произносимым словам. Ваш начальник может давать вам очень подробные устные инструкции по выполнению задачи, добавляя жесты руками, чтобы подкрепить произнесенные слова. Например, он говорит: «Мне нужно разместить три круглых объекта вон там». Произнося эти слова, он жестикулирует руками, поднимая вверх три пальца, затем рисует круг в воздухе и, наконец, указывает туда, куда он хочет.
6. Поза тела
Поза тела может использоваться для определения степени внимания или участия участника во время разговора. Плохая осанка, например, сутулость, может указывать на то, что слушатель скучает или не заинтересован в разговоре. Напротив, если человек, с которым вы разговариваете, стоит или сидит неподвижно, прямо и наклонившись вперед, он сигнализирует о том, что он сосредоточен, внимателен и вовлечен в разговор. Поза тела также может дать подсказки о характеристиках личности, например, уверен ли человек в себе, счастлив, дружелюбен или покорен.
7. Физическое расстояние
Физическое расстояние между людьми может задать тон разговору. Сотрудник, который подходит очень близко, чтобы поговорить с вами, пока вы сидите за своим столом, может показать, что он хочет сказать что-то конфиденциальное. В других случаях сближение или прикосновение к кому-либо во время разговора может быть сочтено навязчивым или даже враждебным. Однако физическое расстояние может вводить в заблуждение, поскольку в разных культурах требуется разное расстояние для общения на рабочем месте. Большинство североамериканцев предпочитают не менее 18 дюймов личного пространства. Все, что ближе, считается слишком интимным в рабочей среде. С другой стороны, коллеге из Южной Америки может быть удобно подойти к разговору гораздо ближе.
Как навыки невербального общения могут заключать или срывать сделки
Понимание важности невербального общения с клиентом или потенциальным клиентом помогает повысить доверие и ясность, а также повысить интерес к критически важным для бизнеса беседам или наоборот. Если потенциальные клиенты думают, что вы скучаете, отвлекаетесь, раздражены или делаете что-то еще, что вас отталкивает, они могут отклонить ваш контракт. Обычно люди не осознают, что они испускают негативные невербальные сигналы, которые замечают другие. С другой стороны, демонстрация положительного невербального общения, которое повышает ваш авторитет и надежность, может помочь вам заключить сделку. Клиенты хотят, чтобы ваши действия и выражение лица соответствовали вашим словам. Однако ваши усилия напрасны, если вы разговариваете только по аудио во время этих важных разговоров, поскольку клиенты или потенциальные клиенты не могут прочитать ваше невербальное общение. Напротив, личные видеоконференции позволяют вам больше общаться «лично» и улавливать важные невербальные сигналы.
6 советов по совершенствованию невербальной коммуникации во время видеозвонков
Компании, ведущие бизнес в основном по телефону или электронной почте, оставляют большую часть своих сообщений открытыми для неправильного толкования. Представьте себе деньги, которые выбрасываются на ветер из-за неэффективности и недопонимания при использовании некачественных инструментов коммуникации. Видеоконференции гарантируют, что ни одна интонация не будет упущена, а выражения лица, жесты рук и язык тела будут видны и поняты. Он задействует как визуальные, так и звуковые аспекты общения в одном формате и позволяет вам контролировать формирование вашего сообщения. Вот шесть советов, которые помогут вам эффективно общаться с клиентами, коллегами и деловыми партнерами с помощью технологии видеоконференций.
1. Помните, что за вами следят
Во время видеозвонка легко забыть, что кто-то на другом конце провода видит все с вашей камеры. Вы можете использовать небольшое устройство, такое как планшет или телефон, во время конференц-связи, но люди на дальнем конце могут видеть вас на большом телевизоре сверхвысокой четкости в конференц-зале. Не осознавая этого, ваше невербальное общение усиливается на экране для всех в конференц-зале.
2. Следите за своим языком тела
Присутствие и участие во время видеоконференций позволяет вам замечать подсознательный язык тела, например, наклоняться, сутулиться или растягиваться. Даже если вы не являетесь докладчиком во время видеозвонка, важно знать свой язык тела и то, что он говорит говорящему и участникам встречи. Покажите, что вы активно слушаете, оставаясь внимательным, сидя прямо в хорошей осанке и время от времени кивая головой.
3. Отложите телефон
Во время видеовызова убедитесь, что ваш мобильный телефон и другие устройства, отвлекающие внимание, выключены и находятся вне поля зрения. Даже одно уведомление может отвлечь вас от дел, и вы будете казаться отвлеченным и незаинтересованным.
4. Посмотрите в камеру
Нет ничего важнее зрительного контакта, когда речь идет о демонстрации уверенности, интереса и надежности. Поддерживайте зрительный контакт во время конференц-связи, глядя прямо в камеру, а не на экран компьютера или телевизора, когда говорите.
5. Избегайте чрезмерных движений и резких жестов руками
Во время телефонной конференции старайтесь, чтобы движения вашего тела были спокойными и расслабленными. Старайтесь не ерзать ручкой, чрезмерно трясти ногами или делать что-либо еще, что выдает нервозность или скуку. Во время разговора вы можете использовать свои руки для жестов, но избегайте чрезмерной активности. Драматические жесты рук могут отвлекать участников встречи, особенно во время видеоконференции, когда вы сидите близко к камере.
6. Следите за своей мимикой
И последнее, и самое главное, следите за своей мимикой на протяжении всего видеовызова. В отличие от других форм тонких невербальных сигналов, эмоции, передаваемые через выражение лица, универсальны и часто являются самым сильным невербальным коммуникатором во время телефонной конференции. Во время длительных совещаний, особенно если вы не выступаете, легко нахмуриться или выглядеть скучающим, даже не осознавая этого. Постарайтесь сохранять позитивное или нейтральное выражение лица, время от времени улыбаясь на протяжении всей встречи.