Определение в психологии ощущение: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

Содержание

это в психологии что? Ощущение и восприятие в психологии

Человеческая жизнь наполнена разным опытом, который поступает через сенсорные системы. Самое простое явление из всех психических процессов – это ощущение. Нет ничего более естественного для нас, когда мы видим, слышим, чувствуем прикосновения объектов.

Понятие ощущения в психологии

Почему актуальна тема: «Ощущение»? По психологии данный феномен изучают уже достаточно длительное время, стараясь дать более точное определение. На сегодняшний день ученые все еще пытаются понять всю глубину внутреннего мира и физиологии человека. Ощущение – это в общей психологии процесс отображения отдельных качеств, а также черт предметов и явлений действительности в условиях непосредственного воздействия на органы чувств. Способность получать такой опыт характерна для живых организмов, у которых есть нервная система. А для осознанных ощущений живые существа должны обладать головным мозгом.

Первичная стадия до появления такого психического процесса характеризовалась простой раздражимостью, благодаря которой происходило избирательное реагирование на важное воздействие из внешней или внутренней среды. Реакция соответственно сопровождалась изменениями в состоянии и поведении живого организма, на что обратила внимание общая психология.

Ощущение – это в психологии первое звено в познании внешнего и внутреннего мира человеком. Существуют разные виды этого феномена, зависимо от тех раздражителей, которые их продуцируют. Эти предметы или явления имеют связь с разными типами энергии и, соответственно, порождают разные по качеству ощущения: слуховые, кожные, зрительные. В психологии также выделяют чувства, связанные с мышечной системой и внутренними органами. Такие феномены не осознаются человеком. Исключением являются лишь болезненные ощущения, которые идут от внутренних органов. Они не доходят до сферы сознания, но воспринимаются нервной системой. Также человек получает ощущения, которые связаны с такими понятиями, как время, ускорение, вибрация и другие, жизненно важные факторы.

Стимулами для наших анализаторов становятся электромагнитные волны, которые входят в пределы определенного диапазона.

Характеристика видов ощущений

Закономерности ощущений в психологии предусматривают описание и различных их видов. Первая классификация относится еще к древнему периоду. В ее основе лежат анализаторы, которые определяют такие виды, как обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Еще одна классификация ощущений в психологии представлена Б. Г. Ананьевым (выделял 11 видов). Существует также систематическая типология авторства английского физиолога Ч. Шеррингтона. В нее входят интероцептивный, проприоцептивный и экстероцептивный типы ощущений. Рассмотрим их подробнее.

Интероцептивный тип ощущения: описание

Этот вид ощущений дает сигналы от внутренней среды организма, от разных органов и систем, которые характеризуются определенными показателями. Рецепторы получают сигналы из пищеварительной системы (через стенки желудка и кишечника), сердечно-сосудистой (стенки сосудов и сердца), из мышечной ткани и других систем. Такие нервные образования имеют название – рецепторы внутренней среды.

Эти ощущения принадлежат к наиболее древней и примитивной группе. Они характеризуются неосознанностью, диффузностью и очень близки к эмоциональному состоянию. Другое название этих психических процессов – органические.

Проприоцептивный тип ощущения: описание

Информацию о том, в каком состоянии находится наше тело, дает человеку проприоцептивное ощущение. В психологии выделяют несколько подвидов этого типа, а именно: ощущение статики (равновесия) и кинестетики (движений). Мышцы и суставы (сухожилия и связки) – это места локализации рецепторов. Название таких чувствительных участков достаточно интересное — тельца Паччини. Если говорить о периферических рецепторах проприоцептивных ощущений, то локализируются они в канальцах внутреннего уха.

Понятие ощущения в психологии и психофизиологии изучено довольно хорошо. Этим занимались А. А. Орбели, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн.

Экстероцептивный тип ощущения: описание

Эти ощущения поддерживают связь человека с внешним миром и делятся на контактные (вкусовые и осязательные) и дистантные (слуховые, обонятельные и зрительные ощущения в психологии).

Обонятельное ощущение в психологии вызывает споры ученых, так как они не знают, куда точно его поместить. Предмет, который излучает запах, находится на дистанции, но молекулы аромата имеют контакт с носовыми рецепторами. Или же бывает, что предмет уже отсутствует, а запах все равно витает в воздухе. Также обонятельные ощущения имеют значение в употреблении пищи и определении качества продуктов.

Интермодальные ощущения: описание

Как в случае с обонянием, есть и другие ощущения, которые сложно классифицировать. Например, это вибрационная чувствительность. В ее состав входят ощущения от слухового анализатора, а также от кожи и мышечной системы. По мнению Л. Е. Комендантова, вибрационная чувствительность является одной из форм звукового восприятия. Доказано ее огромное значение в жизни людей с ограничением или отсутствием слуха и голоса. Такие люди имеют высокий уровень развития тактильно-вибрационной феноменологии и могут определить движущийся грузовик или другую машину даже на большой дистанции.

Другие классификации ощущений

Также подлежит изучению классификация ощущений в психологии М. Хэда, который обосновал генетический подход к разделению чувствительности. Выделил два ее вида – протопатическую (органические ощущения – жажда, голод, примитивные и физиологические) и эпикритическую (сюда относятся все известные ученым ощущения).

Также разрабатывал классификацию ощущений Б. М. Теплов, выделяя два типа рецепторов – интерорецепторы и экстерорецепторы.

Характеристика свойств ощущений

Следует отметить, что ощущения одинаковые по модальности могу быть абсолютно непохожими друг на друга. Свойствами такого познавательного процесса являются его индивидуальные особенности: качество, интенсивность, пространственная локализация, продолжительность, пороги ощущений. В психологии эти феномены были описаны учеными-физиологами, которые были первыми, кто начал заниматься такой проблемой.

Качество и интенсивность ощущения

В принципе любые показатели явлений можно разделить на количественный и качественный виды. Качество ощущения определяет его отличия от других видов этого феномена и несет базовую информацию от стимулятора. Невозможно измерить качество с помощью каких-либо числительных приборов. Если возьмем зрительное ощущение в психологии, то его качеством будет цвет. Для вкусовой и обонятельной чувствительности – это понятие сладкого, кислого, горького, соленого, ароматного и так далее.

Количественная характеристика ощущения – это его интенсивность. Такое свойство является необходимым человеку, поскольку для нас важно определять громкую или тихую музыку, а также светло или темно в помещении. Интенсивность переживается по-разному в зависимости от таких факторов: силы действующего стимула (физические параметры) и функционального состояния рецептора, который подвергается воздействию. Чем больше показатели физических характеристик стимула, тем большая интенсивность ощущения.

Длительность и пространственная локализация ощущения

Еще одной важной характеристикой считается длительность, которая обозначает временные показатели ощущения. Это свойство тоже подвержено действию объективных и субъективных факторов. Если раздражитель действует долго, то и ощущение будет длительным. Это объективный фактор. Субъективный заключается в функциональном состоянии анализатора.

Стимулы, которые раздражают органы чувств, имеют свою локацию в пространстве. Ощущения помогают определить местонахождение того или иного объекта, что играет значимую роль для жизнедеятельности человека.

Пороги ощущений в психологии: абсолютный и относительный

Под абсолютным порогом понимают те физические параметры стимула в минимальном количестве, которые вызывают ощущение. Есть раздражители, которые лежат ниже, чем уровень абсолютного порога, и не вызывают чувствительности. Но на организм человека все равно влияют эти закономерности ощущений. В психологии исследователь Г. В. Гершуни представил результаты экспериментов, в которых было обнаружено, что звуковые стимулы, которые находились ниже, чем абсолютный порог, вызывали определенную электрическую активность головного мозга и увеличение зрачка. Эта зона являет собой субсенсорную область.

Есть и верхний абсолютный порог — это показатель раздражителя, который не может адекватно восприниматься органами чувств. Такие переживания вызывают боль, но не всегда (ультразвук).

Кроме свойств, существуют также и закономерности ощущений: синестезия, сенсибилизация, адаптация, взаимодействие.

Характеристика восприятия

Ощущение и восприятие в психологии являются первичными познавательными процессами по отношению к памяти и мышлению. Краткую характеристику этому явлению психики мы дали, а теперь перейдем к восприятию. Это психический процесс целостного отображения предметов и явлений действительности при их непосредственном контакте с органами чутья. Ощущение и восприятие в психологии изучали физиологи и психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. С. Комарова и другие ученые. Процесс сбора информации обеспечивает человеку ориентацию во внешнем мире.

Следует отметить, что восприятие характерно только для человека и высших животных, которые способны формировать образы. Это процесс объективации. Доставка в кору головного мозга информации о свойствах предметов – это функции ощущений. В психологии восприятия выделяют формирование образа, полученного на основании собранной информации о предмете и его свойствах. Образ получается в результате взаимодействия нескольких сенсорных систем.

Виды восприятия

В восприятии выделяют три группы. Вот наиболее распространенные классификации:

Зависимость от целей

Преднамеренная

Непреднамеренная

Зависимость от степени организации

Организованная (наблюдение)

Неорганизованная

Зависимость от формы отражения

Восприятие пространства (форма, величина, объемность, расстояние, расположение, удаленность, направление)

Восприятие времени (длительность, скорость протекания, последовательность явлений)

Восприятие движения (изменения положения объекта или самого человека во времени)

Свойства восприятия

С. Л. Рубинштейн заявляет, что восприятие людей имеет обобщенный и направленный характер.

Итак, первым свойством этого процесса считается предметность. Восприятие невозможно без предметов, ведь они имеют свои определенные цвета, форму, величину и назначение. Скрипку мы определим, как музыкальный инструмент, а тарелку – как столовый прибор.

Второе свойство – целостность. Ощущения сообщают в мозг элементы предмета, его определенные качества, а с помощью восприятия эти отдельные черты складываются в целостный образ. На концерте оркестра мы слушаем музыку целостно, а не звуки каждого музыкального инструмента отдельно (скрипку, контрабас, виолончель).

Третье свойство – константность. Оно характеризует относительное постоянство форм, оттенков цвета и величин, которые мы воспринимаем. К примеру, мы видим кота, как определенное животное, независимо от того в темноте он или в светлой комнате.

Четвертое свойство – обобщенность. Человеку свойственно классифицировать предметы и относить их к определенному классу, зависимо от признаков, которые имеются.

Пятое свойство – осмысленность. Воспринимая объекты, мы соотносим их с нашим опытом и знаниями. Даже в том случае, если предмет незнакомый, человеческий мозг пытается сравнить его уже с привычными объектами и выделить общие черты.

Шестое свойство – избирательность. В первую очередь воспринимаются объекты, которые имеют связь с личным опытом или активностью человека. Например, смотря спектакль, актер и посторонний человек по-разному будут переживать то, что происходит на сцене.

Каждый процесс может протекать как в норме, так и в патологии. Нарушениями восприятия считают гиперестезию (повышенную чувствительность к обыкновенным стимулам внешней среды), гипестезию (снижение уровня чувствительности), агнозию (нарушенное узнавание объектов в состоянии ясного сознания и небольшое снижение общей чувствительности), галлюцинации (восприятие несуществующих предметов в реальности). Иллюзии характерны при ошибочном восприятии предметов, существующих в реальности.

Напоследок хочется сказать, что психика человека — довольно сложное устройство, и отдельное рассмотрение таких процессов, как ощущение, восприятие, память и мышление — искусственное, ведь в реальности все эти феномены происходят параллельно или последовательно.

Автор:

Татьяна Целюк


Похожие статьи

Психология ощущения и восприятия

Определение 1

Ощущение в психологии – это элементарный психический процесс, заключающийся в субъективном отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств.

Особенности и виды ощущений в психологии

Ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира. Они представляют собой часть другого психического процесса — восприятия. В процессе возникновения ощущений раздражитель (например, звук определенной музыка), обладающий соответствующими характеристиками, начинает воздействовать на орган чувств (в нашем случае уши). Орган воспринимает информацию и передает ее по проводящим путям в головной мозг. Там информация обрабатывается, и человек начинает слышать музыку.

Ощущения могут быть интероцептивными и экстероцептивными. Первые из них считаются наиболее древней и элементарной группой ощущений, которая соединяет сигналы, поступающие из внутренней среды организма.

Сигналы показывают состояние внутренних процессов организма. Их возникновение происходит с помощью рецепторов, расположенных на стенках желудка, сердца и кровеносной системы и прочих внутренних органов. Этот тип ощущений можно включить в число наименее осознаваемых. Он в большей степени связан с эмоциональным состоянием индивида.

Замечание 1

Экстероцептивные ощущения — это самая большая группа ощущений. С их помощью обеспечивается поступление сигналов из внешнего мира, они формируют основу для сознательного поведения человека.

Экстероцептивные ощущения условно классифицируются на 2 группы: контактные и дистантные. Контактные ощущения вызваны прямым воздействием объекта на органы чувств (например, обоняние и вкус). Дистантные ощущения способны отражать качества объекта, который находится на определенном расстоянии от органов чувств (например, слух и зрение).

Есть еще группа пропреоцитивных ощущений, которые передают информацию о положении тела в пространстве (положение опорно-двигательного аппарата). Они помогают обеспечить регуляцию движений, включая ощущение равновесия (статические ощущения) и двигательные (кинестетические) ощущения. Эти рецепторы располагаются в мышцах, суставах, связках.

Восприятие в психологии

Замечание 2

Восприятие представлено психическим процессом, суть которого состоит в целостном отражении предметов и явлений (действуют в определенное время на конкретные органы чувств). Условно восприятие — это сумма ощущений, памяти и мышления.

Восприятие является синонимом перцепции. По этой причине формирование образа предмета происходит через перцепцию первичных ощущений, знаний, желаний, ожидания, воображения и настроения. Основными особенностями восприятия считается:

  • Предметность,
  • Константность,
  • Апперцепция,
  • Структурность,
  • Целостность,
  • Иллюзия,
  • Осмысленность,
  • Избирательность.

Восприятие в психологии рассматривается в качестве процесса отображения отдельных свойств предметов и явлений в психике. В этой сфере происходит непосредственное влияние на органы чувств. Долгое время относительно ощущений и их важности в восприятии дискутировали ученые. Так, ассоциативной психологией ощущения трактовались в качестве базовых элементов психики.

Философия критиковала идею, что восприятие выстраивается на основе ощущений. В прошлом веке в психологии произошли некоторые изменения, в соответствии с которыми восприятие больше не стали рассматривать в качестве совокупности атомарных чувственных ощущений. Его начали понимать, как структурное и целостное явление.

Психолог Дж. Гибсон трактовал «воспринимание», как активный процесс присвоения информации из мира. Этот процесс состоит из реального обследования тех сведений мира, которые воспринимаются. Таким образом, процесс показывает людям свойства окружающего мира, которые относятся к их потребностям, проявляя возможную деятельность в актуальных ситуациях.

Связь ощущения и восприятия

Если подвергнуть сравнению определения двух психических процессов восприятия и ощущения, то можно отметить несколько особенностей. В первую очередь, восприятие — это более сложный процесс. Ощущения способны отражать отдельные свойства объектов, а восприятие представляет собой целостное отражение. Результатом восприятия считается целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства.

В качестве физиологической основы восприятия выступают процессы, которые проходят в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Под воздействием раздражителей в окончаниях нервов (в органах чувств), проявляется нервное возбуждение. По проводящим путям оно поступает в нервные центры, и, в конечном счете, попадает в кору головного мозга. Здесь оно находится в сенсорных зонах коры, которые представляют собой центральную проекцию нервных окончаний.

В соответствии с тем, к какому органу относится сенсорная зона, создается определенная сенсорная информация. Так как восприятие тесным образом связано с ощущением, то ученые предполагают, что оно, по аналогии с ощущением, является рефлекторным процессом. И. П. Павлов показывал в своих экспериментах, что основой восприятия считаются условные рефлексы. Эти временные нервные связи образуются в коре больших полушарий в процессе воздействия предметов или явлений на рецепторы.

Временные нервные связи, способные обеспечивать процесс восприятия, делятся на 2 вида:

  • Связи, образующиеся в пределах одного анализатора;
  • Межанализаторные связи.

Связи в анализаторах возникают при воздействии на организм комплексного раздражителя, обладающего одной модальностью (например, музыка). Второй вид нервных связей создается с воздействием комплексного раздражителя.

Он представляет собой связи в пределах различных анализаторов. Их возникновение Сеченов объяснил с позиции действия ассоциаций, которые у людей непременно сопровождаются слуховым образом слова. С его помощью восприятие и приобретает целостную структуру.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Разум | Психология Вики | Фэндом

в: Статьи с утверждениями без источников, Восприятие, Сенсорная система, Чувства

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету
.
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Чувства — физиологические способы восприятия. Чувства и их действие, классификация и теория являются пересекающимися темами, изучаемыми в различных областях, в первую очередь в неврологии, когнитивной психологии (или когнитивной науке) и философии восприятия. Нервная система имеет сенсорную систему, предназначенную для каждого чувства.

Содержание

  • 1 Определение смысла
  • 2 Пять классических чувств
    • 2.1 Прицел
    • 2.2 Слух
    • 2.3 Вкус
    • 2.4 Запах
    • 2,5 сенсорный
  • 3 Другие органы чувств
    • 3.1 Температура
    • 3.2 Боль
    • 3.3 Баланс и ускорение
    • 3.4 Осознание тела
    • 3.5 Прочие внутренние органы чувств
  • 4 Нечеловеческие чувства
    • 4. 1 Аналогично человеческим чувствам
      • 4.1.1 Запах
      • 4.1.2 Видение
      • 4.1.3 Весы
    • 4.2 Не аналогичен человеческим чувствам
  • 5 См. также
    • 5.1 Исследовательские центры
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки

Определение чувства

Среди неврологов нет твердого согласия относительно количества чувств из-за различных определений того, что представляет собой чувство. Одно определение гласит, что чувство — это способность воспринимать внешние раздражители. [1]

Общепринятые пять чувств — это зрение, слух, осязание, обоняние, вкус: классификация, традиционно приписываемая Аристотелю. [2] Однако у людей есть по крайней мере девять различных органов чувств, а у других организмов есть по крайней мере два других чувства.

Приемлемым определением чувства было бы «система, состоящая из группы типов сенсорных клеток, которые реагируют на определенное физическое явление и соответствуют определенной группе областей в мозгу, где сигналы принимаются и интерпретируются. » Споры о количестве органов чувств обычно возникают в связи с классификацией различных типов клеток и их сопоставлением с областями мозга.

Пять классических чувств

Зрение

Зрение или зрение — это способность мозга и глаза обнаруживать электромагнитные волны в видимом диапазоне (свет), интерпретируя изображение как «зрение». Существуют разногласия относительно того, составляет ли это одно, два или три чувства. Нейроанатомы обычно рассматривают его как два чувства, учитывая, что разные рецепторы отвечают за восприятие цвета (частота фотонов света) и яркости (амплитуда/интенсивность — количество фотонов света). Некоторые утверждают

[Как сослаться и сделать ссылку на резюме или текст] что стереопсис, восприятие глубины, также представляет собой чувство, но обычно рассматривается как когнитивная (т. е. постсенсорная) функция мозга для интерпретации сенсорной информации и для получения новой информации. Неспособность видеть называется слепотой.

Слух

Слух или прослушивание — это чувство восприятия звука, возникающее в результате того, что крошечные волосковые волокна во внутреннем ухе обнаруживают движение мембраны, которая вибрирует в ответ на изменения давления, создаваемого атмосферными частицами внутри (при лучший) диапазон 9до 22 000 Гц, однако это зависит от каждого человека. Звук также может быть обнаружен как вибрации, проводимые через тело при тактильном контакте. Только таким образом обнаруживаются более низкие и более высокие частоты, чем те, которые можно услышать. Неспособность слышать называется глухотой.

Вкус

Вкус или вкус является одним из двух основных «химических» чувств. Хорошо известно, что на языке есть по крайней мере четыре типа вкусовых «рецепторов» (рецепторов), и, следовательно, есть анатомы, которые утверждают, что они составляют четыре или более различных чувств, учитывая, что каждый рецептор передает информацию в немного другую область. мозга. Неспособность ощущать вкус называется агевзией.

Четыре хорошо известных рецептора обнаруживают сладкое, соленое, кислое и горькое, хотя рецепторы сладкого и горького окончательно не идентифицированы. Пятый рецептор, отвечающий за ощущения, названный

умами , был впервые теоретизирован в 1908 году, а его существование было подтверждено в 2000 году [3] . Рецептор умами обнаруживает глутамат аминокислоты, аромат, обычно встречающийся в мясе и в искусственных ароматизаторах, таких как глутамат натрия. Нос отвечает за часть вкуса ЕДЫ.

Запах

Запах или обоняние — другое «химическое» чувство. В отличие от вкуса, существуют сотни обонятельных рецепторов, каждый из которых связан с определенной молекулярной особенностью. Молекулы запаха обладают разнообразными свойствами и поэтому более или менее сильно возбуждают определенные рецепторы. Эта комбинация возбуждающих сигналов от различных рецепторов составляет то, что мы воспринимаем как запах молекулы.

В головном мозге обоняние обрабатывается обонятельной системой. Нейроны обонятельных рецепторов в носу отличаются от большинства других нейронов тем, что они регулярно умирают и регенерируют. Отсутствие обоняния называется аносмией.

Осязание

Осязание , также называемое тактикой или механорецепцией , является чувством восприятия давления , обычно в коже. Существует множество рецепторов давления, которые реагируют на изменения давления (например, твердое, растирающее и продолжительное). Неспособность чувствовать что-либо или почти что-либо называется анестезией. Парестезия — это ощущение покалывания, покалывания или онемения кожи человека без явного долговременного физического эффекта.

Прочие органы чувств

Температура

Термоцепция – это чувство тепла и отсутствия тепла ( холода ), также посредством кожи и включая внутренние кожные пути. Существуют некоторые разногласия по поводу того, сколько чувств это на самом деле представляет — терморецепторы в коже сильно отличаются от гомеостатических терморецепторов в головном мозге (гипоталамусе), которые обеспечивают обратную связь о внутренней температуре тела.

Боль

Ноцицепция (физиологическая боль) — это бессознательное восприятие близкого повреждения или повреждения ткани. Его можно классифицировать как от одного до трех чувств, в зависимости от метода классификации. Три типа болевых рецепторов: кожные (кожа), соматические (суставы и кости) и висцеральные (органы тела). Считалось, что боль — это просто перегрузка рецепторов давления, но исследования первой половины 20 века показали, что боль — это особое явление, которое переплетается со всеми другими чувствами, включая осязание. Когда-то боль считалась полностью субъективным ощущением, но недавние исследования показывают, что боль регистрируется в передней поясной извилине головного мозга.

Равновесие и ускорение

Равновесие , вестибулярное чувство , представляет собой восприятие равновесия или ускорения и в основном связано с полостями, содержащими жидкость во внутреннем ухе. Существуют некоторые разногласия относительно того, включает ли это также чувство «направления» или ориентации. Однако, как и в случае с восприятием глубины ранее, обычно считается, что «направление» — это постсенсорное когнитивное осознание.

Осознание тела

Проприоцепция , кинестетическое чувство , это восприятие осознания тела и это чувство, о котором люди часто не подозревают, но на которое очень полагаются. Легче продемонстрировать, чем объяснить, проприоцепция — это «бессознательное» осознание того, где в любой момент времени расположены различные области тела. (Это можно продемонстрировать, если кто-нибудь закроет глаза и помашет рукой. При правильной проприоцептивной функции человек никогда не потеряет осознания того, где на самом деле находится рука, даже если она не определяется другими органами чувств.) . Его можно использовать во время реакции. Проприоцепция и осязание неявно связаны, и их нарушение приводит к неожиданным и глубоким нарушениям восприятия и действия (Robles-De-La-Torre 2006).

Другие внутренние чувства

Внутреннее чувство — это «любое чувство, которое обычно стимулируется изнутри тела». [4] Они включают многочисленные сенсорные рецепторы во внутренних органах, такие как рецепторы растяжения, которые неврологически связаны с мозгом.

  • Легочные рецепторы растяжения находятся в легких и контролируют частоту дыхания.
  • Кожные рецепторы в коже реагируют не только на прикосновение, давление и температуру, но также реагируют на расширение сосудов кожи, например, на покраснение.
  • Рецепторы растяжения в желудочно-кишечном тракте ощущают вздутие живота, что может привести к коликам.
  • Стимуляция сенсорных рецепторов пищевода приводит к ощущению в горле при глотании, рвоте или кислотном рефлюксе.
  • Сенсорные рецепторы слизистой оболочки глотки, подобные тактильным рецепторам кожи, воспринимают посторонние предметы, такие как пища, что может вызвать рвотный рефлекс и соответствующее рвотное ощущение.
  • Стимуляция сенсорных рецепторов в мочевом пузыре и прямой кишке может привести к ощущению полноты.
  • Стимуляция датчиков растяжения, воспринимающих расширение различных кровеносных сосудов, может вызвать боль, например головную боль, вызванную расширением сосудов головного мозга.

Нечеловеческие чувства

Аналогично человеческим чувствам

Другие живые организмы имеют рецепторы для восприятия окружающего мира, включая многие из органов чувств, перечисленных выше для людей. Однако механизмы и возможности сильно различаются.

Обоняние

Среди нечеловеческих видов обоняние у собак гораздо более острое, чем у людей, хотя механизм аналогичен. Насекомые имеют обонятельные рецепторы на своих антеннах.

Зрение

У гадюк и некоторых удавов есть органы, которые позволяют им обнаруживать инфракрасный свет, так что эти змеи могут ощущать тепло тела своей добычи. У обычной летучей мыши-вампира также может быть инфракрасный датчик на носу. [5] Инфракрасные органы чувств — это просто зрение в другом диапазоне световых частот. Выяснилось, что птицы и некоторые другие животные являются тетрахроматами и обладают способностью видеть в ультрафиолете вплоть до 300 нанометров. Пчелы также способны видеть в ультрафиолете.

Баланс

Гребневики имеют рецептор баланса (статоцист), который работает совершенно иначе, чем полукружные каналы млекопитающих.

Не аналогичны чувствам человека

Кроме того, у некоторых животных есть органы чувств, которых нет у людей, в том числе следующие:

  • Электроцепция (или «электрорецепция») — способность обнаруживать электрические поля. Несколько видов рыб, акул и скатов способны ощущать изменения электрических полей в непосредственной близости от них. Некоторые рыбы пассивно ощущают изменение близлежащих электрических полей; некоторые генерируют собственные слабые электрические поля и ощущают структуру потенциалов поля на поверхности своего тела; а некоторые используют эти способности генерировать и воспринимать электрическое поле для социальной коммуникации. Механизмы, с помощью которых электроцептивные рыбы строят пространственное представление из очень небольших различий в потенциалах поля, включают сравнение латентности спайков от разных частей тела рыбы.
Единственным отрядом млекопитающих, который, как известно, демонстрирует электроцепцию, является отряд однопроходных. Среди этих млекопитающих утконос [6] обладает наиболее острым чувством электроцепции.
  • Магнитоцепция (или «магниторецепция») — это способность обнаруживать колебания магнитных полей, которая чаще всего наблюдается у птиц, хотя она также наблюдалась у насекомых, таких как пчелы. Хотя нет никаких сомнений в том, что это чувство существует у многих птиц (оно имеет важное значение для навигационных способностей перелетных птиц), это не совсем понятное явление. [7] Одно исследование показало, что крупный рогатый скот использует магнитоцепцию, поскольку имеет тенденцию выстраиваться в направлении север-юг. [8] Магнитотактические бактерии строят внутри себя миниатюрные магниты и используют их для определения своей ориентации относительно магнитного поля Земли. [Как сделать ссылку и ссылку на резюме или текст]
  • Эхолокация — это способность определять ориентацию на другие объекты посредством интерпретации отраженного звука (например, сонар). Летучие мыши и китообразные известны этой способностью, хотя некоторые другие животные также используют ее. Чаще всего он используется для навигации в условиях плохого освещения или для идентификации и отслеживания добычи. В настоящее время существует неопределенность, является ли это просто чрезвычайно развитой постсенсорной интерпретацией слуховых восприятий или на самом деле представляет собой отдельное чувство. Решение проблемы потребует сканирования мозга животных, когда они фактически выполняют эхолокацию, что на практике оказалось сложной задачей. Слепые люди сообщают, что они могут ориентироваться, интерпретируя отраженные звуки (особенно свои собственные шаги), явление, известное как человеческая эхолокация.
  • Определение давления использует орган Вебера, систему, состоящую из трех придатков позвонков, передающих изменения формы газового пузыря в среднее ухо. С его помощью можно регулировать плавучесть рыбы. Известно, что такие рыбы, как погодная рыба и другие гольцы, реагируют на области с низким давлением, но у них отсутствует плавательный пузырь.
  • Обнаружение течений Боковая линия у рыб и водных форм земноводных представляет собой систему обнаружения течений воды, состоящую в основном из вихрей. Механорецепторы представляют собой волосковые клетки, такие же механорецепторы вестибулярного восприятия и слуха. Он используется в основном для навигации, охоты и обучения. Рецепторы электрического чувства представляют собой видоизмененные волосковые клетки системы боковой линии.
  • Направление/обнаружение поляризованного света используется пчелами для ориентации, особенно в пасмурные дни. Каракатицы также могут воспринимать поляризацию света. На самом деле большинство зрячих людей могут научиться грубо обнаруживать большие области поляризации с помощью эффекта, называемого кистью Хайдингера, однако это считается энтоптическим явлением, а не отдельным чувством.
  • Щелевые сенсиллы пауков обнаруживают механическое напряжение в экзоскелете, предоставляя информацию о силе и вибрациях.

См. также

  • Внимание
  • Слуховая иллюзия, оптическая иллюзия, сенсорная иллюзия
  • Основные вкусы
  • Экстрасенсорика
  • Гиперсенсоры (люди с необычными сенсорными способностями)
    • Эхолокация человека
    • Супердегустатор
    • Связанные со зрением:
      • Кисть Хайдингера (обычные люди, воспринимающие поляризацию света)
      • Тетрахромат (повышенное цветовосприятие)
  • Сенсация
  • Мультимодальная интеграция
  • Чувствительность (человеческая)
  • Чувство времени
  • Сенсориум
  • Синестезия
  • Сакаятана и Аятана (шесть чувств как понятие в буддизме)
  • Психология ощущений и восприятия

Исследовательские центры

  • Медицинский институт Говарда Хьюза (HHMI)
  • Институт перспективных наук и техники (IASE)

Ссылки

  1. ↑ http://www.eioba.com/a70192/senses
  2. ↑ http://www. jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=479&letter=S
  3. ↑ http://www.nature.com/neuro/press_release/nn0200.html
  4. ↑ Медицинский словарь Дорланда, 26-е издание, по смыслу
  5. www.pitt.edu/AFShome/s/l/slavic/public/html/courses/vampires/images/bats/vambat.html. URL-адрес, полученный 25 мая 2007 г.
  6. ↑ Электрорецепция в Утконосе
  7. ↑ Магнитное чувство животных
  8. ↑ Статья BBC Science News

Внешние ссылки

  • Нобелевская премия по физиологии и медицине 2004 г. (объявленная 4 октября 2004 г.) была присуждена Ричарду Акселю и Линде Бак за их работу по объяснению обоняния, впервые опубликованную в совместной статье 1991 г., в которой описывалось очень большое семейство около тысячи генов рецепторов запахов и то, как рецепторы связаны с мозгом.
  • HHMI — Всемирно известный центр медицинского превосходства
  • IASE — senses.info — Исследовательский центр, занимающийся изучением чувств.
  • Ответы на несколько вопросов о чувствах и человеческих чувствах от любознательных детей
  • Учебное пособие по физиологии чувств 12 анимированных глав о зрении, слухе, осязании, равновесии и памяти.
Нервная система — Сенсорная система — редактировать
Особые чувства : Зрительная система | Слуховая система | Обонятельная система | Вкусовая система
Соматосенсорная система : Ноцицепция | Терморецепция | Вестибулярная система |
Механорецепция (давление, вибрация и проприоцепция) | Равновесие
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Что такое ощущение? – Общая психология

Перейти к содержанию

Ощущение и восприятие

Цели обучения

  • Дайте определение ощущению и объясните его связь с понятиями абсолютного порога, разностного порога и подсознательных сообщений

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, происходит 90 428. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия называется .

Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Рисунок 1 . Абсолютный порог для обнаружения света выше, чем вы, вероятно, себе представляли — человеческий глаз может увидеть свечу в ясную ночь на расстоянии до 30 миль!

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул обнаруживался в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Мы также можем получать сообщения, представленные ниже порога осознания — они называются . Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. Следовательно, сообщение воспринято, но по какой-то причине не выбрано для обработки в рабочей или кратковременной памяти. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Копать глубже: Бессознательное

[1] Восприятие Рисунок 2 . Прайминг можно использовать для повышения производительности интеллектуального теста. Испытуемые, заряженные стереотипом профессора — своего рода интеллектуальным образцом для подражания, — превзошли тех, заряженных антиинтеллектуальным стереотипом. [Фото: Джереми Уилберн]

В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов (процессов, которые происходят, когда мы бодрствуем, но не осознаем этого) направлены на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — это простое воздействие (Зайонц, 19 лет).68). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле 90 428 возникают даже тогда, когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят. Другим примером современных исследований бессознательных процессов является исследование . Прайминг обычно опирается на надпороговые стимулы, а это означает, что обмен сообщениями может происходить неосознанно, но все же воспринимается, в отличие от подсознательного обмена сообщениями. Надпороговые сообщения воспринимаются сознательным разумом. Например, в одном исследовании покупатели слушали либо французскую, либо немецкую музыку (надпороговые сообщения) при покупке вина, и продажи из любой страны были выше, когда над головой звучала музыка из той же страны. [2] В известном эксперименте исследовательской группы под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена ​​к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составить предложения на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть, после того, как они столкнулись со словами, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью. Подобные прайминг-эффекты проявлялись и в других областях. Например, Дейкстерхейс и ван Книппенберг (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%. Оба этих исследования с трудом воспроизводились, поэтому стоит отметить, что полученные выводы могут быть не такими убедительными, как сообщалось изначально.

Абсолютные пороги обычно измеряются в тщательно контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как порог разности или . В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как : Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показано в примере. Это идея о том, что большие стимулы требуют больших различий, чтобы их можно было заметить. Например, вашему другу будет гораздо сложнее достоверно определить разницу между 10 и 11 фунтами. (или 5 против 5,5 кг), чем для 1 и 2 фунтов.

Подумай об этом

Подумайте о времени, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация, дополнение Dig Deeper. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Подробная информация о бессознательном состоянии. Автор : Синтия Голледж. Предоставлено : Portland Community College. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Ощущение против восприятия. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/5-1-sensation-versus-perception. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Копайте глубже в бессознательное и образ. Автор : Ap Dijksterhuis Radboud. Предоставлено : Университет Неймегена. Расположен по адресу : http://nobaproject.com/modules/the-unенциальное. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
  • Ощущение и восприятие, последний пример закона Вебера. Автор : Адам Джон Привитера . Предоставлено : Общественный колледж Чемекета. Расположен по адресу : http://nobaproject.com/modules/sensation-and-perception. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
  • Свеча в темноте. Автор : pratanti. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/pratanti/3631956828. Проект : Flickr. Лицензия : CC BY: Attribution

  1. Обратите внимание, что термин «сознательный» обычно относится к обработке, которая происходит, когда мы бодрствуем. «Бессознательная» обработка также происходит во время бодрствования, но ниже уровня осознания. Это похоже на «бессознательную» обработку, которая также происходит ниже порога осознания, но чаще используется для описания тех, кто также не бодрствует, например: «Она была без сознания после автомобильной аварии». Однако термины бессознательное и бессознательное иногда используются взаимозаменяемо. ↵
  2. Норт, А. и Харгривз, Дэвид и МакКендрик, Дженнифер. (1999). Влияние музыки в магазине на выбор вин. Журнал прикладной психологии. 84. 271-276. 10.1037/0021-9010.84.2.271. ↵

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Ощущение против восприятия – Психология

Ощущение и восприятие

OpenStaxCollege

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Различать ощущение и восприятие
  • Описать понятия абсолютного порога и разностного порога
  • Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.

Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как едва заметная разница (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера: порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показывает пример.

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, была получена в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (19).99). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется невнимательной слепотой.

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали ([ссылка]) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)


Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется теорией обнаружения сигнала. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера ([ссылка]): линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.


Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, с которыми люди регулярно сталкиваются в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, чаще демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении насыщенных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Ощущение возникает, когда сенсорные рецепторы обнаруживают сенсорные раздражители. Восприятие включает в себя организацию, интерпретацию и сознательный опыт этих ощущений. Все сенсорные системы имеют как абсолютные, так и разностные пороги, которые относятся к минимальному количеству энергии стимула или минимальному количеству разницы в энергии стимула, необходимой для обнаружения примерно в 50% случаев соответственно. Сенсорная адаптация, избирательное внимание и теория обнаружения сигналов могут помочь объяснить, что воспринимается, а что нет. Кроме того, на наше восприятие влияет ряд факторов, включая убеждения, ценности, предрассудки, культуру и жизненный опыт.

________ относится к минимальному количеству энергии стимула, необходимому для обнаружения в 50% случаев.

  1. абсолютный порог
  2. порог разницы
  3. просто заметная разница
  4. трансдукция

A

Снижение чувствительности к неизменному раздражителю называется ________.

  1. трансдукция
  2. порог разницы
  3. сенсорная адаптация
  4. слепота по невнимательности

C

________ включает преобразование энергии сенсорных стимулов в нервные импульсы.

  1. сенсорная адаптация
  2. слепота по невнимательности
  3. порог разницы
  4. трансдукция

D

________ возникает при организации, интерпретации и сознательном переживании сенсорной информации.

  1. ощущение
  2. восприятие
  3. трансдукция
  4. сенсорная адаптация

Б

Не все, что ощущается, воспринимается. Как вы думаете, мог ли когда-нибудь быть случай, когда что-то можно было бы воспринять, не чувствуя?

Ученикам пора подумать об экстрасенсорном восприятии. Другой интересной темой может быть феномен фантомных конечностей, с которым сталкиваются люди с ампутированными конечностями.

Пожалуйста, приведите новый пример того, как даже заметная разница может меняться в зависимости от интенсивности стимула.

Есть много возможных примеров. Один из примеров включает обнаружение разницы в весе. Если два человека держат стандартные конверты, и один из них содержит четвертак, а другой пуст, разницу в весе между ними легко обнаружить. Однако, если эти конверты поместить в два учебника одинакового веса, определить, какой из них тяжелее, гораздо сложнее.

Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *