семья | это… Что такое семья?
СЕМЬЯ (с. 534)
Рассказывают: когда один из учеников Сократа собрался жениться, но все же испытывал некоторые колебания по этому ответственному вопросу, он обратился к учителю за советом. Тот уклончиво ответил: «Поступай как знаешь — все равно потом будешь сожалеть!» А подумав — добавил: «Пожалуй, все-таки женись. Попадется хорошая жена — будешь счастлив, плохая — станешь философом». (По преданию, собственную семейную жизнь Сократа трудно было назвать счастливой.)
Наш современник М.Е.Литвак, посвятивший профессии психолога интересную книгу, расценивает этот античный анекдот как первый яркий пример семейного консультирования, а самого Сократа называет одним из первых практических психологов. Если придерживаться такой трактовки, то психология семьи ведет историю с древнейших времен. Большинство истин, которыми современные психологи пытаются просветлить умы запутавшихся супругов, на самом деле были изречены еще в античности.
О семейной жизни на протяжении веков высказывались многие мыслители (причем на удивление наиболее меткие и удачные суждения принадлежали холостякам). Однако к психологии в строгом смысле их рассуждения все же имеют косвенное отношение и составляют скорее предысторию психологии семьи. Как известно, в качестве самостоятельной науки психология оформилась в конце XX в., но семейная проблематика высветилась в ней далеко не сразу. Правда, мнение о том, что психологу, как знатоку человеческой души, следует хорошо разбираться в хитросплетениях семейной жизни, утвердилось довольно прочно.
Коли человек не умеет найти гармонию в собственной семейной жизни, невольно возникает вопрос: хороший ли он психолог? Супружеская неверность стоила карьеры основоположнику бихевиоризма Джону Уотсону, а «отец английской педагогической психологии» Сирил Бёрт тяжело переживал свой развод как свидетельство профессиональной несостоятельности. Впрочем, в кругу психологов многие оспаривали такой подход. Психоаналитик Вильгельм Райх, идеолог сексуальной революции, был женат трижды, и его пример далеко не единственный.Очень хотелось бы верить, что психолог — это еще обязательно и безупречный семьянин, замечательный родитель. Увы, бесчисленные примеры опровергают эту иллюзию. Крупнейший знаток детской психологии Анна Фрейд сама детей не имела и никогда не была замужем, а по некоторым данным, и вовсе придерживалась нетрадиционной сексуальной ориентации. На холодную отчужденность матери жаловались дочери Карен Хорни. Покончили с собой один из сыновей Уотсона и внук знаменитого доктора Спока (противоречивой натуре «американского Айболита» в этом номере посвящен особый материал).
Потребность в психологическом знании о семейной жизни возникла сравнительно недавно и была подстегнута радикальными переменами векового семейного уклада. Вплоть до начала XX в. даже в тех странах, которые принято называть развитыми, господствовала патриархальная модель семейных отношений, в рамках которой супружеские и родительские роли были строго регламентированы и ритуализированы. На фоне многообразных функций семьи, в первую очередь — экономической, эмоциональная сторона отношений отступала на второй план, а то и вовсе игнорировалась.
Более того, считалось, что сильные чувства семье противопоказаны. На протяжении веков мировая литература живописала любовь как пагубную страсть, влекущую людей к гибели (трагически кончаются истории любви Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, от любви гибнут — в буквальном смысле! — красавица Кармен, Анна Каренина и еще десятки героев и героинь, настигнутых «любовным недугом»). Терзающуюся от любви Татьяну Ларину увещевает мудрая нянюшка: «…в наши лета мы и не знали про любовь». Сама Татьяна в итоге выходит-таки замуж и намерена хранить верность мужу, но… вопреки сохранившемуся девичьему любовному порыву. Фактически семейная жизнь миллионов людей из века в век строилась на сословно-имущественных основаниях, подчинялась стандартным правилам, а высокие порывы исключала. И мало кто от этого страдал, ибо так жили все, и это считалось нормальным. Напротив, сильные чувства расценивались как опасное отклонение от нормы, ибо могли нарушить веками сложившуюся систему. Вопрос психологической совместимости супругов решался по стандартной формуле «стерпится — слюбится».Эпоха конца XX — начала XX в. ознаменовалась переменами в общественных настроениях (что в итоге вылилось в радикальные социально-экономические и политические преобразова ния XX в.). На смену отжившим сословным предрассудкам, жесткой регламентации всей общественной жизни постепенно приходило признание многообразия человеческих индивидуальностей, права каждого человека на выбор собственной судьбы. Психологи не могли остаться в стороне от этих веяний. Их внимание постепенно стало переключаться с традиционных научных проблем к той сфере общественной жизни, в которой каждый человек проделывает путь собственной социализации, а затем и осуществляет свое социальное самоопределение — по крайней мере, во многих его существенных аспектах. Так зарождалась психология семьи, представленная ныне тремя основными направлениями.
Первое рассматривает семью как важнейший институт социализации и сосредоточивает внимание на исполнении человеком своей роли в структуре родительско-детских отношений. В центре внимания этого направления исследований — воспитательные функции семьи, становление личности под влиянием родительского воспитания и всей семейной атмосферы.
Второе сосредоточено преимущественно на супружеских отношениях и изучает различные вопросы, связанные с брачными предпочтениями, психологической совместимостью супругов, особенностями супружеских ролей, удовлетворенностью браком.
Понятно, что ряд исследований занимают пограничное положение между этими, выделенными достаточно условно, направлениями. Это связано с тем, что сам психологический климат семьи, с одной стороны, определяется характером супружеских отношений, а с другой — выступает важным инструментом социализации.
Третье направление — достаточно автономное и в то же время неразрывно связанное с двумя первыми — прикладная семейная психология, а именно семейная психотерапия и консультирование. Очевидно, что большинство психологических проблем в семье либо возникают, либо проявляются (часто — и то и другое), а многие проблемы непосредственно связаны с исполнением человеком своей супружеской, детской или родительской роли.
В настоящее время именно прикладная семейная психология выступает наиболее востребованным и популярным направлением деятельности психологов, намного опережая исследовательскую активность в этой области, что отражается и в соотношении количества публикаций по разным направлениям.На протяжении XX в. интерес к семье, а также к разработкам методов терапевтического воздействия на нее, возникал у специалистов самых разных направлений. Представители каждого учения неизбежно выходили на семейные проблемы, предлагая собственную их интерпретацию и пути их решения в рамках своих теорий.
Исторически первым было психодинамическое направление, выросшее, как считают на Западе, из анализа З.Фрейдом «случая маленького Ганса». Известно, что отец Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, страдавшего навязчивыми страхами, а в ответ получал советы по проведению этой работы. Были сформулированы основные признаки психодинамического подхода: анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте.
Теория поля Курта Левина, возникшая в 30-е гг., получила развитие в терапевтических концепциях одного из ее видных представителей Отто Баха. Появление так называемой клиент-центрированной терапии Карла Роджерса привело к созданию соответствующей теории семейной терапии. Развитие учения о рефлексах и основывающийся на нем поведенческий подход лег в основу формирования семейной поведенческой терапии. Точно так же исследования процессов межличностной коммуникации в социальной психологии дали толчок возникновению коммуникативного анализа семьи.
Бурный рост исследований привел к тому, что в 60-70-х гг. начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследований брака и семьи в отдельную науку. Так, в рамках Американской психологической ассоциации сформировалось особое отделение (43-е) -«Психология семьи», — объединяющее исследователей данного направления. Однако в связи с разнородностью теоретических и практических подходов к такому сложному объекту исследования, как семья. Данный вопрос пока остается открыгтым.
В отечественной науке психология семьи как особая научная отрасль сложилась сравнительно недавно. До конца 70-х гг. исследования семьи в СССР велись главным образом с позиций ее места, роли в жизни социалистического общества, тенденций развития в период перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму (небезынтересно было бы возобновление исследований в этом ключе в наши дни!). Практически семья изучалась до 80-х гг. только клиническими психологами (в ту пору крайне немногочисленными) и психиатрами в целях лечения психических заболеваний и неврозов, и только в клинике осуществлялась помощь семье в связи с реабилитацией пациентов. Вне клиники работа психологов с семьей если и проводилась, то в форме единичных случаев консультирования. В те годы принимать во внимание роль отца и матери в развитии личности было чревато обвинениями в тяготении к «классово чуждой» глубинной психологии, подчеркивать влияние семьи на психическое развитие означало биологизировать психику.
Для советских психологов человек был прежде всего представителем рода, носителем родовой сущности как совокупности общественных отношений. Было принято подчеркивать, что личность человека формируется в его предметной деятельности и деятельности общения. В такой трактовке исторически, социально и деятельностно детерминированный человек был как бы лишен интимных связей с близкими, развивался словно вне семьи.
Лишь в последние десятилетия, когда идеологическое давление на гуманитарные науки постепенно слабело, а потом и вовсе сошло на нет, психология позволила себе обратиться к личностной составляющей человека. Фактически стихийно начали складываться институты вневрачебной психотерапевтической и консультативной помощи семьям. Это, в свою очередь, подстегнуло интерес ученых-психологов к семье, который, однако, до сего дня не вылился в столь же масштабные исследования, какие уже полвека интенсивно ведутся на Западе.
При всем обилии и многообразии проведенных в мире исследований, очевидно, что многие вопросы психологии семьи разработаны еще недостаточно. Психологам еще предстоит понять, что принципиально отличает благополучную семью от неблагополучной, что лежит в основе межличностных конфликтов в семье, изучить природу материнства и отцовства, вымснить, какие модели родительского воспитания адекватны развитию личности на разных этапах детства, и многое другое.
Психология семьи, функции семьи — о чем должна знать молодежь
Все знают, что означает термин семья. Многие науки дают определение, отображающее значимые стороны данного явления. Психология семьи утверждает, что это небольшое социальное объединение людей, между членами которого существуют супружеские или родственные отношения, общий быт и взаимная ответственность.
Семьей называют небольшую частичку общества, которая, считаясь социальным явлением, живет по собственным законам, но и повинуется нормам общественной жизни.
Людей во все времена волновали вопросы внутрисемейных отношений. Они были и останутся безграничным источником сюжетных линий в произведениях художественной литературы.
Значимыми категориями данной ячейки общества считаются ее функции, структура и динамика.
Функции семьи
Во все времена семье отводилось множество предназначений. Их основные виды — репродуктивная, воспитательная, эмоциональная и другие функции. Все они взаимосвязаны, тесно переплетаются между собой, и иногда одна вытекает из другой. Какие-то виды уходят, а что-то появляется в зависимости от ступени развития семьи, и возникающих новых социальных условиях.
Одна из основных функций – репродуктивная, которая представляет собой продолжение рода.
Сейчас она притягивает всеобщее внимание. Это связано с серьезным спадом рождаемости и сокращением численности населения. Многие специалисты задаются вопросом, сколько детей должны иметь супруги чтобы осуществлялось воспроизводство населения страны.
В прежние времена в нашей стране в семьях было много детей. На сегодняшний день ситуация сильно изменилась. Большинство семейных пар планируют всего одного ребенка, редко встретишь у супругов двое или трое детей.
Психологи считают, что всему виной вторая демографическая революция. Благодаря современной медицине уровень детской смертности снизился, но одновременно уменьшились показатели рождаемости. Супруги могут заранее планировать, количество детей, которых они смогут вырастить и воспитать.
Со спадом уровня рождаемости начала изменяться сама структура семейных отношений. В одной семье сейчас редко проживают вместе представители нескольких поколений, как это было раньше.
Воспитательная функция
Репродуктивная функция ведет к появлению воспитательной. Именно в семье происходит формирование поведения и характера человека. В семье воспитываются не только представители младшего поколения, но и взрослые ее члены. Психологиотмечают, что немаловажным фактором считается количество детей у супругов. Процесс воспитания одного ребенка – задача довольно сложная. Как считают многие специалисты, среди основных причин стоит отметить следующие обстоятельства:
- единственный в семье малыш окружен повышенным вниманием, он хорошо одет и ухожен, у него больше игрушек, он воспитывается в лучших материальных условиях. Он избалован вниманием родителей;
- имея средние способности, он и учиться должен лучше, но часто все происходит наоборот. Родители не способны предъявлять адекватные требования к своему единственному чаду;
- такие дети вырастают капризными, обидчивыми и невнимательными к окружающим. Следовательно, прилагая больше усилий к воспитанию единственного дитя, родители получают результат не такой, на какой рассчитывали.
Там, где воспитывается несколько детей, формируется естественная атмосфера взаимопонимания. Старшие дети отвечают за младших, стремятся заботиться о них, учатся любить и дружить, учитывая интересы других.
Разумеется, влияние семейных отношений на детей в разные годы различно. Особенно оно важно для детей раннего возраста: до трех лет малыш сильно подвержен влиянию родных и близких и особенно матери. Поэтому даже в самом хорошем детском учреждении не возможно дать ребенку то, что дают полноценные семейные отношения.
На сегодняшний день ведется много разговоров о рождении ребенка ради получения материнского капитала. Относительно нравственности данного явления существуют разные мнения.
Хозяйственно-бытовая функция
Данная функция подразумевает следующие характеристики семейных отношений: обеспечение материального благосостояния, удовлетворение основных потребностей, работа по дому, забота о здоровье. Значение данной функции наравне с остальными определяется уровнем экономического развития общества и его культурной составляющей. Большинство трудностей в современных семьях связано с экономическим кризисом в государстве. Родителям очень трудно обеспечить соответственный материальный уровень в семье.
На семейные взаимоотношения эта функция оказывает различное влияние. При правильном распределении обязанностей по дому происходит укрепление семейных отношений. Однако при нарушении справедливости в распределении этой работы появляется неудовлетворение семейной жизнью у того, кто ее выполняет. Это обстоятельство становятся основанием для конфликтных ситуаций.
В настоящий момент острой является проблема управления. Все чаще во главе становится женщина. В ее руках находится бюджет, она воспитывает детей, организует досуг и работает на производстве или в офисе. Мужчины все чаще занимают пассивную позицию в момент решения семейных вопросов. Этот дисбаланс приводит к нарушению психологического равновесия.
Эмоциональная функция
Благодаря этой функции, удовлетворяются потребности в таких важных чувствах, как любовь, взаимное уважение, а также в должном признании, эмоциональной поддержке и психологическом содействии. Благодаря эмоциональной функции сохраняется психическое здоровье членов семьи. Она полностью раскрывается в благоприятных межличностных отношениях. В тех семействах, где преобладает атмосфера отчуждения, нельзя говорить о полном исполнении функции.
Функция духовного общения
Под этим понятием подразумевают совместное проведение досуга, а также духовное развитие. Она реализуется в результате близкого общения, посредством которого старшее поколение приобщает детей к достижениям науки и культуры, делится накопленным нравственным опытом. Также рекомендуем вам прочитать статью «Психология общения и семья»
Функция первичного социального контроля
Посредством этой функции реализуется контроль за исполнением социальных норм членами семьи. Особенно это необходимо тем, кто по причине своего возраста или болезни не может отвечать за свое поведение. На сегодняшний день она претерпела некоторые изменения: повышение толерантности по отношению к нормам поведения в браке и семье. В наше время появление внебрачных детей не осуждается, измены и разводы воспринимаются с пониманием.
Сексуально-эротическая функция
Сексуально-эротическая функция реализует сексуальные и эротические потребности семейной пары. Значимым является факт, что в семье осуществляется регулирование сексуального поведения, таким образом, происходит обеспечение биологического воспроизводства общества.
Социальная психология подчеркивает, что существование такой ячейки общества как семья зависит от реализации этих функций.
Нарушения функций семьи — это особенности (факторы) деятельности, которые препятствуют исполнению ее предназначения. Психологические характеристики ее членов и взаимоотношения между ними, некоторые условия жизни оказывают пагубное воздействие. Что может произойти при нарушении функций? Конечно же, неудовлетворенность семейной жизнью, множество конфликтных ситуаций, предательство, а затем часто следует развод.
По аналогии с человеческой жизнью, семья переживает рождение, существование во времени, и затем она исчезает в какой-то период. Она также имеет свои фазы развития. Важность каждой функции изменяется в зависимости от фазы существования семьи. На каких-то этапах некоторые функции являются существенными, а некоторые отходят на задний план. Рождение детей выдвигает на первый план функцию воспитания и ведения хозяйства. Для молодой пары на первом месте стоит секс, а пожилым родителям уже не нужно воспитывать детей и необходимость в воспитательной функции отпадает.
Структура семьи
Еще одно значимое понятие семейной психологии – это структура. Структура семьи — это состав, численность, взаимоотношения между ее членами. Детальный анализ структуры помогает определить, как реализуются функции, выявить руководителя и исполнителей, понять принцип распределения прав и обязанностей между ее членами. Понимая структуру, можно установить семьи, возглавляемые одним из ее членов, или где в управлении участвует каждый ее представитель. Для первого случая характерен авторитарный принцип отношений, а для второго демократический. В нашем обществе самая широко распространенная структура — семья, включая взрослых (супруги, иногда кто-то из старшего поколения) и дети.
При изменении структуры, в частности, развода или кончины супруга, происходит нарушение функций.
Динамика семьи
Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака. Он проходит через определенные периоды жизни и исчезает в случае развода или смерти супруга. Функции и структура семейных отношений изменяются в зависимости от стадий жизнедеятельности.
Семейные психологи выделяют несколько стадий жизнедеятельности данной ячейки общества на основе наличия детей в семье, их возраста. В каждом периоде имеются свои задачи и острые моменты, с которыми необходимо справиться для перехода на следующую ступень развития. Наиболее известна система «стадий».
На первой стадии люди переживают процесс зарождения семьи. Начинается он с момента вступления в брак, и длится до тех пор, пока не появится первый малыш. До рождения детей молодые супруги решают множество проблем. Наиболее важными из них являются адаптация молодой пары к семейной жизни и психологическим тонкостям друг друга. На этом этапе завершается сексуальная адаптация и притирка характеров, решаются материальные проблемы. На данной стадии начинают формироваться отношения молодой пары с родственниками, и особенно, если они вынуждены жить с родителями. Этот период адаптации чрезвычайно сложен и порождает сильный эмоциональный стресс. Многие молодые пары не выдерживают напряжение и разводятся.
Вторая стадия — супружеская пара с несовершеннолетними детьми. Это основной, центральный период жизненного цикла – зрелая супружеская пара с детьми. Продолжительность этого периода не менее 18 лет. Это период интенсивной хозяйственной деятельности. Здесь очень важную роль играет воспитательная функция. С одной стороны, ячейка общества становится более стабильной, с другой стороны, эмоциональная дистанция между супругами увеличивается. На плечи супругов ложится обязанность поддерживать положительные эмоциональные отношения, создавать благоприятную атмосферу. По мнению специалистов, на этой ступени развития появляются различные проблемы и нарушения. Для этого периода свойственно остывание чувств, ослабление эмоциональной связи, усталость. В результате проявления этих признаков супруги становятся малоэффективными в роли родителей. Пик разводов наблюдается, когда ребенку исполняется 2-5 лет.
Особое значение на этой стадии приобретает воспитательная функция. Психология выделяет следующие составляющие, связанные с возрастом детей: малыш до одного года, дошкольник, подросток. На каждой новой ступени для родителей появляются новые задачи, которые требуют различных качеств характера, умений и навыков воспитателей.
Синдром пустого гнезда
На третьем этапе происходит завершающий процесс. Он начинается в момент, когда дети покидают семью родителей, чтобы начать жить собственной жизнью. Наблюдается сильное противодействие повзрослевших детей воспитательному влиянию родителей. Пожилые люди сталкиваются с нарушением взаимоотношений со своими детьми. Воспитательную функцию не нужно больше осуществлять. Осиротевшие супруги испытывают кризис пустого гнезда.
Этап сопровождается пиком разводов. Прошли 17-25 лет брака, в течение этого периода родители жили для детей, а теперь остались одни. Все противоречия супругов вышли на поверхность. Для мужчин характерным является кризис среднего возраста, для женщин также свойственно проявление гормональных изменений. Этот период любопытен тем, что с одной стороны проявляется кризис семейной жизни, а с другой развивается ситуация, при которой у каждого ее представителя свой переломный момент. Дети переживают состояние эго идентичности, чтобы найти себя и отвоевать самостоятельность; родителям за 40 – они начинают подводить итоги. Развивается непростая ситуация. Супругам сложно принять то, что у них уже взрослые дети, живущие собственной жизнью. В публикациях по психологии указывают, что на семейную жизнь эти события накладывают тяжелый отпечаток. Очередной кризис зрелости может быть смертельным для семейной жизни, брак распадается.
Подойдя к стадии завершения жизненного цикла, супругам необходимо решать новые задачи: пожилым родителям нужно отпустить своих детей, и начать осваивать новые роли — бабушек и дедушек. По данным статистики, основной проблемой этого возраста является потребность в собственном признании, должном уважении, особенно со стороны взрослых детей. Физические силы постепенно ослабевают, для пожилых людей становится все более важным отдых, так как они сталкиваются с серьезными проблемами из-за слабого здоровья.
Роль общения и взаимоотношений в семье
Семья — это сложная система отношений, влияющих на физическое и психо-эмоциональное состояние, личное счастье человека и воплощение его планов. С точки зрения психологии семьи на начальных, важнейших ступенях развития данная ячейка общества считается единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, куда входят люди. Семейные неурядицы переживаются сильнее, чем аналогичные ситуации в других социальных группах.
Семейные отношения имеют гибкую структуру. В результате изменений в одной области отношений начинается цепная реакция изменений в других областях. Проблемы одного человека неизбежно влияют на остальных членов семьи. Узнайте больше о причинах возникновения проблем в семье, чтобы их решить или избежать их возникновения.
Люди отличаются открытостью и ранимостью ко всем видам семейных влияний. Исследователи психологии современной семьи отмечают, что в семье индивид является более открытым для воздействия со стороны других членов; его слабость становится очевидной, что делает его более уязвимым. Обиды, получаемые в семье от близких родственников, переживаются чрезвычайно остро. Последствия бывают трагическими. В наше время молодые люди выбирают разные формы совместного проживания: это и гражданский брак и брак по расчету и брак по любви. Узнайте больше на нашем сайте в чем плюсы и минусы различных видов супружества, а также познакомьтесь с советами психологов. Желаем вам удачи в построении гармоничных отношений!
Валеева Р.Н. Семья как объект исследования социальной психологии
Семья как объект исследования социальной психологии
Family as an object of social psychology researc
Валеева Римма Назыповна
Valeeva Rimma Nazipovna
Педагог-психолог, преподаватель ГАПОУ ИКЭСТ, филиал г. Ангарск
e.rimma@mail. ru
Аннотация. В статье приведен анализ структурных и функциональных компонентов исследования семьи как объекта социальной психологии.
Annotation. The article analyzes the structural and functional components of the study of the family as an object of social psychology.
Ключевые слова: малая социальная группа, функции семьи, структура семьи, динамика семьи, виды супружеских отношений, фазы супружеских отношений.
Key words: small social group, family functions, family structure, family dynamics, types of matrimonial relations, phases of matrimonial relations.
Область исследования проблемы семейных отношений лежит на стыке психологии семьи и социальной психологии, которая рассматривает семью как пример естественной социальной малой группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику, но, тем не менее, знание закономерностей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений.
Исследование семейных отношений, получение новых знаний в этой области необходимо и актуально, т. к. среди разных причин увеличения разводов, проанализированных неоднократно в специальной демографической литературе, в качестве важной причины отмечается неумение строить повседневные взаимоотношения между супругами. Это означает, что важнейшей формой прикладных социально-психологических исследований должны стать исследования, изучающие отношения в семье, выясняющие структуру и динамику семейных отношений, причины возникновения конфликтов, способы их разрешения. [1]
«Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Соловьев Н.Я.). В супружестве осуществляются самые интимные отношения двух партнеров противоположного пола, но одновременно оно является и довольно открытой ячейкой человеческого общества, что и делает ее объектом изучения социальной психологии. Это динамичная, очень хрупкая система, подвергающаяся влиянию многих факторов.
Задача изучения семьи весьма сложна. Это обусловлено следующими обстоятельствами.
Сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т. д.
Отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры.
Тем, что при изучении семейных отношений исследуется та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов и представление о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.
Скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а также их изменчивостью, отсутствием четких контуров.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика, а также виды и фазы супружеских отношений.
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я.). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья.
Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Функция духовного (культурного общения) – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.
Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
Нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи и т. д. [5].
Структура семьи – т. е. состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором – о демократической.
Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении).
Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, – один из наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Часть семейных психотерапевтов имеют определенное представление, какой должна быть семья – например какими могут и должны быть отношения между супругами и каких отношений не должно быть между родителями и детьми. Другие более четко определяют требования, предъявляемые к семье, – например, необходимость создавать условия для развития личностей членов семьи – «опытная» семейная психотерапия. Третьи точнее знают, какой не должна быть семья, – учение о «семейных треугольниках» и о «двойной связи». Наконец, четвертые верят пациенту и помогают ему избавиться от того, что ему мешает, – такова практика бихевиоризма.
Динамика семьи. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Кризисы развития могут быть описаны как критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье ранее, не способствуют достижению новых потребностей, появившихся у членов семьи.
Семейные системные психотерапевты Вархнилл и Лонго для объяснения того, что происходит с семьей при переходе от фазы к фазе, заимствовали психоаналитические идеи о фиксации и регрессии: во время нормативного стрессора дисфункциональные семьи, вместо того, чтобы продвигаться вперед, регрессируют на более ранние фазы развития семьи, либо останавливаются в своем развитии, т.е. фиксируются на определенной фазе. Дюваль выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:
Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
Принятие и развитие новых родительских ролей.
Принятие в семью новой личности. переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
Введение детей во внесемейные институты.
Принятие подростковости.
Экспериментирование с независимостью.
Подготовка к уходу детей из семьи.
Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
Принятие факта ухода на пенсию и старости [5].
Можно выделить четыре основных вида супружеских отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.
Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения.
Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.
Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.
Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т. п.), внутри которой данная семья возникла и существует [3].
В результате анализа научной литературы можно выделить следующие фазы супружеских отношений.
- Выбор партнера.
- Романтизация отношений. На этой фазе влюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства. Отсутствует восприятие себя и другого в супружестве. В случае мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера – психологические, физические и др., которые вначале как бы не замечались, в дальнейшем могут восприниматься гипертрофированно.
- Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие – кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.
- Стабильность / изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? Повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? Необходимый опыт по автоматизации взаимодействий уже накоплен; наверно, можно успокоиться и отдохнуть? В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными.
- Фаза экзистенциональной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности / неудовлетворенности прожитыми годами. Основной итог этой фазы – решение вопроса о том, был ли брак подлинным (и желанным, и гармоничным) или случайным. [4]
Необходимо отметить, что существует определенная зависимость супружеских отношений от стажа общения.
Исследования показали, что первые пять лет общения отличаются тенденцией к сближению, шестой и седьмой годы – некоторым отдалением в отношениях мужа к жене, затем последующим возрождением чувства «Мы» до прежнего уровня. Характерно, что отношение жены к мужу продолжает
изменяться в сторону усиления «Мы» и лишь десятые-одиннадцатые годы чреваты отдалением. [2]
Рисунок 1 График усредненных линий супружеских отношений
Вместе с тем стоит заметить, что когда взаимоотношения достигают высокой степени интимности, необычайно важной становится достоверность – наша способность отказаться от попыток произвести хорошее впечатление и начать раскрывать самих себя такими, как мы есть на самом деле. [2]
Семью необходимо рассматривать как единое целое, единый психологический и биологический организм, так как все ее структурные и функциональные компоненты находятся в тесной связи между собой. Именно поэтому, какой бы вопрос, касающийся жизни семьи, не рассматривался бы, всегда нужно в полной мере учитывать, как он связан со всеми остальными сторонами ее жизни.
Библиографический список:
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996.
- Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отоншений. – М.: Мысль, 1989.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.
Введение в психологию пары и семьи | Специальные компетенции в парной и семейной психологии
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSpecialty Competities in Couple and Family PsychologyСпециальные компетенции в области профессиональной психологииClinical PsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSpecialty Competities in Couple and Family PsychologyСпециальные компетенции в области профессиональной психологииClinical PsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Stanton, Mark и Robert Welsh,
‘Введение в пару и семейную психологию’
,
Специальные компетенции в паре и семейной психологии
, Специальные компетенции по профессиональной психологии
(
New York. ,
2011 г.,
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 1 ноября 2015 г.
), https://doi.org/10.1093/med:psych/9780195387872.003.0001,
, по состоянию на 20 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSpecialty Competities in Couple and Family PsychologyСпециальные компетенции в области профессиональной психологииClinical PsychologyBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicSpecialty Competities in Couple and Family PsychologyСпециальные компетенции в области профессиональной психологииClinical PsychologyBooksJournals Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе дается определение специализации парной и семейной психологии (CFP), определяются группы населения, обслуживаемые этой специализацией, указываются определенные области практики и описывается эволюция CFP от ранних моделей семейной терапии, поддерживаемых харизматическими лидерами, до широкая компетентностная специальность, в которой используются клинически обоснованные практики, основанные на фактических данных.
Ключевые слова: компетенции, модели семейной терапии, области практики, семейная и супружеская психология, CFP
Предмет
Клиническая психология
Серия
Специальные компетенции в области профессиональной психологии
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Интерактивная психология образования: семья
Интерактивная психология образования: семьяСЕМЕЙСТВО
Образец цитирования: Уильямс, П., и Хьюитт, В. (1999, ноябрь). Семья. Образовательный Психология Интерактив . Валдоста, Джорджия: Государственный университет Валдосты. Получено [Дата, с http://www.edpsycinteractive.org/topics/context/family.html
Вернуться к: | EdPsycInteractive: Курсы | Домашняя страница | Более подробная статья |
Когда ученик приходит в класс, он не приходит один; он приводит свою семью с ним, какой бы «нормальной» или «ненормальной» ни была эта семья школы стандарты (например, Couchenour и Крисман, 1999). Поэтому важно, чтобы все те, кто работает с конкретным учеником, знать его семейные обстоятельства. Исследования показывают, что чем больше семья вовлечена в школе, тем лучше ученик учится в школе (например, White-Clark & Decker, 1996 год; Баллен и Моллес, 1994). В результате многие школьные системы реализуют программы, поощряющие семейные участие в школьной жизни (Columbia Teachers Колледж, 1995).
Согласно словарю Webster’s New World College Dictionary (1997), определение традиционной семьи — это второе определение, а не первое. В этом определении говорится, «все люди, живущие в доме»; домохозяйства». В отличие от предыдущих лет, сегодняшняя семья не обязательно состоит из двух родителей и их биологических детей, когда отец ходит на работу, а мать остается дома, чтобы поднять дети. На самом деле, такое семейное положение более необычно для сегодняшнее общество, чем нет (Маккарти, 1992). Дети сегодня могут быть воспитаны одинокими родители, бабушки и дедушки, тети, дяди, не состоящие в браке гетеросексуальные пары и не состоящие в браке гомосексуальные пары. Есть также те, кто воспитывается братьями и сестрами или в приемных семьях. забота. Дети разведенных родителей также могут иметь разные жилищные условия (например, ребенок может жить с одним родителем часть недели или месяца, а другой родитель другой части недели или месяца.) Все эти факторы необходимо учитывать при обучении ребенка и взаимодействие с семьей. Есть несколько вопросов для рассмотрения, которые в один момент время, которое мы бы не учли (например, кто должен подписывать табели успеваемости, кто звонит для родительской конференции. ) Это может быть особенно сложно в соглашениях о совместной опеке или в условиях приемной семьи. Есть также те старшеклассники, которые женаты или жить независимо от своих родителей или опекунов. Кто подписывает табели успеваемости? Кто пишет отговорки отсутствующих? Это могут показаться простыми вопросами, но если нет политики установить в начале учебного года, может быть много трудностей, возникающих из-за этих обстоятельства.
В современной школе класс может быть заполнен учащимися из разных культуры (Бернетт, 1994) (например, европеоид, афроамериканец [Schwartz, 1995], азиат [Huang, 1993; Schwartz, 1994], латиноамериканец [Inger, 1992; Espinosa, 1995] и т. д.) из этих разных культур приносят с собой разные представления об образовании и семье. Если не стать чувствительным к этим различиям, будет очень трудно сломать устранить барьеры на пути к обучению, которые могут присутствовать. На самом деле, мы можем создать больше барьеры для обучения и участия семьи вместо поощрения обучения и семьи участие. Что нам, возможно, нужно сделать, так это обучить семьи неконфронтационным образом, делая их нашими союзниками, а не нашими врагами. Только через обращение в понимание и терпимость к представителям другой культуры, чем наша, можем ли мы успешно обучать наших студентов.
Дети не только приносят с собой культурные и структурные различия своего семьи в класс, они также приносят с собой проблемы семьи. Немного дети живут в такой крайней нищете и запущенности, что едят только ту пищу, которую они едят. в школе [Шварц, 1995; информационный центр по городскому образованию, 1995]. Фактически, Хейнс (1978) сообщает, что доход является важным фактором в прогнозирование академической успеваемости. Другие дети живут в семьях, в которых злоупотребляют психоактивными веществами. распространено в быту. Третьи являются жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия. или пренебрежение. Есть также такие дети, которые вынуждены растить себя сами благодаря тому и другому. родители работают. Некоторые дети обязаны заботиться не только о себе, но и о больных родители или братья и сестры. Возможно, им пришлось покинуть дом из-за родителей или оскорбительного поведения опекуна или, возможно, родители или родители не давали ему спать всю ночь. братья и сестры дерутся. Из-за этих ситуаций учащиеся могут не выполнять домашнее задание, они могут не в состоянии хорошо справляться с классными заданиями или тестами или может заснуть в учебный класс. Те из нас, кто работает с этими студентами, должны понимать семейная динамика, чтобы помочь воспитывать и дать надежду этим детям.
Отношение ребенка к образованию может формироваться его родителями или опекуны – отношение к образованию и уровень образования. В некоторых случаях родители или опекуны могут быть неграмотными (Шварц, 1999) или имеют очень мало образования, а потому не видят важности своего хорошо учится в школе и продолжает свое образование. Они могут не понять, почему важно, чтобы их дети сдавали алгебру или иностранный язык. Хотя учащийся может получить поддержку и положительное подкрепление в школе, во много раз поддержки и подкрепления нельзя найти дома из-за отсутствия осведомленности о часть родителей. Еще раз, мы должны сделать родителей нашими союзниками и обратиться к этим семьям вместо того, чтобы казаться запугивающими и не уважающими их взгляды.
Как было сказано ранее, все больше школ и школьных систем обнаруживают, что для обучать студента и разрушать барьеры на пути к обучению, необходимо обратиться к семей и делать все возможное для вовлечения и просвещения этих семей (Funkhouser & Gonzales, 1997). Есть программы, реализуемые на всей территории Соединенных Штатов и Канады, которые находят положительные результаты и улучшение успеваемости учащихся в школах.
Наша задача состоит в том, чтобы рассматривать ученика не только как вместилище для обучения, но и как целостный человек, сформированный окружающей его семьей. Для того, чтобы эти чтобы студенты были успешными, крайне важно, чтобы мы протянули руку и получили семьи — нет независимо от того, какое определение семьи вы выберете — вовлеченной в образовательный процесс. [например, U. S. Department of Education, 1998].
Ссылки
- Баллен, Дж., и Моулс, О. (1994). Крепкие семьи, крепкие школы . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство образования США. Получено в ноябре 1999 г. с http://eric-web.tc.columbia.edu/families/strong/
- Бернетт, Г. (1994). сортов поликультурного образования: Введение (Дайджест 98). Нью-Йорк: ЭРИК Информационный центр по городскому образованию. Получено в ноябре 1999 г. с http://eric-web.tc.columbia.edu/digests/dig98.html
- Информационный центр по городскому образованию. (1995). Воспитание бедных детей: Услуга и программы по расширению участия и поддержки семьи (Информация Оповещение № 24). Нью-Йорк: Институт городского образования и образования меньшинств, Педагогический колледж Колумбийского университета. Получено в ноябре 1999 г. с http://eric-web.tc.columbia.edu/alerts/ia24.html
- Колумбийский педагогический колледж (ред. ). (1995). Связанный со школой комплексные услуги для детей и семей: что мы знаем и что нам нужно знать . Вашингтон, округ Колумбия: Управление образовательных исследований и усовершенствований (OERI) и Американская ассоциация исследователей в области образования (AERA). Получено ноябрь 1999 г., с http://eric-web.tc.columbia.edu/families/School_Linked/
- Кушенур, Д., и Крисман, К. (1999). семей, школы и сообщества, работающие вместе для детей (Глава 2). Флоренция, Кентукки: Delmar/Thomson Learning. Получено в ноябре 1999 г. с http://www.earlychilded.delmar.com/pdf/couchenour_ch02.pdf
- Эспиноза, Л. (1995). Латиноамериканец участие родителей в программах для детей младшего возраста . Проверено ноябрь 1999 г., из http://ericeece.org/pubs/digests/1995/espino95.html
- Фанхаузер, Дж., и Гонсалес, М. (1997). Семья участие в воспитании детей . Вашингтон, округ Колумбия: Офис Образовательные исследования и усовершенствования, Министерство образования США. Получено в ноябре 1999 г. с http://www.ed.gov/pubs/FamInvolve
- Хейнс, Б. (1978). Летнее обучение и последствия школьного обучения . Нью-Йорк: Академическая пресса.
- Хуанг, Г. (1993). За гранью культура: Общение с азиатско-американскими детьми и семьями . Получено в ноябре 1999 г. с http://eric-web.tc.columbia.edu/guides/pg2/html
- Ингер, М. (1992). Увеличение участие в школе испаноязычных родителей . Проверено в ноябре 1999 г., из http://eric-web.tc.columbia.edu/digests/dig80.html
- Маккарти, А. (1992). Американская семья. В Л. Каплан (ред.), Образование и Американская семья . Бостон: Аллин и Бэкон.
- Шварц, В. (1994). Путеводитель к общению с азиатско-американскими семьями . Проверено в ноябре 1999 г., из http://eric-web.tc.columbia.edu/guides/pg2.html
- Шварц, В. (1995). А Путеводитель сообщества по мультикультурным образовательным программам . Проверено ноябрь 1999 г., из http://eric-web.tc.columbia.edu/guides/pg6.html
- Шварц, В. (1995). Путеводитель содействие обучению детей в бездомных семьях . Получено ноябрь 1999 г., с http://eric-web.tc.columbia.edu/guides/pg12.html
- Шварц, В. (1995). Школа программы и практики для бездомных студентов . (Сборник № 105). Новый Йорк: Центр обмена информацией ERIC по городскому образованию. Получено в ноябре 1999 г. с http://eric-web.tc.columbia.edu/digests/dig105.html
- Шварц, В. (1999). Семья грамотность: стратегии поддержки обучения детей . Получено ноябрь 1999 г., с http://eric-web.tc.columbia.edu/digests/dig144.html
- Департамент США. образования. (1998). Получить вовлеченный! Как родители и семьи могут помочь своим детям лучше учиться в школе . Получено в ноябре 1999 г. с http://www.ed.gov/Family/families.html
- Словарь колледжей Нового Света Вебстера (3-е изд. ). (1997). Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Уайт-Кларк Р. и Декер Л. (1996). «труднодоступный» родитель: старые проблемы, новые идеи 90–180 . Шарлоттсвилль, Вирджиния: Среднеатлантический центр Университета Вирджинии Общественное образование, Национальная ассоциация общественного образования. Получено ноябрь 1999 г., с http://eric-web.tc.columbia.edu/families/hard_to_reach/
| Интернет-ресурсы | Электронные файлы |
Вернуться к:
- EdPsycInteractive: Курсы
- Домашняя страница
Все материалы на сайте [http://www.edpsycinteractive.org], если не указано иное, являются собственностью Уильям Г. Хьюитт. Законы об авторском праве и другие законы об интеллектуальной собственности защищают эти материалы. Воспроизведение или ретрансляция материалов, полностью или частично, каким-либо образом, без предварительного письменного согласия правообладателя, является нарушение закона об авторском праве.
Определение, цели, системы и примеры
Семейная терапия, форма системной терапии, представляет собой тип психологического лечения пациентов с шизофренией, который включает психотерапевта и групповые занятия.
В нем участвуют члены семьи и пациент, и он направлен на улучшение их отношений и стилей общения. Этот процесс также направлен на устранение стресса в семье, снижение уровня выраженных эмоций (EE) и частоты рецидивов при шизофрении.
В конечном счете, она касается психического здоровья, вовлекая пациентов, их опекунов и членов семьи. Обычно семейная терапия длится до года.
Семейная терапия: системная терапия, Тайлер Смит — StudySmarter Originals
Каковы процессы семейной терапии при лечении шизофрении?
Как и в большинстве методов лечения, семейная терапия выявляет проблемы с психозом при шизофрении, чтобы решить их для пациента. Она обеспечивает терапию, следуя процедурам, описанным ниже.
Предварительный анализ
Здесь терапевт беседует и наблюдает за семьями и домохозяйствами, чтобы определить проблемные области и сильные стороны семьи. Где что-то идет не так? Где дела идут хорошо? Можно ли их адекватно решить с помощью семейной терапии?
Передача информации
Терапевт побуждает пациентов и их семьи узнавать о фактах и причинах заболевания, в том числе о влиянии лекарств и о том, как такие проблемы, как дополнительный стресс и необоснованное чувство вины, могут повлиять на пациента И на лицо, осуществляющее уход,/семью. процесс называется психообразование .
Психообразование : многие семейные проблемы, связанные с шизофренией, возникают из-за отсутствия образования/информации о болезни. Средняя семья может не знать, каковы симптомы шизофрении и как их эффективно лечить. Это создает атмосферу враждебности, подпитываемую невежеством и дезинформацией. Важно понимать, что недостаток знаний о болезни не является виной семьи. Семейная терапия направлена на решение этой проблемы путем информирования соответствующей семьи о расстройстве.
Обучение общению
Поскольку проблемы, связанные с шизофренией в семье, часто являются результатом непонимания и неспособности пациентов и членов семьи правильно выражать свои мысли, обучение общению направлено на то, чтобы исправить это. Для этого пациентам и их семьям рекомендуется слушать друг друга, безопасно и уместно выражать свои эмоции и обсуждать вопросы вежливо.
Компромисс и переговоры являются важными факторами в семейной терапии и в установлении личных границ для психического здоровья всех участников. Еженедельные встречи между членами семьи рекомендуются для выражения беспокойства и разрешения конфликтов, что помогает уменьшить выраженные эмоции (EE) и снизить уровень гнева и вины. Пониженный уровень ЭЭ и других факторов помогает уменьшить симптомы шизофрении.
Ориентированность на семью : семейная терапия направлена на изменение поведения всей семьи, а не только пациента, снятие с пациента большого давления и законное решение проблем, которые находятся вне его контроля.
Семья, Flaticon
В результате улучшается общение между членами семьи, и они находят здоровый баланс между заботой о себе и заботой о себе. Как отмечалось в предыдущих статьях, члены семьи усугубляют проблемы с шизофренией, прибегая к определенным негативным действиям. Чрезмерное самопожертвование – одна из таких проблем. Семейная терапия побуждает членов семьи заняться своим психическим здоровьем, а не жертвовать им, чтобы сосредоточиться на пациенте.
Это приводит к улучшению навыков решения проблем в семье. Пациенты и их опекуны или члены семьи могут предвидеть проблемы, потому что они знают о состоянии и эффективно общаются, устанавливая границы и запуская ситуации. Это позволяет им иметь готовые решения, а не полагаться на реакционные решения, которые сами по себе могут вызвать проблемы.
Оценка семейной терапии
При лечении шизофрении семейной терапией, как и в случае со всеми видами терапии, следует учитывать свои плюсы и минусы. Мы должны оценить психологический аспект, а также эффективность и последствия такого личного стиля лечения.
Сильные стороны
Лефф (1985) при наблюдении за пациентами с шизофренией обнаружил, что частота рецидивов у пациентов, получавших стандартное амбулаторное лечение, составляла 50% в течение 9 месяцев. Однако частота рецидивов в течение девяти месяцев составила всего 8% у тех, кто проходил семейную терапию. Это существенное различие, показывающее, что семейная терапия является эффективным средством для снижения частоты рецидивов.
Через два года у 50% пациентов, получавших семейную терапию, возник рецидив, а у 75% пациентов, не получавших семейную терапию, рецидив. Опять же, это говорит о том, что семейная терапия помогает снизить частоту рецидивов. Однако это может быть лишь краткосрочным решением, о чем свидетельствует увеличение на 8%. Некоторые семьи могут не продолжать терапию, что может объяснить увеличение частоты рецидивов.
Anderson et al. (1991) обнаружили, что у пациентов частота рецидивов при медикаментозном лечении составляла 40%. Однако только у 20% пациентов, получавших семейную терапию, возник рецидив. В сочетании с семейной терапией частота рецидивов снизилась до впечатляющих 5%.
Фараон и др. (2010) поддержали идею о том, что семейная терапия улучшает выраженные эмоции (EE) в семье.
Лоббан (2013) обнаружил, что члены семьи чувствуют себя лучше благодаря семейной терапии. Таким образом, семейная терапия снижает давление и возникающие в результате негативные системы, которые развиваются из-за плохой системы поддержки дома.
Слабые стороны
Хотя исследования в целом показывают, что семейная терапия снижает частоту рецидивов в краткосрочной перспективе, многие исследования подчеркивают, что этот эффект резко снижается примерно через шесть месяцев, и что улучшение не длится дольше шести месяцев (Claxton et al. др., 2017).
Из-за длительного процесса, поскольку семейная терапия может длиться до года, симптомы или инциденты (такие как споры или конфликты в семье) могут привести к тому, что пациенты и члены семьи прекратят терапию.
Семейная терапия фокусируется на лечении симптомов и улучшении семейной жизни пациента. Он поддерживает семейные отношения и помогает членам семьи справиться с симптомами, но это не лекарство.
Трудно прямо сказать, что семейная терапия является причиной снижения частоты рецидивов. Как Клакстон и др. (2017), исследования, как правило, игнорируют высокую изменчивость внутри изучаемых семей и узкоспециализированный характер конкретных видов лечения, таких как семейный уход и стандартное амбулаторное лечение.
При стандартной амбулаторной и семейной помощи пациенты регулярно встречаются с клиницистами и бригадами, чтобы семьи могли чувствовать адекватную поддержку без обширного вмешательства семейной терапии. Трудно сказать, является ли семейная терапия более эффективной сама по себе.
Семейная терапия – основные выводы
- Семейная терапия, также известная как системная терапия, представляет собой форму психологического лечения пациентов с шизофренией, включающую психотерапевта и групповые занятия.
- Терапия состоит из предварительного анализа, передачи информации и обучения общению.
- Предварительный анализ — это этап, который включает в себя опрос и оценку пациента и его семьи. Передача информации включает в себя психообразование, которое информирует членов семьи о расстройстве, а обучение общению поощряет надлежащее общение в семье (будучи ориентированным на семью), чтобы избежать проблем с ЭЭ, стрессом и чувством вины.