Определение в психологии память – Память в психологии, виды памяти, развитие у взрослых и детей

Определение памяти в психологии, что такое тип и вид памяти

Память в психологии — это нейропсихофизиологический процесс, обуславливающий преемственность всех психических процессов и заключающийся в сохранении и воспроизведении полученного опыта. Является основой психической деятельности и отвечает за способность к обучению и развитию. Без неё индивид не сможет провести градацию между настоящим прошлым и будущим. Психология памяти для изучения различных аспектов и характеристик использует широкий спектр экспериментальных опытов.

Виды памяти

  1. Механическая
  2. Ассоциативная или логическая

Под механической понимается способность организма сохранять след многократных повторений реакций, производить соответствующие изменения в нервных путях. Это процесс накопления индивидуального опыта, который можно сравнить с проторением дорожной колеи. Вся совокупность личных умений, навыков, реакций и движений результат таких проторений. Многократное повторение движения как будто оставляет следы в нервной системе и обуславливает прохождение этими же путями новых возбуждений.

Ассоциативная память. Психология определяет этот вид как связь реакций, при которой наступление одной из них ведёт к немедленному проявлению другой. Учение об ассоциативном дало начало изучению условных рефлексов, которые и есть частный случай ассоциативной памяти.

Учёные пытались выявить, какой вид запоминания более важен или полезен для человека. Опытным путём выяснилось, что, например, процесс запоминания любого материала продуктивнее логическим путём, при котором устанавливаются логически выстроенные порядки через связывания ранее изученного и нового материала в 22 раза, чем механическим — обычной «зубрёжкой».

Состав процесса памяти

  1. Закрепление реакции — наличие следа в нервной систем от раздражения, которое проходит через мозг. Исследования в подсознательной сфере сновидений, фантазий и тому подобное выявило, что ни одно воспринятых человеком впечатление не может пропасть бесследно. Все, так или иначе, сохраняется в подсознательных слоях, проходят через призму психики и вновь проникает в сознание. Примером может служить следующий случай: малограмотная женщина долгое время работала уборщицей в доме пастора. И вот однажды, сильно заболев, она начала бредить и в слова, которые она произносила в бреду были отрывками из библии на разных языках. Как оказалось, во время работы женщина часто слышала как пастор вслух читал книги на незнакомых ей языках. Это яркий пример того, что ни одно из воспринятых нами раздражений из окружающего мира не проходят бесследно для нашей памяти и могут быть воспроизведены при определённых условиях.
  2. Воспроизведение реакции вследствие внутреннего раздражителя. Затем все части воспроизводимых реакций взаимодействуют между собой так, что ответом на одну реакцию послужит следующая реакция и так возникает цепочка реакций. Этот процесс легко увидеть на примере чтения наизусть какого-либо стиха. Если забывается одна строчка, можно начать рассказывать стих заново и забытая строчка вспомнится.
  3. Момент узнавания, сводящийся к тому, что воспроизводимая реакция воспринимается нами как уже знакомая. Речь идёт о том, что к воспроизводимой реакции добавляется новые реакции, которые бессознательно отождествляются с бывшей реакцией.
  4. Момент локализации, представляющий собой вновь возникшую реакцию.

Типы памяти по способу восприятия

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Двигательная
  • Обонятельная
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Образная

Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс, проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.

Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.

Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет, на какой из страниц что было написано. Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих. Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.

Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить. При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека. Такие люди часто употребляют фразы «вертится на языке» или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.

Обонятельная — образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.

Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.

Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.

Образная память — это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы. Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.

Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.

Виды памяти по способу хранения информации

  • Кратковременная
  • Долговременная
  • Мгновенная
  • Оперативная

Кратковременная память имеет относительно короткий временной период хранения информации, около 30 секунд. Затем полученная информация вымещается вновь поступившей. Если индивид акцентирует своё внимание на полученную информацию, то из разряда кратковременно хранимой, она переходит в содержимое долговременной памяти.

Основная роль кратковременной памяти в психологии — обобщение и схематизация полученной индивидом информации. Она играет главную роль в принятии решений. Происходит идентификация информации поступившей извне или из объёма долговременной памяти и далее принимается решение в соответствии со знаниями и навыками индивида.

Долговременная память содержит весь объём знаний, умений и навыков индивида, полученных на протяжении всей жизни.

Этот вид подобен огромному книгохранилищу в котором без особых усилий можно отыскать любую актуальную для человека информацию. Но, несмотря на это, многие фрагменты долговременной памяти утрачиваются со временем и для того, чтобы их вспомнить требуются немалые волевые усилия. Это происходит из-за того, что информация долгое время не была востребована или не имеет особой значимости в это время.

Все сведения, содержащиеся в памяти связаны между собой ассоциациями. Исходя из этого гораздо лучше воспроизводится или запоминается та информация, которая наибольшей степени ассоциируется с уже имеющейся. Прежде чем попасть в долговременное хранилище, новое понятие активизирует систему имеющихся понятий близких ему по смыслу. Возникающие ассоциативные связи определяются частотой совпадения, актуальностью и эмоциональной значимостью.

Учёные определили, что человек со среднестатистическим объёмом долговременной памяти может запомнить информацию, содержащуюся в миллионе отдельных книг. Люди с феноменальной памятью способны запоминать гораздо больше и спустя много лет точно воспроизводить информацию с мельчайшими деталями и нюансами.

Мгновенный или иконический вид памяти является первейшим этапом в восприятии поступившей извне информации без её обработки. Это пассивный процесс, помогающий на данное мгновение сохранить точную картину окружающей действительности. Объём этого вида достаточно велик по сравнению с кратковременной памятью, так как с помощью неё воспринимаются все стимулы, воздействующие на сенсорную систему человека (положение объектов в пространстве и их движение, освещённость, температура воздуха и т. д.).

Оперативная память человека по времени хранения информации находится между кратковременной и долговременной. Оперативный вид восприятия информации обуславливает возможность самостоятельно регулировать срок хранения информации в зависимости от своих целей и задач (от считаных секунд до нескольких недель или дней).

Что влияет на память

Память в психологии — это многогранный психофизиологический процесс, изменяющийся под воздействием многих факторов:

  • Депрессивное состояние. Крайне негативно влияет на памятийные характеристики, так как подавляет внимание и способность воспринимать информацию. Человек сосредотачивается на своих негативных переживаниях и не реагирует на другие раздражители внешнего мира.
  • Стресс и нервное истощение. Происходит физическое переутомление человека, при котором полноценные процессы запоминания и воспроизведения невозможны. Блокируется оперативный вид памяти вследствие чего затрудняется постановка и решение новых задач.
  • Старость. Происходит необратимая утрата нейронных связей и ухудшение функционирования мозгового кровообращения, что пагубно влияет на качество памяти.
  • Приём медикаментов. Некоторые лекарства при длительном применении угнетают нервную систему. Это препараты антигистаминной группы, снотворные, транквилизаторы.
  • Гормональные нарушения, например, нарушение работы щитовидной железы.
  • Заболевания, например, Болезнь Альцгеймера.
  • Травмы с поражением ЦНС.

psiho.guru

Определение памяти. Виды памяти

Определение памяти

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память — это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.


Классификация основных видов памяти

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Основные черты памяти 

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока — краткая характеристика черт продуктивности памяти:

1.  Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.

2.  Быстрота запоминания — отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3.  Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4.  Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5.  Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1.  По участию воли в процессе запоминания;

2.  По психической активности, которая преобладает в деятельности.

3.  По продолжительности сохранения информации;

4. По сути предмета и способа запоминания.

По характеру участия воли.

По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.


Схематическое изображение памяти

1)  Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

2)  Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

По характеру психической деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.

3)  Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

По продолжительности сохранения информации:

1)  Мгновенная или иконическая память

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Индивид воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2)  Кратковременная память

Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память » включается», когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

—            Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой — римской или арабской — изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.

—            Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.

—            Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3)  Оперативнаяпамять – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная » амнезия» по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

4)  Долговременнаяпамять — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.

Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.



biofile.ru

Психология памяти.

Память – одна из важнейших процессов психики. Любая форма психической деятельности опирается на память.

Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком его опыта, а также забывание.

Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал, и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал. Память человека тесно связана с ощущениями и восприятием, с вниманием, мышлением, эмоциями и чувствами.

Память избирательна. В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или воздействовало на мозг, а то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память – как и другие психич. процессы, это субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности. Они могут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными. Запомнить – значит связать что-то с чем-то, например, имя человека – с его внешним видом, дату исторического события – с содержанием события. Эти связи называются ассоциациями.

Запоминаниепроцесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание избирательно: в памяти сохраняется не все, что воздействует на органы чувств. Доказано, что всякое запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом.

Процесс запоминания протекает в трех формах:

— запечатление, — непроизвольное запоминание, — произвольное запомин.

Запечатление – прочное и точное сохранение в КП и ДП памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления возникают эйдетические образы. Феномен эйдетизма в следующем: после взгляда на картинку испытуемый может дать ответ о ее деталях, это возможно тогда, когда образ виденного сохраняется в сознании целиком. Это часто встречается у детей.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Так, с года ребенок запоминает слова языка, находясь в определенной языковой среде. Непроизвольному запоминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение…). Этот способ запоминания имеет определенное, положительное значение, на нем построена память в начальном периоде усвоения знаний. Непроизвольное запоминание является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий.

Произвольное запоминание – продукт специальных мнемических действий, т.е. действий, целью которых будет само запоминание. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности. Характерной чертой произвольного запоминания является волевой акт и обязательное присутствие мотива, решающей задачи.

Сохранение более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две формы:

— собственно сохранение и — забывание.

Различают два вида сохранения материала в памяти:

1) кратковременный и 2) долговременный.

Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при однократном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. В кратковременной памяти информация хранится от нескольких секунд до нескольких часов (1-2 суток). Объем – 5-6 предметов. В условиях КП продуктивными являются задачи, для решения которых могут быть использованы автоматизированные способы действия.

Долговременная память – запоминание и сохранение информации, имеющей большее значение, на длительный срок содержания. Объем ДП зависит от важности для человека информации. ДП хранится многие месяцы и годы. КП – имеет тактическое значение, а ДП – стратегическое.

Информация, использованная в деятельности, или исчезает из памяти или из КП переходит в ДП.

В качестве промежуточного звена между КП и ДП существует оперативная память – обслуживающая текущие действия человека.Из ДП извлекается информация, необходимая для обслуживания соответствующей деятельности.

Забывание – процесс памяти, связанный со стиранием из памяти событий, которые не важны для человека, не повторяются, не воспроизводятся человеком в его деятельности. То, что не включается в деятельность, не повторяется – забывается. Забывание полезно и связано с формированием опыта личности.

Включение в деятельность – средство связи материала с потребностями человека, следовательно, борьба с забыванием. Нужно систематически повторять то, что было сохранено в памяти. Повторять материал необходимо спустя небольшое время после его восприятия, например, вечером прочитать записанную утром лекцию. Забывание также имеет избирательный характер.Значимый материал, связанный с деятельностью, забывается медленно. А то, что имело жизненное значение, совсем не забывается.Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности.

Сохраняемое в ДП не стирается, а становится несосознанным. Сохранение — процесс не пассивный, а динамический. Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они ассоциируются, уточняются и дифференцируются. Сохраняемый в сознании опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится лишь то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.

Воспроизведение – процесс памяти, воссоздание в деятельности и общении сохраненного в ДП материала и перевода его в оперативную.

Существует 3 уровня воспроизведения:

— узнавание, — собственно воспроизведение, — припоминание.

Узнавание– это воспроизведение какого-то объекта в условиях повторного восприятия. Оно имеет большое значение в жизни. Без него мы каждый раз воспринимали бы вещи как новые, а не как уже знакомые. Без узнавания невозможно осмысленное восприятие:узнать – значит включить воспринятое в систему наших знаний, нашего опыта.Узнавание сопровождается особым эмоциональным переживанием – чувством знакомости: «уже слышал, видел, пробовал». Узнать легче, чем воспроизвести в отсутствии оригинала. Каждому приходилось испытывать странное переживание: ты приезжаешь в заведомо новый для тебя город или оказываешься в новой ситуации, а кажется, что все это уже было. Мнимое узнавание называется«дежа вю»(в переводе с фр. «уже видел»). Здесь нас подводят ассоциации – похоже только кое-что, а кажется, все повторилось.

Если узнавание полное, определенное, оно осуществляется непроизвольно(без усилий) – незаметно для себя мы узнаем в процессе восприятия вещи, предметы, которые ранее воспринимали. Но если узнавание неполное и поэтому неопределенное, когда , например, увидев человека, мы переживаем «чувство знакомого», но не можем отождествлять его с тем, которого знали ранее или мы узнаем человека, но не можем вспомнить условия, в которых мы воспринимали человека, то в этих случаях узнавание являетсяпроизвольным.Опираясь на восприятие объекта, мы намеренное стараемся вспомнить различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание переходит в воспроизведение.

Собственно воспроизведение – осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Этовоспроизведение непроизвольное. Но оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к нему бывают восприятия предметов, представления, мысли, которые вызваны внешними воздействиями.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивными задачами, которые человек ставит перед собой. Когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, тогда приходится делать активные поиски, преодолевая трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание характеризуется активными поисками в лабиринтах памяти нужной информации, это определенная умственная работа, труд. Требуется волевое усилие. Припоминание также, как и запоминание, избирательно. Хорошо осознанная и точно сформулированная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные ассоциации. Рекомендуется два приема:

ассоциирование и опора на узнавание. Опора на узнавание – название возможных вариантов цифр, слов, фактов, которые могут быть узаны и припомнены.

Все три уровня воспроизведения вплетены друг в друга и взаимодействуют в мнемической деятельности.

Ассоциирование– связи между отдельными звеньями воспринятого в жизни, играют большую роль в запоминании и припоминании.

Выученное постоянно взаимодействует с тем, что изучалось ранее.

Виды памяти:

  1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

  2. по характеру целей деятельности: произвольную и непроизвольную;

  3. по продолжительности закрепления и сохранения материала: КП, ДП и оперативную.

Двигательная (моторная)– запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования навыков письма, ходьбы, танцев, трудовых навыков.

Эмоциональная память– на чувства, заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Лежит в основе формирования привычек. Пережитые и сохраненные в памяти чувства могут побуждать к действию или тормозить. Способность сочувствовать другому человеку основана на эмоциональной памяти.

Образная память– зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Словесно-логическая (смысловая) – заключается в запоминании и воспроизведении мыслей. Т.к. мысли не существуют без языка, то и память на них смысловая.

studfiles.net

Память – основа познания окружающего мира — Человек «Альфа»

Познавательная функция психики заключается в построении образа мира, который в разной степени полноты и адекватности отображает реальность. Эта функция совершается с помощью познавательной деятельности, которая может быть чувственной и рациональной.

Чувственную деятельность обеспечивают ощущение и восприятие, а рациональную – мышление и воображение. Результаты такого познавания действительности стают опытом человека благодаря памяти. Сложно переоценить ее значение, ведь без нее любая деятельность была бы просто невозможна. Академик И. Сеченов говорил, что без памяти ощущения и восприятия человека исчезали бы бесследно сразу после своего возникновения, навсегда оставляя человека в состоянии новорожденного.

Без памяти прошлого опыта человек не может жить полноценной жизнью, ее потерю можно смело сравнить с потерей свободы. Человек, владеющий информацией об особенностях функционирования разных видов памяти, о ее закономерностях, знающий теории памяти в психологии имеет возможность осознать важность этого познавательного процесса и по-новому взглянуть на возможности собственной памяти.

Память в разных направлениях психологии

Определение памяти в современной психологии остается неизменным. Это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Таким образом, человеческая память является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим. В процессе индивидуального развития каждого человека она является основой становления личности. Понятие памяти в разных направлениях психологии исходит из принципов конкретной теории, которые объясняют ее суть и закономерности. Ознакомьтесь с основными теориями памяти в психологии кратко.

  • Ассоциативная теория. Ключевым понятием этой теории является ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. Действительно, вспоминая что-нибудь, человек ищет связи между имеющимся материалом и тем, который нужно воспроизвести. Были установлены такие закономерности образования ассоциаций, как схожесть (материал запоминается и воспроизводится с помощью связи с похожим материалом), смежность (материал запоминается и воспроизводится путем объединения с предыдущим материалом), контраст (материалом памяти стает то, что отличается от материала, который сохраняется). Эта теория не объясняет такой важной характеристики, как выборочность, ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается. Также здесь не учитывается зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.
  • Бихевиористическая теория. Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала. Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.
  • Когнитивная теория. Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.
  • Деятельностная теория. Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем стают внутренними стимулами и человек получают возможность руководить своей памятью.

Типология памяти

В зависимости от характера материала, времени его сохранения и степени опосредованности механизмов выделяют отдельные типы памяти человека в современной психологии, с которыми вы можете кратко ознакомиться.

По смыслу: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.

  • Двигательная является основой формирования навыков хождения, письма, танца, компонентов профессиональной деятельности. Она является основой других видов памяти.
  • Эмоциональная отвечает за сохранение эмоций и чувств. Этот вид памяти придает опыту глубоко-личный характер, делая индивидуальную память уникальным явлением.
  • Образная отображает опыт в виде мнемических образов, созданных на основе работы органов чувств.
  • Словесно-логичная помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.

По времени хранения: сенсорная, кратковременная, долговременная.

  • Сенсорная характеризуется очень коротким временем хранения материала. Это мгновенное отображение информации анализаторами, которая может сохраниться только при условии установки на ее появление.
  • Кратковременная помогает сохранить информации на протяжении короткого промежутка времени, около 20 секунд. Запоминание происходит после однократного или недолгого восприятия материала.
  • Долговременная способна сохранять информацию неограниченное время. Эта память начинает действовать спустя некоторое время после процесса запоминания информации.

По степени опосредованности: произвольная, непроизвольная, метапамять.

  • Произвольная является генетической памятью, не требует никаких внешних усилий для запоминания материала.
  • Произвольная предполагает использование специальных мнемических действий в процессе запоминания информации. Это могут быть разные способы организации материала для лучшего запоминания.
  • Метапамять является наивысшим уровнем развития памяти, который наблюдается у людей интеллектуального труда. Это «память о памяти», когда человек знает особенности функционирования своей памяти и успешно пользуется этими знаниями.

Физиологическая основа процессов памяти

Физиологические механизмы памяти изучают в физиологии, психологии, биохимии. Говоря про механизмы памяти, речь идет о неких процессах, необходимых для запоминания информации и дальнейшего ее воспроизведения. Информация, которую человек пытается запомнить, проходит определенный процесс, в который включены механизмы головного мозга: в коре больших полушарий нашего мозга остаются следы после процесса возбуждения. Именно они дают возможность возникнуть ассоциативным связям, даже при отсутствии раздражителя.

Таким образом, человек способен запоминать, сохранять и воспроизводить информацию об отсутствующем предмете. Механизмы памяти можно объяснить также с помощью электрофизиологии. Нейроны нашего мозга создают замкнутые цепи, по которым движутся нервные импульсы. Именно там сохраняется информация, переработанная мозгом. Когда поток импульсов повторяется, процесс длится быстрее и легче.

Эти механизмы являются основой главных процессов памяти в психологии, к числу которых относятся:

  • запоминание,
  • сохранение,
  • воспроизведение
  • забывание информации.

Запоминание – процесс памяти, который обеспечивает закрепление нового материала. Оно может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым, непосредственным и опосредованным.

Сохранение – процесс, который обеспечивает удерживание результатов запоминания в течение длительного времени. Совершается с помощью мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, обобщения. Чем большее значение имеет для человека запоминаемый материал, тем лучше происходит процесс его сохранения.

Воспроизведение – процесс, который совершается в три этапа. На первом этапе совершается узнавание объекта, когда происходит сравнение прошлого сохраненного опыта с актуальным образом. На втором этапе совершается припоминание – активный поиск и добывание из долговременной памяти необходимого материала. Третий этап включает репродукцию человеком эмоционально-наполненного образа, когда осуществляется полное определение образа объекта по всем параметрам.

Забывание – процесс памяти, который приводит к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в долговременной памяти материала. При этом иногда его больше невозможно воспроизвести. Забывание имеет позитивную функцию – снимает груз информации, предупреждая перегрузку памяти.
Виды памяти человека:

По каким законам живет память

Существуют определенные законы и упражнения для тренировки памяти. Зная, по каким правилам функционирует память в человеческой психологии, вы можете улучшить процесс запоминания нужного вам материала и сделать его более быстрым.

  • Законы интереса и осмысления. Именно поэтому намного легче быстро запомнить текст, который вызывает неподдельное любопытство, а если глубоко вникнуть в суть информации, то она запомнится еще лучше.
  • Законы установки и действия. Если дать себе мысленную установку на запоминание материала, то он запомнится легче и быстрее. Информация, включенная в процесс какого-либо действия (в процессе игры) запоминается лучше.
  • Законы контекста и торможения. Если с помощью ассоциаций связать уже усвоенный материал с новым, то он запомнится гораздо быстрей. Если же вы запоминаете похожие между собой материалы, то срабатывает эффект «перекрытия» старой информации более новой.
  • Законы края и оптимальной длины ряда. Намного лучше запоминается информация, поданная вначале либо в конце. Для лучшего запоминания, длина ряда, который нужно запомнить, не должна быть больше объема кратковременной памяти.
  • Законы рационального и эмоционального усиления. Яркость впечатления влияет на качество запоминания. Ее можно усилить с помощью рисунка или записи, а можно постараться вызвать связанные с событием эмоции.
  • Законы повторения и незавершенности. О первом законе знает большинство людей, часто совершая многократное повторение материала для его лучшего запоминания. Каким бы странным это понятие не казалось, но лучше запоминаются именно незавершенные действия и задачи, недосказанные слова и фразы.
  • То же самое можно сказать и о редких, необычных или странных впечатлениях, которые запоминаются намного лучше, чем обыденные и привычные.
Читать далее…

www.manalfa.com

Психология память

Содержание

Введение

1.Определение памяти

2.Процессы и виды памяти

Заключение

Список использованных источников

Введение

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека.

Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлым состоянием психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности.

Если представить себе, что человек лишается памяти, то это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает, кто он такой, где находится, какое сегодня число. Он не может говорить, читать, писать, пользоваться обычными вещами.

Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Учитывая ее значение в становлении человеческого познания, можно сказать, что память – основа всего сознания.

Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.

Посредством памяти человек реагирует на сигналы и ситуации, которые перестали непосредственно действовать на него.

1. Определение памяти

Создание адекватного образа окружающего мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества.

Процессы восприятия и ощущения дают нам представление о мире как о пространстве, заполненном отдельными предметами, имеющими форму, объем и определенную фактуру. Ощущения придают этим объектам качественные особенности, такие как цвет, вкус, запах, тяжесть и др. Процессы категоризации уже на уровне восприятия дают нам возможность в считанные доли секунды понять, с предметами какого рода мы сталкиваемся, и отреагировать соответствующим образом. Мышление, обобщая воспринятое, разворачивает панораму нашего жизненного пространства, расширяя его далеко за пределы видимого и переживаемого в данный момент, оно позволяет «видеть» скрытые свойства предметов, понимать суть наблюдаемых событий и таким образом предвидеть их наступление.

Все это было бы невозможно, если бы живые существа не обладали способностью к сохранению: намерений, воспринимаемых впечатлений, результатов их переработки, а также программ действия. Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память . Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память – это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину.

Психология, имея свой предмет и объект, наделенный памятью, изучает специфические особенности памяти, т.е. те ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек.

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Можно выделить несколько уровней средств хранения информации – физический, биологический, физиологический и психологический.

На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных преобразований, осуществляемых с физическими телами – это «внешняя» память человека (узелки на память, записная книжка и т.д.).

На биологическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК и др.

На физиологическом уровне информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов, которые отличаются от биологических своим функциональным характером, т.е. включенностью в текущие информационные процессы и относительной кратковременностью.

На собственно психологическом уровне происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значения для субъекта тех происходящих на предыдущих уровнях изменений, которые ему доступны.

Соответственно этим уровням рассматриваются и механизмы, принимающие участие в процессах памяти человека, из которых, по сути дела, только два входят в компетенцию психологии – физический и собственно психологический.

2. Процессы и виды памяти

Процессы памяти

К процессам памяти относят запоминание, хранение и забывание и воспроизведение.

Запоминание . Процесс запоминания – это активный процесс, при котором с исходным материалом производятся какие-то действия. Процесс запоминания начинается в кратковременной памяти (КВП) и завершается в долговременной памяти (ДВП). При этом происходит следующая последовательность действий.

В КВП из сенсорной памяти попадает только тот материал, который опознан путем сличения актуального сенсорного образа с эталонами, хранящимися в долговременной памяти. После того как зрительный или акустический образ попал в КВП, он переводится на язык звуковой речи и существует в ней дальше в основном именно в такой форме. В процессе этого преобразования происходит классификация материала на основе смысловых признаков для отправки его в соответствующий отдел долговременной памяти. В действительности этот процесс еще более сложный и представляет собой установление смысловых связей между полученным материалом и семантически родственными обобщениями, хранящимися в ДВП. При этом происходит преобразование не только наличного материала, но и структур ДВП. Как только эти связи установлены и закреплены, материал остается в ДВП «для вечного хранения».

Хранение и забывание . Хранение означает наличие информации в ДВП (в данном случае речь будет идти о ней), что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание – неоднородный процесс, он может принимать самые разнообразные формы. Человек, например, не может вспомнить то, что происходило с ним в раннем детстве, потому что до овладения речью он не мог передать на хранение в символической форме то, что воспринял в форме образной. Забывание может означать также то, что человек «забывает» сделать что-то из намеченного ранее, например что-то купить в магазине. Забывание может быть связано также с физической черепно-мозговой травмой, а может быть обязано своим возникновением так называемому вытеснению – непроизвольному забыванию событий, вызывающих душевную боль. В связи с этим под забыванием в психологии называется все то, что происходит, когда материал, который был когда-то запомнен и который затем нужно отыскать, не удается извлечь из памяти.

Воспроизведение хранящегося в ДВП материала заключается в переводе его из ДВП в КВП, т.е. в его актуализации в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но имеет и свои особенности и механизмы. Воспроизведение может выступать в трех формах – узнавания, припоминания и воспоминания. Смысл узнавания понятен и без особых разъяснений, он связан с сознательной идентификацией образов. Припоминание – сложный процесс памяти, который представляет собой поиск требуемого материала в долговременной памяти.

Различают эпизодическую и семантическую память. Воспроизведение событий из эпизодической памяти может обладать особой яркостью именно вследствие того, что при их запоминании в памяти сохраняется материал, относящийся не только к различным модальностям, но и к пережитым в тот момент эмоциям и действиям. Кроме того, он локализован в определенном месте и времени. Все это делает его более содержательным и отличает от знаний, получаемых опосредованно. Воспроизведение таких лично пережитых образов называется воспоминанием .

Тем не менее, все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.

Виды памяти

Эмоциональная память . Эмоции человека тесно связаны с его потребностями или мотивами, поскольку в них отражаются отношения между потребностями и особенностями ситуации, способствующими или препятствующими их удовлетворению. Эмоции выступают в качестве сигналов о том, в к

mirznanii.com

что такое в Большом психологическом словаре

ПАМЯТЬ (англ. memory) — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге (см. Мнема, Памяти физиологические механизмы, Следы памяти, Энграмма). Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.

История изучения П. в психологии неразрывно связана с общей историей психологии и отражает основные этапы ее развития. Одной из первых теорий П. является ассоцианистическая теория. Ее центральное понятие — «ассоциация» — обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. Необходимым и достаточным основанием для образования связи между 2 впечатлениями ассоцианизм считал одновременность появления их в сознании. Соответственно П. рассматривалась не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Выделялись 3 типа ассоциаций — по смежности, по сходству и по контрасту. Содержание понятия ассоциации в дальнейшем существенно переосмыслялось и углубилось, но само это понятие прочно закрепилось в психологии П. Запоминание — это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. По словам О. Мандельштама, «образованность — это школа быстрейших ассоциаций». Но связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не дает, ограничиваясь лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.

Представители ассоциативной психологии (Г. Эббингауз, 1885; Г. Мюллер, 1911; А. Пильцеккер, 1900) сделали первые попытки экспериментального изучения П. . Основным предметом исследования было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Важным вкладом в науку была разработка Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов П.

Дальнейшие исследования П. были не простым продолжением этих работ, а их переносом на новые области и введением в исследование новых форм П. Бихевиористы провозгласили в качестве единственной задачи психологии установление однозначных связей между стимулами и реакциями, т. е. между внешними раздражителями и ответными движениями организма. Центральное место в исследованиях бихевиористов заняла проблема навыка (Э. Торндайк, Э. Толмен). П., с их т. зр., исчерпывалась приобретением различных двигательных и речевых навыков и изучалась преимущественно в непроизвольной форме. В исследованиях произвольной П. у бихевиористов в качестве центральной проблемы выступает проблема заучивания наизусть. В этих работах получили подтверждение и дальнейшее развитие известные положения о влиянии повторений на успешность заучивания, о его зависимости от объема и характера материала и т. д. Были получены также новые факты о зависимости продуктивности запоминания от различного рода установок, мотивов.

Представители гештальт-психологии (В. Кёлер, К. Коффка, М. Вертгеймер, К. Левин и др.) подвергли критике положения ассоцианизма о смежности элементов во времени и пространстве как условии возникновения ассоциаций. Они полагали, что в основе образования ассоциаций лежит закон целостности. Целое не сводится к простой сумме элементов; целостное образование — гештальт — первично по отношению к входящим в него элементам. В качестве ведущего условия запоминания гештальт-психологи рассматривали структуру материала. Поэтому для запоминания неорганизованного, бессмысленного материала, необходимо дополнительное исходное условие — намерение субъекта (см. Интенция). Однако рассматривая организацию, структуру материала, как главный объяснительный принцип, в частности для теории памяти, представители этого направления упустили из виду наиболее важную сторону процесса построения и закрепления образа — собственную деятельность человека. Между тем для запоминания имеет значение не столько сам по себе факт сходства или различия элементов, сколько действие человека, обнаруживающего эти сходства и различия.

В результате огромного числа экспериментально-психологических исследований сложились личностные теории П., которые выявили ряд факторов влияющих на протекание процессов П., особенно сохранения. Это такие факторы, как активность, интерес, внимание, осознание задачи, а также сопровождающие протекание процессов П. эмоции.

Коренные изменения в теоретических представлениях о П. и в ее экспериментальном изучении возникли на основе идеи социальной природы П. человека и возможности социального управления ее процессами. В работах П. Жане (1928), Л. С. Выготского и А. Р. Лурия (1930), А. Н. Леонтьева (1931), Ф. Бартлетта (1932) процессы П. начинают пониматься как социальная форма поведения, специфическое социально управляемое действие. Идея о социальной природе П. получила дальнейшее развитие в отечественной психологии. Новым шагом в анализе психологических механизмов П. явились сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, наиболее полно развернутые в работах П. И. Зинченко (1939, 1961) и А. А. Смирнова (1948).

П. включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды и типы чрезвычайно многообразны (см. Памяти виды, Памяти типы). По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают П. двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. По характеру целей деятельности выделяют П. непроизвольную и произвольную (см. Непроизвольное запоминание, Произвольное запоминание). Непроизвольная П. занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Она является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной П., которая позволяет запоминать с необходимой полнотой то, что человеку нужно в данный момент.

По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (см. Память сенсорная), кратковременную и долговременную П. Кратковременная П. является лабильной фазой П., которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов (см. Памяти морфологический субстрат, Памяти физиологические механизмы). Долговременная П. — стабильная фаза, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе их консолидации. Процесс консолидации является непременным условием последующих структурных изменений. Установлено, что общее время консолидации следов памяти (мнемических следов) колеблется в пределах от 10-15 с до 20-30 мин. Деление П. на кратковременную и долговременную не является общепринятым. С т. зр. некоторых авторов (А. Мелтон, 1963; Л. Постман, 1964), П. есть единый процесс, который представляется различным при его исследовании с помощью разных экспериментальных приемов. Тем не менее существует достаточно фактов, подтверждающих конструктивность и полезность различения кратковременной и долговременной П. Одной из альтернатив теории двойственности П. является теория уровней переработки информации (М. Познер, 1969). В этой теории кратковременная и долговременная П. рассматриваются как процессы, допускающие возможность различных способов кодирования информации.

Основные процессы П.: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Запоминание — главный процесс П., от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных или произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Установлено, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих связей определяется тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей.

Одним из направлений психологии, в русле которого выполнено большое количество работ по изучению П., является информационный подход, позволивший найти количественную меру запоминаемого материала — количество информации. Установлено, что объем кратковременной П. определяется количеством символов независимо от содержащейся в них информации. С этим фактом связывается проблема кодирования информации: важно кодировать запоминаемый материал символами, содержащими много информации. Проблема кодирования поставлена и в контексте изучения оперативной П. (см. Память оперативная) — как исследование способов преобразования материала при его оперативном запоминании. В связи с информационным анализом процесса запоминания широко изучены многообразные способы переработки информации в П., намечена определенная структура, т. е. общий состав и последовательность операций и действий мнемической деятельности. Трактовка П. как определенным образом организованной системы познавательных и собственно мнемических действий позволила выявить и, в известной мере, сблизить операциональный состав мыслительной и мнемической деятельности. Ж. Пиаже и Б. Инельдер приходят к выводу, что организация П. изменяется в зависимости от уровня схем мышления и прогрессирует вместе с интеллектом индивида. Образы П. составляют основной материал мышления. Л. М. Веккер (1998) говорит об интегративной функции П: она интегрирует не только отдельные когнитивные единицы (перцепты, концепты и пр.), но и различные когнитивные процессы — сенсорные, перцептивные, мыслительные — в целостную систему интеллекта. В последние десятилетия в русле когнитивной психологии изучается операциональный состав кратковременной и оперативной П. Это стало возможным благодаря разработке микроструктурного подхода к исследованию познавательных процессов (см. Метод микроструктурного анализа). Микроструктурные методы исследования позволили раскрыть содержание отдельных функциональных блоков, участвующих в обработке информации в кратковременной П. Особенно большое значение имеет анализ семантических преобразований информации, осуществляющихся в кратковременной П.

Индивидуальные особенности П. выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания (см. Памяти типы). Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами свойства н. с. изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей. См. Прочность запоминания, Развитие памяти. (Т. П. Зинченко.)


psychological.slovaronline.com

ПАМЯТЬ это что такое ПАМЯТЬ: определение — Педагогика.НЭС

ПАМЯТЬ

процессы запечатления текущей информации, организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторение, использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Различают следующие виды и типы П.: зрительную, слуховую, образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную.

Оцените определение:

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Память

форма психического отражения, в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Основным физиологическим механизмом П. является образование, сохранение и оживление в коре головного мозга временных нервных связей. П. бывает генетической, долговременной, индивидуальной, кратковременной, сенсорной и т.д.

Оцените определение:

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ПАМЯТЬ

способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная, эмоциональная (или аффективная), образная и словесно-логическая. Дефекты памяти — одни из наиболее часто наблюдаемых симптомов работы поврежденного мозга, они могут быть временными (как после эпилептического припадка) или постоянными (как после серьезной травмы головы).

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ПАМЯТЬ

психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. П. осуществляет связь времен — прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие личности и ее обучение. В соответствии с функциями П. различают ее осн. процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них — запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность ее воспроизведения. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Наиболее простой его формой является узнавание. Более сложная форма — воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются. Забывание проявляется по-разному — от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое. Виды П. различаются в зависимости от характера запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания в П. В соответствии с типом материала выделяют вербальную (словесную), образную, двигательную и эмоциональную П. Развернутую характеристику этих видов П.

didacts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *