Восприятие: определение, свойства, функции, виды.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Ошибочно полагать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Возможность предметного восприятия обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения.
Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.
Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.
Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. При восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Активность (или избирательность) заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.
В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Обычно восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов и в результате возникают сложные виды восприятия.
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы. Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.
Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.
Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты.
Зрительное восприятие — Когнитивная способность
Что такое зрительное восприятие?
Способность прочитать текст кажется простым процессом: мы направляем глаза на буквы, видим их и знаем, что они говорят. Но на самом деле это чрезвычайно сложный процесс, основанный на работе серии структур мозга, которые специализируются на зрительном восприятии, а также на распознавании различных субкомпонентов зрения.
Воспринимать означает интерпретировать информацию об окружающей среде, полученную через органы чувств. Эта интерпретация зависит от наших когнитивных процессов и имеющихся знаний. Зрительное или визуальное восприятие можно определить как способность истолковывать информацию, достигающую глаз через свет видимой области спектра. Результатом интерпретации, которую выполняет наш мозг на основе этой информации, является то, что известно как зрительное восприятие или зрение. Таким образом, визуальное восприятие — это процесс, который начинается в наших глазах:
- Фоторецепция: световые лучи проходят через зрачки глаз и возбуждают клеточные рецепторы в сетчатке глаза.
- Передача и базовая обработка: сигналы, которые создают эти клетки, передаются через зрительный нерв в мозг. Сначала сигнал проходит через оптические хиазмы (где информация из правого поля зрения направляется в левое полушарие, а из левого поля зрения — в правое полушарие), затем информация поступает к боковому коленчатому телу и таламусу.
- Обработка информации и восприятие: далее визуальная информация, полученная через глаза, отправляется к визуальной коре затылочной доли мозга. В этих структурах мозга информация обрабатывается и направляется в остальные части мозга, чтобы мы могли её использовать.
Характеристики, формирующие зрительное восприятие
Для того, чтобы получить представление о том, насколько сложна эта функция, попробуем представить, что делает наш мозг, когда мы видим простой футбольный мяч. Сколько факторов ему предстоит определить? Например:
- освещение и контрастность: мы видим, что имеется сосредоточение линий, более или менее освещённое и имеющее свой диаметр, который отличает его от других объектов окружающей среды и фона.
- Размер: это окружность около 70 см. в диаметре.
- Форма: имеет форму круга.
- Расположение: находится в трёх метрах от меня, справа. Могу легко до него добраться.
- Цвет: белый с чёрными пятиугольниками. Кроме того, если вдруг изменится освещение, мы бы знали, что его цвета — это чёрный и белый.
- Измерения: существует в трёх измерениях, так как это сфера.
- Движение: в настоящий момент без движения, но можно придать ему движение.
- Единица: имеется один, и он отличается от окружающей среды.
- Использование: служит для игры в футбол, предназначен для ударов ногами.
- Персональные отношения с объектом: похож на тот, который мы используем на тренировках.
- Имя: футбольный мяч. Этот последний процесс также известен как память на имена.
Если вам кажется, что это много шагов, задумайтесь о том, что наш мозг выполняет этот процесс постоянно и с невероятной быстротой. Кроме того, наш мозг не воспринимает информацию пассивно, а использует имеющиеся знания, чтобы «укомплектовать» информацию о том, что он воспринимает (поэтому мы знаем, что мяч является сферой, даже когда мы видим его плоским на фото). В затылочной доле мозга и прилегающих к ней отделах (височная и теменная доли) есть несколько областей, специализирующихся на каждом из ранее описанных процессов. Для корректного восприятия требуется слаженная работа всех этих отделов.
Когда мы смотрим на свой рабочий стол, наш мозг мгновенно идентифицирует все расположенные на нём объекты, что позволяет нам быстро взаимодействовать с ними. Зная это, легко понять огромное значение этого процесса в нашей повседневной жизни и то, насколько он важен для нормального функционирования в любой жизненной ситуации.
Примеры визуального восприятия
- Вождение автомобиля — это одна из наиболее сложных повседневных задач, в которой участвует множество когнитивных функций. Визуальное восприятие является одной из основ вождения. Если нарушается один из процессов зрительного восприятия, водитель ставит под угрозу свою жизнь и жизни других людей. Важно быстро определять положение автомобиля относительно дороги и других транспортных средств, скорость, с которой они движутся, и т.д.
- Когда ребёнок находится на уроке, его острота зрения и восприятие должны быть оптимальными, чтобы не упустить из виду детали объясняемого материала. Нарушения этой способности могут привести к снижению успеваемости ребёнка.
- В изобразительном искусстве, например в живописи, зрительное восприятие — это всё. Когда мы хотим нарисовать картину и мечтаем сделать её реалистичной и привлекательной, мы должны проверить наше зрительное восприятие и проработать каждую деталь, оттенок цвета, перспективу. .. Конечно, чтобы оценить произведения искусства, нам также необходимо хорошее зрительное восприятие, недостаточно просто видеть.
- Визуальное восприятие имеет важное значение для любой деятельности, связанной с мониторингом или надзором. Охранник, который ввиду нарушения восприятия не может корректно оценить происходящее на камерах наблюдения, не сможет надлежащим образом выполнять свою работу.
- Конечно, в повседневной жизни мы постоянно используем визуальное восприятие. Если мы видим на дороге приближающийся автобус, его изображение становится всё больше в нашем сознании. Тем не менее наш мозг способен интерпретировать изменения, которые не являются реальными. Мы продолжаем видеть автобус обычного размера независимо от того, насколько близко или далеко он от нас находится. Нам также необходимо визуальное восприятие для перемещения в пространстве, чтобы не перепутать лекарства, готовить еду, делать уборку дома и т.д.
Патологии и расстройства, связанные с проблемами в зрительном восприятии
Нарушения визуального восприятия могут сопровождаться различными проблемами и трудностями на разных уровнях.
Полная или частичная потеря зрения в результате повреждения органов восприятия ведет к неспособности восприятия (слепоте). Это может быть вызвано повреждением самого глаза (например, травма глаза), повреждением путей передачи информации от глаз к мозгу (например, глаукома) или повреждением отделов головного мозга, отвечающих за анализ этой информации (например, в результате инсульта или черепно-мозговой травмы).
Однако, восприятие — это не унитарный процесс. Существуют специфичные повреждения, которые могут нарушить каждый из вышеописанных процессов. Расстройства этого типа характеризуются поражением областей мозга, ответственных за те или иные процессы. Эти расстройства известны как визуальная агнозия. Визуальная агнозия определяется как неспособность распознавать известные объекты несмотря на сохранение остроты зрения. Классически агнозия делится на два типа: перцепционная агнозия (пациент может увидеть части объекта, но не способен понять объект в целом) и ассоциативная агнозия (пациент может распознать объект в целом, но не может понять о каком объекте идет речь). Трудно представить, как функционирует восприятие людей с этими расстройствами. Несмотря на то, что они могут видеть, их ощущения близки к тем, что испытывают страдающие слепотой. Кроме того, есть ещё более специфические расстройства, такие как, например, акинетопсия (неспособность видеть движение), дальтонизм (неспособность различать цвета), прозопагнозия (неспособность узнавать знакомые лица), алексия (приобретённая неспособность читать), и т.д.
Помимо этих расстройств, при которых утрачивается навык воспринимать визуальную информацию (или её часть), также возможны нарушения, при которых полученная информация искажается или вовсе не существует. Это может быть случай галлюцинаций при шизофрении или другие синдромы. Кроме того, учёными описан тип зрительных иллюзий у людей, которые потеряли зрение: Синдром Шарля Бонне. В этом случае у человека, потерявшего зрение, после длительного периода, в течение которого его мозг не получает визуальную активность, наблюдается самоактивация мозга, провоцирующая визуальные иллюзии, в которых пациенту видятся геометрические фигуры или люди. Однако, в отличие от галлюцинаций при шизофрении, люди с этим синдромом знают, что вещи, которые они видят, не являются реальными.
Как измерять и оценивать зрительное восприятие?
Зрительное восприятие помогает нам выполнять многие виды повседневной деятельности. Наша способность двигаться и взаимодействовать с окружающей средой, полной препятствий, напрямую зависит от качества зрительного восприятия. Таким образом, оценка восприятия может быть полезной в различных областях жизни: в учёбе (чтобы знать, сможет ли ребёнок видеть школьную доску или читать книги), в области медицины (чтобы знать, что пациент может перепутать лекарства или нуждается в постоянном присмотре), в профессиональных кругах (практически любая работа требует навыков чтения, наблюдения или контроля).
С помощью комплексного нейропсихологического тестирования мы можем эффективно и надёжно оценить различные когнитивные способности, в том числе зрительное восприятие. Тест, который предлагает CogniFit («КогниФит») для оценки зрительного восприятия, основан на классическом тесте NEPSY (Коркман, Кирк и Кемп, 1998). Благодаря этому заданию можно получить возможность декодировать элементы, представленные в упражнении, и количество когнитивных ресурсов, которыми располагает пользователь, чтобы понять и выполнить задачу наиболее эффективным образом. Помимо визуального восприятия, тест также измеряет память на имена, время отклика и скорость обработки информации.
- Тест на Декодирование VIPER-NAM: изображения объектов появляются на экране в течение короткого периода времени и исчезают. Вслед за этим появляются четыре буквы, и только одна из них соответствует первой букве названия объекта. Задание — правильно выбрать эту букву. Необходимо выполнить тест как можно быстрее.
Как восстановить или улучшить зрительное восприятие?
Зрительное восприятие, как и другие когнитивные способности, можно тренировать и улучшать. CogniFit («КогниФит») даёт возможность делать это профессионально.
Восстановление зрительного восприятия основывается на пластичности мозга. CogniFit («КогниФит») предлагает серию упражнений и игр, направленных на реабилитацию зрительного восприятия и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если мы регулярно тренируем зрительное восприятие, укрепляются соединения структур мозга, участвующие в восприятии. Поэтому, когда наши глаза посылают информацию в мозг, нейронные соединения будут работать быстрее и эффективнее, улучшая наше зрительное восприятие.
CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы персонализированной когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки зрительного восприятия и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает режим персональных когнитивных тренировок с целью укрепления визуального восприятия и других когнитивных функций, которые, по результатам оценки, нуждаются в улучшении.
Для улучшения зрительного восприятия крайне важно тренироваться регулярно и правильно. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты для оценки и реабилитации, позволяющие улучшать когнитивные функции. Для корректной стимуляции необходимо уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю.
Программа когнитивной стимуляции CogniFit («Когнифит») доступна онлайн. Программа содержит разнообразные интерактивные упражнения в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет подробную диаграмму улучшений когнитивного состояния.
Восприятие — Психология — Оксфордские библиографии
Введение
Восприятие — это изучение того, как сенсорная информация перерабатывается в перцептивные переживания. В некоторых случаях действия управляются сенсорной информацией, обрабатываемой вне сознания, и такие случаи будут обсуждаться позже. Существует пять основных органов чувств, каждое из которых имеет уникальные сенсорные входы, структуры и механизмы, лежащие в основе его функций. Тем не менее, все пять чувств разделяют общую цель обнаружения сенсорной информации из внешней среды и обработки этой информации в перцептивном опыте. При зрении свет активирует фоторецепторы сетчатки, что приводит к каскаду химических и электрических событий, обработке в зрительной коре и, наконец, зрительному восприятию. Для слуха изменения давления воздуха преобразуются внутренним ухом и слуховой корой в восприятие звука. Осязание, боль и температура возникают в результате активации механорецепторов, ноцицепторов и терморецепторов на коже, которые посылают информацию в соматосенсорную кору. Обоняние возникает, когда обонятельные рецепторы в носу обнаруживают молекулы газа, и структуры в обонятельной коре работают, чтобы различать, идентифицировать и эмоционально оценивать качества запаха. Наконец, вкус возникает, когда жидкие или твердые молекулы стимулируют рецепторы на языке, и вкусовая кора может обрабатывать информацию о качестве вкуса. Специалисты по восприятию использовали различные поведенческие, физиологические и нейровизуализационные методы, чтобы выяснить, как организуются сенсорные входные данные в мозге и как сенсорное кодирование отображается на перцептивном опыте. Разделы этой статьи содержат подробное обсуждение каждой сенсорной системы, основных областей исследований в каждой области, того, как сенсорные системы часто взаимодействуют для создания мультисенсорного опыта, и как не сенсорные факторы, такие как познание, поведение и опыт, может повлиять на восприятие. Исторические отчеты часто включаются, чтобы обеспечить более широкий контекст для современных исследований. В этой статье показано, что некоторые сенсорные системы, такие как зрение и слух, имеют более долгую историю изучения и гораздо лучше изучены, чем осязание, обоняние или вкус.
Учебники
Большинство традиционных учебников для вводного курса по восприятию примерно на две трети охватывают зрительное восприятие, включая анатомию и физиологию, глубину, движение, цвет и действие. Оставшаяся треть обычно охватывает анатомию, физиологию и функцию слуха, обоняния, осязания и вкуса. Гольдштейн и Брокмол, 2017 г .; Шварц и Кранц, 2016 г.; Вульф и др. 2017; и Yantis and Abrams 2016 — отличные учебники для вводных курсов по восприятию. Сноуден и др. 2012 — это хорошо написанная, доступная и часто юмористическая книга, охватывающая все основные темы визуального восприятия и подходящая для продвинутых студентов и аспирантов. Moore 2012 — хороший вводный учебник по слуховому восприятию.
- Гольдштейн, Э. Брюс и Джеймс Р. Брокмол. 2017. Ощущение и восприятие . 10-е изд. Бостон: Cengage Learning.
Четкий, лаконичный и понятный учебник с информативными иллюстрациями и демонстрациями.
Мур, Брайан С. Дж. 2012. Введение в психологию слуха . 6-е изд. Бингли, Великобритания: Изумруд.
Подробный учебник по слуховому восприятию, включая анатомию, физиологию, воспринимаемую громкость, восприятие высоты тона, локализацию звука и восприятие речи. Первое издание опубликовано 1977.
Шварц, Беннетт Л. и Джон Х. Кранц. 2016. Ощущение и восприятие . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.
Полный вводный учебник. Включает главу о восприятии музыки.
Сноуден, Роберт, Питер Томпсон и Том Трощанко. 2012. Базовое зрение: Введение в зрительное восприятие
Замечательно написанное и часто юмористическое введение в зрительное восприятие для продвинутых студентов или аспирантов.
Вулф, Джереми М., Кит Р. Клюендер, Деннис М. Леви и др. 2017. Ощущение и восприятие . 5-е изд. Сандерленд, Массачусетс: Синауэр.
Обеспечивает всестороннее введение в ощущение и восприятие для студентов бакалавриата.
Янтис, Стивен и Ричард А. Абрамс. 2016. Ощущение и восприятие . 2 изд. Нью-Йорк: Стоит.
Этот учебник для студентов завершает каждую главу разделом о применении фундаментальной науки в реальных ситуациях.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Восприятие — это реальность
Мы недооцениваем силу восприятия.
Восприятие решает все.
Определение восприятия — способ, которым что-то рассматривается, понимается или интерпретируется.
Два человека, стоящие рядом, могут переживать одно и то же, но при этом иметь два совершенно противоположных восприятия того, что произошло.
Независимо от того, что на самом деле происходит в жизни, то, как мы воспринимаем вещи, становится нашей реальностью. Например, когда вы получаете электронное письмо, ваше восприятие тона и того, что подразумевается под написанным, влияет на то, как вы к этому относитесь, а затем и на то, как вы отвечаете. Мы выбираем наше восприятие жизни вокруг нас.
Мне потребовалось много времени, чтобы научиться этому. (Возможно, я все еще учусь этому!) В жизни было так много моментов, когда я чувствовал разочарование, печаль или гнев из-за своего восприятия, когда что-то происходило. Только для того, чтобы обнаружить, что я неправильно понял или неверно истолковал ситуацию и придал ей значение, которое не соответствовало тому, что имел в виду другой человек.
Самый большой урок, который я усвоил, связанный с восприятием, — это необходимость осознавать, что есть мое, и понимать, что воля других людей отличается от моей.
Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие МЫ . Мы смотрим на мир через призму нашего опыта и ожиданий того, что мы думаем о мире и как люди ведут себя на основе того, как мы себя ведем. Часто именно в этом и заключается конфликт. Он заключается в том, что мы думаем, что у других людей такое же восприятие жизни или опыта, как у нас. Но смотрят они совсем другими глазами.
Восприятие бывает положительным или отрицательным. Все мы знаем таких людей, у которых, независимо от того, что происходит или их переживания, жизнь несчастна и тяжела. Их восприятие жизни или их переживания в ней неизменно негативны. Скорее всего, мы были этим человеком время от времени. Но не только наше восприятие жизни влияет на нашу реальность, но любое восприятие, которое мы выбираем, будь то положительное или отрицательное, будет влиять и отражаться на результатах того, чего мы пытаемся достичь.
Мы видим то, что хотим видеть. Вы можете не соглашаться со мной, и это нормально! Но в жизни мы видим то, что хотим видеть. Подумайте о тех, кто находится в отношениях, в которых им, вероятно, не следует быть. Тем не менее, люди остаются, потому что они выбирают реальность и историю, которая оправдывает их действия, поведение и выбор остаться дольше, чем, возможно, им следовало бы. Люди видят то, что хотят, а то, что люди хотят видеть, никогда не имеет ничего общего с истиной. Но это всегда связано с тем, что соответствует их истории в то время.
Урок, который я изучаю и пытаюсь преподать своим ученикам, заключается в следующем:
На самом деле важно не то, на что вы смотрите. Это то, что вы видите. Наш опыт, наши истории, наши убеждения изменяют наше восприятие. Наше восприятие является отражением нас самих, поэтому то, что мы видим в ситуации или то, что мы видим в чьей-то реакции или ответе, не имеет ничего общего с тем, кто мы есть, и все, что связано с тем, каковы они. То, что мы видим, основано на путешествии, которое мы предприняли, чтобы добраться сюда, и восходит к нашему детству. Все в нашей жизни влияет на наше текущее восприятие.
Восприятие неправильно понято. Это так легко неправильно понять, потому что мир вокруг нас формируется нашим собственным индивидуальным восприятием. Реальность такова, что у всех разные версии жизни, и мы придаем смысл нашему опыту, основываясь на реальности и объективе, через который мы смотрим. Так что это легко неправильно понять другими людьми, потому что у всех нас разный опыт. Вы несете ответственность за то, что говорите, и за то, что понимаете, когда общаетесь с другими. Другие люди не несут ответственности за то, что вы понимаете и как вы интерпретируете окружающий мир.