Определение восприятие в психологии: Восприятие. Что такое «Восприятие»? Понятие и определение термина «Восприятие» – Глоссарий

Содержание

Психология восприятия информации – параметры индивидуальны

1 комментарий

Поделиться Твитнуть Pin Отпр. по эл. почте SMS

Осознавать окружающую действительность и поступающую извне информацию нам помогает восприятие. У каждого человека психология восприятия информации индивидуальна, но существуют некоторые обобщенные ее параметры.

Начнем с того, что такое восприятие. Это отражение явлений, предметов, объектов в совокупности их свойств, частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Следует сразу упомянуть, что как раз органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус) и являются основными посредниками в нашем восприятии окружающего мира, поступающей из него информации.

Без ощущений, передаваемых этими органами (их рецепторами) невозможно восприятие. Но помимо ощущений, восприятие также включает прошлый опыт человека в виде сохраненных представлений, знаний.

Сопоставляя новую информацию с имеющимися сведениями, мы относим вновь прибывшие данные к одному из известных нам явлений либо выделяем его в отдельную категорию (если мы с подобным ранее не сталкивались).

Так, например, если нам завяжут глаза и дадут поочередно пробовать разные фрукты, овощи, то мы будем их точно определять до тех пор, пока нам не попадется продукт, который мы раньше не пробовали.

Человеческая психология восприятия информации связана и с другими психическими процессами:

  • мышлением (видя, слыша, мы осознаем или догадываемся о том, что конкретно перед нами находится),
  • речью (мы называем предмет восприятия),
  • чувствами (определенным образом реагируем на то, что воспринимаем),
  • волей (можем организовывать процесс восприятия, управлять определенным образом им).

Основными характеристиками процесса восприятия являются: константность, целостность, предметность, обобщенность.

Существует три основных типа людей по способу восприятия информации: визуалисты (хорошо воспринимающие зрительную информацию), аудиалисты (лучше воспринимающие звуковую информацию), кинестетики (для них более приемлемо восприятие через чувства и тактильные ощущения).

Данные категории относятся абсолютно ко всем людям, но встречаются, конечно, как и во всех правилах, и здесь исключения.

В связи с этим, бизнесмену очень важно определить, к какому именно типу по восприятию он относится, чтобы правильно организовать свой процесс обучения, повышения квалификации, получения новых знаний.

Определить собственный тип восприятия довольно просто. Если вы лучше запоминаете информацию, когда читаете ее сами (молча), то вы – визуалист.

Если вам легче усвоить материал, если вам кто-то о нем расскажет, то вы, безусловно, — аудиалист.

Ну, а если вам легче понять конструкцию прибора, если вы самостоятельно его разберете, ощупаете каждую деталь, затем снова соберете ее обратно – значит вы кинестетик.

Чтобы упростить процесс восприятия информации, необходимо переводить все сведения (по возможности) в наиболее приемлемый для вас вид. Так, если вы визуалист, то лучше, чтобы весь материал был напечатан на бумаге или набран на электронных носителях.

Для аудиалистов больше подойдут аудио-, видеокурсы, живые лекции, вебинары, семинары, где исходный материал будет воспроизводиться в звуковом формате.

Ну, а для кинестетиков необходимы наглядные       , образцы, которые они могут не только увидеть, но и прощупать.

Наиболее сложная позиция в восприятии бизнес-информации будет у кинестетиков, потому что не для всяких сведений о предпринимательстве можно подобрать образцы для тактильного восприятия.

Сегодня психология восприятия информации

должна по возможности развиваться человеком для выведения более зрелой ее формы, когда одинаково хорошо можно усваивать сведения, поступающие посредством любых органов чувств.

Категории: Бизнес Статьи

ВОСПРИЯТИЕ • Большая российская энциклопедия

ВОСПРИЯ́ТИЕ, пер­цеп­ция (лат. perceptio), не­по­сред­ст­вен­но-чув­ст­вен­ное от­ра­же­ние ок­ру­жаю­ще­го ми­ра че­ло­ве­ком и жи­вот­ны­ми. Под В. по­ни­ма­ет­ся как сам про­цесс (или со­во­куп­ность пси­хо­фи­зио­ло­гич. про­цес­сов), так и его ре­зуль­тат (образ). В. – од­но из центр. меж­дис­ци­п­ли­нар­ных по­ня­тий фи­лос. тео­рии по­зна­ния, пси­хо­ло­гии, ког­ни­тив­ной нау­ки, ней­ро­фи­зио­ло­гии и сен­сор­ной фи­зио­ло­гии, эс­те­ти­ки, эр­го­но­ми­ки и не­ко­то­рых раз­де­лов ин­фор­ма­ти­ки.

Восприятие в истории философии и психологии

В. трак­то­ва­лось в фи­ло­софии как вид по­зна­ния, от­лич­ный от ощу­ще­ний («ато­мов» В., ото­бра­жаю­щих лишь отд. ка­че­ст­ва вос­при­ни­мае­мо­го ми­ра, та­кие как «хо­лод­но», «свет­ло» и т. п.) и мыш­ле­ния. В цен­тре фи­лос. рас­смот­ре­ния В. бы­ли во­про­сы о спе­ци­фике В. и об ис­тин­но­сти по­лу­чае­мых с помо­щью ор­га­нов чувств зна­ний. Ил­лю­зии вос­при­ятия и псев­до­вос­прия­тие (сно­ви­де­ния, гал­лю­ци­на­ции) по­слу­жи­ли ос­но­вой для кри­ти­ки чув­ст­вен­но­го по­зна­ния пред­ста­ви­те­ля­ми ра­цио­на­лиз­ма. Г. В. Лейб­ниц опи­сал В. (пер­цеп­цию) как со­стоя­ние не­яс­но­го соз­на­ния, по­сте­пен­но пе­ре­хо­дя­ще­го под влия­ни­ем вни­ма­ния (ап­пер­цеп­ции) в со­стоя­ние от­чёт­ли­во­го и ос­мыс­лен­но­го осоз­на­ния пред­ме­та. И. Кант по­ка­зал, что на­ми все­гда вос­при­ни­ма­ет­ся не­рас­чле­ни­мое да­лее един­ст­во чув­ст­вен­ных дан­ных и ка­те­го­рий рас­суд­ка; вся­ко­му ак­ту В. пред­ше­ст­ву­ют, как ми­ни­мум, ап­ри­ор­ные ка­тего­рии про­стран­ст­ва и вре­ме­ни. В фи­лосо­фии эм­пи­риз­ма от­гра­ни­че­ние В. от ощу­ще­ний и от пред­став­ле­ний про­во­ди­лось на ба­зе пред­по­ло­же­ния об объ­е­ди­не­нии ощу­ще­ний в В. и В. в пред­став­ле­ния на ос­но­ве прин­ци­па ас­со­циа­ции (Т. Гоббс, Дж. Локк).

Для экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ний В. боль­шое зна­че­ние име­ло соз­да­ние в сер. 19 в. ме­то­дов из­ме­ре­ния ин­тен­сив­но­сти сен­сор­ных впе­чат­ле­ний Э. Г. Ве­бе­ром и Г. Фех­не­ром (см. Пси­хо­фи­зи­ка), а так­же из­ме­ре­ние ско­ро­сти про­ве­де­ния нерв­но­го раз­дра­же­ния Г. Гельм­голь­цем и хро­но­мет­рич. опы­ты голл. оф­таль­мо­ло­га Ф. К. Дон­дер­са. Од­но­вре­мен­но про­ис­хо­ди­ло уточ­не­ние ана­то­мо-фи­зио­ло­гич. строе­ния ор­га­нов чувств и центр. моз­говых ме­ха­низ­мов ана­ли­за сен­сор­ных дан­ных разл. мо­даль­но­стей, вы­явив­шее, напр., роль за­ты­лоч­ных от­де­лов ко­ры для про­цес­сов зре­ния и верх­них ви­соч­ных струк­тур для слу­ха (К. Брод­ман).

До­ми­ни­рую­щей тео­ри­ей В. во 2-й пол. 19 в. ста­ла тео­рия бес­соз­на­тель­ных умо­зак­лю­че­ний Г. Гельм­голь­ца, со­глас­но ко­то­рой В. стро­ит­ся по схе­ме ре­ше­ния сил­ло­ги­стич. за­дач: на ос­но­ве зна­ния ти­пич­но­го со­от­но­ше­ния па­ра­мет­ров сти­му­ла и свойств пред­ме­тов (боль­шая по­сыл­ка сил­ло­гиз­ма) и зна­ния па­ра­метров сен­сор­но­го сти­му­ла (ощу­ще­ния – ма­лая по­сыл­ка) де­ла­ет­ся очень бы­ст­рый, не­дос­туп­ный для осоз­на­ния вы­вод о свой­ст­вах пред­ме­тов. Пер­вые на­уч. на­блю­де­ния дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти (дви­же­ний рук, ощу­пы­ваю­щих пред­мет, и дви­же­ний глаз), со­про­во­ж­даю­щей про­цес­сы В., по­слу­жи­ли ос­но­вой для ран­них ги­по­тез о сен­со­мо­тор­ной ос­но­ве В., вни­ма­ния и соз­на­ния (Н. Н. Лан­ге, Т. Ри­бо, И. М. Се­че­нов).

Восприятие в современной психологии

Но­вый этап изу­че­ния В. , на­ча­тый пред­ста­ви­те­ля­ми геш­тальт­пси­хо­ло­гии, оп­ре­де­лял­ся дву­мя по­став­лен­ными К. Коф­фкой во­про­са­ми: «По­че­му мы вос­при­ни­ма­ем мир имен­но та­ким?» и «По­че­му мы вос­при­ни­ма­ем пред­ме­ты, а не про­ме­жут­ки ме­ж­ду ни­ми?». Ге­штальт­пси­хо­ло­ги об­на­ру­жи­ли за­ви­си­мость отд. час­тей вос­при­ни­мае­мой кар­ти­ны от це­ло­го. При уст­ра­не­нии об­ще­го кон­тек­ста В. труд­но­сти вы­зы­ва­ет да­же про­стей­шая за­да­ча зри­тель­ной ло­ка­ли­за­ции: не­под­виж­ный объ­ект в тем­но­те или в го­мо­ген­ном по­ле на­чи­на­ет ка­зать­ся хао­тиче­ски дви­жу­щим­ся (ил­лю­зия ав­то­ки­не­тич. дви­же­ния). На­про­тив, ес­ли при из­ме­не­нии всех час­тей со­хра­ня­ют­ся их струк­тур­ные от­но­ше­ния, то со­хра­ня­ет­ся и В. (так, ме­ло­дия, про­иг­ры­вае­мая в дру­гой то­наль­но­сти, лег­ко уз­на­ёт­ся). При этом мы не толь­ко не за­ме­ча­ем, но ча­ще все­го про­сто не мо­жем оп­ре­де­лить из­ме­не­ния отд. ощу­ще­ний.

Инвариантность соотношения воспринимаемых удалённости и величины.

На­ря­ду с це­ло­ст­но­стью для В. ха­рак­тер­на кон­стант­ность – от­но­сит. не­за­ви­си­мость свойств вос­при­ни­мае­мых пред­ме­тов от па­ра­мет­ров сти­му­ля­ции ор­га­нов

чувств. Напр., при уда­ле­нии ви­ди­мо­го объ­ек­та вдвое раз­ме­ры его про­ек­ции на сет­чат­ке так­же умень­ша­ют­ся в два раза, од­на­ко мы про­дол­жа­ем ви­деть его ве­ли­чи­ну не­из­мен­ной. Со­глас­но геш­тальт­тео­рии, ме­ха­низ­мом этой и др. ви­дов кон­стант­но­сти (на­прав­ле­ния, цве­та, фор­мы и т. д.) слу­жат ин­ва­ри­ант­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду вос­при­ни­мае­мы­ми ве­ща­ми и их ок­ру­же­ни­ем, вы­пол­няю­щим функ­цию сис­те­мы от­счё­та.

М. Верт­хай­мер вы­де­лил 6 за­ко­нов «пер­цеп­тив­ной ор­га­ни­за­ции», поз­же объ­е­ди­нён­ные в еди­ный «за­кон пре­гнант­но­сти». Объ­ек­ты, ко­то­рые (1) рас­по­ло­же­ны близ­ко друг к дру­гу, (2) име­ют сход­ные ха­рак­те­ри­сти­ки яр­ко­сти и цве­та, (3) ог­ра­ни­чи­ва­ют не­боль­шую замк­ну­тую и (4) сим­мет­рич­ную об­ласть, (5) ес­те­ст­вен­но про­дол­жа­ют друг дру­га, (6) дви­жут­ся при­мер­но с рав­ной ско­ро­стью в од­ном на­прав­ле­нии, ско­рее бу­дут вос­при­ня­ты как еди­ное це­лое, или как фи­гу­ра, а не как раз­роз­нен­ные эле­мен­ты фо­на.

Кри­ти­ка по­пы­ток вы­ве­де­ния В. из ло­каль­ных ощу­ще­ний бы­ла про­дол­же­на во 2-й пол. 20 в. Дж. Гиб­со­ном и его по­сле­до­ва­те­ля­ми. Гиб­сон опи­сал ком­плекс­ные пе­ре­мен­ные сти­му­ля­ции, спе­ци­фи­ци­рую­щие для под­виж­но­го ор­га­низ­ма объ­ек­тив­ные свой­ст­ва сре­ды, пред­ме­тов и со­бы­тий. Напр., на рис. при­сут­ст­вует т. н. гра­ди­ент ве­ли­чи­ны и плот­но­сти (узор брус­чат­ки и ко­лонн по бо­кам про­хо­да), ко­то­рый в лю­бом ес­теств. окру­же­нии спе­ци­фи­ци­ру­ет глу­би­ну оп­тич. про­стран­ст­ва и обыч­но пре­дос­тав­ля­ет воз­мож­ность для дви­же­ния впе­рёд. В про­цес­се та­ко­го про­дви­же­ния воз­ника­ет ди­на­мический гра­ди­ент, спе­ци­фи­ци­рую­щий ско­рость и на­прав­ле­ние, в ча­ст­но­сти, не­под­виж­ная центр. точ­ка (фо­кус гра­ди­ен­та) со­от­вет­ст­ву­ет на­прав­ле­нию дви­же­ния. Для об­ра­бот­ки от­кры­тых Гиб­со­ном гра­ди­ен­тов не тре­бу­ет­ся умо­зак­лю­че­ний или па­мя­ти, дос­та­точ­но про­стой ре­цеп­ции со­от­вет­ст­вую­щей ин­фор­ма­ции.

Идея ак­тив­но­го об­сле­до­ва­ния ок­ру­же­ния со­дер­жит­ся в пред­ло­жен­ном Дж. Гиб­со­ном по­ня­тии «пер­цеп­тив­ных сис­тем», под ко­то­ры­ми по­ни­ма­ют­ся не толь­ко сен­сор­ные ме­ха­низ­мы той или иной мо­даль­но­сти, но и все­воз­мож­ные дви­же­ния ор­га­нов чувств и ор­га­низ­ма, на­прав­лен­ные на В. внеш­не­го ми­ра. Роль дви­же­ний в В. под­чёр­ки­ва­ет­ся и в тео­рии пер­цеп­тив­ных дей­ст­вий, раз­ви­той рос. пси­хо­ло­га­ми А. В. За­по­рож­цем, В. П. Зин­чен­ко, Б. Ф. Ло­мо­вым. Так, пер­цеп­тив­ные дей­ст­вия с ис­поль­зо­ва­ни­ем кож­ной и сус­тав­но-мы­шеч­ной чув­ст­ви­тель­но­сти пред­по­ла­га­ют разл. ви­ды дви­же­ний: при вос­при­ятии свойств тек­сту­ры по­верх­но­сти пред­ме­та это сколь­зя­щие дви­же­ния паль­цев, твёр­до­сти – дав­ле­ние на по­верх­ность, тем­пе­ра­ту­ры – ста­тич­ный кон­такт, ве­са – под­держ­ка в ла­до­ни без опо­ры, объ­ё­ма – ох­ват, фор­мы – со­че­та­ние ох­ва­ты­ваю­щей под­держ­ки од­ной ру­кой и ощу­пы­ва­ния кон­ту­ров дру­гой.

Со­глас­но У. Найс­се­ру, В. – это ак­тив­ный про­цесс из­вле­че­ния ин­фор­ма­ции из ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, ко­то­рый управ­ля­ет­ся схе­ма­ми В., ие­рар­хи­че­ски увя­зан­ны­ми друг с дру­гом (напр., схе­ма ком­на­ты, до­ма, ули­цы, го­ро­да, ми­ра). А. Н. Ле­он­ть­ев раз­ра­бо­тал пред­став­ле­ние о це­ло­ст­ной схе­ме ре­аль­но­сти – обра­зе ми­ра и о его взаи­мо­дей­ст­вии со схе­мой те­ла субъ­ек­та как о не­об­хо­ди­мом ус­ло­вии вос­при­ятия.

В ря­де на­прав­ле­ний пси­хо­ло­гии 2-й пол. 20 в. вслед за Г. Гельм­голь­цем В. рас­смат­ри­ва­лось как про­цесс, по­доб­ный ре­ше­нию ин­тел­лек­ту­аль­ных за­дач и за­ви­ся­щий от раз­ви­тия струк­тур ин­тел­лек­та (Ж. Пиа­же) или осо­бен­но­стей язы­ко­вых струк­тур (Лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти ги­по­те­за). Со­глас­но Дж. Бру­не­ру, В. воз­мож­но бла­го­да­ря про­цес­су ка­те­го­ри­за­ции, не­осоз­на­вае­мо­го ос­мыс­ле­ния и при­ня­тия ре­ше­ния об от­не­се­нии вос­при­ни­мае­мо­го к то­му или ино­му клас­су объ­ек­тов или про­цес­сов, на ос­но­ва­нии со­от­не­се­ния с «пер­цеп­тив­ны­ми эта­ло­на­ми», или ка­те­го­рия­ми.

В ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии бы­ло по­ка­за­но, что В. вклю­ча­ет мно­же­ст­во внутр. ком­по­нен­тов и эта­пов пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, сре­ди ко­то­рых есть как экс­пли­цит­ные, дос­туп­ные соз­на­нию, так и им­пли­цит­ные, бес­соз­на­тель­ные (см. Под­по­ро­го­вое вос­при­ятие). К чис­лу внутр. ком­по­нен­тов В. от­но­сят­ся пер­цеп­тив­ные ожи­да­ния и вни­ма­ние к оп­ре­де­лён­ным ас­пек­там си­туа­ции. Вни­ма­ние, как ра­нее ап­пер­цеп­ция, час­то счи­та­ет­ся фак­то­ром, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ин­те­гра­цию отд. при­зна­ков в об­раз це­ло­ст­но­го пред­ме­та. Ка­ж­дый акт В. ос­тав­ля­ет из­ме­не­ния в разл. звень­ях про­цес­сов пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции. Эти из­ме­не­ния им­пли­цит­но влия­ют на В. сле­дую­щей пор­ции све­де­ний («эф­фек­ты прай­мин­га»). Ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти В. от па­мя­ти и пер­цеп­тив­но­го обу­че­ния по­каза­ли, что адап­та­ция к ис­ка­жён­ным ус­ло­ви­ям В., как пра­ви­ло, ока­зы­ва­ет­ся воз­мож­ной толь­ко в ус­ло­ви­ях собств. дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти на­блю­да­те­ля.

Изу­че­ние он­то­ге­не­за че­ло­ве­ка и жи­вот­ных по­зво­ли­ло ус­та­но­вить для мно­гих форм В. (напр., для В. ре­чи) на­личие сен­зи­тив­ных пе­рио­дов в пер­вые го­ды жиз­ни, во вре­мя ко­то­рых по­вы­ша­ет­ся чув­ст­ви­тель­ность к оп­ре­де­лён­ным фак­то­рам сре­ды и про­ис­хо­дит ин­тен­сив­ное пер­цеп­тив­ное нау­че­ние. От­сут­ст­вие взаи­мо­дей­ст­вия с оп­ре­де­лён­ны­ми фак­то­ра­ми сре­ды (напр., от­сут­ст­вие фо­нем /р/ и /л/ в япон. яз.) ве­дёт к вы­па­де­нию со­от­вет­ст­вую­щих пер­цеп­тив­ных воз­мож­но­стей. Ис­сле­до­ва­ния по­зна­ват. спо­соб­но­стей в диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии по­ка­за­ли, что па­ра­мет­ры В. и ин­тел­лек­та от­но­си­тель­но не­за­ви­симы друг от дру­га, но их кор­ре­ля­ция су­ще­ст­вен­но уси­ли­ва­ет­ся в на­ча­ле и в кон­це жиз­ни.

Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии

­ Ней­ро­ког­ни­тив­ные ис­сле­до­ва­ния В. про­во­дят­ся на разл. уров­нях ор­га­ни­за­ции: от мо­ле­ку­ляр­ных и ней­рон­ных ме­ха­низ­мов до це­ло­ст­но­го по­ве­де­ния и лич­но­сти. Пер­вич­ные, вто­рич­ные и ас­со­циа­тив­ные (ин­тер­мо­даль­ные) зо­ны ка­ж­дой из сен­сор­ных сис­тем вклю­ча­ют мно­же­ст­во ней­роа­на­то­мич. под­сис­тем, чис­ло ко­то­рых толь­ко в слу­чае кор­ти­каль­ных ме­ха­низ­мов зри­тель­ной сис­те­мы пре­вы­ша­ет 30. Вы­яс­не­ны ней­рон­ные ме­ха­низ­мы зре­ния и слу­ха, обес­пе­чи­ваю­щие В. раз­но­об­раз­ных сен­сор­ных при­зна­ков, та­ких как вы­со­та то­на, ори­ен­та­ция, цвет и т. п. Ие­рар­хич. объ­е­ди­не­ние ин­фор­ма­ции о при­зна­ках по­зво­ля­ет вы­де­лять и иден­ти­фи­ци­ро­вать пред­ме­ты и со­бы­тия (ка­те­го­ри­за­ция), вклю­чать их в кон­текст эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния, на­лич­ных по­треб­но­стей и за­дач. В слу­чае зре­ния та­кое объ­е­ди­не­ние свя­за­но с т. н. вен­траль­ным по­то­ком пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, ко­то­рый ве­дёт от пер­вич­ных и вто­рич­ных зон зри­тель­но­го ана­ли­за в за­ты­лоч­ных об­лас­тях ко­ры к её ниж­не­ви­соч­ным струк­ту­рам. Дру­гой, дор­заль­ный по­ток ве­дёт от за­ты­лоч­ных до­лей (и, воз­мож­но, суб­кор­ти­каль­ных струк­тур) к зад­ним от­де­лам те­мен­ных до­лей и да­лее в лоб­ные об­лас­ти ко­ры и обес­пе­чи­ва­ет бы­ст­рую про­стран­ст­вен­ную ло­ка­ли­за­цию объ­ек­тов, а так­же ре­гу­ли­ру­ет сен­со­мо­тор­ные взаи­мо­дей­ст­вия с ни­ми. Ана­ло­гич­ные дан­ные об ана­то­мо-функ­цио­наль­ном раз­де­ле­нии про­цес­сов ло­ка­ли­за­ции и иден­ти­фи­ка­ции по­лу­че­ны и в от­но­ше­нии ме­ха­низ­мов слу­хо­во­го вос­при­ятия.

Важ­ным мо­мен­том совр. ис­сле­до­ва­ний яв­ля­ет­ся ма­те­ма­тич. мо­де­ли­ро­ва­ние функ­ций В. и реа­ли­за­ция та­ких мо­де­лей с по­мо­щью ком­пь­ю­тер­ных сис­тем рас­по­зна­ва­ния об­ра­зов. Рас­про­стра­нён­ным сред­ст­вом мо­де­ли­ро­ва­ния В. слу­жат т. н. ис­кус­ст­вен­ные ней­рон­ные се­ти, де­мон­ст­ри­рую­щие воз­мож­ность обу­че­ния и по­сте­пен­ной оп­ти­ми­за­ции сво­ей ра­бо­ты.

Прикладное значение исследований восприятия

Зна­ние за­ко­но­мер­но­стей В. иг­ра­ет ре­шаю­щую роль для та­ких об­лас­тей че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как ис­кус­ст­во, ар­хи­тек­ту­ра, ди­зайн, рек­ла­ма, пи­ще­вая и пар­фю­мер­ная пром-сть, ки­но и ин­ду­ст­рия зву­ко­за­пи­си и др. Важ­ное зна­че­ние име­ет ис­сле­до­ва­ние за­ко­но­мер­но­стей фор­ми­ро­ва­ния эс­те­тич. В. де­тей и под­ро­ст­ков. Де­таль­ное изу­че­ние ме­ха­низ­мов на­ру­ше­ний В. в ре­зуль­та­те за­бо­ле­ва­ний и ло­каль­ных по­ра­же­ний моз­га, ве­ду­щих к аг­но­зии, афа­зии, глу­хо­те, сле­по­те, по­мо­га­ет в раз­ра­бот­ке ме­то­дов кор­рек­ции, уси­ле­ния и про­те­зи­ро­ва­ния сен­сор­ных и пер­цеп­тив­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка. К боль­шо­му клас­су при­клад­ных ис­сле­до­ва­ний В. от­но­сят­ся ра­бо­ты по мо­де­ли­ро­ва­нию ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей В., рас­по­зна­ва­нию лиц и эмо­ций. Боль­шое прак­тич. зна­че­ние име­ет соз­да­ние муль­ти­ме­дий­ных ин­фор­мац. сис­тем (напр., для ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний) и сис­тем вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти (напр., раз­ра­бот­ка тре­на­жё­ров, ими­ти­рую­щих ус­ло­вия В. и дей­ст­вия в спец. ви­дах проф. дея­тель­но­сти).

10 примеров и определений (2023)

Восприятие относится к процессу интерпретации сенсорной информации для понимания окружающей среды.

Итак, когда мы сталкиваемся с красным фруктом, например, сенсорные данные, включая световые волны, отраженные фруктом, воспринимаются нашими глазами и затем отправляются в мозг.

Затем мозг использует процесс восприятия для организации и интерпретации информации, такой как распознавание фрукта как яблока по его цвету, форме и текстуре, а также получение знаний о его вкусе и пищевой ценности

Восприятие позволяет нам взаимодействовать с окружающей средой и адекватно реагировать на нее. Таким образом, это имеет решающее значение для формирования нашего понимания и взаимодействия с миром, в котором мы живем.

Вопросы на понимание: Пока вы читаете эту статью, наш редактор Крис будет задавать вопросы на понимание и критическое мышление, чтобы помочь вам получить максимальную отдачу от этой статьи. Учителя, если вы поручите эту статью домашнему заданию, пусть учащиеся ответят на эти вопросы дома, а затем используйте их в качестве стимулов для обсуждения в классе.

Определение восприятия

Восприятие — это фундаментальное психологическое понятие, которое относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается.

Согласно Эшету (2015),

«…восприятие — это наше чувственное восприятие окружающего мира, которое включает в себя как распознавание стимулов окружающей среды, посредством которых мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, имеющих решающее значение для нашего выживания» (стр. 45).

Этот процесс связан с восприятием, идентификацией и интерпретацией сенсорной информации, поступающей из окружающей среды через наши пять органов чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус.

Кроме того, он включает проприоцепцию, то есть наше ощущение телесного осознания и позы (Han et al., 2016). Как отмечает Олбрайт (2015):

«По словам британского ассоциативиста Джона Стюарта Милля, «восприятие отражает постоянные возможности ощущения» — вещи такими, какими они были или могли бы быть, — и при этом восстанавливает из мимолетных сенсорных событий устойчивые структурные и реляционные свойства мира». Олбрайт, 2015, стр. 22).

Восприятие имеет решающее значение в психологии, поскольку оно существенно влияет на наше поведение, эмоции и когнитивные процессы.

Человеческое восприятие мира формирует наши убеждения, взгляды и ценности. Этот процесс осмысления приводит к лучшему пониманию окружающей нас среды.

Типы обработки восприятия

Существует два основных способа обработки информации, которую мы воспринимаем: восходящая обработка и нисходящая обработка.

  • Обработка снизу вверх: Это относится к обработке сенсорной информации из необработанной среды в мозгу.
  • Обработка сверху вниз: Это включает использование предварительных знаний, воспоминаний, опыта или ожиданий для интерпретации и понимания сенсорной информации (Stokes, 2015).

Контрольная точка понимания: На основе приведенной выше информации составьте свое собственное перефразированное определение восприятия в психологии. Рассмотрите возможность использования таких ключевых слов, как «сенсорная информация» и «стимулы».

10 примеров восприятия

  • Избирательное внимание
    : Избирательное внимание относится к способности сосредотачиваться на определенных раздражителях окружающей среды, наиболее важных для вас, игнорируя другие, которые вы считаете несущественными. Например, при чтении книги вы можете заблокировать звук дорожного движения, чтобы посвятить свою когнитивную нагрузку осмыслению книги.
  • Гештальт-принципы : Гештальт-принципы — это принципы восприятия, описывающие, как мы организуем сенсорную информацию в значимые целостности. Принцип близости, например, гласит, что мы склонны группировать объекты, расположенные близко друг к другу, в единое целое. Принцип замыкания гласит, что мы склонны заполнять пробелы в неполных фигурах, чтобы создать целостное восприятие. Другие принципы гештальта включают непрерывность, связность и сходство.
  • Иллюзии : Иллюзии — это обманчивые переживания восприятия, поскольку они не соответствуют физической реальности стимула. Например, иллюзия Мюллера-Лайера — это визуальная иллюзия, при которой две линии одинаковой длины воспринимаются как разной длины, когда к концам линий добавляются стрелки, из-за чего одна линия кажется короче.
  • Мультисенсорное восприятие : Наш мозг способен воспринимать сразу несколько чувств. Это помогает триангулировать сообщения от органов чувств, чтобы обеспечить точность нашего восприятия реальности. Например, наблюдение за движением чьих-то губ во время прослушивания речи может дать вторичное подтверждение того, что мы слышим их правильно.
  • Стереотипы : Стереотипы — это когнитивные искажения, которые включают в себя предположения о чьем-то характере или поведении на основе наших ранее существовавших убеждений об их идентичности. Они имеют тенденцию быть ошибочными, потому что они сосредоточены на наших ожиданиях от кого-то, а не на реальности.
  • Предвзятость подтверждения : Подобно стереотипам, предвзятость подтверждения опирается на прошлый опыт восприятия мира. Это происходит, когда у людей уже есть определенное убеждение, а затем они интерпретируют новую информацию таким образом, который поддерживает это убеждение, даже если оно не соответствует действительности. Часто, полагаясь на предвзятость подтверждения, мы игнорируем или упускаем из виду данные, не соответствующие нашим ожиданиям.
  • Эффекты плацебо : Просто вера в эффективность лечения может сделать его более эффективным, даже если это плацебо. Исследования показали, что плацебо может эффективно лечить все, от боли и беспокойства до депрессии.
  • Предвзятость внимания
    : Когда люди побуждаются определенными сигналами, например, увидев фотографию определенной еды, они с большей вероятностью будут обращать внимание на аналогичные сигналы окружающей среды.
  • Эффект ореола : Люди часто воспринимают других положительно или отрицательно на основании одной черты или действия. Например, физически привлекательный человек может восприниматься как более умный или компетентный.
  • Восприятие эмоций : Люди могут воспринимать эмоции других, анализируя выражение их лица, язык тела и тон голоса. Это важнейший аспект социального взаимодействия, позволяющий людям понять чувства и мотивы друг друга.

Контрольная точка понимания: Из приведенных выше примеров найдите пять, которые, по-видимому, в значительной степени полагаются на обработку сверху вниз. С какими проблемами, по вашему мнению, мы сталкиваемся, когда чрезмерно полагаемся на обработку данных сверху вниз? Какие преимущества?

Типы восприятия

Для интерпретации окружающей среды используются различные виды сенсорной информации. Итак, стр Восприятие может быть разных типов – от зрительного до кроссмодального.

Вот подробный список различных типов восприятия:

  • Зрительное восприятие : Этот тип восприятия связан со способностью интерпретировать и использовать визуальные данные. Зрительное восприятие включает в себя интерпретацию цветов, узоров, форм, света, расстояния и движения, что позволяет людям понимать окружающую среду и ориентироваться в ней.
  • Слуховое восприятие : Слуховая обработка или восприятие — это интерпретация, понимание и использование звуков, слов и других слуховых стимулов. Он включает в себя распознавание высоты тона, тона, громкости, ритма и мелодии.
  • Тактильное восприятие : Этот тип восприятия включает в себя осязание, которое включает определение текстуры, температуры, давления и болевых ощущений.
  • Вкусовое восприятие : Вкусовое восприятие — это способность человека различать различные вкусы, включая соленый, горький, сладкий, кислый и умами. Рецепторы в наших вкусовых рецепторах интерпретируют химический состав пищи, чтобы мозг мог понять и обработать вкус.
  • Обонятельное восприятие : Обонятельное восприятие связано с интерпретацией и пониманием различных запахов, включая химические сигналы и ароматы. Способность человека распознавать и различать разные запахи имеет решающее значение для выживания (например, для избегания гнилой пищи).
  • Социальное восприятие : Социальное восприятие относится к способности человека к ситуации или индивидууму и реагирует соответственно. Он включает в себя интерпретацию и реагирование на социально значимые сигналы, такие как выражение лица, зрительный контакт, тон голоса или выбор слов.
  • Восприятие личности : Этот тип восприятия выходит за рамки социального восприятия и включает в себя построение и сохранение своих впечатлений о других. Восприятие человека фокусируется на интерпретации и оценке чьих-то личностных черт и характеристик.
  • Восприятие глубины : Это восприятие способствует способности человека воспринимать пространственную ориентацию объектов, включая расстояние, высоту и глубину. Это восприятие позволяет точно доставать или бросать предметы и координировать движения.
  • Восприятие движения : Восприятие движения — это способность человека точно воспринимать движение в окружающей среде. Это восприятие помогает отслеживать движущиеся объекты в поле зрения, эффективно ориентироваться и избегать столкновений.
  • Кросс-модальное восприятие : Этот тип восприятия объединяет информацию из нескольких модальностей в связное и всестороннее восприятие окружающей среды. Кросс-модальное восприятие важно, когда чувства должны работать вместе (например, при восприятии речи, когда вы обрабатываете как слуховую, так и визуальную информацию).

Теории восприятия в области психологии

В области психологии существует несколько теорий восприятия. Три наиболее влиятельных из них предложены Джеромом Брунером, Джеймсом Гибсоном и Ричардом Грегори.

1. Теория восприятия Джерома Брунера

Брунер предложил теорию, которая предполагает, что люди следуют определенным процессам, прежде чем они придут к выводам о том, что они наблюдали.

В результате они получают разные информационные подсказки для окончательного определения объекта (Bruner & Goodman, 19).47).

Этот процесс продолжается до тех пор, пока они не наткнутся на знакомый сигнал, после чего их разум классифицирует объект.

Если сигналы искажены или не соответствуют их первоначальному восприятию, они склонны забывать или игнорировать эти образы, и в их уме формируется устойчивая картина.

2. Теория восприятия Джеймса Гибсона

Философия прямой теории восприятия Гибсона также называется теорией «снизу вверх», «экологической теорией» и теорией «центральной идеи».

Согласно этой теории, восприятие можно полностью объяснить на основе окружающей среды, начиная с сенсорного стимула, который проходит от сетчатки глаза к зрительной коре (Costall, 1984).

На каждом этапе процесса глаза передают сигналы в мозг для дальнейшего изучения изображения. Это продолжается до тех пор, пока не будет сделан вывод о характере запаха, вкуса, звука, внешнего вида или текстуры объекта.

Прямая теория восприятия Гибсона предполагает, что то, что вы воспринимаете, является реальной реальностью без дополнительной обработки информации о размере, форме, расстоянии или каких-либо других аспектах (Костолл, 19 лет).84).

В этой теории одного случая восприятия достаточно для эффективного взаимодействия с окружающей средой.

3. Теория восприятия Ричарда Грегори

Грегори предложил теорию восприятия, основанную на идее, что восприятие представляет собой активный процесс, включающий создание гипотез для объяснения сенсорных данных.

Он считал, что мозг использует процесс обработки «сверху вниз» для интерпретации сенсорной информации, при этом когнитивные процессы более высокого уровня, такие как память и внимание, влияют на то, как мы воспринимаем сенсорные данные (Land & Heard, 2018).

Например, когда мы видим слово «кошка», наши предварительные знания о том, что такое кошка и как она выглядит, влияют на нашу интерпретацию визуального стимула.

Контрольная точка понимания: Запишите трех теоретиков, рассмотренных выше, в свои заметки и включите два маркированных списка об уникальном вкладе каждого теоретика в психологию восприятия.

Факторы, влияющие на восприятие

На восприятие могут влиять многие факторы, но наиболее распространенными из них являются человеческое внимание, прошлый опыт и культурные различия (Стоукс, 2015).

Ниже приведены различные факторы, влияющие на восприятие в психологии:

  • Внимание : Наше восприятие зависит от нашей способности обращать внимание на определенные стимулы и выборочно отфильтровывать другие. Например, при чтении книги мы избирательно обращаем внимание на слова на странице, игнорируя другую сенсорную информацию.
  • Прошлый опыт : Наш прошлый опыт формирует наше восприятие окружающего мира. Этот опыт может привести к тому, что мы будем интерпретировать одни стимулы иначе, чем другие. Например, хороший опыт общения с собаками часто приводит к тому, что они воспринимаются как дружелюбные и доступные. В качестве альтернативы, если у кого-то есть негативная встреча, собаки могут показаться им опасными и пугающими.
  • Культура : Различные культуры имеют уникальные ценности, нормы и убеждения, формирующие их мировосприятие. Например, некоторые культуры могут больше подчеркивать индивидуализм, в то время как другие могут ценить коллективизм. Эти культурные различия могут влиять на то, как люди воспринимают ситуации и объекты.
  • Мыслительные процессы: Психологи считают, что на мыслительные процессы людей влияет их культурное происхождение, индивидуальные системы убеждений и даже язык, на котором они говорят (известная как гипотеза Сепира-Уорфа).

Чтобы проверить правильность вашего восприятия, вы можете использовать такие стратегии, как проверка восприятия, когда вы буквально спрашиваете людей, правильно ли вы их поняли, или (косвенно) ищете другие стимулы, которые могут помочь вам убедиться, что вы правильно воспринимаете вещи.

(Примечание: когнитивные процессы, связанные с интерпретацией данных и размещением их по категориям, объясняются когнитивной теорией Пиаже и включают процессы ассимиляции, аккомодации и разработки когнитивных схем).

Заключение

Восприятие — сложный и динамичный процесс, необходимый для осмысления окружающего мира.

Этот процесс включает в себя обнаружение и интерпретацию сенсорной информации из различных источников, включая осязание, зрение, вкус, обоняние и звук, а также наше ощущение осознания тела и его положения.

Предубеждение внимания, прошлый опыт и культура входят в число различных факторов, формирующих наше восприятие.

Такое понимание процесса восприятия необходимо психологам для понимания того, как люди взаимодействуют с окружающей средой.

В свою очередь, это может дать ценную информацию о разработке эффективных вмешательств и методов лечения различных психических расстройств.

Ссылки

Олбрайт, Т. Д. (2015). Восприятие. Дедал , 144 (1), 22–41. https://doi.org/10.1162/daed_a_00315

Брунер, Дж. С., и Гудман, К. С. (1947). Ценность и потребность как организующие факторы восприятия. Журнал ненормальной и социальной психологии 42 (1), 33–44. https://doi.org/10.1037/h0058484

Costall, AP (1984). Нужны ли теории восприятия? Обзор экологического подхода Гибсона к визуальному восприятию. Журнал экспериментального анализа поведения , 41 (1), 109–115. https://doi.org/10.1901/jeab.1984.41-109

Эшету, Г. (2015). Факторы, влияющие на восприятие педагогическими руководителями использования образовательных средств в обучении в классе . Якорное академическое издательство.

Хан Дж., Уоддингтон Г., Адамс Р. , Энсон Дж. и Лю Ю. (2016). Оценка проприоцепции: критический обзор методов. Journal of Sport and Health Science , 5 (1), 80–90. https://doi.org/10.1016/j.jshs.2014.10.004

Лэнд, М. Ф., и Херд, П. (2018). Ричард Лэнгтон Грегори. 24 июля 1923 г. — 17 мая 2010 г. Биографические воспоминания членов Королевского общества , 64 , 163–182. https://doi.org/10.1098/rsbm.2017.0034

Стоукс, Д. (2015). Восприятие и его модальности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

Что такое восприятие в эссе по психологии?

Восприятие в психологии Значение, определение и эссе; Восприятие — это сенсорная экспертиза земного шара. Он включает в себя распознавание стимулов окружающей среды и действий в ответ на эти стимулы. С помощью метода сенсорной деятельности мы стремимся получить данные о свойствах; и компоненты окружающей среды, жизненно важные для нашего выживания. Что такое структурализм в эссе по психологии ? Это не только создает наш опыт земного шара вокруг Америки; это позволяет нам действовать среди окружающей среды.

Вот статья, чтобы объяснить, что такое эссе о восприятии в психологии с их значением и определением!

1. Вот статья, чтобы объяснить, что такое эссе о восприятии в психологии с их значением и определением!

1.1. Что значит Восприятие? Значение и определение;

1.2. Типы восприятия;

1.3. Другие вещи в психологии;

1.4. Пример;

1.5. расстройство;

1.6. Объекты;

1.6.1. Важный;

1.7. Использовать;

1. 8. Факторы, влияющие на восприятие;

1.8.1. Перцептивное обучение:

1.8.2. Ментальная установка:

1.8.3. Мотивы и потребности:

1.8.4. Когнитивные стили:

Восприятие, согласно Иоланде Уильямс, профессору психологии; можно определить как наш способ распознавать и интерпретировать информацию, которую мы собрали с помощью наших органов чувств. Это также включает в себя то, как мы реагируем на определенную ситуацию с данной информацией. Психология изучает поведение и психические процессы. Они относятся к психологии, потому что, как обсуждалось в примечаниях, психология — это изучение поведения и психических процессов; в то время как восприятие — это то, как мы реагируем на ситуации. Другими словами, наше поведение по отношению к этой ситуации.

Что означает Восприятие? Значение и определение;

Он включает в себя 5 чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. Это дополнительно включает в себя то, что называется перехватом; группа чувств, связанных с гибкостью наблюдения за изменениями положения тела и движений. Он дополнительно включает в себя психологических особенностей методов, необходимых для обработки данных; например узнавание лица любовника или полицейское расследование известного запаха.

Еще одно слово, которое часто ассоциируется с восприятием, — ощущение. Однако они часто используются взаимозаменяемо; ощущение — это процесс переоценки информации из мира в мозг. Мы используем наши чувства, чтобы обнаружить и распознать что-то; что затем позволяет нам обрабатывать информацию, обнаруживать эмоции и реагировать на ситуацию, которую мы видим, то есть восприятие.

Типы восприятия;

Некоторые из основных типов восприятия включают: Зрение, Осязание, Звук, Вкус и Обоняние; другие чувства позволяют нам воспринимать такие вещи, как равновесие, время, положение тела, ускорение и восприятие внутренних состояний. Многие из них мультимодальны и включают более одной сенсорной модальности. Социальное восприятие, или способность идентифицировать и использовать социальные сигналы о людях и отношениях, является еще одним важным типом восприятия.

Существует два типа теорий восприятия , существует теория самовосприятия и теория когнитивного диссонанса. Существует множество теорий о различных субъектах восприятия. Некоторые расстройства связаны с восприятием, даже если вы можете думать, что восприятие — это просто точка зрения человека.

Во-первых, теория самовосприятия, вдохновленная анализом Б. Ф. Скиннера, заключается в том, что люди начинают «узнавать» или лучше понимать свои установки, эмоции и другие личные состояния, главным образом делая выводы о них на основе наблюдения за своим поведением и/или ситуациями в что это поведение происходит. Одним из примеров может быть человек, который описывает «бабочек в животе». Мы все идентифицировали это чувство для себя, для себя (Бем).

Теория когнитивного диссонанса — это наличие у человека двух мыслей, противоречащих друг другу. Например, человек, который думает, что есть сахар вредно для вас, но затем продолжает есть сахар; потому что они считают, что отказ от сахара ничего не изменит, поэтому ничто не изменит текущее состояние здоровья человека. Эти мысли противоречивы, почти лицемерны. По словам Леона Фестингера, наличие диссонанса вызывает у человека психологический дискомфорт; что затем позволяет человеку пытаться оставаться постоянным в своих мыслях. Кроме того, в то время как человек хочет стать последовательным, он будет стараться избегать ситуаций, включающих этот предмет, вызывающий диссонанс (Фестингер).

Прочее в области психологии;

Как и другие вещи в психологии, за восприятием стоит много научных исследований. Одна вещь связана со светом и нашими глазами. Когда вы смотрите в зеркало, свет отражается от вашего лица, затем от зеркала, а затем попадает в ваши глаза. Затем ваши глаза поглощают всю эту энергию и преобразуют ее в нейронные сообщения, которые ваш мозг обрабатывает и организует в то, что вы видите. Мы, люди, видим лишь малую часть полного спектра электромагнитного излучения, который варьируется от гамма до радиоволн.

Наши глаза воспринимают то, что мы видим, на основе длин волн и амплитуд. Длины волн и частота определяют их оттенок; например, короткие волны и высокие частоты пропускают голубоватые цвета, тогда как длинные волны и низкие частоты пропускают красноватые цвета. Амплитуда определяет интенсивность или яркость. Большие амплитуды — это яркие цвета, а малые амплитуды — тусклые цвета.

Пройдя через зрачок и роговицу, свет попадает на прозрачный диск за зрачком, называемый хрусталиком. Это фокусирует световые лучи в определенные изображения, которые проецируются на сетчатку. Сетчатка — это внутренняя поверхность глазного яблока, содержащая все рецепторные клетки, которые начинают воспринимать это визуальная информация . Достигнув ганглиозных клеток, хвосты аксонов образуют нитевидный зрительный нерв через таламус к зрительной коре головного мозга, расположенной в затылочной доле. Это позволяет нам видеть вещи в мире.

Пример;

Примером нашего восприятия вещей, на которые мы смотрим, и того, как они могут различаться в зависимости от человека, может быть Платье. Платье стало интернет-феноменом за одну ночь, потому что люди не могли договориться о том, какого оно цвета. Некоторые люди клялись, что видели белое платье с золотым кружевом, а другие видели синее платье с черным кружевом. Ученые изучили платье и пришли к выводу, что разное восприятие цвета связано с ожиданием того, что платье будет выглядеть одинаково при разном освещении, что объясняет постоянство цвета. Люди, которые видели платье бело-золотым, вероятно, видели, что платье освещено солнечным светом, из-за чего их мозг игнорировал более короткие и синие волны. Люди, которые видели платье сине-черным, видели его освещенным ложным светом; заставляя их мозг игнорировать более длинные и красные волны (Льюис).

Оливер Сакс, известный врач, профессор и автор необычных тематических исследований, считается выдающимся человеком благодаря своей работе; однако не может выполнить простую задачу, например, узнать себя в зеркале. У него форма прозопагнозии, неврологического расстройства, которое ухудшает способность человека воспринимать или распознавать лица. Это также известно как лицевая слепота. Он может воспринимать другую информацию, например, свой почерк или книгу на полке, но не способен узнать в толпе близкого друга. Его веретенообразная извилина, которая, как считается, играет решающую роль в восприятии лица, работает со сбоями. Многие исследования показывают, что другие части мозга; такие как затылочная доля и миндалевидное тело, также играют ключевую роль в этом расстройстве.

Расстройство;

Другим расстройством, связанным с восприятием, является стойкое галлюциногенное расстройство восприятия. Согласно DSM 5, это психическое расстройство, которое сильно отличается от палинопсии, которая является медицинским расстройством. Палинопсия заставляет людей видеть повторяющиеся изображения даже после того, как стимул ушел. При постоянном восприятии галлюциногена человек видит более интенсивные отвлекающие факторы или помехи, чем человек с нормальным зрением. Это нормально смотреть на что-то яркое и видеть светящиеся частицы, называемые плавающими помутнениями. Человек с галлюциногеном испытывает более высокие частоты, и это мешает его повседневной жизни. Примером человека с этим расстройством может быть то, что ему может быть трудно назвать цвета или определить разницу между ними. Другая проблема, с которой они могут столкнуться, заключается в том, что во время чтения слова и буквы могут перемещаться по странице.

Восприятие часто существует под влиянием или даже искажено нашими ожиданиями, переживаниями, настроениями, а иногда и культурными нормами. Здесь в дело вступает разум, а не только мозг. Мы даже можем обмануть самих себя из-за наших ожиданий. Наши глаза играют роль в восприятии информации нашим мозгом, но на самом деле наш разум обладает наибольшей силой. Наш набор восприятия — это психологические факторы, которые определяют, как мы воспринимаем окружающую среду. Например, наше восприятие может существовать под влиянием нашего настроения. Люди часто говорят, что холм круче, если слушать удручающую музыку и гулять в одиночестве; тем не менее, это было бы менее круто, если бы вы слушали поп-музыку или веселую мелодию и гуляли с другом.

Объекты;

Отношение фигура-фон представляет собой организацию поля зрения в объекты, которые выделяются из своего окружения. Например, очень распространенное черно-белое изображение то ли вазы, то ли двух лиц. Это может быть белая ваза на черном фоне или два лица на белом фоне. Если вы будете смотреть достаточно долго, ваше восприятие будет переключаться между ними, в результате чего фигура и фон также будут меняться. Иногда ваза — это фигура, а черный — фон, тогда как лица — это фигура, а белый — фон.

Другой пример: вы находитесь в толпе людей и пытаетесь слушать определенного человека с другого конца комнаты. Вы слышите только то, что говорит этот человек, что делает человека фигурой. В то время как все остальные говорящие вокруг вас — это земля. Другой частью восприятия является близость. Это пример того, что нам нравится группировать близлежащие вещи. Вместо того, чтобы видеть кучу случайных людей на вечеринке; мы склонны мысленно соединять людей, стоящих рядом друг с другом. Например, спортсмены в одном месте, правительственная команда в другом и так далее.

Важно;

Что-то еще важное для восприятия будет восприятие глубины. Это способность видеть объекты в трех измерениях, даже если изображения, попадающие на сетчатку, двумерны. Восприятие глубины также помогает нам воспринимать расстояние до объекта и полную форму. Мы используем бинокулярные сигналы, несоответствие сетчатки, которое зависит от использования двух глаз. Несоответствие сетчатки используется для восприятия глубины. Например, если вы держите указательные пальцы перед лицом и продолжаете смотреть за их пределы, у вас теперь четыре пальца вместо двух. Монокулярные сигналы, такие как интерпозиция и линейная перспектива, доступны только для любого глаза. Это помогает нам определить масштаб и расстояние до объекта; такие как относительная высота и размер, линейная перспектива, градиент текстуры и интерпозиция.

Использование;

Восприятие движения используется для определения скорости и направления движущегося объекта. Ваш мозг воспринимает движение в основном на основе представления о том, что уменьшающиеся объекты удаляются или отступают, а увеличивающиеся объекты приближаются или становятся четвертыми. Однако ваш мозг может легко ошибиться, когда дело доходит до движения. Например, кажется, что большие объекты движутся медленнее, чем маленькие, движущиеся с той же скоростью. Кроме того, организуя вещи по форме, глубине и движению, наше восприятие мира требует последовательности, что возвращает нас к теории когнитивного диссонанса.

Постоянство восприятия — это то, что позволяет нам постоянно распознавать объект независимо от его расстояния, угла зрения или движения. Даже если он может менять цвет, размер и форму в зависимости от условий. Например, мы все знаем, как выглядит чихуахуа, поэтому, если мы видим зеленую чихуахуа, мы все равно знаем, что это чихуахуа. Человек с противоречивыми убеждениями может попытаться сказать, что это не чихуахуа, потому что у него другой окрас, хотя он все равно явно похож на чихуахуа.

Факторы, влияющие на восприятие;

Существуют индивидуальные различия в способностях восприятия. Два человека могут воспринимать один и тот же стимул по-разному. Факторы, влияющие на восприятие людей:

Перцептивное обучение:

Основываясь на прошлом опыте или любой специальной подготовке, которую мы получаем, каждый из нас учится подчеркивать одни сенсорные входы и игнорировать другие. Например, человек, получивший образование в какой-либо профессии, такой как артистизм или другая квалифицированная работа, может работать лучше, чем другие необученные люди. Опыт — лучший учитель таких навыков восприятия. Например, слепые люди узнают людей по голосу или звукам их шагов.

Ментальная установка:

Установка относится к готовности или готовности получить некоторую сенсорную информацию. Такое ожидание держит человека подготовленным с хорошим вниманием и концентрацией. Например, когда мы ожидаем прибытия поезда; мы слушаем его рог или звук, даже если есть много шума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *