Психология восприятия информации – параметры индивидуальны
1 комментарий
Поделиться Твитнуть Pin Отпр. по эл. почте SMS
Осознавать окружающую действительность и поступающую извне информацию нам помогает восприятие. У каждого человека психология восприятия информации индивидуальна, но существуют некоторые обобщенные ее параметры.
Начнем с того, что такое восприятие. Это отражение явлений, предметов, объектов в совокупности их свойств, частей при непосредственном воздействии на органы чувств.
Следует сразу упомянуть, что как раз органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус) и являются основными посредниками в нашем восприятии окружающего мира, поступающей из него информации.
Без ощущений, передаваемых этими органами (их рецепторами) невозможно восприятие. Но помимо ощущений, восприятие также включает прошлый опыт человека в виде сохраненных представлений, знаний.
Сопоставляя новую информацию с имеющимися сведениями, мы относим вновь прибывшие данные к одному из известных нам явлений либо выделяем его в отдельную категорию (если мы с подобным ранее не сталкивались).
Так, например, если нам завяжут глаза и дадут поочередно пробовать разные фрукты, овощи, то мы будем их точно определять до тех пор, пока нам не попадется продукт, который мы раньше не пробовали.
Человеческая психология восприятия информации связана и с другими психическими процессами:
- мышлением (видя, слыша, мы осознаем или догадываемся о том, что конкретно перед нами находится),
- речью (мы называем предмет восприятия),
- чувствами (определенным образом реагируем на то, что воспринимаем),
- волей (можем организовывать процесс восприятия, управлять определенным образом им).
Основными характеристиками процесса восприятия являются: константность, целостность, предметность, обобщенность.
Существует три основных типа людей по способу восприятия информации: визуалисты (хорошо воспринимающие зрительную информацию), аудиалисты (лучше воспринимающие звуковую информацию), кинестетики (для них более приемлемо восприятие через чувства и тактильные ощущения).
Данные категории относятся абсолютно ко всем людям, но встречаются, конечно, как и во всех правилах, и здесь исключения.
В связи с этим, бизнесмену очень важно определить, к какому именно типу по восприятию он относится, чтобы правильно организовать свой процесс обучения, повышения квалификации, получения новых знаний.
Определить собственный тип восприятия довольно просто. Если вы лучше запоминаете информацию, когда читаете ее сами (молча), то вы – визуалист.
Если вам легче усвоить материал, если вам кто-то о нем расскажет, то вы, безусловно, — аудиалист.
Ну, а если вам легче понять конструкцию прибора, если вы самостоятельно его разберете, ощупаете каждую деталь, затем снова соберете ее обратно – значит вы кинестетик.
Чтобы упростить процесс восприятия информации, необходимо переводить все сведения (по возможности) в наиболее приемлемый для вас вид. Так, если вы визуалист, то лучше, чтобы весь материал был напечатан на бумаге или набран на электронных носителях.
Для аудиалистов больше подойдут аудио-, видеокурсы, живые лекции, вебинары, семинары, где исходный материал будет воспроизводиться в звуковом формате.
Ну, а для кинестетиков необходимы наглядные , образцы, которые они могут не только увидеть, но и прощупать.
Наиболее сложная позиция в восприятии бизнес-информации будет у кинестетиков, потому что не для всяких сведений о предпринимательстве можно подобрать образцы для тактильного восприятия.
Сегодня психология восприятия информации
должна по возможности развиваться человеком для выведения более зрелой ее формы, когда одинаково хорошо можно усваивать сведения, поступающие посредством любых органов чувств.Категории: Бизнес Статьи
ВОСПРИЯТИЕ • Большая российская энциклопедия
ВОСПРИЯ́ТИЕ, перцепция (лат. perceptio), непосредственно-чувственное отражение окружающего мира человеком и животными. Под В. понимается как сам процесс (или совокупность психофизиологич. процессов), так и его результат (образ). В. – одно из центр. междисциплинарных понятий филос. теории познания, психологии, когнитивной науки, нейрофизиологии и сенсорной физиологии, эстетики, эргономики и некоторых разделов информатики.
Восприятие в истории философии и психологии
В. трактовалось в философии как вид познания, отличный от ощущений («атомов» В., отображающих лишь отд. качества воспринимаемого мира, такие как «холодно», «светло» и т. п.) и мышления. В центре филос. рассмотрения В. были вопросы о специфике В. и об истинности получаемых с помощью органов чувств знаний. Иллюзии восприятия и псевдовосприятие (сновидения, галлюцинации) послужили основой для критики чувственного познания представителями рационализма. Г. В. Лейбниц описал В. (перцепцию) как состояние неясного сознания, постепенно переходящего под влиянием внимания (апперцепции) в состояние отчётливого и осмысленного осознания предмета. И. Кант показал, что нами всегда воспринимается нерасчленимое далее единство чувственных данных и категорий рассудка; всякому акту В. предшествуют, как минимум, априорные категории пространства и времени. В философии эмпиризма отграничение В. от ощущений и от представлений проводилось на базе предположения об объединении ощущений в В. и В. в представления на основе принципа ассоциации (Т. Гоббс, Дж. Локк).
Для эксперим. исследований В. большое значение имело создание в сер. 19 в. методов измерения интенсивности сенсорных впечатлений Э. Г. Вебером и Г. Фехнером (см. Психофизика), а также измерение скорости проведения нервного раздражения Г. Гельмгольцем и хронометрич. опыты голл. офтальмолога Ф. К. Дондерса. Одновременно происходило уточнение анатомо-физиологич. строения органов чувств и центр. мозговых механизмов анализа сенсорных данных разл. модальностей, выявившее, напр., роль затылочных отделов коры для процессов зрения и верхних височных структур для слуха (К. Бродман).
Доминирующей теорией В. во 2-й пол. 19 в. стала теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, согласно которой В. строится по схеме решения силлогистич. задач: на основе знания типичного соотношения параметров стимула и свойств предметов (большая посылка силлогизма) и знания параметров сенсорного стимула (ощущения – малая посылка) делается очень быстрый, недоступный для осознания вывод о свойствах предметов. Первые науч. наблюдения двигательной активности (движений рук, ощупывающих предмет, и движений глаз), сопровождающей процессы В., послужили основой для ранних гипотез о сенсомоторной основе В., внимания и сознания (Н. Н. Ланге, Т. Рибо, И. М. Сеченов).
Восприятие в современной психологии
Новый этап изучения В. , начатый представителями гештальтпсихологии, определялся двумя поставленными К. Коффкой вопросами: «Почему мы воспринимаем мир именно таким?» и «Почему мы воспринимаем предметы, а не промежутки между ними?». Гештальтпсихологи обнаружили зависимость отд. частей воспринимаемой картины от целого. При устранении общего контекста В. трудности вызывает даже простейшая задача зрительной локализации: неподвижный объект в темноте или в гомогенном поле начинает казаться хаотически движущимся (иллюзия автокинетич. движения). Напротив, если при изменении всех частей сохраняются их структурные отношения, то сохраняется и В. (так, мелодия, проигрываемая в другой тональности, легко узнаётся). При этом мы не только не замечаем, но чаще всего просто не можем определить изменения отд. ощущений.
Инвариантность соотношения воспринимаемых удалённости и величины.
Наряду с целостностью для В. характерна константность – относит. независимость свойств воспринимаемых предметов от параметров стимуляции органов
чувств. Напр., при удалении видимого объекта вдвое размеры его проекции на сетчатке также уменьшаются в два раза, однако мы продолжаем видеть его величину неизменной. Согласно гештальттеории, механизмом этой и др. видов константности (направления, цвета, формы и т. д.) служат инвариантные отношения между воспринимаемыми вещами и их окружением, выполняющим функцию системы отсчёта.
М. Вертхаймер выделил 6 законов «перцептивной организации», позже объединённые в единый «закон прегнантности». Объекты, которые (1) расположены близко друг к другу, (2) имеют сходные характеристики яркости и цвета, (3) ограничивают небольшую замкнутую и (4) симметричную область, (5) естественно продолжают друг друга, (6) движутся примерно с равной скоростью в одном направлении, скорее будут восприняты как единое целое, или как фигура, а не как разрозненные элементы фона.
Критика попыток выведения В. из локальных ощущений была продолжена во 2-й пол. 20 в. Дж. Гибсоном и его последователями. Гибсон описал комплексные переменные стимуляции, специфицирующие для подвижного организма объективные свойства среды, предметов и событий. Напр., на рис. присутствует т. н. градиент величины и плотности (узор брусчатки и колонн по бокам прохода), который в любом естеств. окружении специфицирует глубину оптич. пространства и обычно предоставляет возможность для движения вперёд. В процессе такого продвижения возникает динамический градиент, специфицирующий скорость и направление, в частности, неподвижная центр. точка (фокус градиента) соответствует направлению движения. Для обработки открытых Гибсоном градиентов не требуется умозаключений или памяти, достаточно простой рецепции соответствующей информации.
Идея активного обследования окружения содержится в предложенном Дж. Гибсоном понятии «перцептивных систем», под которыми понимаются не только сенсорные механизмы той или иной модальности, но и всевозможные движения органов чувств и организма, направленные на В. внешнего мира. Роль движений в В. подчёркивается и в теории перцептивных действий, развитой рос. психологами А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломовым. Так, перцептивные действия с использованием кожной и суставно-мышечной чувствительности предполагают разл. виды движений: при восприятии свойств текстуры поверхности предмета это скользящие движения пальцев, твёрдости – давление на поверхность, температуры – статичный контакт, веса – поддержка в ладони без опоры, объёма – охват, формы – сочетание охватывающей поддержки одной рукой и ощупывания контуров другой.
Согласно У. Найссеру, В. – это активный процесс извлечения информации из окружающего мира, который управляется схемами В., иерархически увязанными друг с другом (напр., схема комнаты, дома, улицы, города, мира). А. Н. Леонтьев разработал представление о целостной схеме реальности – образе мира и о его взаимодействии со схемой тела субъекта как о необходимом условии восприятия.
В ряде направлений психологии 2-й пол. 20 в. вслед за Г. Гельмгольцем В. рассматривалось как процесс, подобный решению интеллектуальных задач и зависящий от развития структур интеллекта (Ж. Пиаже) или особенностей языковых структур (Лингвистической относительности гипотеза). Согласно Дж. Брунеру, В. возможно благодаря процессу категоризации, неосознаваемого осмысления и принятия решения об отнесении воспринимаемого к тому или иному классу объектов или процессов, на основании соотнесения с «перцептивными эталонами», или категориями.
В когнитивной психологии было показано, что В. включает множество внутр. компонентов и этапов переработки информации, среди которых есть как эксплицитные, доступные сознанию, так и имплицитные, бессознательные (см. Подпороговое восприятие). К числу внутр. компонентов В. относятся перцептивные ожидания и внимание к определённым аспектам ситуации. Внимание, как ранее апперцепция, часто считается фактором, который обеспечивает интеграцию отд. признаков в образ целостного предмета. Каждый акт В. оставляет изменения в разл. звеньях процессов переработки информации. Эти изменения имплицитно влияют на В. следующей порции сведений («эффекты прайминга»). Исследования зависимости В. от памяти и перцептивного обучения показали, что адаптация к искажённым условиям В., как правило, оказывается возможной только в условиях собств. двигательной активности наблюдателя.
Изучение онтогенеза человека и животных позволило установить для многих форм В. (напр., для В. речи) наличие сензитивных периодов в первые годы жизни, во время которых повышается чувствительность к определённым факторам среды и происходит интенсивное перцептивное научение. Отсутствие взаимодействия с определёнными факторами среды (напр., отсутствие фонем /р/ и /л/ в япон. яз.) ведёт к выпадению соответствующих перцептивных возможностей. Исследования познават. способностей в дифференциальной психологии показали, что параметры В. и интеллекта относительно независимы друг от друга, но их корреляция существенно усиливается в начале и в конце жизни.
Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии
Нейрокогнитивные исследования В. проводятся на разл. уровнях организации: от молекулярных и нейронных механизмов до целостного поведения и личности. Первичные, вторичные и ассоциативные (интермодальные) зоны каждой из сенсорных систем включают множество нейроанатомич. подсистем, число которых только в случае кортикальных механизмов зрительной системы превышает 30. Выяснены нейронные механизмы зрения и слуха, обеспечивающие В. разнообразных сенсорных признаков, таких как высота тона, ориентация, цвет и т. п. Иерархич. объединение информации о признаках позволяет выделять и идентифицировать предметы и события (категоризация), включать их в контекст эмоционального состояния, наличных потребностей и задач. В случае зрения такое объединение связано с т. н. вентральным потоком переработки информации, который ведёт от первичных и вторичных зон зрительного анализа в затылочных областях коры к её нижневисочным структурам. Другой, дорзальный поток ведёт от затылочных долей (и, возможно, субкортикальных структур) к задним отделам теменных долей и далее в лобные области коры и обеспечивает быструю пространственную локализацию объектов, а также регулирует сенсомоторные взаимодействия с ними. Аналогичные данные об анатомо-функциональном разделении процессов локализации и идентификации получены и в отношении механизмов слухового восприятия.
Важным моментом совр. исследований является математич. моделирование функций В. и реализация таких моделей с помощью компьютерных систем распознавания образов. Распространённым средством моделирования В. служат т. н. искусственные нейронные сети, демонстрирующие возможность обучения и постепенной оптимизации своей работы.
Прикладное значение исследований восприятия
Знание закономерностей В. играет решающую роль для таких областей человеческой деятельности, как искусство, архитектура, дизайн, реклама, пищевая и парфюмерная пром-сть, кино и индустрия звукозаписи и др. Важное значение имеет исследование закономерностей формирования эстетич. В. детей и подростков. Детальное изучение механизмов нарушений В. в результате заболеваний и локальных поражений мозга, ведущих к агнозии, афазии, глухоте, слепоте, помогает в разработке методов коррекции, усиления и протезирования сенсорных и перцептивных возможностей человека. К большому классу прикладных исследований В. относятся работы по моделированию индивидуальных особенностей В., распознаванию лиц и эмоций. Большое практич. значение имеет создание мультимедийных информац. систем (напр., для индустрии развлечений) и систем виртуальной реальности (напр., разработка тренажёров, имитирующих условия В. и действия в спец. видах проф. деятельности).
10 примеров и определений (2023)
Восприятие относится к процессу интерпретации сенсорной информации для понимания окружающей среды.
Итак, когда мы сталкиваемся с красным фруктом, например, сенсорные данные, включая световые волны, отраженные фруктом, воспринимаются нашими глазами и затем отправляются в мозг.
Затем мозг использует процесс восприятия для организации и интерпретации информации, такой как распознавание фрукта как яблока по его цвету, форме и текстуре, а также получение знаний о его вкусе и пищевой ценности
Восприятие позволяет нам взаимодействовать с окружающей средой и адекватно реагировать на нее. Таким образом, это имеет решающее значение для формирования нашего понимания и взаимодействия с миром, в котором мы живем.
Вопросы на понимание: Пока вы читаете эту статью, наш редактор Крис будет задавать вопросы на понимание и критическое мышление, чтобы помочь вам получить максимальную отдачу от этой статьи. Учителя, если вы поручите эту статью домашнему заданию, пусть учащиеся ответят на эти вопросы дома, а затем используйте их в качестве стимулов для обсуждения в классе.
Определение восприятия
Восприятие — это фундаментальное психологическое понятие, которое относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается.
Согласно Эшету (2015),
«…восприятие — это наше чувственное восприятие окружающего мира, которое включает в себя как распознавание стимулов окружающей среды, посредством которых мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, имеющих решающее значение для нашего выживания» (стр. 45).
Этот процесс связан с восприятием, идентификацией и интерпретацией сенсорной информации, поступающей из окружающей среды через наши пять органов чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус.
Кроме того, он включает проприоцепцию, то есть наше ощущение телесного осознания и позы (Han et al., 2016). Как отмечает Олбрайт (2015):
«По словам британского ассоциативиста Джона Стюарта Милля, «восприятие отражает постоянные возможности ощущения» — вещи такими, какими они были или могли бы быть, — и при этом восстанавливает из мимолетных сенсорных событий устойчивые структурные и реляционные свойства мира». Олбрайт, 2015, стр. 22).
Восприятие имеет решающее значение в психологии, поскольку оно существенно влияет на наше поведение, эмоции и когнитивные процессы.
Человеческое восприятие мира формирует наши убеждения, взгляды и ценности. Этот процесс осмысления приводит к лучшему пониманию окружающей нас среды.
Типы обработки восприятия
Существует два основных способа обработки информации, которую мы воспринимаем: восходящая обработка и нисходящая обработка.
- Обработка снизу вверх: Это относится к обработке сенсорной информации из необработанной среды в мозгу.
- Обработка сверху вниз: Это включает использование предварительных знаний, воспоминаний, опыта или ожиданий для интерпретации и понимания сенсорной информации (Stokes, 2015).
Контрольная точка понимания: На основе приведенной выше информации составьте свое собственное перефразированное определение восприятия в психологии. Рассмотрите возможность использования таких ключевых слов, как «сенсорная информация» и «стимулы».
10 примеров восприятия
-
Избирательное внимание : Избирательное внимание относится к способности сосредотачиваться на определенных раздражителях окружающей среды, наиболее важных для вас, игнорируя другие, которые вы считаете несущественными. Например, при чтении книги вы можете заблокировать звук дорожного движения, чтобы посвятить свою когнитивную нагрузку осмыслению книги.
- Гештальт-принципы : Гештальт-принципы — это принципы восприятия, описывающие, как мы организуем сенсорную информацию в значимые целостности. Принцип близости, например, гласит, что мы склонны группировать объекты, расположенные близко друг к другу, в единое целое. Принцип замыкания гласит, что мы склонны заполнять пробелы в неполных фигурах, чтобы создать целостное восприятие. Другие принципы гештальта включают непрерывность, связность и сходство.
- Иллюзии : Иллюзии — это обманчивые переживания восприятия, поскольку они не соответствуют физической реальности стимула. Например, иллюзия Мюллера-Лайера — это визуальная иллюзия, при которой две линии одинаковой длины воспринимаются как разной длины, когда к концам линий добавляются стрелки, из-за чего одна линия кажется короче.
- Мультисенсорное восприятие : Наш мозг способен воспринимать сразу несколько чувств. Это помогает триангулировать сообщения от органов чувств, чтобы обеспечить точность нашего восприятия реальности. Например, наблюдение за движением чьих-то губ во время прослушивания речи может дать вторичное подтверждение того, что мы слышим их правильно.
- Стереотипы : Стереотипы — это когнитивные искажения, которые включают в себя предположения о чьем-то характере или поведении на основе наших ранее существовавших убеждений об их идентичности. Они имеют тенденцию быть ошибочными, потому что они сосредоточены на наших ожиданиях от кого-то, а не на реальности.
- Предвзятость подтверждения : Подобно стереотипам, предвзятость подтверждения опирается на прошлый опыт восприятия мира. Это происходит, когда у людей уже есть определенное убеждение, а затем они интерпретируют новую информацию таким образом, который поддерживает это убеждение, даже если оно не соответствует действительности. Часто, полагаясь на предвзятость подтверждения, мы игнорируем или упускаем из виду данные, не соответствующие нашим ожиданиям.
- Эффекты плацебо : Просто вера в эффективность лечения может сделать его более эффективным, даже если это плацебо. Исследования показали, что плацебо может эффективно лечить все, от боли и беспокойства до депрессии.
- Предвзятость внимания : Когда люди побуждаются определенными сигналами, например, увидев фотографию определенной еды, они с большей вероятностью будут обращать внимание на аналогичные сигналы окружающей среды.
- Эффект ореола : Люди часто воспринимают других положительно или отрицательно на основании одной черты или действия. Например, физически привлекательный человек может восприниматься как более умный или компетентный.
- Восприятие эмоций : Люди могут воспринимать эмоции других, анализируя выражение их лица, язык тела и тон голоса. Это важнейший аспект социального взаимодействия, позволяющий людям понять чувства и мотивы друг друга.
Контрольная точка понимания: Из приведенных выше примеров найдите пять, которые, по-видимому, в значительной степени полагаются на обработку сверху вниз. С какими проблемами, по вашему мнению, мы сталкиваемся, когда чрезмерно полагаемся на обработку данных сверху вниз? Какие преимущества?
Типы восприятия
Для интерпретации окружающей среды используются различные виды сенсорной информации. Итак, стр Восприятие может быть разных типов – от зрительного до кроссмодального.
Вот подробный список различных типов восприятия:
- Зрительное восприятие : Этот тип восприятия связан со способностью интерпретировать и использовать визуальные данные. Зрительное восприятие включает в себя интерпретацию цветов, узоров, форм, света, расстояния и движения, что позволяет людям понимать окружающую среду и ориентироваться в ней.
- Слуховое восприятие : Слуховая обработка или восприятие — это интерпретация, понимание и использование звуков, слов и других слуховых стимулов. Он включает в себя распознавание высоты тона, тона, громкости, ритма и мелодии.
- Тактильное восприятие : Этот тип восприятия включает в себя осязание, которое включает определение текстуры, температуры, давления и болевых ощущений.
- Вкусовое восприятие : Вкусовое восприятие — это способность человека различать различные вкусы, включая соленый, горький, сладкий, кислый и умами. Рецепторы в наших вкусовых рецепторах интерпретируют химический состав пищи, чтобы мозг мог понять и обработать вкус.
- Обонятельное восприятие : Обонятельное восприятие связано с интерпретацией и пониманием различных запахов, включая химические сигналы и ароматы. Способность человека распознавать и различать разные запахи имеет решающее значение для выживания (например, для избегания гнилой пищи).
- Социальное восприятие : Социальное восприятие относится к способности человека к ситуации или индивидууму и реагирует соответственно. Он включает в себя интерпретацию и реагирование на социально значимые сигналы, такие как выражение лица, зрительный контакт, тон голоса или выбор слов.
- Восприятие личности : Этот тип восприятия выходит за рамки социального восприятия и включает в себя построение и сохранение своих впечатлений о других. Восприятие человека фокусируется на интерпретации и оценке чьих-то личностных черт и характеристик.
- Восприятие глубины : Это восприятие способствует способности человека воспринимать пространственную ориентацию объектов, включая расстояние, высоту и глубину. Это восприятие позволяет точно доставать или бросать предметы и координировать движения.
- Восприятие движения : Восприятие движения — это способность человека точно воспринимать движение в окружающей среде. Это восприятие помогает отслеживать движущиеся объекты в поле зрения, эффективно ориентироваться и избегать столкновений.
- Кросс-модальное восприятие : Этот тип восприятия объединяет информацию из нескольких модальностей в связное и всестороннее восприятие окружающей среды. Кросс-модальное восприятие важно, когда чувства должны работать вместе (например, при восприятии речи, когда вы обрабатываете как слуховую, так и визуальную информацию).
Теории восприятия в области психологии
В области психологии существует несколько теорий восприятия. Три наиболее влиятельных из них предложены Джеромом Брунером, Джеймсом Гибсоном и Ричардом Грегори.
1. Теория восприятия Джерома Брунера
Брунер предложил теорию, которая предполагает, что люди следуют определенным процессам, прежде чем они придут к выводам о том, что они наблюдали.
В результате они получают разные информационные подсказки для окончательного определения объекта (Bruner & Goodman, 19).47).
Этот процесс продолжается до тех пор, пока они не наткнутся на знакомый сигнал, после чего их разум классифицирует объект.
Если сигналы искажены или не соответствуют их первоначальному восприятию, они склонны забывать или игнорировать эти образы, и в их уме формируется устойчивая картина.
2. Теория восприятия Джеймса Гибсона
Философия прямой теории восприятия Гибсона также называется теорией «снизу вверх», «экологической теорией» и теорией «центральной идеи».
Согласно этой теории, восприятие можно полностью объяснить на основе окружающей среды, начиная с сенсорного стимула, который проходит от сетчатки глаза к зрительной коре (Costall, 1984).
На каждом этапе процесса глаза передают сигналы в мозг для дальнейшего изучения изображения. Это продолжается до тех пор, пока не будет сделан вывод о характере запаха, вкуса, звука, внешнего вида или текстуры объекта.
Прямая теория восприятия Гибсона предполагает, что то, что вы воспринимаете, является реальной реальностью без дополнительной обработки информации о размере, форме, расстоянии или каких-либо других аспектах (Костолл, 19 лет).84).
В этой теории одного случая восприятия достаточно для эффективного взаимодействия с окружающей средой.
3. Теория восприятия Ричарда Грегори
Грегори предложил теорию восприятия, основанную на идее, что восприятие представляет собой активный процесс, включающий создание гипотез для объяснения сенсорных данных.
Он считал, что мозг использует процесс обработки «сверху вниз» для интерпретации сенсорной информации, при этом когнитивные процессы более высокого уровня, такие как память и внимание, влияют на то, как мы воспринимаем сенсорные данные (Land & Heard, 2018).
Например, когда мы видим слово «кошка», наши предварительные знания о том, что такое кошка и как она выглядит, влияют на нашу интерпретацию визуального стимула.
Контрольная точка понимания: Запишите трех теоретиков, рассмотренных выше, в свои заметки и включите два маркированных списка об уникальном вкладе каждого теоретика в психологию восприятия.
Факторы, влияющие на восприятие
На восприятие могут влиять многие факторы, но наиболее распространенными из них являются человеческое внимание, прошлый опыт и культурные различия (Стоукс, 2015).
Ниже приведены различные факторы, влияющие на восприятие в психологии:
- Внимание : Наше восприятие зависит от нашей способности обращать внимание на определенные стимулы и выборочно отфильтровывать другие. Например, при чтении книги мы избирательно обращаем внимание на слова на странице, игнорируя другую сенсорную информацию.
- Прошлый опыт : Наш прошлый опыт формирует наше восприятие окружающего мира. Этот опыт может привести к тому, что мы будем интерпретировать одни стимулы иначе, чем другие. Например, хороший опыт общения с собаками часто приводит к тому, что они воспринимаются как дружелюбные и доступные. В качестве альтернативы, если у кого-то есть негативная встреча, собаки могут показаться им опасными и пугающими.
- Культура : Различные культуры имеют уникальные ценности, нормы и убеждения, формирующие их мировосприятие. Например, некоторые культуры могут больше подчеркивать индивидуализм, в то время как другие могут ценить коллективизм. Эти культурные различия могут влиять на то, как люди воспринимают ситуации и объекты.
- Мыслительные процессы: Психологи считают, что на мыслительные процессы людей влияет их культурное происхождение, индивидуальные системы убеждений и даже язык, на котором они говорят (известная как гипотеза Сепира-Уорфа).
Чтобы проверить правильность вашего восприятия, вы можете использовать такие стратегии, как проверка восприятия, когда вы буквально спрашиваете людей, правильно ли вы их поняли, или (косвенно) ищете другие стимулы, которые могут помочь вам убедиться, что вы правильно воспринимаете вещи.
(Примечание: когнитивные процессы, связанные с интерпретацией данных и размещением их по категориям, объясняются когнитивной теорией Пиаже и включают процессы ассимиляции, аккомодации и разработки когнитивных схем).
Заключение
Восприятие — сложный и динамичный процесс, необходимый для осмысления окружающего мира.
Этот процесс включает в себя обнаружение и интерпретацию сенсорной информации из различных источников, включая осязание, зрение, вкус, обоняние и звук, а также наше ощущение осознания тела и его положения.
Предубеждение внимания, прошлый опыт и культура входят в число различных факторов, формирующих наше восприятие.
Такое понимание процесса восприятия необходимо психологам для понимания того, как люди взаимодействуют с окружающей средой.
В свою очередь, это может дать ценную информацию о разработке эффективных вмешательств и методов лечения различных психических расстройств.
Ссылки
Олбрайт, Т. Д. (2015). Восприятие. Дедал , 144 (1), 22–41. https://doi.org/10.1162/daed_a_00315
Брунер, Дж. С., и Гудман, К. С. (1947). Ценность и потребность как организующие факторы восприятия. Журнал ненормальной и социальной психологии , 42 (1), 33–44. https://doi.org/10.1037/h0058484
Costall, AP (1984). Нужны ли теории восприятия? Обзор экологического подхода Гибсона к визуальному восприятию. Журнал экспериментального анализа поведения , 41 (1), 109–115. https://doi.org/10.1901/jeab.1984.41-109
Эшету, Г. (2015). Факторы, влияющие на восприятие педагогическими руководителями использования образовательных средств в обучении в классе . Якорное академическое издательство.
Хан Дж., Уоддингтон Г., Адамс Р. , Энсон Дж. и Лю Ю. (2016). Оценка проприоцепции: критический обзор методов. Journal of Sport and Health Science , 5 (1), 80–90. https://doi.org/10.1016/j.jshs.2014.10.004
Лэнд, М. Ф., и Херд, П. (2018). Ричард Лэнгтон Грегори. 24 июля 1923 г. — 17 мая 2010 г. Биографические воспоминания членов Королевского общества , 64 , 163–182. https://doi.org/10.1098/rsbm.2017.0034
Стоукс, Д. (2015). Восприятие и его модальности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + сообщения
Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Что такое восприятие в эссе по психологии?
Восприятие в психологии Значение, определение и эссе; Восприятие — это сенсорная экспертиза земного шара. Он включает в себя распознавание стимулов окружающей среды и действий в ответ на эти стимулы. С помощью метода сенсорной деятельности мы стремимся получить данные о свойствах; и компоненты окружающей среды, жизненно важные для нашего выживания. Что такое структурализм в эссе по психологии ? Это не только создает наш опыт земного шара вокруг Америки; это позволяет нам действовать среди окружающей среды.
Вот статья, чтобы объяснить, что такое эссе о восприятии в психологии с их значением и определением!
1. Вот статья, чтобы объяснить, что такое эссе о восприятии в психологии с их значением и определением!
1.1. Что значит Восприятие? Значение и определение;
1.2. Типы восприятия;
1.3. Другие вещи в психологии;
1.4. Пример;
1.5. расстройство;
1.6. Объекты;
1.6.1. Важный;
1.7. Использовать;
1. 8. Факторы, влияющие на восприятие;
1.8.1. Перцептивное обучение:
1.8.2. Ментальная установка:
1.8.3. Мотивы и потребности:
1.8.4. Когнитивные стили:
Восприятие, согласно Иоланде Уильямс, профессору психологии; можно определить как наш способ распознавать и интерпретировать информацию, которую мы собрали с помощью наших органов чувств. Это также включает в себя то, как мы реагируем на определенную ситуацию с данной информацией. Психология изучает поведение и психические процессы. Они относятся к психологии, потому что, как обсуждалось в примечаниях, психология — это изучение поведения и психических процессов; в то время как восприятие — это то, как мы реагируем на ситуации. Другими словами, наше поведение по отношению к этой ситуации.
Что означает Восприятие? Значение и определение;
Он включает в себя 5 чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. Это дополнительно включает в себя то, что называется перехватом; группа чувств, связанных с гибкостью наблюдения за изменениями положения тела и движений. Он дополнительно включает в себя психологических особенностей методов, необходимых для обработки данных; например узнавание лица любовника или полицейское расследование известного запаха.
Еще одно слово, которое часто ассоциируется с восприятием, — ощущение. Однако они часто используются взаимозаменяемо; ощущение — это процесс переоценки информации из мира в мозг. Мы используем наши чувства, чтобы обнаружить и распознать что-то; что затем позволяет нам обрабатывать информацию, обнаруживать эмоции и реагировать на ситуацию, которую мы видим, то есть восприятие.
Типы восприятия;
Некоторые из основных типов восприятия включают: Зрение, Осязание, Звук, Вкус и Обоняние; другие чувства позволяют нам воспринимать такие вещи, как равновесие, время, положение тела, ускорение и восприятие внутренних состояний. Многие из них мультимодальны и включают более одной сенсорной модальности. Социальное восприятие, или способность идентифицировать и использовать социальные сигналы о людях и отношениях, является еще одним важным типом восприятия.
Существует два типа теорий восприятия , существует теория самовосприятия и теория когнитивного диссонанса. Существует множество теорий о различных субъектах восприятия. Некоторые расстройства связаны с восприятием, даже если вы можете думать, что восприятие — это просто точка зрения человека.
Во-первых, теория самовосприятия, вдохновленная анализом Б. Ф. Скиннера, заключается в том, что люди начинают «узнавать» или лучше понимать свои установки, эмоции и другие личные состояния, главным образом делая выводы о них на основе наблюдения за своим поведением и/или ситуациями в что это поведение происходит. Одним из примеров может быть человек, который описывает «бабочек в животе». Мы все идентифицировали это чувство для себя, для себя (Бем).
Теория когнитивного диссонанса — это наличие у человека двух мыслей, противоречащих друг другу. Например, человек, который думает, что есть сахар вредно для вас, но затем продолжает есть сахар; потому что они считают, что отказ от сахара ничего не изменит, поэтому ничто не изменит текущее состояние здоровья человека. Эти мысли противоречивы, почти лицемерны. По словам Леона Фестингера, наличие диссонанса вызывает у человека психологический дискомфорт; что затем позволяет человеку пытаться оставаться постоянным в своих мыслях. Кроме того, в то время как человек хочет стать последовательным, он будет стараться избегать ситуаций, включающих этот предмет, вызывающий диссонанс (Фестингер).
Прочее в области психологии;
Как и другие вещи в психологии, за восприятием стоит много научных исследований. Одна вещь связана со светом и нашими глазами. Когда вы смотрите в зеркало, свет отражается от вашего лица, затем от зеркала, а затем попадает в ваши глаза. Затем ваши глаза поглощают всю эту энергию и преобразуют ее в нейронные сообщения, которые ваш мозг обрабатывает и организует в то, что вы видите. Мы, люди, видим лишь малую часть полного спектра электромагнитного излучения, который варьируется от гамма до радиоволн.
Наши глаза воспринимают то, что мы видим, на основе длин волн и амплитуд. Длины волн и частота определяют их оттенок; например, короткие волны и высокие частоты пропускают голубоватые цвета, тогда как длинные волны и низкие частоты пропускают красноватые цвета. Амплитуда определяет интенсивность или яркость. Большие амплитуды — это яркие цвета, а малые амплитуды — тусклые цвета.
Пройдя через зрачок и роговицу, свет попадает на прозрачный диск за зрачком, называемый хрусталиком. Это фокусирует световые лучи в определенные изображения, которые проецируются на сетчатку. Сетчатка — это внутренняя поверхность глазного яблока, содержащая все рецепторные клетки, которые начинают воспринимать это визуальная информация . Достигнув ганглиозных клеток, хвосты аксонов образуют нитевидный зрительный нерв через таламус к зрительной коре головного мозга, расположенной в затылочной доле. Это позволяет нам видеть вещи в мире.
Пример;
Примером нашего восприятия вещей, на которые мы смотрим, и того, как они могут различаться в зависимости от человека, может быть Платье. Платье стало интернет-феноменом за одну ночь, потому что люди не могли договориться о том, какого оно цвета. Некоторые люди клялись, что видели белое платье с золотым кружевом, а другие видели синее платье с черным кружевом. Ученые изучили платье и пришли к выводу, что разное восприятие цвета связано с ожиданием того, что платье будет выглядеть одинаково при разном освещении, что объясняет постоянство цвета. Люди, которые видели платье бело-золотым, вероятно, видели, что платье освещено солнечным светом, из-за чего их мозг игнорировал более короткие и синие волны. Люди, которые видели платье сине-черным, видели его освещенным ложным светом; заставляя их мозг игнорировать более длинные и красные волны (Льюис).
Оливер Сакс, известный врач, профессор и автор необычных тематических исследований, считается выдающимся человеком благодаря своей работе; однако не может выполнить простую задачу, например, узнать себя в зеркале. У него форма прозопагнозии, неврологического расстройства, которое ухудшает способность человека воспринимать или распознавать лица. Это также известно как лицевая слепота. Он может воспринимать другую информацию, например, свой почерк или книгу на полке, но не способен узнать в толпе близкого друга. Его веретенообразная извилина, которая, как считается, играет решающую роль в восприятии лица, работает со сбоями. Многие исследования показывают, что другие части мозга; такие как затылочная доля и миндалевидное тело, также играют ключевую роль в этом расстройстве.
Расстройство;
Другим расстройством, связанным с восприятием, является стойкое галлюциногенное расстройство восприятия. Согласно DSM 5, это психическое расстройство, которое сильно отличается от палинопсии, которая является медицинским расстройством. Палинопсия заставляет людей видеть повторяющиеся изображения даже после того, как стимул ушел. При постоянном восприятии галлюциногена человек видит более интенсивные отвлекающие факторы или помехи, чем человек с нормальным зрением. Это нормально смотреть на что-то яркое и видеть светящиеся частицы, называемые плавающими помутнениями. Человек с галлюциногеном испытывает более высокие частоты, и это мешает его повседневной жизни. Примером человека с этим расстройством может быть то, что ему может быть трудно назвать цвета или определить разницу между ними. Другая проблема, с которой они могут столкнуться, заключается в том, что во время чтения слова и буквы могут перемещаться по странице.
Восприятие часто существует под влиянием или даже искажено нашими ожиданиями, переживаниями, настроениями, а иногда и культурными нормами. Здесь в дело вступает разум, а не только мозг. Мы даже можем обмануть самих себя из-за наших ожиданий. Наши глаза играют роль в восприятии информации нашим мозгом, но на самом деле наш разум обладает наибольшей силой. Наш набор восприятия — это психологические факторы, которые определяют, как мы воспринимаем окружающую среду. Например, наше восприятие может существовать под влиянием нашего настроения. Люди часто говорят, что холм круче, если слушать удручающую музыку и гулять в одиночестве; тем не менее, это было бы менее круто, если бы вы слушали поп-музыку или веселую мелодию и гуляли с другом.
Объекты;
Отношение фигура-фон представляет собой организацию поля зрения в объекты, которые выделяются из своего окружения. Например, очень распространенное черно-белое изображение то ли вазы, то ли двух лиц. Это может быть белая ваза на черном фоне или два лица на белом фоне. Если вы будете смотреть достаточно долго, ваше восприятие будет переключаться между ними, в результате чего фигура и фон также будут меняться. Иногда ваза — это фигура, а черный — фон, тогда как лица — это фигура, а белый — фон.
Другой пример: вы находитесь в толпе людей и пытаетесь слушать определенного человека с другого конца комнаты. Вы слышите только то, что говорит этот человек, что делает человека фигурой. В то время как все остальные говорящие вокруг вас — это земля. Другой частью восприятия является близость. Это пример того, что нам нравится группировать близлежащие вещи. Вместо того, чтобы видеть кучу случайных людей на вечеринке; мы склонны мысленно соединять людей, стоящих рядом друг с другом. Например, спортсмены в одном месте, правительственная команда в другом и так далее.
Важно;
Что-то еще важное для восприятия будет восприятие глубины. Это способность видеть объекты в трех измерениях, даже если изображения, попадающие на сетчатку, двумерны. Восприятие глубины также помогает нам воспринимать расстояние до объекта и полную форму. Мы используем бинокулярные сигналы, несоответствие сетчатки, которое зависит от использования двух глаз. Несоответствие сетчатки используется для восприятия глубины. Например, если вы держите указательные пальцы перед лицом и продолжаете смотреть за их пределы, у вас теперь четыре пальца вместо двух. Монокулярные сигналы, такие как интерпозиция и линейная перспектива, доступны только для любого глаза. Это помогает нам определить масштаб и расстояние до объекта; такие как относительная высота и размер, линейная перспектива, градиент текстуры и интерпозиция.
Использование;
Восприятие движения используется для определения скорости и направления движущегося объекта. Ваш мозг воспринимает движение в основном на основе представления о том, что уменьшающиеся объекты удаляются или отступают, а увеличивающиеся объекты приближаются или становятся четвертыми. Однако ваш мозг может легко ошибиться, когда дело доходит до движения. Например, кажется, что большие объекты движутся медленнее, чем маленькие, движущиеся с той же скоростью. Кроме того, организуя вещи по форме, глубине и движению, наше восприятие мира требует последовательности, что возвращает нас к теории когнитивного диссонанса.
Постоянство восприятия — это то, что позволяет нам постоянно распознавать объект независимо от его расстояния, угла зрения или движения. Даже если он может менять цвет, размер и форму в зависимости от условий. Например, мы все знаем, как выглядит чихуахуа, поэтому, если мы видим зеленую чихуахуа, мы все равно знаем, что это чихуахуа. Человек с противоречивыми убеждениями может попытаться сказать, что это не чихуахуа, потому что у него другой окрас, хотя он все равно явно похож на чихуахуа.
Факторы, влияющие на восприятие;
Существуют индивидуальные различия в способностях восприятия. Два человека могут воспринимать один и тот же стимул по-разному. Факторы, влияющие на восприятие людей:
Перцептивное обучение:
Основываясь на прошлом опыте или любой специальной подготовке, которую мы получаем, каждый из нас учится подчеркивать одни сенсорные входы и игнорировать другие. Например, человек, получивший образование в какой-либо профессии, такой как артистизм или другая квалифицированная работа, может работать лучше, чем другие необученные люди. Опыт — лучший учитель таких навыков восприятия. Например, слепые люди узнают людей по голосу или звукам их шагов.
Ментальная установка:
Установка относится к готовности или готовности получить некоторую сенсорную информацию. Такое ожидание держит человека подготовленным с хорошим вниманием и концентрацией. Например, когда мы ожидаем прибытия поезда; мы слушаем его рог или звук, даже если есть много шума.