Опросник рокича: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича — Мегаобучалка

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Особенности взаимодействия агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями»

Студент:

Долголева Александра Александровна

Москва 2007г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями у подростков

1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы

1.2 Причины агрессии, ее виды и механизм действия

1.3 Общая характеристика подросткового возраста и подросткового кризиса

1.4 Специфика агрессии в подростковом возрасте

1.5 Акцентуации характера у подростков

1.6 Ценностные ориентации подросткового возраста

Глава 2. Характеристика объекта и методов исследования, а также процедуры проведения исследования

2.1. Характеристика объекта исследования

2. 2. Характеристика методов исследования

2.2.1 Опросник Басса- Дарки

2.2.2 Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (Н.Я.Иванов и А.Е. Личко)

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Глава 3. Результаты и их обсуждение

3.1 Результаты исследования по опроснику Басса- Дарки

3.2 Результаты исследования ПДО и код расшифровки

3.3 Результаты методики «Ценностные ориентации» М. Рокича

Выводы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Список литературы

Введение

Актуальность проблемы исследования: Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилось количество преступлений среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе, отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы взаимосвязи агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями у подростков.

Проблемой данного исследования я обозначила теоретическое осмысление и эмпирическое изучение агрессивности, типа акцентуации с ценностными ориентациями у подростков, определение специфики их взаимосвязи.

Теоретическое и практическое значение и научная новизна исследования заключаются в выявлении влияния типов акцентуаций с ценностными ориентациями на агрессивность подростков (различные факторы, вызывающие агрессию могут быть связанны с изменением у подростков типа характера и ценностных ориентаций).

Цель настоящего исследования — исследование взаимосвязи агрессивности и типа акцентуации с ценностными ориентациями у подростков.

Достижение цели исследования подразумевает реализацию следующих задач:

— определение социально-психологической сущности понятия агрессивность;

— обоснование и определение таких понятий как типы акцентуаций и ценностные ориентации;

— обсуждение социально-психологических факторов формирования подростковой агрессивности, а также возможное влияние различных типов акцентуаций и ценностных ориентаций на её формирование;

— проведение эмпирического исследования с целью выявления особенностей взаимосвязи агрессивности и типов акцентуации с ценностными ориентациями.

Объектом исследования является агрессивное поведение в подростковом возрасте, предметом — нарушения и специфика типов акцентуаций и ценностных ориентаций. Испытуемые – подростки 13-15 лет, учащиеся средней школы (9 класса), 20 человек (12 девочек, 8 мальчиков).

Гипотеза исследования – тип акцентуации и выбор ценностных ориентаций влияет на формирование агрессивного поведения подростков.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с задачами исследования используются следующие методы исследования:

1. Опросник Басса- Дарки

2. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (Н.Я.Иванов и А.Е.Личко)

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Тип работы – аналитическое исследование, касающееся различных областей психологии: социальной психологии, психологии девиантного поведения, возрастной.

Методы обработки данных – качественная и количественная обработка результатов.

Вопрос 11. Методики, направленные на исследование мотивации. Ориентационная анкета Б. Басса. Тест Рокича, опросник В.К. Горбачевского — Студопедия

Поделись  

Методика оценки уровня притязаний личности

Опросник В.К. Горбачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Опросник заполняется испытуемым после завершения одного из этапов какой-либо продуктивной деятельности (учебной, спортивной, производственной и т.п.). Предполагается, что после ответов на вопросы теста В. Горбачевского испытуемый продолжает дейст­вовать над завершением учебного или производственного зада­ния. Время на его выполнение не ограниченно. Задание не обязательно должно быть выполнено в один день, на одном за­нятии. (Можно применять в ходе диагностики, прерывая работу.)

Инструкция по заполнению опросника В.К. Горбачевского

По завершении одного из этапов предложенного вам задания, когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте пе­рерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник В.К. Герба­чевского.

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказыва­ний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием — +3; если просто согласны — +2; если скорее согласны, чем не сог­ласны, — +1; если вы совершенно не согласны — -3: если про­сто не согласны — -2; если скорее не согласны, чем согласны, — -1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте — 0. Все высказывания относят­ся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в мо­мент, когда работа над заданием прерывается.

Анализ и интерпретация данных исследования

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации ряда по­требностей, среди которых выделяются познавательные, соци­альные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей субъект оценивает значи­мость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозные оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчиты­вается сумма баллов с помощью ключа и правил пе­ревода испытуемого в баллы.

Подсчет баллов с номерами высказываний, отмеченных звез­дочками (*), осуществляется по правилам обратного перевода.

Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим ком­понентам устанавливается в сравнении с другими компонента­ми индивидуального личностного профиля испытуемого), мож­но воспользоваться следующими экспериментальными показа­телями уровня притязаний:

низкий уровень: 3—9 баллов;

средний уровень: 10—16 баллов;

высокий уровень: 17—21 баллов.

Ориентационная анкета

Для определения личностной направленности в настоящее время используется Ориентационная (ориентировочная) анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – О, оставшийся невыбранным – 1 балл.

Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)– стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)– заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Тест Рокича. Ценностные ориентации.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации.

Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Вопрос №12 Тесты оценки уровня субъективного контроля. Тест «незаконченные предложения». ФОТО

УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ — индивидуальная особенность контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Уровень субъективного контроля, обладая известной инвариантностью у данной личности, все же может изменяться в зависимости от того, представляется ли ей ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Уровень субъективного контроля связан с осознанием и оценкой собственных действий, с чувством достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, саморегуляцией, самостоятельностью и зрелостью личности. Люди с низким уровнем субъективного контроля характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных.

Люди с высоким уровнем субъективного контроля считают себя, наоборот, добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми.

Наибольшее распространение в нашей стране получила методика УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов.

В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

I) по интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

2) по эмоциональному знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;

3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.

Обработка результатов проводится в несколько этапов:

1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале.

2.«Сырые» баллы переводятся в стены

3. Полученные стены заносятся в «Профиль УСК».



Проэкологическое поведение и карьерная ориентация кавказских женщин

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 273, 2021

XIV Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития АПК — ИНТЕРАГРОМАШ 2021»
Номер статьи 10047
Количество страниц) 11
Секция Психология устойчивого развития и взаимодействия человека с окружающей средой
ДОИ https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127310047
Опубликовано онлайн22 июня 2021 г.

E3S Web of Conferences 273 , 10047 (2021)

Накочева Рида Р. * , Агирбова Динара М., Кубанова Альбина С. и Айбазова Марина Ю.

3

3

Северо-Кавказская государственная академия, ул. Ставропольская, 36, 369000, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

В статье на основе теоретического анализа зарубежной и отечественные исследования. В эпоху цифровизации невозможно оставить без внимания проблемы самого этноса, его этнокультурных особенностей, социализации, национального менталитета, профессиональных и карьерных ценностных ориентаций кавказских женщин. В статье раскрывается обозначение женщины северокавказского этноса, ценности, национальный уклад семейных отношений. Подчеркивается, что современная социально-экономическая реальность в период цифровизации вносит свои коррективы вопреки традиционной культуре и этностандартам. В эмпирической части исследования проверялась гипотеза: будучи важнейшей частью социальной среды, этническая культура, несмотря на цифровизацию этноценности, формируется за счет исторического развития этноса и при сохранении этнического менталитета и этнического характера народа. женских этнофоров, влияет на ценностные ориентации, в том числе на карьерную ориентацию женщин. В исследовании приняли участие 100 женщин разных национальностей Северного Кавказа в возрасте от 30 до 45 лет, разных сфер деятельности: педагоги, психологи, чиновники, работники торговли, сферы обслуживания. В комплекс методов исследования вошли концепция «Карьерные якоря» Э. Шейна, принципы диагностики ценностных ориентаций в карьере, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Е. Винокурова, проективные методы определения карьерных ориентаций, принцип «Ценностных ориентаций» (М. Рокич), Опросник этноценностных ориентаций (Р.Р. Накохова). Результаты исследования подтверждают гипотезу и свидетельствуют о том, что этноценности являются ключевым элементом в системе ценностных ориентаций даже в эпоху цифровизации, что проявляется в социальной ситуации, способности воплощать личные цели и определяет уровень межгруппового принятия. и признание карьерных ориентаций кавказских женщин.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Введение

Социально-политические, научно-культурные, социально-экономические, духовно-психологические процессы, происходящие в эпоху современной глобализации, особенности интеграции культуры, оказывают всестороннее влияние на общественно-политические отношения студентов, их представления и системы ценностей о самих себе. Формируется новая система ценностей. Эта система ценностей включает в себя не только положительные ценности, но и отрицательные. Следует отметить, что негативные ценности не только меняют направленность политических взглядов студентов, поле их мотиваций и запросов, но и вызывают серьезные изменения в их поведении и отношении к гуманистическим ценностям. В это время возникают противоречия в национальном самосознании студентов. Безусловно, Азербайджан является поликультурной страной и является образцом толерантности и различных форм гуманизма. Чтобы не допустить деградации толерантности и гуманистического мышления, в первую очередь требуется ограждать учащихся от чуждых ценностей, дальше развивать гуманистические ценности. С другой стороны, ориентируясь на духовно-психологическое состояние личности, изменение отношения к людям, космополитические идеи выдвигают в качестве важной задачи формирование гуманистических ценностей. Наблюдаемые в интеграционных процессах мегатенденции основаны на более гуманистическом подходе, и эти тенденции охватывают все сферы мира, сферу человеческих отношений, в том числе и сферу образования. В настоящее время формирование личности с гуманистическими ценностями является главным требованием.

Процессы, происходящие в мире, особенно интеграция культур, всесторонне влияют на овладение молодежью «системой ценностей». В рамках этих процессов в нашей республике ведется серьезная работа в этом направлении, проводится множество мероприятий по продвижению гуманизма, в том числе мероприятия мирового уровня с мультикультурализмом. Целью подобных мероприятий является формирование у молодежи гуманистических ценностей, поликультурного мышления, толерантности и представление миру существующих традиций на примере азербайджанского народа. В связи с этим формирование гуманистических ценностей у молодежи является весьма актуальной проблемой, отвечающей процессу интеграции в мир и его вызовам.

Методика

По данным нашего исследования, наблюдения, интервью, анкетирования, тестовых методик, «Обзора ценностей» М. Рокича (ROKEACH, 1968), «Обзора ценностей» Ш. Шварца (SCHWARTS, 2010), «Шкалы самооценки». » и методологии SAT (Самоактуализация) Э. Шострома (ШОСТРОМ, 2003). Кроме того, было использовано несколько анкет для изучения роли СМИ и процесса самосознания в формировании гуманистических ценностей. исследование было проведено среди 160 студентов Университета Одлар Юрду и Азербайджанского Государственного Педагогического Университета для определения методов развития, проявлений психологических особенностей формирования гуманистических ценностей у азербайджанской молодежи.Одинаковое количество студентов (80 человек) из обоих университетов принимал участие в исследовании

Обзор литературы

Направленности на формирование гуманистических ценностей в требованиях вузов находят отражение в разных подходах. Корни гуманистических ценностей исходят непосредственно из гуманистической психологии и вытекают из определяемой ею методологической концепции. Гуманистические ценности являются не только общечеловеческими ценностями, но и одной из важнейших ценностей, принятых человечеством. По мысли большинства исследователей, понятие ценности представляет собой «большую коробку, в которой хранятся различные, часто малопонятные вещи» (MASLOW, 2018). Современные исследования обращают внимание на специальные рекомендации по формированию гуманистических ценностей в образовательных учреждениях. Сюда входят конструктивистский подход, когнитивный подход и гестационный подход.

Создание когнитивных противоречий в обучении, контекстуальное преподавание и обучение с использованием когнитивных рекомендаций, а также повышение квалификации педагогов с помощью оригинальной оценки, гештальт-подхода являются основными условиями включения гуманистических элементов в процесс обучения (CHEN; CARSTEN, 2017 ).

Многие исследования представляют формирование таких гуманистических ценностей, как достоинство, автономия, свобода, честность, благополучие, равенство и развитие потенциала учащихся. Людям должно нравиться принимать собственные решения о своей жизни, а учителя должны верить, что образовательный выбор учащихся хорошо обоснован (ALONI, 2011; BROCKETT, 19). 98; ВЕЙГЕЛЕРС, 2011). Целью гуманистического образования является развитие самореализовавшейся личности (NEMIROFF, 1992). Следует учитывать, что гуманистические ценности развиваются быстрее, когда в образовании присутствуют принципы гуманизма. Когда педагоги контролируют учащихся, любое чувство личного развития и растущей социальной справедливости может помочь другим расти и быть полезными (DE GROOT, 2011).

Скотт (1980) настаивает на улучшении результатов или достижений посредством гуманистического обучения с особыми усилиями и показывает, что в гуманистической среде обучения учащиеся более позитивно относятся к обучению, тратят больше времени на задания и выполняют их с большим удовольствием. (СКОТТ, 19 лет80).

Отметим, что для формирования гуманистических ценностей в образовании необходимо использовать методы эмоциональной активации. В этом случае гуманистические ценности проявляются на основе полученных оценок (СЕЙИДОВ, 2009). Гуманистические ценности нельзя характеризовать только как отношение к материальным объектам. Это также ведущая составляющая духовного мира личности. Другими словами, это смысл жизни человека. Подход к ценностям в этом аспекте требует новой методологической базы. Джаббаров (2018) показывает, что «ценности определяют образ жизни человека, его жизненную стратегию. Ценности — это обобщенные представления об относительно важных целях и поведении человека. Они определяют приоритет восприятия действительности, направляют действия и поступки людей во всех сферах жизни, существенно определяют «образ жизни» общества» (ДЖАББАРОВ, 2018).

Были проведены многочисленные исследования развития гуманистических ценностей в образовании (WILLIIAM, 2015). Автор описывает четыре метода обучения, которые в совокупности образуют модель обучения профессиональным и гуманистическим ценностям. Автор защищает эту модель, ссылаясь на доказательства и соответствующую литературу, а также на свой обширный опыт работы с многочисленными коллегами по успешному использованию модели в крупномасштабных приложениях. Четыре метода обучения: (1) обучение практическим навыкам, (2) критическое мышление, (3) поддерживающий групповой процесс и (4) базовая долгосрочная учебная программа. Вместе эти методы создают теоретическую модель с взаимодополняющими элементами для повышения приверженности основным ценностям и оптимизации формирования профессиональной идентичности (WILLIIAM, 2015).

Гуманизм никогда не имел прочной традиции во всех областях образования прагматически и в ответ на образовательную стандартизацию, требования сертификации и производственные потребности. Однако после периода упадка гуманизм несколько вернулся как часть движения к образованию в студенческом центре. Исследования, проведенные в техническом колледже, показали, что гуманистические элементы в основном отсутствуют в послесреднем техническом образовании и не препятствуют достижению заявленных образовательных целей (CHEN; CARSTEN, 2017).

Гуманизация системы, сочетание этики и ответственности является неотъемлемой частью единого целого и имеет большое значение для привлечения гуманитарных наук к лидерству в сфере образования. В этом контексте одинаково важны как человеческие, так и профессиональные измерения. Таким образом, как профессиональная, так и личная жизнь интегрированы в существование лидера. Таким образом, нравственное воображение ясно выявляет стратегические шаги подхода лидера образования к приданию смысла и направления всем компонентам школы (BAUMEISTER, 19).91).

Для формирования гуманистических ценностей образование требует включения общечеловеческих ценностей во всю школьную жизнь, ее безусловного признания, верховенства этических ценностей, интегрированных в процесс принятия решений, нормативной правомерности действий и решения различных задач в образовательные учреждения. Школа не только нацелена на академические достижения, но и учитывает ценность человеческого характера, наличие прозрачности, правды и гуманистического общения со сходством слов и действий. Эти компоненты являются неотъемлемой частью духовного воображения (EFFENDI et al., 2020).

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что к направлениям формирования гуманистических ценностей в высших учебных заведениях подходят прежде всего с позиций утверждения принципов гуманизма в образовании. Считается, что гуманизация образования приведет к формированию гуманистических ценностей.

Результаты

Исследование проводилось в экспериментальной и контрольной группах по изучению психологических особенностей формирования гуманистических ценностей у азербайджанской молодежи. На первом этапе проводится диагностика значений. Основная цель здесь состояла в том, чтобы определить, какие ценности изначально преобладали у студентов. Здоровье занимает первое место с 68% среди терминальных ценностей, проведенных среди студентов. На втором месте — счастливая семейная жизнь, на третьем — красота жизни. Студенты оценили свою уверенность в себе на 4 место, а наличие хороших и надежных друзей на 6 место. На 7 месте любовь и на 8 месте материально обеспеченная жизнь. Студенты оценили ценность развлечения в 13 место. Счастье других занимает 18 место. Анализируя инструментальные ценности среди студентов, можно сказать, что по диапазону ценностей, предпочитаемых студентами, первое место занимает способ воспитания с 64%. На второе место студенты ставят воспитательные ценности, на четвертое — ответственность, на шестое — толерантность, на пятое — самообладание. Кроме того, студенты отметили сильную волю на 8 месте и широту знаний на 9 месте. Такие ценности, как активная жизнь, мудрость, здоровье, интересная работа, красота жизни, любовь должны были выйти на первое место по закону. Но здесь обнаруживается противоречие. Эта ситуация находит свое отражение и в инструментальных значениях. Например, такая иерархия проявляется в ценностях опрятности, вежливости, высоких стандартов, жизненной силы, работоспособности, независимости и т. д.

На втором этапе исследования проводилась формативная работа, а затем изучалась степень влияния отдельных факторов на динамику изменения значений. Результаты, полученные в формативной работе, отражены в табл. 2. На втором этапе после проведения формативной работы со студентами повторно изучались ценности, уточнялись места, занимаемые ценностями. Следует учитывать, что молодежный период – это время, когда им нужны близкие люди, люди, с которыми они могут поделиться своими идеями и хотят общаться. В связи с этим развлечение занимает 17 место среди ценностей студентов. Это показывает, что в формирующей работе студенты считали более важным сосредоточиться на запланированных жизненных перспективах, чем отойти от развлекательных ценностей.

Приоритетные ценности среди учащихся включают, как уже отмечалось, развитие (первый уровень) и социальное признание (третий уровень). Это означает, что они хотят работать над своими ошибками и исправлять их. В то же время известность ценности общественного признания является показателем изменения отношения студентов к гуманистическим ценностям.

Таблица 1

Средние количественные показатели связи возрастного изменения ценностей с самореализацией учащихся

Возрастные показатели Терминальные ценности Инструментальные ценности Гуманистические уровни самореализации N=140
18-20 лет 0,35 0,36 0,28 Низкий < 32
20-22 года 0,43 0,41 0,39 Среднее 38 <
22-25 лет 0,46 0,44 0,42 Высокая 42 <

Источник: подготовлено авторами

Как видно из таблицы 1, существует положительная корреляция между возрастным уровнем и инструментальными и терминальными ценностями, в том числе гуманистическими ценностями, и уровнем самореализации. Налицо возрастное динамическое изменение между средними значениями первых 5 выбранных значений и самореализацией. Этот фактор можно объяснить тем, что при переходе на более высокие курсы студенты отдают предпочтение гуманистическим ценностям, в том числе социальным мотивам. Дополнительные опросы показали, что здесь также большую роль играет повышение уровня самореализации. Соответствие выбранной ценности потенциальным возможностям учащегося позволяет ему отойти от эгоистичных мотивов или ценностей.

Как видно из табл. 1, гуманистические ценности проявляются в относительно более поздние годы студенческой жизни. Формирующая работа показала, что можно обеспечить трансформацию как терминальных, так и инструментальных ценностей в ценности гуманистической направленности. Видно, что студенты хотят быть принятыми другими людьми, а также своими сверстниками и обществом, путем утверждения и реализации себя.

Таблица 2

Показатели ответов на вопрос «Каким ценностям в жизни Вы отдаете предпочтение?» студентов старше 18 лет

Значения Мальчики N=65 Девочки N=75
Слава 20. 00 19.00
Дружба 25.00 28.00
Материальная возможность 42,00 39,00
Юстиция 13.00 14.00

Источник: подготовлено авторами

По мнению молодежи, нормализация их социально-экономического положения является для каждого ключевым фактором сохранения тех или иных нравственных качеств, нравственных ценностей. В противном случае может произойти деформация моральных качеств. Этот очень интересный аспект показывает, что нормальная экономическая обеспеченность, семейное положение оказывает серьезное влияние на духовный мир молодых людей и в большинстве случаев создает условия для их становления в обществе, наличия определенного положения, сохранения нравственных качеств. Можно сделать вывод, что гуманистические ценности обусловлены, с одной стороны, общественными мотивами и потребностями, а с другой — индивидуальными, альтруистическими мотивами. Изменение отношения к миру может уменьшить или увеличить важность отношений.

Безусловно, условия и социально-психологическая среда азербайджанской молодежи имеют особую роль в формировании гуманистических ценностей. В результате исследования еще раз выяснилось, что самосознание, самооценка, самоактуализация важны для формирования гуманистических психологических ценностей у молодежи. Эти качества оказывают большое влияние на развитие и формирование гуманистических ценностей у молодежи.

С этой точки зрения нами проведены исследования по определению роли самосознания и самооценки в формировании гуманистического психологического мышления у юношей и девушек. В процессе исследования использовались методики определения уровня самооценки у юношей и девушек. Для выявления факторов, влияющих на национальное самосознание молодежи, был проведен анкетный опрос.

Как уже упоминалось, в исследовании приняли участие 140 молодых студентов. Самый низкий возраст – 18 лет, а самый высокий – 25 лет. В результате нашего исследования уровень самооценки студентов варьируется по трем направлениям: низкий, средний и высокий.

Опрос показал, что 4% студентов имеют высокую самооценку, 24% — среднюю и 72% — низкую. В частности, установлено, что существует разница между уровнем самооценки у юношей и девушек. Из 24% средних показателей 90% составили мальчики, а из 72% с низкими показателями 85% — девочки. Таким образом, исследование показало, что молодые люди имеют низкий уровень самооценки. Кроме того, для изучения процесса самосознания использовались различные вопросы. В этом случае использовались разные критерии. Опрос показал, что 12 % студентов понимают сущность самосознания как самопознание, 12 % как самопознание. 76% не смогли выразить это понятие. Выражение сущности концепции национального самосознания также вызывало вопросы у молодежи. Сущность понятия национального самосознания 7 % молодых людей объяснили восприятием национального самосознания, 10 % — патриотизмом, 6 % — национальными нравственными ценностями. 77% не смогли объяснить понятие национального самосознания в целом. Но даже если молодые люди не могут правильно объяснить суть этих понятий, 50% молодых людей ответили «да» на вопрос «считаете ли вы себя патриотом?»

В ответ на вопрос «Что для Вас чувство патриотизма?» 45 % молодых людей ответили, что любят свою Родину, 30 % ответили, что ради Родины готовы на все, 20 % ответили, что это важнее всего и 5% сказали, что это единство. В ответ на вопрос «Как быть патриотичным человеком?» 20 % молодых людей ответили, что должны защищать Родину, 30 % ответили, что должны быть готовы на все ради Родины, 50 % сказали, что должны любить родина. По итогам опроса они также ответили на вопрос «Кто для молодежи национальные герои?» Результаты опроса представлены на рисунке 3. В очередной раз стало ясно, что национальные герои, их любовь к своему народу, земле и нации имеют особую роль в формировании гуманистической психологии у азербайджанской молодежи. В результате опроса также были выявлены национальные героические идеалы молодежи. Анализируя все эти результаты, получается, что наш тест «Определение уровня самооценки», тест-опрос «Определение уровня национального самосознания» показали, что самооценка у азербайджанской молодежи умеренная, что имеет положительную влияние на формирование самосознания и национального самосознания. У мальчиков более высокий уровень самооценки, чем у девочек. Однако молодые люди с высокой самооценкой лучше объясняли сущность самосознания и самооценки. Кроме того, был проведен опрос для изучения влияния СМИ на ценности.

Table 3

Indicators of the correlation between humanistic values ​​and personality traits in students

Humanistic values ​​ Self-consciousness Cognitive needs Self-esteem Self-affirmation Academic Needs
Дружба 0,32** 0,35** 0,20* 0,32 0,22*
Любовь 0,89* -0,37* -0,76* -0,26* 0,66
Эмпатия 0,38** -0,23 0,98* -0,43* 0,54
Альтруизм 0,58* 0,21 0,42 0,56 0,27*
Ментальные ценности 0,44** 0,46** 0,78* 0,69* 0,19
Социальные идеалы 0,186* 0,232 0,49* 0,96* 0,72

Источник: Подготовлено авторами Примечание: Важно на уровне ** 0,01, на уровне * 0,05

Как видно из табл. 3, существует положительная корреляция между гуманистическими качествами и чертами личности и успеваемостью. Правда, иногда эта тенденция характерна, но есть и положительная зависимость. Существует важная связь между самосознанием (на уровне r=0,186*, p<0,001), самооценкой (на уровне r=0,49*, p<0,001), и самоутверждение (на уровне r=0,96*, p<0,001) в социальном идеале, отражающем гуманистические качества студентов. Среди прочих качеств наблюдается склонностная зависимость. Можно сделать вывод, что для развития гуманистических ценностей необходимо развивать социально значимые ценности и качества личности. Здесь необходимо учитывать познавательные потребности, возможности самоутверждения, а также учебные достижения. В результате исследования стало ясно, что формирование гуманистического мышления у молодежи проявляется на определенных этапах. Формирование гуманистических ценностей у молодежи проходит следующие этапы.

На третьем этапе необходимо изучить, как воспринятые молодежью гуманистические ценности влияют на их самореализацию и духовное развитие. Учет уровня самооценки при формировании гуманистических ценностей позволяет определить нравственную позицию личности. Это находит отражение в самовоспитании личности.

Для осуществления процесса самовоспитания и самоотношения у молодежи важно изучить ее отношение к тому или иному нравственному качеству, к себе и другим, провести психокоррекционную работу в этом направление. В частности, важно проводить опросы молодежи в учебном процессе в течение определенного периода времени, чтобы ответить на ее нравственные суждения и организовать их мышление по данной теме. Формирование нравственного идеала очень важно для формирования гуманистических качеств у азербайджанской молодежи. Также формирование нравственного идеала очень важно для формирования гуманистических качеств у молодежи Азербайджана. Появление положительного нравственного идеала побуждает личность делать что-то полезное для общества. То есть выступает как своеобразный мотив личности и в большинстве случаев ведет учащегося к работе над собой и саморазвитию, самосовершенствованию, отходу от вредных привычек. На наш взгляд, психологическое наследие нашего этноса также важно для формирования у студентов гуманистических ценностей. Рекомендуемая литература подбирается таким образом, чтобы учащиеся могли прочувствовать ситуацию персонажа в своем собственном мире и почувствовать себя на своем месте. Конкретно в нашей этнической среде можно рекомендовать статьи, романы и т.п. о национальных героях для развития нравственно-гуманистических ценностей у студенческой молодежи. Добиться гуманистического формирования студенческой молодежи можно также путем цитирования жизни и деятельности видных государственных деятелей. Безусловно, особую роль в формировании гуманистических ценностей играют условия и социально-психологическая среда азербайджанской молодежи.

Обсуждение и заключение

Наше исследование показало, что формирование гуманистического мышления у учащихся важно для формирования гуманистических ценностей. Установлено, что высокий потенциал альтруизма не обусловлен высоким уровнем гуманистического мышления. Активизируя социально ценимую мотивацию, можно реализовать потенциальные возможности, которые по своей сути пассивны, и эффективно использовать их в развитии гуманистического мышления. Результаты исследования показали, что студенты имеют высокое отношение к гуманистическим ценностям независимо от уровня самоутверждения и самооценки. Основные механизмы формирования гуманистических ценностей у студентов зависят от провокационных особенностей социальных ценностей, занимающих главенствующее место в иерархии ценностей и профессиональной уверенности в себе, отражающей интегрированные качества личности. Установлено, что существует положительная корреляция между гуманистическими качествами и личностными качествами и академическими достижениями. Иногда, хотя это тенденция, она статистически значима.

ССЫЛКИ

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР, (2005). Баку, Канун.

АЛОНИ, Н. Гуманистическое образование: от теории к практике. В: В. Вейгелерс (ред.), Образование и гуманизм: связь между автономией и человечеством. Роттердам, Нидерланды: Sense Publishers. 2011.

БРОСЕТТ, Р.Г. Гуманизм как педагогическая парадигма. 1998. Доступно: http://roghie mstr a.com/romira1.html

DIERKSMEIER, C. Что такое «гуманистический» подход к гуманистическому менеджменту? Журнал гуманистического менеджмента, 1, 9–32 2016 г.; Доступно: https://link.springer.com/article/10.1007/s41463-016-0002-6

DE GROOT, I. Почему мы еще не демократичны: сложность развития демократического отношения. Роттердам, Нидерланды: Sense Publishers. 2011.

ЭФФЕНДИ, Р.; БАФАДАЛ, И.; НИОМАН, Д.; АРИФИН И. Конструктивная модель внедрения основных гуманистических ценностей в формирование характерной школьной среды. Препринты Опубликовано: 2, 19, 21-43, 2020. DOI: 10.20944/preprints202011.0068.v1).

ДЖАББАРОВ Р. Факторы, влияющие на развитие самореализации у студентов разных специальностей. Наука и образование, 9, 75-87. 10.24195/2414-4665, 2018. Режим доступа: https://scienceandeducation.pdpu.edu.ua/ru/articles/2017-9-doc/2017-9-st12-ru.

Маслоу, А. Мотивация и личность. Москва, Питер. 2018.

MELE, D. Понимание гуманистического менеджмента. Журнал гуманистического менеджмента, 1(1), 33-55. 2016. DOI: 10.1007/s41463-016-0011-5

МИЛЛЕР, М. Д.; ГРЕКСОН, Дж. А. Философский взгляд на прошлое профессионального образования и видение будущего образования рабочей силы: Анн-Арбор, Мичиган: Prakken. 1999.

НЕМИРОВ, Г. Х. Реконструкция образования: к педагогике критического гуманизма. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Бергин и Гарви. 1992.

РОКИЧ, М. Убеждения, взгляды и ценности: теория организации и изменений. Джосси-Басс, Сан-Франциско, Калифорния, США. 1968.

ПАРИ НАЗ П.; МАРЬЯМ Н.; ЭЗАТОЛЛА Н. Гуманистическое образование и образовательная мотивация учащихся в начальных школах Тегерана. Международный журнал психического здоровья и зависимости, 15, 312–322. 2017. Доступно: https://link.springer.com/article/10.1007/s11469.-016-9703-1

ПЭНГ С.; КАРСТЕН. S. Гуманистические элементы в образовательной практике технического колледжа суб-бакалавриата США // Международный журнал исследований в области профессионального образования и обучения (IJRVET), Vol. 4, выпуск 2, август 2017 г., стр. 117–145. DOI: 10.13152/IJRVET.4.2.2

SCHWARTZ, S. Ценности: индивидуальные и культурные. Страницы 463-493. В: FJR van de Vijver, A. Chasiotis и SM Breugelmans, редакторы. Основные вопросы кросскультурной психологии. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания. 2010. Доступно: http://dx.doi.org/10.1017/cbo9.780511974090.019

СКОТТ, П. Индивидуализация профессионального образования. Вирджиния: Американская профессиональная ассоциация. 1980.

СЕЙИДОВ С.И. Феноменология творчества. Баку: Чашигоглу. 2009.

ШОСТРОМ Е. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. Киев; ПСИЛИБ. 2003.

ВЕЙГЕЛЕРС, В. Гуманистический взгляд на нравственное развитие и воспитание гражданственности. Роттердам, Нидерланды: Sense Publishers. 2011.

УИЛЬЯМ Т. Обучение профессиональным и гуманистическим ценностям: предложение практической и теоретической модели, Обучение и консультирование пациентов, 98, 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *