Когнитивная теория Пиаже: плюсы и минусы
Вопросом развития интеллекта человека от раннего младенчества до его зрелости задавались многие ученые: Н.Б. Шумаков, Дж. Браунер, Л.С. Выготский и другие. Весьма продуктивно над этой темой, еще в 1960 г., поработал швейцарский психолог и философ Жан Пиаже.
Он весьма подробно рассмотрел процесс развития мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), до того, как оно воплотится в речи. Именно его эпистемологическое учение позволило сформулировать целый ряд понятий из раздела психологии развития. Это учение открывает тайны развития отдельно взятой человеческой единицы от ее появления на свет и до самой смерти.
Возвращаясь к развитию конкретного индивидуума, Пиаже утверждал, что оно реализуется в двух процессах: ассимиляции (т.е. действие по имеющимся психологическим шаблонам в новой ситуации) и аккомодации (т.е. когда имеющиеся знания видоизменяются в результате изменения внешних требований и условий).
Стадии развития мышления по Пиаже
Теория Пиаже позволила выделить ряд стадий развития человека. Рассмотрим их подробнее:
Сенсомоторная стадия (От 0 до 2 лет). Характеризуется невербальным уровнем развития ребенка. Информация приходит, главным образом из его органов чувств. Ребенок учится анализировать движение предметов (например, следить за движением мяча), в результате чего его мир становится более контролируемым и предсказуемым.
Предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет). В это время дети в процессе мышления пользуются речью, но без большого участия логики и рассуждений, а большей частью интуитивно. Слова, обозначающие предмет, в этом возрасте воспринимаются как часть самого предмета. Кроме того, на этой стадии развития ярко проявляется детский эгоцентризм (ребенок не в состоянии понять и принять точку зрения другого). Вот почему они часто отказываются выполнять просьбы и советы других людей.
Конкретная операциональная стадия (от 7 до 11 лет). Ребенок осваивает понятие инвариантности, т.е. к нему приходит осознание того, что количество вещества всегда постоянно (например, если вылить воду из стакана в графин, ее количество не изменится). Также к детям приходит понимание пространства, времени и числа. Размышляя над конкретным вопросом, ребенок мыслит логически. Еще одним немаловажным качеством в этом возрасте является обратимость мышления (т.е. ребенок понимает что трижды пять будет пятнадцать, также, как и пятью три).
Стадия формальных операций. В это время мышление ребенка приобретает больше абстрактных и символических понятий, таких как «интеллигентность», «лицемерие», «авторитаризм». На этой стадии ребенок размышляет над самими мыслями, а потому склонен признавать наличие другой точки зрения, отличной от его. Они становятся склонными к восприятию различных гипотез (что было бы, если бы…). Его мышление начинает приобретать взрослые очертания.
Появляются зачатки индуктивного (способность из нескольких частных предпосылок сделать общие выводы) и дедуктивного (способность из общего положения вывести частное) мышления. Это позволяет осваивать ему сложные науки (физику, математику, философию). Следует отметить, что это нарабатывается в результате обучения и работы над собой, но не в следствии естественного биологического созревания.
Плюсы и минусы когнитивной теории Пиаже
Достоинства и недостатки теории Пиаже хорошо сформулировал советский психолог Л.С. Выготский. Он отметил, что на фоне традиционных теорий детской психологии, концепции Пиаже являются весьма передовыми, поскольку изучают высшие формы поведения. Но, вместе с тем, Пиаже применил устаревший подход к показателям развития человека как биологическим процессам, а это должно искажать их корректное понимание.
Психолог отметил, что Пиаже занимался развитием ребенка как индивидуальный процесс, контролируемый внутренними ресурсами, вне его среды существования и исторического и культурного развития. Ряд других советских психологов упрекнули Пиаже в игнорировании того факта, что уже первые шаги на пути к своему развитию ребенок осуществляет общаясь с окружающими его взрослыми, которые корректируют поведение ребенка по своему усмотрению. А это значит что социум существенно влияет на отношения ребенка с внешним миром. На смену формулы Пиаже «ребенок — предмет», его последователи вывели формулу «Ребенок — взрослый — предмет».
Когнитивная теория Жана Пиаже — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Когнитивная теория Жана Пиаже
1898 — 1980Ольга Владимировна Самитова –
доцент кафедры общей и когнитивной
психологии
3.
Основные понятия: Механизмы установления равновесия с окружающей средой Ассимиляция – процесс приспособления новой информации(ситуации, объекта) к существующимсхемам действий, не изменяя их в принципе.
Аккомодация – пластичное изменение индивида, в
ходе которого он перестраивает (модифицирует)
старые схемы действий и вырабатывает новые.
Интериоризация — формирование внутренних структур психики
человека благодаря усвоению структур внешней социальной
деятельности.
3
4. Действие – посредник между ребенком и окружающим миром
Предметныедействия (схема действий)- в
концепции Ж. Пиаже это любое действие
совершаемое ребенком. Предметное действие – это
наиболее общее, что сохраняется в действии при
его
многократном
повторении
в
разных
обстоятельствах.
Операции – в концепции Ж. Пиаже – это
интериоризированное предметное действие.
Эгоцентризм
мышления – это скрытая
умственная позиция, означающая неспособность
индивида иметь исходную позицию по отношению
к некоторому объекту, мнению или представлению
даже перед лицом очевидных противоречий.
5
6. Периоды развития ребенка Жана Пиаже Ольга Владимировна Самитова –доцент кафедры общей и когнитивной психологии 1
7. Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года)
На этом этапе ребеноксовершает следующие
предметные действия:
смотрит, слушает,
трогает, нюхает,
пробует на вкус,
бросает и т. д.
Ведущая роль в развитии
принадлежит ощущениям
и восприятию ребенка.
7
9. Период конкретных операций (2-11/12 лет)
Дооперациональнаястадия (2-6/7)
Эгоцентризмцентральная особенность
мышления
Связи между объектами
на основе интуиции , а не
на логических
рассуждениях
Стадия конкретных
операций (6/7-11/12)
Представления о
сохранности количества
вещества при изменении
формы предмета и
обратимости мышления
(способность
устанавливать причинноследственные связи)
8
11. Период формальных операций (11/12-14/15 лет)
Мышление развивается отконкретного (счет на пальцах)
к абстрактному (счету в уме)
9
English Русский Правила
Piaget – Вопросы воспитания и семейного разнообразия
Дон Раймонд; Антуанетта Рикардо; Дженнфер Пэрис; Люмен Обучение; и Диана Лэнг
Жан Пиаже изучал, как дети и молодежь постепенно приобретают способность мыслить логически и научно, что привело к его теории когнитивного развития.
Пиаже считал, что интеллектуальные способности детей со временем меняются в зависимости от биологической предрасположенности и их собственного индивидуального взаимодействия с миром. Он очень критически относился к обучению под руководством учителя, полагая, что учителя или опекуны, которые контролируют обучение ребенка, отводят ребенку пассивную роль. [2] Согласно Пиаже, дети разного возраста по-разному интерпретируют мир; поэтому он разделил это обучение на четыре этапа. Его этапы предполагали последовательность моделей мышления со следующими ключевыми характеристиками:
- Они всегда происходят в одном и том же порядке.
- Ни один этап не пропускается.
- Каждый этап представляет собой значительное преобразование по сравнению с предыдущим этапом.
- Каждая последующая стадия основывается на предыдущих стадиях и включает их.
Сенсомоторный столик
Пиаже описал интеллект в младенчестве как сенсомоторный или основанный на прямом физическом контакте посредством использования их органов чувств. Младенцы пробуют на вкус, осязают, стучат, толкаются, слышат и двигаются, чтобы познавать мир.
Пример видео
Посмотрите это видео, чтобы увидеть пример ребенка, который не освоил постоянство объекта.
Предоперационная стадия
Стадияпо Пиаже, совпадающая с ранним детством, — это предоперационная стадия . Слово «операционный» означает «логичный», поэтому таких детей считали нелогичными. Однако они учатся использовать язык и думать о мире символически.
Рисунок 1. Ребенок делает вид, что покупает товары в магазине игрушек. (Фото: Ermalfaro, CC BY SA 4.0.)Притворись, играй
Притворство — любимое занятие на дооперационном этапе. У игрушки есть качества, выходящие за рамки того, для чего она была разработана, и теперь ее можно использовать для обозначения персонажа или объекта, в отличие от всего, для чего она изначально предназначалась. Плюшевый мишка, например, может быть ребенком или королевой далекой страны!
Пример видео
Посмотрите этот пример видео о предоперационной стадии. Обратите внимание, что дети на предоперационной стадии демонстрируют символическую игру, эгоцентризм, непонимание задач сохранения и неспособность понять обратимость.
Эгоцентризм
в раннем детстве относится к склонности маленьких детей думать, что все видят вещи так же, как и они. Эта черта особенно распространена на предоперационной стадии.
Бетонная рабочая площадка
Рисунок 2. Ребенок с ножницами (Источник фотографии: Flickr, CC BY 2. 0.) Этот этап происходит примерно с 7 до 11 лет и характеризуется развитием организованного и рациональное мышление . Теперь ребенок достаточно взрослый, чтобы использовать логическое мышление или операции (например, правила), но может применять логику только к физическим или «конкретным» объектам и событиям (отсюда и название «конкретные операции»). Дети приобретают способности к сохранению (число, площадь, объем, ориентация) и понимают, что при изменении внешнего вида конкретных предметов они по-прежнему содержат тот же объем, площадь, число и ориентацию и могут вернуться в исходное состояние (обратимость).
Их правила мышления все еще кажутся очень простыми по стандартам взрослых и обычно действуют бессознательно, но они позволяют детям решать проблемы более систематически, чем раньше, и, следовательно, успешно решать многие академические задачи. Например, ребенок может неосознанно следовать правилу: «Если ничего не прибавлять и не убавлять, то количество чего-то остается прежним». Этот простой принцип помогает детям понять некоторые арифметические задачи, такие как прибавление или вычитание нуля из числа.
Примеры видео
Посмотрите это видео на примере ребенка, не освоившего конкретные действия. Обратите внимание, что этот ребенок не понимает сохранения или обратимости.
Для получения дополнительной информации посмотрите видео о бетонных работах.
Формальная операционная стадия
На этом этапе подростки способны понимать абстрактные принципы. Они больше не ограничены тем, что можно непосредственно увидеть или услышать, и способны созерцать такие понятия, как красота, любовь, свобода и мораль. Подростки демонстрируют гипотетико-дедуктивное рассуждение , которое разрабатывает гипотезы, основанные на том, что может произойти логически. Они способны заранее обдумать все возможности в той или иной ситуации, а затем систематически проверять их, потому что способны к научному мышлению.
Пример видео
Посмотрите это информационное видео об этапе формальных операций с акцентом на детскую психологию, чтобы получить дополнительную информацию.
Наименование этапа | Описание этапа |
---|---|
Сенсомоторный столик | На сенсомоторной стадии дети полагаются на использование органов чувств и двигательных навыков. С рождения и примерно до 2 лет младенец учится с помощью вкуса, обоняния, осязания, слуха и перемещения предметов вокруг. Это практический вид знаний. |
Предэксплуатационный этап | На дооперационном этапе дети в возрасте от 2 до 7 лет начинают думать о мире с помощью символов. Символ означает что-то еще. Использование языка, будь то в форме слов или жестов, облегчает познание и общение о мире. Это отличительная черта дооперационного обучения, и оно обычно происходит в раннем детстве. Однако эти дети являются дооперациональными или дологическими. Они все еще не понимают, как устроен физический мир. Они могут, например, бояться, что они упадут в канализацию, если будут сидеть перед ванной, даже если они слишком большие. |
Бетонная рабочая площадка | Дети на стадии конкретного функционирования, в возрасте от 7 до 11 лет , развивают способность логически мыслить о физическом мире. Среднее детство — это время понимания таких понятий, как размер, расстояние и постоянство материи, а также причинно-следственных связей. Ребенок знает, что яичница-болтунья остается яйцом и что 8 унций воды остаются 8 унциями, независимо от того, какой формы стакан ее содержит. |
Стадия формальной эксплуатации | Во время формальной операционной стадии дети, |
Критики обнаружили значительные различия в том, что дети могут делать в разном возрасте в разных частях мира и в разных культурах. Кроме того, многие утверждают, что Пиаже, возможно, недооценил возможности детей в соответствующих обстоятельствах. [4] Например, он считал, что обучение достигает своего пика в возрасте 12 лет, обозначенного его последней стадией — формальным операционным этапом.
Ключевые выводы
- Когнитивное развитие детей проходит через стадии — сенсомоторную, предоперационную, конкретно-операционную и формальную операциональную.
- Каждый этап должен быть освоен, прежде чем переходить к следующему этапу.
- Интеллектуальные навыки детей изменяются в зависимости от их непосредственного опыта взаимодействия с окружающей средой.
- Эта глава является адаптацией книги «Рост и развитие ребенка» Пэрис, Рикардо и Раймонда и «Развитие ребенка» компании Lumen Learning, используемой по лицензии CC BY 4. 0. ↵
- Крейн, В. (2005). Теории развития концепций и приложений (5-е изд.). Pearson Education, Inc. ↵
- Лалли, М., и Влентин-Френч, С. (2017). Продолжительность жизни:
Психологическая перспектива. Фонд Колледжа округа Лейк. http://dept.clcillinois.edu/psy/LifespanDevelopment.pdf. ↵ - Люмен Обучение. (н.д.). Стенограмма лекций: Теории развития . https://courses.lumenlearning.com/lifespandevelopment2/chapter/lesson-2-lecture-transcript/. ↵
Теория когнитивного развития Пиаже
Теория когнитивного развития Пиаже
Изображение взято с: http://www.google.com/imgres?imgurl=http://blackgirlthinking.files.wordpress.com/2008/12/anatomy.jpg&imgrefurl=http://blackgirlthinking.wordpress.com/ 2008/12/06/афроамериканцы-и-психическое-заболевание/&usg=__M7Cuo1y121fWUnPh3mZc49_iwII=&h=328&w=484&sz=86&hl=en&start=0&tbnid=rcutet1Oe6GnXM:&tbnh=131&tbnw=194&prev=/images%3Fq%3Dbrain%2Banatomy%26hl%3Den%26biw%3D1189%26bih%3D481%26gbv%3D2%26tbs%3Disch:1&itbs=1&iact=hc&vpx=875&vpy=201&dur=2012&hovh=185&hovw=1450&tyx=2173&tyx =UahHTJCOGIGB8gbU6rSmAw&page=1&ndsp=10&ved=1t:429,r:9,s:0
Жан Пиаже — швейцарский психолог, разработавший собственную теорию когнитивного развития, основанную на том, как люди осмысливают свой мир, собирая и организуя Информация. Он, возможно, наиболее известен своей Теорией когнитивного развития.
Влияние на развитие
Пиаже считал, что наши мыслительные процессы меняются от рождения до зрелости, потому что мы всегда пытаемся осмыслить наш мир. Эти изменения радикальные, но медленные, и на них влияют четыре фактора: биологическое созревание, активность, социальный опыт и уравновешивание.
Созревание состоит из биологических изменений, запрограммированных генетически. Родители и учителя могут иметь небольшое влияние на этот фактор. Способность воздействовать на окружающую среду, а также учиться у нее известна как активность. По словам Пиаже, мы, скорее всего, меняем наши мыслительные процессы, когда действуем и учимся у окружающей среды. Третий фактор, социальный опыт, включает обучение от других. Мы можем изменить свой образ мышления после взаимодействия с другими людьми. Наконец, уравновешивание — это поиск баланса между тем, что мы уже знаем, и последующим изучением окружающей среды. Все эти факторы вместе влияют на когнитивное развитие (Woolfolk, 2010).
Основные тенденции мышления
Пиаже также считал, что у всех людей есть две основные тенденции. Это организация и адаптация. Организация — это «объединение, упорядочение, рекомбинация и реорганизация поведения и мыслей в согласованные системы». (Вулфолк, 2010). Согласно Пиаже, люди рождаются со склонностью к организации. Он использует термин схемы для описания категорий восприятия, созданных людьми и их опытом. Это основные строительные блоки мышления. Схемы могут быть такими маленькими, как узнавание розы, или такими большими, как питье.
Адаптация происходит одним из двух способов: ассимиляцией и аккомодацией. Ассимиляция используется, когда ребенок вписывает новую информацию в существующие схемы. Ребенок будет использовать то, что он уже знает, чтобы понять что-то новое. Например, енота можно назвать кошкой. Ребенок знает, что четвероногое существо с хвостом — это кошка, поэтому он считает енота кошкой, потому что он подходит под эту категорию. Приспособление требует, чтобы ребенок изменил свою существующую схему, чтобы отреагировать на новую ситуацию. Это метод адаптации мышления к новой информации. Оба эти процесса требуются большую часть времени (Woolfolk, 2010). Учителя должны знать об этих методах, чтобы лучше понимать мышление своих учеников.
Четыре стадии когнитивного развития
Пиаже полагал, что все люди проходят одни и те же четыре стадии в одинаковом порядке, но у них могут быть длительные переходные периоды. Кроме того, люди могут проявлять характеристики одной стадии, хотя они находятся на другой стадии. Пожалуйста, обратитесь к следующей таблице для краткого описания четырех стадий Пиаже, возрастов и характеристик ребенка на каждой стадии.
Сцена | Приблизительный возраст | Характеристики |
Сенсомоторный | 0-2 года |
|
Предэксплуатационный | 2-7 лет |
|
Бетон в рабочем состоянии | 7-11 лет |
|
Официальная операционная | 11-15 лет |
|
Источник: Адаптировано из B. Wadsworth, Теория когнитивного и аффективного развития Пиаже: основы конструктивизма, 5/e © 1996. Опубликовано Allyn and Bacon, Бостон, Массачусетс. Авторские права © 2004 г., Pearson Education. Печатается с разрешения издателя.
Взято для этого веб-сайта с: http://www.education.com/reference/article/piagets-stages-cognitive-development/
На каждом этапе есть несколько ключевых задач, которые не упомянуты, или упоминаются с небольшими подробностями в таблице выше. Они следующие (Woolfolk, 2010):
Sensorimotor :
Объект Постояние : Понимание того, что объект существует, даже если он не виден
Цель Дирация Active . :
Семиотика Функция : способность использовать символы
Обратимое Мышление : мышление в обратном направлении
Сохранение : понимание того, что что-то остается неизменным при изменении формы (жидкость в большом горлышке остается тем же объемом, когда ее наливают непосредственно в более тонкий и высокий стакан)
Бетон Операции :
Идентичность : понимание того, что человек или объект остаются неизменными с течением времени
Компенсация : Понимание очевидного изменения в одном направлении может быть компенсировано изменением в другом направлении
Классификация : категоризация
Сериция : Организация в последовательном порядке в соответствии с одной признаком (размер)
: Формальное Операции :
Гипотетико-дедуктивное рассуждение : способность выдвигать гипотезы о возможных исходах и выводить конкретные решения
Не все достигают четвертой стадии во взрослом возрасте. Только около 30-40% учащихся могут выполнять формальные операции (Woolfolk, 2010). Возможно, что взрослые могут использовать определенные формальные операции в некоторых областях, но не во всех.
Обработка информации и неопиажеские взгляды на когнитивное развитие
Неопиажеские теории — это теории, которые сохраняют идеи Пиаже, но объединяют роли внимания, памяти и стратегии. Одним из примеров является то, что психологи считают, что дети начинают с простых схем, которые в конечном итоге становятся автоматическими и высвобождают умственные ресурсы и память. Теперь ребенок может комбинировать простые схемы в более сложные схемы и придумывать новые. Однако ребенок должен иметь опыт работы с этой темой, чтобы постоянно усложнять схемы и обучение (Woolfolk, 2010).
Некоторые ограничения теории Пиаже
Хотя многие психологи согласны с теорией Пиаже, есть некоторые вопросы относительно его теории. Одно ограничение связано с отсутствием последовательности в мышлении детей. Это ставит под сомнение существование четырех отдельных стадий. Например, дети могут сохранить числа за год или два до того, как они смогут сохранить вес. Кроме того, процесс развития по стадиям может быть более непрерывным, чем мы думаем.
Также предполагалось, что Пиаже недооценивал способности детей. Возможно, он давал младшим детям задачи, которые были слишком сложными или с запутанными указаниями, и дети не могли эффективно продемонстрировать свои когнитивные способности. Эффективное обучение может позволить детям заниматься сохранением, а не естественным образом обнаруживать его.
Наконец, теорию Пиаже критиковали за то, что она не учитывала важные эффекты культурных и социальных групп. Среди разных культур последовательность стадий Пиаже была точной, но возрастные диапазоны, отнесенные к определенным стадиям, различались. Например, западные дети могут переходить через этапы на несколько лет раньше, чем незападные дети. Однако эти вариации зависят от тестируемого объекта или домена и от того, ценится ли он в культуре (Woolfolk, 2010).
Теория когнитивного развития Пиаже дает учителям представление о когнитивном развитии и возможных возрастных диапазонах, в которых учащиеся должны быть в состоянии выполнять определенные задачи. При этом учителя должны помнить о том, что учащиеся не всегда будут находиться на одних и тех же этапах в одно и то же время.
Для получения дополнительной информации о теории Пиаже используйте следующие ресурсы:
Используйте этот сайт, чтобы лучше понять теорию когнитивного развития Пиаже.
http://www.childdevelopmentinfo.com/development/piaget.shtml
Теория когнитивного развития Пиаже. Предоставляет сводку различных стадий Пиаже, а также диаграммы, демонстрирующие количество детей на каждой стадии.
http://www.edpsycinteractive.org/topics/cogsys/piaget.html
Дополнительная информация о стадиях Пиаже.
http://honolulu.hawaii.edu/intranet/committees/FacDevCom/guidebk/teachtip/piaget.htm
Обучение дооперационного, конкретно-операционного и формально-операционного ребенка.