Оптимистический нигилизм: Философия «оптимистичного нигилизма» или как обрести смысл жизни в бессмысленной Вселенной

Философия «оптимистичного нигилизма» или как обрести смысл жизни в бессмысленной Вселенной

Существует мнение, согласно которому всеми человеческими делами правит всемогущий Бог Творец, Отец наш небесный, и ничто не может произойти без его ведома и согласия. В гораздо более свежих суждениях появилась версия, что мы обитаем в невообразимо сложном компьютерном симуляторе, в котором всё – в том числе, и мы сами – создано всемогущими программистами. Первый сценарий поддерживают миллионы людей, а второй… разве что небольшая группа техно-футуристов вроде тех, что в Кремниевой долине. Но в любом случае, неизбежно возникает вопрос: существует ли такая штука, как истинная свобода? Идея о том, что свободная воля и ответственность за свою жизнь – это иллюзия, не давала покоя философам как минимум последних пару тысяч лет.

Но с экзистенциалистской точки зрения истинный ужас заключается не в том, что у нас возможно слишком мало свободы, а в том, что её у нас может быть слишком много. Что на самом деле мы можем обладать полной свободой, как сознательные существа, появившиеся во Вселенной непрошено и случайно, по ошибке, и способные сами для себя определять, какую форму и направление примет наше существование.

Таковы были ранние взгляды Жана-Поля Сартра. «Мы остались одни, без оправданий», – чётко написал философ в своём эссе 1946 года «Экзистенциализм – это гуманизм». «Это то, что я имею в виду, когда говорю, что человек осуждён на свободу». Свобода – это бремя; без богов, без дьяволов или инженеров-программистов, виновных в наших действиях или любом заранее определённом курсе действий. Каждый из нас в одиночку несёт полную ответственность за свою жизнь и свой выбор.

Простившись с утешительным заблуждением, будто бы человечество – центр Вселенной, осознав, что жизнь наша коротка и лишена заранее определённой цели, мы приходим к экзистенциальному ужасу. Канал Kurzgesagt предлагает справляться с ним с помощью философии «оптимистичного нигилизма», о чём рассказывает в своём новом видео «Optimistic Nihilism».

Ниже расшифровка.

«Человеческое существование пугает и сбивает с толку. Несколько сотен тысяч лет назад мы стали разумными, и поняли, что мир вокруг странный. Он был наполнен другими созданиями. Некоторых можно съесть. Некоторые могут съесть нас. Там была жидкая штука, которую мы могли пить, вещи, с помощью которых мы могли сделать другие вещи. В дневном небе висел маленький жёлтый шарик, согревавший нашу кожу. Ночное небо заполняли красивые огоньки. Очевидно, это место было сделано для нас.

Что-то наблюдало за нами. Мы были дома. Из-за этого было не так страшно и непонятно. Но чем старше мы становились, тем больше узнавали о мире и нас самих. Мы поняли, что чудесные огоньки чудесно сияют не для нас. Они просто есть. Мы поняли, что мы не центр того, что сейчас называем «Вселенной», и что она гораздо старше, чем мы думали.

Мы поняли, что мы сделаны из множества маленьких мёртвых штуковин, из которых получаются не мёртвые большие штуковины. И что мы всего лишь очередная временная ступень истории, продолжающейся уже миллиард лет.

В целом мы поняли, что живём на влажном кусочке пыли, вращающемся вокруг звезды средних размеров в тихом районе одного из спиральных рукавов галактики средних размеров, которая является частью галактической группы, которую мы никогда не покинем. И эта группа всего лишь одна из тысяч, вместе формирующих галактический суперкластер. Но даже наш суперкластер всего лишь один из тысяч, из которых состоит так называемая «Наблюдаемая Вселенная».

Вселенная может быть в миллионы раз больше, но мы никогда этого не узнаем. Мы можем говорить о двухстах миллиардах галактик или о триллионах звёзд или о базиллионе планет. Но эти числа ничего не значат. Наш мозг не может справиться с этими концепциями. Вселенная слишком велика. Её чересчур много.

Но размер – не самая затруднительная концепция, с которой нам приходится сталкиваться. Это время. А если точнее, сколько у нас его имеется. Если вам повезёт дожить до ста лет, в вашем распоряжении есть 5200 недель. Если сейчас вам 25, то у вас осталось 3900 недель. Если вы умрёте в 70, то у вас осталось 2340 недель. Времени достаточно, но не так уж и много. И что дальше? Ваши биологические процессы разрушатся и активная модель (то есть вы) перестанет быть такой уж активной. Она раствориться пока «вас» не останется.

Некоторые верят, что в нас есть часть, которую мы не можем увидеть или измерить. Но мы никак этого не узнаем. Эта жизнь может быть всем, что у нас есть. И может так получиться, что мы останемся мёртвыми навсегда. На самом деле, это не так страшно, как звучит. Если вы не помните 13 750 000 000 лет, прошедших до вашего существования, значит триллионы, триллионы и триллионы последующих лет пролетят незаметно, как только вы умрёте.

Закройте глаза. Посчитайте до одного. Вы почувствовали вечность. И, насколько мы знаем, в конце концов, сама Вселенная умрёт и ничего никогда больше не поменяется.

Наши видео вызывают экзистенциальный ужас у многих людей и последняя пара минут вряд ли помогла. Так что мы хотим предложить другую точку зрения. Ненаучную и субъективную. Философию Kurzgesagt, если хотите. Пожалуйста, не принимайте наши слова на веру. Мы знаем о человеческом существовании столько же, сколько и вы. Мы относимся к экзистенциальному ужасу с

«оптимистичным нигилизмом». Что мы имеем в виду? Если обобщить, то вряд ли 200 триллионов триллионов звёзд были созданы для нас. Это похоже на жестокую шутку мироздания – мы обрели сознание только для того, чтобы понять, что эта история не про нас. Конечно, классно знать об электронах и митохондриях. Однако наука ничего не делает, чтобы нас воодушевить. Ок, и что дальше?

В жизни у вас есть всего одна попытка, что немного пугает, но в тоже время освобождает. Если Вселенная погибнет «теплосмертью», любые унижения когда-либо перенесённые вами будут забыты, все ошибки не будут ничего значить, всё то плохое, что вы сделали, исчезнет.

Если наша жизнь – всё, что нам дано испытать, значит это единственное, что по-настоящему имеет значение. Если во Вселенной нет правил, значит, мы сами можем создавать эти правила. Если у Вселенной нет цели, значит, мы сами можем её диктовать.

В какой-то момент люди обязательно прекратят своё существование. Но пока этого не случилось, мы можем исследовать себя и мир вокруг. У нас есть возможность чувствовать, наслаждаться едой, книгами, рассветом и друг другом. Сам факт, что мы можем даже думать об этом, уже невероятен.

Достаточно легко считать себя отделёнными от всего, но это неправда. Мы такая же часть Вселенной, как и нейтронная звезда или чёрная дыра, или туманность. Даже лучше, мы её думающая и ощущающая часть. Орган чувств Вселенной.

Мы невероятно свободны на детской площадке размером с Вселенную. Так что мы можем стремиться быть счастливыми и попытаться создать утопию среди звёзд. Не то чтобы мы узнали всё что можно узнать. Мы не знаем, почему правила Вселенной такие, какие они есть. Как возникла жизнь? Что такое жизнь? Мы не знаем, что такое сознание, и одни ли мы во Вселенной. Но мы можем попробовать найти ответы.

Есть миллиарды звёзд, которые мы можем посетить, болезней, которые нужно излечить, людей, которым можно помочь, счастливых чувств, которые нужно ощутить, и видеоигр, которые нужно закончить. Можно столько всего сделать!

Подводя итоги: Вы, скорее всего, потратили довольно большую часть отпущенного вам времени. Если это наша единственная возможность побыть живыми, значит, нет никаких причин, по которым мы не можем веселиться и жить настолько счастливо, насколько возможно. Бонусные очки, если вы сделаете жизнь других людей лучше. Больше бонусных очков, если вы поможете построить галактическую человеческую империю. Делайте то, что вам нравится. Вы сами выбираете, что это значит для вас».

Озвученная в видео мысль о том, что у Вселенной нет цели, и мы сами можем её диктовать, опять-таки созвучна Сартру. Практически то же самое он выразил в теории «атеистического экзистенциализма», добавив:

«Реальность лишь в действии. … человек есть не что иное, как его цель, он существует лишь постольку, поскольку реализует себя». Сартр писал, что мы не только определяем свою цель, но и должны это сделать, а иначе вообще нельзя говорить о существовании.

В этой пугающей радикальной свободе Сартр увидел элементарную возможность: сделать себя таким, каким хочешь быть. Но эта головокружительная перспектива может откинуть нас обратно к заготовленным утешительным иллюзиям смысла и цели. Насколько страшно принять для себя тот факт, что цели во всей Вселенной нет?

В конце концов, чтобы придать существованию смысл, Сартр обратился к ортодоксальному марксизму, ставящим во главу угла зависимость от неопровержимых фактов материального положения, а не от безграничных абстракций разума.

Возможно, мы свободны, как минимум, для того, чтобы принять мировоззрение, которое развеет наш экзистенциальный ужас. Мы также вольны принять идеи марксиста Антонио Грамши, который признался в чём-то вроде собственного «оптимистичного нигилизма». Только он назвал его «пессимизмом интеллекта» и «оптимизмом воли». Этот подход признаёт суровые социальные и материальные ограничения, на которые нас обрекает наше короткое, часто многострадальное, казалось бы, бессмысленное существование в этом материальном мире, которое, тем не менее, стремится к невозможным идеалам.

Превью: Владимир Антощенков.

По материалам статьи доктор философии Джоша Джонса.

 

Смотрите также:

  • Что такое жизнь и насколько реальна смерть?
  • Одиноки ли вы? Удивительное видео о неразрывной связи человека с Вселенной
  • Реальность – это лишь галлюцинация: галлюциногенная лекция Анила Сета о природе сознания

Телеграм

Зожник | Что такое оптимистичный нигилизм

Если чувство собственной важности раздулось до неприличия, то посмотрите скорее это прекрасное видео (или же прочитайте его расшифровку). Если кратко, то: всё тлен, мы все довольно скоро умрём, так что давайте созидать и веселиться. 

Человеческое существование пугает и сбивает с толку. Несколько сотен тысяч лет назад, мы стали разумными и поняли, что мир вокруг – странный. Он был наполнен другими созданиями. Некоторых можно съесть, некоторые могут съесть нас. Там была жидкая штука, которую мы могли пить. Вещи, с помощью которых мы могли сделать другие вещи. В дневном небе висел маленький желтый шарик, согревавший нашу кожу. Ночное небо было заполнено красивыми огоньками.

Очевидно, это место было сделано для нас. Что-то наблюдало за нами. Мы были дома. Из-за этого было не так страшно и непонятно, но чем старше мы стали, тем больше мы узнали о мире и нас самих. Мы поняли, что мигающие огоньки чудесно сияют не для нас. Они просто есть!

Мы поняли, что мы не центр того, что сейчас мы называем “Вселенная” и что она гораздо, гораздо старше, чем мы думали.  Мы поняли, что мы сделаны из многих маленьких мёртвых штуковин, из которых получаются немёртвые большие штуковины. И что мы всего лишь очередная временная ступень истории, продолжающейся уже миллиард лет.

В целом, мы поняли, что живём на влажном кусочке пыли, вращающемся вокруг звезды средних размеров в тихом районе одного из спиральных рукавов галактики средних размеров, которая является частью галактической группы, которую мы никогда не покинем.

И эта группа всего лишь одна из тысяч, вместе формирующих галактический суперкластер. Но даже наш суперкластер всего лишь один из тысяч, из которых состоит так называемая “Наблюдаемая Вселенная”.

Вселенная может быть в миллионы раз больше, но мы никогда этого не узнаем. Мы можем говорить о двухстах миллиардах галактик, или о триллионах звёзд. или о базиллионе планет. Но эти числа ничего не значат. Наш мозг не может справиться с этими концепциями. Вселенная слишком большая, её чересчур много.

Но размер – не самая затруднительная концепция, с которой нам приходиться сталкиваться. Это время, а, если точнее, сколько у нас его имеется. Если вам повезёт дожить до ста лет, в вашем распоряжении есть 5200 недель. Если сейчас вам 25, то у вас осталось 3900 недель. Если вы умрёте в 70 лет, то у вас осталось 2340 недель.

Достаточно времени, но не так уж и много. И что дальше? Ваши биологические процессы разрушатся и активная модель (то есть вы) перестанет быть такой уж активной.

Она растворится, пока не останется “вас”. Некоторые верят, что в нас есть часть, которую мы не можем увидеть или измерить, но мы никак этого не узнаем.

Эта жизнь может быть всем, что у нас есть и может так получиться, что мы останемся мёртвыми навсегда. На самом деле, это не так страшно, как звучит. Если вы не помните 13.750.000.000 лет, прошедших до вашего существования, значит триллионы, триллионы и триллионы последующих лет пролетят незаметно как только вы умрёте.

Закройте глаза. Посчитайте до одного. Вы почувствовали вечность. И, насколько мы знаем, в конце концов сама Вселенная умрёт и ничего никогда больше не поменяется.

Наши видео вызывают экзистенциальный ужас у многих людей и последняя пара минут вряд ли помогла. Так что мы хотим предложить другую точку зрения. Ненаучную и субъективную. Философия Kurzgesagt, если хотите. Пожалуйста, не принимайте наши слова на веру, мы знаем о человеческом существовании столько же, сколько и вы.

Мы относимся к экзистенциальному ужасу с “Оптимистичным Нигилизмом“. Что мы имеем в виду? Если обобщить, то вряд ли 200 триллионов триллионов звёзд были сделаны для нас.
Это похоже на жестокую шутку мироздания – мы обрели сознание только для того,
чтобы понять, что эта история не про нас. Конечно, классно знать об электронах и митохондриях, однако, наука ничего не делает, чтобы нас воодушевить.

Ок, и что дальше? В жизни у вас есть всего одна попытка, что немного пугает, но в то же время освобождает. Если вселенная погибнет “теплосмертью”, любые унижения когда-либо перенесенные вами будут забыты, все ошибки не будут ничего значить, всё то плохое, что вы сделали, исчезнет. Если наша жизнь – всё, что нам дано испытать, значит это единственное, что по-настоящему имеет значение.

Если во вселенной нет правил, значит мы можем сами создавать эти правила. Если у вселенной нет цели, значит мы сами можем её диктовать. В какой-то момент люди обязательно прекратят своё существование. Но пока этого не случилось, мы можем исследовать себя и мир вокруг. У нас есть возможность чувствовать, наслаждаться едой, книгами, рассветом и друг другом.

Сам факт, что можем даже думать об этом уже невероятен. Достаточно легко считать себя отделёнными от всего, но это неправда.  Мы такая же часть Вселенной, как и нейтронная звезда или черная дыра, или небула. Даже лучше – мы её думающая и ощущающая часть Орган чувств Вселенной.

Мы невероятно свободны на детской площадке размером со Вселенную. Так что мы можем стремиться быть счастливыми и попытаться создать утопию среди звёзд. Не то чтобы мы узнали всё, что можно узнать. Мы не знаем почему правила Вселенной такие, какие они есть.

Как жизнь начала своё существование? Что такое жизнь? Мы не знаем, что такое сознание или одни ли мы во вселенной, но мы можем попробовать найти ответы. Есть миллиарды звёзд, которые мы можем посетить. Болезней, которые нужно излечить, людям, которым можно помочь, счастливых чувств, которые нужно ощутить и видеоигр, которые нужно закончить. Можно столько всего сделать!

Подводя итоги, вы скорее всего потратили довольно большую часть данного вам времени. Если это наша единственная возможность побыть живыми, значит нет никаких причин, по которым мы не можем веселиться и жить настолько счастливо, насколько возможно.

Бонусные очки, если вы сделаете жизнь других людей лучше. Больше бонусных очков, если вы поможете построить галактическую человеческую империю.

Делайте то, что вам нравится. Вы сами выбираете, что это значит для вас. 

 

Читайте и смотрите на Зожнике: 

Почему надо покончить со стереотипами и принять свое тело

Как опыт ранних лет записывается в ДНК

Эпитафия высоким каблукам

Рэй Курцвейл: «Будьте готовы к гибридному мышлению»

Как бег повлиял на эволюцию человека

 

Что такое оптимистический нигилизм? | Луи Лавс-Уэбб

Может ли оптимистический нигилизм помочь в борьбе с депрессией?

Возможно, вы уже знакомы с идеей нигилизма, верой в то, что у жизни нет внутреннего смысла. Вам также может быть интересно, как эта, казалось бы, удручающая философия может бороться с депрессией, а не усиливать ее.

Точно так же использование оптимизма для сопротивления депрессивному притяжению звучит как искажение ложного афоризма «просто будь счастливее». Если вы решили продолжить чтение, несмотря на свой скептицизм, вы обладаете пытливым умом, который вам понадобится для этой статьи.

Описывая оптимистический нигилизм, мы коснемся философских тем, так что, пожалуйста, сейчас наденьте философские шляпы.

Что такое оптимистический нигилизм?

Оптимистический нигилизм рассматривает веру в отсутствие основного смысла жизни с точки зрения надежды. Дело не в том, что мы обречены жить в бессмысленной вселенной — дело в том, что у нас есть шанс испытать себя и вселенную, которую мы разделяем. Оптимистичный нигилист смотрит на мир, лишенный смысла и цели, и видит возможность создать свой собственный.

Оптимистический нигилизм может быть невероятно вдохновляющим убеждением. Приняв его, вы сможете изменить свой опыт с негативного на позитивный.

Не просто «быть счастливее», а лучше заботиться о себе, например, заниматься спортом, медитировать, развивать дружеские отношения и хорошо высыпаться по ночам. Вы можете придумать свой собственный смысл и узнать, что делает вас счастливым.

Принимая Абсурд

Оптимистический нигилизм имеет дело с экзистенциальной концепцией «Абсурда». Человеческие существа естественным образом ищут смысл, но мы живем в мире без врожденного смысла. Мы — крошечные существа, живущие недолго по сравнению со вселенной, слишком огромной и старой, чтобы наш мозг мог ее постичь. Трение между несовместимыми концепциями, подобными этим, создает дилемму: Абсурд.

Чтобы разрешить Абсурд, оптимистический нигилизм советует нам принять его. Он включает в себя чувство капитуляции. В жизни есть много вещей, которые мы не можем контролировать, и оптимистичный нигилист благодарен за это. Это сужает то, о чем мы должны беспокоиться.

Отказ от контроля

Чем больше вы верите, что имеете контроль над чем-то, тем больше вы отождествляете себя с этим. Когда вы думаете, что у вас есть выбор, впадать в депрессию или нет, вы начинаете определяться этим. Это может быстро превратиться в депрессию, поглотившую вас целиком.

Сдаться депрессии не значит дать ей контроль. Это означает, что вы принимаете тот факт, что это всегда будет частью вашей жизни. Парадоксально, но чем меньше вы пытаетесь контролировать свою депрессию, тем больше у вас контроля над своей жизнью.

Заключение

Оптимистический нигилизм не лечит депрессию. Это способ взглянуть на расстраивающие понятия, такие как смерть, с более терпимым отношением. Вы не можете выбрать, впадать в депрессию или нет, но вы можете выбрать, как вы хотите ее смягчить.

Тот факт, что у вас нет полного контроля, может пугать, но он также освобождает вас. Это позволяет вам сосредоточиться на том, что важно, а значение может быть таким, каким вы хотите его видеть.

Хотя оптимистический нигилизм может быть полезен, терапия является проверенным методом лечения депрессии . Свяжитесь с Louis-Laves Webb and Associates сегодня, чтобы узнать, подходит ли вам консультация.

Мы здесь, чтобы помочь вам заботиться о своем психическом здоровье. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы записаться на прием.
 Давайте поговорим

Философия «оптимистического нигилизма», или как найти цель в бессмысленной вселенной

В одном рассказе о человеческих делах всемогущее божество правит всем. Ничто не может произойти без ведома и санкции всемогущего бога-творца. В гораздо более поздней итерации мы обитаем в невообразимо сложной компьютерной симуляции, в которой все, включая нас самих, было создано всемогущими программистами. Первый сценарий приносит утешение миллионам людей, второй… ну, может быть, лишь горстке культовых технофутуристов Кремниевой долины. Но в любом случае неизбежно возникает вопрос: как возможно существование такой вещи, как истинная свобода? Идея о том, что свобода воли — это иллюзия, преследовала философскую мысль, по крайней мере, пару тысяч лет.

Но с точки зрения экзистенциалистов настоящий страх заключается не в том, что у нас может быть слишком мало свободы, а в том, что у нас может быть слишком много — более того, что у нас может быть окончательная свобода, свобода сознательных существ, которые появились во Вселенной непрошено и по собственной инициативе. случайно, и кто может только для себя определить, какую форму и направление могло бы принять их существование. Это был ранний взгляд Жана-Поля Сартра. «Мы остаемся одни без всяких оправданий, — написал он в своем знаменитом эссе 1946 года «Экзистенциализм — это гуманизм». — Вот что я имею в виду, когда говорю, что человек обречен быть свободным». Свобода — это бремя; без богов, дьяволов или инженеров-программистов, виноватых в наших действиях, или какого-либо предопределенного курса действий, который мы могли бы предпринять, каждый из нас в одиночку несет всю тяжесть ответственности за свою жизнь и выбор.

Вынырнув из утешительного видения человечества как центра вселенной, — говорит рассказчик в видео выше с философского анимационного канала Kurzgesagt, — мы узнали, что мерцающие огни не сияют красиво для нас, они просто есть. Мы узнали, что мы не находимся в центре того, что мы сейчас называем Вселенной, и что она намного, намного старше, чем мы думали». Мы узнали, что мы одни в космосе, на совершенно ничтожной пылинке космической, более или менее. Даже концепции, которые мы используем для объяснения этой ошеломляющей ситуации, совершенно произвольны перед лицом нашего глубокого невежества. Добавьте к этому проблему бесконечно малой продолжительности нашей жизни и неизбежной смерти, и вы получите идеальный рецепт экзистенциального страха.

Курцгезагт рекомендует лекарство от этого состояния: «оптимистический нигилизм», философию, постулирующую абсолютную свободу посреди абсолютной бессмысленности существования и только благодаря ей: «Если наша жизнь — единственное, что мы можем испытать, , то это единственное, что имеет значение. Если у Вселенной нет принципов, то единственные важные принципы — это те, которые мы выбираем. Если у Вселенной нет цели, тогда мы можем диктовать, в чем ее цель». Это более или менее парафраз Сартра, который делал практически идентичные утверждения в том, что он называл своим «атеистическим экзистенциализмом», но с добавлением силы в своей «доктрине», что «нет никакой реальности, кроме как в действии… Человек есть не что иное, как то, что он намеревается, он существует только постольку, поскольку он реализует себя». Мы не только можем определить свою цель, писал он, мы должны это сделать, иначе нельзя сказать, что мы вообще существуем.

Среди этой пугающе радикальной свободы Сартр увидел исключительную возможность: сделать из себя то, что мы хотим. Но эта головокружительная возможность может заставить нас вернуться к утешительным сборным иллюзиям смысла и цели. Как ужасно, чтобы решить для себя цель всей вселенной, не так ли? Но философия «оптимистического нигилизма» продолжает излагать тезис, аналогичный тезису популяризатора дзэн Алана Уоттса, который успокоил множество случаев экзистенциального страха своим ответом на идею о том, что мы каким-то образом отделены от вселенной, либо парящий над ним или раздавленный под ним. Люди не являются, как красочно написал Уоттс, «изолированными «эго» внутри кожаных мешков». Вместо этого, как продолжается видео, «Мы такая же Вселенная, как нейтронная звезда, или черная дыра, или туманность. Более того, на самом деле мы ее мыслящая и чувствующая часть, органы чувств вселенной».

Ни Сартр, ни Уоттс, с их очень разными подходами к одному и тому же набору экзистенциальных проблем, вряд ли поддержали бы аккуратное обобщение, предлагаемое философией «оптимистического нигилизма». Но так же, как было бы глупо ожидать, что шестиминутный анимационный ролик предложит полную философию жизни, было бы мучительно наивно думать о свободе как о состоянии комфорта и легкости, построенном на рациональных убеждениях и абсолютных истинах. Несмотря на все разногласия по поводу того, что мы должны делать с радикальной экзистенциальной свободой, каждый, кто ее признает, соглашается с тем, что она влечет за собой радикальную неопределенность — головокружительное чувство незнания, которое является источником нашей постоянной свободно плавающей тревоги.

Если мы хотим действовать вопреки сомнениям, тайнам, невежеству и необъятности кажущихся беспричинными страданий, мы могли бы прислушаться к совету Джона Китса развивать «негативные способности», способность оставаться «довольными полузнанием. ” Это был не совет, как пишет Лайонел Триллинг в предисловии к письмам Китса, только для художников, а «определенный образ жизни», который, как писал в другом месте Китс, «единственное средство укрепления интеллекта». и, таким образом, чувство идентичности, смысла и цели в жизни «состоит в том, чтобы принять решение ни о чем — позволить уму быть проходной площадкой для всех мыслей».

Китса — это очень дзенское чувство, капризная версия «не знающего ума», признающего пустоту и страдание отличительными чертами существования и находящего в них не повод для оптимизма, а для неопределенной приостановки суждений. Тем не менее, подход поэтов-романтиков и буддийских монахов не для всех, и даже Сартр в конце концов обратился к ортодоксальному марксизму, чтобы придать смысл существованию, которое требовало зависимости от неопровержимых фактов материальных условий, а не от безграничных абстракций интеллекта.

Возможно, мы свободны, по крайней мере, принять идеологию, чтобы развеять наш экзистенциальный страх. Мы также можем принять трагическое неповиновение другого марксиста, Антонио Грамши, который признался в чем-то вроде собственного «оптимистического нигилизма». Только он называл это «пессимизмом интеллекта» и «оптимизмом воли» — отношением, признающим суровые социальные и материальные ограничения, накладываемые на нас нашим часто болезненным, коротким, кажущимся бессмысленным существованием в материальном мире, и который, тем не менее, стремится к невозможным идеалам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *