5 самых известных психологических экспериментов всех времён | Книги | Культура
Психология славится необычными и порой чудовищными опытами. Это не физика, где нужно катать шарики по столу, и не биология с её микроскопами и клетками. Здесь объекты изысканий — собаки, обезьяны и люди. Пол Клейнман описал самые известные и спорные эксперименты в своей новой работе «Психология». АиФ.ruпубликует наиболее заметные из описанных в книге опытов.
Тюремный эксперимент
Филип Зимбардо провёл любопытный опыт, который называют Стэндфордским тюремным экспериментом. Запланированный на две недели, он был прекращён спустя 6 дней. Психолог хотел понять, что же происходит, когда у человека отбирают индивидуальность и достоинство — как это бывает в тюрьме.
Зимбардо нанял 24 мужчин, которых разделил на две равные группы и раздал роли — заключённые и надзиратели, а сам стал «начальником тюрьмы». Антураж был соответствующим: надзиратели ходили в униформах, и у каждого была дубинка, а вот «преступники», как и подобает людям в таком положении, были одеты в плохонькие комбинезоны, им не выдали нижнего белья, а на ногу привязали железную цепь — как напоминание о тюрьме. В камерах не было мебели — только матрасы. Еда тоже не отличалась изысками. В общем, всё взаправду.
Заключённые находились в камерах, рассчитанных на трёх человек, круглосуточно. Надзиратели могли уходить домой на ночь и вообще делать с заключёнными всё, что вздумается (кроме телесных наказаний).
Уже на следующий день после старта эксперимента заключённые забаррикадировали дверь в одной из камер, а надзиратели вылили на них пену из огнетушителя. Чуть позже была создана VIP-камера для тех, кто хорошо себя вёл. Очень скоро надзиратели начали забавы: заставляли заключённых отжиматься, раздеваться догола и чистить руками уборные. В наказание за мятежи (которые, кстати, заключённые регулярно организовывали) у них отбирали матрасы. Позже нормальный туалет стал привилегией: тех, кто бунтовал, из камеры не выпускали — только приносили ведро.
Примерно у 30% надзирателей обнаружились наклонности садистов. Интересно, что и заключённые свыклись со своей ролью. Сначала им обещали давать 15 долларов ежедневно. Однако даже после того, как Зимбардо объявил, что не заплатит денег, никто не изъявил желания выйти на свободу. Люди добровольно решили продолжать!
На седьмой день тюрьму посетила аспирантка: она собиралась провести опрос среди подопытных. Картина просто потрясла девушку — та была в шоке от увиденного. Посмотрев на реакцию постороннего человека, Зимбардо понял, что дело зашло слишком далеко, и решил досрочно прекратить эксперимент. Американская психологическая ассоциация строжайше запретила его когда-либо повторять по этическим соображениям. Запрет действует до сих пор.
Невидимая горилла
Перцептивная слепота — феномен, когда человек настолько перегружен впечатлениями, что не замечает вокруг себя ничего. Внимание полностью поглощено лишь одним объектом. Этим видом визуальной слепоты время от времени страдает каждый из нас.
Дэнилел Саймонс показывал испытуемым видеоролик, где люди, одетые в майки чёрного и белого цвета, бросали друг другу мяч. Задача была простой — сосчитать количество бросков. Пока две группы людей перебрасывались мячом, в центре спортплощадки появлялся человек, переодетый в костюм гориллы: он стучал кулаками себе по груди, совсем как настоящая обезьяна, а затем спокойненько удалялся с поля.
После просмотра видео участникам эксперимента задавали вопрос, заметили ли они что-либо странное на площадке. И целых 50% ответили отрицательно: половина просто-напросто не увидели огромную гориллу! Объясняется это не только сосредоточенностью на игре, но и тем, что мы не готовы увидеть что-то непонятное и неожиданное в обычной жизни.
Учителя-убийцы
Стэнли Милгрем известен своим возмутительным экспериментом, от результатов которого волосы встают дыбом. Он решил изучить то, как и почему люди подчиняются авторитету. На это психолога подтолкнул суд над нацистским преступником Адольфом Эйхманом. Эйхмана обвиняли в том, что во время Второй мировой войны именно он приказал уничтожить миллионы евреев.
Милгрем дал объявление в газете и нашёл 40 добровольцев якобы для изучения памяти и способностей к обучению. Каждому сказали, что кто-то будет учителем, а кто-то — учеником. И даже провели жеребьёвку, чтобы люди приняли происходящее за чистую монету. На самом деле всем досталась бумажка со словом «учитель». В каждой паре подопытных «учеником» стал актёр, действовавший заодно с психологом.
Итак, в чём заключался этот шокирующий эксперимент?
1. «Ученика», задачей которого было запомнить слова, привязывали к стулу и подсоединяли к телу электроды, после чего «учителя» просили пройти в другое помещение.
2. В комнате «учителя» стоял генератор электротока. Как только «ученик» ошибался, заучивая новые слова, его нужно было наказывать разрядом тока. Начинался процесс с небольшого разряда в 30 вольт, но каждый раз он увеличивался на 15 вольт.
Максимальная точка — 450 вольт.Чтобы «учитель» не сомневался в чистоте эксперимента, его бьют электрошоком с напряжением в 30 вольт — довольно ощутимо. И это единственный настоящий разряд.
3. Дальше начинается самое интересное. «Ученик» запоминает слова, но вскоре делает ошибки. Естественно, что подопытный «учитель» наказывает его, как и положено по инструкции. При разряде в 75 вольт (само собой, фальшивом) актёр стонет, потом уже визжит и умоляет отвязать его от стула. Каждый раз, как ток усиливается, крики становятся только громче. Актёр даже жалуется на боли в сердце!
4. Конечно, люди пугались и думали, стоит ли продолжать. Тогда им чётко говорили ни в коем случае не останавливаться. И люди повиновались. Хотя некоторые дрожали и нервно посмеивались, многие не посмели ослушаться.
5. На отметке в 300 вольт актёр бешено колотил кулаками по стене и кричал, что ему очень больно и он не может выносить эту боль; при 330 вольтах он затихал совсем. Между тем «учителю» говорили: раз «ученик» молчит — это то же самое, что и неправильный ответ.
7. Заканчивался эксперимент, когда «учитель» выбирал максимальный разряд в 450 вольт.
Выводы были ужасными: 65% участников дошли до высочайшей точки и «драконовских» цифр в 450 вольт — они применили разряд такой силы к живому человеку! И это обычные, «нормальные» люди. Но под давлением авторитета они подвергли окружающих страданиям.
Эксперимент Милгрема до сих пор критикуют за неэтичность. Ведь участники не знали, что всё понарошку, и пережили серьёзный стресс. Как ни посмотри, а причинение боли другому человеку оборачивается психологической травмой на всю жизнь.
Рисунок из книги Пола Клейнмана «Психология». Издательство «Манн, Иванов и Фербер».Дилемма Хайнца
Психолог Лоуренс Кольберг изучал нравственное развитие. Он считал, что это процесс, который продолжается всю жизнь. Чтобы подтвердить свои догадки, Кольберг предлагал детям разного возраста сложные моральные дилеммы.
Психолог рассказывал детям историю о женщине, которая была при смерти — её убивал рак. И вот по счастливой случайности один аптекарь якобы изобрёл лекарство, которое могло ей помочь. Однако запросил огромную цену — 2000 долларов за дозу (хотя цена изготовления лекарства была всего лишь 200 долларов). Муж этой женщины — его звали Хайнц — занял денег у друзей и собрал всего лишь половину суммы, 1000 долларов.
Придя к аптекарю, Хайнц попросил его продать лекарство для умирающей жены подешевле или хотя бы в долг. Однако тот ответил: «Нет! Я создал лекарство и хочу разбогатеть». Хайнц впал в отчаяние. Что было делать? Этой же ночью он тайно проник в аптеку и выкрал лекарство. Хорошо ли поступил Хайнц?
Такова дилемма. Интересно, что Кольберг изучал не ответы на вопрос, а рассуждения детей. В итоге выделил несколько стадий развития нравственности: начиная от стадии, когда правила воспринимают как абсолютную истину, и заканчивая соблюдением собственных моральных принципов — даже если они идут вразрез с законами общества.
По ком звонит колокол
Многие знают, что Иван Павлов изучал рефлексы. Но мало кто в курсе, что он интересовался сердечно-сосудистой системой и пищеварением, а ещё умел быстро и без анестезии вставлять катетер собакам — для того, чтобы отслеживать, как эмоции и лекарства влияют на артериальное давление (и влияют ли вообще).Знаменитый опыт Павлова, когда исследователи вырабатывали у собак новые рефлексы, стал грандиозным открытием в психологии. Как ни странно, именно он во многом помог объяснить, почему у человека развиваются панические расстройства, тревога, страхи и психозы (острые состояния с галлюцинациями, бредом, депрессией, неадекватными реакциями и спутанным сознанием).
Так как же всё-таки проходил опыт Павлова с собаками?
1. Учёный заметил, что еда (безусловный раздражитель) вызывает у собак естественный рефлекс в виде отделения слюны. Как только собака видит пищу, у неё начинает течь слюна. А вот звук метронома — нейтральный раздражитель, он не вызывает ничего.
2. Собакам очень много раз давали послушать звук метронома (который, как мы помним, являлся нейтральным раздражителем). После этого животных сразу кормили (пользовались безусловным раздражителем).
3. Спустя время звук метронома у них стал ассоциироваться с приёмом пищи.
4. Последняя фаза — сформированный условный рефлекс. Звук метронома стал всегда вызывать слюноотделение. Причём не важно, давали собакам после него пищу или нет. Он просто стал частью условного рефлекса.
Рисунок из книги Пола Клейнмана «Психология». Издательство «Манн, Иванов и Фербер».Отрывки предоставлены издательством «Манн, Иванов и Фербер»
Читать онлайн «Опыты жизни. Психологические эссе», Анна Валентиновна Кирьянова – Литрес
© Анна Валентиновна Кирьянова, 2016
ISBN 978-5-4483-0813-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О правителях
Страшно, наверное, было жить при правлении Хуанны Безумной. Или вот – Филиппа Одержимого. Карл Жестокий и Иван Грозный тоже внушают тревогу. Николай Кровавый тоже звучит неприятно. А мне нравится испанский король Филипп Добросовестный. Его так за добросовестность прозвали. Присущую всем олигофренам. И это ничего, что он был олигофрен. Зато никого не мучил и ничего плохого не делал лично. Гранды – те да, воровали, грабили народ, бесчинствовали… А Филипп как начнет с утра одеваться – так до вечера добросовестно одевается. Аккуратно, размеренно. Или указ добросовестно по складам читает и печатными буквами подписывает. Неделю. Цветочек нарисует в углу… Милый человек. И скончался мирно. В кресле. Задохнулся от дыма из камина. Пока искали гранда, который отвечал за то, как кресло передвигать
Когда тяжело на душе
и кажется, что энергия куда-то делась; и интуиция может обмануть, и психологические способности иссякли, и все горести пациентов обрушились на меня, и злые люди пишут и говорят всякие гадости, я не начинаю работать с чакрами или делать какие-нибудь упражнения. На голове стоять или твердить заклинания. Я вспоминаю о радостном и веселом. О тех, кто меня любит. И понимает. О детях. Дети безошибочно чувствуют душу человека. Их трудно обмануть. Можно, конечно, заманить конфетами или обещаниями. Как всех нас. Но в основном они все чувствуют и понимают. Что еще раз доказывает, что душа – она врожденная, мы с ней приходим и уходим. И души всегда узнают друг друга. Как один маленький мальчик в кафе-мороженом. Он там справлял свой день рождения; наверное, третий. Родители его привели, а с ним – двух таких же крошечных мальчиков. Колпачки такие на них надели. На столик пирожное поставили, мороженое. Большие стаканы с колой. И мальчик довольно скучливо сидел и глядел на других мальчиков. А они – на него. Вообще никакого веселья и очень натянутая атмосфера. Как у нас, у взрослых. И вот мальчик посмотрел на меня. Улыбнулся. Робко сначала, а потом залихватски. Начал хлопать ладошками по столу. Сильнее и сильнее. Так, что кола стала выливаться. Колпачок на ухо сдвинул. Захохотал. От меня просто глаз не отрывает. Разошелся не на шутку. И, глядя на меня, схватил другого мальчика за грудки и отвесил ему такую шутливую, но ощутимую оплеуху. Тут родители закричали, вмешались, я тихонько ретировалась. Но на прощанье мальчику помахала… Другая девочка на курорте вообще еще разговаривать не умела. И родители ее были турки. Но при виде меня этот младенец срывал с себя кружевной чепчик и махал им, зажав в кулачке. Это был привет ангелов звездам, как писал Гюго. А недавно одна женщина пришла на прием и привела с собой маленького сына. Его оставить не с кем было. И он тихонько сидел на стульчике, воспитанно молчал и слушал, как я страстно и уверенно настраивала женщину на победу в борьбе с врагами. Включив всю свою силу, энергию и волю. И в конце приема мальчик мне задал вопрос. Который, признаюсь, поставил меня в тупик, хотя и польстил. Он с восхищением спросил: «Тетя, вы можете переплыть ВИЗовский пруд?». И даже сейчас я об этом вспомнила и силы появились. И настроение поднялось. И думаю, если буду тренироваться и верить в себя, может, и смогу пруд переплыть. И дальше успешно работать и помогать людям.
О разочарованиях
В глубине души у всех живет такой наивный, ожидающий чуда ребенок. Даже у известных психологов и писателей, которые ко всему скептически относятся. К письмам на электронную почту, в которых сообщается об огромном наследстве. К рассказам людей о своих добродетелях. К обещаниям баснословных скидок. Но у каждого есть свое слабое место, которое можно задеть – и мы поверим. И страшно обрадуемся. Хотя бы на секундочку. А потом будем себя корить за доверчивость… Мне сегодня позвонили и говорят:
– Здравствуйте, Анна Валентиновна. Приглашаем вас на конкурс красоты, который состоится в начале июня там-то и там-то. Просим сообщить, свободны ли вы в эти дни.
Я залепетала, что мне сорок четыре года. Рост небольшой. Борюсь с весом. Кроме того, ношу очки, без них ничего не вижу.
А мне отвечают: ничего, мол. Пустяки какие. Главное – очки не забудьте, потому что как же вы будете судить в жюри без очков-то!
Не успела я устыдиться, второй звонок. Из Москвы, радио «Шансон». Говорят, что почитали мои тексты, восхитились и хотят меня позвать на передачу. И вообще тесно сотрудничать. И наивный ребенок в моей душе моментально вообразил, как я в таком котелке, с розой в петлице, выступаю на сцене с песней на свои стихи. Надо, думаю, что-нибудь блатное написать. Залихватское такое, за душу берущее… А собеседник внятно поясняет, что мне предстоит выступить в передаче про психопатов и с точки зрения науки пояснить их злобное поведение… И вроде, все верно. Правильно. Мне сорок четыре года. Я известный психолог. Писатель. Философ. В очках, небольшого роста. Меня с уважением зовут на разные мероприятия. Все, как положено. Только грустно стало как-то на душе. Там, где и живет у всех нас этот наивный ребенок.
О вредных привычках
Употреблять алкоголь и курить очень вредно. Фрейд выкуривал по 50 сигар в день, Есенин был алкоголиком, да еще и много курил впридачу, так, что зубы чернели – его друзья звали «чернозубым ангелом». Курили Цветаева и Ахматова. Сталин курил, пока врачи не запретили. Композитор Мусоргский умер от белой горячки. И курил. В общем, многие великие люди имели вредные привычки. Переживали по этому поводу, боролись, как могли. Фрейд бросал курить постоянно, но удержаться не мог, даже когда заболел раком. А вот Гитлер не пил. Даже кофе и чай. Не кушал мясо. Бульон называл «трупным чаем». А с курением боролся просто беспощадно. Запретил курить Еве Браун – иначе, говорит, немедленно тебя брошу! На дверях бункера, в котором покончил с собой, повесил табличку: «Не курить!». Даже Геринга заставлял бросить курить, угрожая не поставить ему памятник. И отказался публиковать фотографию Сталина с папиросой, потому что это, мол, унижает монументальный образ вождя и пропагандирует курение.
Еще в детстве мой папа, известный нарколог, рассказал мне маленькую историю. Екатерине Второй представили одного вельможу, и все расхваливали его: он, мол, не пьет и табаку не курит, ведет трезвый образ жизни! На что Екатерина Вторая ответила так: «Трезвость – еще не добродетель, а лишь отсутствие порока».
О разрушителях мечты
Я однажды была в зоопарке. С ребенком ходила. И мы стояли и смотрели на львов. Как и положено в зоопарке. И к нам подошел мальчик. Такой уже большой мальчик, можно сказать, подросток. В нелепом пальто, в лыжной старой шапочке и в разбитых ботах. Его нельзя было назвать красавцем, этого мальчика. И это мягко сказано. И с дикцией у него были проблемы, так что я едва поняла, что он хочет сказать. Мальчик показал пальцем на льва и веско заявил: «Это мой лев. Это Король Лев. Симба его зовут». Мальчик рассказал, что его лев любит его. Ждет. И слушается всех приказаний. Но мальчик не будет делать приказаний, чтобы, например, Симба прыгнул. Потому что Симба устал, и надо иметь совесть. Но потом Симба отдохнет, мальчик вот этак вот щелкнет пальцами (он показал), и Симба прыгнет. И будет кувыркаться и танцевать. Но пока нельзя, надо отдохнуть Симбе. С большим воодушевлением и очень эмоционально мальчик рассказывал о своем льве. О том, как сильно лев его любит и ждет. И тут появился то ли сторож, то ли дворник. В грязной телогрейке, с метлой и запахом перегара, конечно. Он замахнулся на мальчика метлой и закричал: «Опять ты здесь, дебил проклятый! Опять возле львов отираешься! Опять без билета пролез!». И владелец Симбы побледнел и хотел убежать, хромая. Я, конечно, заступилась, и дала деньги – сколько стоил билет. И сторож ушел, ворча и обзываясь. А мы еще долго стояли у клетки с Симбой, обсуждая его привычки и взаимоотношения с мальчиком. И мальчик твердо пообещал, что в следующий раз Симба обязательно станцует специальный танец, которому научил его мальчик. Специально для меня и ребенка. И мальчик был счастлив, и я тоже. Да и лев, судя по всему, неплохо себя чувствовал. А я иногда читаю некоторые комментарии и сообщения по поводу того, что здесь пишу. Что, мол, за рождественские истории с хорошим концом! Что, мол, за сентиментальные мечтания! В жизни так не бывает! И вспоминаю сторожа. Или дворника. Не слушайте тех, кто не верит в хорошее. Уходите от тех, кто запрещает мечтать и радоваться, кто все время говорит: «У тебя ничего не получится!». И знаете, все, что я здесь пишу – святая правда. И, к сожалению, не все истории кончаются хорошо и отлично. Но мечты сбываются. Добро побеждает зло. А злому сторожу в конце концов просто можно дать немножко денег. Может, это сделает его добрее…
О потерянной любви
Настоящая любовь не имеет никакого отношения ни к возрасту, ни к полу. Ни к физиологии вообще. Она просто есть – и все. Это я давно поняла. Это такое невероятное чувство притяжения, понимания, радости от присутствия человека, что ни с чем даже сравнить нельзя. Просто – восторг и радость души, когда даже мурашки по коже. И это хорошо понимают дети, которые далеки и от возраста, и от физиологии. Они просто любят восторженно – и все. И меня так любил один мальчик семи лет, Сережа. Просто безумно. И я его тоже любила, конечно. Он бежал по двору и бросался мне в объятия. И повисал на шее, и крепко обнимал. И глаза у него так и сияли. От любви. Но, поскольку я уже была подростком, страстные чувства этого мальчика вызывали смех у других детей. Все потешались. Наверное, со стороны это нелепо выглядело, когда маленький мальчик виснет на шее у почти взрослой девушки. И я при встрече как-то стала его осторожно отодвигать. И ласково здороваться, но уже без объятий. И он, как все истинно любящие, все понял. И, конечно, продолжал ко мне подбегать, но уже не так пылко. А вполне сдержанно. В такой, знаете, шапке с мысиком на лбу, вроде конькобежной. И варежки на резинках болтались. А потом он упал на катке, повредил ножку коньками и умер от заражения крови. И больше уж никто не подбегал ко мне, визжа от невероятной любви и радости. За последние тридцать лет. И совершенно душу переворачивает мне стихотворение Некрасова, который был великий лирик. «Еду ли ночью по улице темной, бури заслушаюсь в пасмурный день – друг беззащитный, больной и бездомный, – вновь предо мной проплывет твоя тень»… И я поэтому очень не люблю, когда меня обнимают чужие люди. Просто есть с чем сравнивать. А своих я сразу узнаю. Какими бы удивительными и странными они ни были. В них есть что-то такое, сережино, искреннее. И я их тоже всегда обнимаю.
О бедности
В биографиях великих писателей часто пишут о нищете и бедности гениев. О трудных, так сказать, бытовых условиях. И мне в детстве было очень жалко этих бедных писателей. Но потом я стала вдумчиво читать. И сочувствия поубавилось. Достоевский в Швейцарии дошел до настоящей нищеты. Он в рулетку играл. И проиграл все деньги. Дьявольски не везло. И он стал таким бедным, что вынужден был отказаться от кухарки. И заложить семейные драгоценности. Хорошо, что мне не грозит такая нищета. Кухарки никогда не было. Семейных драгоценностей тоже. Марина Цветаева в Париже жила в бедности. Даже в нищете. Каждое лето на четыре месяца надо было ехать на море. А денег не хватало. Добрые люди помогали, чем могли. Саломея Адронникова-Гальперн отдавала треть своего жалованья. И некоторые другие так поступали. Но делали это не очень регулярно. Что отражалось на семье поэтессы. За стихи платили очень мало. Муж не работал. Потом уже стал работать. На НКВД. Бедность довела. И очень трудно было платить за трехкомнатную квартиру в центре Парижа с ванной и двумя комнатами для прислуги. Хорошо, что у меня двухкомнатная на Эльмаше… И бедность до того дошла, что в центре комнаты стоял мусорный ящик. И прыгали блохи. Как результат мучительной бедности. И багаж этой нищей поэтической семьи, который они привезли в Советский Союз, вернувшись обратно, не входил в комнату. Если собрать все мои вещи, не считая мебели, выйдет три чемодана. Примерно. Мусорный ящик, наверное, занимал много места… А Эдгар По был беднее всех. Он от бедности, как пишет биограф, пил неразбавленный джин. Я всегда полагала, что от бедности старушки продают ненужную утварь и жалкие герани. И плохо кушают. И роются, извините, в мусорных ящиках. Которые у по-настоящему бедных поэтов гордо стоят посреди комнаты. В Париже.
О мужских решительных поступках
От мужчин всегда ждут решительных поступков. Масса конфликтов происходит из-за того, что мужчина не принимает решения. Не совершает мужского поступка. Уклоняется от ответственности. Это всегда раздражает женщину и вызывает чувство обиды. поэтому я сегодня вам расскажу о решительном поступке трех свирепых и смелых горцев, черкесов по национальности. Это были два брата и один их друг. Даже имена их уже намекали на свирепость и смелость. Их звали Амир, Фарух и Джафар. Я вылечила их маму, которая к ним приезжала. И в знак глубокого уважения и признательности эти черкесы пригласили меня на праздник в мою, так сказать, честь. Они на Вторчермете дом снимали, где и жили со своими женами и детьми. И я поехала, потому что тоже решила проявить уважение. Да и, честно сказать, много читала об обидчивости свирепых горцев и кровной мести… И праздник начался и проходил вполне хорошо и пышно. Кроме того, Амир, Фарух и Джафар решили в мою честь зарезать барашка. Так полагается из уважения. Дикий и жестокий обычай. Они привели барашка. Принялись очень решительно расхаживать вокруг него с ножиком. Говорить между собой на своем языке. Сверкать черными глазами. Готовиться к убийству. Я лепетала, что не надо никого резать. Но суровые и жестокие горцы не слушали меня. Они между собой спорили и даже принялись ругаться и, видимо, говорить друг другу разные обидности. Страшные, дикие люди. С ножиком. Они ругались очень долго и, наконец, пришли к согласию. Ко мне очень решительно подошел Джафар. Протянул ножик. И заявил: «Аня у нас – девушка-джигит. Пусть Аня и режет барашка». И видно было, что все трое испытывают глубокое облегчение. Никто из них не хотел резать бедного барашка. И они нашли отличный выход – свалили все на меня. И ножик дали… В итоге барашка мне подарили и даже привезли его ко мне домой. Где этот барашек пробыл почти сутки и чуть с ума меня не свел. Потом друзья на машине его в деревню отвезли и подарили местным жителям. А ковер выбросить пришлось. А ножик на память остался. Чтобы я не забывала о важном уроке. И тогда, двадцать лет назад, я все поняла о мужской решительности. Почему они решение принять не могут и на девушек-джигитов сваливают. Им просто жалко барашка. Даже таким вот свирепым горцам…
Об отличных оценках
Моя бабушка была учительницей русского языка. А во время войны она служила в военной контрразведке. И поэтому тетради учеников проверяла очень строго. Сурово, я бы сказала. Вечером сядет перед горой тетрадей и проверяет. И ставит очень строго оценки. То «кол», то «двойку», то «тройку». А я маленькая играла рядом. И внимательно слушала бабушку, которая мне разъясняла, какие ошибки делают ученики из-за неграмотности и невнимательности. Поэтому я уже в четыре года была довольно грамотной. Но еще я была очень жалостливой и доброй. И я прямо всю ночь не могла уснуть, представляя, как ученики получают свои тетрадки, а там – «колы» да «двойки»… Я все думала, как они заплачут. Огорчатся. Может, даже заболеют от горя. И я тихонечко ленинградской белой ночью встала и взяла бабушкину ручку красную. И терпеливо во всех тетрадках вывела цифру «5». Довольно кривобокую, но вполне ясную. А плохие оценки зачеркнула. Потому что не надо никого огорчать. Ребята старались, писали письменными буквами. Которые я еще не умела даже читать. Пусть им за это будет «пятерка». Пусть улыбаются и еще лучше учатся. Вот такой мелкий случай из моей жизни. И я думаю, что невидимые ангелы тоже очень добрые. Как некоторые дети. И, может, они тоже тихонечко смотрят, что мы написали. Что сделали. Как старались. И в последний момент они тоже могут перечеркнуть плохие оценки, которые нам суровая жизнь выставила, и поставить «отлично». За старание. И чтобы мы не огорчались…
О нашем университете
Я только что приехала в Башкирию. Ехать долго, почти четыреста километров. Я по дороге устала и попросила мужа остановиться у придорожного кафе. Возле харчевни, как раньше говорили. Чтобы кофе выпить. Или что там подают вместо кофе. Сладкое и горячее. Я на все была согласна, так сильно устала. Хотя, конечно, страшновато было. Опасаюсь я придорожных деревенских кафе. Зашла, попросила кофе. Два местных жителя громко кушают суп и на своем языке разговаривают. С женщиной средних лет, которая принимает заказы и всем остальным занимается. Мы сели за столик и стали кофе пить. И еще заказали два эчпочмака – это такие треугольные пирожки. И стали ждать. Довольно уютно, чисто, беленькие занавески на окнах. За окнами свиноферма, лес, поля, домики. Башкирская деревня. Непонятный мне пока язык. Эчпочмаки… И женщина поглядела на меня острым вглядом и говорит: привет, мол, философскому факультету! Да здравствует альма-матер, наш Уральский университет! Как поживает профессор такой-то и декан такой-то? Сдала ли ты, Аня, тогда кандидатский минимум? Защитилась ли? Что новое написала? И так интеллигентно и важно меня расспрашивает, что местные жители тоже заинтересовались. Хотя к университету не имели никакого отношения. Они трактористы. Но тоже интересуются философией. Они здесь каждый день обедают и ведут интересные беседы. С Гульнарой, которая училась на историческом и экономическом. И меня помнит. Мы хорошо побеседовали о философии, психологии и трудностях бизнеса. И непростой работе тракториста. Гульнара мне с собой эчпочмаков положила. По студенческим правилам. Угощение. И я поехала дальше в хорошем настроении. Проезжая другие придорожные харчевни. «Алтын балык», «Юлай», «у Рамазана»… А у Гульнары кафе называется интеллигентно и просто: «Париж». Кстати, рекомендую.
Воспоминания о прошлом
Однажды на телекомпании, где я работала, устроили вечеринку. И пригласили рекламодателей, которые приносили доход. Чтобы сделать им приятное и укрепить сотрудничество. Я не люблю вечеринки. И вынужденное общение – особенно. Недаром считается, что в тюрьме люди больше страдают не от лишения свободы, а от вынужденного общения с сокамерниками. И я тихо сидела в уголке и размышляла. Особенно меня раздражала такая крупная высокая женщина, которая громко кричала и хохотала, простите, как гиена, собственным шуткам. И выражалась. И была разряжена, как трансвестит… И ко мне обращалась на «ты», рассказывая о своих проблемах» с мужиками». Я пошла одеваться в гардероб, а она – за мной. Кричит, шумит, задает личные вопросы… Я раздражилась донельзя, но терплю. Приличия соблюдаю. И вдруг эта вульгарная тетка пристально смотрит на меня и спрашивает: «А у тебя, случайно, не было в детстве собачки Белочки?». А у меня была собачка Белочка. Когда я еще маленькой девочкой жила у родственников в чужой семье. И была не очень счастливой маленькой девочкой. И пелена упала с моих глаз; вот все встало на свои места. Я узнала девочку Люсю, с которой гуляла во дворе, вместе с собачкой Белочкой. И Люся была сирота и жила с дедушкой. И мы с Люсей прятали собак дворовых от собачников, которые на специальной машине ездили по дворам с крюками и веревками. А мы прятали щенков внутрь деревянной горки и кормили их. И вместе побили мальчишку-садиста, который мучил котенка. И Люся была такой бледной и худенькой девочкой с косичками. Как и я. И мы узнали друг друга и даже прослезились. И Люся перестала орать и выражаться, и мы тихо и нежно поговорили обо всем. И я вспомнила слова Платона о том, что любовь и дружба – это просто узнавание тех людей, которых мы знали еще до рождения. Мы их просто узнаем, вспоминаем и начинаем любить с такой же силой и нежностью, как прежде. Хотя сами не знаем, почему. Самое трудное – это узнать, вспомнить. Увидеть сердцем…
О бездарности
Император Нерон был страшным человеком. Его кровавые злодеяния просто ужасны. Мучил и убивал людей, предавался разврату, наслаждался чужими страданиями, отбирал имущество… До самоубийства доводил. Даже Рим поджег. И все как-то сходило ему с рук. Как многим кровавым тиранам. И свергли его из-за сущей ерунды. Нерон повадился петь и танцевать в театре. Пел и танцевал он бездарно. Плохо. Зрителей насильно удерживал и принуждал аплодировать. И вот этот пустяк вывел людей из себя. Народ и сенаторы возроптали и свергли Нерона. И в летописях описываются его чудовищные преступления. Но даже великие историки все время сбиваются на упоминание о бездарных песнях и стихах тирана. Понятно становится, как он всех достал и разгневал именно своим так называемым творчеством. И, сидя в театре или на поэтическом вечере, иногда чувствуешь такую же неловкость и злость, как зрители на концертах тирана. Мне лично становится невыносимо стыдно, как будто я сама выступаю на сцене с бездарными виршами или танцами. Просто не знаешь, куда глаза девать. Телевизор сразу переключаешь, когда бездарные актеры играют в бездарном фильме. Потому что очень стыдно за них. Или вот один писатель хорошо написал о выступлении психолога: «Как тяжело, как стыдно слушать, как он говорит, словно лопатой скребет по асфальту…». Чехову вообще физически плохо становилось, когда приехавшие к нему литераторы читали свои пьесы и рассказы. Он деликатный был человек. Может быть, оттого и скончался рано. И странно, что так на нас действуют неопасные и вполне обычные вещи. Ну, играет человек плохо. Ну, написал галиматью. Ну, читает вслух или публикует. Ну, потерпи, послушай, похлопай. Ведь ничего плохого он не делает. Никого не убивает, не мучает… В том-то и дело, что мучает. Как вот пенопластом водят по стеклу и звук такой невыносимый получается. И становится тошнотворно плохо. И начинаешь понимать, почему в Риме и Древней Иудее предусматривались физические наказания для бездарных актеров. Наказывают же бездарных врачей. Полководцев. Строителей. Потому что они причиняют вред. Мне большой вред нанесли строчки одного поэта: «Следы остались на дороге: здесь пробежали чьи-то ноги». Меня буквально преследуют теперь эти страшные, отдельно от туловища бегущие ноги. А слушать пришлось. Как-никак литературный вечер. И даже пришлось аплодировать, как Нерону. И хочется мне повторить слова Аверченко, которые он сказал молодому писателю: «Вы милый, добрый человек! У вас вся жизнь впереди! Пожалуйста, не пишите!»… А бездарным актерам и поэтам пусть попадется такой же бездарный психолог. Который говорит, как лопатой скребет по асфальту…
увлекательных и иногда шокирующих психологических экспериментов для изучения
Опубликовано: 3 мая 2022 г.
То, что мы сегодня знаем о человеческой психологии, получено благодаря ряду тестов, экспериментов и исследовательских проектов, в ходе которых изучалось, как люди думают, ведут себя и взаимодействуют друг с другом.
Исторически сложилось так, что многие из этих проектов раздвигали этические границы того времени, и, возможно, мы не сможем их повторить. Тем не менее, изучение их результатов дает нам удивительное представление о человеческом разуме. От расстройств настроения, таких как депрессия, до изучения того, как люди взаимодействуют с группами, новаторские психологические эксперименты увлекательны для изучения.Изучите онлайн-степени
h3: Почему исследования важны в психологии?
В отличие от биологии и химии, большая часть психологии является социальной или «мягкой» наукой. Идеи и чувства человеческого разума — это не то, что исследователи могут легко измерить или воспроизвести в лаборатории. Таким образом, они не всегда являются чем-то, что люди могут предсказать.
Исследования в области психологии бесценны, потому что они дают психологам возможность наблюдать и изучать поведение людей. Тщательно спланированные исследования могут дать представление о том, как работают физиологические расстройства и кто может быть подвержен большему риску их возникновения. Эти исследования могут дать представление о том, как люди строят и укрепляют отношения, как у детей развиваются и строятся связи, и многое другое. Психологические исследования также могут показать, как психологическое здоровье и психические расстройства влияют на отдельных людей и общество в целом. Что касается проблем с психическим здоровьем, то благодаря исследованиям психологи находят эффективные методы лечения, помогающие улучшить качество жизни людей, испытывающих трудности.
h3: Типы методов психологических исследований
Психологические исследования относятся к одной из трех основных категорий:
- Описательные: Просто описывает особенности группы или поведенческих феноменов, но не рассматривает, как, когда или почему.
- Корреляционный: Ищет статистические связи между фрагментами данных или переменными в тесте или эксперименте.
- Experimental: Использует проверенные научные методы для изучения психологии и того, что влияет на поведение и психическое здоровье.
В экспериментальной психологии обычно проводятся тесты и эксперименты. Эти психологи используют испытуемых для изучения проблем в этой области.
h3: Известные и влиятельные психологические эксперименты
Исследования и эксперименты психологов прошлого дали этой области огромное понимание широкого круга тем. Многие эксперименты выходили за рамки этики, часто ставя людей в неприятные или трудные ситуации, которые сегодня были бы недопустимы. Тем не менее, они принесли новые знания в эту область. Вот некоторые из экспериментов, которые до сих пор влияют на мир психологии и лечения психических заболеваний.
h4: Эксперименты по психологии развития
Психология развития изучает развитие, изменение и постоянство умственных способностей человека и психологического благополучия на протяжении всей его жизни. Психология развития часто рассматривает развитие детей, их мысли, чувства и поведение. Некоторые исторические психологические исследования предоставили понимание развития ребенка, которое специалисты используют и сегодня.
Маленький Альберт и крыса — В начале 1900-х годов психолог Джон Ватсон провел эксперименты над новорожденным, чтобы выяснить, может ли он вызвать страх перед крысами. Он подставил девятимесячного мальчика, который не боялся крыс, существам, издавая громкий шум. Вскоре малыш ассоциировал крыс с шумом и стал их бояться.
Эксперимент с куклой Бобо . В начале 1960-х годов психологи были увлечены вопросом о соотношении природы и воспитания в развитии ребенка. Этот конкретный эксперимент изучал, насколько агрессивными были дети, наблюдая за другими детьми. Альберт Бандура и группа исследователей показали 24 детям группу взрослых, которые агрессивно вели себя по отношению к кукле по имени Бобо. Другая группа смотрела, как взрослые хорошо играют с куклой, а последняя группа не видела куклу.
После наблюдения детей помещали в различные сценарии, например, исследователи давали им игрушки для игры, отбирали игрушки или давали им агрессивные игрушки, такие как молотки или игрушечные пистолеты. Бандура и его команда обнаружили, что дети, которые видели агрессию по отношению к кукле Бобо, с большей вероятностью проявляли агрессию в собственной игре, чем те, кто не наблюдал агрессивных взрослых. Затем они предположили, что социальное подражание управляет человеческим поведением больше, чем человеческая генетика.
Смотровая камера Fantz’z – Роберт Л. Фантц провел в 1961 году эксперимент, который показал важную информацию о развитии и зрении младенцев. До его эксперимента у исследователей было мало мыслей о том, как изучать развивающийся ум новорожденного. В своем эксперименте Фантц поместил новорожденных в коробку и показал им два узора на потолке над ними: один в виде бычьего глаза и один в виде человеческого лица. Исследователи обнаружили, что младенцы в возрасте двух месяцев явно предпочитали смотреть на человеческое лицо, что показало, что у людей есть врожденная способность распознавать человеческие лица.
Эксперимент с суррогатной матерью – Психолог Гарри Харлоу разработал серию исследований в конце 1950-х и начале 1960-х годов, чтобы определить роль материнской любви в развитии ребенка. Он использовал молодых макак-резусов для своего эксперимента, отделив младенцев от их биологических матерей и отдав их двум суррогатным матерям. Один суррогат был просто проволокой и деревом с прикрепленной к нему бутылкой, а другой был плюшевой махровой тканью без еды. Исследователи обнаружили, что детеныш обезьяны проводил значительно больше времени с мягкой, плюшевой «матерью», чем с той, у которой была еда. Затем он поместил обезьян в различные новые ситуации, и только те детеныши обезьян, у которых был плюшевый суррогат, были достаточно уверены в себе, чтобы исследовать пугающие ситуации. Харлоу предположил, что любовь и забота, а также отношения между родителями и детьми жизненно важны для развития ребенка.
h4: Социальные психологические эксперименты
Социальная психология исследует влияние других людей на идеи, чувства и поведение человека. Это воздействие может быть обусловлено как реальным присутствием других людей, так и подразумеваемым присутствием общества или группы в целом, даже без их физического присутствия. Эти известные эксперименты по социальной психологии сильно повлияли на понимание социологии.
Эксперимент «Добрый самаритянин» – В ходе эксперимента «Добрый самаритянин» учащимся давали религиозное образование, а затем их просили переходить из одного здания в другое. Исследователи поместили мужчину, который вел себя так, будто он был ранен и нуждался в помощи, между двумя зданиями. Если у группы студентов не было времени, почти две трети студентов останавливались, чтобы помочь актеру. Только 1 из 10 был готов это сделать, когда исследователи поставили им крайний срок.
В дополнение к эксперименту исследователи дали одной группе задание пройти в соседнее здание, чтобы произнести речь о помощи другим. Это изменение увеличило шансы на то, что они остановятся, чтобы помочь почти в два раза. Был сделан вывод, что идеи людей оказывали значительное влияние на то, готовы ли они помогать другим.
Эксперимент в пещере грабителей – Этот эксперимент провели исследователи из Университета Оклахомы в 1954 году. Они создали две группы мальчиков-подростков и отправили их в летний лагерь. Проведя неделю только со своими соседями по каюте, группы собрались вместе для участия в некоторых мероприятиях и соревнованиях.
Группы были явно предвзяты и настроены враждебно по отношению к членам другой группы. Когда исследователи попытались увеличить время, проводимое вместе, чтобы уменьшить это предубеждение, предубеждение усугубилось. Напряжение спало только после того, как группам дали задание для совместной работы. Исследователи предположили, что групповой конфликт часто возникает, когда группы должны конкурировать за необходимые ресурсы.
Исследование эффекта ложного консенсуса Росса — Ли Росс, профессор социальной психологии Стэнфордского университета, провел эксперимент в 1977, в котором рассматривалось то, как люди делают неправильные предположения или «ложный консенсус» о других и их предпочтениях. Он провел два исследования, чтобы сделать эти выводы.
Сначала Росс и его коллеги попросили участников прочитать о конфликте и угадать, как люди отреагируют. Большинство участников предполагали, что другие ответят так же, как и они. Затем Росс попросил участников пройтись по кампусу с табличкой «Ешьте у Джо». Субъектам сказали, что они получат награду, если будут носить знак. Затем они спросили, сколько участников исследования, по их мнению, также согласились бы носить этот знак. Более половины считали, что другие сделают тот же выбор, что и они. Основываясь на этих двух исследованиях, Росс предположил, что люди естественным образом предполагали, что окружающие сделают тот же выбор, что и они.
Эксперименты Милгрэма – В 1963 году Стэнли Милгрэм провел серию тестов на послушание, которые имели довольно пугающие параметры. В своем эксперименте он попросил добровольцев нанести сильный удар электрическим током другому человеку. Токи на самом деле не причиняли боли, но другой человек вел себя так, как будто ему было очень больно. Даже в этом сложном сценарии 65% участников были готовы подчиниться экспериментатору и причинить боль другому человеку. Основываясь на этих результатах, Милгрэм предположил, что многие из тех, кто совершил ужасные преступления во время Второй мировой войны, оправдывали свои действия тем, что просто «подчинялись приказам».
h4: Спорные и неэтичные психологические эксперименты
Многие психологические эксперименты в прошлом не соответствовали хорошим этическим параметрам. Хотя результаты помогли нашему пониманию психологии сегодня, методы остаются сомнительными. В дополнение к экспериментам вроде «Экспериментов Милгрэма» или «Маленького Альберта и Крысы», о которых уже упоминалось, вот увлекательные, а иногда и тревожные психологические эксперименты:
Исследование Селигмана и выученная беспомощность . В этом классическом эксперименте Селигман поместил собак в коробку с двумя камерами, одна из которых имела электрифицированный пол. Если бы собак поместили в коробку после того, как они подверглись удару электрическим током, который они не могли предсказать или контролировать, то эти собаки не попытались бы уйти от электрического пола. Собаки, которых не подвергали электрошоку до того, как они попали в бокс, быстро перепрыгивали через барьер, чтобы не упасть на пол. Это привело к теории выученной беспомощности, которая постулирует, что люди, которые когда-то были в беспомощных ситуациях, могут не пытаться улучшить свое текущее положение, даже если они могут.
Исследование монстров – Исследование монстров, проведенное в 1939 году, взяло группу детей с дефектами речи и проверило, какое положительное или отрицательное подкрепление работает лучше всего. Некоторых детей хвалили за беглость речи, а других жестоко лечили за проблемы с речью. Те, кто получил отрицательное подкрепление, фактически перестали говорить, а те, кого похвалили, смогли улучшить свою речь.
Проект отвращения – С 1971 по 1987 год исследователи из Южной Африки помещали гомосексуальных мужчин и женщин в военный госпиталь. Они проводили лечение отвращением, которое было формой пытки, чтобы попытаться заставить этих людей изменить свою сексуальную идентичность. Положительных результатов было немного, и многие из вынужденных участников умерли либо из-за лечения, либо из-за самоубийства после прекращения программы.
Стэнфордское тюремное исследование – В Стэнфордском тюремном исследовании 1970-х годов участников помещали в сфабрикованную тюремную среду. Некоторым отводилась роль охранника, а другим отводилась роль сокамерника. Охранники получили огромный контроль над сокамерниками, применяя к ним ужасающие наказания. Многие участники-заключенные испытали паранойю по мере усиления жестокости охранников. Эксперимент длился всего шесть дней, но он показал, что человеческое поведение довольно ситуативно, и люди быстро попадут в назначенную роль, если условия будут подходящими.
Психология продолжает развиваться как профессия и область. Хотя в прошлом проводились сомнительные исследования, сегодня существуют четкие руководящие принципы и этика, которые контролируют эту область. Если вы заинтересованы в изучении человеческого мышления и поведения, ознакомьтесь с онлайн-степенью психологии Университета Хассона сегодня.
Получите диплом психолога
Источники
https://www.psychologicalscience.org/publications /observer/obsonline/harlows-classic-studies-revealed-the-importance-of -maternal-contact.html#:~:text=Основано%20на%20этом%20наблюдении%2C%20Harlow,резине%20и%20мягкой%20махровой%20ткани.
Robbers Cave Experiment | Realistic Conflict Theory
https://www.prisonexp.org/
False Consensus Effect: Definition and Examples
https://www.spring.org.uk/2022/02/monster-study-stuttering.php
https://positivepsychology.com/learned-helpless-seligman-theory-depression-cure/
https:/ /www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC535952/
https://www.psychologytoday.com/us/blog/darwins-subterranean-world/201703/my-favorite-psychology-study
https://www.apa.org/monitor/2010/01/little-albert
https://www.onlinepsychologydegree. info/influential-psychological-experiments/
https://www.verywellmind.com /classic-psychology-experiments-2795257
https://study.com/academy/lesson/famous-childhood-development-experiments.html
https://www.verywellmind.com/the-milgram-obedience-experiment -2795243
https://historyofyesterday.com/six-of-the-most-controversial-psychology-experiments-in-history-c8842b73ea4e
Bandura’s Bobo Doll Experiment on Social Learning
https://explorable.com/false-consensus-effect
https://www.newsweek.com/stanford-prison-experiment -age-justice-reform-359247
Назад ко всем статьям
Топ-10 неэтичных психологических экспериментов
Психология — относительно новая наука, которая приобрела популярность в начале 20 века благодаря Вильгельму Вундту. Стремясь узнать о человеческом мыслительном процессе и поведении, многие ранние психиатры зашли слишком далеко в своих экспериментах, что привело к созданию строгих этических кодексов и стандартов. Хотя это в высшей степени неэтичные эксперименты, следует отметить, что они проложили путь к внедрению наших нынешних этических стандартов экспериментов, и это следует рассматривать как положительный момент. В этом списке есть пересечение с 10 лучшими злыми экспериментами над людьми. Здесь воспроизведены три пункта из этого списка (пункты 8, 9)., и 10) для полноты картины.
10
Исследование монстров
1939
Исследование монстров представляло собой эксперимент по заиканию на 22 детях-сиротах в Давенпорте, штат Айова, в 1939 году, проведенный Венделлом Джонсоном в Университете Айовы. Джонсон выбрал одну из своих аспирантов, Мэри Тюдор, для проведения эксперимента и руководил ее исследованиями. Поместив детей в контрольную и экспериментальную группы, Тюдор провел положительную логопедическую терапию для половины детей, хваля беглость их речи, и отрицательную логопедическую терапию для другой половины, принижая детей за каждое несовершенство речи и говоря им, что они заикающиеся. . Многие нормально говорящие дети-сироты, получившие отрицательную терапию в ходе эксперимента, страдали от негативных психологических последствий, а у некоторых сохранялись проблемы с речью в течение жизни. Названный «Исследованием монстров» некоторыми сверстниками Джонсона, которые были в ужасе от того, что он будет экспериментировать на детях-сиротах, чтобы доказать теорию, эксперимент держали в секрете из-за опасений, что репутация Джонсона будет запятнана в результате экспериментов над людьми, проведенных нацистами во время Второй мировой войны. Вторая война. Университет Айовы публично извинился за исследование монстров в 2001 г.
9
The Aversion Project
1970-е и 1980-е
Южноафриканская армия апартеида заставляла белых солдат-лесбиянок и геев подвергаться операциям по «смене пола» в 1970-х и 1980-х годах, многих подвергали химической кастрации, электрошоку и другие неэтичные медицинские эксперименты. Хотя точное число неизвестно, бывшие хирурги армии апартеида подсчитали, что между 1971 и 1989 в военных госпиталях в рамках сверхсекретной программы по искоренению гомосексуализма на службе.
Армейские психиатры с помощью капелланов агрессивно выискивали подозреваемых в гомосексуализме из вооруженных сил, отправляя их в военные психиатрические подразделения, в основном в отделение 22 1-го военного госпиталя в Воортреккерхоогте, недалеко от Претории. Тех, кого нельзя было «вылечить» с помощью лекарств, шоковой терапии отвращением, гормонального лечения и других радикальных «психиатрических» средств, подвергали химической кастрации или операциям по смене пола.
Хотя до сих пор было задокументировано несколько случаев жестокого обращения с солдатами-лесбиянками, в том числе одна неудачная операция по смене пола, большинство жертв, похоже, были молодыми белыми мужчинами в возрасте от 16 до 24 лет, призванными в армию апартеида.
Доктор Обри Левин (руководитель исследования) в настоящее время является клиническим профессором кафедры психиатрии (отделение судебной медицины) Медицинской школы Университета Калгари. Он также занимается частной практикой, будучи членом Коллегии врачей и хирургов Альберты с хорошей репутацией.
8
Стэнфордский тюремный эксперимент
1971
Это исследование не обязательно было неэтичным, но его результаты были катастрофическими, а его явная дурная слава ставит его в этот список. Знаменитый психолог Филип Зимбардо провел этот эксперимент, чтобы изучить поведение людей, когда их помещают в роли заключенного или охранника, и нормы, которые должны были демонстрировать эти люди.
Заключенные были поставлены в ситуацию, специально предназначенную для дезориентации, деградации и обезличивания. Охранникам не давали никаких конкретных указаний и не обучали тому, как выполнять свои роли. Хотя поначалу студенты не знали, как выполнять свои роли, в конце концов у них не возникло проблем. На второй день эксперимента заключенные подняли восстание, что вызвало резкую реакцию охранников. Оттуда дела только пошли под откос.
Охранники внедрили систему привилегий, призванную разрушить солидарность заключенных и создать между ними недоверие. Охранники стали параноиками в отношении заключенных, полагая, что они хотят их достать. Это привело к тому, что система привилегий контролировалась во всех аспектах, даже в телесных функциях заключенных. Заключенные стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, выученную беспомощность. За это время заключенных посетил тюремный капеллан. Они называли себя номерами, а не именами, и когда их спрашивали, как они собираются покинуть тюрьму, заключенные были в замешательстве. Они полностью вжились в свои роли.
Доктор Зимбардо завершил эксперимент через пять дней, когда понял, насколько реальной тюрьма стала для испытуемых. Хотя эксперимент длился недолго, его результаты весьма красноречивы. Как быстро человек может злоупотребить своим контролем, попав в подходящие обстоятельства. Скандал в Абу-Грейб, потрясший США в 2004 году, является ярким примером результатов эксперимента Зимбардо.
7
Испытания лекарств на обезьянах
1969
Хотя эксперименты на животных могут быть невероятно полезными для понимания человека и разработки спасительных лекарств, были проведены эксперименты, выходящие далеко за рамки этики. Испытания наркотиков на обезьянах 1969 были одним из таких случаев. В этом эксперименте большую группу обезьян и крыс обучали вводить себе различные наркотики, включая морфин, алкоголь, кодеин, кокаин и амфетамины. Как только животные были способны к самостоятельным инъекциям, они были предоставлены сами себе с большим запасом каждого препарата.
Животные были настолько встревожены (как и следовало ожидать), что некоторые так сильно пытались убежать, что ломали себе руки в процессе. Обезьяны, принявшие кокаин, страдали судорогами и в некоторых случаях отрывали себе пальцы (возможно, как следствие галлюцинаций), у одной обезьяны, принявшей амфетамины, выдрали всю шерсть с руки и живота, а в случае сочетания кокаина и морфия наступила смерть. произойдет в течение 2 недель.
Целью эксперимента было просто понять последствия зависимости и употребления наркотиков; пункт, который, я думаю, знали бы самые рациональные и этичные люди, не требует такого ужасного обращения с животными.
6
Эксперимент Лэндиса по выражениям лица
1924
В 1924 году Карни Лэндис, выпускник факультета психологии Университета Миннесоты, разработал эксперимент, чтобы определить, вызывают ли различные эмоции выражения лица, характерные для данной эмоции. Цель этого эксперимента состояла в том, чтобы увидеть, есть ли у всех людей общее выражение, когда они испытывают отвращение, шок, радость и так далее.
Большинство участников эксперимента были студентами. Их отвезли в лабораторию, и их лица были нарисованы черными линиями, чтобы изучить движения лицевых мышц. Затем их подвергали воздействию различных раздражителей, призванных вызвать сильную реакцию. Когда каждый человек реагировал, Лэндис фотографировал их. Испытуемых заставляли нюхать аммиак, смотреть порнографию и опускать руки в ведро с лягушками. Но полемика вокруг этого исследования была заключительной частью теста.
Участникам показали живую крысу и дали указание обезглавить ее. В то время как всех участников оттолкнула эта идея, полностью это сделала треть. Ситуация усугублялась тем, что большинство студентов понятия не имели, как провести эту операцию гуманным образом, и животные были вынуждены испытывать большие страдания. Для одной трети, которая отказывалась выполнять обезглавливание, Лэндис брал нож и отрезал животным головы.
Последствия исследования были на самом деле более важными для их доказательств того, что люди готовы сделать почти все, что угодно, когда их просят в такой ситуации. Исследование не доказало, что у людей есть общий набор уникальных выражений лица.
5
Маленький Альберт
1920
Джон Уотсон, отец бихевиоризма, был психологом, который имел склонность использовать сирот в своих экспериментах. Уотсон хотел проверить, является ли страх врожденным или обусловленным. Маленький Альберт, прозвище, данное девятимесячному младенцу, которого Уотсон выбрал в больнице, подвергался воздействию белого кролика, белой крысы, обезьяны, масок с волосами и без волос, ваты, горящих газет и множества других вещей. вещи в течение двух месяцев без какого-либо кондиционирования. Затем эксперимент начался с размещения Альберта на матрасе посреди комнаты. Рядом с Альбертом посадили белую лабораторную крысу и позволили ему поиграть с ней. В этот момент ребенок не проявлял страха перед крысой.
Затем Ватсон издавал громкий звук за спиной Альберта, ударяя молотком по подвешенному стальному стержню, когда ребенок касался крысы. В таких случаях Маленький Альберт плакал и выказывал страх, когда слышал шум. После того, как это было сделано несколько раз, Альберт очень расстроился, когда ему показали крысу. Альберт ассоциировал белую крысу с громким шумом и вызывал пугающую или эмоциональную реакцию в виде плача.
Маленький Альберт начал обобщать свою реакцию страха на что-то пушистое или белое (или на то и другое). Самое неудачное в этом эксперименте то, что Маленький Альберт не потерял чувствительности к своему страху. Он покинул больницу до того, как Уотсон успел это сделать.
4
Выученная беспомощность
1965
В 1965 году психологи Марк Селигман и Стив Майер провели эксперимент, в котором три группы собак были помещены в шлейки. Собак из первой группы отпустили через определенное время без причинения вреда. Собак из второй группы объединили в пары и связали вместе, а по одной из каждой пары били электрическим током, который можно было прекратить, нажав на рычаг. Собаки из третьей группы также были объединены в пары и привязаны друг к другу, одна из них получала удары током, но удары током не прекращались при нажатии на рычаг. Токи приходили случайными и казались неизбежными, что вызывало «выученную беспомощность», когда собаки полагали, что с ударами ничего нельзя поделать. У собак из третьей группы проявились симптомы клинической депрессии.
Позже собак группы 3 поместили в коробку отдельно. Они снова были поражены током, но они могли легко закончить удары, выпрыгнув из коробки. Эти собаки просто «сдались», снова проявив выученную беспомощность. На изображении выше изображена здоровая домашняя собака в научной лаборатории, а не животное, используемое в экспериментах.
3
Исследование Милгрэма
1974
Пресловутое Исследование Милгрэма — один из самых известных психологических экспериментов. Стэнли Милграм, социальный психолог из Йельского университета, хотел проверить подчинение авторитетам. Он поставил эксперимент с «учителями», которые были фактическими участниками, и «учеником», который был актером. И учителю, и ученику сказали, что исследование посвящено памяти и обучению.
И ученик, и учитель получили карточки, которые, как им сказали, были даны им случайным образом, хотя на самом деле обоим были выданы карточки с надписью «учитель». Актер утверждал, что получил талон «ученика», поэтому учительница была обманута. Оба были разделены на отдельные комнаты и могли слышать только друг друга. Учитель зачитывает пару слов, а затем четыре возможных ответа на вопрос. Если учащийся ошибался в своем ответе, учитель должен был наносить удар током, напряжение которого возрастало с каждым неправильным ответом. Если ответ правильный, шока не будет, и учитель перейдет к следующему вопросу.
На самом деле никого не шокировало. Магнитофон с предварительно записанными криками был подключен и проигрывался каждый раз, когда учитель наносил удар током. Когда разряды достигали более высокого напряжения, актер/ученик стучал в стену и просил учителя остановиться. В конце концов все крики и стук стихли, и наступила тишина. Это был момент, когда многие учителя проявляли крайнее беспокойство и просили прекратить эксперимент. Некоторые подвергали эксперимент сомнению, но многих поощряли продолжать и говорили, что они не несут ответственности за какие-либо результаты.
Если в какой-то момент испытуемый выражал желание прекратить эксперимент, экспериментатор говорил ему: «Пожалуйста, продолжайте». Эксперимент требует, чтобы вы продолжили. Совершенно необходимо, чтобы вы продолжали. У тебя нет другого выбора, ты должен идти. Если после всех четырех приказов учитель все еще хотел остановить эксперимент, он заканчивался. Только 14 из 40 учителей остановили эксперимент перед тем, как применить разряд 450 вольт, хотя каждый участник поставил под сомнение эксперимент, и ни один учитель решительно не отказался прекратить разряд до 300 вольт.
В 1981 году Том Питерс и Роберт Х. Уотерман-младший написали, что эксперимент Милгрэма и более поздний тюремный эксперимент в Стэнфорде пугали своими выводами об опасности, таящейся в темной стороне человеческой природы.
2
Колодец отчаяния
1960
Доктор Гарри Харлоу был неприятным человеком и использовал в своих экспериментах такие термины, как «стойка для изнасилований» и «железная дева». Он наиболее известен экспериментами, которые он проводил на макаках-резусах в отношении социальной изоляции. Доктор Харлоу взял детенышей макаки-резус, которые уже были связаны со своими матерями, и поместил их в устройство с вертикальной камерой из нержавеющей стали без контакта, чтобы разорвать эти связи. Их держали в камерах до одного года. Многие из этих обезьян вышли из камеры психически больными, и многие так и не выздоровели. Доктор Харлоу пришел к выводу, что даже счастливое, нормальное детство не защищает от депрессии, а научный писатель Дебора Блюм назвала это «результатами здравого смысла».
Джин Сакетт из Вашингтонского университета в Сиэтле, один из аспирантов Харлоу, заявил, что, по его мнению, движение за освобождение животных в США зародилось в результате экспериментов Харлоу. Уильям Мейсон, один из учеников Харлоу, сказал, что Харлоу «продолжал это до такой степени, что многим людям стало ясно, что работа действительно нарушает обычные чувства, что любой, кто уважает жизнь или людей, сочтет это оскорбительным. Как будто он сел и сказал: «Я проживу еще десять лет». Что я хотел бы сделать, так это оставить после себя большой беспорядок». Если это было его целью, то он отлично справился».
1
Дэвид Реймер
1965 – 2004
В 1965 году в Канаде родился мальчик по имени Дэвид Реймер. В восемь месяцев его привели на стандартную процедуру: обрезание. К сожалению, во время процесса его пенис был сожжен. Это произошло из-за того, что врачи использовали иглу для электрокоагуляции вместо стандартного скальпеля. Когда родители посетили психолога Джона Мани, он предложил простое решение очень сложной проблемы: сменить пол. Его родители были расстроены ситуацией, но в конце концов согласились на процедуру. Они не знали, что истинные намерения доктора состояли в том, чтобы доказать, что воспитание, а не природа определяет гендерную идентичность. Ради собственной корыстной выгоды он решил использовать Дэвида в качестве личного примера.
Дэвид, теперь Бренда, переделал вагину и получил гормональные добавки. Доктор Мани назвал эксперимент успешным, не сообщив о негативных последствиях операции Бренды. Она вела себя очень похоже на стереотипного мальчика и испытывала противоречивые и сбивающие с толку чувства по целому ряду тем. Хуже всего то, что ее родители не сообщили ей об ужасной аварии в младенчестве. Это вызвало опустошительный трепет в семье. Мать Бренды была склонна к суициду, ее отец был алкоголиком, а ее брат был в тяжелой депрессии.
Наконец, родители Бренды сообщили ей о ее истинном поле, когда ей было четырнадцать лет.