О гештальт-терапии
О гештальте
«Гештальт» — специальный термин, от немецкого слова Gestalten, не имеющий точного эквивалента в других языках. В определенной степени его значение передается понятиями «конфигурация», «структура», «значимое, организованное целое». Термин заимствован из гештальт-психологии и используется без перевода в современной психологической и психотерапевтической литературе.
Гештальт-подход, как направление современной науки и практики, предполагает всякий раз исследование целостной системы, будь то отдельный человек или организация в контексте существующих на сегодняшний день обстоятельств.
Гештальт-подход в различных прикладных областях, в том числе в консультировании организаций, исторически является приемником основных идей Гештальт-терапии.
Гештальт-терапия — гуманистически ориентированное психотерапевтическое направление, по распространенности уступающее лишь психоанализу и поведенческой терапии.
С появлением в середине XX века (основатель — Фредерик С.Перлз) она завоевывает все больший авторитет в мировом психотерапевтическом сообществе. В России наряду с собственно психотерапевтической практикой все большее распространение начинает получать гештальт-подход, который используется в организационном консультировании, менеджменте, педагогике и других прикладных областях. Видимо не случайно Ф.Перлз в последние годы жизни назвал созданное им направление просто «Гештальт».
«Гештальт» — специальный термин, от немецкого слова Gestalten, не имеющий точного эквивалента в других языках. В определенной степени его значение передается понятиями «конфигурация», «структура», «значимое, организованное целое». Термин заимствован из гештальт-психологии и используется без перевода в современной психологической и психотерапевтической литературе.
Гештальт-подход, как направление современной науки и практики, предполагает всякий раз исследование целостной системы, будь то отдельный человек или организация в контексте существующих на сегодняшний день обстоятельств.
Гештальт-подход в различных прикладных областях, в том числе в консультировании организаций, исторически является приемником основных идей Гештальт-терапии.
Гештальт-терапия — гуманистически ориентированное психотерапевтическое направление, по распространенности уступающее лишь психоанализу и поведенческой терапии.
С появлением в середине XX века (основатель — Фредерик С.Перлз) она завоевывает все больший авторитет в мировом психотерапевтическом сообществе. В России наряду с собственно психотерапевтической практикой все большее распространение начинает получать гештальт-подход, который используется в организационном консультировании, менеджменте, педагогике и других прикладных областях. Видимо не случайно Ф.Перлз в последние годы жизни назвал созданное им направление просто «Гештальт».
В настоящее время в самых известных организациях, где проводится подготовка гештальтистов, также используется широкое понятие «Гештальт»: Гамбургский Гештальт Институт Ф. Перлза, Кливлендский Институт Гештальта, Парижская школа Гештальта, Норвежский Институт Гештальта, Институт Гештальта Сан-Франциско и др. Некоторые институты или их факультеты (самостоятельные подструктуры), специализирующиеся в Гештальте, полностью посвятили свою деятельность организационному консультированию: Франкфуртский институт Гештальт-ориентированного организационного консультирования, Скандинавская Гештальт Академия (Стокгольм) и пр.
Одним из базовых принципов гештальт-терапии и гештальт-подхода выступает принцип целостности. Он предполагает, что целое больше суммы его частей и отличается качественным своеобразием. Известно, что водород горит, а кислород поддерживает горение. В то время как вода, состоящая из атомов водорода и кислорода, огонь гасит. Соответственно, специалисты в области Гештальта рассматривают каждый организм как целостный, уникальный, развивающийся по известным общим законам.
Согласитесь, если перетасовать сотрудников Вашей фирмы, посадив секретаря за руль вашего персонального автомобиля, а личному водителю предложив секретарское место — вряд ли это окажется та же самая организация, при том, что составляющие части останутся прежними.
Принцип целостности Гештальта органично согласуется с научным системным подходом, преимущества которого общепризнанны. Работая над инновациями, мы учитываем влияние отдельных локальных изменений, например, переструктуризации одного из подразделений, на функционирование других подсистем и организации как целого.
Другим базовым принципом Гештальта является знаменитое «здесь и теперь». Этот принцип предполагает, в частности, сосредоточение на ситуации, которая имеет место в организации в настоящий момент. Нас меньше интересуют причины, которые к ней привели, или поиск виноватого в прошлом. Мы помогаем найти оптимальное решение, исходя из нынешней реальности, для получения преимуществ в ближайшем и достаточно отдаленном будущем, для постановки реалистичных целей и их эффективного достижения.
Не перечисляя здесь остальных базовых принципов Гештальта, отметим лишь, что все они самым непосредственным образом связаны с характеризующими Гештальт в целом тремя основополагающими понятиями: актуальность — осознанность — ответственность. В силу этого внимание фокусируется на расширении осознанности человека в его актуальном контакте с реальностью и на развитии ответственности за свои решения, поступки и их последствия.
Для современной российской действительности значимость теоретических разработок такого рода и их практическое приложение для решения как личностных, так и организационных проблем является очевидным.
В настоящее время в самых известных организациях, где проводится подготовка гештальтистов, также используется широкое понятие «Гештальт»: Гамбургский Гештальт Институт Ф.Перлза, Кливлендский Институт Гештальта, Парижская школа Гештальта, Норвежский Институт Гештальта, Институт Гештальта Сан-Франциско и др. Некоторые институты или их факультеты (самостоятельные подструктуры), специализирующиеся в Гештальте, полностью посвятили свою деятельность организационному консультированию: Франкфуртский институт Гештальт-ориентированного организационного консультирования, Скандинавская Гештальт Академия (Стокгольм) и пр.
Одним из базовых принципов гештальт-терапии и гештальт-подхода выступает принцип целостности. Он предполагает, что целое больше суммы его частей и отличается качественным своеобразием. Известно, что водород горит, а кислород поддерживает горение. В то время как вода, состоящая из атомов водорода и кислорода, огонь гасит. Соответственно, специалисты в области Гештальта рассматривают каждый организм как целостный, уникальный, развивающийся по известным общим законам.
Согласитесь, если перетасовать сотрудников Вашей фирмы, посадив секретаря за руль вашего персонального автомобиля, а личному водителю предложив секретарское место — вряд ли это окажется та же самая организация, при том, что составляющие части останутся прежними.
Принцип целостности Гештальта органично согласуется с научным системным подходом, преимущества которого общепризнанны. Работая над инновациями, мы учитываем влияние отдельных локальных изменений, например, переструктуризации одного из подразделений, на функционирование других подсистем и организации как целого.
Другим базовым принципом Гештальта является знаменитое «здесь и теперь». Этот принцип предполагает, в частности, сосредоточение на ситуации, которая имеет место в организации в настоящий момент. Нас меньше интересуют причины, которые к ней привели, или поиск виноватого в прошлом. Мы помогаем найти оптимальное решение, исходя из нынешней реальности, для получения преимуществ в ближайшем и достаточно отдаленном будущем, для постановки реалистичных целей и их эффективного достижения.
Не перечисляя здесь остальных базовых принципов Гештальта, отметим лишь, что все они самым непосредственным образом связаны с характеризующими Гештальт в целом тремя основополагающими понятиями: актуальность — осознанность — ответственность. В силу этого внимание фокусируется на расширении осознанности человека в его актуальном контакте с реальностью и на развитии ответственности за свои решения, поступки и их последствия.
Для современной российской действительности значимость теоретических разработок такого рода и их практическое приложение для решения как личностных, так и организационных проблем является очевидным.
Гештальт — более краткосрочен, чем другие известные направления терапевтической практики. Он требует очевидно меньше времени для реальных изменений, чем, например, психоанализ. Эффекты работы в гештальт-подходе долговременны и устойчивы.
«Мишенью» являются не только изменения в интеллектуальной сфере, но и эмоциональные переживания, которые, как известно, могут приводить к психосоматическим расстройствам. В процессе работы «задействован» человек в целом с его телесным статусом, чувствами и мыслями.
Учитывая уникальность каждого человека или организации, мы не выступаем оракулами, знающими истину в последней инстанции и предлагающими рекомендации с позиции сверху.
Мы — партнеры с нашими клиентами и уважаем психологическое равенство позиций. Мы помогаем расширить спектр выборов клиента и осознать плюсы и минусы каждой альтернативы.
Выбор остается за Вами, и мы относимся к нему с пониманием и уважением. Гештальт-подход не обещает только поддерживающих вмешательств, только похвал и обнадеживающих обещаний.
Вместе с тем, мы не преследуем цели высветить «недостатки» клиента, высмеивая его ценности и установки. Гештальт традиционно предполагает баланс между вмешательствами «напрягающего» и поддерживающего характера. Один из ведущих принципов Гештальта — принцип ответственности. Мы целенаправленно работаем над развитием способности принимать ответственность на себя.
Признавая уникальность каждого из наших клиентов, мы реализуем индивидуальный подход к каждой организации и к каждому человеку. Гештальт-подход позволяет ясно выделять насущные потребности и, соответственно, ставить более четкие цели, что, в свою очередь, ведет к более успешным решениям.
Гештальт целенаправленно работает над специфической способностью делать самостоятельный выбор из максимально широкого спектра возможностей.
Гештальт-подход обращает особое внимание на развитие креативности — способности творчески и адаптивно реагировать на ситуацию, избегая давления стереотипов.
Гештальт отличает безоценочность — процесс изменений основывается на фактах и эмоциональных реакциях, а не на этических или эстетических оценках.
Гештальт-подход предполагает не столько поиск причинно-следственных связей, сколько опору на собственные резервы и ресурсы внешней среды. Не «почему?» и «кто виноват?», а «что ты хочешь?» и «как этого достичь?».
Гештальт — более краткосрочен, чем другие известные направления терапевтической практики. Он требует очевидно меньше времени для реальных изменений, чем, например, психоанализ. Эффекты работы в гештальт-подходе долговременны и устойчивы.
«Мишенью» являются не только изменения в интеллектуальной сфере, но и эмоциональные переживания, которые, как известно, могут приводить к психосоматическим расстройствам. В процессе работы «задействован» человек в целом с его телесным статусом, чувствами и мыслями.
Учитывая уникальность каждого человека или организации, мы не выступаем оракулами, знающими истину в последней инстанции и предлагающими рекомендации с позиции сверху.
Мы — партнеры с нашими клиентами и уважаем психологическое равенство позиций. Мы помогаем расширить спектр выборов клиента и осознать плюсы и минусы каждой альтернативы.
Выбор остается за Вами, и мы относимся к нему с пониманием и уважением. Гештальт-подход не обещает только поддерживающих вмешательств, только похвал и обнадеживающих обещаний.
Вместе с тем, мы не преследуем цели высветить «недостатки» клиента, высмеивая его ценности и установки. Гештальт традиционно предполагает баланс между вмешательствами «напрягающего» и поддерживающего характера. Один из ведущих принципов Гештальта — принцип ответственности. Мы целенаправленно работаем над развитием способности принимать ответственность на себя.
Признавая уникальность каждого из наших клиентов, мы реализуем индивидуальный подход к каждой организации и к каждому человеку. Гештальт-подход позволяет ясно выделять насущные потребности и, соответственно, ставить более четкие цели, что, в свою очередь, ведет к более успешным решениям.
Гештальт целенаправленно работает над специфической способностью делать самостоятельный выбор из максимально широкого спектра возможностей.
Гештальт-подход обращает особое внимание на развитие креативности — способности творчески и адаптивно реагировать на ситуацию, избегая давления стереотипов.
Гештальт отличает безоценочность — процесс изменений основывается на фактах и эмоциональных реакциях, а не на этических или эстетических оценках.
Гештальт-подход предполагает не столько поиск причинно-следственных связей, сколько опору на собственные резервы и ресурсы внешней среды. Не «почему?» и «кто виноват?», а «что ты хочешь?» и «как этого достичь?».
что это простыми словами и основные положения
Поговорим о том, чем гештальт-терапия отличается от других направлений, и кому она подходит. А еще наконец-то разберемся с тем, что же такое «гештальт».
- Гештальт терапия — это
- Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере
- Основные положения гештальт-терапии
- Что такое гештальт
- Осознанность, актуальность, ответственность
- Важнейшее понятие гештальт терапии —
- Плюсы и минусы
Гештальт-терапия — популярное направление. Она подходит для работы с отношениями, эмоциями, самооценкой и другими проблемами, с которыми люди сталкиваются каждый день. Но иногда клиенты опасаются обращаться к гештальтистам, потому что не знают, что это такое — в отличие от психоанализа или кбт, которые у всех на слуху. Исправим это!
Гештальт терапия — это
Направление психотерапии, которое помогает человеку обрести или возобновить контакт с самим собой, своими эмоциями и потребностями. Иногда в разных ситуациях мы теряем этот контакт и перестаем понимать себя. Главная задача гештальт-терапии — аутентичность. То есть, после курса клиент лучше понимает себя, более открыто реагирует на происходящее с ним, учится самостоятельно решать проблемы и добиваться целей.
Что такое гештальт терапия простым языком: объясняем на примере
Сергей пытается, но не может наладить отношения со своими взрослыми родителями. Все попытки поговорить выливаются во взаимные упреки, совместные ужины заканчиваются конфликтами, Сергей постоянно злится, но не может прекратить общение.
Когда он обращается к гештальт-терапевту, они вместе разбирают текущую ситуацию. Терапевт подробно спрашивает, какие именно эмоции вызывают у Сергея эти конфликты. Что он чувствует, когда звонит родителям, приезжает к ним, думает о них. Сначала Сергей говорит только о злости, но со временем на поверхность всплывают и другие противоречивые чувства: он с детства ждет от родителей одобрения и поддержки, он хочет получить это от них — но каждый раз чувствует себя маленьким мальчиком, которого спрашивают «Четыре? А почему не пять?». Ему обидно, он не чувствует себя достаточно хорошим человеком, если не получил их одобрения.
Задача гештальт-терапевта в нашем примере — вернуть Сергею ощущение собственного «я» и его значимости вне зависимости от действий и слов родителей. Не обязательно выбирать ту работу и отношения, которые родители одобрят — а потом обижаться на них за это и транслировать обиду в отношениях. Можно быть просто взрослыми людьми, которые дороги друг другу и пытаются выстроить комфортные отношения.
Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Чтобы проговорить это, терапевт может предложить клиенту технику «Пустого стула». Например, Сергей сидит в своем кресле , ставит напротив стул и представляет, что на этом стуле сидит отец. Сергей говорит все, что он хотел бы сейчас сказать отцу, не скрывая эмоций, открыто и честно. После этого он пересаживается на стул и «становится» собственным отцом. В этой роли он говорит самому себе те вещи, которые, возможно, сказал бы отец. Со стороны эта техника может показаться нелепой, но она прекрасно работает, когда на терапии происходит работа над отношениями, и нужно поставить себя на место другого человека.
Гештальт-терапия больше опирается на эмоции, чем на логику — в этом ее отличие от когнитивно-бихевиоральной терапии. Также это направление не предполагает долгой и глубокой работы с детством. Причина проблем может крыться в детстве, но разбираться с ней надо здесь и сейчас.
Основные положения гештальт-терапии
Гештальт-терапия — это продолжение гештальт-психологии. Ее открыл Фриц Перлз в 1940-х годах. Перлз сначала учился на психоаналитика, а потом увлекся популярной в то время гештальт-психологией, которая изучала восприятие. Ее идея была в том, что любой образ стремится к завершению. Gestalt — с немецкого языка переводится как «образ». Давайте подробнее поговорим о том, что это такое.
Что такое гештальт
Психологи заметили, что наш мозг всегда стремится распознавать целостные, завершенные образы. Пример: если показать человеку незаконченный рисунок из разрозненных элементов — он будет видеть в нем целостные фигуры. Это и называется «гештальтом».
Вы можете видеть на первой картинке белый круг, на второй — квадрат, а на третьей — треугольник, хотя на самом деле это всего лишь комбинация разных других фигур.
В гештальт-терапии гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Ситуация может «не завершиться» из-за того, что не были проговорены мысли и эмоции, которые человек испытывал в процессе. Даже если физически все закончилось (например, отношения разорвались) — психологически незавершенность будет давить.
Осознанность, актуальность, ответственность
Когда клиент работает над ситуацией вместе с терапевтом, говорит о своих переживаниях — происходит осознавание. В дальнейшем клиенту нужно стремиться к осознанности во всем, что он делает. Это — главное условие счастливой жизни, согласно положениям гештальт-терапии.
На гештальт-терапии важно возвращаться в ощущение «здесь и сейчас». В прошлом какие-то вещи могли ранить нас, но здесь и сейчас они не причинят нам вреда, мы можем быть свободны от них. С этим связано понятие актуальности — работать только с теми вещами, которые волнуют клиента и происходят с ним в данный период.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения. Когда мы ответственны за свою жизнь, мы всегда можем исправить в ней что-то сами. Нам не нужно ждать разрешения или одобрения других людей.
Чтобы жить действительно свободно, нужно брать ответственность за свои решения.
Важнейшее понятие гештальт терапии —
Контакт или цикл контакта. Это — психологическое взаимодействия человека со всем, что его окружает и с чем он соприкасается. В контакте важно не только взаимодействие, но и границы. То есть, человек должен понимать, что он — отдельная личность, несмотря на то, что другие могут влиять на него и наоборот.
Прерывание контакта (также ключевое понятие гештальт-терапии) как раз приводит к «незавершенности». Цель терапии — возобновить прерванный контакт, довести его до завершения и отрефлексировать.
Плюсы и минусы
Очевидный плюс гештальт-терапии в том, что она работает напрямую с чувствами клиента. Благодаря этому на терапии можно решать самые разные запросы:
— Отношения с людьми
— Неуверенность в себе, проблемы с самооценкой и границами
— Потеря и поиск смысла жизни
— Проблемы с работой и карьерой, профориентация
— Трудности в осознавании и выражении эмоций
Минус гештальт-терапии в том, что она предназначена для работы со здоровыми людьми. То есть, для работы с расстройствами личности, тяжелыми психическими расстройствами или психотическими состояниями гештальт-терапия противопоказана.
Оцените статью
[Всего: 42 Рейтинг: 4.1]
Поделиться постом
Ссылка скопирована в буфер обмена!
Гештальт-психология: определение, принципы и примеры
«Мона Лиза» — одна из самых известных картин в мире. Когда зрители приезжают со всего мира только для того, чтобы увидеть шедевр, их мозг воспринимает то, что задумал Леонардо да Винчи — ухмыляющуюся женщину, сидящую на фоне красивого пейзажа. Однако то, что зритель не сразу видит, так это каждый мазок, созданный да Винчи. Психология гештальт-теории, созданная как школа мысли в 1912 году, могла бы дать этому объяснение.
- Что такое гештальт-психология?
- Какие психологи внесли свой вклад в гештальт-психологию?
- Каковы ключевые принципы гештальт-психологии?
- Каковы современные приложения гештальт-теории?
Что такое определение гештальт-психологии?
На немецком языке слово «гештальт» приблизительно переводится как «конфигурация» или «структура».
Гештальт используется для определения конфигурации, в которой сумма многих частей составляет целое.
Теория гештальт-психологии — это школа мысли, которая стремится понять и наблюдать человеческий разум в целом, а не сосредотачиваться на его более мелких компонентах. Гештальт-психологи также используют эту точку зрения, чтобы понимать и наблюдать за поведением.
Теория гештальта Психология против структурализма
Гештальт-психология была разработана в соответствии с философской школой Уильяма Вундта и Эдварда Б. Титченера, называемой st структурализмом . Давайте посмотрим, чем эта теория отличается от структурализма.
Структурализм | Гештальт-теория Психология |
Психологи наблюдают за основными компонентами психических процессов. | Психологи должны наблюдать за психическими процессами в целом. |
Бран фокусируется на взаимодействии мелких частей, чтобы понять сложные восприятия. | Мозг воспринимает целое раньше, чем отдельные части. |
Больше внимания уделяется самоанализу. | Больше фокусируется на восприятии. |
Кто самые важные ученые в гештальт-теории психологии?
Одними из самых влиятельных ученых в области психологии гештальт-теории являются Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.
Макс Вертхаймер: основатель гештальт-психологии
Родившийся 15 апреля 1880 года немецкий психолог Макс Вертхаймер считается основателем гештальт-психологии. Влияние Вертгеймера было установлено благодаря его статье 9.0069 Экспериментальные исследования восприятия движения (1912). В этой статье Вертхаймер изложил основные идеи гештальт-теории. Он также считал, что теория гештальта должна быть институционализирована, что повлияло на создание Института гештальта в Кливленде.
Вольфганг Келер
Вольфганг Келер, родившийся 21 января 1887 года, тесно сотрудничал с Вертхаймером. Келер проявлял особый интерес к естественным наукам и физике. Он был первым, кто ввел понятие психофизического изоморфизма.
Психофизический изоморфизм Теория утверждает, что перцептивный стимул, воспринимаемый мозгом, соответствует активности мозга и общему состоянию.
Одним из наиболее значительных вкладов Келера была его книга под названием « Менталитет обезьян» (1917), , в которой он обсуждает свой анализ интеллекта обезьян.
Курт Коффка
Курт Коффка, который также тесно сотрудничал с Вертхаймером, был известен тем, что расширил концепции гештальта, включив в них движение, память и обучение. Коффка изложил эти новые принципы в своей статье 9.0069 Принципы гештальт-принципов (1935).
Что такое принципы гештальт-психологии?
С момента своего основания в качестве школы мысли гештальт-психологи и теоретики определили несколько гештальт-принципов.
A Принцип гештальт-психологии — это закон, используемый для объяснения устройства и восприятия мира.
Давайте рассмотрим несколько примеров гештальт-принципов, включающих группировку . Сюда входят фигура-фон, подобие, близость, непрерывность, замыкание,
Примеры гештальт-психологии
Следующий текст исследует шесть принципов гештальт-психологии на различных примерах.
Фигура-фон
Фигура-фон — это принцип, согласно которому мозг воспринимает объект (или фигуру) как часть своего окружения (или фона).
В этом примере мозг видит либо одно лицо на черном фоне, либо два лица на белом фоне. Фигура-фон также может относиться к слуху. Например, если вы находитесь в переполненной комнате, но догоняете друга, голос вашего друга будет 9.0069 цифра , а другой голос земля . Фигура-фон непрерывно переключается назад и вперед (т. е. вы можете переключить свое внимание на голоса в комнате и отключить голос вашего друга).
Сходство
Сходство — это принцип, согласно которому мозг группирует похожие объекты вместе.
Диагональная линия буквы, StudySmarter Original
В этом примере мозг группирует букву «о» вместе и воспринимает диагональную линию, а не каждую «о» по отдельности.
Близость
Близость — это принцип, согласно которому мозг группирует объекты, находящиеся поблизости.
Два объекта, составленные из четырех линий, StudySmarter Original.
Здесь вы, наверное, впервые увидели две цифры, а не четыре отдельные линии. Ваш мозг группирует объекты близко друг к другу, прежде чем увидеть каждый отдельный объект.
Непрерывность
Непрерывность — это принцип, согласно которому мозг видит гладкие или непрерывные узоры, а не разрозненные узоры, состоящие из более мелких частей.
Три пересекающихся железнодорожных пути, freepik. com
На этом изображении мозг сначала видит три пересекающихся железнодорожных пути, а не множество непересекающихся линий. Это связано с его тенденцией видеть непрерывные линии.
Замыкание
Замыкание — это принцип, утверждающий, что мозг формирует цельный объект в любых промежутках.
Квадраты плиточного пола с пересекающимися цветами, freepik.com
Несмотря на то, что цветы на этом плиточном полу пересекаются с углами каждого квадрата, мозг все еще видит квадраты. Это происходит из-за того, что мозг заполняет промежутки, чтобы увидеть полную форму.
Prägnanz
Prägnanz — это основной закон, который гласит, что наш мозг пытается упростить сложные формы, видя более простую форму.
Круг со сложными формами и узорами, pixabay.com
Наконец, мозг сначала увидит один большой круг, а не каждую отдельную форму или узор. Принципы гештальта также могут исследовать восприятие глубины, постоянство цвета и яркости и восприятие движения.
Современные приложения гештальт-теории
Некоторые современные приложения психологии гештальт-теории включают:
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия была первоначально разработана немецким психиатром и психоаналитиком по имени Фриц Перлз. В 1952 году Перлз основал Институт гештальт-терапии в Нью-Йорке. В этом новом подходе к психотерапии пациент начинает с объяснения своих проблем своему терапевту.
Затем терапевт начинает задавать вопросы, которые помогают пациенту определить более широкие выводы, опровергающие сумма своих переживаний. Этот подход к психотерапии должен был помочь пациенту сформировать более глубокое чувство самосознания и саморефлексии. Гештальт-терапевты стремятся использовать исключительно вопросы как или что, а не почему , чтобы помочь пациенту сосредоточиться на настоящем.
Искусство и дизайн
В 1912 году Вертхаймер открыл еще один гештальт-принцип, названный феноменом фи .
Phi-феномен утверждает, что неподвижные объекты, показанные быстро, кажутся движущимися.
Этот гештальт-принцип используется в качестве основы для кинофильмов. Например, в анимационных постановках используется серия неподвижных изображений, которые быстро показываются, чтобы оживить изображения.
Мы также видим гештальт-теорию психологии в искусстве. Художники используют эти принципы, чтобы контролировать то, что они хотят, чтобы их зрители увидели. Например, художник может использовать небольшие вырезки из журнала для создания портрета женщины. Затем они используют принципы гештальт-психологии, чтобы понять и направить свои решения для создания желаемой иллюзии.
Образование и обучение
Наконец, психология гештальт-теории полезна в образовании и обучении. Например, учителя могут поощрять своих учеников находить взаимосвязь между более мелкими идеями в качестве метода решения проблем. Или можно предложить учащимся использовать гештальт-принцип закрытия, чтобы заполнить пробелы и углубить свое понимание темы или идеи.
Гештальт-психология – основные выводы
Теория гештальт-психологии – это школа мысли, которая стремится понять и наблюдать за человеческим разумом в целом, а не фокусироваться на его более мелких компонентах.
Макс Вертхаймер считается основателем гештальт-психологии. Он усердно работал со своими помощниками Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой.
Гештальт-психология была разработана в соответствии со школой мысли Уильяма Вундта, называемой структурализмом, утверждая, что психологи должны сосредотачиваться не на основных компонентах психических процессов, а на том, как основные компоненты образуют единое целое.
Принцип гештальт-психологии — это закон, используемый для объяснения структуры и восприятия мира. Они могут включать визуальную группировку, восприятие глубины, постоянство цвета и яркости и восприятие движения.
Некоторые современные применения гештальт-теории включают гештальт-терапию, искусство и дизайн, образование и обучение.
Определение, принципы и применение на рабочем месте
Гештальт-психология – простое введение », «форма» или «единое целое».
Гештальт-психологию можно определить как школу мысли, которая возникла в начале двадцатых годов и считает, что объект или сцена в целом больше и важнее, чем ее компоненты.
С помощью гештальт-психологии нас поощряют видеть и рассматривать разум и поведение как единое целое. Такой подход вносит ясность в хаос, помогая унифицировать отдельные части информации и искать закономерности.
Гештальт-психология также внесла свой вклад в изучение ощущений и восприятия .
Цель гештальта состоит в том, чтобы понять , как люди придают смысл миру, в котором они живут и как они определяют порядок в хаосе .
Согласно гештальт-психологии, то, как люди интерпретируют то, что они видят в мире, зависит от того, что они ожидают увидеть , и будут пытаться найти закономерность в том, что они видят и переживают.
Генезис гештальт-психологии
Гештальт-психология была основана в Германии в начале двадцатого века психологом Максом Вертхаймером и соучредителями Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером.
Все они встретились в Психологическом институте Франкфуртского университета, где Вертхаймер работал профессором, а Коффка и Келер помогали ему в работе.
Университет также является местом, где они сформировали школу мысли, гештальт-психологию.
Вертхаймер известен своей концепцией, называемой феноменом Phi . Во время своего путешествия он заметил, как на вокзале два отдельных светильника, которые включаются и выключаются, создают иллюзию движения.
Затем Вертхаймер заинтересовался исследованием восприятия , которое положило начало его исследованиям в области гештальт-психологии.
Своим исследованием он ответил структурализму и подходу психолога Вильгельма Вундта, который был известен тем, что разбивал психологические события на отдельные части.
Вертгеймер, с другой стороны, обнаружил, что части связаны между собой, и верил в взгляд на человеческий разум и поведение в целом.
Гештальтисты считают, что человек 9У разума 0019 есть свой способ организации , и он основан на восприятии вещей в целом, а не отдельных частей.
Основные принципы гештальт-психологии
После основания гештальт-психологии соучредитель Курт Коффка опубликовал «Принципы гештальт-психологии», в которых представил теорию гештальт-психологии и ее принципы.
Следующие принципы гештальт-психологии описывают, как работает человеческое восприятие и как мы придаем значение объектам и событиям.
Близость
Этот принцип гласит, что когда человеческий глаз видит элементы, расположенные близко друг к другу, мы воспринимаем их как набор или группу. Например, как мы читаем текст. Когда буквы складываются вместе, наше восприятие состоит в том, что они образуют слово.
Сходство
Еще один способ группировки элементов в полях зрения — поиск сходства. Элементы, которые выглядят одинаково, будут автоматически сгруппированы вместе. Например, во время спортивного мероприятия люди, одетые в футболки одного цвета, воспринимаются как члены одной команды.
Продолжение
Также частью гештальт-психологии является принцип продолжения, который гласит, что человеческий глаз предпочитает видеть непрерывную линию или движение, а не отдельные элементы. Когда, например, мы видим вывеску на здании, где дерево частично закрывает букву X, наш разум все равно будет воспринимать ее как букву X, и мы без проблем прочитаем вывеску. Мы видим непрерывность линий.
Закрытие
Этот принцип объясняет, почему люди предпочитают видеть законченные элементы. Видя неполные элементы, мы можем восполнить недостающую информацию, чтобы все еще воспринимать ее как завершенную. Этот принцип часто используется в рекламе. Рекламщики придумывают ориентировочные фразы для заполнения публикой. Считается, что такой подход вызывает интерес и большее вовлечение аудитории.
Фигура-фон
Принцип фигуры и фона объясняет, как люди в поле зрения различают фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, занимающий центральное место в нашем поле зрения, в то время как фон присутствует меньше и воспринимается как фон.
Это объясняет, как человеческое восприятие объекта или ситуации может отличаться от чьего-либо восприятия, которое зависит от того, что воспринимается как фигура и фон. Этот принцип использовал датский психолог Эдгар Рубин, экспериментировавший с оптическим обманом.
Общая судьба
Еще один принцип гештальт-психологии — принцип общей судьбы. Когда человеческий глаз видит элементы, движущиеся вместе в определенном направлении, они обычно воспринимаются как группа. Пример общей судьбы — когда мы видим детей, направляющихся на детскую площадку, что может заставить нас воспринимать их как единое целое. Элементы можно просматривать отдельно, если это сделано намеренно.
Закон Прагнанца
Невозможно тратить время и энергию на все вокруг нас. Поэтому мы склонны организовывать элементы, которые видим, самым простым способом. Человеческий разум предпочитает простоту, поэтому мы стараемся упростить то, что воспринимаем. Таким образом, когда мы видим машину, нам не нужна дополнительная информация, чтобы понять, на что мы смотрим. Это называется законом Прагнанца. Pragnänz — это немецкое слово, означающее краткость на английском языке.
В дополнение к упомянутым выше принципам, которые помогают нам понять, как работает человеческое восприятие, гештальт-теоретики признают, что на то, как мы видим мир, также влияют другие факторы, такие как личность, ожидания и опыт.
Применение гештальтпсихологии
Базовая психология
Основные психологические процессы, такие как восприятие и внимание, находятся под сильным влиянием гештальтпсихологии. Эти основные психологические процессы являются фундаментальными и применимы к практическим вопросам. Например, развитию в изучении восприятия способствуют программы, которые проводятся для предотвращения аварий путем улучшения дорожных знаков. Это можно сделать только с помощью знания, которое у нас есть о восприятии.
Гештальт-психология и коммуникация
Чтобы привлечь внимание аудитории, люди, работающие в сфере коммуникации и творчества, используют гештальт-психологию. Для людей, работающих художниками, публицистами или дизайнерами, важно понимать, как человеческий разум интерпретирует изображения. Это знание может помочь им создавать работу, которая будет доноситься до их аудитории так, как они задумали.
Гештальт-психология и решение проблем
Чтобы решить проблему, важно понимать проблему, с которой вы работаете.
В гештальт-психологии считается, что проблема состоит из компонентов, которые связаны и взаимодействуют друг с другом. Чтобы решить проблему, вам нужно реорганизовать эти компоненты, чтобы найти новое решение. Эта творческая реорганизация компонентов проблемы называется продуктивным мышлением. Гештальт-психологи рекомендуют использовать продуктивное мышление, чтобы проникнуть внутрь себя в различных вопросах.
Гештальт-психология и образование
В образовании гештальт-психология применяется для восприятия и решения проблем. Применение гештальт-психологии к образованию подразумевает, что учителя должны поощрять учащихся к решению проблемы, обнаруживая различные элементы проблемы и то, как они связаны.
Гештальт-терапия
Терапия, основанная на гештальт-психологии, представляет собой гуманистический подход, при котором люди рассматриваются как сильные и независимые существа. Он рассматривает функционирование человеческого разума с целостной точки зрения, при этом у каждого человека есть свои мысли, переживания и реальность.
Развитие гештальт-терапии началось в 1940-х годах с автора Фрица Перлза. Он утверждал, что у каждого человека есть своя собственная реальность, которая определяется нашим восприятием, и что мы сами несем ответственность за изменение нашего восприятия. Этот образ мышления также занимает центральное место в гештальт-терапии, в которой личностный рост и построение идентичности находятся в центре внимания.
Гештальт-психология в повседневной жизни
Гештальт-психология также может применяться в нашей повседневной жизни. Как упоминалось в этой статье, гештальт-психологию можно использовать для решения проблем и поощрения творчества. Кроме того, знание принципов гештальта может помочь нам понять, как мы воспринимаем мир, объяснить оптические иллюзии и помочь понять наше поведение.
Техника пустого стула
Гештальт-терапия фокусируется на целом и работает с прошлым в настоящем.
Вещи, находящиеся в нашем сознании, но незавершенные, называются « незавершенными делами ». Из-за нашей естественной склонности к созданию гештальтов незавершенные дела могут быть значительной тратой энергии, а также препятствием для дальнейшего развития (O’Leary, 2013).
самая популярная и известная техника в гештальт-терапии, техника пустого стула или диалог пустого стула (ECH), — метод решения незаконченных дел в терапевтическом кабинете.
Незавершенное дело часто является результатом невыраженных эмоций, таких как отсутствие горя по поводу потери, и/или неудовлетворенных потребностей, таких как невысказанные обиды в отношениях. Клиент, возможно, предпочел избежать незавершенных дел в данный момент, решив не раскачивать лодку или сохранить отношения.
Постфактум этим невыраженным чувствам может не хватать подходящего выхода или их продолжают избегать из-за стыда или страха быть уязвимым. Большинство людей склонны избегать этих болезненных ощущений вместо того, чтобы делать то, что необходимо для изменения.
Техника пустого стула — это способ привнести невыраженные эмоции и неудовлетворенные потребности в здесь и сейчас.
В ECH терапевт устанавливает для клиента два стула, один из которых остается пустым. Клиент сидит на одном стуле и представляет свою вторую половинку, с которой у него есть незаконченные дела, на пустом стуле.
Затем клиент инструктируется и помогает ему сказать то, что осталось недосказанным воображаемому значимому другому.
Иногда клиент меняет стулья и говорит сам с собой, как если бы он был второй половинкой. Благодаря этому диалогу прошлые эмоции клиента переносятся в настоящее. Затем они обрабатываются и прорабатываются терапевтом.
Этот метод может быть применен либо к текущим отношениям, либо к отношениям, которые закончились. Цель работы — помочь клиенту изменить его самовосприятие .
Клиенты, перенесшие ЭХГ, могут перестать считать себя слабыми и жертвами и стать более уверенными в себе. Они могут относиться к значимому другому с большим пониманием или возлагать на него ответственность за причинение вреда.
Примеры гештальт-психологии
Один из примеров, используемых для объяснения гештальт-психологии, следующий: Феномен Фи.
Фильм, например, представляет собой серию отдельных изображений, но при быстром показе изображений мы воспринимаем их как непрерывное движение, тогда как в действительности его нет.
По мнению гештальт-психологов, это результат того, что наш разум заполняет недостающую информацию . В этом примере отсутствующей информацией являются промежутки между изображениями.
Это показывает, что «целое» играет более важную роль в человеческом сознании, чем сумма отдельных частей.
Гештальт-терапия используется в самых разных условиях, от клиники до корпоративного зала заседаний. Институты гештальта существуют во всем мире, и этот подход практикуется в стационарных клиниках и частных практиках индивидуальной и групповой терапии. Из-за такого разнообразия приложений он может принимать различные формы.
В 1965 году Американская психологическая ассоциация сняла сериал под названием « Три подхода к психотерапии » с участием Фрица Перлза (гештальт-терапия), Карла Роджерса (личностно-центрированная терапия) и Альберта Эллиса (рационально-эмоциональная поведенческая терапия), демонстрирующих их приближается к пациентке по имени Глория.
Чтобы увидеть, как выглядит гештальт-терапия, вы можете посмотреть это видео о том, как Перлз работает в режиме реального времени.
В видео Перлз описывает свой подход, работает с Глорией в течение короткого сеанса, а затем подводит итоги перед зрителем в конце.
Гештальт-психология и решение проблем
Гештальт-психология внесла свой вклад в научное изучение решения проблем. Фактически, ранняя экспериментальная работа гештальтистов в Германии знаменует собой начало научного изучения решения проблем.
Позже эта экспериментальная работа продолжалась в течение 1960-х и начала 1970-х годов, когда проводились исследования относительно простых (но новых для участников) лабораторных задач по решению проблем.
Учитывая сосредоточенность гештальт-психологии в целом, для гештальт-психологов было естественным изучать решение проблем с точки зрения понимания, стремясь понять процесс, посредством которого организмы иногда внезапно переходят от понятия, как решить проблему, к мгновенному пониманию вся проблема и ее решение.
В знаменитой серии экспериментов Кёлер дал шимпанзе несколько ящиков и поставил еду высоко над землей; через некоторое время шимпанзе, казалось, внезапно осознали, что они могут ставить коробки друг на друга, чтобы добраться до еды.
Гештальт-психология и два вида мышления
Макс Вертхаймер различал два вида мышления: продуктивное мышление и репродуктивное мышление .
Продуктивное мышление это решение проблемы на основе инсайта — быстрого, творческого, незапланированного реагирования на ситуации и взаимодействие с окружающей средой.
Репродуктивное мышление – это решение проблемы, преднамеренно основанное на предыдущем опыте и знаниях. Репродуктивное мышление действует алгоритмически — тот, кто решает проблемы, воспроизводит серию шагов по памяти, зная, что они приведут к решению, – или путем проб и ошибок.
Функциональная неподвижность: обратная сторона гештальт-психологии
Карл Дункер, другой гештальт-психолог, изучавший решение проблем, ввел термин функциональная фиксированность для описания трудностей как в визуальном восприятии, так и в решении проблем, возникающих из-за того, что один элемент всей ситуации уже имеет (фиксированную) функцию, которая необходимо изменить, чтобы что-то воспринять или найти решение проблемы.
Функциональная неподвижность – когнитивная предвзятость , которая ограничивает человека в использовании объекта только так, как он традиционно используется.
Концепция функциональной фиксированности возникла в гештальт-психологии, движении в психологии, которое делает упор на целостную обработку.
Карл Дункер определил функциональную неподвижность как умственный блок против использования объекта новым способом, который требуется для решения проблемы.
Этот «блок» ограничивает возможность человека использовать компоненты, данные ему для выполнения задачи, поскольку он не может выйти за рамки первоначального назначения этих компонентов.
Например, если кому-то нужно пресс-папье, но у него есть только молоток, он может не увидеть, как можно использовать молоток в качестве пресс-папье.
Функциональная неподвижность — это неспособность рассматривать молоток как нечто иное, кроме как для забивания гвоздей; человек не мог подумать, что можно использовать молот иначе, чем в его обычной функции.