Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности
Похожие презентации:
Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71
Моя будущая профессия: юрист
Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Творческий проект «Планирование кухни-столовой»
Моя будущая профессия — военный
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
1. Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности
• Общение – основное условие развитияребёнка, важнейший фактор
формирования личности, один из
главных видов деятельности человека,
устремлённый на познание и оценку
самого себя посредством других
людей.
Опыт первых отношений со сверстниками
является тем фундаментом, на котором
строится дальнейшее развитие личности
ребенка.
Этот первый опыт во многом определяет
характер отношения человека к себе, к другим,
к миру в целом.
4. Для организации общения дошкольников необходимо знать…
• возрастные особенности общениядетей
• нормальный ход развития общения
со сверстниками
• психологические причины
различных проблем в отношениях с
другими детьми
5. Особенности общения дошкольников со сверстниками
6. 1. Яркая эмоциональная насыщенность
• Повышенная эмоциональность ираскованность контактов дошкольников
отличает их от взаимодействия со
взрослым.
• В общении сверстников в 9-10 раз больше
экспрессивно-мимических проявлений,
выражающих разные эмоциональные
состояния — от яростного негодования до
бурной радости, от нежности и сочувствия
до драки.
7. 2. Нестандартность и нерегламентированность общения
• В общении со взрослым даже самыемаленькие дети придерживаются
определенных форм поведения, но при
взаимодействии со сверстниками
дошкольники используют самые
неожиданные и оригинальные действия и
движения.
8. 3. Преобладание инициативных действий над ответными
• Особенно ярко это проявляется вневозможности продолжить и развить
диалог, который распадается из-за
отсутствия ответной активности партнера.
Для ребенка значительно важнее его
собственное действие или высказывание, а
инициатива сверстника в большинстве
случаев им не поддерживается.
9. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте
10. 1- эмоционально-практическое
• Эмоционально-практическое общениекрайне ситуативно — как по своему
содержанию, так и по средствам
осуществления. Оно целиком зависит от
конкретной обстановки, в которой
происходит взаимодействие, и от
практических действий партнера.
11. 2 — эмоционально-практическое
• Отношение к другому ребёнкуиндифферентно-доброжелательное.
Трехлетние дети, как правило, безразличны
к успехам сверстника и к его оценке со
стороны взрослого. Но легко решают
проблемные ситуации «в пользу» других:
уступают очередь в игре, отдают свои
предметы .
• Но сверстник еще не играет существенной
роли в жизни ребенка.
12. 3 — ситуативно-деловое
• Оно складывается примерно к четыремгодам и остается наиболее типичным
до шестилетнего возраста.
• Этот возраст является периодом
расцвета ролевой игры. Главным
содержанием общения детей в
середине дошкольного возраста
становится деловое сотрудничество.
13. Игры, способствующие организации общения дошкольников
Главная задача игр — привлечение вниманияребенка к другому и его различным проявлениям:
внешности, настроениям, движениям, действиям
и поступкам.
Игры помогают детям пережить чувство
общности друг с другом, учат замечать
достоинства и переживания сверстника и
помогать ему в игровом и реальном
взаимодействии.
14. 1. Игры, формирующие внимание к сверстнику
• В таких играх, как «Зеркало»,«Испорченный телефон», «Эхо», дети
должны повторить действия или слова
партнера. Подстраиваясь к другому и
уподобляясь ему в своих действиях,
они учатся замечать самые мелкие
детали движений, мимики, интонаций
своих ровесников.
15. 2. Игры, формирующие способность к согласованности движений
• Требуют ориентации на действияпартнеров и подстройки к ним,
большого внимания к сверстникам и
умения действовать с учетом
потребностей, интересов и поведения
других детей.
16. 3. Игры, способствующие погружению детей в общие для всех переживания
• Как радостные, так и тревожные.• Создаваемое в играх мнимое чувство общей
опасности объединяет и связывает.
17. 4. Игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях
4. Игры, в которых дети оказывают другдругу помощь и поддержку в «трудных»
игровых ситуациях
18. 5. Игры, формирующие вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь исключительно
положительный характер• Комплименты, добрые пожелания,
подчеркивание достоинств другого.
• Задача этих игр — научить детей видеть
и подчеркивать положительные
качества и достоинства других детей.
19. 6. Игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности
• Изготовление общих рисунков,поделок, подарков.
20. Предполагаемые результаты.
• В процессе игр дошкольники становятсявсе более внимательными друг к другу,
замечают действия и настроения других,
стремятся помочь и поддержать партнеров.
• Заметно снижается агрессивность многих
проблемных детей, уменьшается число
демонстративных реакций, замкнутые,
застенчивые дети чаще участвуют в
совместной игре.
21. Трудности в общении
22. Возможные причины:
• ребенок стремится к сверстнику, но его непринимают в игру;
• ребенок стремится к сверстникам, и они
играют с ним, но их общение носит
формальный характер;
• ребенок уходит от сверстников, но они
настроены к нему дружелюбно;
• ребенок уходит от сверстников, и они
избегают контакта с ним.
23. Эти трудности являются нарушением одного или всех следующих условий «полноценного общения»:
• наличие взаимных симпатий;• наличие интереса к деятельности
сверстника, стремление играть вместе;
• наличие сопереживания;
• наличие способности «приспосабливаться»
друг к другу;
• наличие необходимого уровня игровых
умений и навыков.
24. Поэтому, задача взрослых —
Поэтому, задача взрослых • опираясь на особенности общениядошкольников со сверстниками,
управлять, корректировать общение
детей в повседневной жизни и во всех
видах совместной деятельности.
English Русский Правила
Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности презентация, доклад
Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Для организации общения дошкольников необходимо знать…
возрастные особенности общения детей
нормальный ход развития общения со сверстниками
психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми
Особенности общения дошкольников со сверстниками
1. Яркая эмоциональная насыщенность
Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослым.
В общении сверстников в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
2. Нестандартность и нерегламентированность общения
В общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, но при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения.
3. Преобладание инициативных действий над ответными
Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.
Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте
1- эмоционально-практическое
Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно — как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.
2 — эмоционально-практическое
Отношение к другому ребёнку индифферентно-доброжелательное. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Но легко решают проблемные ситуации «в пользу» других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы .
Но сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.
3 — ситуативно-деловое
Оно складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичным до шестилетнего возраста.
Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.
Игры, способствующие организации общения дошкольников
Главная задача игр — привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам.
Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
1. Игры, формирующие внимание к сверстнику
В таких играх, как «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо», дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.
2. Игры, формирующие способность к согласованности движений
Требуют ориентации на действия партнеров и подстройки к ним, большого внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.
3. Игры, способствующие погружению детей в общие для всех переживания
Как радостные, так и тревожные.
Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает.
4. Игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях
5. Игры, формирующие вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь исключительно положительный характер
Комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого.
6. Игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности
Изготовление общих рисунков, поделок, подарков.
Предполагаемые результаты.
В процессе игр дошкольники становятся все более внимательными друг к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров.
Заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре.
Трудности в общении
Возможные причины:
ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру;
ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер;
ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно;
ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.
Эти трудности являются нарушением одного или всех следующих условий «полноценного общения»:
наличие взаимных симпатий;
наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;
наличие сопереживания;
наличие способности «приспосабливаться» друг к другу;
наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.
Поэтому, задача взрослых —
опираясь на особенности общения дошкольников со сверстниками, управлять, корректировать общение детей в повседневной жизни и во всех видах совместной деятельности.
Дома с маленькими детьми? Развивайте речевые и языковые навыки дошкольников с помощью повседневных взаимодействий и занятий
У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта. ОБНОВЛЕНИЯ COVID-19 : Найдите новости и ресурсы для аудиологов, логопедов и общественности.
Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Напишите нам
Поскольку семьи по всей стране укрываются на месте, родители дошкольников могут помочь своим детям развить речевые и языковые навыки во время повседневной домашней деятельности.
Сильные речевые и языковые навыки являются ключом к подготовке к детскому саду и предшественником чтения, письма и социального успеха. Ниже приведены некоторые ключевые навыки общения для детей в возрасте от 3 до 5 лет, а также предложения о том, как родители могут помочь своим дошкольникам:
Следование указаниям
Научите или закрепите способы следования указаниям в течение дня. Привлеките внимание ребенка, убедитесь, что он смотрит на вас, и расскажите, как вы одеваетесь, моете руки, чистите зубы или убираете игрушки. Вы даже можете создать картинку или подписать список шагов для обычных повседневных задач. Некоторые простые возможности домашней практики включают следующее:
- Готовка и выпечка. Выберите простой рецепт и попросите ребенка помочь собрать ингредиенты. Некоторые рецепты снабжены изображениями ингредиентов, чтобы их было легче найти. Расскажите о том, что вы делаете в первую очередь, во вторую и так далее. Дети также могут узнать о числах и измерениях во время приготовления пищи.
- Охота за мусором. Спрячьте 10 любимых предметов вашего ребенка по всему дому или во дворе и создайте простой контрольный список. Смогут ли они найти и отметить их в контрольном списке картинок и/или слов? Помогите им на охоте найти все 10. Вы можете давать подсказки, такие как «сдвинуться на пять шагов ближе» и «сдвинуться вперед».
- Классические игры. Игры , такие как Simon Says или Red Light, Green Light , помогают вашему ребенку слушать, обращать внимание и двигаться, выполняя одно- и двухшаговые инструкции.
Разучивание песен и стихов
Маленькие дети любят музыку. Пение детских песенок, таких как Row, Row, Row Your Boat и Wheels on the Bus , научит их различать звуки и слова. Пение песен и слушание стишков помогут детям научиться читать.
Создание словарного запаса и описание предметов
Чем больше слов встречается с ребенком, тем больше слов он узнает! Поддерживайте разговор в течение всего дня, независимо от вашей активности. Вот некоторые отличные возможности для пополнения словарного запаса:
- Время головоломок. Предложите ребенку собрать пазл. Расскажите о картинках на коробке. Какие новые слова можно найти в ребусе? Найдите головоломки на разные темы, такие как праздники, животные или еда.
- Крафт. Установите станцию с художественными материалами и разговаривайте, создавая поделку. Обсудите, что они хотят сделать, выбор цвета и ощущение материалов (например, Play-Doh или глины).
- Прогулка на природе. Снаружи есть о чем поговорить! Что они видят и слышат? Они чувствуют ветер? Как пахнут лепестки цветов? Сколько цветов они видят? Что делают птицы и белки? Попросите их рассказать вам больше.
Рассказы
Подготовьте почву для рассказа, назвав место, персонажа (героев) и занятие. Предложите ребенку создать историю из этих деталей и придумать приключения для каждого персонажа. Чем смешнее или диче, тем лучше.
Вы также можете выбрать знакомую книгу и попросить ее описать чувства персонажей. Журналы и газеты также отлично подходят для этой цели. Составьте рассказ по картинке и опишите происходящее. Разыгрывайте истории по ролям, изображая персонажей.
Описание эмоций
Помогите детям выразить свои чувства и рассказать о том, что могут чувствовать другие. Некоторые идеи включают следующее:
- Организуйте выставку декоративно-прикладного искусства для членов семьи, с которыми вы живете, и покажите творения вашего ребенка. Используйте предметы домашнего обихода (например, кофейные фильтры, рулоны бумажных полотенец или прищепки) или предметы с улицы (например, палки, листья, камни) для создания поделок. Попросите ребенка описать свое искусство, почему он выбрал этот предмет и какие чувства он у него вызывает.
- Покажите ребенку фотографии семейных собраний или событий и расскажите о людях на фотографиях — кто есть кто, что они делают и что они могут чувствовать. Расскажите о том, каково это, когда вы с друзьями. Что делает хороший друг?
- Используйте кукол или сделайте марионеток из подручных материалов и устройте представление. Используйте забавные голоса и говорите о персонажах — кто они, что им нравится или чего они хотят, и что они чувствуют.
Секвенирование и прогнозирование
Последовательность — это разбиение чего-либо (например, задачи или истории) на этапы или части, а затем их упорядочение. Попросите ребенка выбрать любимую книгу. Прочтите вместе, а потом обсудите. Что появилось первым? Следующий? Последний? Попросите их нарисовать картинку, чтобы показать вам. Пока вы читаете, вы также можете спросить их, что, по их мнению, произойдет дальше или о чем, по их мнению, будет рассказ, прежде чем вы начнете читать, взглянув на обложку (это называется предсказание ).
Убеждение
Дети используют множество тактик, чтобы добиться своего. Хотя эта тактика может включать плач или нытье, вы можете помочь им научиться убеждать своими словами. Попросите их нарисовать свою любимую книгу и рассказать о ней вам — смогут ли они убедить вас прочитать ее? Или, если они хотят посмотреть телешоу или фильм, попросите их убедить вас — привести веские причины, почему им стоит посмотреть это шоу.
Подведение итогов
Запланируйте звонок (или видеочат, если можете) между вашим ребенком и его бабушкой и дедушкой, другими членами семьи или другом, чтобы обсудить их повседневные дела или книгу, которую они прочитали. Может ли ваш ребенок кратко рассказать об основных моментах дня или основных событиях в книге?
Дополнительные ресурсы для родителей
- Общение с ребенком: советы и основные этапы от рождения до пяти лет
- Как ваш ребенок слышит и говорит?
- Дошкольные языковые расстройства
Корпоративные партнеры ASHA
Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха
Сила использования повседневных дел для развития языковых и социальных навыков у детей младшего возраста
Ферн Сассман
Больше, чем слова ® Директор программы
Когда дети вовлечены в повседневные дела, такие как купание, кормление, смена подгузников и езда в машине, дети могут многому научиться. Это то, что родители делают со своими детьми каждый день. Эти ежедневные мероприятия очень важны, потому что они предоставляют возможности для повторного обучения в естественной, приятной, но структурированной форме.
Чему дети учатся в повседневной жизни?
Подумайте обо всем, что родители делают со своими детьми в любой день. Они одевают и кормят их, купают их и помогают им чистить зубы. Именно в контексте такой повседневной рутины маленький ребенок начинает понимать свой мир. Это предполагает понимание:
- как устроен их мир – напр. после пробуждения они одеваются, чистят зубы и завтракают
- слова, которые люди говорят по отношению к каждой программе
- социальных ролей — например, как начать разговор (инициировать) и как правильно реагировать, когда другой человек начинает его
- как участвовать в разговоре с другими (даже до того, как ребенок научится говорить) в качестве равноправного собеседника
Обучение социальным ролям через активное участие
Поскольку во всех занятиях есть цели, ребенку ясно, что нужно делать. Например, цель одевания состоит в том, чтобы ребенок в конечном итоге надел рубашку, штаны, носки и туфли. Цель езды в автомобиле — сесть и пристегнуться перед поездкой. Каждая процедура состоит из серии небольших шагов, таких как открытие дверцы автомобиля, залезание или посадка на сиденье, сидение на сиденье, а затем пристегивание. Некоторым рутинам сопутствует особый язык — например, «Пора одеваться» или «Поехали кататься».
►Поощряйте ребенка играть более активную роль
В начале родители выполняют большую часть работы, например, натягивают футболку через голову ребенка или наносят зубную пасту на зубную щетку и чистят ребенку зубы. Однако по мере того, как ребенок снова и снова участвует в рутине вместе со своим родителем, он обретает уверенность, и его роль меняется. Постепенно он делает и говорит больше. Например, он может даже сказать родителю, что будет дальше, или спросить, что ему нужно. Он может даже предложить распорядок дня (т. е. начать его) или закончить. По мере роста активности ребенка растет его самостоятельность и самооценка.
►Легкий путь не всегда лучше
Родителю часто проще и быстрее вести ребенка через рутину. Однако если родитель всегда направляет — например, дает ребенку сок до того, как он его попросит, включает воду или надевает ребенку штаны, когда он может начать учиться делать это сам, ребенок не чувствует, что он оказывает большое влияние на его мир. С другой стороны, если родитель ждет, пока ребенок инициирует, например, позволяя ребенку попытаться включить воду или выдавить зубную пасту на зубную щетку, ребенок начинает понимать, в чем может заключаться его роль инициатора. Это очень мощный опыт, помогающий ребенку понять, что он может принять роль или точку зрения другого человека, что является важной частью эффективного двустороннего социального взаимодействия.
Испытывая повторяющиеся реакции на свое поведение — например, получая сок после того, как он указывает на него, ребенок также узнает, что есть подходящий способ попросить его сок. Если, однако, его родитель пропустит или проигнорирует указание ребенка, ребенок будет искать другие способы получить то, что он хочет, возможно, плача или пытаясь взобраться на прилавок, чтобы самому получить сок. Чтобы научиться социально приемлемому поведению, ребенок должен иметь повторяющийся и успешный опыт структурированной социальной деятельности, в которой он активно участвует.
Изучение значения слов
Когда родитель берет с полки чашку, наливает в нее сок и подносит ее ближе к ребенку, и ребенок, и родитель разделяют общую направленность или общий интерес. Если родитель затем говорит: «Вот твой сок», он «отображает» слово «сок» на объект, позволяя ребенку начать связывать это слово с каким-то аспектом жидкости в чашке. В этом кратком взаимодействии совместная деятельность обеспечивает основу для понимания.
Однако в этот момент ребенок не знает, относится ли слово «сок» к чашке, или к жидкости внутри чашки, или даже к акту подачи чашки. Чтобы выучить конкретное значение слова, ребенку потребуется еще много раз услышать слово «сок», связанное с напитком. Чем больше раз ребенок делает что-то с соком, слушая слово, тем яснее становится смысл. Ключом к пониманию ребенка является его мотивация к пониманию, которая усиливается в ситуации, в которой он является активным участником.
Превращение рутины в возможности для обучения
Чтобы обучение, описанное выше, имело место, во взаимодействии между ребенком и его опекунами должны присутствовать определенные условия.
Следующие рекомендации помогут создать возможности для участия и обучения в рутине:
Разбейте рутину на серию небольших последовательных шагов, чтобы было общее понимание того, как работает рутина — убедитесь, что вы выполняете рутину каждый раз одним и тем же, говоря одно и то же на каждом шагу, чтобы помочь ребенку лучше понять, как это работает.
Будьте гибкими — маленькие дети учатся лучше всего, когда вы следуете их примеру. Если ребенок хочет кататься по кровати, когда надевает пижаму, вместо того, чтобы пытаться остановить это поведение, сделайте это привычкой, сказав: «Сначала надень пижаму, а потом можешь кататься по кровати». Если ребенок увидит, что есть награда за выполнение шагов распорядка, он с большей вероятностью подчинится. И в игровой игре с катанием по кровати можно научиться так же многому, как и в надевании пижамы!
Обозначьте, что интересует ребенка в тот момент, когда это, кажется, находится в его центре внимания — исследования показывают, что наиболее важным аспектом помощи детям в изучении значения слова является выбор времени. Например, если ребенок смотрит на пиццу, а взрослый говорит: «Дай-ка я возьму твою чашку», слова родителя не помогут ребенку выучить слово «пицца», а именно то, что его в данный момент действительно интересует. .
Будьте изобретательны — рутину можно составить из всего, что родитель и ребенок регулярно делают вместе. Процедуры могут быть созданы вокруг посадки или полива растений, смены повязки, кормления кошки или выпечки печенья. Лучшие возможности для обучения — это те, которые наиболее интерактивны и интересны.