Ощущение и восприятие как психические процессы: 13. Ощущение и восприятие, как психические познавательные процессы, свойства, виды, особенности функционирования.

Психические процессы: ощущение и восприятие

Психические процессы: ощущение и восприятие
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

Познание человеком окружающей его действительности осуществляется прежде всего посредством органов чувств. Поэтому оно именуется чувственным познанием, чувственным отражением действительности.
Возникающие при этом у человека образы предметов и явлений действительности называются ощущениями и восприятиями.
Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть и существенные различия. Общее заключается в том, что оба они — первичные познавательные процессы — возникают только при непосредственном воздействии тех или иных раздражителей на органы чувств и являются продуктом деятельности нервной системы, ее периферических и центральных мозговых механизмов.

Общим также является то, что вся человеческая деятельность базируется на ощущениях и восприятиях.

Через ощущения и восприятия человек не только получает непосредственную информацию о том, что происходит вокруг него и в нем самом, но ощущения и восприятия являются существенными элементами механизмов, позволяющих человеку управлять действиями других людей. Лишите человека возможности ощущать и воспринимать окружающую его действительность, и он не сможет ничего делать. В специальных опытах у человека «выключали» все органы чувств, ни одно раздражение не проникало в его мозг, и человек засыпал. В условиях сенсорной изоляции у человека меньше чем через сутки отмечалось резкое снижение внимания, уменьшение объема памяти, происходили другие изменения психической деятельности.

Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и восприятий в жизни и деятельности людей.
Основное существенное различие между ощущениями и восприятиями связано с их отражательной сущностью. Ощущение — это психический процесс отражения отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.


Существует несколько классификаций ощущений. Наиболее распространенной является классификация, основанная на признаке среды, из которой поступают раздражения, воздействующие на рецепторы. Это внешняя среда, в которой протекает жизнь и многообразная деятельность человека, и внутренняя среда его организма. Соответственно раздражения из внешней среды и вызванные ими ощущения получили название экстероцептивных; раздражения же, поступающие из внутренней среды, и ощущения, от них возникающие — интероцептивных.
К экстероцептивным относятся ощущения зрительные, слуховые, кожные (среди них осязательные, температурные, болевые), обонятельные, вкусовые.
К интероцептивным относятся ощущения, характеризующие состояние внутренних органов, ощущения тяжести, боли, голода и т. д.; вестибулярные ощущения; двигательные ощущения (ощущения положения и перемещения в пространстве всего тела и отдельных его частей). Их называют также проприоцептивными, или кинестезическими.
Такое многообразие разновидностей ощущений соответствует специализации анализаторов. Она выражается в том, что каждый из них реагирует на действия только определенных, специфических для него раздражителей: зрительный — световых, слуховой — звуковых и т. д. Такая специализация — следствие длительного эволюционного и общественноисторического их развития и того, что анализаторы и соответствующие им ощущения являются, с одной стороны, механизмами ориентировки в окружающей среде, в условиях жизни и деятельности, с другой — механизмами регуляции действий и деятельности в данных условиях.
В области ощущений существуют определенные закономерности. Центральная закономерность ощущений — существование порогов чувствительности. Порогами ощущений называются величины (по интенсивности) раздражений, при которых ощущения возникают, могут сохраняться, а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов три: нижний, или абсолютный, верхний и порог различения.
Нижним, или абсолютным порогом называется минимальная сила раздражения, при которой возникает едва заметное ощущение.
Верхним порогом называется наибольшая сила раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение определенного вида.
Установлено, что нижним и верхним порогами, например, ощущения цвета являются колебания электромагнитных волн частотой от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон, а ощущения звука — колебания звуковых волн от 20 до 20 000 гц. Сверхвысокие по интенсивности раздражители вместо ощущений определенного вида вызывают боль.
Порогом различения называется наименьшая величина, на которую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действующего раздражения, для того чтобы впервые возникло ощущение его изменения. Эта величина для каждого вида ощущений является определенной и относительно постоянной. Для зрительных ощущений она составляет — 1/100, для слуховых — 1/10, для тактильных — 1/30. Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анализаторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже
абсолютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность и пороги ощущений не одинаковы у разных людей. Это зависит от многих факторов, в том числе и от врожденных особенностей личности. У человека с меланхолическим темпераментом чувствительность выше, чем у человека флегматичного темперамента. Она также зависит от специфики профессиональной деятельности. Например, чувствительность, а следовательно, и соответствующие ощущения достигают высочайшей степени развития у дегустаторов духов, табаков, сыров, вина. Чувствительность зависит и от специальной тренировки в процессе деятельности.
Отрицательное влияние на чувствительность, а следовательно, и на пороги ощущений оказывает утомление.
Следующая закономерность ощущений — это адаптация. Явление адаптации — в приспособлении анализаторов к функционированию в изменяющихся условиях внешней среды. Оно заключается в повышении или понижении их чувствительности. Такова, например, зрительная световая адаптация. Под влиянием яркого света всегда устойчиво понижается чувствительность зрительного анализатора. При переходе из темного помещения в ярко освещенную комнату требуется не менее 3-5 мин для того, чтобы глаз «приспособился» к повышенному (по сравнению с прежним) освещению.
В каждой системе анализаторов — зрительной, слуховой, кинестетической и других — существуют анализаторные связи между корковыми элементами. Вместе с тем существуют и межанализаторные связи, которые обеспечивают взаимодействие анализаторов. Оно проявляется в изменении чувствительности одного анализатора под влиянием какого-либо другого или других. Установлено, что если какое-либо музыкальное произведение сопровождать подобранной определенным образом гаммой цветов, демонстрируемых на экране, то чувствительность к музыке при этом повышается. Известно также, что слабое вкусовое ощущение кислого повышает зрительную чувствительность. Общая же закономерность взаимодействия ощущений проявляется в том, что слабые по интенсивности раздражения одного анализатора (следовательно, не очень яркие ощущения) повышают чувствительность другого; сильные же, наоборот, понижают ее.
Это имеет важное практическое значение и позволяет говорить о своеобразии сенсорной организации человека. Она представляет собой определенный уровень развития различных видов чувствительности и своеобразие связей между ними у каждого человека и поэтому является одной из существенных характеристик индивидуальности. Сенсорная организация формируется на протяжении жизни человека под влиянием специфических условий различных видов его деятельности. Это и лежит в основе особенностей проявлений и развития чувствительности различных профессий.
Восприятие в отличие от ощущений — психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
В восприятии синтезированы (объединены) многие ощущения, хотя оно не является их простой суммой. Например, штангист, захватывая гриф штанги, не только видит ее, но и ощущает толщину грифа, холод металла, меру «сцепления» пальцев рук с грифом. Все эти ощущения обобщаются в один целостный образ штанги.
В этом выражается предметность и целостность восприятия. Другая его особенность — структурность. Она заключается в том, что восприятие не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, то есть его структура.
Для восприятия характерен и ряд других особенностей: константность, осмысленность, апперцепция.
Константность восприятия характеризуется тем, что в определенных границах человек воспринимает предметы как относительно неизменные. Она обнаруживается, например, при зрительном восприятии формы и цвета предметов. Так, классная доска воспринимается черной, потолок — белым и при ярком солнечном освещении, и при тусклом свете пасмурного утра, и при электрическом освещении. Конечно, константность восприятия сохраняется не всегда, она может изменяться (например, при очень ярком и быстро изменяющемся цветовом освещении). Тогда естественные цвета предметов начинают как бы смещаться в сторону бликов цветового освещения. Так, в зависимости от сменяющих друг друга ярко-красного, фиолетового, зеленого цветов освещения меняется цвет костюма фигуриста, цвет лица у актера.

Константность восприятия имеет большое жизненное значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения человек сталкивался бы с «новыми» предметами и перестал бы узнавать то, что ему было известно раньше. При этом точность, быстрота восприятия предметов были бы значительно снижены, а это, в свою очередь, затрудняло бы эффективную ориентировку человека в условиях его трудовой, учебной, спортивной деятельности.
Следующая особенность восприятия — это осмысленность. Восприятие — это не только чувственное отражение, но и осознание предметов, их осмысливание. Это значит, что в процесс восприятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом выражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия. Осмысленность его хорошо проявляется, например, при восприятии незавершенных рисунков. Рассмотрение рисунка обнаруживает единство чувственных и логических элементов познания, неразрывную связь восприятия и мышления человека.
Поэтому окружающая действительность в восприятии полнее и глубже, хотя это и относится только к внешним свойствам и качествам предметов.
Для восприятия характерно также и явление апперцепции. Апперцепцией называется зависимость восприятия от жизненного опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориентаций и установок. С апперцепцией связаны целенаправленность и избирательность восприятия, индивидуальные различия в восприятии одного и того же предмета различными людьми. Например, воспринимая сломанные лыжи, мастер, производящий их, будет фиксировать внимание на материале, из которого они изготовлены, качестве их изготовления, художник-дизайнер — на внешнем оформлении, начинающий спортсмен — на соответствии лыж росто-весовым показателям, опытный тренер, выбирающий лыжи для своих учеников, будет оценивать их всесторонне.
Восприятие — это процесс, в котором отражаются и особенности реально существующих качеств и отношений предметов внешнего мира, служащих источником восприятия, и своеобразие субъективной деятельности личности. Внутренние установки и определенная направленность личности составляют объективный характер восприятия. Это раскрывается в предопределенности восприятия субъективной настроенностью личности. Своеобразие сенсорной деятельности в определенных условиях также может влиять на увеличение роли субъективных качеств восприятия. Примерами этому служат иллюзии восприятия, нарушение константности, явления одновременного и последовательного контрастов, взаимоотношения фигуры и фона восприятия.
Многообразие чувственного отражения личностью окружающего объективного мира выступает в восприятии предметов, пространства, движений, времени, человеческих отношений и в восприятии человека человеком.
Полученные знания, имеющийся опыт, представления памяти включаются в процесс восприятия. Всякий новый предмет осмысливается и определяется в системе имеющегося интеллектуального и эмоционального багажа личности. Благодаря включению мышления в акт восприятия уже на уровне чувственного познания совершается осмысливание и первоначальное обобщение.
В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер — становится наблюдением.
Систематически организуемое наблюдение, приносящее личности глубокое удовлетворение и помогающее решать волнующие ее вопросы, может стать более или менее длительным интеллектуальным состоянием личности. При определенных обстоятельствах в поведении человека обнаруживается наблюдательность, являющаяся сложным специфическим проявлением личности.
Длительное и постоянное культивирование наблюдения, а также потребности практической профессиональной деятельности способствуют выработке наблюдательности как устойчивой черты поведения или деятельности личности. Наблюдательность становится свойством личности.


Вопросы для самоконтроля.
1. Выделите физиологические основы ощущения и восприятия
2. Раскройте взаимосвязь ощущения и восприятия.
2. Проанализируйте, в чем заключается важность апперцепции для формирования восприятия.
3. Выделите особенности репрезентативных систем в учебной и профессиональной деятельности

Источник : Общая психология : учебное пособие для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «Социология» / Нар. укр. акад., [каф. социологии] ; авт.-сост. Н. П. Гога. — Харьков : Изд-во НУА, 2019. — 80 с.

Ощущение и восприятие как психические процессы

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1.

Ощущение и восприятие как психические процессыБелоусова Диана Вячеславовна – студентка 3 курса ПСД

2. План лекции

1.
2.
3.
4.
План лекции
5.
6.
7.
8.
9.
Понятие «ощущение»
Анализаторы и их строение
Проблема измерения ощущения
Психофизиологические
закономерности ощущений
Классификация ощущений
Понятие «восприятие»
Иллюзии
Свойства восприятия
Классификация восприятия

3. Понятие «ощущение»

• Ощущение – отражение свойств предметов
объективного мира, возникающие при их
непосредственном
воздействии
на
рецепторы.

4. Анализаторы и их строение

5. Проблема измерения ощущения

6. Проблема измерения ощущения

Закон Вебера-Фехнера (Основной психофизический закон)
E = K*log J + C, где
E – чувствительность
K,C – константы
J — раздражение
! Ощущения растут в арифметической прогрессии, если
раздражители растут в геометрической.

7.

Психофизиологические закономерности ощущенийАдаптация
Контраст
Последействие
Взаимодействие
рецепторов
Синестезия
Сенсибилизация

8. Классификация ощущений

9. Понятие «восприятие»

Восприятие

целостное
отражение
предметов, ситуаций и событий, возникающее
при
непосредственном
воздействии
физических раздражителей на рецепторные
поверхности органов чувств.

10. Иллюзии

• Иллюзия – искаженное восприятие предметов и явлений.
1) Иллюзии обусловленные контрастом
А) Иррадиация
Б) Иллюзия Эббингауза

11. Иллюзии

2) Иллюзии связанные с влиянием целого на части
D
В) Иллюзия Мюллера-Лайера
Г) Иллюзия диагоналей параллелограмма

12. «Фигура – фон»

13. Свойства восприятия

• Константность
(от
лат.
constantis — постоянный,
неизменный) выражается в
относительном постоянстве
величины, формы, цвета
предметов
при
изменяющихся в известных
пределах
условиях
их
восприятия.

14. Свойства восприятия

• Предметность

это
способность
воспринимать объекты и явления реального
мира не в виде набора не связанных друг с
другом ощущений, а в форме отдельных
предметов.

15. Свойства восприятия

• Историчность.
Мы воспринимаем мир
сквозь
призму
общественного сознания.
Итог всей общественной
практики
человечества
направляет и формирует
наше восприятие.

16. Свойства восприятия

• Целостность –
неполный образ
достраивается до
полного рядом
элементов

17. Свойства восприятия

• Категориальность отнесение предмета
к классу,
обозначение
словами –
символами.

18. Свойства восприятия

• Апперцепция — зависимость восприятия от
прошлого опыта, от общего содержания
психической деятельности человека и его
индивидуальных особенностей.

19. Классификация восприятия (по форме существования материи)

Восприятие
пространства
Восприятие
движения
Восприятие
времени

English     Русский Правила

сенсация и восприятие «Расширение возможностей сообщества Health

Быстрый обзор:

Ощущение: ваше окно к миру

Восприятие: Интерпретация того, что приходит в вашем окне

Ощущение: Процессы, с помощью которых наши чувственные органы получают информацию. окружающая среда

Восприятие:  Процессы, посредством которых люди выбирают, организуют и интерпретируют ощущения

Основные определения:

  • Значение: Физическая система, которая получает физическую стимуляцию от окружающей среды и переводит эту стимуляцию в электрохимическое сообщение
  • Ощущение: Обнаружение физической энергии в окружающей среде и кодирование ее в виде нервных сигналов. Нейроны передают информацию от органов чувств в мозг
  • Восприятие: Обработка информации мозгом — психические процессы, которые организуют и интерпретируют сенсорную информацию, которая была передана в мозг.

Когнитивный подход подчеркивает, что люди отличаются друг от друга, потому что индивидуальное восприятие и мыслительные процессы различны. Ощущение и восприятие в психологии — это понимание того, как работают наши чувства и как мы воспринимаем стимулы в окружающей среде.

Ощущение:

  • Ввод сенсорной информации
  • Процесс получения, преобразования и передачи информации из внешнего мира

Сенсорные системы:

Зрение: наиболее изученное из всех чувств

  • Свет проходит через зрачок и достигает хрусталика, который фокусирует свет на сетчатке
  • Палочки и колбочки преобразуют световую энергию в электрические импульсы, которые затем проходят по зрительному нерву в мозг

Слух:  Слуховой нерв проводит импульсы от внутреннего уха к мозгу, что приводит к ощущению звука

Части уха: слуховой проход, барабанная перепонка, молоточек (молоточек), наковальня (наковальня), стремечко (стремя), улитка и слуховой нерв

Запах и вкус: химические органы чувств при запахе достигают обонятельных рецепторов в верхних проходах носа. Эти рецепторы преобразуют химические ощущения в нервные импульсы через обонятельный нерв в мозг.

ВКУС: Вкусовые рецепторы или вкусовые сосочки находятся на языке. Есть четыре основных вкуса: сладкий, кислый, соленый и горький

Осязание: ЧУВСТВА КОЖИ

Как минимум четыре вида ощущений, которые вы получаете через кожу:

  •       Давление
  •       Тепло
  •       Холодный
  •       Боль

Вестибулярное чувство (чувство равновесия):

  • Кинестетическое чувство (вы много ели, у вас болит голова?
  • Датчики кинестезии в мышцах, сухожилиях и суставах, которые контролируют движения тела, без них пришлось бы следить за своими ногами во время ходьбы!

Где возникают эти «чувства»? Мозг!

  • Физическая энергия в окружающей среде определяется глазами, ушами и т. д., но мы не можем видеть, слышать и т. д., пока мозг не интерпретирует их. Таким образом, мы видим, слышим, обоняем и т. д. в нашем мозгу!
  • Нейронные импульсы от сенсорных рецепторов в наших глазах, ушах, коже и других органах чувств создают нейронные сообщения, отправляемые в различные области нашего мозга.

Перевод = Трансдукция = Связь между мозгом и телом и между различными областями мозга осуществляется через нейроны

  • Связь между нейронами осуществляется электрохимически. Внутри нейронов = электрический, между нейронами = химический, создающий «язык» мозга электрохимический
  • Все органы чувств включают рецепторные клетки. Рецепторные клетки преобразуют (транслируют) физическую стимуляцию и энергию из окружающей среды в электрохимические сообщения, понятные мозгу.

Преобразование: перевод сообщений на язык мозга

  • Органы чувств преобразовывают сенсорную энергию в нервную (биоэлектрическую) энергию
  • Преобразование одного вида энергии в другой вид есть процесс трансдукции
  • Ваш мозг имеет дело только с биоэлектрическими импульсами, поэтому должна происходить трансдукция; то, что не может быть преобразовано, не может быть стимулом

Процессы ощущения и восприятия

  • Ощущение: это то, что возникает, когда раздражитель активирует рецептор
  • Ощущение + Опыт = Восприятие
  • Восприятие: Мозг получает информацию от органов чувств, организует и интерпретирует ее в осмысленный опыт

Сенсорные пределы : Насколько сильным должно быть сообщение (сигнал), чтобы его можно было обнаружить сенсорным рецептором?

  • Абсолютные пороги
  • Различие порогов
  • Сенсорная адаптация и привыкание
  • Изучение этих сенсорных пределов и феноменов называется «Психофизика»

ОБРАБОТКА ВОСПРИЯТИЯ:

  • Сверху вниз: Восприятие управляется знаниями, опытом, ожиданиями и мотивами более высокого уровня
  • Обработка сверху вниз : Обработка информации, начинающаяся «сверху» с помощью процессов более высокого уровня и затем работающая вниз
  • Восходящее: Восприятие состоит из распознавания и обработки информации об отдельных компонентах стимулов
  • Обработка снизу вверх: Обработка информации, начинающаяся «снизу» с необработанных сенсорных данных», отправленных «вверх» в мозг для анализа более высокого уровня

Интерпретация восприятия –  Набор перцепций

  • Ментальная предрасположенность воспринимать одно и не воспринимать другое
  • Это основано на опыте, предположениях и ожиданиях.

Что формирует наши наборы восприятия?

  • Какие вещи, по вашему мнению, могут повлиять на наши установки восприятия (т. е. на нашу склонность воспринимать вещи определенным образом)?
  • Контекстные эффекты
  • Прошлый опыт
  • Эффекты нашей культуры

Набор восприятия –    Эффекты контекста

Один и тот же физический стимул может интерпретироваться по-разному в зависимости от набора восприятия, например, эффекты контекста.

Когда средний символ — буква B, а когда — число 13?

Набор восприятия: Интерпретация

  • То, что видно на картинке, зависит от порядка и направления взгляда на фигуры, посмотрите на следующую картинку СЛЕВА НАПРАВО

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ:

Мы можем уделять внимание только одному аспекту одного объекта за раз – 

НЕ ОТВОРЯЙТЕ ГЛАЗА ОТ ИГРОКОВ В БЕЛОЙ

Экстрасенсорное восприятие – (ESP):

  • Телепатия: общение между разумами. Один человек посылает мысли, а другой их получает.
  • Ясновидение: Восприятие отдаленных событий, таких как ощущение пожара в доме друга.
  • Предвидение: Предвидение будущих событий, таких как смерть политического лидера.
  • Восприятие без сенсорного ввода называется экстрасенсорным восприятием (ESP). Большой процент ученых не верит в ESP

«Предполагаемое» восприятие

Ссылки:

Bernstein, D.A. и Нэш, П.В. (2008). Основы психологии (4-е изд.) Бостон: Компания Houghton Mifflin.

Фельдман, Р. (2013). Основы понимания психологии (11-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

Фридман, Х.С. и Шустак, М. В. (2012), Личность: классические теории и современные исследования (5-е изд.). Бостон: Пирсон Аллин и Бэкон.

McGraw-Hill. Высшее образование McGraw Hill (2013 г.), The McGraw Hill Companies, Inc.

Рикман, Р. М. (2013). Теории личности (10-е изд.). Мейсон, Огайо: Cengage Learning.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Ощущение и восприятие | SpringerLink

  • Али, Н., и Пиблз, Д. (2013). Влияние гештальт-законов организации восприятия на понимание гистограмм с тремя переменными и линейных графиков. Человеческий фактор: Журнал Общества человеческого фактора и эргономики, 55 (1), 183–203. https://doi.org/10.1177/0018720812452592.

    Перекрестная ссылка Google Scholar

  • Американская психологическая ассоциация. (2013). Руководство APA для бакалавриата по специальности психология : Версия 2.0. Получено с http://www.apa.org/ed/precollege/undergrad/index.aspx

  • Американская психологическая ассоциация, Целевая группа по рекомендациям для магистерских программ в области психологии. (2018). Руководство APA по основным целям обучения для выпускников со степенью магистра психологии . Получено с https://www.apa.org/ed/precollege/about/psymajor-guidelines.pdf

  • Barsz, K. (1990). Слуховые сенсорные процессы: бегущая волна на базилярной мембране. В V. Parker Makosky, CC Sileo и LG Whittemore (Eds.), , ​​руководство по обучению психологии (том 3, стр. 70–71). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Бейнс, Британская Колумбия (1983). Световой короб: простой способ создания сложных цветных демонстраций. Преподавание психологии, 10 , 113–114.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Бидерман, И. (1972). Восприятие сцен реального мира. Наука, 177 , 77–80. https://doi.org/10.1126/science.177.4043.77.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Билалич М., Гроттенталер Т., Нэгеле Т. и Линдиг Т. (2016). Лица на рентгенологических изображениях: Веретенообразная область лица поддерживает рентгенологическую экспертизу. Кора головного мозга, 26 (3), 1004–1014. https://doi.org/10. 1093/cercor/bhu272.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Брэди, Т. Ф., Шафер-Скелтон, А., и Альварес, Г. А. (2017). Глобальные ансамблевые представления текстур имеют решающее значение для быстрого восприятия сцены. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, 43 , 1160–1176. https://doi.org/10.1037/xhp0000399.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Брайтенберг, В. (1984). Транспортные средства: эксперименты по синтетической психологии . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Брюэр Ф.В. (2012). Теория отягощенности психических процессов используется в научной деятельности. В RW Proctor & JE Capaldi (Eds.), Психология науки: неявные и явные процессы (стр. 290–233). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Брунер, Дж. С. и Гудман, К. С. (1947). Ценность и потребность как организующие факторы восприятия. Журнал ненормальной и социальной психологии, 42, 33–44. https://doi.org/10.1037/h0058484. Интернет: https://psychclassics.yorku.ca/Bruner/Value/

  • Брунер, Дж. С. и Постман, Л. (1949). О восприятии несоответствия: парадигма. Журнал личности, 18, 206–223. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1949.tb01241.х. Интернет: https://psychclassics.yorku.ca/Bruner/Cards/

  • Бубич А., фон Крамон Д.Ю. и Шуботц Р.И. (2010) Прогнозирование, познание и мозг. Границы нейронауки человека, 4: e25. https://doi.org/10.3389/fnhum.2010.00025.

  • Батлер Д.Л. (1993). Графика в психологии: картинки, данные и особенно понятия. Методы исследования поведения, инструменты и компьютеры, 25 , 81–92. https://doi.org/10.3758/BF03204481.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Шерон, Э. (2015). Эффект графических изображений в предупреждении о вреде для здоровья сигарет: призыв к более строгому регулированию упаковки в Японии. Журнал международного потребительского маркетинга, 27 (2), 137–151. https://doi.org/10.1080/08961530.2014.979306.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кларк, А. (2013). Что дальше? Прогнозирующий мозг, ситуативные агенты и будущее когнитивной науки. Науки о поведении и мозге, 36 , 181–204. https://doi.org/10.1017/S0140525X12000477.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кори, Дж. Р., и Татц, С. Дж. (1990). Классное измерение зрительных иллюзий. В V. Parker Makosky, CC Sileo и LG Whittemore (Eds.), , ​​руководство по обучению психологии (том 3, стр. 63–65). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Крайтон Ф. , Додд Г., Шмид Г., Гэмбл Г. и Петри К. Дж. (2014). Могут ли ожидания вызывать симптомы инфразвука, связанного с ветряными турбинами? Психология здоровья, 33 (4), 360–364. https://doi.org/10.1037/a0031760.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кушман, У. Б. (1981). Синяя слепота в центральной ямке. В LT Benjamin Jr. & KD Lowman (Eds.), Справочник по деятельности для преподавания психологии, том 1 (стр. 36–37). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Деккер, С. (2002). Полевое руководство по расследованию человеческих ошибок . Хэмпшир, Великобритания: Ашгейт.

    Google Scholar

  • Дуда, Дж. Дж. (1981). Слепое пятно в зрении. В LT Benjamin Jr. & KD Lowman (Eds.), Справочник по деятельности для преподавания психологии, том 1 (стр. 43–44). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Эдкинс, Г. Д., и Поллок, К. М. (1997). Влияние постоянного внимания на железнодорожные аварии. Анализ и предотвращение несчастных случаев, 29 , 533–539. https://doi.org/10.1016/s0001-4575(97)00033-x.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Эванс, Дж. Э., и Маундер, Э. У. (1903). Эксперименты относительно реальности «Каналов», наблюдаемых на Марсе. Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества, 63 , 488–499.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Фантино, Б. (1981). Вкусовые предпочтения: Влияние обоняния и зрения. In L. T. Benjamin Jr. & K.D. Lowman (Eds.), , ​​руководство по обучению психологии, том 1 (стр. 29–30). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Фэн, X., Цзян, X., Ян, X., Дук, М., и Ли, X. (2019). Алгоритмы компьютерного зрения и аппаратные реализации: обзор. Интеграция, 69 , 309–320. https://doi.org/10.1016/j.vlsi.2019.07.005.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Фернандес-Дюк, Д. и Джонсон, М. Л. (1999). Метафоры внимания: как метафоры определяют когнитивную психологию внимания. Когнитивные науки, 23 (1), 83–116. https://doi.org/10.1016/S0364-0213(99)80053-6.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Фернандес-Дуке, Д., и Джонсон, М.Л. (2002). Причинно-следственные теории внимания: роль концептуальных метафор. Обзор общей психологии, 6 (2), 153–165. https://doi.org/10.1037/1089-2680.6.2.153.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Firestone, C. , & Scholl, BJ (2016). Познание не влияет на восприятие: оценка доказательств эффектов «сверху вниз». Науки о поведении и мозге, 39 , 1–72. https://doi.org/10.1017/S0140525X15000965.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Галисон, П. (1997). Образ и логика: материальная культура микрофизики . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.

    Google Scholar

  • Гашлер, Р., и Френш, П.А. (2009). Когда вакцинация против снижения информации работает, а когда нет. Психологические исследования, 54 , 43–53. https://doi.org/10.1007/s12646-009-0006-5.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гашлер, Р., Маревски, Дж. Н., и Френш, П. А. (2015). Раз и навсегда — Как люди меняют стратегию, чтобы игнорировать ненужную информацию в визуальных задачах. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 68 , 543–567. https://doi.org/10.1080/17470218.2014.961933.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гашлер Р., Мата Дж., Штёрмер В., Кюнель А. и Билалич М. (2010). Обнаружение изменений для новых этикеток продуктов питания. Качество и предпочтения пищевых продуктов, 21 , 140–147. https://doi.org/10.1016/j.foodqual.2009.08.013.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гашлер, Р., Швагер, С., Умбах, В. Дж., Френш, П. А., и Шуберт, Т. (2014). Несоответствие ожиданий: различия между ожиданиями, сгенерированными самим собой, и ожиданиями, вызванными сигналом. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 46 , 139–157. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2014.06.009.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar (2019)). Роль нарушения образа тела в возникновении, поддержании и рецидиве нервной анорексии: систематический обзор. Обзор клинической психологии https://doi.org/10.1016/j.cpr.2019.101771.

  • Годау, К., Фогельгезанг, Т., и Гашлер, Р. (2016). Восприятие гистограмм – предвзятое впечатление? Компьютеры в поведении человека, 59 , 67–73. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.01.036.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гольдштейн, Э. Б. (2013). Ощущение и восприятие . Уодсворт, Огайо, Cengage Learning.

    Google Scholar

  • Григгс, Р. А. (2014). Актуальное освещение во вводных учебниках с 1980-х по 2000-е годы. Преподавание психологии, 41 (1), 5–10. https://doi.org/10.1177/0098628313514171.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Григгс, Р. А., Джексон, С. Л., Кристофер, А. Н., и Марек, П. (1999). Вводные учебники по психологии: объективный анализ и обновление. Преподавание психологии, 26 (3), 182–189. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP260304.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Грософски, А. (1996). Лабораторные занятия по аудированию для обучения ощущению и восприятию. Преподавание психологии, 23 (1), 49–51. https://doi.org/10.1207/s15328023top2301_13.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Халвор Тейген, К. (2002). Сто лет законам психологии. Американский журнал психологии, 115 (1), 103–118. https://doi.org/10.2307/1423676.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Холлингворт, А., Шрок, Г., и Хендерсон, Дж. М. (2001). Обнаружение изменений в парадигме мерцания: роль положения фиксации в сцене. Память и познание, 29 (2), 296–304. https://doi.org/10.3758/BF03194923.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хорнер, Д. Т., и Робинсон, К. Д. (1997). Демонстрация иллюзии размер-вес. Преподавание психологии, 24 (3), 195–197. https://doi.org/10.1207/s15328023top2403_12.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хьюстегге, Л., и Филипп, А.М. (2011). Влияние пространственной совместимости на процессы интеграции при понимании графов. Внимание, восприятие и психофизика, 73 (6), 1903–1915. https://doi.org/10.3758/s13414-011-0155-1.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • МГЭИК. (2014). Изменение климата 2014: Обобщающий доклад. В основной группе авторов, Р. К. Пачаури и Л. А. Мейер (ред.), Вклад рабочих групп I, II и III в Пятый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата . Женева, Швейцария: МГЭИК. 151 стр.

    Google Scholar

  • Китаяма К., Даффи С., Тадаши К. и Ларсен Дж. (2003). Восприятие объекта и его контекста в разных культурах: культурный взгляд на новый взгляд. Психологические науки, 14 (3), 201–206. https://doi.org/10.1111/1467-9280.02432.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Коффка, К. (1922). Восприятие: введение в гештальт-теорию. Психологический бюллетень , 19 , 531–585. https://doi.org/10.1037/h0072422. Интернет: https://psychclassics.yorku.ca/Koffka/Perception/perception.htm

  • Кустанаи, А., Болуа, Э., Ван Эльсланде, П., и Бастьен, К. (2008). Статистический анализ происшествий «смотрел, но не увидел»: выделение участия двух различных механизмов. Анализ и предотвращение несчастных случаев, 40 (2), 461–469. https://doi.org/10.1016/j.aap.2007.08.001.

    перекрестная ссылка Google Scholar

  • Крюгер, Дж. К., и Сучан, Б. (2016). Вы должны быть специалистом! Слабые показатели умственной ротации у досмотрщиков авиационной безопасности — сниженный уровень эффективности авиационной безопасности без гендерного влияния. Границы психологии, 7 , e333. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00333.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кубови, М., и ван ден Берг, М. (2006). Группировка в виде случайных точек. Journal of Vision, 6 (6), 758–758. https://doi.org/10.1167/6.6.758.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кубови, М., и ван ден Берг, М. (2008). Целое равно сумме своих частей: вероятностная модель группировки по близости и сходству в регулярных шаблонах. Психологический обзор, 115 (1), 131–154. https://doi.org/10.1037/0033-295X.115.1.131.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кункель, Массачусетс (1993). Учебная демонстрация, связанная с предполагаемым размером Луны. Преподавание психологии, 20 (3), 178–180. https://doi.org/10.1207/s15328023top2003_14.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Ларсен, Дж. Д., и Фрич, К. (1998). Достоверная демонстрация недостающей фундаментальной иллюзии. Преподавание психологии, 25 (1), 29–31. https://doi.org/10.1207/s15328023top2501_8.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лаутенбахер С., Петерс Дж. Х., Хизен М., Шил Дж. и Кунц М. (2017). Возрастные изменения в восприятии боли: систематический обзор и метаанализ влияния возраста на пороги боли и толерантности. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 75 , 104–113. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2017.01.039.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ЛаВуа, А.Л. (1987). Закон Эммерта. В В. Паркер Макоски, Л. Г. Уиттемор и А. М. Роджерс (редакторы), Руководство по обучению психологии (Том 2, стр. 46–48). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Лоусон, Т. Дж., и Крейн, Л.Л. (2014). Биолокационные удочки предназначены для оттачивания критического мышления и понимания идеомоторных действий. Преподавание психологии, 41 (1), 52–56. https://doi.org/10.1177/0098628313514178.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лоутон, Р., и Уорд, Нью-Джерси (2005). Системный анализ крушения железной дороги в Лэдброк-Гроув. Анализ и предотвращение несчастных случаев, 37 , 235–244. https://doi.org/10.1016/j.aap.2004.08.001.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Левандовски С., Баллард Т., Оберауер К. и Бенестад Р. (2016). Слепая экспертная проверка противоречивых утверждений о климатических данных. Глобальное изменение окружающей среды, 39 , 91–97. https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2016.04.013.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лант И. , Джоб Р., Лекуйер Р., Пейро Дж. М. и Горбена С. (2014). Tuning-EuroPsy: ориентиры для разработки и реализации программ на получение степени в области психологии . Получено с http://www.efpa.eu/professional-development/tuning-europsy-_-tuning-educational-structures-in-europe

  • Луо М., Цао Б., Цзи В., Оуян К., Линь Б. и Чжу Ю. (2016). Основная связь между личным контролем и тепловым комфортом: психологические или физические эффекты? Энергетика и здания, 111 , 56–63. https://doi.org/10.1016/j.enbuild.2015.11.004.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Луо Ю. и Чжао Дж. (2019). Мотивированное внимание к восприятию и действиям в области изменения климата. Границы психологии, 10 , е1541. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01541.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лурия, А. Р. (1976). Познавательное развитие: его культурные и социальные основы . Издательство Гарвардского университета.

    Google Scholar

  • Марр, Д. (1982). Зрение: компьютерное исследование человеческого представления и обработки визуальной информации . Сан-Франциско, Калифорния: Фриман.

    Google Scholar

  • Мейсон, Дж. Р. (1981). Новый эксперимент для вводных курсов психологии: Психофизическая оценка обонятельной адаптации. Преподавание психологии, 8 (2), 117–119. https://doi.org/10.1207/s15328023top0802_21.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Майер, Р. Э. (2014). Кембриджский справочник по мультимедийному обучению . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Меннингхаус В., Вагнер В., Вассилевицкий Э., Шиндлер И., Ханич Дж. , Якобсен Т. и Кельш С. (2019). Что такое эстетические эмоции? Психологический обзор, 126 (2), 171–195. https://doi.org/10.1037/rev0000135.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Митрофф, С. Р., и Биггс, А. Т. (2014). Эффект ультра-редкого предмета: визуальный поиск чрезвычайно редких предметов очень подвержен ошибкам. Психологическая наука, 25 (1), 284–289. https://doi.org/10.1177/0956797613504221.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Наззаро, Дж. Р. (1981). Кожные двухточечные пороги. В LT Benjamin Jr. & KD Lowman (Eds.), Справочник по обучению психологии, том 1 (стр. 31–32). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Нойхофф, Дж. (2000). Демонстрации восприятия и познания в классе с использованием программного обеспечения для презентаций. Преподавание психологии, 27 (2), 142–144. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP2702_11.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • О’Делл, К.Д., и Хойерт, М.С. (2002). Активное и пассивное прикосновение: проект методологии исследования. Преподавание психологии, 29 (4), 292–294. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP2904_07.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • О’Реган, Дж. К. (2011). Почему красный не звучит как колокольчик: Понимание ощущения сознания. Издательство Оксфордского университета. Черновая версия в формате PDF: http://nivea.psycho.univ-paris5.fr/

  • Палмер, С. Э. (1975). Влияние контекстных сцен на идентификацию объектов. Память и познание, 3 , 519–526. https://doi.org/10.3758/BF03197524.

    перекрестная ссылка Google Scholar

  • Педен, Б.Ф., и Хаусманн, С. Е. (2000). Графики данных в учебниках по психологии начального и старшего уровня: контент-анализ. Преподавание психологии, 27 (2), 93–97. https://doi.org/10.1207/S15328023TOP2702_03.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Питтенгер, Д. Дж. (1995). Знакомство учащихся с графиками. Преподавание психологии, 22 (2), 125–128. https://doi.org/10.1207/s15328023top2202_9.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Проффит, Д. Р. (2006). Воплощенное восприятие и экономия действия. Перспективы психологической науки, 1 , 110–122. https://doi.org/10.1111/j.1745-6916.2006.00008.x.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Проффит Д. Р., Бхалла М., Госсвейлер Р. и Миджетт Дж. (1995). Восприятие географического уклона. Psychonomic Bulletin & Review, 2 , 409–428. https://doi.org/10. 3758/BF03210980.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Прулл, М. В., и Бэнкс, В. П. (2005). Видя свет: демонстрация камеры-обскуры размером с классную комнату для обучения зрению. Преподавание психологии, 32 (2), 103–106. https://doi.org/10.1207/s15328023top3202_5.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Ринер, К. (2019). Новые подходы и дебаты по обработке восприятия сверху вниз. Преподавание психологии, 46 (3), 267–272. https://doi.org/10.1177/0098628319853943.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Шноц, В., и Баннерт, М. (2003). Построение и вмешательство в обучение из множественного представления. Обучение и инструкции, 13 (2), 141–156. https://doi.org/10.1016/S0959-4752(02)00017-8.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Швейкер, М. , Фукс, X., Беккер, С., Шукуя, М., Довьяк, М., Хавигхорст, М., и Коларик, Дж. (2017). Оспаривание предположений о шкалах тепловых ощущений. Строительные исследования и информация, 45 (5), 572–589. https://doi.org/10.1080/09613218.2016.1183185.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Швейкер М., Хюбнер Г. М., Кингма Б. Р. М., Крамер Р. и Паллубински Х. (2018). Факторы разнообразия в человеческом тепловом восприятии — обзор целостных моделей комфорта. Температура, 5 (4), 308–342. https://doi.org/10.1080/23328940.2018.1534490.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Соломон, П. Р. (1980). Восприятие, иллюзия и магия. Преподавание психологии, 7 (1), 3–8. https://doi.org/10.1207/s15328023top0701_1.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Стег, Л., и де Гроот, Дж. И. М. (2019). Экологическая психология: Введение . Уайли-Блэквелл.

    Google Scholar

  • Томпсон, Т., Коррелл, К.У., Галлоп, К., Ванкампфорт, Д., и Стаббс, Б. (2016). Изменяется ли восприятие боли у людей с депрессией? Систематический обзор и метаанализ экспериментальных исследований боли. Журнал боли, 17 (12), 1257–1272. https://doi.org/10.1016/j.jpain.2016.08.007.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Торнтон, Т.Л., и Гилден, Д.Л. (2007). Параллельные и последовательные процессы визуального поиска. Психологический обзор, 114 (1), 71–103. https://doi.org/10.1037/0033-295X.114.1.71.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ВандерСтёп, С.В., Фагерлин, А., и Финстра, Дж.С. (2000). Что студенты помнят из вводной психологии? Преподавание психологии, 27 (2), 89–92. https://doi. org/10.1207/S15328023TOP2702_02.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Вертхаймер, М. (1912). Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung. Zeitschrift für Psychologie, 61 , 161–265.

    Google Scholar

  • Вертхаймер, М. (1938). Законы организации перцептивных форм. В W. Ellis, W (Ed. & Trans.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 71–88). Лондон, Англия: Рутледж и Кеган Пол. Интернет: https://psychclassics.yorku.ca/Wertheimer/Forms/forms.htm

  • Вествуд, Д. А., и Гудейл, Массачусетс (2011). Сходящиеся доказательства расходящихся путей: нейропсихология и психофизика рассказывают одну и ту же историю. Vision Research, 51 (8), 804–811. https://doi.org/10.1016/j.visres.2010.10.014.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Витт, Дж. К., Проффит, Д. Р., и Эпштейн, В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *