Лекция 3. Ощущения
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов.
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание.
По месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:
экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;
интероцептивны, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;
проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела.
По модальности экстероцептивных рецепторов принято делить ощущения на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные.
Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей. Пороги: абсолютные и дифференциальные.
Свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество, или модальность – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Субмодальности – частные характеристики модальностей.
Интенсивность – является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность (продолжительность) – временная характеристика.
Пространственная локализация – субъективное размещение объекта в пространстве.
Синестезия – перевод ощущений из одной модальности в другую
Тренировка:
Задача: опыт с закрытыми глазами.
Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его образа. В результате восприятия мы получаем образ.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, обобщить его в слове.
В восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции (предвосхищение)
Задача: описать характер человека по автомобилю.
Содержание восприятия определяется и поставленной пред человеком задачей, и мотивами его деятельности.
Важная форма произвольного восприятия – наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Тренировка:
Задача: опыт с духами.
Ощущение и восприятие
Общая психология
- Вы здесь:
- Главная
- Лекции
- Общая психология
- Ощущение и восприятие
- Лариса Жукова
- Общая психология
- Просмотров: 5470
Ощущение и восприятие
Ощущения
Ощущение – это отражение отдельного чувственного качества, недифференцированные впечатления от окружающего.
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств.
Ощущения – это основной источник наших знаний о нашем теле и об окружающей действительности. Это непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражителей в факты сознания – в информацию.
Свойства ощущений
Качество – отличие одного вида ощущений от другого (например, зрительного от слухового).
Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, большая или меньшая сила их проявления (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора).
Длительность – время, в течение которого сохраняется ощущение после прекращения воздействия раздражителя.
Пространственная локализация – сведения о нахождении раздражителя в пространстве, а также при контактных ощущениях – соотнесение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.
Интероцептивпые ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивпые ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.
Проприоцептивные ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.
Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Экстероцептпивные ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.
Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение.
Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету.
Пороги ощущений. Чувствительность.
Абсолютный порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение.
Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущения, тем выше чувствительность органов чувств, реагирующих на эти воздействия. Абсолютная чувствительность – равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.
Верхний порог абсолютной чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при которой ощущение еще возможно, дальнейшее усиление раздражителя приведет к болевому ощущению (свергромкий звук, слепящий свет).
Относительная чувствительность – это чувствительность к изменению раздражителя.
Восприятие
Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях.
Восприятие (перцепция) – это наглядно-образное отражение действующих данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
Свойства восприятия
Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективизирует их.
Целостность восприятия. Восприятие дает целостный образ предмета, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных качествах и свойствах этого предмета.
Структурность. Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. Например, при прослушивании музыкального произведения, человек не осознает каждую ноту по отдельности, в его сознании рождается структурированный образ – мелодия.
Константность. Мы воспринимаем окружающие нас предметы в разных условиях: при разной освещенности, под другим углом. Благодаря свойству константности мы воспринимаем предметы как относительно постоянные.
Избирательность. Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, в зависимости от потребностей и интересов человека.
Осмысленность. Воспринимаемые предметы человек мысленно называет, относит их к определенной группе, классу.
Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В апперцепции большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях.
Представления
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений.
1. Представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.
2. Представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры.
Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют свои характеристики.
1. Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – он, как правило, значительно бледнее.
2. Представления фрагментарны. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
3. Представления неустойчивы и непостоянны. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.
4. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов – способность к формированию слуховых представлений, у художников – зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.
Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.
Используемая литература.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
- Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
- Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. — 582 с.
- Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
- Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
- Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
- Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
- Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.
Проверьте свои знания по данному уроку.
10 вопросов.
Поделитесь лекцией с друзьями
Популярные лекции
- Стратегии поведения в конфликте
- Коммуникативная сторона общения
- Темперамент
- Невербальное общение
- Перцептивная сторона общения
- Интерактивная сторона общения
- Профилактика профессионального выгорания медработника
- Мышление и интеллект org/Article»> Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.
Конспект лекций: Изучение ощущений и восприятия
Джо Линстрот / Иллюстрация Анны Такахаши
В эпоху, когда часто кажется, что люди смотрят на одно и то же, но приходят к совершенно разным выводам, лучшее понимание того, как наш мозг ощущает и воспринимает мир, может быть особенно полезно. В своем классе «Изучение ощущений и восприятия» профессор Эрик Виртелак, заведующий кафедрой психологии и член факультета неврологии, использует нетрадиционный подход к изучению того, как наш мозг осмысливает окружающий нас мир. Используя японскую кухню и «погоню за вкусностями» для изучения нашего чувства вкуса, учащиеся узнают не только о том, как другие формируют свою реальность, но и о том, как лучше понять самих себя.
В: Как получается, что восприятие реальности людьми иногда может быть таким разным?
A: В психологии тенденция видеть вещи, которые соответствуют чьим-то убеждениям или ожиданиям, известна как предвзятость подтверждения. Если вы проводите большую часть своего времени в одном месте или с определенной группой людей, у вас будут ожидания, основанные на этом опыте. Если у вас больше опыта общения с людьми из самых разных слоев общества, ожидания будут другими. Наш способ восприятия мира является результатом нашего совместного опыта на протяжении всей нашей жизни. Вот почему люди могут иметь совершенно разные взгляды на одно и то же.
В: Что за нейробиология стоит за этим?
О: Это организация самого мозга. Вы начинаете как ребенок с базовой нейроматрицей, с которой связано все. По мере вашего роста связи либо укрепляются, либо обрываются там, где это имеет смысл, учитывая, где вы находитесь в мире, в чем вы родились. Поэтому, если вы родились в кочевой группе в Монголии и живете в юрте, у вас будет другой набор ожиданий, действительных для вашей нервной системы, по сравнению с кем-то, кто живет, как мы, в плотницкой среде с большим количеством прямые линии. Затем нервная система начинает ожидать определенных вещей от этой среды. В схемах нашего мозга нарисовано то, что имеет отношение к тому, где вы находитесь.
В: В своем классе вы исследуете этот процесс через еду. Почему еда?
A: Это не традиционный способ проведения класса ощущений и восприятия; чаще всего зрение используется для фокусировки на таких курсах. Очевидно, что зрение — невероятно важная часть ощущения и восприятия, но одна из интересных особенностей использования ароматов, вкуса и предпочтений в еде — погоня за изысканностью — заключается в том, что, хотя каждый должен есть пищу, предпочтения у разных людей разные. Это позволяет учащимся более внимательно относиться к своему личному опыту, а также узнавать о процессах ощущения и восприятия.
В: Что такого особенного в японской кухне, что делает ее подходящей для исследования ощущений и восприятия?
A: За японской кухней стоит философия под названием washoku , что означает не только японскую кухню, но и гармонию вкусов. Это связано с постоянно повторяющимися снова и снова комбинациями из пяти предметов. Например, пять разных вкусов: соленый, сладкий, горький, кислый и умами. Пять различных способов приготовления пищи, пять различных текстур, несколько цветов — предполагается, что блюда должны иметь эти комбинации для укрепления здоровья и хорошего самочувствия. Рис, суп, три гарнира — это хорошо организованная кухня, и это вкусно. Мы также обращаем внимание на умами, характерный вкус японской кухни, и исследуем, как это ощущение тесно связано с нейротрансмиттером глутаматом.
В: Как глутамат действует в нашем мозгу?
A: Большинство людей думают, что наиболее важными нейромедиаторами являются серотонин или дофамин, но есть и другие, которые, по вашему мнению, выполняют большую часть тяжелой работы нервной системы. А для возбуждения — повышения вероятности активации связей — глутамат является самым важным нейротрансмиттером. Глутамат — это большая часть того, что заставляет вас сидеть во время разговора и смотреть на человека, пока вы слушаете и киваете. Основным источником глутамата в рационе американцев является сыр пармезан. А глутамат является источником умами, что помогает объяснить, почему наш мозг распознает его восхитительный вкус.
Основной целью наличия всех этих сенсорных аппаратов является фактическое продвижение нас как эффективных членов нашего вида. И действительно интересно подумать о том, как структура нервной системы заложила механизмы вознаграждения — нейрохимические отношения, такие как наше влечение к умами и глутамату, — которые доставляют нам огромное удовольствие, если мы занимаем нашу экологическую нишу.
В: Как мы можем усилить мысленное восприятие пищи?
О: Отложите мобильный телефон и наслаждайтесь едой. Каждый раз, когда я веду этот курс, мы делаем классную кулинарную книгу, и я помещаю на обложку эту концепцию: Есть только этот момент. Если вы позволите еде быть тем, чем вы занимаетесь в данный момент — и, возможно, немного больше заботитесь о внешнем виде еды или каким-то образом ритуализируете ее — она будет более приятной. Есть причина, по которой трапеза при свечах и музыка всегда существовали в романтической литературе, потому что все чувства отмечают это как особый момент. И это действительно жизнь, пребывание в данный момент.
В: В погоне за вкусностями, что мы можем узнать о себе?
A: С точки зрения визуальных аспектов чего-то вкусного, звука, запаха или вкуса, любая комбинация, резонирующая с нами, говорит нам о том, какой мы человек. Мы то, что мы находим вкусным.
22 апреля 2022 г.
Наверх
Class in the Cities
Мы поговорили с четырьмя профессорами, которые этой осенью включили в свою учебную программу внешкольное обучение в городах-побратимах.
Четыре профессора Macalester получили постоянную должность
Профессора: Мэтт Берджесс, английский язык; Габриэль Ладе, экономика; Гетириа Онсонго, математика, статистика и информатика; и Феликс Фридт, экономика.
Декабрьская церемония вручения дипломов 2022
Поздравляем наших декабрьских выпускников!
Анализ проектов городской реконструкции в Барселоне и Берлине
Для Milosz Fernandez-Kepka ’23 полевые исследования, проведенные прошлым летом, добавили новое измерение в его исследования общественного городского пространства.
Изучение кампаний и выборов в США
Вершина современной учебной программы по политологии
Ужин Davis United World Colleges 2022
Общая психология: Видеолекции | CosmoLearning Psychology
Общая психология: Видеолекции | КосмоПсихология обученияВ вашем браузере отключен JavaScript! Мы настоятельно рекомендуем вам включить JavaScript в вашем браузере, чтобы правильно просматривать эту страницу и в полной мере использовать ее возможности.
Показ всех 26 видеолекций.