Лекция 3. Ощущения
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов.
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание.
По месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:
экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;
интероцептивны, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;
проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела.
По модальности экстероцептивных рецепторов принято делить ощущения на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные.
Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей. Пороги: абсолютные и дифференциальные.
Свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество, или модальность – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Субмодальности – частные характеристики модальностей.
Интенсивность – является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность (продолжительность) – временная характеристика.
Пространственная
локализация – субъективное размещение объекта в
пространстве.
Синестезия – перевод ощущений из одной модальности в другую
Тренировка:
Задача: опыт с закрытыми глазами.
Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие – своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его образа. В результате восприятия мы получаем образ.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, обобщить его в слове.
В
восприятии всегда в той или иной мере
сказываются особенности личности
воспринимающего. Зависимость восприятия
от содержания психической жизни человека,
от особенностей его личности носит
название апперцепции
(предвосхищение)
Задача: описать характер человека по автомобилю.
Содержание восприятия определяется и поставленной пред человеком задачей, и мотивами его деятельности.
Важная форма произвольного восприятия – наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
Тренировка:
Задача: опыт с духами.
Страница не найдена
- ЯрГУ
- История
- Сведения об образовательной организации
- Попечительский совет
- Ученый совет
- Ректорат
- Подразделения
- Сотрудникам
- Выпускникам
- Студентам
- Основные документы
- Телефонный справочник
- Рейтинги
- Приоритет 2030
- Программа развития
- О программе ЯрГУ
- Цифровые кафедры
- Проекты
- Документы
- Новости
- Абитуриенту
- Бакалавриат и специалитет
- Магистратура
- Аспирантура
- Среднее профессиональное образование
- Памятка абитуриенту
- Памятка иностранному абитуриенту
- Контакты приемной комиссии
- Основные документы
- Образование
- Приемная комиссия
- Дополнительное образование детей
- Среднее профессиональное образование
- Высшее образование
- Дополнительное образование
Университетская жизнь- Государственная аккредитация
- Электронное обучение
- Факультеты
- Наука
- Пресс-Центр
- #МыВМЕСТЕ
- Новости
- События
- Информационные издания
- О нас
- Центр университетского телевидения
- Ресурсы ЯрГУ
- Обратная связь
- Для СМИ
- Фотогалерея
- Видеогалерея
- Выборы ректора 2023
- Контакты
Лекция 1 — Введение (ощущение и восприятие UU)
Органы чувств:
Зрение — основное чувство человека. Слепота — гораздо более серьезная инвалидность, чем любое другое чувство. Человек также много анализирует зрение. Огромная часть нашего мозга посвящена зрению.
Восприятие очень субъективно.
- Ощущение : перевод внешней физической среды в паттерн нервной активности (органом чувств).
- Восприятие : анализ этой нейронной активности для понимания окружающей среды и управления поведением. Или: субъективное сознательное переживание внешнего мира.
Ощущение и восприятие:
- Зависит от физических свойств мира
- Ограничено физическими свойствами наших сенсоров
Например: человеческий глаз чувствителен только к спектру длин волн.
S&P эволюционировали, чтобы помочь нам выживать и размножаться, поэтому они:
- Оптимизирован для полезных представлений об окружающей среде
- Под влиянием интерпретации: контекст и опыт
- Зависит от ограниченных ресурсов внимания и осознания
Экспериментальное изучение восприятия: животное
Психологический подход:
- Количественные измерения поведения в результате восприятия
- Психофизика: научное исследование связи между стимулом и ощущением
Просто заметная разница (JND). Зависит от стимула и его количества.
Закон Вебера-Фехнера: обнаруживаемая разница увеличивается со средней интенсивностью стимула. Он описывает взаимосвязь между физической интенсивностью и ее воспринимаемой интенсивностью.
Как определить порог восприятия: 2-альтернативный принудительный выбор. Метод постоянных стимулов: представьте испытания со степенью различий, рандомизированных от одного испытания к другому. График вероятности обнаружения в зависимости от степени различия. Самая крутая точка кривой: от наибольшего до наименьшего изменения стимула (75%)
Наклон: от отсутствия до восприятия разницы.
Более эффективно: сделайте следующее испытание более сложным для правильного ответа и более легким для неправильного ответа.
Биологический подход:
- Что такое нейронные субстраты восприятия?
- Сопоставление измерения нейронной активности с изменением предъявленного стимула или поведения животного Синаптические потенциалы
- Метаболическая активность — Потребление кислорода и глюкозы
Они тесно связаны между собой
Спайки часто рассматриваются как золотой стандарт нейронной активности. Спайки представляют собой очень небольшие изменения, поэтому их необходимо измерять непосредственно в нейроне. Эти записи проникают внутрь мозга животного или человека.
Измерение синаптической активности:
- Наименьший: потенциал локального поля.
Осцилляции: взаимодействие возбуждающих и тормозных групп нейронов.
Зачем использовать ЭЭГ?
- Преимущества
- Дешевый
- Высокое временное разрешение
- Движется вместе с объектом
- Бесшумный
- Недостатки
- Плохое пространственное разрешение
- Плохое отношение сигнал/шум
- Ощущается активность только вблизи кожи головы (кора )
- Медленная настройка
Как работает МРТ?:
- Взвешенное изображение T1 и T2.
Дезоксигенированная кровь вызывает потерю сигнала. Это влияет на Т2*. Реакция крови следует за нервной активностью. Это гиперкомпенсация: компенсация не точная.
Итак, концентрация оксигемоглобина увеличивается из-за усиления кровотока. Это снижает потери сигнала. Это ЖИРНЫЙ сигнал:
Нейронная активность:
- MUA (множественная активность): потенциалы действия = нейронный выход
- LFP (потенциалы локального поля): медленные электрические сигналы и подпороговая активность, включая синаптическую активность и напряжение- зависимые мембранные колебания. = нейронная обработка
Есть вопросы? Дайте мне знать в разделе вклад!
Подписывайтесь на меня, чтобы узнать больше резюме и конспектов лекций!
Конспект лекций: Изучение ощущений и восприятия
Джо Линстрот / Иллюстрация Анны Такахаши
В эпоху, когда часто кажется, что люди смотрят на одно и то же, но приходят к совершенно разным выводам, лучшее понимание того, как наш мозг ощущает и воспринимает мир, может быть особенно полезно. В своем классе «Изучение ощущений и восприятия» профессор Эрик Виртелак, заведующий кафедрой психологии и член факультета неврологии, использует нетрадиционный подход к изучению того, как наш мозг осмысливает окружающий нас мир. Используя японскую кухню и «погоню за вкусностями» для изучения нашего чувства вкуса, учащиеся узнают не только о том, как другие формируют свою реальность, но и о том, как лучше понять самих себя.
В: Как получается, что восприятие реальности людьми иногда может быть таким разным?
A: В психологии тенденция видеть вещи, которые соответствуют чьим-то убеждениям или ожиданиям, известна как предвзятость подтверждения. Если вы проводите большую часть своего времени в одном месте или с определенной группой людей, у вас будут ожидания, основанные на этом опыте. Если у вас больше опыта общения с людьми из самых разных слоев общества, ожидания будут другими. Наш способ восприятия мира является результатом нашего совместного опыта на протяжении всей нашей жизни.
В: Что за нейробиология стоит за этим?
О: Такова организация самого мозга. Вы начинаете как ребенок с базовой нейроматрицей, с которой связано все. По мере вашего роста связи либо укрепляются, либо обрываются там, где это имеет смысл, учитывая, где вы находитесь в мире, в чем вы родились. Так что, если вы родились в кочевой группе в Монголии и живете в юрте, у вас будет другой набор ожиданий, действительных для вашей нервной системы, по сравнению с кем-то, кто живет, как мы, в плотницкой среде с большим количеством прямые линии. Затем нервная система начинает ожидать определенных вещей от этой среды. В схемах нашего мозга нарисовано то, что имеет отношение к тому, где вы находитесь.
В: В своем классе вы исследуете этот процесс через еду. Почему еда?
A: Это не традиционный способ проведения класса ощущений и восприятия; чаще всего зрение используется для фокусировки на таких курсах. Очевидно, что зрение — невероятно важная часть ощущения и восприятия, но одна из интересных особенностей использования ароматов, вкуса и предпочтений в еде — погоня за изысканностью — заключается в том, что, хотя каждый должен есть пищу, предпочтения у всех разные. Это позволяет учащимся более внимательно относиться к своему личному опыту, а также узнавать о процессах ощущения и восприятия.
В: Что особенного в японской кухне делает ее подходящей для исследования ощущений и восприятия?
A: За японской кухней стоит философия под названием washoku , что означает не только японскую кухню, но и гармонию вкусов. Это связано с постоянно повторяющимися снова и снова комбинациями из пяти предметов. Например, пять разных вкусов: соленый, сладкий, горький, кислый и умами. Пять различных способов приготовления пищи, пять различных текстур, несколько цветов — предполагается, что блюда должны иметь эти комбинации для укрепления здоровья и хорошего самочувствия. Рис, суп, три гарнира — это хорошо организованная кухня, и это вкусно. Мы также обращаем внимание на умами, характерный вкус японской кухни, и исследуем, как это ощущение тесно связано с нейротрансмиттером глутаматом.
В: Как глутамат действует в нашем мозгу?
A: Большинство людей думают, что наиболее важными нейромедиаторами являются серотонин или дофамин, но есть и другие, которые, по вашему мнению, выполняют большую часть тяжелой работы нервной системы. А для возбуждения — повышения вероятности активации связей — глутамат является самым важным нейротрансмиттером. Глутамат — это большая часть того, что заставляет вас сидеть во время разговора и смотреть на человека, пока вы слушаете и киваете. Основным источником глутамата в рационе американцев является сыр пармезан. А глутамат является источником умами, что помогает объяснить, почему наш мозг распознает его восхитительный вкус.
Основной целью наличия всех этих сенсорных аппаратов является фактическое продвижение нас как эффективных представителей нашего вида.