Систематическая классификация ощущений и их свойства по Шеррингтону и Хеду
Ощущения самый простой способ познания мира. Ты начинаешь использовать ощущения с первого момента своей жизни. Они первыми встречают тебя и остаются с тобой на протяжении всей жизни.
В этой статье:
Как это работаетВремя действияОсновные свойства ощущенийКлассификация АристотеляПопулярные методы классификации
Как это работает
Фото автора Polina Kovaleva: Pexels
Ощущения – это процесс, который отражает взаимодействие твоего физического тела и психики с окружающей средой. Ощущения возникают в процессе прямого воздействия на органы чувств. В результате такого взаимодействия происходит раздражение рецепторов.
Рецептор – это чувствительное нервное окончание или специализированная клетка, которое преобразует воспринимаемое раздражение в нервные импульсы. Импульсы поступают на анализаторы или как их ещё принято называть органы чувств. Каждый из органов чувств отвечает за распознавание своего класса раздражителей.
В теле человека присутствуют пять органов чувств:
- обоняние;
- вкус;
- осязание;
- зрение;
- слух.
Время действия
Ощущения не возникают мгновенно необходимо определённое время для того, чтобы импульс от рецептора при воздействии раздражителя дошёл до анализатора или органа чувств. Это время называется латентным или скрытым периодом ощущения. Латентный период для разных ощущений свой, например для тактильных ощущений – 130 мс, а для болевых – 370 мс.
Понятие, свойства и виды ощущений
Действие ощущений так же не прекращается мгновенно после того, как прекращается взаимодействие с раздражителем. Время инерционного затухания ощущений носит название последействия. Именно последействие позволяет тебе смотреть фильмы: промежутки между кадрами заполняются образами предыдущего кадра.
Основные свойства ощущений
Ощущения обладают определёнными свойствами:
- качество определяет основную особенность каждого ощущения, и является основной отличительной чертой каждого ощущения;
- интенсивность определяет силу воздействия раздражителя на рецептор, а также функциональное состояние самого рецептора и его готовность воспринимать действие раздражителя. Интенсивность количественная характеристика;
- длительность определяет продолжительность ощущения. Длительность находится в прямой зависимости от функционального состояния анализатора и интенсивности действия раздражителя;
- пространственная локация позволяет локализовать раздражитель в пространстве, например: ты можешь определить на какую часть тело воздействовал раздражитель при соприкосновении.
Классификация Аристотеля
В психологии классификации ощущений отведено отдельное место, и существует много различных методов. Самая простая классификация знакомая каждой из нас еще со школьных учебников выделяет виды ощущений в зависимости от специфики органа чувств:
- зрительные;
- слуховые;
- вкусовые;
- осязательные;
- обонятельные.
Такой метод классификации не даёт полного понимания такого важного процесса как ощущения, хотя является наиболее древним. Он впервые был предложен и разработан древнегреческим философом Аристотелем.
Популярные методы классификации
В современной психологии, чаще используется два наиболее распространённых метода классификации ощущений:
- систематический предложен английским физиологом Ч. Шеррингтоном. В основе метода лежит характер отражения и место расположения рецепторов;
- генетический разработал английский невролог Х.Хед. Этот метод исходит из скорости регенерации аффективных волокон после перерезки периферийного нерва и отнесения центральной части анализатора к древней или новой коре головного мозга.
Систематическая классификация
Согласно систематической классификации Ч. Шеррингтона, ощущения делятся на три вида:
- интероцептивные.
Основная функция – обеспечение постоянства внутренней среды организма. Эти ощущения являются сигналами о состоянии внутренних органов, и возникают благодаря рецепторам, расположенным внутри каждого органа.
Фото автора Ron Lach: PexelsЭти ощущения слабо осознаются, и чаще воспринимаются как соответствующие эмоциональные состояния. Для них характерны диффузность и элементарность.
Не существует чёткой классификации этого вида ощущений. В качестве примера, можно привести чувство голода, чувство комфорта в результате удовлетворения какой-нибудь потребности или дискомфорта, если потребность не удовлетворяется. Поведение, вызываемое этими ощущениями, направлено на удовлетворение потребностей и устранения чувства дискомфорта;
- проприоцептивные.
Этот вид ощущений создаёт основу движения человека в пространстве, и включает в себя кинестетическую и вестибулярную чувствительности. Кинестетическая чувствительность обеспечивает четкое управление мышцами в процессе движения. Рецепторы кинестетической чувствительности находятся в мышцах, суставах, сухожилиях, связках, и носят название тельца Паччини.
Вестибулярная чувствительность формирует ощущение равновесия. Рецепторы вестибулярной чувствительности располагаются в полукружных каналах внутреннего уха, и, кроме того, этот вид чувствительности тесно связан со зрением, которое участвует в процессе ориентации в пространстве;
- экстероцептивные.
Основная группа, которая связывает тебя с внешним миром, и создаёт основу для сознательного поведения. К экстероцептивным ощущениям относятся обоняние, вкус, осязание, слух, зрение.
Фото автора Vitaliy Mitrofanenko: PexelsК этой группе относятся контактные ощущения, вызванные непосредственным соприкосновением раздражителя с поверхностью рецептора, и дистантные – действующие на некотором расстоянии от рецептора. По мнению автора, дистантные ощущения развивались на основе контактных.
Генетическая классификация
Генетическая классификация Х. Хеда делит ощущения на два больших класса, согласно их происхождению:
- протопатическую чувствительность – примитивная, тесно связана с эмоциями, слабо осознаётся, менее локализована. Ощущения, относящиеся к этому классу трудно разделить на категории и описать;
- эпикритическую чувствительность – значительно выше по уровню, возникает позже, тесная связь с мышлением, четкая локализация, используются категориальные названия для определения ощущений, например: жёлтый цвет, а не «мягкий» или «твёрдый».
Любой анализатор, согласно классификации Х. Хеда, может обладать обеими видами чувствительности, но разных соотношениях.
Психология ощущений и восприятия страница 5: Psychology OnLine.Net
Виды и свойства ощущений, свойства восприятия, теории восприятия, сенсорная психофизика.
похожие разделы (5):
Мастерская » Прикладная психология » Педагогическая психология (17)
Мастерская » Прикладная психология » Психология и работа (12)
Персона » Гуманистическая психология (7)
Персона » Психология развития (3)
Библиотека » Учебная литература » Хрестоматия » Психология познавательных процессов » Психология воображения (11)
показать 10152025303540 статей, по порядку выбор редакторановизнапоследняя правказаголовокрейтингголосовобращенийкомментариевпо возрастаниюпо убыванию
Искать в Все разделы Новости психологии Персона- Классический ассоцианизм и психология сознания- Глубинная психология- Бихевиоризм- Гештальтпсихология- Французская социологическая школа- Дифференциальная психология и психометрика- Психология развития- Нейропсихология и психофизиология- Современная психология познания и когнитивная наука- Зоопсихология, этология и эволюционная биология- Гуманистическая психология- Деятельностный подход— Сергей Леонидович Рубинштейн Библиотека- Ex Libris- Учебная литература— Хрестоматия— Введение в общую психологию—- Психология как наука—- Историческое введение в психологию—— Античные представления о душе—— Психология сознания—— Психология поведения—— Основы гештальттеории—— Неосознаваемые психические процессы—— Духовно-научная психология—— Категория деятельности в психологии—— Рефераты по истории и методологии психологии—- Эволюционное введение в психологию— Психология личности, мотивации, эмоций—- Психология индивидуальных различий—- Психология мотивации—- Психология эмоций и воли— Психология познавательных процессов—- Психология ощущений и восприятия—- Психология внимания—- Психология памяти—- Психология мышления—— Экспериментальное исследование развития понятий—- Психология воображения— Возрастная психология— Социальная психология— История психологии— Конспекты, обзорные статьи, рефераты— Рефераты по введению в профессию— Рефераты по психологии личности, мотивации и эмоций— Рефераты по психологии познания— Рефераты по возрастной и педагогической психологии— Рефераты по социальной психологии- Научная литература— Journal of Experimental Psychology— Короткие сообщения— Научное наследие— Статьи и монографии— Проблемы личности— Проблемы познания—- Journal of Vision- Методическая литература— Учебные программы- Популярная психология— Непознанное— Потерянный и возвращеный мир— Психология отношений— Современная психология и мудрость веков- Справочная литература— Архив Мастерская- Методические разработки- Психологический практикум- Прикладная психология— Педагогическая психология— Психология и работа— Управленческое консультирование— Психологическое консультирование- Экспериментальная психология- Математические методы в психологии Инструменты- Базы данных Медиатека- Научная жизнь- Психологический музей- Перцептивные феномены- Когнитивная установка- Эмоции- Клиника Путеводитель- Психологический клуб- Научная психология- Образование по психологии- Психологическая практика- Психодиагностика- Популярная психология- Псевдопсихология Доска объявлений- Симпозиум- Рынок труда- Куплю или приму в дар- Продам или подарю- Поменяюсь- Сдам или возьму в аренду- Психологические услуги- Эзотерика и магия- Встречи, отдых, организация досуга Информация Полезно знать
Статьи: 50
обычная: 50
Последнее добавление: 30. 01.2013
Делает ли покупка дома вас счастливее? Психология домовладения
На протяжении десятилетий владение домом считалось отличительной чертой «американской мечты» и важной жизненной вехой.
Это «встроено в то, как мы думаем о недвижимости», — сказал CNBC Make It Марк Эппли, директор Центра недвижимости Джеймса А. Грааскампа в Университете Висконсин-Мэдисон. А покупка дома — это способ создать богатство поколений.
Однако все может измениться. Для многих миллениалов владение собственным жильем недоступно. По данным Бюро переписи населения США, на конец 2018 года примерно каждый третий миллениал в возрасте до 35 лет владел домом. Это число на восемь-девять процентных пунктов ниже, чем у бэби-бумеров, а доля домовладельцев поколения X была в возрасте от 25 до 34 лет9.0003
Но что это значит для счастья тех, кто не может или не хочет купить дом? Действительно ли покупка дома является ключом к счастью или просто еще одним источником стресса?
Покупка дома может сделать вас счастливым
Как люди, мы эволюционно нуждаемся в стабильности, сообществе и соседстве, которые может обеспечить владение домом, Кристин Картер, социолог и старший научный сотрудник Большого научного центра при Калифорнийский университет в Беркли, сообщает CNBC Make It.
Наличие достаточного финансового благополучия, чтобы обеспечить собственное жилье, — это «акт независимости», — говорит Картер.
Люди получают много радости и гордости от процесса покупки дома, такого как посещение дней открытых дверей и получение одобрения на получение кредита, потому что в конечном итоге все заканчивается покупкой дома, что является важной вехой в жизни, говорит Эппли.
«Но, как и в случае с большинством материальных предметов, а дом — материальная вещь, радость может уменьшаться со временем», — говорит он.
Что говорят исследования счастья
Исследования показывают, что с точки зрения счастья владеть домом не лучше, чем арендовать его.
Исследование, проведенное в 2011 году среди 600 женщин из Огайо, показало, что домовладельцы были ничуть не счастливее арендаторов. На самом деле, владельцы дома «получают значительно больше боли от своего дома и дома», пишут авторы исследования. Причина? У владельцев дома стало меньше времени на досуг.
Другое исследование, в котором приняли участие более 3000 взрослых немцев за 16-летний период, показало, что люди испытали значительный рост удовлетворенности в течение первых пяти лет владения новым домом. Но они не чувствовали себя более счастливыми в своей жизни в целом.
Быть владельцем дома «ограничивает вашу мобильность»
Дом может быть привязью, которая «ограничивает вашу мобильность», говорит Эппли. «Поскольку ваша мобильность ограничена, ваши возможности могут быть ограничены». Например, если молодой человек покупает дом в городе, он может не искать работу за пределами своего текущего географического района, говорит он.
Содержание дома также может быть дорогим и трудоемким. У домовладельцев также может быть меньше времени и денег, которые они могут потратить на отдых, развлечения или питание вне дома. «Домовладение часто означает отказ от других финансовых или материальных вещей», — говорит Картер.
Опрос, проведенный Bankrate в 2019 году, показал, что главная жалоба владельцев домов-миллениалов на недооценку «скрытых затрат» на владение домом. Помимо стоимости первоначального взноса и ипотеки, владельцы домов также должны быть готовы потратиться на ремонт и базовое обслуживание.
Опрос, проведенный в 2018 году, показал, что домовладельцы тратят в среднем дополнительно 6 649 долларов в год на проекты по благоустройству дома. Эксперты говорят, что вы должны вкладывать от 5000 до 10 000 долларов в «фонд обслуживания дома» и ежегодно откладывать от 1 до 4% стоимости вашего дома на техническое обслуживание и ремонт.
Мы приспосабливаемся к хорошим аспектам владения жильем, но не к плохим
Одна веская причина, по которой покупка дома не делает нас счастливее, связана с «гедонистической адаптацией», то есть с идеей, что после того, как происходит что-то хорошее , мы испытываем кратковременное усиление положительных эмоций, но в конечном итоге «адаптируемся» и возвращаемся к исходному уровню.
«Когда мы начинаем владеть домом, мы адаптируемся к опыту владения домом, и со временем радость или счастье от этого, кажется, уменьшается», — говорит Эппли.
С другой стороны, нам, как правило, труднее адаптироваться к финансовым трудностям, говорит Картер. «Если владение домом создает для вас большой хронический финансовый стресс, это не то, к чему вы обязательно будете приспосабливаться», — говорит она.
«Если это означает, что вам приходится работать гораздо дольше и вы теряете время с друзьями и членами семьи, то вы не собираетесь приспосабливаться к этому ни в положительную, ни в отрицательную сторону», — говорит она. «Это просто будет продолжаться негативная вещь».
Проверка:
Не пропустите: 6 лучших кредитных карт для покупок на Costco
- От лучшего основного до нахождения цели в жизни поступление в колледж влияет на ваше счастье предвыборная тревога
Для клиентов: Психология «собственности» | Новости
В эпизоде Friends «Эпизод с дешевым свадебным платьем» Моника Геллер буквально борется с женщиной в свадебном магазине из-за платья, которое каждая из них считает своим по праву.
Новое исследование NYIT School of Management Доцент Коллин П. Кирк, D.P.S. и его коллеги из Университета Висконсин-Мэдисон и Университета Клемсона дают более глубокое представление о том, что потребители чувствуют в связи с нарушением прав (т. владение.
В «Линиях собственности в сознании: психологическая собственность потребителей и их территориальные реакции», опубликованной в Journal of Consumer Research , Кирк и ее коллеги-исследователи описывают серию исследований, которые показывают, когда и как потребители становятся территориальными в отношении «своей» собственности. В рамках своего исследования команда провела пять экспериментов со следующими целями:
- Вызвать или манипулировать чувством собственности у потребителей.
- Чтобы увидеть, воспринимают ли потребители, что другие люди сигнализируют о своей психологической собственности на продукт, сообщая о своих знаниях о продукте, своей способности контролировать продукт или о своих инвестициях в продукт.
- Чтобы определить, чувствуют ли те же самые потребители нарушение прав, если они чувствуют, что их собственные сообщения о «собственности» были проигнорированы.
Внимание, спойлер: ответ на последние два вопроса был утвердительным.
Как оказалось, потребители могут чувствовать себя ущемленными в бесчисленных случаях, независимо от типа продукта или местоположения. (Команда изучила все, от кафе и магазинов одежды до рынков под открытым небом, предприятий и некоммерческих организаций.) И не только потребители ощущают последствия психологической собственности. Территориальное поведение, возникающее в результате чувства нарушения, может также повлиять на бизнес: покупатели могут не давать чаевые, могут покинуть магазин, не купив что-либо, или могут проявлять другие формы возмездия.
Чтобы задокументировать это поведение, Кирк и ее коллеги пригласили добровольцев или платных участников для участия в сценариях, в которых исследователи могли манипулировать их психологической собственностью. Затем команда наблюдала и записывала результирующее поведение и ответы участников.
В ходе одного эксперимента участники исследования в кафе стали свидетелями того, как официант двигал их чашку кофе без видимой причины, в то время как чашки других участников не двигались. Нарушенные клиенты не только оттолкнулись от действий сервера, но и отомстили. Чем более ущемленным себя чувствовал клиент, тем меньше он давал официанту чаевые и тем больше вероятность того, что он быстро покинет кафе или реже вернется.
В другом эксперименте участники исследования представили себе покупку свитера в розничном магазине. Исследовательская группа зафиксировала реакцию каждого покупателя, когда другой покупатель, названный «нарушителем», либо прикасался к свитеру, либо просил разрешения прикоснуться к нему. Спрашивание разрешения помогло — этот акт ослабил чувство ущемления прав покупателей и уменьшил территориальные реакции. Однако потребители, которые действительно чувствовали себя ущемленными, проявляли территориальную реакцию: некоторые с большей вероятностью брали свитер и держали его, в то время как другие сообщали, что они враждебно смотрели на нарушителя. И территориальное поведение выходило за рамки свитеров. Когда участникам сказали, что нарушитель случайно уронил деньги на землю, покупатели с меньшей вероятностью удосужились указать на ошибку.
Исследовательская группа обнаружила, что потребители, вероятно, воспринимали, что другой человек заявлял о психологическом владении продуктом одним из трех способов: когда другой человек пытался контролировать продукт, например, прикасаясь к нему; когда они заявили о привязанности к нему, например, создав аналогичный дизайн; или заявив о своем опыте в этом.
«Маркетологи должны знать об этих проблемах, потому что их действия и слова могут неосознанно вызывать негативные чувства, связанные с нарушением прав», — сказал Кирк. По словам Кирка, чтобы избежать неловких ситуаций, маркетологи должны предоставить потребителям способы защиты своих психологически принадлежащих товаров до покупки. В продуктовом магазине разделительная планка, какой бы хлипкой она ни была, помогает покупателям почувствовать, что «их» товары отделены от чужих. Другие магазины, по ее словам, могли бы предложить покупателям сумки, в которых они могли бы хранить предметы, которые они рассматривают.
По иронии судьбы, даже Кирк был известен тем, что становился жертвой психологической собственности. «Даже мой взрослый сын недавно почувствовал себя ущемленным, когда рассказал мне о сделанном им открытии нового продукта. Я непреднамеренно заявляла о своем праве собственности, рассказывая ему особые подробности о продукте, который я уже знала», — сказала она. «Это исследование помогло мне не только понять территориальность и ее значение в поведении потребителей, но и быть более чувствительным к тому, когда я могу непреднамеренно сообщать о чувствах собственности и вызывать территориальные реакции у других».