Ощущение в психологии свойства: 10. Ощущения, основные свойства ощущений.

Учет свойств ощущений и восприятия в работе сотрудника ОВД с людьми

     Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

     Способность ощущать дана нам и всем живым  существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.

п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло.

     Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов[.

     Восприятие, таким образом, выступает как  осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

       Сравнительно с чистым ощущением все, что воздействует на наши органы чувств, вызывает в нас нечто большее: оно возбуждает в мозговых полушариях процессы, которые отчасти обусловлены модификациями в строении нашего мозга, произведенными в нем предшествующими впечатлениями; в нашем сознании эти процессы вызывают идеи, которые так или иначе связаны с данным ощущением. Первой такой идеей является представление того предмета, к которому относится данное чувственное свойство. Осознание известных материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств, и есть то, что в настоящее время называется в психологии восприятием.Результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующий воспринимаемые детали в одно осмысленное целое. Этот сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием.

       Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия.

     Сходство  ощущений и восприятий заключается в том, что

     -во-первых — оба они познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир;

     -во-вторых — это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.   

     2. Методы диагностики ощущений и восприятия

         Существую различные методики  позволяющие оценивать ощущение и восприятие  человека с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность человека формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Существуют различные методы диагностики ощущений и восприятия6

     1. Бланковые методики – составляют  большинство из них. В них  испытуемому предлагают серию  суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.  
Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов. 
         2. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.  

Недостатки:  
             * субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;  
             * эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов. 
          3. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.  
          4. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.  
          5. Объективно– манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п. 
          6.Тесты и тестирование 
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. 
          Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов. 
            Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

             Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных

значения. Одно из них соотносит данное слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область практического применения психологических знаний.

Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры испособы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способахоценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, какэто лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.

             В современной психологии применяется немало различныхметодов психодиагностики, однако далеко не все из- них можноназвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. Последнее название относится только к той группе методов, которые используются в оценочных целях, т.е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств.

Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых — получение достоверных знаний.

           

Методы  диагностики восприятия и ощущений человека:Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?» Методы диагностики внимания: «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки». Методы диагностики воображения: «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Придумай игру». Методы диагностики памяти: «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Запомни цифры», «Выучи слова». Методы диагностики мышления. Методики для оценки образно-логического мышления: «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее?», «Кому чего недостат?»,«Раздели на группы». Методики для оценки наглядно-действенного мышления: «Обведи контур», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунки», «Вырежь фигуры».

        Методы диагностики речи: «Назови слова», «Расскажи по картинке».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (напр, более высокая или низкая температура). Накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому

восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека, В жизни восприятие окружающих предметов — динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п.    

       На  практике такое отражение 

действительности делает формирование показаний более  продуктивным. Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юр психология может использовать положения инженерной психологии.

       Полноценное восприятие предполагает, что будущий  участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и  назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие психические процессы –ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции – рассматриваются как особые формы действий.

     Процесс общения сотрудника ОВД при всей своей многогранности имеет ряд  особенностей:

  1. Профессиональное общение сотрудника ОВД всегда имеет цель, которая решается через конкретные задачи (получение показаний, установление истины, изменение поведения гражданина, пресечение и профилактика правонарушений и т.д.).
  2. Профессиональное общение сотрудника ОВД протекает в режиме права и правоотношений, т.е. общение милиционера с гражданами регламентируется, различными законодательными актами (закон «О Милиции», устав ППС, УПК, КоАП, кодекс чести).
  3. В профессиональном общении необходимо разделять деловые и личные взаимоотношения.
  4. Профессиональное общение сотрудника ОВД, как правило, протекает с непростыми людьми в напряженной обстановке, зачастую в ситуации конфликта и противоборства, что требует от сотрудника высокого контроля над своими чувствами и эмоциями.
  5. Экономия своего и чужого времени.

           Итак, именно Ощущениях и восприятии строятся представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего  использования.

           Ощущение — это соприкосновение внутреннего мира человека с внешним миром с помощью сенсорной системы. Ощущение — это процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Через ощущения мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении в пространстве и многом другом в окружающем и нашем внутреннем мире. Благодаря ощущениям появляются целостные, предметные восприятия.

           Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Целостное  впечатление от предмета или явления  будет называться восприятием.  Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте. Таким образом, восприятие является совокупностью ощущений.

           Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

           Процесс восприятия протекает в связи  с другими психологическими процессами.

    Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи


    База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
    обратиться к администрации

    Юлия Михайловна Войтина

    Шпаргалка по общей психологии

    litres.ru


    Аннотация

    Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Общей психологии, а остальное — дело техники.

    Ни пуха, ни пера!

    Юлия Михайловна Войтина

    Шпаргалка по общей психологии

    1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ

    С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

    Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

    Отметим основные этапы развития психологии как науки.

    I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

    II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

    III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

    IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

    На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

    Таким образом, сформировались основные принципы психологии:

    1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;

    2) изучение психических явлений в развитии;

    3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

    4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

    1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

    2) научиться управлять ими;

    3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

    4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

    5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

    2. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

    В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.

    Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками.

    Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.

    Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.

    На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.

    Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

    В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

    Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

    Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.

    Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.

    Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.

    Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов.

    Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.

    Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

    Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены.

    Каталог: book -> common psychology
    common psychology -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
    common psychology -> Церебральный
    common psychology -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
    common psychology -> Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
    common psychology -> Юридическая психология
    common psychology -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
    common psychology -> Самостоятельности
    common psychology -> Психология семьи и больной ребенок
    common psychology -> В психологию
    common psychology -> Тамара Ивановна Гусева Психология личности Личность и индивидуальность


    Скачать 0,61 Mb.


    Поделитесь с Вашими друзьями:

    Стимулы для ощущений и восприятия. Введение в психологию

    Перейти к содержимому

    К концу этого раздела вы сможете:

    • Описывать важные физические свойства волновых форм
    • Показать, как физические свойства световых волн связаны с восприятием
    • Показать, как физические свойства звуковых волн связаны с восприятием

     Визуальные и слуховые раздражители имеют форму волн. Хотя эти два стимула сильно различаются по составу, волновые формы имеют схожие характеристики, которые особенно важны для нашего зрительного и слухового восприятия. В этом разделе мы опишем физические свойства волн, а также связанный с ними перцептивный опыт.

    Амплитуда и длина волны

    Двумя физическими характеристиками волны являются амплитуда и длина волны (рис. 5.6). Волна – это расстояние от центральной линии до верхней точки гребня или нижней точки впадины. Длина волны относится к длине волны от одного пика до другого.

    Рисунок 5.6 Амплитуда или высота волны измеряется от пика до впадины. Длина волны измеряется от пика к пику.

    напрямую связано с частотой данной формы волны. Частота относится к количеству волн, которые проходят через данную точку в данный период времени, и часто выражается в герцах (Гц) или циклах в секунду. Более длинные волны будут иметь более низкие частоты, а более короткие волны будут иметь более высокие частоты (рис. 5.7).

    Рисунок 5.7 На этом рисунке показаны волны с разными длинами волн/частотами. В верхней части рисунка красная волна имеет большую длину волны/короткую частоту. Двигаясь сверху вниз, длины волн уменьшаются, а частоты увеличиваются.

    Световые волны

     Видимый спектр – это часть более широкого электромагнитного спектра , которую мы можем видеть. Как показано на Рисунке 5.8 , электромагнитный спектр охватывает все электромагнитное излучение, возникающее в нашей среде, и включает в себя гамма-лучи, рентгеновские лучи, ультрафиолетовый свет, видимый свет, инфракрасный свет, микроволны и радиоволны. Видимый спектр у человека связан с длинами волн в диапазоне от 380 до 740 нм — очень маленькое расстояние, поскольку нанометр (нм) составляет одну миллиардную часть метра. Другие виды могут обнаруживать другие части электромагнитного спектра. Например, медоносные пчелы могут видеть свет в ультрафиолетовом диапазоне (Wakakuwa, Stavenga, & Arikawa, 2007), а некоторые змеи могут обнаруживать инфракрасное излучение в дополнение к более традиционным зрительным световым сигналам (Chen, Deng, Brauth, Ding, & Tang, 2012). ; Хартлайн, Касс и Луп, 19 лет78).

    Рисунок 5.8 Свет, видимый человеку, составляет лишь небольшую часть электромагнитного спектра.

    У человека длина волны света связана с восприятием цвета (рис. 5.9). В видимом спектре наше восприятие красного цвета связано с более длинными волнами, зеленый цвет занимает промежуточное положение, а синий и фиолетовый цвета имеют более короткую длину волны. (Легкий способ запомнить это — мнемоника ROYGBIV: r ed, o range, y ellow, g reen, b lue, i ndigo, v iolet.) Амплитуда световых волн связана с нашим восприятием яркости или интенсивности цвета, причем большие амплитуды кажутся ярче.

    Рисунок 5.9 Различные длины волн света связаны с нашим восприятием разных цветов. (кредит: модификация работы Йоханнеса Альмана)

     

     

    Звуковые волны

    Как и световые волны, физические свойства звуковых волн связаны с различными аспектами нашего восприятия звука. Частота звуковой волны связана с нашим восприятием высоты звука. Высокочастотные звуковые волны воспринимаются как высокие звуки, а низкочастотные звуковые волны воспринимаются как низкие звуки. Слышимый диапазон звуковых частот находится между 20 и 20000 Гц, с наибольшей чувствительностью к тем частотам, которые попадают в середину этого диапазона.

    Как и в случае с видимым спектром, другие виды демонстрируют различия в слышимых диапазонах. Например, у кур очень ограниченный слышимый диапазон — от 125 до 2000 Гц. Мыши имеют слышимый диапазон от 1000 до 91000 Гц, а слышимый диапазон белухи — от 1000 до 123000 Гц. Наши домашние собаки и кошки имеют слышимые диапазоны примерно 70–45 000 Гц и 45–64 000 Гц соответственно (Strain, 2003).

    Громкость данного звука тесно связана с амплитудой звуковой волны. Более высокие амплитуды связаны с более громкими звуками. Громкость измеряется в децибелах (дБ), логарифмической единице интенсивности звука. Типичный разговор будет соответствовать 60 дБ; рок-концерт может зарегистрироваться на уровне 120 дБ (рис. 5.10). Шепот на расстоянии 5 футов или шелест листьев находятся в нижней части диапазона нашего слуха; звуки оконного кондиционера, обычный разговор и даже интенсивное движение или пылесос находятся в пределах допустимого диапазона. Тем не менее, существует вероятность повреждения слуха примерно от 80 дБ до 130 дБ: это звуки кухонного комбайна, газонокосилки, тяжелого грузовика (на расстоянии 25 футов), поезда метро (на расстоянии 20 футов), живой рок-музыки и отбойный молоток. Около трети всех случаев потери слуха связано с воздействием шума, и чем громче звук, тем короче воздействие, необходимое для повреждения слуха (Le, Straatman, Lea, & Westerberg, 2017). Прослушивание музыки через наушники с максимальной громкостью (около 100–105 децибел) может привести к потере слуха из-за шума через 15 минут воздействия. Хотя прослушивание музыки на максимальной громкости может показаться не причиняющим вреда, оно увеличивает риск возрастной потери слуха (Kujawa & Liberman, 2006). Болевой порог составляет около 130 дБ, взлет реактивного самолета или выстрел из револьвера с близкого расстояния (Данкл, 19 лет). 82).

    Рисунок 5.10 На этом рисунке показана громкость обычных звуков. (кредит «самолеты»: модификация работы Макса Пфандла; кредит «толпа»: модификация работы Кристиана Холмера; кредит: «наушники»: модификация работы «Skinny Guy Lover_Flickr»/Flickr; кредит «трафик»: модификация работа «quinntheislander_Pixabay»/Pixabay; кредит «разговор»: модификация работы Джой Ито; кредит «листья»: модификация работы Аурелиуса Валейши)

    Хотя амплитуда волны обычно связана с громкостью, существует некоторое взаимодействие между частотой и амплитудой в нашем восприятии громкости в слышимом диапазоне. Например, звуковая волна частотой 10 Гц неслышна независимо от амплитуды волны. С другой стороны, звуковая волна с частотой 1000 Гц будет резко различаться с точки зрения воспринимаемой громкости по мере увеличения амплитуды волны.

    ССЫЛКА НА ОБУЧЕНИЕ: Посмотрите это короткое видео о нашем восприятии частоты и амплитуды, чтобы узнать больше.

    Конечно, разные музыкальные инструменты могут воспроизводить одну и ту же музыкальную ноту с одинаковым уровнем громкости, но при этом они звучат совершенно по-разному. Это известно как тембр звука. относится к чистоте звука и зависит от сложного взаимодействия частоты, амплитуды и времени звуковых волн.

     

    Лицензия

    «Введение в психологию» Технологического института Южной Альберты (SAIT) находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

    Поделиться этой книгой

    Поделиться в Твиттере

    Ощущение и восприятие

    Курс Резюме

    Мы, люди, как и другие животные, проводим большую часть времени, ощущая окружающий нас физический мир. Тогда мы ведем себя так, как будто наши сенсорные системы работают как идеальное зеркало, рассказывая нам о физическом мире, как он действительно существует. Однако одно из основополагающих открытий науки психологии состоит в том, что ЭТО НЕ ТАК. На самом деле мы переживаем «ВЕРСИЮ» мира, созданного человеческим мозгом.

    Таким образом, в этом курсе мы будем исходить из того, что существуют ДВЕ разные реальности — физический мир и психологический мир, созданный мозгом. Эти ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ настолько различны, что во многих случаях наш психологический мир имеет мало фактического сходства с физическим миром. То, что мозг говорит нам о мире, не обязательно должно быть правдой, оно просто должно быть надежным. Если бы высокие температуры производили вкус клубничного мороженого, а холодные — запах тухлых яиц, вы бы все равно знали, когда лето, а когда зима (и лето было бы вкуснее!).

    Этот курс будет посвящен обучению думать о том, как ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ психологические и физические реальности. Мы начнем с изучения ФИЗИЧЕСКИХ характеристик различных стимулов (выше показана частотная спектрограмма голоса Ф. Дж., когда он произносит слова «ощущение и восприятие»). Затем мы изучим, как сенсорные системы РАЗБИВАЮТ физические стимулы на пространственные и временные паттерны нейронной активности. Наконец, мы попытаемся понять, как перцептивные механизмы мозга ПЕРЕСОБИРАЮТ сенсорную информацию, чтобы создать уникальную «психологическую версию» мира, который мы переживаем.

    Если вам интересно, как все это может быть важно для вас, помните, что факт существования нашей нации в значительной степени обусловлен человеческим восприятием вкуса. Если бы европейский континент не был проклят такой безвкусной кухней, Колумб, возможно, никогда бы не отправился в путешествие в поисках кратчайшего пути к торговле специями! Человеческие системы восприятия играли (и продолжают играть) решающую роль в нашей истории, искусстве, музыке, технологиях, религии, политике, экономике, образовании, медицине — чего угодно. Наши человеческие системы восприятия во многих отношениях формируют то, кто мы есть, как мы думаем и что мы чувствуем. Излишне говорить, что расстройства человеческого восприятия лежат в основе большей части нашей психопатологии (например, несколько разновидностей депрессии, тревоги, компульсий, галлюцинаций и телесных дисморфических синдромов). На каком-то уровне эти расстройства возникают, когда наша психологическая реальность перестает функционировать ПАРАЛЛЕЛЬНО с физической реальностью.

    Одной из вещей, которая делает человеческие сенсорные/перцептивные системы особенно увлекательными, является степень, в которой мы используем эти системы для ОБЩЕНИЯ друг с другом. В какой-то степени это отличает нас от всех других животных. То есть, в то время как большинство сенсорных/перцептивных систем животных НАСТРОЕНЫ НА стимулы, производимые НЕКОТОРЫМИ ДРУГИМИ видами (например, зрительная и слуховая системы кошки настроены на стимулы, производимые мелкими грызунами или птицами), сенсорные/перцептивные системы человека НАСТРОЕНЫ. К стимулам, производимым ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. Да, верно — довольно опасным шагом мы «повернулись спиной» к большому миру физических раздражителей вокруг нас, чтобы сосредоточиться друг на друге. Однако этот рискованный шаг стал одним из ключей к нашему успеху как вида — он позволяет нам ОБЩАТЬСЯ и работать СОВМЕСТНО в динамичных социальных группах.

    Примечательно, что эти совместные социальные взаимодействия позволили людям ИЗБЕЖАТЬ ограничений нашей моторной И сенсорной биологии — в то время как люди и некоторые другие виды (в основном приматы и птицы) изобрели инструменты, чтобы превзойти биологические ограничения двигательных систем животных, мы ЕДИНСТВЕННЫЙ ВИД изобретает инструменты, разработанные специально для того, чтобы превзойти пределы наших сенсорных систем (и это лишь некоторые из них — микроскопы, телескопы, разнообразные системы для обнаружения электромагнитного излучения и управления им). Мы узнаем, что способность к общению на высоком уровне и динамическому социальному взаимодействию является фундаментальным свойством сенсорных/перцептивных систем человека.

    К сожалению, в то время как наши знания о том, как работают сенсорные системы, становятся все более изощренными, мы все еще очень мало знаем о том, что такое восприятие и как именно оно работает. Тем не менее, ваш инструктор проведет четкое различие между ощущением и восприятием, выделив АНАЛИТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА сенсорных систем и СИНТЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА систем восприятия. Под «синтетическим» мы подразумеваем, что перцептивные механизмы мозга способны создавать вещи — вещи, которые даже не существуют (по крайней мере, физически).

    Теперь, несмотря на то, что идея о мозге, который производит вещества, безусловно, забавна, знайте, что впереди нас ждет непростая задача: мы применим нейрофизиологический подход к теме ощущений и восприятия. Поэтому мы потратим некоторое время на рассмотрение нескольких основных принципов биологии нервных клеток и анатомии мозга, прежде чем мы перейдем к сути курса. На самом деле вы обнаружите, что развивать базовое понимание того, как работает мозг и его нейроны, невероятно весело и интересно.

     

    Учебник и веб-сайт

    Ощущение и Perception, 3-е издание (www.sinauer.com/wolfe)
        by Wolfe, Kluender, Levi, et al.

     

    Оценка курса

    Вы будете оцениваться отдельно за успеваемость в лекционной части курса и лабораторной части конечно, как подробно описано ниже. Ваша процентная оценка в каждой из этих частей будут объединены для определения единой оценки, которую вы получите за весь курс. Три четверти (75%) вашей оценки за курс будут определены по успеваемости в лекционной части курса и одной четверти (25%) будет определяться вашей успеваемостью в лабораторной части курса:

    (0,75 * Процент лекций) + (0,25 * Процент лабораторных работ) = Процент курса

    Система процентной оценки курса будет быть:

    А = 100-92

    Б+= 89-88

    С+= 79-78

    Д = 69-60

    А- = 91-90

    Б = 87-82

    С = 77-72

    F < 60

     

    Б- = 81-80

    С- = 71-70

     

    Оценка курса лекции Часть

    Оценки будут основываться на результатах экзаменов. Там будет 3 экзамена в течение семестра, каждый оценивается в 100 баллов. Там Всего 300 баллов за лекционную часть курса.

    Экзамены будут содержать вопросы с несколькими вариантами ответов. Каждый экзамен будет охватывать материал, представленный в этом разделе курса, и материал в заданных чтениях для этого раздела. Большинство экзамен будет основан на лекционном материале, поэтому вы должны посещать каждый класс и делать заметки. Хотя экзамены не суммируются, понимание материала носит прогрессивный и сравнительный характер. «Сдувание» один раздел, вероятно, сделает следующий раздел вдвое сложнее. Экзамен 1 будет обложка Прослушивание, Экзамен 2 будет охватывать кожные и химические чувства, а Экзамен 3 покроет Видение и развитие. Пожалуйста, возьмите с собой удостоверение личности бывшего Советского Союза и карандаш № 2 для каждого Экзамен.

     

    Университет Правила посещения и вступительные экзамены

    Отсутствие по уважительной причине включает документально подтвержденную болезнь, смертей в семье и других задокументированных кризисов, призыв к активным военным обязанности или обязанности присяжных, религиозные праздники и официальная деятельность университета. Эти отсутствия будут компенсироваться таким образом, чтобы не возникало произвольного наказывать студентов, у которых есть уважительная причина. Также будет рассмотрено учащимся, чьи дети-иждивенцы серьезно больны.

    МАКИЯЖ: В случае отсутствие по уважительной причине, которое вынуждает вас пропустить экзамен, вы будете предоставляется возможность наверстать пропущенный экзамен. Для того, чтобы поддерживать справедливость в оценках, учащийся несет ответственность за предоставить документацию, которая позволит инструктору понять причина отсутствия студента на занятиях в день экзамена.

     

    Политика академической чести

    В Политике академической чести Университета штата Флорида изложены ожидания Университета в отношении честности академической работы студентов, процедуры устранения предполагаемых нарушений этих ожиданий, а также права и обязанности студентов и преподавателей на протяжении всего процесса. Студенты несут ответственность за ознакомление с Политикой академической чести и за выполнение своего обещания «. . . быть честным и правдивым и . . . [чтобы] стремиться к личной и институциональной целостности в Университете штата Флорида». (Политика академической чести Университета штата Флорида, который можно найти по адресу http://dof.fsu.edu/honorpolicy.htm.)

     

    Закон об американцах-инвалидах


    Учащиеся с ограниченными возможностями, нуждающиеся в академических условиях, должны:
    (1) зарегистрироваться и предоставить документы в Ресурсный центр для студентов с ограниченными возможностями; и (2) принести письмо инструктору с указанием необходимости размещения и его типа. Это должно быть сделано в течение первой недели занятий.

    Этот учебный план и другие материалы класса доступны в альтернативном формате по запросу.

    Для получения дополнительной информации об услугах, доступных для студентов с ограниченными возможностями из бывшего СССР, обращайтесь по телефону:

    Ресурсный центр для студентов с ограниченными возможностями
    874 Traditions Way
    108 Здание службы поддержки студентов
    Florida State University
    Tallahassee, FL 32306-4167
    (850) 644-9566 (голос)
    (850) 644-8504 (TDD) 90 105 sdrc@admin.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *