Ощущение и восприятие (семинар) |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология |
Цели занятия: Учебные вопросы: 9. Законы перцепции. 10. Иллюзии восприятия.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов. Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.
Ощущение — это познавательный психический процесс, который заключается в отражении в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. При подготовке второго учебного вопроса следует обратить внимание на то, что существуют различные классификации ощущений. По модальности выделяют следующие виды ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Но также имеются интермодальные ощущения, например, вибрационные. По принципу уровня построения ощущения делятся на экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивпые. Следует отметить, что перечисленные классификации ощущений не являются исчерпывающими, их разнообразие будет зависеть от того, какие классификационные основания будут применены для анализа ощущений. Изучая третий учебный вопрос, необходимо усвоить, что к основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, синестезия, последовательные образы, пороги ощущений (верхний, нижний, различий). Все свойства ощущений отражают своеобразие проявления данного познавательного процесса в разных условиях взаимодействия органов чувств с предметами и явлениями окружающего мира. При подготовке четвертого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что формулирование первых психофизиологических законов ощущений стало возможным благодаря исследованию порогов ощущений. Начало их изучению было положено немецким физиком, психологом и философом Г. Т. Фехнером. Он указывал, что люди не могут количественно измерить свои ощущения, поэтому он свои усилия направил на разработку «косвенных» методов, которые позволяют количественно представить отношения между величиной раздражителя и интенсивностью вызванного им ощущения. Далее работу по количественному изучению ощущений продолжили П. Бугер, Э. Вебер, С. Стивенс. Результатом объединения их достижений является формулирование законов ощущений (закон Бугера — Вебера, закон Вебера — Фехнера, закон Стивенса). При подготовке шестого учебного вопроса следует принять во внимание, что процесс восприятия позволяет упорядочить и объединить отдельные ощущения в целостные образы предметов или явлений. Таким образом, восприятие представляет собой качественно новое образование и не сводится к сумме отдельных ощущений. Восприятие — это познавательный психический процесс, который заключается в отражении в сознании человека предметов или явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Физиологической основой возникновения восприятия является появление временных нервных связей, образующихся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлении окружающего мира. Таким образом, предметы или явления выступают в качестве комплексных, совокупных раздражителей. Изучая седьмой учебный вопрос, необходимо рассмотреть следующие классификации восприятия. При подготовке восьмого учебного вопроса следует рассмотреть следующие свойства восприятия: избирательность, предметность, осмысленность, целостность, апперцепция, объем, точность, полнота, быстрота, константность. Все свойства восприятия отражают своеобразие проявления данного познавательного процесса в разных условиях взаимодействия человека с предметами окружающего мира. При подготовке девятого учебного вопроса следует обратить внимание на следующие особенности восприятия: тенденцию к заполнению пробелов; тенденцию к объединению разных элементов в целое; независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов, но при этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Данные особенности восприятия были наиболее полно описаны представителями гештальтпсихологии, которые сформулировали на их основе такие закономерности восприятия, как закон фигуры и фона; закон транспозиции; закон константности; закон близости; закон замыкания. При подготовке десятого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что иллюзии восприятия являются важным феноменом в психологии, они приводят к ошибкам в отражении окружающей действительности. Иллюзии восприятия — это искажение восприятия реальных предметов или явлений.
4. Приведите классификации видов ощущений. 5. Перечислите свойства ощущений и дайте им краткую характеристику. 6. Назовите психофизические законы, описывающие ощущения. 7. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Бугера — Вебера. 8. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Вебера — Фехнера. 9. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Стивенса. 10. Перечислите патологические изменения порогов чувствительности и дайте им краткую характеристику. 11. Назовите отличительные признаки восприятия и ощущений. 12. Раскройте физиологическую основу восприятия. 13. Приведите классификации видов восприятия. 14. Перечислите свойства восприятия и дайте им краткую характеристику. 16. Охарактеризуйте иллюзии восприятия. Практическое занятие
|
Ощущение как простейший познавательный психический процесс. Классификация и закономерности, свойства
Ощущение – простейший психический познавательный процесс, который заключается в отражении отдельных свойств, предметов и явлений окружающей действительности, а также внутренних состояний организмов.
Ощущение возникает при непосредственном воздействии раздражителя и органов чувств. В результате возникают ощущения, которые различаются модальностью, интенсивностью, длительностью и пространственной локализацией.
У человека ощущение может быть произвольным и осознанным, что достигается за счет использования сенсорных эталонов как средств.
Классификация ощущений:
• Экстероцептивные
• Проприоцептивные
• Интероцептивные
• Специальные
Свойства ощущений:
• Качество
• Интенсивность
• Длительность
• Пространственная локализация раздражителя
Закономерности ощущений:
1. Ощущения специфичны и соответствуют морфофизиологической организации своих рецепторов или органов чувств. Специфичность органов чувств рецепторов, их ощущений, закономерно развивалась под влиянием специфичных раздражителей. При отсутствии раздражителя не только исчезают специфические ощущения, но и сам орган чувств редуцируется или разрушается. Например, кроты, живущие при слабом освещении, не только утрачивают зрение, но и их глаза врастаю под кожу.
2. Ощущения пространственны, т.е. проецируются по месту действия раздражителя. Например, если мы укалываем палец, то мы ощущаем боль именно в этом пальце, хотя механизм появления боли находится в головном мозге.
3. Адаптация ощущений
• Негативная
Возникает под влиянием сильных сверхпороговых раздражителей, которые действуют длительно и постоянно. Высшей степенью адаптации этого вида может быть полная негативная адаптация, когда человек совершенно не ощущает действующего раздражителя.
• Позитивная
Возникает под влиянием пороговых и подпороговых раздражителей, т.е. под влияние слабых раздражителей.
4. Закон чувствительности или порогов ощущений. Различают верхний и нижний абсолютные пороги ощущений. Нижний абсолютный порог определяется наименьшей силой действующего раздражителя, которая вызывает первичные ощущения. Более слабое раздражение не вызывает ощущений – подпороговое раздражение. Например, для слуха нижний абсолютный порог равен 20 Гц. Верхний абсолютный порог измеряется наибольшей силой действующего раздражителя, при котором еще возникают ощущения. При раздражении большей силы могут возникать болевые ощущения или повреждения самого органа чувств. Например, для слуха ~20000 Гц.
5. Закон контраста ощущений. Интенсивность и качество ощущений зависит от предшествующих, последующих и одновременных раздражителей. Например, если после ледяной руку опустить в воду комнатной температуры, то она ощущается как теплая. После горячей комнатная – холодная. Серый квадрат на белом фоне кажется более темным, чем тот же квадрат на черном фоне.
6. Закон синестезии. Проявляется в появлении на основе каких-либо ощущений, не специфичных для данного анализатора (цветовая музыка, теплый или холодный цвет). Причина таких явлений во взаимодействии механизмов разных анализаторов во временных нервных связях и условных рефлексах, а также в анатомической близости анализаторов.
7. Закон компенсаций ощущений. Определяет увеличение функций ощущений целостной сенсорной сферы в случае выпадения или торможения других ощущений этой сенсорной сферы. Например, слепые люди, как правило, лучше слышат.
i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №3
Записная книжка
механических сил и других физических энергий. Без чувств все это казалось бы пустотой тьмы и тишины.
В следующий раз, когда вы будете наслаждаться красотой заката, цветка или друга, помните: ощущение делает все возможным.
Очевидно, что мир, каким мы его знаем, создан из чувственных впечатлений. Менее очевидно то, что то, что считается «реальностью», формируется чувствами. Наши органы чувств могут обнаруживать лишь ограниченный спектр физических энергий. Таким образом, события остаются незарегистрированными, когда чувства не настроены на них. У нас, например, нет рецепторов для атомного излучения, рентгеновских лучей или микроволн. По этой причине можно получить травму от каждой из этих энергий, не осознавая этого.
Бобу Иденсу вернули зрение в 51 год после того, как он был слеп с рождения: «Я никогда бы не подумал, что желтый цвет такой… такой желтый. У меня нет слов, я поражен желтым цветом. Но красный мой любимый цвет. Я просто не могу поверить в красный. Я не могу дождаться, чтобы вставать каждый день, чтобы увидеть то, что я вижу. А ночью я смотрю на звезды в небе и мигающие огни. Вы никогда не могли знать Как все замечательно. На днях я видел пчел, и они были великолепны. Я видел, как под дождем проезжал грузовик и брызгал в воздух брызгами. Это было чудесно. И я упоминал, что только что видел падающий лист. летать по воздуху?»
На что был бы похож мир, если бы можно было добавить новые органы чувств — если бы мы могли «видеть» гамма-лучи, «слышать» изменения атмосферного давления или «ощущать вкус» света? Мы можем только догадываться. Гораздо проще представить потерю или восстановление сенсорной системы. …ощущение — это наше окно в мир. Все наше осмысленное поведение, наше осознание физической реальности и наши представления о вселенной в конечном счете проистекают из органов чувств.
I. ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ:
Начнем с парадокса. С одной стороны, у нас есть великолепная сила чувств. В одно мгновение вы можете увидеть звезду на расстоянии световых лет, а в следующее вы можете заглянуть в микроскопическую вселенную росинки. Тем не менее, зрение, как и другие органы чувств, также узко ограничено по чувствительности, поэтому оно действует как система обработки данных . То есть наши чувства обычно «сваривают» потоки информации в избранный поток полезных данных. Сенсорный отбор можно увидеть в том факте, что «свет» — это лишь небольшая часть более широкого диапазона энергий. Помимо видимого света, 9Электромагнитный спектр 0016 включает инфракрасный и ультрафиолетовый свет, радиоволны, телевизионные передачи, гамма-лучи и другие энергии. Если бы наши глаза не были ограничены светочувствительностью, «видеть» было бы все равно, что одновременно получать сотни разных «каналов». Путаница была бы подавляющей. Очевидно, что выбор информации важен.
Преобразователь . Некоторый отбор происходит просто потому, что сенсорные рецепторы являются биологическими преобразователями. Преобразователь — это устройство, которое преобразует один вид энергии в другой. Например, игла фонографа преобразует вибрации в электрические сигналы. Поскребите пальцем иглу, и динамики начнут издавать звук. Однако, если вы посветите на иглу или опустите ее в холодную воду, динамики будут молчать. Точно так же каждый орган чувств наиболее чувствителен к определенному диапазону энергии, которую он легче всего преобразует в нервные импульсы. Преобразуя информацию, многие сенсорные системы анализируют окружающую среду на важные характеристики, прежде чем отправлять сообщения в мозг.
Особенности восприятия . Это основные элементы стимульного паттерна, такие как линии, формы, края, пятна или цвета.
Детекторы признаков . Нейронные цепи многих сенсорных систем действуют как детекторы признаков. Другими словами, они очень хорошо настроены на определенные паттерны стимулов. Глаза лягушки, например, особенно чувствительны к маленьким темным движущимся точкам. Исследователь Джером Леттвин (1961) называет эту чувствительность «детектором жуков». Кажется, что глаза лягушки «запрограммированы» на обнаружение жуков, летающих поблизости. Но насекомое (пятно) должно двигаться. Лягушка может умереть от голода в окружении дохлых мух. Код. В дополнение к выбору и анализу сенсорные системы кодируют важные особенности мира в сообщения, понятные мозгу (Hubel & Wiesel, 19).79). Чтобы увидеть кодирование в действии, попробуйте на мгновение закрыть глаза. Затем возьмитесь кончиками пальцев и сильно надавите на веки. Приложите достаточное давление, чтобы слегка «раздавить» глаза. Делайте это около 30 секунд и наблюдайте, что происходит. Если вы следовали инструкциям, вы, вероятно, видели звезды, шахматные доски и вспышки цвета, называемые фосфенами . Причина этого в том, что рецепторные клетки глаза, которые обычно реагируют на свет, также несколько чувствительны к давлению. Заметьте, однако, что глаз готов кодировать только стимуляцию, включая давление, в зрительные особенности. В результате вы испытываете легкие ощущения, а не давление. Также важную роль в создании этого эффекта играет локализация функции в головном мозге.
Локализация функции . Это означает, что сенсорные рецепторы посылают сообщения в определенные участки мозга. Одни области мозга получают визуальную информацию, другие – слуховую, третьи – вкусовую и так далее. Таким образом, ощущение, которое вы испытываете, в конечном итоге зависит от того, какая область мозга активирована. Одним из практических последствий такой локализации является возможность искусственного стимулирования определенных областей мозга для восстановления зрения, слуха или других органов чувств. Исследователи уже протестировали систему, использующую миниатюрную телевизионную камеру для создания электрических сигналов, которые подаются на зрительную кору головного мозга (Dobelle et al., 19).74; Dobelle, 1977). К сожалению, искусственное зрение этого типа все еще сталкивается с серьезными препятствиями. Однако искусственный слух оказывается более работоспособным, как мы увидим позже.
Удивительно осознавать, что такие переживания, как «видение» и «слух», в конечном итоге происходят в мозгу, а не в глазах или ухе. Каждый орган чувств является лишь первым звеном в длинной цепи, которая заканчивается лесом клеток и волокон мозга. Как бы нам ни хотелось так думать, наши сенсорные системы не работают как камеры или магнитофоны, отправляя обратно «картинки» мира. Скорее, они собирают, преобразовывают, анализируют, кодируют и передают бесконечный поток данных в активный, жаждущий информации мозг.
- Ощущение . Этот входящий поток информации и есть то, что мы называем ощущением.
Восприятие . Когда мозг организует ощущения в осмысленные паттерны, мы говорим о восприятии.
II. ПСИХОФИЗИКА
Какой самый тихий звук, который можно услышать? Самый слабый свет, который можно увидеть? Самое легкое прикосновение, которое можно почувствовать? Органы чувств — это наша связь с реальностью. Каковы их пределы?
Психофизика . Изменения физических раздражителей измеряются и соотносятся с психологическими ощущениями, такими как громкость, яркость или вкус. Основной вопрос, который задает психофизика, заключается в следующем: каково абсолютное минимальное количество энергии, необходимое для возникновения ощущения? Ответ определяет абсолютный порог для сенсорной системы.
Проверка абсолютных порогов показывает, насколько мы чувствительны. Для возникновения ощущения требуется всего 3 фотона света, попадающих на сетчатку. Фотон — это наименьший возможный «пакет» световой энергии, и реакция на 3 фотона эквивалентна наблюдению за пламенем свечи на расстоянии 30 миль.
- СЕНСОРНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ
Видение — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Пламя свечи видно на расстоянии 30 миль в ясную темную ночь.
Слух — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Тиканье часов в тихих условиях на высоте 20 футов.
Вкус — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 1 чайная ложка сахара на 2 галлона воды.
Запах — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 1 Капля парфюма распространилась по трехкомнатной квартире.
Прикосновение — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Крыло пчелы падает на вашу щеку с высоты 1 сантиметра.
Некоторые сенсорные системы имеют как верхние, так и нижние пределы. Например, когда уши проверяют на высоту тона (более высокие и низкие тона), мы обнаруживаем, что люди могут слышать звуки с частотой до 20 герц (колебаний в секунду) и примерно до 20 000 герц. Это впечатляющий диапазон — от самого низкого рокота органа до самого высокого писка стереофонического «твитера». На нижнем конце порог настолько низок, насколько это практически возможно. Если бы уши могли реагировать на тоны ниже 20 герц, вы бы слышали движения собственных мышц (Остер, 19 лет).84). Представьте, как неприятно было бы слышать, как ваше тело скрипит и стонет, как старый корабль, каждый раз, когда вы двигаетесь.
С другой стороны, верхний порог человеческого слуха в 20 000 герц легко может быть выше. Собаки, летучие мыши, кошки и другие животные могут слышать звуки намного выше этого предела. Вот почему «тихий» собачий свист (который может издавать звуки частотой 40 000 или 40 000 герц) слышен собакам, но не людям. Для собак звук существует. Для человека это за пределами сознания. Легко увидеть, как пороги определяют пределы чувственного мира, в котором мы живем.
Перцептивная защита . Мало того, что абсолютные пороги различаются от человека к человеку, они также время от времени меняются для одного человека. Тип стимула, состояние нервной системы и стоимость ложных «обнаружений» — все это имеет значение. Эмоциональные факторы также важны. Неприятные стимулы, например, могут повышать порог узнавания. Этот эффект называется перцептивной защитой. «Грязные» слова распознавались дольше, когда отображались на экране с «чистыми» словами. По-видимому, можно обрабатывать информацию более чем на одном уровне и сопротивляться информации, которая вызывает тревогу, дискомфорт или смущение (Dember & Warm, 19). 79).
Подсознательное восприятие . Является ли это «подсознательным» восприятием? В основном, да. Всякий раз, когда информация обрабатывается ниже нормального предела (порога или предела) для осознания, это происходит подсознательно. Подсознательное восприятие было продемонстрировано в эксперименте, в котором люди видели серию фигур, вспыхивающих на экране в течение 1/1000 секунды каждая. Позже им разрешили видеть эти и другие «новые» формы столько, сколько они хотели. В то время они оценивали, насколько им понравилась каждая форма. Даже несмотря на то, что они не могли отличить «старые» формы от «новых», они давали «старым» формам более высокие оценки (Кунст-Вилсон и Зайонц, 19 лет).80). Кажется, что «старые» формы стали привычными и, следовательно, более «привлекательными», но на уровне ниже обычного осознания. Подводя итог, можно сказать, что существуют доказательства существования подсознательного восприятия. Однако хорошо контролируемые эксперименты показали, что подсознательные раздражители в основном слабые. Рекламодателям лучше использовать самые громкие, четкие и требующие большего внимания стимулы, как и большинство из них.
Пороговые значения разницы . Также изучал психофизику. Здесь мы спрашиваем, насколько должен измениться стимул (увеличиться или уменьшиться), прежде чем он станет заметно другим? Изучение едва заметных различий (JND) привело к одному из первых естественных «законов» психологии. Названный законом Вебера, его можно грубо сформулировать следующим образом: количество изменений, необходимых для возникновения JND, представляет собой постоянную пропорцию исходной интенсивности стимула. На самом деле это всего лишь приближение, потому что оно применяется в основном к стимулам среднего диапазона. Для других, кроме чисто чувственных суждений, это еще более приблизительно. Обратите внимание на большую разницу в слуховой чувствительности (высоту и громкость) по сравнению со вкусом. Очень небольшие изменения слуха легко обнаружить. Голос или музыкальный инструмент, отклоненный на 1/3 от 1 процента, будут заметны. Для вкуса мы находим, что для получения JND необходимо изменение на 20 процентов. Если в чашке кофе содержится 5 чайных ложек сахара, необходимо добавить еще одну (1/3 из 5), прежде чем произойдет заметное увеличение сладости. Требуется много поваров, чтобы испортить бульон.
III. ВИДЕНИЕ .
1. Размеры Vision . Комната, в которой вы сидите, наполнена электромагнитным излучением , включая свет и другие энергии. Видимый спектр состоит из света с различными длинами волн. Спектр начинается с длин волн 400 нанометров. нанометров — это одна миллиардная часть метра. Длины волн на этом конце спектра вызывают ощущение пурпурного или фиолетового цвета. Все более длинные волны производят синий, зеленый, желтый и оранжевый цвета, пока мы не достигнем красного цвета с длиной волны 700 нанометров.
(а). Радио — (д). Инфракрасные лучи (Невидимые длинные волны) —- (г). рентген
(б). ТВ —- (е). Спектр видимого света —- (ч). Гамма излучение
(с). Микроволновая печь —- (е). Ультрафиолетовые лучи (невидимые короткие волны) —- (i). Космические лучи
Это физическое свойство света — его длина волны — соответствует психологическому опыту оттенок или определенный цвет раздражителя. Белый свет состоит из смеси частот всего спектра. Цвета, создаваемые очень узким диапазоном длин волн, называются очень насыщенными или «чистыми». Третье измерение зрения, яркость , примерно соответствует амплитуде (или «высоте») световых волн; свет большей амплитуды несет больше энергии и кажется ярче.
2. Строение глаза . Немного подтолкнув проблему, глаз можно было бы использовать как камеру. Когда светочувствительную заднюю поверхность глаза омывают раствором квасцов, последнее изображение, попадающее на нее, будет выглядеть как крошечная фотография. Этот факт может создать большую загадку убийства, но это не лучший способ сделать фотографию. В любом случае, несколько основных элементов глаз и камер похожи. Оба имеют линзу , которая фокусирует изображение на светочувствительном слое в задней части замкнутого пространства. В камере этим слоем является пленка; в глазу это слой фоторецепторов (светочувствительных клеток) размером и толщиной с почтовую марку, называемых сетчаткой .
3. Фокусировка . Передняя часть глаза имеет прозрачное покрытие, называемое роговицей . Кривизна этого прозрачного «окна» загибает световые лучи внутрь. Затем эластичный хрусталик растягивается или утолщается рядом мышц, так что происходит более или менее дополнительное искривление света. Это изгибание, утолщение и растяжение хрусталика называется размещение . В камерах фокусировка осуществляется проще — изменением расстояния между объективом и пленкой.
4. Проблемы со зрением . Форма глаза также влияет на фокусировку. Если глаз слишком короткий, близлежащие объекты не могут быть сфокусированы, но дальние объекты четкие. Это называется дальнозоркостью, или дальнозоркостью . Если глазное яблоко слишком длинное, изображение не попадает на сетчатку, и удаленные объекты не могут быть сфокусированы. Это состояние приводит к близорукости или близорукость . Когда роговица хрусталика деформирована, часть поля зрения будет сфокусирована, а часть размыта. Эта проблема называется астигматизм . Все три дефекта зрения можно исправить, поместив перед глазами очки или контактные линзы. Эти дополнительные линзы изменяют путь входящего света, чтобы восстановить четкую фокусировку.
Иногда с возрастом хрусталик становится менее гибким и менее приспособленным. Поскольку хрусталик должен максимально изгибаться, чтобы сфокусировать близлежащие объекты, результатом является пресбиопия (старое зрение) или дальнозоркость из-за старения. Если вам нужны очки для лечения близорукости, с возрастом вам могут понадобиться бифокальные очки. Бифокальные линзы корректируют зрение вблизи и зрение вдаль.
5. Управление освещением . Между глазом и камерой есть еще одно важное сходство. Перед объективом в обоих находится механизм для контроля попадания света. Этот механизм в фотоаппарате — диафрагма; в глазу это радужка . Радужная оболочка представляет собой цветную круговую мышцу, которая расширяется и сжимается, чтобы контролировать размер зрачка, отверстия в центре глаза. Радужная оболочка очень важна для нормального зрения. Сетчатка может адаптироваться к изменяющимся условиям освещения, но очень медленно. Выполняя быстрые настройки, диафрагма позволяет нам быстро переходить от темноты к яркому солнечному свету или наоборот. При тусклом свете зрачки расширяются (расширяются), а при ярком свете сужаются (сужаются). При самом большом открытии радужной оболочки зрачок в 17 раз больше, чем при самом маленьком. Если бы не это, вы бы ослепли на некоторое время, войдя в затемненную комнату.
6. Зрительные рецепторы . На этом наше сравнение глаз и камеры обрывается. Начиная с сетчатки, зрение становится сложной системой для анализа световых паттернов. Кроме того, из глаза получится очень странная камера. Прежде всего, глаз имеет два типа «пленки», состоящей из рецепторных клеток, называемых палочками и колбочками. По сравнению с пленкой в фотоаппарате зрительные рецепторы отсталые. Палочки и колбочки направлены к задней части глаза, в сторону от падающего света. Кроме того, в «пленке» есть дырка. В каждом глазу слепое пятно , потому что там, где зрительный нерв выходит из глаза, нет рецепторов. И наконец, глаз постоянно находится в движении. Это было бы катастрофой для камеры, но, как мы увидим позже, это необходимо для нормального зрения.
Колбочки и остроты зрения . Колбочки, насчитывающие около 6,5 миллионов в каждом глазу, лучше всего работают при ярком свете. Они также производят цветовые ощущения и улавливают мелкие детали. Они лежат в основном в центре глаза. На самом деле в середине сетчатки есть небольшая чашеобразная область, называемая 9. 0016 fovea , который содержит только колбочки — около 50 000 из них. Если вы посмотрите на ноготь большого пальца с расстояния вытянутой руки, его изображение почти закроет центральную ямку. Подобно газетной фотографии, состоящей из множества маленьких точек, плотно расположенные конусы центральной ямки обеспечивают наибольшую остроту зрения , или резкость. Другими словами, зрение наиболее острое, когда изображение падает на центральную ямку. Острота зрения неуклонно снижается по мере того, как изображения перемещаются к краю сетчатки.
Стержни и периферическое зрение . Палочки, которых насчитывается около 100 миллионов, не способны различать цвета. Чистое палочковое зрение черно-белое. Однако палочки гораздо более чувствительны к свету, чем колбочки. Таким образом, палочки позволяют нам видеть при очень тусклом свете. Периферийное зрение . Области за пределами центральной ямки также освещаются, создавая большую область периферического (бокового) зрения. Палочки наиболее многочисленны примерно в 20 градусах от центра сетчатки, поэтому периферическое зрение палочковидное. К счастью, удилища достаточно чувствительны к движению. Таким образом, в то время как глаз придает наибольшую остроту центру зрения, он сохраняет радарное сканирование движения боковым зрением. Видеть «краем глаза» важно для родов, вождения и прогулок по темным переулкам. Те, кто потерял периферическое зрение, страдают от туннельное зрение , состояние очень похожее на ношение шор.
Моряки, пилоты, астрономы и военные корректировщики уже давно используют еще один интересный факт о периферийном зрении. Хотя палочки дают плохую остроту зрения, они во много раз более чувствительны к свету, чем колбочки. Поскольку большинство стержней расположены под углом 20 градусов к каждой стороне центральной ямки, наилучшее ночное зрение достигается, если смотреть рядом с объектом, который вы хотите увидеть.
7. Цветовое зрение . Какой цвет вы бы назвали самым ярким? Красный? Желтый? Синий? На самом деле есть два ответа на этот вопрос: один для палочек, а другой для колбочек. Палочки и колбочки отличаются максимальной цветовой чувствительностью, и это различие имеет практическое значение. Колбочки наиболее чувствительны к желтовато-зеленой области спектра. Другими словами, если все цвета протестированы при дневном свете (каждый из которых отражает одинаковое общее количество света), желтовато-зеленый цвет кажется самым ярким. Об этом свидетельствует более широкое использование желтых пожарных машин и желтых жилетов Day-Glo, которые носят придорожные рабочие бригады. Помните, что палочки не производят цветовых ощущений. Если используются очень тусклые цветные огни, цвет не будет виден. Даже в этом случае один свет будет казаться ярче, чем другие. При таком тестировании палочки наиболее чувствительны к сине-зеленому свету. Таким образом, ночью или при тусклом свете, когда преобладает палочковидное зрение, наиболее ярким будет свет синего или сине-зеленого цвета. По этой причине полицейские и дорожно-патрульные машины во многих штатах теперь имеют синие аварийные огни для работы в ночное время. Кроме того, вы, возможно, задавались вопросом, почему огни рулежных дорожек в аэропортах синие. Это кажется плохим выбором, но на самом деле синий хорошо виден пилотам.
8. Теория цвета с. Как колбочки записывают цветовые ощущения? Ни один краткий ответ не может передать всю сложность цветового зрения, но вкратце, вот лучшее объяснение на сегодняшний день.
- 1. Трихроматическая теория цветового зрения утверждает, что существует три типа колбочек, каждая из которых наиболее чувствительна к определенному цвету: красному, зеленому или синему. Предполагается, что другие цвета возникают в результате комбинации этих трех, тогда как ощущения черного и белого производятся палочками. Основная проблема этой теории заключается в том, что четыре цвета кажутся психологически первичными: красный, зеленый, синий и желтый. Эта теория применима к сетчатке, где три типа светочувствительных 9Обнаружено 0016 зрительных пигментов . Как и предполагалось, каждый пигмент наиболее чувствителен к разной длине волны света. Три пика чувствительности попадают примерно в красную, зеленую и синюю области. В результате три типа колбочек запускают нервные импульсы с разной скоростью при просмотре разных цветов. В подтверждение теории трех цветов исследователи недавно подтвердили, что каждая колбочка содержит только один пигмент и что каждый пигмент контролируется собственным геном (Nathan et al., 19).86).
2. Теория противоположного процесса , вторая точка зрения, пытается объяснить, почему не может быть красновато-зеленого или желтовато-синего. Согласно этой теории, зрительная система анализирует цвет в сообщения «или-или». Предполагается, что зрительная система может производить сообщения для красного или зеленого, желтого или синего, черного или белого цветов. Кодирование одного цвета в паре (например, красного) кажется блокирующим противоположное сообщение (зеленый), поэтому красновато-зеленый невозможен, но может появиться желтовато-красный (оранжевый). Согласно этой теории, усталость, вызванная одной реакцией, по мере восстановления системы создает остаточное изображение противоположного цвета. Теория противоположного процесса, по-видимому, объясняет события, регистрируемые в оптических путях после того, как информация покидает глаз. Таким образом, обе теории кажутся правильными на определенном уровне зрительной системы.
9. Дальтонизм и Цветовая слепота . Человек с полной дальтонизмом видит мир как черно-белое кино. Откуда нам знать. В нескольких редких случаях люди были дальтониками только на один глаз и могут сравнивать. Два цвета одинаковой яркости кажутся дальтонику абсолютно одинаковыми. У человека с дальтонизмом либо отсутствуют колбочки, либо есть колбочки, которые не функционируют нормально. Полная цветовая слепота встречается редко. Это вызвано изменениями в генах, которые контролируют красный, зеленый и синий пигменты в колбочках (Nathans et al, 19).86). Дальтонизм на красно-зеленый цвет является рецессивным, сцепленным с полом признаком. Это означает, что он переносится на X, или женской, хромосоме. У женщин есть две Х-хромосомы, поэтому, если они получают только один дефектный ген цвета, у них все еще нормальное зрение. Однако дальтоники имеют только одну Х-хромосому, поэтому они могут унаследовать дефект от своих матерей (которые обычно сами не дальтоники). Человек с красно-зеленой дальтонизмом видит и красный, и зеленый цвет как один и тот же цвет, обычно желтовато-коричневый (Руштон, 19 лет).75). Красно-зеленые дальтоники нормально видят желтый и синий цвета, поэтому их основная проблема заключается в том, чтобы отличить красный свет от зеленого. На практике это не сложно. В США красный свет всегда на высоте, а зеленый свет ярче красного. Кроме того, чтобы помочь решить эту проблему, большинство современных светофоров имеют «красный» свет, на фоне которого смешаны желтые цвета, и «зеленый» свет, который на самом деле сине-зеленый.
- Ослабление цвета . Слабость цвета или частичная цветовая слепота встречаются чаще. Примерно 8% мужского населения (но менее 1% женщин) не различают красный и зеленый цвета. (Другая форма цветовой слабости, связанная с желтым и синим, встречается крайне редко. )
Тест Исихара . Общий тест на дальтонизм и слабость. В тесте цифры и другие узоры из точек размещаются на фоне, также состоящем из точек. Фон и цифры разного цвета (например, красный и зеленый). Человек, страдающий дальтонизмом, видит только набор точек. Человек с нормальным цветовым зрением может обнаружить присутствие цифр или рисунков.
10. Адаптация к темноте . Темновая адаптация — это резкое повышение светочувствительности, которое происходит после попадания в темноту. Подумайте о том, чтобы пойти в театр. Если вы входите из ярко освещенного вестибюля, вас практически нужно проводить к вашему месту. Однако через короткое время вы можете увидеть всю комнату в деталях. Исследования адаптации к темноте показывают, что для достижения максимальной зрительной чувствительности требуется от 30 до 35 минут пребывания в полной темноте. Когда адаптация к темноте завершена, глаз может воспринимать свет в 10 000 раз слабее, чем тот, к которому он изначально был чувствителен.
- Что вызывает адаптацию к темноте? Как и колбочки, палочки также содержат светочувствительный зрительный пигмент . При попадании света зрительные пигменты обесцвечиваются или химически разрушаются. (Последние изображения, вызванные вспышками, являются прямым результатом этого обесцвечивания.) Чтобы восстановить светочувствительность, зрительные пигменты должны рекомбинировать, что требует времени. Ночное зрение в основном связано с увеличением палочкоядерного пигмента родопсина . (Одним из «ингредиентов» родопсина является ретиналь , который организм вырабатывает из витамина А. Когда витамина А слишком мало, вырабатывается меньше родопсина. Таким образом, у человека с недостатком витамина А может развиться куриная слепота — человек нормально видит при ярком свете при использовании колбочек, но полностью слепнет ночью, когда должны функционировать палочки. Морковь является отличным источником витамина А, поэтому она может улучшить ночное зрение у тех, кто страдает от его дефицита, но не у тех, кто правильно питается. ) При полной адаптации к темноте человеческий глаз почти так же чувствителен к свету, как и глаз человека. глаз совы. До искусственного освещения постепенная адаптация на закате не вызывала особых проблем. Сейчас мы часто попадаем во временную полуслепоту. Обычно это не опасно, но может быть. Несмотря на то, что адаптация к темноте занимает много времени, ее можно стереть всего за несколько секунд просмотра яркого света. В нормальных условиях восстановление бликов занимает около 20 секунд, что достаточно для аварии. После нескольких рюмок это может занять на 30-50 процентов больше времени, потому что алкоголь расширяет зрачки, позволяя проникать большему количеству света.
Можно ли ускорить адаптацию к темноте? Палочки нечувствительны к очень красному свету. Чтобы воспользоваться этим недостатком чувствительности, кабины подводных лодок и самолетов подсвечиваются красным светом. Как и готовые комнаты для летчиков-истребителей и наземных экипажей. В каждом случае это позволяет людям быстро перемещаться в темноте, не приспосабливаясь. Поскольку красный свет не стимулирует палочки, создается впечатление, что они уже провели некоторое время в темноте.
[ Примечания от: Кун, Деннис. Введение в психологию, исследование и применение. Сент-Пол: West Publishing Company, 1989.] . ОЧИСТИТЬ=ВЛЕВО>
Авторское право
Содержимое этого сайта, включая все изображения и текст, предназначено только для личного, образовательного, некоммерческого использования. Содержимое этого сайта не может быть воспроизведено ни в какой форме без надлежащей ссылки на текст, автора, издателя и дату публикации [и номера страниц, если это уместно].
Какие свойства представлены в восприятии? | Перцептивный опыт
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Perceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Perceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Еще
Cite
Siegel, Susanna,
«Какие свойства представлены в восприятии?»
,
in Tamar Szabo Gendler, and John Hawthorne (eds)
,
Perceptual Experience
(
Oxford,
2006;
online edn,
Oxford Academic
, 1 May 2010
), https://doi. org/10.1093/acprof:oso/9780199289769.003.0015,
, по состоянию на 3 января 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Perceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Perceptual ExperienceЭпистемологияМетафизикаФилософия разумаФилософия восприятияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Какую информацию можно найти в зрительном опыте, а какую можно найти только в суждениях, сделанных на ее основе? Воспринимаем ли мы визуально множество цветных фигур, освещенных по-разному, а иногда и движущихся? Или визуальный опыт включает в себя более сложные функции, такие как личная идентичность, причинно-следственная связь и такие виды, как велосипед, ключи и автомобили? В этой главе утверждается, что добрые свойства могут быть представлены в опыте. Содержание визуального опыта не ограничивается цветом, формой, освещением и движением.
Ключевые слова: высокоуровневое видение, феноменология, сознание, визуальный опыт, перцептивное содержание, восприятие, семантические свойства, семантический экстернализм, перцептивное обоснование, когнитивная проницаемость
Субъект
Философия восприятия Эпистемология Метафизика Философия разума
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.