Психические процессы психические состояния психические свойства: Психические процессы, состояния и свойства

Психические процессы, состояния, свойства — Студопедия

Поделись  

1. Многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчленённости психики как её фундаментальном свойстве. Всё многообразие психических явлений в психологии принято разделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики.

           Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений[1]. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. Все психические процессы подразделяют на

познавательные, эмоциональные и волевые.

 

Классификация психических процессов

           Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.

 

Классификация видов восприятия

           Результатом процесса восприятия становится построенный образ. Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств. Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.

           Барьерами педагогической деятельности на уровне восприятия могут стать некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые ошибками восприятия.

Среди них выделим:

ü Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

ü Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

ü Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

ü Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

ü Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

ü Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

           Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

           Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания

 

Классификация видов внимания

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.



1. Общая характеристика психологии как науки — Ответы на ГОСы по общей психологии

Ответы на ГОСы по общей психологии

Скачать все файлы (257.2 kb.)

Доступные файлы (24):

n1.doc31kb.13.05.2011 14:38скачать
n2.doc35kb.04.03. 2011 22:20скачать
n3.doc39kb.05.03.2011 10:18скачать
n4.doc31kb.13.05.2011 15:42скачать
n5.doc38kb.08.03.2011 14:18скачать
n6.doc47kb.08.03.2011 14:22скачать
n7.doc39kb.17.05.2011 08:36скачать
n8.doc40kb.08.03.2011 18:02скачать
n9.doc35kb.17.05.2011 12:37скачать
n10.doc45kb.09.03.2011 15:13скачать
n11.doc57kb.09.03.2011 15:34скачать
n12.doc37kb.13.05.2011 14:46скачать
n13.doc39kb.09.03.2011 15:42скачать
n14.doc42kb.10.03.2011 13:12скачать
n15. doc38kb.10.03.2011 13:03скачать
n16.doc38kb.16.03.2011 14:19скачать
n17.doc32kb.12.03.2011 20:27скачать
n18.docx13kb.16.05.2011 10:43скачать
n19.doc45kb.01.03.2011 19:08скачать
n20.doc45kb.02.03.2011 20:58скачать
n21.doc49kb.02.03.2011 22:11скачать
n22.doc37kb.03.03.2011 17:06скачать
n23.doc44kb.03.03.2011 19:09скачать
n24.doc41kb.17.05.2011 10:31скачать

1. Общая характеристика психологии как науки.

Психология – слово греческого происхождения, переводиться душа и учение, наука. Впервые понятие психология появилось в 18 в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», хотя истоки психологического знания обнаруживаются уже в античной философии и медицине (в трактате Аристотеля «О душе»). Длительное время психология оставалась разделом философии, не имела самостоятельного научного статуса.

Предметом психологии как науки является психика, законы ее становления, формирования, изменения и развития. Психика есть свойство высокоорганизованной материи (мозг), субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Объектом научной психологии является носители психики.

Основные формы проявления психики:

1. Процессы: познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание) и эмоционально-волевые (эмоции, воля).

2. Состояния: устойчивый интерес, творческий подъём, убежденность, сомнение, апатия, угнетенность.

3. Свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности.

Психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Психология — очень молодая наука. Психология как экспериментальная наука — 1879 год — Вильгельм Вундт в Лейпциге 1-я в мире экспериментальная психологическая лаборатория. В 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Современная психология — это широко развернутая область знаний, включающая ряд отдельных дисциплин и научных направлений: зоопсихологию, детскую психологию, социальную, педагогическая психология и др. Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества. Задачи ?-ии в основном сводятся к следующим: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

философия разума — Прояснение психических состояний

Я хотел это как комментарий к другому ответу, но, видимо, я слишком новичок для комментариев? Так что, если это неправильное место, надеюсь, они его перенесут.

У меня есть некоторый опыт в метафизике, меньше в философии сознания, но это всегда казалось мне неясным — вы видите обсуждение ментальных состояний, противопоставляющих бессознательные процессы, такие как дыхание, сознательным процессам, таким как, например, обдумывание.

Я только что прочитал в другом посте, что удивление и гнев описываются как психические состояния, иногда в литературе кажется, что это вещи, которыми являются психические состояния, но иногда они кажутся свойствами, которыми обладают психические состояния. Так, например, обдумывание может быть гневом, но не гневом. Так считается ли обдумывание и гнев просто разными видами ментальных состояний, или между ними существует какая-то другая связь?

Я читал, что репрезентативное содержание является «фундаментальным» для ментальных состояний, но они никогда не проходят весь путь, чтобы провести различие между содержимым на вашей мысленной доске и содержимым в вашем представлении (например, бутерброд на столе, который работает это всплывает у меня в голове, когда я пытаюсь понять, что печатать). Так это тоже психические состояния?

Я читал кое-что о ментальных состояниях, являющихся супервентами других состояний, но понял, что никогда не был уверен, что такое ментальное состояние, поэтому буду признателен за любую мудрость по этому поводу, спасибо.

  • философия ума

5

Ссылки, приведенные в комментариях к ОП, хороши. Вы должны внимательно изучить их и посмотреть на литературу, которую они цитируют.

Так, например, обдумывание может быть гневом, но не гневом. Так считается ли обдумывание и гнев просто разными видами ментальных состояний, или между ними существует какая-то другая связь?

Не понимаю, почему нельзя сказать и то, и другое. Могут ли некоторые психические процессы (например, обдумывание) вызывать гнев? Конечно, и в этом случае гнев в этом смысле является свойством определенных психических процессов. Вы можете злиться, что П? Конечно, в этом случае гнев в этом смысле является пропозициональной установкой. Здесь есть два разных свойства, поскольку первое реализуется психическими процессами, а второе представляет собой отношение между сущностью и некоторым содержанием. Но они, вероятно, имеют некоторое сходство друг с другом, что частично объясняет, почему мы можем использовать для них одно и то же имя.

Я читал кое-что о ментальных состояниях, являющихся супервентами других состояний, но понял, что никогда не был уверен, что именно такое ментальное состояние, поэтому буду признателен за любую мудрость по этому поводу, спасибо.

Маловероятно, что вы найдете общепринятую характеристику ментальных состояний, выходящую за рамки чего-то вроде «ментальное состояние — это воплощение свойства (или процесса)». Понятие ментального состояния — это своего рода термин в современной философии сознания (по крайней мере, квазитехнический), так что разные философы по-разному характеризуют это понятие для решения разных вопросов.

Также следует отметить, что подсознательные состояния по своей природе трудно идентифицировать, хотя мы обнаружили некоторые из них с помощью передовых технологий (фМРТ и т. д.). Но, учитывая ранние стадии разработки (если это возможно) мозга- Имейте в виду, разумно полагать, что есть еще много состояний

и типов состояний, которые до сих пор неизвестны.

Также следует различать «состояние ума» и «состояние мозга». Возьмем «гнев», мы переживаем его как ментальное «состояние», но деятельность мозга, направленная на поддержание гнева, на самом деле является процесс ; нервные пути с петлями обратной связи, связи с памятью, познанием и так далее. «Гнев» на самом деле является абстракцией временных рядов состояний мозга.

5

Понимание общества: квантовые психические процессы?

Одним из приятных аспектов долгой карьеры в философии является случайный опыт подлинно нового подхода к знакомым проблемам. Иногда сначала реагируют скептически — «это безумная идея!». И иногда подход оказывается многообещающим. У меня был такой опыт перехода от глубоких сомнений к признательности несколько раз за эти годы, и это воодушевляющий опыт обучения. (Совсем недавно я продвинулся в этом направлении в отношении некоторых идей

сборка и акторно-сетевая теория, выдвинутая такими мыслителями, как Бруно Латур; ссылка, ссылка.)

Я испытываю неожиданный диссонанс, когда начинаю читать книгу Александра Вендта «Квантовый разум и социальные науки: объединение физической и социальной онтологии». В книге Вендта рассматриваются многие вопросы, над которыми философы социальных наук бились десятилетиями. Но Вендт предлагает фундаментальный поворот в том, как мы думаем об отношениях между гуманитарными науками и миром природы. Он предполагает, что формирующаяся парадигма исследования сознания, предложенная Джузеппи Витиелло, Джоном Эклзом, Роджером Пенроузом, Генри Стэппом и другими, может также иметь важное значение для нашего понимания социального мира. Это область «квантовой нейропсихологии» — совокупности теорий, утверждающих, что загадки, связанные с проблемой разума и тела, могут быть решены путем изучения работы квантового поведения в центральной нервной системе. Я еще не уверен, в какую категорию отнести идею квантового сознания, но она достаточно интересна, чтобы продолжить.

Знакомая проблема в этом случае — отношение между ментальным и физическим. Как и все физикалисты, я исхожу из предположения, что ментальные явления воплощены в физической инфраструктуре центральной нервной системы и что центральная нервная система работает в соответствии с известными принципами электрохимии. Мысль и сознание в некотором роде являются «эмерджентным» результатом работы сложной физической структуры мозга (в безопасном и ограниченном смысле эмерджентности). Новый подход заключается в идее, что каким-то образом квантовая физика может сыграть в этой теме совершенно иную роль, чем предполагалось ранее. Теоретики в области квантового сознания предполагают, что, возможно, специфические характеристики квантовых событий на субатомном уровне (например, квантовая случайность, комплементарность, запутанность) достаточно близки к действию нейронных сетей, что они служат для создания совершенно иной нейронной структуры. свойства от тех, которые ожидаются с точки зрения классической физики мозга. (Эта идея не совсем нова; когда я был студентом в 19В 60-е годы иногда предполагалось, что свобода воли возможна из-за неопределенности, создаваемой квантовой физикой. Но это была не очень убедительная идея.)

Дальнейший вклад Вендта состоит в том, чтобы погрузиться в часть этой работы, а затем сформулировать вопрос о том, как эти точки зрения на интенциональность и менталитет могут повлиять на ключевые темы в философии общества. Например, как выглядят давние концепции структуры и действия, если мы начнем с квантовой точки зрения на ментальную деятельность?

Хорошим местом для начала подготовки к чтению книги Вендта является превосходная статья Харальда Атманшпахера в Stanford Encyclopedia of Philosophy (ссылка). Атманшпахер разделяет свое рассмотрение на три большие области применения квантовой физики к проблеме сознания: метафорические применения концепций квантовой физики; приложения современного состояния знаний в квантовой физике; и приложения возможных будущих достижений в области знаний в квантовой физике.

Среди этих подходов [статус-кво] один с самой длинной историей был инициирован фон Нейманом в 1930-х годах… Его можно грубо охарактеризовать как предложение рассматривать преднамеренные сознательные действия как неотъемлемо коррелирующие с редукциями физического состояния. (13)

Снижение физического состояния — это событие, которое происходит, когда поле квантовой вероятности превращается в дискретную частицу или событие после измерения. Некоторые теоретики (например, Генри Стэпп) предполагают, что сознательное человеческое намерение может влиять на уменьшение физического состояния — таким образом, «ментальное» событие вызывает «физическое» событие. И некоторый процесс в этом направлении применяется к «активации» нейронной сборки:

Активация сборки нейронов необходима для того, чтобы закодированное содержимое стало доступным для сознания. Считается, что эта активация инициируется внешними раздражителями. Если сборка не активирована, ее содержимое остается бессознательным, недоступной памятью. (20)

Также представляет интерес в отчете Атманшпахера идея возникновения: возникают ли ментальные явления из физических явлений и в каком смысле? Атманшпахер дает ясное, но строгое определение эмерджентности и рассматривает вопрос о том, эмерджентны ли ментальные явления в этом смысле:

Психические состояния и/или свойства можно считать эмерджентными, если материальный мозг не является необходимым или недостаточным для их изучения и понимания. (6)

Это сильная концепция в очень специфическом смысле; он указывает, что материальных фактов недостаточно для объяснения «возникающих» психических свойств. Это подразумевает, что нам необходимо знать некоторые дополнительные факты помимо фактов о материальном мозге, чтобы объяснить ментальные состояния; и естественно спросить, какова может быть природа этих дополнительных фактов.

Причина, по которой этот набор идей поначалу шокирует меня, заключается в разнице в масштабе между сущностями и событиями субатомного уровня и макромасштаба. Есть что-то жуткое в постулировании причинно-следственных связей в этом диапазоне масштабов. Было бы полным безумием предполагать, что для объяснения бильярда нам нужно обращаться к математике и теориям квантовой физики. Физики довольно хорошо согласны с тем, что квантовая механика сводится к ньютоновской физике в этом масштабе. Несмотря на то, что составные части бильярдного шара являются квантовыми объектами с особыми свойствами, как ансамбль из 10 ^ 25 таких частиц поведение шара безопасно классическое. Особенности квантового уровня размываются для систем с кратным числом частиц Авогадро благодаря надежной работе статистической механики. И интуиция большинства людей, знакомых с физикой, подсказывает им, что нейроны подвержены такой же независимости; масштаб активности нейрона (как пространственный, так и временной) на порядки слишком велик, чтобы отражать квантовые эффекты. (Прости, кот Шредингера!)

Чарльз Сейф сообщает о ряде фундаментальных физических вычислений, проведенных Максом Тегмарком, чтобы продемонстрировать это в недавней статье в журнале Science Magazine «Холодные числа разрушают квантовый разум» (ссылка). Анализ Тегмарка сосредоточен на предположениях Пенроуза и других о возможном квантовом поведении «микротрубочек». Тегмарк стремится продемонстрировать, что временные и пространственные масштабы квантовых эффектов слишком малы на порядки, чтобы объяснить нейронные механизмы, которые можно наблюдать (ссылка). Вот реферат Тегмарка: 9−1 с), как при регулярном срабатывании нейронов, так и при кинк-подобных поляризационных возбуждениях в микротрубочках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *