Ощущение — Психологос
Музыку можно не только услышать, но даже ощутить…
Ощущение как процесс — это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.
Ощущения как результат — исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.
Именно поэтому про ощущения часто говорят, что это больше физиология, чем психология. Впрочем, едва ли это верно, хотя бы потому, что культурная и интеллектуальная обработка входящих, например, зрительных сигналов у человека происходит еще до мозга, уже на уровне глаза.
В любом случае, ощущения отличают от восприятий, как нечто элементарное отличают от более сложного. Ощущения сообщают человеку об отдельных свойствах предметов и явлений, восприятия (представления) дают целостную картину происходящего.
К ощущениям относят свет и цвет, звуки и запахи, осязание и ощущение температуры, ощущение вибрации, кинестетические ощущения в мышцах, проприорецептивные1 и висцеральные ощущения2 от внутренних органов. Эмоциональный фон ощущений иногда относят к ощущениям, иногда — к чувствованиям, отличая их от ощущений.
Словоупотребление
Синонимы «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность. В советско-российской психологической школе «ощущение» и «чувство» часто считаются синонимами, однако для других психологических школ эти понятия принципиально различаются. В современной психологической практике под чувствами чаще понимают не «холодное» или «соленое», а чувство радости или стыда, чувство страха или чувство любви — эмоциональное отношение человека.
С другой стороны, под ощущениями сегодня часто подразумевают эмоциональное запечатление.
Например, послушайте фразу: «Подробностей я не помню, я запоминаю только ощущение от человека» — замените слово «ощущение» на «запечатление», смысл останется тот же.
В отличие от академической психологии, в традиции практической психологии, да и в общеупотребительном смысле под «ощущением» чаще имеют в виду нечто более узкое, а именно элементарные кинестетические ощущения: все то, что мы непосредственно получаем на выходе от контактных рецепторов тела при прямом воздействии на них.
Прикосновение или напряжение мышц, боль или холод, сладкое или горькое — все это ощущения, в отличие от звуков, картинок и образов. Вижу — картинки, слышу — звуки, а чувствую (ощущаю) — ощущения как кинестетические ощущения.
Данная статья, тем не менее, говорит об ощущениях в широком смысле, о самом первоначальном психическом восприятии любой модальности.
Виды ощущений
По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.
Сила ощущений
Мы способны воспринять далеко не всякое воздействие, то есть не всякое воздействие может стать ощущением. Воспринимаем мы те воздействия, которые лежат выше порога чувствительности, то есть ощущения пороговой силы.
Пытайтесь — не пытайтесь, но почувствовать разницу температуры в десятую градуса не получится.
Кроме пороговой зоны — есть зона комфорта, или зона адекватных воздействий. Это зона, в которой лежат воздействия, которые вызывают адекватную реакцию. Для нервных окончаний кончиков пальцев — это прикосновение, поглаживание и т.д. Воздействия, лежащие за пределами зоны адекватных воздействий, вызывают лишь болевые ощущения и адекватной реакции не дают. Реакция на поглаживание, на создание ощущения чего-то теплого и гладящего — адекватная: тут рецептор реагирует штатным образом. А если, например, в том же месте не погладить, а уколоть, то тот же рецептор выдаст болевую реакцию и возникнет желание отдернуть руку.
Ощущения в человеческой жизни
Ощущения сигнализируют нам о тех или иных событиях вокруг нас и в нашем теле, и стоит позаботиться о том, чтобы ощущения были тонкими, внимательными, нас не обманывали и вовремя предупреждали нас обо всем, что нам важно. Ощущения, как мазки художника, создают нам фон картины нашей жизни, и наша задача — овладеть нашими ощущениями, чтобы сделать картину нашей жизни еще более прекрасной. Самими ощущениями едва ли можно управлять, но ощущение себя и своего тела может меняться, если мы привыкаем к определенному образу своего тела, привыкаем ходить легкой походкой и с расправленными плечами.
Кроме того, можно менять картину ощущений от окружающего мира и людей, если научиться управлять собственным вниманием. Обращая внимание на солнечные блики, мы можем отвлечься от холода и ветра.
Поставя себе такую задачу и тренируя себя, можно научиться не ощущать холод. «Я вывел холод из поля своего внимания» — это не просто фраза, это способность бойца спецподразделения обращать свое внимание только на то, что требует от него боевая задача.
Во время аутогенной тренировки, обращая внимание на расслабленность, тяжесть и тепло в мышцах, мы не только усиливаем эти ощущения, но и можем менять лежащие за ними объективные функциональные процессы.
1 Проприорецепция — это чувство положения и чувства силы. Чувство положения — способность ощутить, под каким углом находится каждый сустав, и в сумме — положение и позу всего тела. Чувство положения почти не подвержено адаптации. Чувство силы — это способность оценить мышечное усилие, прилагаемое для движения или для удержания сустава в определённом положении.
2 Висцеральные ощущения (лат. viscera — внутренности) — ощущения, образуемые из импульсов от рецепторов внутренних органов, включая реакции на растяжение, сжатие, изменения температуры, вибрацию, влияние химических субстанций. В отличие от точки зрения, согласно которой висцеральная чувствительность является недифференцированной, высказывается и другая, в соответствии с которой существует множество субмодальностей висцеральных ощущений (чувства голода, насыщения, жажды, полового возбуждения, позывов на уринацию и дефекацию и т.п.), причём все они или любая из них при психическом расстройстве могут или может проявляться разнообразной психопатологической симптоматикой.
Ощущение | Понятия и категории
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ (от лат. intensio — напряжение). Характеристика ощущений, представленная субъективной выраженностью ощущения, связанного с каким-либо раздражителем. Отношения интенсивности ощущения и физической Интенсивности раздражи теля имеют достаточно сложный вид. Были предложены различные модели, в которых описывается вид этой связи. В законе Г. Фехнера эта зависимость представлена в виде логарифмической кривой (Fechner G. Th. Elemente der Psychophisik. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1860). В законе С. Стивенса она имеет вид степенной зависимости.
Tags:
Психология
КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от греч. kinema — движение + aisthesis — чувство, ощущение). Форма ощущений, дающих информацию о движении и положении собственного тела. Возникают при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. На основе кинестезической чувствительности может происходить формирование межсенсорных связей, например зрительно-двигательных, определяющих пространственное видение, кожно-кинестезических, играющих очень важную роль в процессах осязания.
Tags:
Психология
ОЩУЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ (термин [Льва] Гумилёва) — (восприятие времени). Восприятие человеком текущего времени (прошлого, настоящего и будущего) является частью его мироощущения, порождает определенные ценностные ориентации, влияет на его поведение. На уровне этноса ощущение времени подчиняется закономерностям, вытекающим из общих законов этногенеза. На основе исторического материала Л. Н. Гумилёв установил, что в любом этносе всегда преобладает одно из четырех выделенных им ощущений времени.
Tags:
Этнология
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (от лат. tactilis — осязательный). Форма кожной чувствительности, включающая в себя различны ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности. Обусловливание. Тактильные ощущения обеспечиваются работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул.
По всей поверхности тела распределены окончания нейронов, чувствительных к тактильным воздействиям.Tags:
Психология
ЗОННАЯ МОДЕЛЬ ПОРОГА ОЩУЩЕНИЯ — пороговая теория, разработанная К. В. Бардиным (1965). Основана на том факте, что границы между ощущаемыми и неощущаемыми сигналами (или их изменениями) — это не точки, а некоторые интервалы, величина которых зависит от поставленных перед испытуемыми задач, а также от их индивидуальных стратегий и когнитивных стилей. Тогда, когда испытуемый строго ориентируется на заданный ему сенсорный параметр, его работа строится по пороговому принципу; когда же он ориентируется на дополнительные сенсорные характеристики, его работа строится но непрерывному принципу.
Tags:
Психология
ОЩУЩЕНИЕ – элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия и иных форм чувственности. В качестве примеров данного явления обычно приводят ощущения цвета, звука, твердого, кислого и т. д. Ощущения истолковывались как относящиеся не к предмету в целом, а лишь к его отдельным свойствам, «качествам». В истории философии и психологии ощущения были разделены на относящиеся к свойствам предметов внешнего человеку мира и относящиеся к конкретным состояниям самого тела человека (последние сигнализируют о движениях и относительном положении разных частей тела и о работе внутренних органов). Вместе с тем ощущения, относящиеся к внешнему миру, делятся по их модальности на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые…
Tags:
Психология
ОЩУЩЕНИЕ — 1) согласно теории отражения, действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания — в информацию; 2) отражение в сознании личности отдельных свойств и качеств предметов или явлений. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира.
Tags:
Психология
АДЕКВАТНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ (от лат. adaequatus — приравненный, равный). Характеристика процесса восприятия, выражающая собой инвариантность (постоянство) основных свойств субъективного образа. Воспринимаемые признаки какого-либо объекта или процесса в целом соответствуют такому описанию данного объекта или процесса, которое дается другими людьми и не противоречит данным, полученным по другим сенсорным каналам.
Tags:
Психология
Ощущение. Согласно моему пониманию, — одна из основных психологических функций (см.). Вундт также считает ощущение одним из элементарных психических феноменов. Ощущение или процесс ощущения есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т. е. к изменениям во внутренних органических процессах.
Tags:
Психология
ОЩУЩЕНИЕ — в рамках теории отражения — простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо-физиологической основой О. выступают анализаторы — нервные структуры, состоящие из рецепторов, проводящих афферентных нервных путей и нервного центра. Классификация О. может осуществляться по разным основаниям: по модальности (зрительные, слуховые, осязательные и др.), по анатомическому положению рецепторов и выполняемой ими функции (экстерорецептивные, проприорецептивные, интерорецептивные). Проблема О. всегда принадлежала к числу традиционных философских проблем…
Tags:
Философия
Психология
Страницы
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
Эстетика и еда: что такое эстетический интеллект и как его развить с помощью вкусовых ощущений
Как улучшить свой вкус, работать с чувствами и эмоциями других людей, а также тренировать и развивать свои представления о прекрасном? Полин Браун уверена: все проще, чем вы думаете. В книге «Эстетический интеллект: как его развивать и использовать в бизнесе и жизни» дается точная терминология и практическая методика. Так, по словам Полин, эстетика — это удовольствие, которые мы получаем от восприятия объекта или от его воздействия на наши органы чувств. Эстетический интеллект же — это способность понимать, интерпретировать и выражать чувства, возникающие в связи с объектом или переживанием. Как его развить с помощью еды — читайте ниже.
Настройка на вкус
Чувства стиля и прекрасного у нас не врожденные — их нужно развивать и совершенствовать. При этом во многих областях существуют общепринятые стандарты красоты и качества. Если вы равнодушны к винам из региона Бордо, это не означает, что вы вообще не способны научиться отличать хорошее вино от плохого. Чем лучше разберетесь в характеристиках качественных товаров или услуг, тем больше будете их ценить, даже если вам они совсем не по вкусу. Чтобы понять, как формируется и развивается вкус, можно присмотреться, как с течением времени изменяется наше пристрастие к разным продуктам и напиткам. В этой главе я использую понятие «вкус» (вкусовые ощущения) в качестве метафоры для более широкого освещения вкуса как восприятия эстетически наполненных предметов и явлений.
Еда — один из важнейших источников впечатлений. Едят все. На вкус пищи влияет масса разнообразных факторов; причем это не только использованные для ее приготовления ингредиенты, но и окружающая обстановка, интерьер, воспоминания, ожидания, компания (бывает, вкуснейшие блюда вызывают несварение, если приходится съедать их за одним столом с жутким спорщиком) и так далее. Принятие пищи способствует либо развитию, либо деградации вкуса. Поняв, как организован этот процесс, мы получаем шанс разобраться, как образуется, развивается и совершенствуется вкус в широком смысле слова.
Популярное
Вкусовые ощущения от того, что человек ест и пьет, формируются с участием сенсорной нервной системы и отдельных зон головного мозга; как и большинство неврологических функций, вкус можно развивать и оттачивать за счет внимания, практики и новых впечатлений. Прежде считалось, что нервная система человека перестает формироваться (прекращается рост нервной ткани) после эмбриональной стадии развития. Однако во второй половине XX века исследователи обнаружили, что нейроны продолжают образовываться на протяжении всей жизни человека, меняя мозг и создавая новые связи на основе наших впечатлений, переживаний и ощущений. К примеру, большинство маленьких детей любят мороженое, хотя никто не говорит им, что это вкусно: дело в том, что сладкий, насыщенный сливочный вкус приятен нам от рождения. И наоборот: вкус кофе или алкоголя детям обычно не нравится — однако эти напитки в высшей степени привлекательны для многих взрослых. В отличие от мороженого, кофе и алкоголь удается распробовать лишь в более зрелом возрасте: наслаждение появляется при контакте с продуктом и последующем повторном проживании полученных впечатлений. Все это явно свидетельствует о том, что вкусы меняются, и большинство предпочтений человек приобретает и развивает со временем.
Множество упражнений стимулируют развитие вкуса, и здесь главное — сохранять целеустремленность и терпение. Хороший вкус формируется со временем; на него влияют самые разнообразные факторы, лишь часть которых мы способны контролировать. На этом процессе сказываются и социальные условия, прежде всего историческая эпоха, место и личные обстоятельства — в частности, образование и семейные ценности.
Популярное
На формирование вкуса влияет и генетика. К примеру, некоторые исследования доказывают, что именно гены определяют, нравится ли нам кинза — довольно своеобразная пряность, которая постоянно провоцирует споры между ее любителями и ненавистниками; последние утверждают, что вкусом она напоминает мыло.
Какими бы ни были внешние факторы, я считаю, что люди рождаются со способностью отличать хорошее качество от плохого, используя как основной инструмент именно вкус. Цель этой главы не в том, чтобы помочь вам развить некий «хороший вкус»: я покажу, как по-новому осознать, разглядеть и развить именно ваш вкус — другими словами, как воссоединиться с собственными ощущениями и впечатлениями, как трактовать их более точно и эффективно использовать для получения результатов в частной жизни и профессиональной деятельности.
Упражнения на развитие эстетических способностей: умение видеть и замечать
Путем тренировок мы можем стать более внимательными к тому, что едим, — или, в более широком смысле слова, что ощущаем и какие чувства испытываем. Чем больше вы погружаетесь в переживание и осмысление сенсорного опыта, тем лучше начинаете понимать, какие элементы делают процесс принятия пищи приятным или не очень. Не исключено, что вы часто едите вне дома — но замечаете ли окружающую обстановку в кафе или ресторане? Своим гарвардским студентам я дала задание написать обзор ресторана и впечатлений от обеда или ужина таким образом, чтобы читатель, который, возможно, вообще никогда не бывал там, мог хорошо представить себе это место. Я просила сосредоточиться на наиболее выразительных элементах и писать как можно более конкретно. Студенты с удивлением поняли, что заметили намного больше деталей во время такого «специального» похода, и в рецензиях подробно объясняли, что конкретно было сделано правильно (и неправильно) в заведении и насколько стимулы, не имеющие прямого отношения к вкусовым ощущениям (скажем, освещение, вентиляция и даже акустика), влияли на эмоции и впечатления от еды.
Популярное
При подготовке к написанию рецензии я предложила студентам провести так называемый сенсорный аудит, в ходе которого важно на несколько минут погрузиться в атмосферу ресторана, бегло фиксируя как можно больше сенсорных впечатлений. Я заметила, что для передачи ощущений они сразу начинают работать со словами, концепциями и описаниями и не дают себе возможности вначале спокойно оценить обстановку и ощутить эффект, который она оказывает на каждый из органов чувств. Осознав и прочувствовав собственные впечатления, они были готовы к следующему шагу — составлению перечня факторов, которые в наибольшей степени повлияли на восприятие обеда (позитивных и негативных). На этом этапе важно было разобраться, были ли перечисленные моменты особо запоминающимися, четкими и/или необычными. Определив, что именно в наибольшей степени повлияло на общий образ, студенты смогли уместить рассказ на одну страницу, как и предполагало задание.
Когда был готов первый черновой вариант, я попросила всех отложить текст на день-два или хотя бы на несколько часов. Возвращаясь к обзору, студенты должны были задать себе несколько вопросов: Стоит ли что-то добавить? Изменилось ли впечатление и мнение об описываемом месте? Не заметили ли в ходе написания рецензии чего-то, что упускали во время предыдущих визитов в это место? Как и что стали подмечать после того, как осознали и зафиксировали ощущения?
Популярное
Любопытно, что добавить картинки к своему обзору догадались менее 10% студентов. Большинство написали стандартные отчеты, как обычно в бизнес-школах, тщательно выбирая слова и формируя из них хорошо выстроенные фразы, напрочь забыв обо всех видах невербальной коммуникации — фотографиях, образцах цветовой палитры или тонов, описаниях звуков и т. д.
Комментируя работы, я просила передавать ощущения с помощью визуальных инструментов, возможно, даже подбирая специальный шрифт, который соответствовал бы обстановке описываемого места, или включив фото ресторана в наиболее выгодном ракурсе (к примеру, очередь у входа, дизайн обеденного зала или сами блюда). Я просила студентов (и вас призываю) применять этот подход, отмечать важные детали не только вербально и анализировать взаимное влияние разных ощущений.
Человек способен расширять собственные горизонты восприятия за счет анализа вкусовых ощущений. Точно так же мы можем поступать с выбором одежды и созданием собственного стиля. Возможно, вы привыкли каждый день подолгу размышлять о том, что надеть, следите за тенденциями моды и пытаетесь создать уникальный образ. Некоторые из нас считают, что он определяется функцией, и выбирают «униформу», гарантирующую простоту и удобство (вспомним черную водолазку и синие джинсы Стива Джобса или канонический белый костюм журналиста и писателя Тома Вулфа). Неважно, какой стиль вы выбираете: научившись осознавать и совершенствовать собственное направление, сможете лучше понимать собственные чувства и ощущения и совершенствовать эстетический интеллект.
Популярное
Определение ощущения и его значение | Dictionary.
com- Основные определения
- Синонимы
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
- Медицинский
.
[ sen-sey-shuhn ]
/ sɛnˈseɪ ʃən /
Сохранить это слово!
См. синонимы к слову: ощущение / ощущение / без ощущения на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
сущ.
действие или функция органов чувств; восприятие или осознание раздражителей через органы чувств.
Психическое состояние или физическое ощущение, возникающее в результате стимуляции органа чувств или внутреннего телесного изменения, такого как холод или боль.
Физиология. способность восприятия раздражителей.
общее чувство, не связанное непосредственно с каким-либо стимулом, например дискомфорт, тревога или сомнение.
психическое чувство, особенно состояние возбужденного чувства.
Состояние возбужденного чувства или интереса, вызванное некоторыми людьми или обществом в результате слухов или происшествий.
причина такого чувства или интереса: Новый бразильский фильм стал сенсацией кинофестиваля.
ДРУГИЕ СЛОВА, обозначающие ощущение
6 возбуждение, стимуляция, оживление; волнение, волнение, волнение.
См. синонимы к слову ощущение на Thesaurus.com
ВИКТОРИНА
Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?
Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!
Вопрос 1 из 6
Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?
Происхождение ощущения
Впервые записано в 1605–1615 гг. ; от средневекового латинского sēnsātiōn- (основа sēnsātiō), эквивалентного позднелатинскому sēnsāt(us) sensate + -iōn- -ion
исследование синонимов ощущения
2, 4. См. смысл.
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ Ощущение
sens·sa·tionless, прилагательноеnon·sensation, существительноеre·sensation, существительноеsub·sensation, существительноеСлова, расположенные рядом с ощущением
señor, сеньора, сеньорита, ощущение, чувственный фокус, ощущение, сенсационное, сенсационное, сенсационное, сенсационное, чувство
Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022
Слова, связанные с ощущением
эмоция, впечатление, страсть, смысл, чувствительность, волнение, явление, вундеркинд, трепет, осознание, сознание, ответ, чувствительность, чувствительность, чувство, восприимчивость, мысль, покалывание, вибрации, волнение
Как использовать ощущение в предложении
Это была привычка, которая повлияла на его психику к тому времени, когда он стал всемирной сенсацией с весом своего бренда и компанией танцоров, стоящей на его плечах.
«Эйли» дает зрителям представление об известном хореографе, который вдохнул память в движение|Бранде Викторианский|1 февраля 2021 г.|Essence.com
Борн предлагает записывать события и мысли, которые приводят к паническим ощущениям.
Как удержать тревогу от выхода из-под контроля|Сара Ходош|15 января 2021 г.|Popular-Science
Просто принимайте жизнь такой, какая она есть, и наслаждайтесь ощущениями жизни, как кошки.
Все ужасно. Вот вопросы и ответы с философом о том, почему кошки правят.|Шон Иллинг|15 января 2021 г.|Vox
Созданный телевизионным продюсером Крейгом Гилбертом сериал «Американская семья» стал сенсацией, когда он был показан более 12 часовых выпусков в 1973.
Пэт Лауд, звезда раннего реалити-шоу в роли матриарха в «Американской семье», умерла в возрасте 94 лет|Эмили Лангер|12 января 2021|Washington Post
Для небольшой группы людей ощущения запутываются сбивающими с толку способами.
Почему некоторые люди слышат цвета и слова на вкус|Марион Рено|27 декабря 2020 г.|Popular-Science
«Ощущение, которое вызывали эти объекты, уменьшалось по мере роста их стоимости», — отмечает Рабинович.
Как «Криминальное чтиво» спасло литературу|Венди Смит|8 января 2015 г.|DAILY BEAST
Есть ли более ужасное ощущение, чем ощущение того, что ваш желудок выкручивается, как тряпка для мытья посуды?
Почему меня тошнит от паники из-за норовируса|Лиззи Крокер|5 января 2015 г.|DAILY BEAST
Не сумев достичь поставленной цели на краудфандинговых сайтах, кафе стало сенсацией в СМИ после публикации на Buzzfeed.
Большая Чаша Ненависти Зернового Кафе|Дэвид Левесли|14 декабря 2014|DAILY BEAST
В: Какие у вас были ощущения, когда они лили воду… что вы чувствовали физически?
Роскошные дома, которые мучают, и ваши построенные налоговые доллары|Майкл Дейли|12 декабря 2014|DAILY BEAST
Соблазн и пристрастие к играм – которые восходят, конечно же, к пинболу – стали сенсацией благодаря Asteroids.
«Астероиды» и «Рассвет эпохи геймеров»|Дэвид Оуэн|29 ноября 2014 г.|DAILY BEAST
Ощущение, которое она передала ему, а затем она сообщила снова, на этот раз, возможно, более сильно.
Белла Донна|Роберт Хиченс
Он выявляет всю их мощь, великолепие и дикость карьеры и производит на них величайшее впечатление.
Музыкальное образование в Германии|Эми Фэй
Это произвело бы фурор, подумал он; в нем было более одной общепринятой теории, которую он оспаривал или опровергал.
Страшные сказки|Разное
Вскоре он испытал непривычное чувство усталости, затем его охватила сонливость.
Великан Севера|Р.М. Баллантайн
Возможно, я, как и отец, в душе сноб, и мне нравилось ощущение своего рода художественного союза с британской аристократией.
Ancestors|Gertrude Atherton
British Dictionary definitions for sensation
sensation
/ (sɛnˈseɪʃən) /
noun
the power of perceiving through the senses
a physical condition or experience resulting from the stimulation of один из органов чувствощущение тепла
общее чувство или осознаниечувство страха
состояние широкого общественного возбужденияего заявление вызвало сенсацию
все, что вызывает такое состояниеваша речь была сенсацией
Производные формы ощущения
бесчувственный, прилагательное сенсацияC17: от средневекового латинского sensātiō, от позднелатинского sensātus sensate
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Медицинские определения ощущения
ощущение
[sĕn-sā′shən]
n
Восприятие, связанное со стимуляцией органа чувств или с определенным состоянием тела.
Способность чувствовать или воспринимать; физическая чувственность.
Неопределенное общее ощущение тела.
Медицинский словарь Стедмана The American Heritage® Авторское право © 2002, 2001, 1995 от компании Houghton Mifflin. Опубликовано компанией Houghton Mifflin.
pel4e_ch5
5.1 Основные понятия ощущения и восприятия
134
LOQ LearningObjectiveQuestion
5-
ощущение процесс, посредством которого наши сенсорные рецепторы и нервная система получают и представляют энергию стимула из окружающей среды.
восприятие процесс, посредством которого наш мозг организует и интерпретирует сенсорную информацию, преобразуя ее в осмысленные объекты и события.
Любопытная смесь Селлерса «идеального зрения» и лицевой слепоты иллюстрирует различие между ощущением и восприятием . Когда она смотрит на друга, ее ощущения в норме. Ее чувства обнаруживают ту же информацию, что и ваши, и передают эту информацию в ее мозг. А ее восприятие — процессы, с помощью которых ее мозг организует и интерпретирует сенсорную информацию —
Рисунок 5.1: РИСУНОК 5.1 Что здесь происходит? Наши сенсорные и перцептивные процессы работают вместе, чтобы помочь нам разобраться в сложных образах, включая скрытую пару на рисунке Сандро Дель-
© Сандро Дель-Прете/
В нормальных условиях ваши сенсорные и перцептивные процессы работают вместе, помогая вам расшифровывать окружающий мир.
обработка снизу-
Восходящая обработка
начинается на самом базовом уровне сенсорных рецепторов (подробнее о них позже) и работает до более высоких уровней обработки. верхняя-
нижняя обработка обработка информации, управляемая умственными процессами более высокого уровня , например, когда мы конструируем восприятие, опираясь на наш опыт и ожидания. Top-
Обработка пуха создает смысл из сенсорного ввода, опираясь на ваш опыт и ожидания.
По мере того, как ваш мозг усваивает информацию, показанную на РИСУНКЕ 5.1,
Но как это сделать? Как вы создаете смысл из вихря сенсорных стимулов, бомбардирующих ваше тело 24 часа в сутки? Между тем, в безмолвном, мягком внутреннем мире ваш мозг плавает в кромешной тьме. Сам по себе он ничего не видит. Ничего не слышит. Ничего не чувствует. Итак, как туда попадает внешний мир?
Если сформулировать вопрос с научной точки зрения: как мы строим наши представления о внешнем мире? Как мерцание, потрескивание и запах дыма у костра активируют пути в нашем мозгу? И как из этой живой нейрохимии мы создаем наш сознательный опыт движения и температуры огня, его аромата и красоты? В поисках ответов давайте рассмотрим некоторые процессы, затрагивающие все наши сенсорные системы.
От внешней энергии к внутренней деятельности мозга
LOQ 5-
Каждую секунду каждого дня ваши сенсорные системы совершают удивительный подвиг: они преобразуют одну форму энергии в другую. Зрение обрабатывает световую энергию. Слух обрабатывает звуковые волны. Все ваши чувства
получают сенсорную стимуляцию, часто с помощью специализированных рецепторных клеток.
преобразовать эту стимуляцию в нервные импульсы.
доставить нейронную информацию в ваш мозг.
трансдукция превращение одной формы энергии в другую. В ощущении преобразование стимулирующих энергий, таких как образы, звуки и запахи, в нервные импульсы, которые наш мозг может интерпретировать.
Процесс преобразования одной формы энергии в другую форму, которую может использовать ваш мозг, называется преобразованием. Позже в этой главе мы сосредоточимся на отдельных сенсорных системах. Как мы видим? Слышать? Чувствовать боль? Вкус? Запах? Сохранить наш баланс? В каждом случае мы рассмотрим эти три шага —
Однако сначала давайте рассмотрим некоторые сильные и слабые стороны нашей способности обнаруживать и интерпретировать стимулы в бескрайнем море энергии вокруг нас.
Получить + Запомнить
Вопрос 5.1
• В чем грубое различие между ощущением и восприятием?
ОТВЕТ: Ощущение — это восходящий
Пороги
LOQ 5-
В данный момент нас поражают лучи X-
Наши органы чувств чуть приоткрывают тени, давая нам лишь крошечный проблеск энергии вокруг нас. Но для наших нужд этого достаточно.
Абсолютные пороги
135
К некоторым видам раздражителей мы удивительно чувствительны. Стоя на вершине горы темной ясной ночью, большинство из нас могли видеть пламя свечи на вершине другой горы в 30 милях от нас. Мы чувствовали, как крыло пчелы падает на нашу щеку. Мы чувствовали запах одной капли духов в три-девять минут.0242 комнатная квартира (Галантер, 1962).
абсолютный порог минимальная энергия стимула, необходимая для обнаружения определенного стимула в 50% случаев.
Наша осведомленность об этих слабых раздражителях иллюстрирует наши абсолютные пороги — минимальную стимуляцию, необходимую для обнаружения определенного света, звука, давления, вкуса или запаха в 50% случаев. Чтобы проверить ваш абсолютный звуковой порог, специалист по слуховым аппаратам посылал тоны разной громкости в каждое из ваших ушей и записывал, слышите ли вы каждый тон. Результаты теста покажут точку, в которой для любой звуковой частоты в половине случаев вы можете обнаружить звук, а в половине — нет. Это 50-
подсознательный ниже абсолютного порога сознания человека.
См. видеоролик LaunchPad : Experiments , в котором показан полезный обучающий анимационный ролик об экспериментальном методе исследования.
Стимулы, которые вы не можете обнаружить в 50% случаев, являются подсознательными — ниже вашего абсолютного порога (РИСУНОК 5.2). Чтобы рассмотреть их влияние, см. Критическое мышление о: подсознательном ощущении и подсознательном убеждении.
Рисунок 5.2: РИСУНОК 5.2 Абсолютный порог Могу ли я обнаружить этот звук? Абсолютный порог — это интенсивность, при которой человек может обнаружить стимул в половине случаев. Слуховые тесты обнаруживают эти пороги для различных частот. Стимулы ниже вашего абсолютного порога действуют подсознательно.
Дэн Данкли/Science Source
Разность порогов
Для эффективного функционирования нам нужны абсолютные пороги, достаточно низкие, чтобы позволить нам обнаруживать важные образы, звуки, текстуры, вкусы и запахи. Многие важные жизненные решения также зависят от нашей способности обнаруживать небольшие различия между раздражителями. Музыкант должен обнаруживать крошечные различия при настройке инструмента. Родители должны различать звук голоса своего ребенка среди голосов других детей. Даже после того, как я [DM] прожил два года в Шотландии, все ягнята baa s звучали одинаково для моих ушей. Но не к их матери, как я заметил. После стрижки каждая овца мчалась прямо к баа своего ягненка среди хора других бедствующих ягнят.
ПОРОГ РАЗНИЦЫ В этом классическом стихотворении,
порог различия минимальная разница между двумя стимулами, необходимая для обнаружения в 50% случаев. Мы воспринимаем порог разницы как как раз заметна разница (или jnd ).
Порог различия (или просто заметная разница [jnd] ) — это минимальная разница, которую человек может обнаружить между двумя стимулами в половине случаев. Эта обнаруживаемая разница увеличивается с размером стимула. Если мы слушаем нашу музыку на уровне 40 децибел, мы можем обнаружить дополнительные 5 децибел. Но если мы увеличим громкость до 110 децибел, мы, вероятно, не обнаружим дополнительных 5-
136
LOQ 5-
прайминг активация, часто бессознательная, ассоциаций в нашем уме, тем самым настраивая нас на восприятие, запоминание или реакцию на объекты или события определенным образом.
137
Закон Вебера принцип, согласно которому два стимула, чтобы восприниматься как разные, должны отличаться на постоянный минимальный процент (а не на постоянную величину).
Eric Isselée/Shutterstock
В конце 1800-х годов Эрнст Вебер заметил нечто настолько простое и настолько полезное, что мы до сих пор называем это законом Вебера. В нем говорится, что для того, чтобы средний человек почувствовал разницу, два стимула должны отличаться на постоянный минимум процента (не постоянная величина). Точный процент варьируется в зависимости от стимула. Два источника света, например, должны отличаться по интенсивности на 8 процентов. Два предмета должны отличаться по весу на 2 процента. А два тона должны отличаться по частоте всего на 0,3 процента (Техцунян, 19 лет).71).
Получить + Запомнить
Вопрос 5.
2• На примере звука покажите, чем различаются эти понятия: абсолютный порог, подсознательная стимуляция и дифференциальный порог.
ОТВЕТ: Абсолютный порог — это минимальная стимуляция, необходимая для обнаружения определенного звука (например, приближающегося мотоцикла по тротуару позади вас) в 50% случаев. Подсознательная стимуляция происходит, когда ваша сенсорная система без вашего ведома обрабатывает звук ниже вашего абсолютного порога. А порог различия — это минимальная разница, необходимая для различения двух стимулов (например, между звуком велосипеда и звуком бегуна, приближающегося сзади вас).
Сенсорная адаптация
LOQ 5-
сенсорная адаптация снижение чувствительности в ответ на постоянную стимуляцию.
Садясь в автобус, вы чувствуете, как вас душит тяжелый аромат вашего соседа. Вы удивляетесь, как она это выдерживает, но через несколько минут уже не замечаете. На помощь пришла сенсорная адаптация. Когда мы постоянно подвергаемся воздействию неизменного раздражителя, мы меньше осознаем его, потому что наши нервные клетки возбуждаются реже. (Чтобы испытать сенсорную адаптацию, засучите рукав. Вы это почувствуете —
«Нам нужно прежде всего знать об изменениях; никто не хочет и не нуждается в том, чтобы ему напоминали по 16 часов в день, что он надет».
Нейробиолог Дэвид Хьюбел (1979)
Почему же тогда, если мы смотрим на объект, не моргая, он не исчезает из поля зрения? Потому что, незаметно для нас, наши глаза всегда двигаются. Это постоянное перескакивание с одного места на другое гарантирует, что стимуляция рецепторов глаз постоянно меняется.
Что, если бы мы действительно могли остановить движение наших глаз? Не исчезнут ли достопримечательности, как исчезают запахи? Чтобы выяснить это, психологи разработали умные инструменты, которые сохраняют постоянное изображение на внутренней поверхности глаза. Представьте себе, что мы снабдили добровольца Мэри таким инструментом —
Если мы проецируем изображения через этот инструмент, что увидит Мария? Сначала она увидит полное изображение. Но через несколько секунд, когда ее сенсорная система начнет уставать, все станет странно. Постепенно образ будет исчезать, появляться снова и затем исчезать — часто фрагментарно (РИСУНОК 5.3б).
РИСУНОК 5.3: РИСУНОК 5.3 Сенсорная адаптация: теперь вы это видите, теперь нет (a) Проектор, установленный на контактной линзе, заставляет проецируемое изображение двигаться вместе с глазом. б) Сначала человек видит изображение целиком. Затем, по мере того как глаз привыкает к неизменному раздражителю, образ начинает распадаться на фрагменты, которые исчезают и появляются снова. (Из книги «Стабилизированные изображения на сетчатке» Р. М. Причарда. Copyright © Scientific American, Inc., 1961. Все права защищены.)
(Из книги Р. М. Притчарда «Стабилизированные изображения на сетчатке». Copyright © 1961 Scientific American, Inc. Все права защищены.)
ДРЕСС-КОД ВАШЕГО МОЗГА Как одно платье может привлечь внимание всего мира? В 2015 году женщина сфотографировала платье, которое планировала надеть на свадьбу. То, что началось как пост в социальной сети, стало мировой сенсацией, заставив миллионы людей задаться вопросом: какого цвета платье? Хотя платье на самом деле сине-черное, исследование мозга 1400 человек показало, что 43% видели платье либо бело-золотым, либо сине-коричневым, либо сине-золотым (Lafer-9).0242 Соуза и др., 2015). Эти представления показывают, как люди по-разному обрабатывают информацию о цвете (Schlaffke et al. , 2015).
Хотя сенсорная адаптация снижает нашу чувствительность, она дает важное преимущество. Это позволяет нам сосредоточиться на информативных изменениях в нашем окружении, не отвлекаясь на фоновую болтовню. Привлекательная сила смены стимуляции помогает объяснить, почему телевизионные кадры, монтаж, масштабирование, панорамирование и внезапные шумы так трудно игнорировать. Один телевизионный исследователь восхищался способностью телевидения отвлекать даже во время интересных разговоров: «Я не могу перестать периодически поглядывать на экран» (Танненбаум, 2002).
Сенсорная адаптация также влияет на наше восприятие эмоций. Создав смесь 50-
РИСУНОК 5.4: РИСУНОК 5.4 Адаптация эмоций Посмотрите на сердитое лицо слева в течение 20–30 секунд, затем посмотрите на центральное лицо (выглядит испуганным, да?). Затем посмотрите на испуганное лицо справа в течение 20–30 секунд и снова вернитесь к центральному лицу (теперь оно выглядит злым, да?). (Из Батлера и др., 2008 г.)
Scientific American Mind Андреа Батлер, Ипек Орук, Кристофер Дж. Фокс, Джейсон Дж. С. Бартон. Brain Research, 29 января 2008 г.
138
Важно помнить: наши сенсорные рецепторы реагируют на новизну; утомляют их повторением и освобождают наше внимание для более важных вещей. Мы будем видеть этот принцип снова и снова: Мы воспринимаем мир не так, как он есть, а так, как нам полезно его воспринимать.
Получить + запомнить
Вопрос 5.3
•Почему после некоторого времени ношения обуви вы перестаете ее замечать (пока подобные вопросы не вернут к ней внимание)?
ОТВЕТ: Обувь обеспечивает постоянную стимуляцию. Благодаря сенсорной адаптации мы склонны сосредотачиваться в первую очередь на изменяющихся раздражителях.
Перцепционный набор
LOQ 5-
набор восприятия умственная предрасположенность воспринимать одно и не воспринимать другое.
Когда была показана фраза
Мэри была
барашек
многие люди воспринимают то, что ожидают, и пропускают повторяющееся слово. Вы?
Видеть значит верить. Поскольку мы менее полно понимаем, верить — значит видеть. Благодаря опыту мы начинаем ожидать определенных результатов. Эти ожидания могут дать нам набор восприятия, набор ментальных тенденций и предположений, которые воздействуют сверху вниз на то, что мы слышим, пробуем на вкус, чувствуем и видим. В 1972 году британская газета опубликовала «самые удивительные фотографии, когда-либо сделанные» — озерного «чудовища» в шотландском Лох-Нессе. Если эта информация вызывает у вас те же ожидания, что и у большинства читателей газеты, вы тоже увидите монстра на похожей фотографии на РИСУНОК 5.5. Но когда скептически настроенный исследователь подошел к фотографиям с другими ожиданиями, он увидел изогнутую ветку дерева —
139
РИСУНОК 5.5: РИСУНОК 5.5 Верить значит видеть Что вы воспринимаете? Это Несси, лохнесское чудовище или бревно?
Keystone/Hulton Archive/Getty Images
Верить значит также слышать. Рассмотрим добродушного пилота авиакомпании, который во время разбега посмотрел на своего несчастного напарника
Наши ожидания также могут влиять на наше вкусовое восприятие. В одном эксперименте дети дошкольного возраста с разницей от 6 90 242 до 90 242 1 считали, что картофель фри вкуснее, если его подавать в пакете McDonald’s, а не в простом белом пакете (Robinson et al., 2007). В другом эксперименте посетителей бара приглашали попробовать бесплатное пиво — обычное пиво
Коллекция жителя Нью-Йорка, 2002 г., Лео Каллум с сайта cartoonbank. com.
Контекст, мотивация и эмоции
Набор восприятия влияет на то, как мы интерпретируем стимулы. Но наш непосредственный контекст, а также мотивация и эмоции, которые мы привносим в ситуацию, также влияют на наши интерпретации.
ЭФФЕКТЫ КОНТЕКСТА Социальный психолог Ли Росс предложил нам вспомнить собственное восприятие в различных контекстах: «Вы когда-нибудь замечали, что, когда вы ведете машину, вы ненавидите пешеходов, то, как они прогуливаются по пешеходному переходу, почти осмеливаясь вас сбить их, но когда вы идете пешком, вы ненавидите водителей?» (Джаффе, 2004).
Некоторые другие примеры силы контекста:
Когда люди держат в руках оружие, люди с большей вероятностью воспринимают другого человека как
вооруженного— восприятие, которое привело к стрельбе по некоторым безоружным людям, которые были на самом деле держат свой телефон или бумажник (Witt & Brockmole, 2012). Представьте, что вы слышите шум, прерываемый словами «угорь в повозке». Скорее всего, вы на самом деле воспримете первое слово как колесо. Учитывая «угорь на апельсине», вы, скорее всего, услышите кожура. В каждом случае контекст создает ожидание, которое сверху вниз влияет на наше восприятие (Grossberg, 1995). В зависимости от нашего набора восприятия «рапсодия» может стать «рэп-сити», «секты» могут стать «сексом», а «метеоролог» может звучать как мускулистый «мясистый уролог».
Культурный контекст помогает формировать наше восприятие, поэтому неудивительно, что люди из разных культур смотрят на вещи по-разному, как показано на РИСУНОК 5.6.
Как себя чувствует женщина на РИСУНОК 5.7?
Рисунок 5.6: РИСУНОК 5.7 Что это за эмоция? (см. РИСУНОК 5.8.)
Крейг Кломпаренс
Рисунок 5.7: РИСУНОК 5.6 Влияние культуры и контекста Что находится над головой женщины? В одном классическом исследовании большинство опрошенных сельских жителей Восточной Африки сказали, что женщина балансировала на голове металлической коробкой или банкой (типичный способ ношения воды в то время). Они также воспринимали семью как сидящую под деревом. Жители Запада, привыкшие к проточной воде и коробчатым домам с углами, чаще воспринимали семью как находящуюся в помещении, а женщину, сидящую под окном (Грегори и Гомбрич, 19 лет).73).
МОТИВАЦИЯ Мотивы дают нам энергию, когда мы работаем над достижением цели. Как и контекст, они могут искажать наши интерпретации нейтральных стимулов. Рассмотрим эти выводы.
Желаемые объекты, такие как бутылка с водой, которую видит испытывающий жажду человек, кажутся ближе, чем они есть на самом деле (Balcetis & Dunning, 2010).
140
Софтбол кажется больше, когда игроки хорошо бьют (Witt & Proffitt, 2005).
РИСУНОК 5.8: РИСУНОК 5.8 Контекст проясняет Волейбольная команда колледжа Хоуп празднует победу в национальном чемпионате.
Крейг Кломпаренс
ЭМОЦИИ Другие умные эксперименты продемонстрировали, что эмоции могут толкать наше восприятие в том или ином направлении.
Слушание грустной музыки может склонить разум к восприятию произнесенного слова как траура вместо утро, как умирают вместо краситель, как боль вместо стекло (Halberstadt et al., 1995).
Холм кажется менее крутым людям, которые чувствуют, что другие их понимают (Oishi et al., 2013).
Вредное действие, такое как ограбление, кажется более серьезным тем, кто только что прослушал раздражающую (и злящую) музыку (Seidel & Prinz, 2013).
Мораль всех этих примеров? Многое из того, что мы воспринимаем, исходит не только от того, что находится «снаружи», но и от того, что находится за нашими глазами и между нашими ушами. Благодаря обработке сверху вниз наш опыт, предположения и ожидания —
Получить + Запомнить
Вопрос 5.
4 • Имеет ли перцептивный набор включает обработку снизу-
ОТВЕТ: Он включает в себя
* * *
Процессы, которые мы обсуждали до сих пор, являются общими для всех наших сенсорных систем. Давайте теперь обратимся к тому, чем эти системы уникальны. Мы начнем с нашего самого ценного и сложного чувства, зрения.
12.1A: Обзор Sensation — Medicine LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 7650
Ощущение относится к нашей способности обнаруживать или ощущать физические качества окружающей среды.
Цели обучения
- Опишите, что означает ощущение с точки зрения периферической нервной системы
Ключевые моменты
- Ощущение относится к нашей способности обнаруживать и ощущать внутренние и внешние физические качества окружающей среды.
- Наши чувства включают как экстероцепцию (стимулы, возникающие вне нашего тела), так и интероцепцию (стимулы, возникающие внутри нашего тела).
- Нашими основными чувствами считаются зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
- Всем чувствам требуется одна из четырех основных сенсорных способностей: хеморецепция, фоторецепция, механорецепция или терморецепция.
- Периферическая нервная система (ПНС) состоит из сенсорных рецепторов для связи с другими частями тела.
Ключевые термины
- хеморецепция : Физиологическая реакция на химические раздражители.
- механорецепция : Физиологическая реакция на механические воздействия, такие как давление, прикосновение и вибрация.
- фоторецепция : Физиологическая реакция на свет, возникающая при зрении у животных.
- терморецепция : Физиологическая реакция на относительные или абсолютные изменения температуры.
Наши чувства можно разделить на экстероцепцию для обнаружения стимулов, возникающих вне нашего тела, и интероцепцию для стимулов, возникающих внутри нашего тела. Однако то, что представляет собой смысл, является предметом больших споров, что приводит к трудностям в точном определении того, что это такое. Традиционно считается, что у человека есть пять основных органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Периферическая нервная система (ПНС) состоит из сенсорных рецепторов, отходящих от центральной нервной системы (ЦНС) для связи с другими частями тела. Эти рецепторы реагируют на изменения и раздражители в окружающей среде. Органы чувств (состоящие из сенсорных рецепторов и других клеток) управляют чувствами зрения, слуха, равновесия, обоняния и вкуса.
Зрение
Зрение или зрение (офтальмоцепция) — это способность глаза (глаз) фокусировать и обнаруживать изображения видимого света на фоторецепторах сетчатки, которые генерируют электрические нервные импульсы для различных цветов, оттенков и яркости. Существует два типа фоторецепторов: палочки и колбочки. Палочки очень чувствительны к свету, но не различают цвета. Колбочки различают цвета, но менее чувствительны к тусклому свету. Неспособность видеть называется слепотой.
Слух
Слух или слух (аудиоцепция) – это чувство восприятия звука. Механорецепторы во внутреннем ухе преобразуют вибрационные движения в электрические нервные импульсы. Вибрации механически передаются от барабанной перепонки через ряд крошечных костей к волосовидным волокнам во внутреннем ухе, которые обнаруживают механическое движение волокон.
Звук также может быть обнаружен как вибрация, проводимая через тело при тактильном контакте. Неспособность слышать называется глухотой или нарушением слуха.
Вкус
Вкус (вкусоцепция) относится к способности обнаруживать такие вещества, как пища, определенные минералы, яды и т. д. Чувство вкуса часто путают с понятием вкуса, которое представляет собой комбинацию восприятия вкуса и запаха. Вкус зависит от запаха, текстуры и температуры, а также от вкуса.
Люди воспринимают вкус через органы чувств, называемые вкусовыми сосочками или вкусовыми сосочками, сосредоточенными на верхней поверхности языка. Существует пять основных вкусов: сладкий, горький, кислый, соленый и умами. Неспособность ощущать вкус называется агевзией.
Обоняние
Обонятельная система — это сенсорная система, используемая для обоняния (обоняния). Это чувство опосредовано специализированными сенсорными клетками полости носа. У людей обоняние возникает, когда молекулы пахучих веществ связываются со специфическими участками обонятельных рецепторов в носовой полости. Эти рецепторы используются для обнаружения присутствия запаха. Они собираются вместе в структуре (клубочке), которая передает сигналы в обонятельную луковицу в головном мозге. Отсутствие обоняния называется аносмией.
Осязание
Осязание или соматосенсорное ощущение (тактиоцепция, тактильность или механорецепция) — это восприятие, возникающее в результате активации нервных рецепторов кожи, включая волосяные фолликулы, язык, горло и слизистую оболочку. Разнообразные рецепторы давления реагируют на изменения давления (твердое, растирающее, продолжительное и т. д.).
Ощущение зуда при прикосновении вызывается укусами насекомых или аллергией, в которой участвуют специальные нейроны кожи и спинного мозга, специфичные для зуда. Потеря или нарушение способности ощущать прикосновение к чему-либо называется тактильной анестезией.
Парестезия — это ощущение покалывания, покалывания или онемения кожи, которое может быть результатом повреждения нерва и может быть постоянным или временным.
Дополнительные органы чувств
Многие ученые и философы утверждают, что у людей есть дополнительные органы чувств, в том числе:
- Боль или ноцицепция (физиологическая боль): сигнализирует о повреждении нервов и других тканей.
- Баланс или эквилибриоцепция: позволяет ощущать движение тела, направление и ускорение, а также достигать и поддерживать постуральное равновесие и баланс.
- Осознание тела или проприоцепция: обеспечивает теменную кору головного мозга информацией об относительном положении частей тела.
- Чувство времени или хроноцепция: Относится к тому, как течение времени воспринимается и ощущается, но не связано с конкретной сенсорной системой. Однако, по мнению психологов и нейробиологов, человеческий мозг имеет систему, управляющую восприятием времени.
- Температурная чувствительность или термоцепция: ощущение тепла и отсутствие тепла (холод).
Если также принять во внимание интероцептивные ощущения, ощущения можно расширить, включив в них растяжение (например, в мышцах или органах, таких как легкие), определение кислорода и углекислого газа, определение рН и многое другое.
Хотя точное определение ощущений до сих пор вызывает споры, большинство ученых согласны с тем, что все чувства опираются на четыре основные сенсорные способности:
- Химическое обнаружение (хеморецепция).