Ощущения виды ощущения в психологии: Виды ощущений — Психологос

Виды ощущений

Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Существуют следующие виды ощущений —

  • зрительные,
  • слуховые,
  • обонятельные,
  • вкусовые и пр.

Зрительные — это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (т. е. различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много — около 130 палочек и 7 миллионов колбочек.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок), в результате мы видим цвета, т.

е. возникает ощущение хроматических цветов — всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно) и зрение осуществляется только аппаратом палочек — человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т. е. ахроматические цвета). Вот почему говорят:

«Ночью все кошки серы».

Есть заболевание, при котором нарушается работа палочек и человек очень плохо видит или ничего не видит в сумерки и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным. Это заболевание называется «куриная слепота», так как куры не имеют палочек и в сумерках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наоборот, имеют в сетчатке только палочки — днем эти животные почти слепы.

Цвет по-разному влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-желтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение.

Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза.

В некоторых случаях у людей наблюдается нарушение нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травмы глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (по имени Дальтона, впервые описавшего это явление). Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цветам встречается очень редко.

Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близорукости, особенно у детей и школьников.

Учителю следует обратить внимание на детей, жалующихся на частые головные боли. Нередко это состояние обусловлено ослабленным зрением или постоянным напряжением при работе в условиях недостаточной освещенности. Плохо видящий ребенок медленнее других работает на уроке, подолгу вглядывается в то, что написано на доске, ошибается при списывании с доски и т. п. Поэтому, анализируя причины слабой успеваемости того или иного ученика, нельзя не принять во внимание возможные нарушения в работе зрительного анализатора.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий — тихий), высоту (высокий — низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпоритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе.

Ребенок с плохо развитым фонематическим слухом допускает при письме весьма характерные ошибки: путает схожие по звучанию согласные, пропускает гласные. Развитость фонематического слуха у младшего школьника можно определить при помощи предложенной Н. И. Гуткиной (1996, 2000) методики «звуковые прятки», суть которой состоит в следующем. Взрослый предлагает ребенку поиграть в «прятки» со звуком, показав предварительно, как нужно выделять звук, который ребенок должен будет отыскать в словах, и произносит несколько слов. Ребенок должен ответить, есть разыскиваемый звук в этих словах или нет. Обычно ребенка просят поочередно искать звуки о, а, ш, с. Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть. Можно предложить ребенку самому произнести слово и послушать его. Одно и то же слово можно повторить несколько раз.

Подобные игры могут быть использованы не только для диагностики, но и для развития фонематического слуха ребенка. Нелишним будет и проведение таких игровых занятий со всеми первоклассниками на уроке.

Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется так же, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре человечества.

Шумы могут вызвать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), служить сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения, например, получает человек при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют у человека важной роли и развиты очень слабо. Они, однако, достигают весьма высокого развития у многих глухих, которым частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения.

Наша способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем, и раздражают чувствительные клетки, т. е. рецепторы. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно небольшую роль. Но слепо-глухие люди пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением и слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Запахи предметов оказывают большое влияние на эмоциональное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потребности людей в приятных запахах.

Обонятельные ощущения весьма значимы для человека тогда, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек может ориентироваться в них.

Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, она помогает распознавать качество пищи.

Вкусовые виды ощущений возникают при помощи органов вкуса — вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и нёба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. В их пределах возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям своеобразие.

Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода — невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое блюдо кажется безвкусным.

Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание — к горькому.

Кожные виды ощущений — тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих видов раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой: кожа поясницы, живота и груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, хотя характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, тепло как расслабляющее. Высокие показатели температуры как в сторону холода, так и в сторону тепла вызывают отрицательные эмоциональные переживания.

Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обонятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира. Именно поэтому соответствующие органы чувств расположены на поверхности тела или вблизи нее. Без этих ощущений мы ничего бы не могли знать об окружающем нас мире.

Другая группа ощущений сообщает нам об изменениях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим  ощущениям относятся:

  • двигательные,
  • органические,
  • ощущения равновесия,
  • осязательные,
  • болевые.

Без них мы ничего бы не знали о самих себе.

Двигательные

виды — это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных, или кинестезических, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как этими органами необходимо осуществлять точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Развитие кинестезических ощущений является одной из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного анализатора. Для овладения движениями большое значение имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно, и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений.

Особое значение развитие двигательных ощущений имеет для первоклассников. Успешность овладения письмом прямо зависит от работы двигательного анализатора, от способности ребенка совершать тонкие и точные движения. Способы развития тонкой моторики ребенка хорошо известны: это лепка, штриховка, вырезание из бумаги, нанизывание бисера на нитку, рисование различных узоров, конструирование и работа с мозаикой, вышивание и пр. Все эти виды деятельности полезно включать в уроки труда и рисования.

Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повышает культуру учащихся, грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характерны для русского языка.

Без двигательных ощущений мы не могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг к другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.

Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, внутренних органов — пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, то нарушится работа его желудка и он сразу это почувствует: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыхания и т. д., — вот что такое органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

Органические ощущения тесно связаны с органическими потребностями человека.

Осязательные ощущения — это сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, т. е. при прикосновении к ним движущейся руки.

Маленький ребенок начинает познавать мир с осязания, ощупывания предметов. Это один из основных источников получения информации об окружающих его предметах.

У людей, лишенных зрения, осязание — одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготовлением пищи.

Органом осязания является рука. Например, слепоглухая О. Скороходова так пишет в стихотворении «К бюсту А. М. Горького»:

Я никогда не видела его,
Мне осязанье зренье заменяет,
Своими пальцами смотрю я на него,
И Горький предо мною оживает…

Осязание имеет важное значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих большой точности.

Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. При изменении положения нашего тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота, рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта внутреннего уха человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.

Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, ролики, водные лыжи, то самое трудное — удержать равновесие и не упасть.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная нечувствительность к боли — редкая аномалия, и она приносит человеку не радость, а серьезные неприятности.

Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают болевое ощущение.

Ощущения и их виды.

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, вкус, звук и т.д.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.)

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1)      периферического отдела, называемого рецептором;

2)      проводящих нервных путей;

3)      корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным.

Выделяются следующие функции ощущений:

1.     Основа более сложных познавательных процессов.

2.     Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.

3.     Обеспечение чувственной основы психологической деятельности (предоставление сенсорного материала для построения психических образов) и др.

          Ощущения можно классифицировать следующим образом.

1.     По взаимодействию рецепторов с раздражителями:

— Дистантное

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

— Контактное

     2. По расположению рецепторов:

— Экстерорецептивное

— Интерорецептивное

— Проприоцептивное

     3. По ведущему анализатору:

— Зрительное

— Слуховое

-Осязательное

— Мышечно-суставное

— Обонятельное

— Вкусовое

        Экстерорецептивные ощущения – доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Они подразделяются на контактные (вкусовые, температурные, тактильные, осязательные) – ощущения, которые вызываются при непосредственном воздействии на органы чувств. И дистантные ощущения, отражающие качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (зрительные, вкусовые, обонятельные).

         Интерорецептивные ощущения – сигнализируют о внутренних процессах организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов, других внутренних органов (органические ощущения, ощущения боли).

         Проприоцептивные ощущения – передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции (ощущения равновесия, ощущения движения).

С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.

Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать речь других людей, контролировать многие виды работ, наслаждаться музыкой и т.д.

Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи.

Вкусовые ощущения позволяют определять качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в зависимости от чувства голода.

Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода.

Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. д.

Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях, о раздражителях органов человека. Они служат своеобразным проявлением защитных функций организма.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение тела человека. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного аппарата.

Ощущения движения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

Человеку все время необходимо получать информацию об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоит информационная недогрузка – сенсорная изоляция, которая приводит к серьезным функциональным нарушениям организма. При сенсорной депривации у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Ощущения и их виды.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Ощущения и их виды.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Ощущения и их виды.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

4.4 Вкус, обоняние и прикосновение – введение в психологию

Цели обучения

  1. Обобщить, как чувства вкуса и обоняния преобразуют стимулы в восприятие.
  2. Опишите процесс преобразования в осязании и проприоцепции.
  3. Изложить теорию боли, основанную на контроле ворот. Объясните, почему боль имеет значение и как ее можно контролировать.

Хотя зрение и слух, безусловно, являются самыми важными, человеческое восприятие дополняется четырьмя другими чувствами, каждое из которых обеспечивает важный путь к лучшему пониманию окружающего мира и реакции на него. Эти другие чувства осязание , вкус , запах , и наше чувство положения тела и движения (проприоцепция) .

Дегустация

Вкус важен не только потому, что он позволяет нам получать удовольствие от пищи, которую мы едим, но еще важнее, потому что он ведет нас к продуктам, дающим энергию (например, к сахару), и избавляет нас от продуктов, которые могут быть вредными. Многие дети не просто так разборчивы в еде — они биологически предрасположены очень внимательно относиться к тому, что они едят. Вместе с обонянием вкус помогает нам поддерживать аппетит, оценивать потенциальные опасности (например, запах утечки газа или горящего дома), избегать употребления ядовитых или испорченных продуктов.

Наша способность ощущать вкус начинается с вкусовых рецепторов на языке. Язык улавливает шесть различных вкусовых ощущений, известных соответственно как сладкий, соленый, кислый, горький, пикантный (пряный) и умами (пикантный) . Умами — это мясной вкус, связанный с мясом, сырами, соей, морскими водорослями и грибами, и особенно он содержится в глутамате натрия (MSG), популярном усилителе вкуса (Ikeda, 1909/2002; Sugimoto & Ninomiya, 2005).

Наши языки покрыты вкусовые сосочки , которые предназначены для восприятия химических веществ во рту. Большинство вкусовых рецепторов расположены на верхних внешних краях языка, но есть также рецепторы на задней части языка, а также на стенках рта и задней части горла. Когда мы пережевываем пищу, она растворяется и попадает во вкусовые рецепторы, запуская нервные импульсы, которые передаются в мозг (Northcutt, 2004). Языки человека покрыты от 2 000 до 10 000 вкусовых рецепторов, и каждый сосочек содержит от 50 до 100 клеток вкусовых рецепторов. Вкусовые рецепторы активируются очень быстро; соленый или сладкий вкус, касающийся вкусовых рецепторов даже на одну десятую секунды, вызовет нервный импульс (Kelling & Halpern, 19). 83). В среднем вкусовые рецепторы живут около 5 дней, после чего на смену им создаются новые вкусовые рецепторы. Однако по мере того, как мы становимся старше, скорость создания снижается, что делает нас менее чувствительными к вкусу. Это изменение помогает объяснить, почему некоторые продукты, которые в детстве кажутся такими неприятными, во взрослой жизни более приятны.

Область сенсорной коры, отвечающая за вкус, расположена очень похоже на область, отвечающую за обоняние. Этот факт помогает объяснить, почему обоняние также способствует нашему восприятию того, что мы едим. Возможно, вы помните, что во время сильной простуды вам было трудно ощущать вкус пищи, и если вы заткнете нос и попробуете ломтики сырого картофеля, яблока и пастернака, вы не сможете почувствовать разницу между ними. Наше восприятие текстуры пищи (то, как мы ее ощущаем на языке) также влияет на то, как мы ее ощущаем.

Обоняние

Когда мы вдыхаем воздух через ноздри, мы вдыхаем переносимые по воздуху химические молекулы, которые обнаруживаются 10-20 миллионами рецепторных клеток, встроенных в обонятельную мембрану верхнего носового прохода. Обонятельные рецепторные клетки увенчаны щупальцевидными выступами, содержащими рецепторные белки. При стимуляции обонятельного рецептора мембрана посылает нейронные сообщения по обонятельному нерву в мозг (см. рис. 4.31 «Обонятельные рецепторы»).

Рис. 4.31 Рецепторы обоняния

В обонятельной мембране насчитывается более 1000 типов клеток-рецепторов обоняния.

У нас есть примерно 1000 типов клеток, воспринимающих запахи (Bensafi et al., 2004), и, по оценкам, мы можем обнаружить 10 000 различных запахов (Malnic, Hirono, Sato, & Buck, 1999). Рецепторы бывают разных форм и избирательно реагируют на разные запахи. Подобно замку и ключу, разные химические молекулы «подходят» к разным рецепторным клеткам, и запахи обнаруживаются по их влиянию на комбинацию рецепторных клеток. Так же, как 10 цифр из 0 9 могут комбинироваться разными способами, образуя бесконечное множество телефонных номеров, молекулы запаха связываются с различными комбинациями рецепторов, и эти комбинации расшифровываются в обонятельной коре. Как вы можете видеть на рис. 4.32 «Возрастные различия в обонянии», женщины, как правило, обладают более острым обонянием, чем мужчины. Обоняние достигает пика в раннем взрослом возрасте, а затем начинает медленно снижаться. К 60-70 годам обоняние резко снижается.

Рис. 4.32 Возрастные различия в обонянии

Способность различать распространенные запахи заметно снижается в возрасте от 20 до 70 лет.

Адаптировано из Murphy, C. (1986). Вкус и обоняние у пожилых людей. В HL Meiselman & R.S. Rivlin (Eds.), Клинические измерения вкуса и запаха (Том 1, стр. 343–371). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макмиллан.

Прикосновение

Осязание необходимо для развития человека. Младенцы хорошо себя чувствуют, когда их обнимают и о них заботятся, но не тогда, когда они лишены контакта с человеком (Baysinger, Plubell & Harlow, 19).73; Фельдман, 2007; Харадон, Баском, Драгомир и Скрипкару, 1994). Прикосновение передает теплоту, заботу и поддержку и является неотъемлемой частью удовольствия, которое мы получаем от нашего социального взаимодействия с близкими людьми (Field et al. , 1997; Kelter, 2009).

Кожа, самый большой орган тела, является органом осязания. Кожа содержит множество нервных окончаний, комбинации которых реагируют на определенные виды давления и температуры. Когда вы прикасаетесь к разным частям тела, вы обнаружите, что некоторые области более чувствительны к щекотке, тогда как другие области больше реагируют на боль, холод или тепло.

Тысячи нервных окончаний в коже реагируют на четыре основных ощущения: давление, горячее, холодное и боль , но только ощущение давления имеет свои собственные специализированные рецепторы. Другие ощущения создаются комбинацией остальных четырех. Например:

  • Ощущение щекотки вызвано стимуляцией соседних рецепторов давления.
  • Ощущение тепла вызывается стимуляцией горячих и холодовых рецепторов.
  • Ощущение зуда вызвано повторным раздражением болевых рецепторов.
  • Ощущение влажности вызвано многократной стимуляцией рецепторов холода и давления.

Кожа важна не только для предоставления информации о прикосновении и температуре, но и для проприоцепции — способности ощущать положение и движение частей нашего тела . Проприоцепция осуществляется специализированными нейронами, расположенными в коже, суставах, костях, ушах и сухожилиях, которые посылают сообщения о сжатии и сокращении мышц по всему телу. Без этой обратной связи от наших костей и мышц мы не смогли бы заниматься спортом, ходить или даже стоять прямо.

Возможность отслеживать, куда движется тело, также обеспечивается вестибулярной системой, набор заполненных жидкостью областей во внутреннем ухе, который отслеживает положение и движение головы, поддерживая равновесие тела . Как вы можете видеть на рисунке 4.33 «Вестибулярная система», вестибулярная система включает полукружных каналов и вестибулярных мешочков . Эти мешочки соединяют каналы с улиткой. Полукружные каналы воспринимают вращательные движения тела, а вестибулярные мешочки воспринимают линейные ускорения. Вестибулярная система посылает сигналы нервным структурам, контролирующим движение глаз, и мышцам, удерживающим тело в вертикальном положении.

Рис. 4.33 Вестибулярная система

Вестибулярная система включает полукружные каналы (коричневые), передающие вращательные движения тела, и вестибулярные мешочки (синие), воспринимающие линейные ускорения.

Испытывая боль

Мы не получаем от этого удовольствия, но переживание боли — это то, как тело сообщает нам, что мы в опасности. Ожог, когда мы касаемся горячей батареи, и острый укол, когда мы наступаем на гвоздь, заставляют нас изменить свое поведение, предотвращая дальнейшее повреждение нашего тела. Люди, которые не могут испытывать боль, подвергаются серьезной опасности повреждения от ран, которые другие люди, страдающие от боли, быстро заметят и займутся лечением.

Теория контроля ворот боли предполагает, что боль определяется работой двух типов нервных волокон в спинном мозге . Один набор более мелких нервных волокон переносит боль от тела к мозгу, тогда как второй набор более крупных волокон предназначен для остановки или запуска (как ворота) потока боли (Melzack & Wall, 1996). Именно по этой причине массаж области, где вы чувствуете боль, может облегчить ее — массаж активирует крупные нервные волокна, которые блокируют болевые сигналы мелких нервных волокон (Wall, 2000).

Однако испытывать боль намного сложнее, чем просто реагировать на нейронные сообщения. Это также вопрос восприятия. Мы меньше чувствуем боль, когда сосредоточены на сложной деятельности (Bantick, Wise, Ploghaus, Clare, Smith, & Tracey, 2002), что может помочь объяснить, почему спортсмены могут чувствовать свои травмы только после игры. Мы также чувствуем меньше боли, когда отвлекаемся на юмор (Zweyer, Velker, & Ruch, 2004). А боль успокаивается высвобождением мозгом эндорфинов, естественных гормональных болеутоляющих средств. Выброс эндорфинов может объяснить эйфорию, испытываемую при беге на марафонскую дистанцию ​​(Sternberg, Bailin, Grant, & Gracely, 19). 98).

Ключевые выводы

  • Способность ощущать вкус, запах и осязание важны, поскольку они помогают нам избежать вреда от токсинов окружающей среды.
  • Множество вкусовых рецепторов на нашем языке и во рту позволяют нам различать шесть основных вкусовых ощущений: сладкое, соленое, кислое, горькое, пикантное и умами.
  • В обонянии трансдукция происходит, когда химические вещества в воздухе, которые вдыхаются через ноздри, обнаруживаются рецепторами на обонятельной мембране. Разные химические молекулы подходят к разным рецепторным клеткам, создавая разные запахи.
  • В среднем у женщин обоняние лучше, чем у мужчин, и с возрастом способность обоняния ухудшается.
  • У нас есть ряд различных нервных окончаний, встроенных в кожу, комбинации которых реагируют на четыре основных ощущения давления, тепла, холода и боли. Но только ощущение давления имеет свои специализированные рецепторы.
  • Проприоцепция — это наша способность ощущать положения и движения частей тела. Информация о позах и движениях улавливается специальными нейронами, расположенными в коже, суставах, костях, ушах и сухожилиях, которые улавливают сигналы от сжатия и сокращения мышц по всему телу.
  • Вестибулярная система, состоящая из структур внутреннего уха, контролирует положение и движение головы, поддерживая равновесие тела.
  • Теория управления воротами объясняет, как большие и малые нейроны работают вместе, чтобы передавать и регулировать поток боли в мозг.

Ссылки

Бантик, С.Дж., Уайз, Р.Г., Плогхаус, А., Клэр, С., Смит, С.М., и Трейси, И. (2002). Изображение того, как внимание модулирует боль у людей, с помощью функциональной МРТ. Мозг: журнал неврологии, 125 (2), 310–319.

Baysinger, C.M., Plubell, PE, & Harlow, HF (1973). Суррогатная мать с переменной температурой для изучения привязанности у детенышей обезьян. Методы и инструменты исследования поведения, 5 (3), 269–272.

Бенсафи, М., Зелано, К. , Джонсон, Б., Мейнленд, Дж., Кан, Р., и Собел, Н. (2004). Обоняние: от обоняния к восприятию. В MS Gazzaniga (Ed.), Когнитивные нейронауки (3-е изд.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Фельдман, Р. (2007). Контакт матери и ребенка и развитие ребенка: выводы из вмешательства кенгуру. В L. L’Abate (Ed.), Недорогие подходы к укреплению физического и психического здоровья: теория, исследования и практика (стр. 323–351). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer Science + Business Media.

Филд Т., Ласко Д., Манди П., Хентелефф Т., Кабат С., Талпинс С. и Доулинг М. (1997). Краткий отчет: внимательность и отзывчивость аутичных детей улучшаются после сенсорной терапии. Журнал аутизма и нарушений развития, 27 (3), 333–338.

Харадон Г., Баском Б., Драгомир К. и Скрипкару В. (1994). Сенсорные функции институционализированных румынских младенцев: экспериментальное исследование. Международная организация по трудотерапии, 1 (4), 250–260.

Икеда, К. (2002). [Новые приправы]. Chemical Senses, 27 (9), 847–849. Переведено и сокращено до 75% Ю. Огивара и Ю. Ниномия из Journal of the Chemical Society of Tokyo, 30 , 820–836. (Оригинальная работа опубликована в 1909 г.).

Келлинг, С. Т., и Халперн, Б. П. (1983). Вспышки вкуса: время реакции, интенсивность и качество. Наука, 219 , 412–414.

Келтнер, Д. (2009). Рожденный быть хорошим: наука осмысленной жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.

Малник, Б., Хироно, Дж., Сато, Т., и Бак, Л.Б. (1999). Комбинаторные коды рецепторов запахов. Сотовый, 96 , 713–723.

Мелзак Р. и Уолл П. (1996). Вызов боли. Лондон, Англия: Пингвин.

Норткатт, Р. Г. (2004). Вкусовые рецепторы: развитие и эволюция. Мозг, поведение и эволюция, 64 (3), 198–206.

Штернберг В. Ф., Байлин Д., Грант М. и Грейсли Р. Х. (1998). Соревнование изменяет восприятие вредных раздражителей у спортсменов мужского и женского пола. Боль, 76 (1–2), 231–238.

Сугимото, К., и Ниномия, Ю. (2005). Вводные замечания по исследованиям умами: рецепторы-кандидаты и механизмы передачи сигнала у умами. Chemical Senses, 30 (Приложение 1), Pi21–i22.

Уолл, П. (2000). Боль: наука о страдании . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.

Цвейер, К., Велкер, Б., и Рух, В. (2004). Снижают ли жизнерадостность, возбуждение и чувство юмора толерантность к боли? Исследование FACS. Юмор: Международный журнал исследований юмора, 17 (1–2), 85–119.

Психология, ощущение и восприятие, ощущение и восприятие

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, ощущение произошло. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция .

Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул обнаруживался в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога сознательного восприятия — они называются подсознательными сообщениями . Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как едва заметная разница (jnd) или порог разницы . В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *