Осмысленность в психологии это: Осмысленность. Что такое «Осмысленность»? Понятие и определение термина «Осмысленность» – Глоссарий

Осмысленность. Что такое «Осмысленность»? Понятие и определение термина «Осмысленность» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Осмысленность – смысловая наполненность по отношению к явлениям и объектам окружающей действительности. В психологии, как правило, говорят о категории «осмысленность восприятия».

Восприятие человека базируется не только на чувственной природе, важную роль играет этап осмысления. Человеку (при условии, что у него нет психических отклонений) не составляет труда сказать сразу, какой предмет он увидел (воспринял). Эта возможность появляется у него благодаря осмысленности восприятия, которая в данном случае означает вовлеченность мышления и процесса осознания значения.

Показательный пример приводят А. Гельб и К. Гольдштейн при описании в клинических наблюдениях течения болезни одного из своих подопечных. Больной не мог целостно воспринимать объекты, однако видел их своеобразные замены. Так, например, вместо дворника на улице он видел длинную черту и хаотичные точки то в одном месте, то в другом. Несмотря на то, что у него не было четкой картины перед глазами, он все равно знал, что это дворник, поскольку видел эту «замену» в своем сознании ежедневно.

У больного сенсорные процессы протекали отдельно от мыслительных актов, что является причиной подобного искажения восприятия. Здоровые люди обладают способностью воспринимать объекты и явления осмысленно – за счет единства чувственного и логического. Еще один пример, который иллюстрирует этот процесс: человек может легко повторить за говорящим слова знакомой ему речи и значительно искажает слова, произнесенные на чужом для него языке.

< Ориентация

Ответственность >

Популярные термины

    Осмысленность

    «Самое трудное — найти смысл. Мы ищем его всю жизнь»

    Какими нас видит сегодня логотерапия? Ученица Виктора Франкла Элизабет Лукас — о влиянии экономических обстоятельств на психическое состояние людей, о преодолении душевных кризисов и особом духовном уровне в психотерапии.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Меня раздражает лишний вес партнера, а он не хочет меняться»
    • «Боюсь снова попасть в неудачные отношения, но так хочется, чтобы кто-то был рядом…»
    • Даете ребенку смартфон, чтобы он успокоился? Психологи доказали, что это опасная привычка
    • Толкование снов: о чем говорит ваше бессознательное — познайте себя
    • Воронка вины: как формируется созависимость с алкоголиком
    • Почему мы избегаем врачей: 3 основные причины
    • «Не могу устроиться на работу, так как боюсь выходить на улицу»
    • Как с помощью архетипа узнать свою суперсилу и найти идеальную работу

    Сегодня читают

    • «Взрослый сын живет за наш счет, все свои деньги спускает на девушек. Как помочь ему повзрослеть?»
    • «Мужчина не делает предложения, а я не хочу быть сожительницей»
    • Как узнать, насколько он с вами искренен: три женских совета оценивают мужчины и эксперт
    • Как понять, что вы встретили будущую жену: 5 признаков — мужское мнение
    • «Я научилась отвечать агрессией на унижения. Но как перестать быть чувствительной?»»
    • Как понять, что вас сильно критиковали в детстве: 12 признаков — проверьте себя

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72

    Подробнее

    спецпроекты

    Осмысление, осмысленность — Психологос

    Фильм «Женитьба Бальзаминова»

    ​​​​​​​Осмысление — окаймление (наполнение) смыслом сказанное, сделанное, существующее или происшедшее.

    Осмысленность — наличие смысла в сказанном или сделанном. Имеющее логику и служащее чему-то ценному, важному в качестве средства. Чем больше смысла в сказанное или сделанном, тем более осмысленными являются слова и действия, мышление и поведение в целом.

    Осмысленное поведение

    Осмысленное поведение человека — это в первую очередь осмысленность его акций (действий, запускаемых им самим). Осмысленность не только акций, но и реакций — требование к людям более трудное. См.→

    Смысл и целесообразность: осмысленность деятельности

    В том, что делает человек, может быть смысла и мало, и много. От бессмысленных дел стоит переходить к целесообразному, следить за осмысленностью и восходить к миссии. См.→

    Осмысленность мышления

    Осмысленность мышления — количество и качество смыслов, порождаемых процессом мышления. Мышление может быть бессвязное (бред), связное, логичное, разумное, мудрое. Чаще (у массовой личности в обычной жизни) наблюдается относительно связное мышление. Разумное и тем более мудрое мышление — достаточная редкость. См.→

    Осмысленная речь

    Осмысленная речь — речь, выстроенная осмысленным образом и служащая разумным целям. Какова внутренняя структура осмысленного высказывания? Когда человек говорит осмысленно, он, как правило, в той или иной форме обозначает свои намерения и вводит собеседника в контекст (о ком, о чем и почему он хочет об этом говорить), после этого коротко и четко говорит основную мысль (тезис). Если он видит, что собеседнику важно и интересно то, что он говорит, он уточняет и обосновывает тезис, дает иллюстрации и формулирует выводы: к чему он собственно вел, что следует из его мысли. В осмысленном высказывании всегда есть инструкция: вы можете не соглашаться с тезисом, но вы понимаете, что человек хочет сказать и что требуется от вас или от кого другого.

    Осмысление ситуации и управление эмоциональным состоянием

    Осмысление — это восприятие ситуации, которое делает человек сам, лично, по своему. А воспринимать любую ситуацию мы можем очень по-разному…

    Виктор идет рядом со мной, но он идет тоскливо. А я иду рядом с ним и слежу за тем, чтобы идти легко, красиво, с удовольствием. У меня за спиной рюкзачок, под ним легко согнуться, но я рассказываю себе, что это моя физкультурная нагрузка, и иду с ним гордо и красиво, — так, как всегда поднимаю гантели.

    Моя соседка, гардеробщица, день за днем на работе тягает тяжелые пальто, а после работы бегает с сумками по магазинам. Она выматывается от этого так, что ее не спасает и летний отпуск. Я же который год тягаю гораздо более тяжелую штангу и бегаю по тем же, что и она, улицам с гантелями в руках, но именно из-за этого чувствую себя так бодро, что в летнем отпуске практически и не нуждаюсь… И она, и я — мы нагружаем свои мышцы работой, и это то, в чем мы схожи. Но она от нагрузки разваливается, а я цвету. Расскажите, пожалуйста, откуда появляется такая разница? – Оттуда, что я называю это физкультурой и делаю все с удовольствием, а она называет своей тяжкой долей, делает это по необходимости и этим мучается. Осмысление другое. И все. Потому что, когда я таскаюсь с сумками по магазинам или несу рюкзак с картошкой, я все равно занят физкультурой и здоровья набираю.

    Разные люди в одной и то же ситуации разглядят разное, по-разному осмыслят происшедшее, сделают разные выводы. Меняя осмысление, управляя осмыслением ситуации, можно менять как свое, так и чужое эмоциональное состояние.

    Смотри Позиции восприятия и осмысление ситуации, а также Рефрейминг, переосмысление

    Интеллект и IQ — AssessmentPsychology.com

    ОценкаПсихология.com > Оценка > Показатели IQ > Гений > Интеллект

    Интеллект

    Интеллект обычно говорят о вовлечении умственные способности, такие как возможность причина, план, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать идеи и язык и учиться. Хотя неученые вообще рассматривать понятие интеллект как обладающий гораздо более широким размах, в психология, изучение разведка вообще к этому относится поведенческая черта, отличная от креативность, личности, характера или мудрость.

    Содержимое

    • 1 Определения интеллекта
    • 2 Психометрический интеллект
      • 2.1 Интеллект, IQ и g
    • 3 Один или несколько типов интеллект?
    • 4 Споры
    • 5 Заблуждения?
    • 6 Корреляты интеллекта
    • 7 Коллективное и нечеловеческое интеллект
    • 8 использованная литература
    • 9 внешние ссылки

    Определения интеллект

    Не менее двух основных «консенсусные» определения интеллекта Были предложены. Во-первых, из «Разведка: известные и неизвестные» доклад рабочей группы, созванной Американская психологическая ассоциация:

    Физические лица отличаются друг от друга своими способность понимать сложные идеи, эффективно адаптироваться к окружение, из которого можно извлечь уроки опыт, участие в различных формы рассуждений, преодолевать препятствия, принимая мысли.
    Хотя эти отдельные различия могут быть существенными, они никогда не бывают полностью последовательными: a данный интеллектуальный производительность будет различаться на разных случаи, в различных областях, как оценивают по разным критериям. Понятия «интеллект» попытки прояснить и систематизировать этот сложный комплекс явлений.
    [1]

    Второе определение разведданные исходят от «мейнстрима». Наука об интеллекте», которая была подписано 52 исследователями разведки в 1994:

    очень общий умственные способности, которые среди прочего вещи, предполагает способность рассуждать, планировать, решать проблемы, думать абстрактно, понимать сложно идеи, учиться быстро и учиться у опыт. Это не просто книга обучение, узкий академический навык, или умение сдавать тесты. Скорее, это отражает более широкое и глубокое способность понимать наши окружение — «зацепиться», «сделать смысл» вещей, или «выяснение» что делать.
    (перепечатано в Gottfredson, 1997, с. 13) [2]

    Индивидуальный специалисты разведки предложили количество подобных определений.

    • Дэвид Векслер: «… совокупность или глобальная способность личности действовать целеустремленно, мыслить рационально, и эффективно справляться с его среда»
    • Кирилл Берт: «… врожденное общее когнитивное способность.»
    • Говард Гарднер: «На мой взгляд, человек-интеллектуал компетенция должна включать в себя набор навыки решения проблем, позволяющие человек для решения подлинной проблемы или трудности, которые он или она встречает и, когда уместно, чтобы создать эффективную продукта, а также должно влечь за собой возможность найти или создать проблемы — и тем самым закладывая задел для приобретения новые знания»
    • Херрнштайн и Мюррей: «…познавательные способности».
    • Штернберг и Солтер: «…целенаправленная адаптивная поведение.»

    Психометрический разведка

    Основные статьи: IQ, Общий интеллект фактор

    Несмотря на разнообразие концепции интеллекта, наиболее влиятельный подход к пониманию интеллект (то есть тот, который произвел наиболее систематическое исследование) это основано на психометрическое тестирование.

    Интеллект, узко определено, может быть измерено интеллектом тесты, также называемые IQ (интеллектуальные частное) тесты. Такие испытания входят в число самый точный (надежный а также действительный) психологические тесты. Такой тесты интеллекта принимают разные формы, но г сторонники теории спорят что общие тесты (Стэнфорд-Бине, Прогрессивные матрицы Равена, Шкала интеллекта взрослых Векслера, Wechsler-Bellevue I и др.) все измерить одну и ту же доминирующую форму интеллект, г или «общий интеллект». Абстракция g вытекает из наблюдения, что баллы по всем формам когнитивных тестов положительно коррелирует с одним еще один. г можно вывести по принципу фактор из результатов когнитивных тестов с использованием метод факторный анализ.

    В психометрическом точки зрения, понятие интеллекта наиболее тесно связан с г , или Gf («жидкость g»). Однако специалисты по психометрии могут измерить широкий спектр способностей, которые различны, но коррелированы. Один общий точка зрения состоит в том, что эти способности иерархически организованы с г в вершина (или вершина, перекрывающая все остальные познавательные способности).

    Интеллект, IQ и

    г

    Интеллект, IQ и г различны. Интеллект это термин, используемый в обычном дискурсе для обозначения познавательных способностей. Однако, это вообще считается слишком неточным, чтобы быть полезным для науки обращение с предметом. коэффициент интеллекта (IQ) – это индекс, рассчитываемый на основе баллы по тестовым заданиям, оцениваемые экспертами охватить способности, охватываемые срок интеллект . IQ измеряет многомерная величина: это сочетание различных видов способностей, пропорции которых могут отличаться между тестами IQ. Размерность Показатели IQ можно изучать по фактору анализ, который выявляет один доминирующий фактор, лежащий в основе оценок по все тесты IQ. Этот фактор, являющийся гипотетическая конструкция называется г . Вариант г близко соответствует интуитивному понятие интеллекта и, следовательно, g иногда называют общие когнитивные способности или общая разведка .

    Один или несколько типов интеллекта?

    Некоторые эксперты принимают концепция одного доминирующего фактора интеллект, общие умственные способности или г , а другие утверждают, что интеллект состоит из набора относительно самостоятельные способности (американский Целевая группа Психологической ассоциации отчет, Gottfredson 1998). Один коэффициент не гарантирован. Другой психологические тесты, которые не измерять когнитивные способности, такие как личностные тесты, генерировать несколько факторы.

    Сторонники теории множественного интеллекта часто утверждают, что г в лучшем случае Мера академических способностей. Другие типы интеллекта, утверждают они, может быть так же важен вне школы параметр.

    Йельский психолог Роберт Дж. Штернберг предложил Триархическая теория интеллекта. Гарвардский психолог Говард Гарднер теория множественного интеллекта разбивает интеллект как минимум на восемь различных компонентов: логический, языковые, пространственные, музыкальные, кинестетический, натуралистический, внутриличностный и межличностный интеллект. Даниэль Гоулман и ряд других исследователей. разработали концепцию эмоциональный интеллект и заявить об этом по крайней мере так же важно, как более традиционные виды интеллекта. Эти теории выросли из наблюдений за людьми развития и жертв черепно-мозговой травмы которые демонстрируют острую потерю конкретная когнитивная функция — например, способность мыслить числами или способность понимать письменный язык — без показа каких-либо убытков в других познавательные области.

    Ответ, г теоретики указывали, что г’ с прогностическая достоверность была неоднократно демонстрировалось, например, в предсказание важных неакадемических результаты, такие как производительность труда (см. IQ), в то время как нет множественных интеллектов теория показала сопоставимую достоверность. Между тем, утверждают они, актуальность, и даже существование множества разведданные не подтвердились при реальных испытаниях (Hunt 2001).

    Основной аргумент в пользу общего фактора заключается в том, что результаты тестов по широкому спектру, казалось бы, несвязанные тесты когнитивных способностей (такие как как завершение предложения, арифметика и запоминание) положительно коррелированные: люди с высокими баллами по одному тесту, как правило, получают высокие баллы по всем из них, и г таким образом появляется в факторный анализ. Это говорит о том, что тесты не несвязанный, но что все они касаются общего фактора. Этот корреляция может существовать для других причины, однако — например, наши методы обучения могут зависеть от некоторых очень узкий круг познавательных функции и, таким образом, сильно развивают принципиально не связанные способности в люди, которые преуспевают в этом узком диапазон. Это остается открытой дискуссией в когнитивная психология.

    Согласно Джефф Хокинс, мозг кора реализует система прогнозирования памяти для формирования основу интеллекта.

    Споры

    Исследователи в область человеческого разума столкнулся со значительным количеством общественное беспокойство и критика — многое другое чем многие ученые привыкли к или комфортно с (например, см. Gottfredson, 2005). Некоторые из спорные темы включают в себя:

    • актуальность психометрический интеллект к понимание здравого смысла тема.
    • важность интеллект в повседневной жизни (см. IQ).
    • генетический и экологический вклад в индивидуальные различия в интеллекте (видеть Природа против воспитания).
    • различия в средний измеренный интеллект между различными группами и источник и значение этих различия (см. Раса и интеллект и Секс и интеллект).

    Заблуждения?

    Стивен Джей Гулд был выдающимся популярным критиком утверждения об интеллекте. В Неправильное измерение человека, утверждает Гулд что несколько общих утверждений о интеллект ложный.

    • Интеллект — это вещь
    • Интеллект может попасть в единый номер
    • Интеллект есть измеримый
    • Интеллект есть врожденный
    • Интеллект есть наследственный

    Корреляты интеллект

    Исследования показали корреляции между интеллектом и некоторые черты, такие как:

    Признак Артикул Далее обсуждение
    Порядок рождения Белмонт и Маролла, 1973  
    Размер мозга Макдэниел, 2005 Неврология и интеллект
    Творчество Раштон, 1990  
    Размер семьи Белмонт и Маролла, 1973 См. порядок рождения
    Глюкоза скорость метаболизма в головном мозге Хайер и др. , 1995 Неврология и интеллект
    Оценки в школе Дженсен, 1998  
    Гибридная сила Нагоши и Джонсон, 1986  
    Гонка Линн, 1991 Раса и интеллект
    Религиозность Кларк, 2004 Религиозность и интеллект
    Секс Линн, 1999 Секс и интеллект
    Цвет кожи в афроамериканцы Линн, 2002  

    Коллективные и нечеловеческий интеллект

    Некоторые мыслители исследовал идею о коллективный разум, возникающий от координации многих людей. А линкор, например, не может быть управляется знанием одного человека, действий и интеллекта, требуется слаженный и взаимодействующий экипаж. Точно так же интересное поведение пчелиная семья не экспонируется в интеллект и действия любого отдельного пчела, а скорее проявляется в поведение улья. Эти идеи рассматривается как основа человеческого мышления, с приложениями для искусственного интеллект (ИИ), от пионеров искусственного интеллекта Массачусетского технологического института Норберт Винер и Марвин Мински. Искусственный интеллект (ИИ) имеет появился из Информатика как специальность который стремится заставить компьютеры действовать в все более разумными способами и дает представление о человеческом мышлении процессы.

    При рассмотрении интеллект животных, более общий определение интеллекта может быть применяется: «способность приспосабливаться эффективно воздействовать на окружающую среду, либо изменив себя или сменить обстановку или найти новый» ( Энциклопедия Британика ). Многие люди имеют также высказал предположение о возможности внеземной разум.

    Ссылки

    • Coward, W.M. а также Сакетт, PR (1990). Линейность отношения способность-производительность: A подтверждение. Журнал прикладной психологии, 75: 297–300.
    • Гарднер, Х., Корнхабер, М. и Уэйк, В. (1996). Интеллект: несколько точек зрения. Форт-Уэрт: Колледж Харкорт Брейс Издатели.
    • Готтфредсон, Л. С. (ред.) (1997). Интеллект и социальная политика. Интеллект , 24(1). (Специальный выпуск) ПДФ
    • Готтфредсон, Л. С. (1998). Общий интеллект фактор. Подарки журнала Scientific American, 9(4):24-29. ПДФ
    • Готтфредсон, Л. С. (2005). Подавление интеллекта исследования: причинение вреда тем, кого мы намереваемся помощь. В Р. Х. Райт и Н. А. Каммингс (ред.), Деструктивные тенденции в области психического здоровья: благонамеренный путь к причинению вреда (стр. 155-186). Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. Предварительная печать PDF ПДФ
    • Хокингс, Джефф (2005). Об разведке , Times Books, Генри Холт и Ко. ISBN 0-8050-7456-2
    • Хант, Э. (2001). Несколько просмотров нескольких интеллект. [Обзор Переосмысление интеллекта: несколько Интеллект для 21 века. ] Современная психология, 46:5-7.
    • Хантер, Дж. Э. и Хантер, Р.Ф. (1984). Действительность и полезность альтернативных предикторов производительность труда. Психологический бюллетень, 96(1):72-98.
    • Дженсен, А.Р. (1998). Фактор г . Прегер, Коннектикут, США.
    • Макклирн, Г. Э., Йоханссон Б., Берг С., Педерсен, Н.Л., Ахерн Ф., Петрилл С.А. и Пломин Р. (1997). Существенный генетическое влияние на когнитивные способности у близнецов 80 и более лет старый. Наука, 276, 1560-1563.
    • Мюррей, Чарльз (1998). Неравенство доходов и IQ, АЕИ Пресс ПДФ
    • Ногера, П.А. (2001). Расовая политика и неуловимое стремление к совершенству и равенство в образовании. Статья в журнале «В движении»
    • Р. Пломин, Дж. К. ДеФрис, Г. Э. Макклирн, М. Раттер, Поведенческая генетика (Фримен, Нью-Йорк, изд. 3, 1997).

    Внешние ссылки

    В Wikiquote есть коллекция цитат, связанных с:

    Интеллект (черта)

    • Музыкальный IQ
    • Уолл-Стрит Журнал: Mainstream Science on ИнтеллектPDF
    • Целевая группа АПА Отчет «Разведка: известные и Неизвестные»
      • Пресс-релиз: Целевая группа APA изучает Известные и неизвестные Интеллект
    • Человеческий интеллект
    • Интеллект: злоупотребление и злоупотребление статистикой
    • IQ со времен «Колокола Кривая» Кристофера Ф. Чабри
    • IQ имеет значение? Кристофер Ф. Чабрис и критики
    • когнитивно-психологический подход vs. психометрический подход к интеллекту
    • Интеллект Фундамент
    • Относительный интеллект — Относительность интеллекта как основной биологический принцип пригодность для жизни

    Что такое интеллект? – Общая психология

    Перейти к содержанию

    Мышление и интеллект

    Цели обучения

    • Объяснить триархическую теорию интеллекта
    • Объясните теорию множественного интеллекта

    Мальчик четырех с половиной лет сидит за кухонным столом с отцом, который читает ему вслух новую сказку. Он переворачивает страницу, чтобы продолжить чтение, но прежде чем он успевает начать, мальчик говорит: «Подожди, папа!» Он указывает на слова на новой странице и читает вслух: «Иди, Свинья! Идти!» Отец останавливается и смотрит на сына. — Ты можешь это прочитать? он спросил. «Да папочка!» И он показывает на слова и снова читает: «Иди, Свинья! Идти!»

    Этот отец не занимался активным обучением сына чтению, хотя ребенок постоянно задавал вопросы о буквах, словах и символах, которые видел везде: в машине, в магазине, по телевизору. Папа задумался, что еще может понять его сын, и решил провести эксперимент. Схватив чистый лист бумаги, он написал списком несколько простых слов: мама, папа, собака, птица, кровать, грузовик, машина, дерево. Он положил список перед мальчиком и попросил его прочитать слова. «Мама, папа, собака, птичка, кровать, грузовик, машина, дерево», — прочитал он, замедляя темп, чтобы тщательно выговорить 9.0417 птица и грузовик. Потом: «Я сделал это, папа?» «Конечно! Очень хорошо.» Отец крепко обнял своего маленького мальчика и продолжил читать историю о поросенке, все время задаваясь вопросом, являются ли способности его сына показателем исключительного интеллекта или просто нормальным паттерном языкового развития. Подобно отцу в этом примере, психологи задавались вопросом, что представляет собой интеллект и как его можно измерить.

    Классификация интеллекта

    Что такое интеллект? То, как исследователи определяют понятие интеллекта, много раз менялось с момента зарождения психологии. Британский психолог Чарльз Спирмен считал, что интеллект состоит из одного общего фактора, называемого 90 417 g 90 418 , который можно измерить и сравнить между отдельными людьми. Спирмен сосредоточился на общих чертах между различными интеллектуальными способностями и преуменьшил значение того, что делало каждую из них уникальной. Однако задолго до развития современной психологии древние философы, такие как Аристотель, придерживались похожей точки зрения (Cianciolo & Sternberg, 2004).

    Другие психологи считают, что интеллект представляет собой не один фактор, а совокупность различных способностей. В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл предложил теорию интеллекта, которая разделяла общий интеллект на два компонента: кристаллизованный интеллект и подвижный интеллект (Cattell, 1963). характеризуется как приобретенные знания и умение их извлекать. Когда вы изучаете, запоминаете и вспоминаете информацию, вы используете кристаллизованный интеллект. Вы постоянно используете кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе, демонстрируя, что усвоили информацию, изложенную в курсе. включает в себя способность видеть сложные отношения и решать проблемы. Навигация по дороге домой после того, как вы свернули на незнакомый маршрут из-за строительства дороги, потребует вашего подвижного интеллекта. Подвижный интеллект помогает решать сложные, абстрактные задачи в повседневной жизни, тогда как кристаллизованный интеллект помогает преодолевать конкретные, простые проблемы (Cattell, 1963).

    Другие теоретики и психологи считают, что интеллект следует определять в более практических терминах. Например, какие типы поведения помогают вам преуспеть в жизни? Какие навыки способствуют успеху? Задумайтесь об этом на мгновение. Возможность перечислить всех 44 президентов Соединенных Штатов по порядку — отличный трюк для вечеринки, но сделает ли это знание вас лучше?

    Роберт Штернберг разработал другую теорию интеллекта, которую он назвал , потому что в ней интеллект состоит из трех частей (Штернберг, 1988): практического, творческого и аналитического интеллекта (рис. 1).

    Рисунок 1 . Теория Штернберга выделяет три типа интеллекта: практический, творческий и аналитический.

    , предложенный Штернбергом, иногда сравнивают с «уличными умниками». Практичность означает, что вы находите решения, которые работают в вашей повседневной жизни, применяя знания, основанные на вашем опыте. Этот тип интеллекта, по-видимому, отличается от традиционного понимания IQ; люди с высокими показателями практического интеллекта могут иметь или не иметь сопоставимые показатели творческого и аналитического интеллекта (Sternberg, 19).88).

    Эта история о стрельбе в Технологическом институте Вирджинии в 2007 году иллюстрирует как высокий, так и низкий практический интеллект. Во время инцидента одна ученица вышла из класса, чтобы пойти за газировкой в ​​соседнее здание. Она планировала вернуться в класс, но когда она вернулась в свое здание после того, как получила газировку, то увидела, что дверь, которую она использовала, теперь закрыта изнутри. Вместо того, чтобы думать о том, почему на дверных ручках была цепь, она подошла к окну своего класса и заползла обратно в комнату. Таким образом, она потенциально подвергала себя нападению преступника. К счастью, ее не расстреляли. С другой стороны, пара студентов шла по кампусу, когда услышала выстрелы неподалеку. Один друг сказал: «Пойдем проверим и посмотрим, что происходит». Другой студент сказал: «Ни за что, нам нужно убегать от выстрелов». Они сделали именно это. В результате оба избежали вреда. Ученик, пролезший в окно, продемонстрировал некоторый творческий интеллект, но не пользовался здравым смыслом. У нее был бы низкий практический интеллект. Студент, подстрекавший своего друга убегать от выстрелов, обладал бы гораздо более высоким практическим интеллектом.

    тесно связан с решением академических задач и вычислениями. Штернберг говорит, что аналитический интеллект проявляется в способности анализировать, оценивать, судить, сравнивать и сопоставлять. Например, при чтении классического романа на уроке литературы обычно необходимо сравнить мотивы главных героев книги или проанализировать исторический контекст рассказа. В таком научном курсе, как анатомия, вы должны изучать процессы, посредством которых организм использует различные минералы в различных системах человека. Развивая понимание этой темы, вы используете аналитический интеллект. Решая сложную математическую задачу, вы применяете аналитический интеллект для анализа различных аспектов задачи, а затем решаете ее по частям.

    Смотреть

    Вы можете просмотреть стенограмму «Сможете ли вы разгадать загадку о шляпе заключенного? – Алекс Гендлер» здесь (открывается в новом окне).

    отмечен изобретением или воображением решения проблемы или ситуации. Креативность в этой области может включать в себя поиск нового решения неожиданной проблемы, создание прекрасного произведения искусства или хорошо продуманного рассказа. Представьте на мгновение, что вы отдыхаете в лесу с друзьями и понимаете, что забыли свой походный кофейник. Человек в вашей группе, который найдет способ успешно варить кофе для всех, будет считаться обладателем более высокого творческого интеллекта.

    был разработан Говардом Гарднером, гарвардским психологом и бывшим учеником Эрика Эриксона. Теория Гарднера, которая совершенствовалась более 30 лет, является более поздней разработкой среди теорий интеллекта. Согласно теории Гарднера, каждый человек обладает как минимум восемью видами интеллекта. Среди этих восьми интеллектов человек обычно преуспевает в одних и колеблется в других (Gardner, 1983). В следующей таблице описаны все типы интеллекта.

    ” The second row reads: “logical-mathematical intelligence; capable of seeing numerical patterns, strong ability to use reason and logic; and scientist, mathematician.” The third row reads: “musical intelligence; understands and appreciates rhythm, pitch, and tone. May play multiple instruments or perform as a vocalist; and composer, performer.” The fourth row reads: “bodily-kinesthetic intelligence; high ability to control the movements of the body and use the body to perform various physical tasks; and dancer, athlete, athletic coach, yoga instructor.” The fifth row reads: “spatial intelligence; ability to perceive the relationship between objects and how they move in space; and choreographer, sculptor, architect, aviator, sailor.” The sixth row reads: “interpersonal intelligence; ability to understand and be sensitive to the various emotional states of others; and counselor, social worker, salesperson.” The seventh row reads: “intrapersonal intelligence; ability to access personal feelings and motivations and use them to direct behavior and reach personal goals; and key component of personal success over time. ” The eighth row reads: “naturalist intelligence; high capacity to appreciate the natural world and interact with the species within it; and biologist, ecologist, environmentalist.”»>
    Множественный интеллект
    Интеллектуальный тип Характеристики Карьера представителя
    Языковой интеллект Воспринимает различные функции языка, различные звуки и значения слов, может легко выучить несколько языков Журналист, прозаик, поэт, педагог
    Логико-математический интеллект Способность видеть числовые закономерности, сильная способность использовать разум и логику Ученый, математик
    Музыкальный интеллект Понимает и ценит ритм, высоту тона и тон; может играть на нескольких инструментах или выступать в качестве вокалиста Композитор, исполнитель
    Телесный кинестетический интеллект Высокая способность контролировать движения тела и использовать тело для выполнения различных физических задач Танцор, спортсмен, спортивный тренер, инструктор по йоге
    Пространственный интеллект Способность воспринимать отношения между объектами и то, как они перемещаются в пространстве Хореограф, скульптор, архитектор, летчик, моряк
    Межличностный интеллект Способность понимать и быть чувствительным к различным эмоциональным состояниям других Консультант, социальный работник, продавец
    Внутриличностный интеллект Способность получать доступ к личным чувствам и мотивам и использовать их для управления поведением и достижения личных целей Ключевой компонент личного успеха с течением времени
    Натуралистический интеллект Высокая способность ценить мир природы и взаимодействовать с обитающими в нем видами Биолог, эколог, эколог

    Теория Гарднера является относительно новой и нуждается в дополнительных исследованиях, чтобы лучше установить эмпирическую поддержку. В то же время его идеи бросают вызов традиционному представлению об интеллекте и включают в себя более широкий спектр способностей, хотя предполагалось, что Гарднер просто переименовал то, что другие теоретики называли «когнитивными стилями», в «интеллектуальные способности» (Morgan, 19).96). Кроме того, разработать традиционные измерения интеллекта Гарднера чрезвычайно сложно (Furnham, 2009; Gardner & Moran, 2006; Klein, 1997).

    Межличностный и внутриличностный интеллект Гарднера часто объединяют в один тип: эмоциональный интеллект. включает в себя способность понимать эмоции себя и других, проявлять эмпатию, понимать социальные отношения и сигналы, регулировать свои эмоции и реагировать культурно приемлемым образом (Parker, Saklofske, & Stough, 2009).). Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно имеют хорошо развитые социальные навыки. Некоторые исследователи, в том числе Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект: почему это может иметь большее значение, чем IQ », утверждают, что эмоциональный интеллект лучше предсказывает успех, чем традиционный интеллект (Goleman, 1995). Тем не менее, эмоциональный интеллект широко обсуждался, и исследователи указывали на несоответствия в том, как он определяется и описывается, а также подвергали сомнению результаты исследований по предмету, который трудно измерить и изучить эмпирически (Locke, 2005; Mayer, Salovey, & Карузо, 2004)

    Интеллект также может иметь разное значение и значение в разных культурах. Если вы живете на маленьком острове, где большинство людей добывают себе пищу, ловя рыбу с лодки, важно знать, как ловить рыбу и как чинить лодку. Если бы вы были выдающимся рыболовом, ваши сверстники, вероятно, считали бы вас умным. Если бы вы также умели чинить лодки, ваш интеллект мог бы быть известен всему острову. Подумайте о культуре вашей собственной семьи. Какие ценности важны для латиноамериканских семей? итальянские семьи? В ирландских семьях гостеприимство и рассказывание занимательных историй являются признаками культуры. Если вы умелый рассказчик, другие представители ирландской культуры, скорее всего, сочтут вас умным.

    Некоторые культуры придают большое значение коллективной работе. В этих культурах важность группы важнее личных достижений. Когда вы посещаете такую ​​культуру, то, насколько хорошо вы относитесь к ценностям этой культуры, свидетельствует о вашем культурном интеллекте, который иногда называют культурной компетентностью.

    Подумай об этом

    Какое влияние, по твоему мнению, эмоциональный интеллект играет в твоей личной жизни?

    Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

    Контент с лицензией CC, оригинальный

    • Модификация и адаптация. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

    Контент с лицензией CC, совместно используемый ранее

    • Что такое интеллект и творчество?. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/7-4-what-are-intelligence-and-creativity. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction

    Все права защищены. Содержание

    • Думаешь, ты умный? Существует 9 типов интеллекта!. Предоставлено : Ростки. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=Au0z3EtUiBg. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
    • Сможете ли вы разгадать загадку о шляпе заключенного? – Алекс Гендлер. Автор : Тед-Эд. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=N5vJSNXPEwA&index=1&list=PLUmyCeox8XCwB8FrEfDQtQZmCc2qYMS5a. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

    License

    General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *