Основатель гештальтпсихология: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

представители, понятие, принципы, способы и характеристики

Гештальтпсихология является направлением в психологии, которые возникло в Германии. Она позволяет изучить и понять психику с точки зрения целостных структур, которые первичны по отношению к определенным компонентам.

Данная статья позволит понять, что такое теория гештальтпсихологии и кто является ее представителями. Далее будут рассмотрены такие моменты, как история возникновения этого направления психологии, а также какие принципы заложены в его основу.

Определения и понятия

Прежде чем рассмотреть идеи и принципы, необходимо дать определение основным понятиям гештальтпсихологии. Это психологическое направление, которое нацелено на объяснение восприятия, мышления и личности в целом.

Данное направление построено на гештальтах – формах организации, которая создает целостность психологических явлений. Другими словами, гештальт – это некая структура, обладающая целостными качествами, в отличие от суммы своих составляющих. К примеру, портрет или фотография определенного человека включает в себя набор определенных элементов, однако другие люди воспринимают образ в совокупности (при этом в каждом отдельном случае он воспринимается по-разному).

История возникновения данного психологического направления

История развития направления гештальтпсихологии берет свое начало в 1912 году, когда Макс Вертгеймер выпустил свою первую научную работу на данную тематику. Этот труд основывался на том, что Вертгеймер поставил под сомнение общепринятое представление о наличии отдельно существующих элементов в процессе восприятия чего-либо. Благодаря этому 20-е годы вошли в историю как период развития школы гештальтпсихологии. Основные личности, которые фигурировали в зарождении данного направления:

  1. Макс Вертгеймер.
  2. Курт Коффка.
  3. Вольфганг Келер.
  4. Курт Левин.

Эти ученые внесли неоценимый вклад в развитие данного направления. Однако подробнее об этих представителях гештальтпсихологии будет рассказано немного позже. Эти люди ставили перед собой сложную задачу. Первые и основные представители гештальтпсихологии являлись теми, кто хотел перенести физические законы на психологические явления.

Принципы данного психологического направления

Представители гештальтпсихологии установили, что единство восприятия, а также его упорядоченность достигаются на основании следующих принципов:

  1. Близость (стимулы, которые имеют близкое расположение, имеют тенденцию восприниматься не в отдельности, а совокупно).
  2. Схожесть (стимулы, имеющие похожий размер, форму цвет или же очертание, восприниматься совокупно).
  3. Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности).
  4. Замкнутость (описывает тенденцию завершать какую-либо фигуру так, что она приобретает целостную форму).
  5. Смежность (близкое положение стимулов во времени и пространстве).
  6. Общая зона (принципы гештальта формируют повседневное восприятие так же, как и прошлый опыт).
  7. Принцип фигуры и фона (все, что наделяется смыслом, выступает в роли фигуры, которая имеет менее структурированный фон).

Руководствуясь данными принципами, представители гештальтпсихологии смогли определить основные положения данного направления психологии.

Основные положения

Исходя из принципов можно описать основные положения следующим образом:

  1. Все процессы психологии – это целостные процессы, имеющие свою структуру, имеющую свой набор конкретных элементов, которые всегда будут вторичными по отношению к ней. Исходя из этого предмет гештальтпсихологии – это сознание, которое имеет структуру, наполненную тесно связанными элементами.
  2. Восприятие имеет такую особенность, как константность. Это говорит о том, что константность восприятия – это относительная неизменность определенных свойств, которыми обладают предметы (при наличии изменений условия восприятия). К примеру, это может быть константность освещения или же цвета.

Основополагающие идеи гештальтпсихологии

Представители данной школы определили такие основные идеи данного направления психологии:

  1. Сознание – это целостное и динамическое поле, в котором все его точки находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
  2. Создание анализируется при помощи гештальтов.
  3. Гештальт – целостная структура.
  4. Гештальты исследуются путем объективного наблюдения и описания содержаний восприятия.
  5. Ощущения не являются основой восприятия, так как первое не может существовать физически.
  6. Основной психический процесс – это зрительное восприятие, которое определяет развитость психики и подчинено своим закономерностям.
  7. Мышление – это процесс, который не формируется на основании опыта.
  8. Мышление является процессом решения определенных задач, который осуществляется через «инсайт».

Определив, что это за направление в психологии, а также разобравшись в его основах, следует более подробнее описать, кто является представителями гештальтпсихологии, а также какой вклад они внесли в развитие этой научной области.

Макс Вертгеймер

Как уже отмечалось ранее, Макс Вертгеймер является основоположником гештальтпсихологии. Родился ученый в Чехии, однако свою научную деятельность он вел в Германии.

Согласно историческим данным, Макса Вертгеймера во время отдыха посетила мысль провести эксперимент для того чтобы понять, почему человек может видеть движение определенного предмета в тот момент, когда в действительности оно отсутствует. Сойдя на перроне Франкфурта, Вертгеймер приобрел самый обычный игрушечный стробоскоп с целью провести эксперимент прямо в отеле. Уже спустя некоторое время ученый продолжил свои наблюдения в более официальной обстановке во Франкфуртском университете.

В целом данные исследования были направлены на изучение восприятия движения предметов, которого не происходит на самом деле. В ходе эксперимента ученый использовал термин «впечатление движения». При помощи такого прибора, как тахистоскоп, Макс Вертгеймер пропускал луч света через небольшие отверстия игрушки (одна прорезь игрушки располагалась вертикально, а вторая имела отклонения от первой на двадцать — тридцать градусов).

В процессе исследования луч света пропускали через первую прорезь, а потом через вторую. Когда свет проходил через вторую щель, то интервал времени увеличивали до двухсот миллисекунд. В этом случае участники эксперимента наблюдали, как свет появляется сначала в первой, а в последующем и во второй щели. Однако если временной промежуток освещения второй прорези сокращали, то создавалось впечатление, что обе щелочки освещены постоянно. А при освещении второй прорези на протяжении 60 миллисекунд казалось, что свет постоянно перемещается от одной прорези ко второй, а затем возвращается обратно.

Ученый убедился, что такое явление по-своему является элементарным, но в то же время представляет нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. В последующем Макс Вертгеймер дал этому явлению название «фи-феномен».

Многие пытались опровергнуть результаты этого эксперимента. В частности, теория Вундта подтверждала, что должно было создаваться восприятие двух световых полосок, находящихся по соседству, но при этом ничего более. Однако насколько бы строго ни проводилась интроспекция в эксперименте Вертхеймера, полоска продолжала двигаться, и объяснить это явление при помощи имеющихся теоретических позиций никак не удавалось. В данном эксперименте целым являлось движение световой линии, а суммой составляющих элементов – две неподвижные линии света.

Опыт Вертхеймера бросил вызов привычной атомистической ассоцианистской психологии. Результаты эксперимента были опубликованы в 1912 году. Так было положено начало гештальтпсихологии.

Курт Коффка

Еще одним представителем гештальтпсихологии является Курт Коффка. Он был немецко-американским психологом, который вел свою научную деятельность вместе с Вертхеймером.

Он посвятил достаточное время тому, чтобы понять, как устроено восприятие и из чего оно формируется. В процессе своей научной деятельности он установил, что появляющийся на свет ребенок еще не имеет сформированных гештальтов. К примеру, маленький ребенок может и не узнать даже близкого человека, если тот изменит некоторые детали своей внешности. Однако в процессе жизнедеятельности у любого человека происходит формирование гештальтов. Со временем ребенок уже становится способным узнать маму или бабушку, даже если они сменят цвет волос, стрижку или любой другой элемент внешности, отличающий их от других, посторонних женщин.

Вольфганг Келер (Келлер)

Гештальтпсихология как научная область многим обязана этому ученому, так как он написал множество книг, которые стали основой теории, и провел несколько удивительных экспериментов. Келер был уверен, что физика как наука должна иметь определенную связь с психологией.

В 1913 году Келер отправился на Канарские острова, где он изучал поведение шимпанзе. В одном из экспериментов ученый помещал банан для животных за пределы клетки. Фрукт был обвязан веревкой, и шимпанзе легко решал эту задачу – животное просто тянуло за веревку и приближало к себе угощение. Келер сделал вывод, что это простая задача для животного, и усложнил ее. Ученый протянул к банану несколько веревок, и шимпанзе не знал, какая из них ведет к угощению, поэтому чаще ошибался. Келер сделал вывод, что решение животного в этой ситуации является неосознанным.

Ход другого эксперимента был немного другим. Банан помещали все так же за пределами клетки, а между ними клали палку (напротив банана). В этом случае животное воспринимало все предметы как элементы одной ситуации и с легкостью пододвигало к себе лакомство. Однако когда палка лежала в другом конце клетки, шимпанзе не воспринимало предметы как элементы одной ситуации.

Третий эксперимент проводился в похожих условиях. Точно так же банан помещался вне клетки на недоступном расстоянии, а обезьяне давали в руки две палки, которые были слишком короткими, чтобы достать фрукт. Для решения задачи животному было необходимо вставить одну палку в другую и достать угощение.

Суть всех этих экспериментов сводилась к одному – сравнить результаты восприятия объектов в различных ситуациях. Все эти примеры, точно так же, как и эксперимент Макса Вертгеймера со светом, доказали, что перцептивный опыт имеет качество целостности (законченности), чего не имеют его составляющие. Другими словами, перцепция – это гештальт, а попытка разложить его на составляющие оканчивается неудачей.

Исследования дали понять Келеру, что животные решали поставленные задачи либо путем проб и ошибок, либо при помощи внезапного осознания. Таким образом был сформирован вывод – объекты, лежащие в поле одного восприятия и не связанные между собой, при решении задач соединяются в общую структуру, осознание которой помогает решить проблему.

Курт Левин

Этот ученый выдвинул теорию, сравнивающую давления социума, определяющее поведение человека с различными физическими силами (внутренние – чувства, внешние — восприятие чужих желаний или ожиданий). Данная теория имеет название «теория поля».

Левин утверждал, что личность – это система, в которой есть субсистемы, находящиеся во взаимодействии. Проводя свои эксперименты, Левин отмечал, что когда особенность активна, состояние субсистемы напряжено, а при прерывании деятельности оно все равно будет в напряжении до момента возвращения к выполнению действия. В случае если логическое завершение действия отсутствует, то напряжение субституируется или дренажируется.

Говоря простыми словами, Левин пытался доказать взаимосвязь поведения человека и окружения. Данный ученый ушел от идей влияния опыта на структуру личности. Теория поля гласит, что человеческое поведение абсолютно не зависит от будущего или прошлого, но при этом оно зависит от настоящего.

Гештальтпсихология и гештальт-терапия: определение и отличия

В последнее время гештальт-терапия стала очень популярным направлением психотерапии. Методы гештальтпсихологии и гештальт-терапии различны, а также вторая чаще поддается критике со стороны приверженцев первой.

Как утверждают одни источники, Фриц Перлз – ученый, который считается основателем гештальт-терапии, не имеющей отношения к научной школе гештальтпсихологии. Он синтезировал психоанализ, идеи биоэнергетики и гештальтпсихологии. Однако от школы, которую основал Макс Вертгеймер, в данном направлении терапии нет ничего. Некоторые источники утверждают, что на самом деле привязка к гештальтпсихологии являлась всего лишь рекламным ходом, для привлечения внимания к синтезированному направлению психотерапии.

При этом другие источники отмечают, что такая терапия все-таки связана со школой гештальтпсихологии. Однако это связь не прямая, но она все же есть.

Заключение

Разобравшись подробным образом в том, кто является представителями гештальтпсихологии, а также что представляет собой это направление научной деятельности, можно сделать вывод, что оно направлено на изучение восприятия, которое является целостной структурой.

Гештальт-подходы со временем проникли во многие научные области. К примеру, в патопсихологии или теории личности, а также такие подходы встречаются в социальной психологии, психологии научения и восприятия. На сегодняшний день тяжело представить такие научные области, как необихевиормзм или когнитивную психологию, без гештальтпсихологии.

Как уже было отмечено ранее, основными представителями гештальтпсихологии являются Вертгеймер, Коффка, Левин и Келер. Узнав о деятельности этих людей, можно понять, что данное направление сыграло огромную роль в развитии мировой психологии.

Макс Вертгеймер — один из основателей гештальтпсихологии: краткая биография, книги, вклад в психологию

Статья познакомит вас с выдающимся немецким психологом, одним из основателей гештальтпсихологии Максом Вертгеймером. В его трудах особое внимание уделено проблемам человеческого достоинства, психологии личности, теории этики, которыми он занимался на протяжении всей своей жизни.

Биография

Макс Вертгеймер (1880-1943), создатель гештальтпсихологии, родился в Праге. Он был вторым из двух сыновей Вильгельма и Розы Цвиккер Вертгеймер. Отец являлся основателем очень успешной и инновационной бизнес-школы под названием Handelsschule Wertheimer, а мать была профессиональной пианисткой хорошо образованной в культуре, литературе и искусстве. С раннего возраста мама учила его игре на фортепиано, а став постарше Макс получал уроки игры на скрипке. В подростковом возрасте сочинял камерную музыку и даже писал симфонии. Родителям казалось, что он свяжет свою жизнь с музыкой, станет профессиональным музыкантом.

Благодаря искусству Макс Вертгеймер налаживал социальные отношения, к примеру, с Альбертом Эйнштейном. Они довольно часто играли камерную музыку и обсуждали философские и научные проблемы. Друзья и ученики Макса вспоминали, как он любил импровизировать на фортепиано, а затем просил угадать, что он описывает этой музыкальной композицией — человека или событие. Также он любил использовать примеры из произведений различных композиторов в своих лекциях и работах, чтобы продемонстрировать концепцию структуры.

Знакомство с трудами Спинозы

Вертгеймер познакомился с социальной и философской мыслью своего деда по материнской линии Якоба Цвиккера, который был так доволен зрелостью внука, что в десятый его день рождения подарил ему кое-что из произведений Спинозы. Полное поглощение Макса Вертгеймера книгой, подаренной дедом, привело к тому, что его родители ограничили чтение. Это не помешало читать Спинозу тайно, пользуясь добротой горничной, которая прятала книгу от родителей в своем сундуке. Спиноза не был чем-то приходящим, он оказал влияние на Вертгеймера на всю жизнь.

Университеты Макса

Вертгеймер, окончив гимназию (в возрасте 18 лет), не мог определиться, какую специализацию выбрать. Тем не менее, остановил свой выбор на юридическом факультете Пражского университета. В нем изучал закон и право. К моменту окончания университета, его больше интересовала философия права, чем практика. Ему не нравилось, что проходившие судебные процессы не искали истину, а были больше заинтересованы в защите и обвинении. Его же интересовали пути достижения истины, и это заставило его работать в психологии показаний.

В 1901 году Макс продолжает учебу в Берлинском университете, где изучает психологию и проводит исследования с Карлом Штумпфом и Фридрихом Шуманом. Но круг его интересов был шире основного предмета обучения, поэтому он включает в курс обучения еще историю, музыку, искусство и физиологию. В 1903 году он учится в университете Вюрцбурга, у Освальда Кюльпе и получает степень доктора философии. Диссертация была посвящена детектированию вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов.

Докторские исследования

Его докторские исследования включали изобретение детекторов лжи, которые он использовал как объективный способ изучения свидетельств. Другим аспектом его работы был метод словосочетания, который он создал до того, как К.Дж.Юнг разработал его как диагностический метод.

Поскольку Макс Вертгеймер был финансово независимым, ему не нужно было занимать какую-либо академическую должность, и он мог посвятить себя независимым исследованиям в Праге, Берлине и Вене. Он продолжал работу, связанную с достоверностью свидетельских показаний, а также в нейропсихиатрической клинике Венского университета работал с анамнезами пациентов с нарушениями речи и теми, у которых произошли нарушения в чтении, при поражении различных отделов коры левого полушария. Им были разработаны новые диагностические методы, которые показали, что нарушение речи связано с потерей способности воспринимать неоднозначные и сложные визуальные структуры. Эта работа является связующим звеном между гештальтпсихологией и теорией неврологов Адемара Гельба и Курта Гольдштейна.

Ранние гештальт-теории

Работая в Вене, Вертгеймер формулирует идеи, ставшие важными компонентами гештальтпсихологии. Что такое гештальтпсихология? Это раздел психологии, который концентрируется на вопросах объяснения восприятия и мышления личности, при этом ключевым является — как личность воспринимает информацию.

Максу Вертгеймеру казалось, что психология оторвалась от конкретных реалий повседневной жизни: проблемы в центре академической психологии имели малое сходство с реальным поведением человека. По словам Вертгеймера, необходимо было разработать методы, которые отвечали бы строгим научным стандартам.

Методы работы со свидетелями

Благодаря проводимым исследованиям, Макс Вертгеймер подробно разработал методы определения подлинности свидетельских показаний:

  • Метод ассоциаций заключается в реакции испытуемого на предложенные слова. Он должен отвечать словом, которое приходит ему в голову, как ассоциация на предложенное.
  • Метод репродукции заключается в использовании текста на запоминание, в котором содержится информация схожая со скрываемыми фактами, похожая на скрываемые факты и не имеющая никакого отношения к скрываемым фактам. Через время испытуемый при воспроизведении текста будет ошибаться.
  • Метод ассоциативных вопросов. В основе исследования лежит специальный перечень наводящих вопросов. В процессе отыскания ответов на них найдутся такие, которые приведут к решению проблемы.
  • Метод восприятия. В его основе лежит распознавание типа человека в зависимости от его репрезентативных систем: визуал, аудиал, кинестетик и дигитал. Далее работа с человеком в ключе его репрезентативной системы.
  • Метод отвлечения внимания включает много вариантов, включающих обман, шок, чрезмерный поток отвлекающей информации.

Эксперименты и интерпретации

Вертгеймер в своих исследованиях постоянно искал примеры из области восприятия. Так, наблюдая, как вспыхивающие огни на вокзале создавали иллюзию движения или Рождественские гирлянды огней, которые, кажутся, «бегущими» вокруг деревьев, он подумал об оптическом явлении, которое оказалось подходящим в его работе. Для этого он купил игрушечный стробоскоп — вращающийся барабан с прорезями для просмотра и картинками внутри, и провел эксперимент, заменяя полоски бумаги, на которых он нарисовал ряд линий для картин в игрушке.

Результаты были такими, как ожидалось: изменяя временной интервал между экспозицией линий, он обнаружил, что он мог видеть одну линию за другой, две линии, стоящие рядом друг с другом, или линию, движущуюся из одной позиции в другую. Это «движение» стало известно как явление феномен phi и явилось основой гештальтпсихологии. Это явление — феномен phi, используется в кинематографии при создании кинофильмов. На экране зритель видит то, что не является на самом деле тем, что он видит. Это можно назвать иллюзией. Вертгеймер объяснил, что зритель видит эффект «целого события», но не сумму составных частей. Аналогично и с бегущей гирляндой огней. Наблюдатель видит движение, притом, что только одна лампочка светится в ряду таких же лампочек.

Работа трех психологов

Макс Вертгеймер и два его помощника: Вольфганг Кёлер и Курт Коффка, используя свои наработки и исследования, сформировали новую школу гештальт, убедившись в том, что сегментированный подход большинства психологов к изучению поведения человека был недостаточным. Как результат экспериментальных исследований, выходит статья Вертгеймера «Экспериментальные исследования в восприятии движения».

Первая мировая война прервала совместную работу гештальтпсихологов. Только после её окончания они продолжили свои дальнейшие исследования. Коффка вернулся во Франкфурт, а Кёлер стал директором Психологического института в Берлинском университете, где уже работал Вертгеймер. Используя заброшенные комнаты Императорского дворца, они основали известную в настоящее время аспирантуру, в тандеме с журналом под названием «Психологическое исследование».

Продуктивное мышление

Перед Второй мировой войной Вертгеймер с семьей уезжает в Штаты. Там он продолжает проводить исследования по решению проблем или, как он предпочитал называть это, «продуктивным мышлением». Макс Вертгеймер поддерживал контакты с Коффкой и Кёлером, чья более ранняя работа с шимпанзе по проницательности была аналогичной. Он продолжил исследования в области человеческого мышления. Типичным примером этого продуктивного мышления является ребенок, пытающийся решить проблему с геометрической фигурой — создание области параллелограмма. Внезапно ребенок берет ножницы и разрезает треугольник по линии высоты с вершины треугольника, поворачивает его и прикрепляет к другой стороне, образуя параллелограмм. Или, работая с пазлами, раскладывает их в нужные места.

Вертгеймер назвал этот вид обучения «продуктивным», чтобы отличить его от «репродуктивного» мышления, простого ассоциативного или пробного и ошибочного обучения, в котором не было понимания. Он считал истинное человеческое понимание как переход от ситуации, которая бессмысленна или непонятна той, в которой смысл ясен. Такой переход — это нечто большее, чем просто создание новых связей, оно предполагает структурирование информации по-новому, формируя новый гештальт.

Работа «Продуктивное мышление» Макса Вертгеймера, в которой обсуждались многие его идеи, была опубликована посмертно в 1945 году.

Наследие

Гештальтпсихология Макса Вертгеймера радикально отличалась от психологии Вильгельма Вундта, который стремился понять человеческий разум, идентифицируя составляющие части человеческого сознания так же, как химический состав, который можно разложить на элементы. Сложному подходу Зигмунда Фрейда в психопатологии, был предложен альтернативный метод, изложенный Максом Вертгеймером. Вклад в психологию Ветргеймера и его коллег подтверждается знакомством с именами их учеников в литературе психологии, среди которых Курт Левин, Рудольф Арнхайм, Вольфганг Мецгер, Блюма Зейгарник, Карл Данкер, Герта Копферманн и Курт Готтшальдт.

Книгами Макса Вертгеймера в настоящее время пользуются студенты, врачи, психологи. К ним можно отнести:

  • «Экспериментальные исследования восприятия движения».
  • «Законы организации в перцептивных формах».
  • «Теория Гештальта».
  • «Продуктивное мышление».

«Невероятные сложности человеческой мысли связаны с чем-то большим, чем сумма его частей, тем нечто, в котором части и целое связаны друг с другом», — говорил Макс Вертгеймер.

Основатель гештальт-психологии ХХ века

4 минуты

Вы знакомы с гештальт-психологией? Прочтите эту статью, чтобы узнать об этом.

Последнее обновление: 07 марта 2021 г.

Гештальт-психология — это основа, на которой человек понимает окружающий мир и реагирует на него. Сегодня мы рассмотрим жизнь и творчество Макса Вертхаймера, блестящего психолога и одного из его отцов-основателей. Продолжайте читать, чтобы узнать больше.

Макс Вертгеймер был первым, кто начал изучать организацию восприятия. Подход Вертхаймера к тому, как мы воспринимаем мир, заключался в том, чтобы смотреть на вещи как на единое целое. Это означает, что он предположил, что целое гораздо больше, чем его части.

Следовательно, его работа создала важную основу для психологической теории. Помимо вклада в создание гештальт-школы, он внес ценный вклад в экспериментальную психологию и изучение восприятия. Кроме того, он создал феномен Фи, который составляет основу гештальт-психологии. В конце концов, эти выводы были собраны в его книге под названием 9.0017 Продуктивное мышление.

Ранние годы Макса Вертхаймера

Макс Вертхаймер родился 15 апреля 1880 года в Праге. Его отец был учителем и директором местной школы. Сначала интересы молодого Вертхаймера колебались между музыкой и философией.

Хотя он начал изучать право в университете, в конце концов он выбрал философию и психологию и с отличием окончил Вюрцбургский университет со степенью доктора наук. Во время своего докторского исследования Вертхаймер исследовал оценку свидетельских показаний с помощью детекторов лжи.

Профессиональная карьера Макса Вертхаймера

Вертхаймер был проницательным наблюдателем, замечавшим то, что оставалось незамеченным другими, и это был один из его больших талантов. Однажды он заметил, что мигающие огни на вокзале создают иллюзию движения. Это вызвало его интерес к изучению человеческого восприятия.

Он назвал этот тип восприятия феноменом Фи, принципом, на котором основаны движущиеся изображения. Таким образом, это легло в основу гештальт-психологии. Следовательно, он произвел революцию в мире психологии. Но его интерес к изучению восприятия не прекратился, а продолжал расти с течением времени.

Работал в Институте психологии Франкфуртского университета. Именно там он познакомился с двумя из помощников: Вольфгангом Колером и Куртом Кофкой. Их взаимный интерес к восприятию и общее видение в конечном итоге сделали их партнерами по исследованиям на всю жизнь. Вместе они сформировали гештальт-школу.

Сейчас женат, имеет семью, наслушавшись пламенных предвыборных речей Гитлера и мобилизации нацистов, решил покинуть Германию. Он вернулся со своей семьей на короткое время в Чехословакию. Вскоре после этого, в 1933 году, он эмигрировал в США.

Его жизнь вдали от Европы

Преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Например, курсы, которые читал Вертхаймер, включали логику, социальную психологию, педагогическую психологию, экспериментальную психологию и психологию музыки. В последнем он внес большой вклад. Его занятия всегда отличались интерактивностью. Более того, он стимулировал студентов к дебатам и читал многочисленные лекции в Принстонском и Колумбийском университетах.

Макс Вертхаймер не всегда публиковал свои теории или свои эксперименты, но многие из них легли в основу исследований других авторитетных психологов, таких как Соломон Аш, Джордж Катона или Абрахам Маслоу.

В 1937 году он встретил Авраама Маслоу, и у них сложились важные профессиональные и личные отношения. В результате его идеи стали источником вдохновения для Маслоу и его иерархии потребностей.

Благодаря отличной работе Макса Вертхаймера в Новой школе социальных исследований, Гештальт-психология стала одной из первых школ психологии в первой половине 20-го века.

Вертхаймер умер в 1943 году в результате коронарной эмболии. Как известного психолога, на его похоронах присутствовали такие влиятельные фигуры в академическом мире, как Альберт Эйнштейн.

Макс Вертхаймер и его вклад в психологию

Работа Вертхаймера оказала огромное влияние на развитие психологии. Соломон Аш заявил, что:

«Мышление Макса Вертгеймера проникло почти во все области психологических исследований и оставило неизгладимый след в умах психологов и в их повседневной работе».

В отличие от структурализма, который фокусировался на атомизме и разлагал психические процессы на их мельчайшие части, гештальт-школа сосредоточилась на холистической точке зрения.

Были рождены законы организации восприятия, которые объясняют, как меньшие объекты группируются вместе, чтобы сформировать более крупные. Это пришло из гештальт-психологии. В заключение следует сказать, что работа Вертгеймера сыграла решающую роль в раннем развитии психологии. Это также повлияло на многих других психологов и других областей исследований, таких как лингвистика и образование.

Это может вас заинтересовать…

[Решено] Кто является основателем гештальт-психологии?

This question was previously asked in

UPTET 2016 Paper-1 (Hindi — English/Sanskrit)

View all UPTET Papers >

  1. Franz Brentano
  2. Max Wertheimer
  3. Edgar Rubin
  4. Kurt Lewin

Option 2 : Max Wertheimer

Бесплатно

CT 1: Рост и развитие — 1

1. 1 миллион пользователей

10 вопросов

10 баллов

10 минут

Психология — это научное исследование поведения человека и животных, которое включает применение этой науки к различным проблемам человека.

  • Вначале у психологов был эмпирический подход к пониманию мышления, внимания, образов и т. д. Эксперименты проводились для изучения ума и психических переживаний.
  • Постепенно разные школы психологии пришли к разным взглядам на природу изучения психологии. Они подчеркнули, что основное внимание следует уделять изучению поведения, а не разума.

Ключевые моменты

  • Немецкие психологи Вертхаймер, Келер, Коффка и Левин изучали природу восприятия и являются лидерами гештальт-психологии. Вертхаймер считается отцом гештальтпсихологии .
  • «Гештальт» — это немецкое существительное, для которого нет эквивалента в английском языке. Ближайший английский перевод слова «гештальт» — это «конфигурация» или, проще говоря, «организованное целое». Гештальт-психологи рассматривают процесс обучения как гештальт — организованное целое.

Важные моменты  

Гештальт-теория обучения:

  • Прежде всего она связана с природой восприятия. В соответствии с ней человек воспринимает вещь как единое целое.
  • Вещь воспринимается как отношение внутри поля, которое включает в себя вещь и ее сложную основу, включающую их предыдущий опыт и цели.
  • В процессе обучения учащийся всегда воспринимает ситуацию в целом и, увидев и оценив различные отношения, разумно принимает правильное решение.
  • Ребенок сначала воспринимает ситуацию в целом, а затем оценивает ее части, что подразумевает, что он сначала изучает что-либо в целом, а затем изучает свою часть.
  • Например, дети на начальном этапе обучения узнают все виды птиц, говоря просто «птицы», а затем начинают различать разные виды птиц, например, воробьев, попугаев, орлов и т.  д.

Отсюда можно сделать вывод, что Макс Вертхаймер

 основатель гештальт-психологии.

Дополнительная информация

  • Франц Клеменс Брентано в основном известен своими работами в области философии психологии, особенно тем, что он ввел понятие интенциональности в современную философию.
  • Эдгар Рубин  был датским психологом/феноменологом, известным своей работой по восприятию фигуры и фона в таких оптических иллюзиях, как ваза Рубина.
Скачать решение PDF

Поделиться в WhatsApp

Последние обновления UPTET

Последнее обновление: 24 ноября 2022 г.

Совет по базовому образованию штата Уттар-Прадеш (UPBEB) опубликовал окончательные результаты UPTET для цикла набора на 2021 год. Экзамен UPTET был проведен 23 января 2022 года. UPBEB вскоре опубликует официальное уведомление о проведении UPTET 2022 на своем официальном сайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *