Основная особенность человека: С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ Восприятие человека предметно и осмысленно.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ Восприятие человека предметно и осмысленно.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение. Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Мы сплошь и рядом можем сразу сказать, чтб, т. е. какой предмет, мы восприняли, хотя затруднились бы воспроизвести те или иные его свойства — его цвет или точную форму. По различному колеблющемуся, изменяющемуся содержанию мы узнаем один и тот же предмет. Будучи осознанием предмета, восприятие человека нормально включает акт понимания, осмысления. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

Чувственное и смысловое содержание восприятия при этом не рядоположны; одно не надстраивается внешним образом над другим; они взаимообусловливают и взаимопроникают друг в друга. Прежде всего смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания. В свою очередь осознание значения воспринимаемого уточняет его чувственно — наглядное содержание. В этом можно убедиться на простом примере. Стоит попытаться воспроизвести звуковой материал речи людей, говорящих при нас на неизвестном нам языке. Это окажется очень трудно сделать, между тем как никаких трудностей не составит воспроизвести слова на родном или вообще знакомом языке; знакомое значение слов помогает дифференцировать звуковую массу в нечто членораздельное. Чувственное содержание восприятия до известной степени перестраивается в соответствии с предметным значением воспринятого: одни черты, связанные с предметным значением, выступают больше на первый план, другие отступают, как бы стушевываются; в результате оно обобщается.

В частности, осмысленное восприятие звуков речи и есть такое обобщенное восприятие — восприятие фонем.

Сама структура восприятия, которую гештальтпсихология хотела превратить в нечто самодовлеющее, неизбежно оказывается зависимой от предметного содержания восприятия. Это предметное содержание восприятия может сказаться на всех его чувственных качествах, на константности и трансформации цветов.

Особенно показательно значение этого единства и взаимопроникновения чувственного и смыслового содержания для нормального восприятия выступает в патологических случаях. При так называемой духовной слепоте или глухоте, при зрительной или слуховой асимволике больной воспринимает чувственные свойства вещей и их форму или структуру, но они утрачивают для него значение. Он не узнает и не понимает того, что видит или слышит, он не знает названия воспринимаемых предметов и не в состоянии ими пользоваться. А. Гельб и К. Гольдштейн приводят из своих клинических наблюдений любопытный случай больного, который до известной степени заменял отсутствующее у него непосредственное восприятие значения предметов и их узнавание своего рода угадыванием, основывающимся на опосредованных умозаключениях.

Во время прогулки, на расстоянии нескольких шагов от себя, больной «видит» человека, который подметает. Больной говорит врачу: «Человек там подметает — я знаю, я его вижу ежедневно». — «Что вы видите?» — «Длинную черту. Затем что — то вижу — то здесь, то там». По этому поводу больной рассказывает, как он узнает на улице людей и повозки: «Люди — длинные и узкие, повозки — широкие и значительно больше. Это сейчас же можно заметить». Восприятие этого больного в точности соответствует тому, как традиционная теория изображала нормальное полноценное восприятие человека: с одной стороны — элементарные сенсорные процессы, с другой — надстраивающиеся над ними мыслительные акты. Но если эта теория так точно соответствует патологическому восприятию, то из этого с очевидностью следует, что она не соответствует восприятию нормальному. Сопоставление нашего нормального восприятия с восприятием больного, который устанавливал значение воспринимаемого лишь в результате опосредованных умозаключений, с очевидностью обнаруживает, в чем заключается специфическая особенность нашего восприятия: у больных, страдающих духовной слепотой или асимволикой, имеются, с одной стороны, чувственные дифференцировки, с другой — надстраивающиеся над ними акты мысли, но нет единства и взаимопроникновения одного и другого внутри восприятия; между тем существеннейшей чертой нормального восприятия человека является именно взаимопроникновение и единство чувственного и логического.

В психологии восприятия особенно рельефно выступает существенная для психологии в целом антитеза: с одной стороны, осмысленность отрицается вовсе, сводится к структуре и т. п. ; с другой стороны, ее признание выражается в идеалистической концепции о «смыслах» и «значениях» как самодовлеющих сущностях, противостоящих объективной действительности. В противоположность первой точке зрения мы признаем осмысленность человеческого восприятия как специфическую его черту. В противоположность второй осмысленность восприятия определяется самим отношением его к объективной действительности. Осмыслить восприятие — значит осознать предмет, который оно отображает. Осмыслить восприятие — значит выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысливания чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Таким образом, мышление включается в само восприятие, подготовляя вместе с тем изнутри переход от восприятия к представлению и от него к мышлению.

Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия. Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему. Тем самым восприятие человека приобретает в известной степени обобщенный характер.

Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Этот переход от единичного, отдельного к общему совершается уже внутри восприятия.

Когда физик или химик демонстрирует какой — нибудь опыт, он пользуется определенными приборами и реактивами. Но положение или закон, который он посредством этого опыта доказывает, относится не специально только к данным объектам, а имеет более общее значение. Поэтому, чтобы понять опыт, надо воспринять то, что совершается во время опыта, как частный случай какой — то общей закономерности. Точно так же, когда математик доказывает, что сумма углов в треугольнике равняется двум прямым, то для того, чтобы понять это положение в его обобщенном значении, надо данный, нарисованный мелом на доске, треугольник осознать вместе с тем как частного представителя общего понятия треугольника в его обобщенных чертах. Некоторая доля общности есть в каждом сознательном восприятии. Но степень его обобщенности может быть различной. Эту лежащую передо мной книгу я могу воспринять именно как эту мне принадлежащую книгу с какой — то пометкой на титульном листе, я могу в другом случае воспринять ее как экземпляр такого — то курса психологии такого — то автора; я могу, далее, воспринять этот же предмет как книгу вообще, фиксируя сознательно лишь те черты, которыми книговедение характеризует книгу в отличие от других продуктов полиграфического производства. Когда этот единичный, данный мне в чувственном восприятии предмет я воспринимаю в качестве частного представителя «курса психологии» или «книги», налицо обобщенное восприятие.

А. Гельбом и К. Гольдштейном собран большой клинический материал, который наглядно подтверждает, что восприятие, вовсе лишенное обобщенности, носит патологический характер. Тем самым косвенно на патологических примерах обнаруживается значение обобщения в нормальном восприятии человека.

В частности, Гельб и Гольдштейн подвергли детальному исследованию больного, который утратил способность называния цветов. Этот больной не мог ни сам употреблять название цветов, ни понять их значение, когда их употребляли другие. Цвета представлялись ему всегда как цвета определенных предметов, например голубой цвет — как цвет незабудки. Исследование показало, что собственно цветоощущение у него было совершенно нормально; он различал все оттенки цветов. И тем не менее его отношение к цветам было своеобразно. При испытании он оказался не в состоянии подобрать к данному ему образцу куски цветной шерсти того же цвета, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. Всякий образец вызывал у больного особое впечатление, определяемое то оттенком, то яркостью. Поэтому, если два цвета, например цвет данного образца и одного из кусков цветной шерсти, которые служили для опытов, были объективно одного и того же оттенка, но различной яркости, они не представлялись больному сходными, потому что перевес могло взять впечатление яркости.

Для признания двух цветов сходными больному часто требовалось полное тожество их; иногда больной их отожествлял на основании одинаковой яркости, в другой раз — на основании одинаковой насыщенности. Но он никак не мог при сравнении систематически придерживаться одного данного ему принципа и выделить тот же цвет при различной яркости или насыщенности. Такая константность цвета, которая сохраняется в различных конкретных ситуациях при различной яркости, насыщенности и прочем, требует того, чтобы цвета различной яркости, насыщенности и прочее воспринимались как частные случаи такого — то цвета, объективно занимающего определенное место в спектре. У этого больного каждое цветоощущение было единичной данностью, которая не осознавалась им в своем обобщенном значении. У него не было обобщенного восприятия красного, зеленого и т. д. цветов, к которому он мог бы отнести различные их оттенки. Это отсутствие обобщенности в восприятии и было источником всех отклонений в его обращении с цветами и причиной своеобразного нарушения у него речи, выразившегося в неспособности пользоваться общепринятыми названиями цветов.
Опираясь на эти и аналогичные им факты, Гельб и Гольдштейн выдвинули положение о том, что основной особенностью нормального восприятия человека является его «категориальность». Обозначение обобщенного восприятия категориальным заключает в себе неправомерное отожествление каждого понятия, под которое подводится воспринимаемый предмет, с категорией. За этим скрывается идеалистическая установка, стремящаяся целиком подчинить чувственное содержание восприятия общим понятиям как конституирующим его «категориям». Учение о «категориальноеT» восприятия утверждает примат логического над чувственным. Мы отвергаем эту идеалистическую концепцию категориальноеT восприятия и исходя из диалектического тезиса о единстве общего и единичного в восприятии человека. Нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включается. По мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по — иному рассуждаем, но и по — иному непосредственно видим мир. При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности оно остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, иногда выстраданным; в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в самое формирование личности как более или менее существенный фактор.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


 


   RSS     [email protected] 

Главные особенности сознания человека

Главные особенности сознания человека:

■ идеальность;

■ интенциональность;

■ идеаторность;

■ объективизация в языке.

Идеальность — это особая, нематериальная сущность созна­ния. Сознание идеально по своей природе:

■ оно противоположно материальному миру

■ независимо от материи;

■ в некоторых случаях первично по отношению к материи;

■ неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Возникающие образы, мысли, сознание сами не являются мате­рией. Они лишены массы, запаха, размеров. Сознание, его образы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Со­знание независимо от материи. В сознании возможно то, что не­возможно в реальном мире (человек может представить в своем сознании все, что угодно).

Сознание во многих случаях предшествует материи — точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при из­готовлении любого предмета (стола, машины, рисунка и др.) в со­знании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятель­ности человека и механизмов воплощать в жизнь не только про­стые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты и т. п.

Сознание — это мир идеальных явлений, существующих в субъек­тивной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя — мозга человека.

Интенциональность — направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

Предметом сознания человека являются:

■ окружающий мир, его предметы, явления;

■ другие люди, взаимоотношения с ними;

■ особый самостоятельный духовный мир самого человека.

Идеаторность сознания — способность творить и воспроиз­водить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстракт­ные идеи — коренное отличие сознания человека от психики жи­вотных. Результатом данной способности явилась выработка сис­темы кодирования передачи и распространения содержания со­знания — языка.

Язык — специфический человеческий способ бытия сознания, он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Впрочем, когда человек размышляет о чем либо, он сам для себя свои мысли выражает с помощью слов, так называемой внутренней речи. Сознание, таким образом, суще­ствует в материальной оболочке языка, происходит его объективи­зация в языке. В процессе осознания мысль отливается в логичес­кие формы, облекается в словесную оболочку. Хотя мысли обыч­но возникают до их языкового выражения, свою четкость они об­ретают именно благодаря языку. Даже в случае внутренней речи, когда человеку не нужны все слова для выражения мысли, он вы­нужден тем не менее, использовать некоторые из них. Происходит и модуляция мышц гортани.

Язык — не только способ выражения мысли. Кроме репре­зентативной, когнитивной (познавательной) и регулятивной функ­ций он выполняет еще и коммуникативную — служит средством передачи социальной информации в пространстве. Происходит так­же трансляция знаний во времени — от поколения к поколению. При этом знания объективируются в книгах, фильмах, опредмечива­ются в орудиях труда, в средствах духовной и материальной культу­ры (социальная память общества). Язык представляет собой свое­образную и чрезвычайно сложную знаковую систему. Язык мог возникнуть только в обществе, т. е. он социально обусловлен. Язык как средство общения играет важнейшую роль в общественно-тру­довой деятельности людей.

Вне общества сознание сформироваться не может. Сознание — продукт общества, результат социальной, материально-производствен­ной, познавательной деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. «Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди…» (Ф. Энгельс). Речь, мышление, сознание недоступны чело­веку, выросшему вне социальной среды, вне общества людей.

Таким образом, общая характеристика сознания включает сле­дующие принципиальные моменты:

■ сознание — продукт общественно-исторического развития человечества;

■ сознание — функциональное свойство мозга, идеальное отра­жение действительности, регулятор деятельности человека.

■ сознание — сложный информационно-регулятивный процесс.

Разница между функциями и характеристиками

7 июля 2016 г.

от Hasa

Чтение через 3 минуты

Главное отличие — особенности и характеристики

Характеристики и характеристики — это два часто используемых существительных в английском языке. Эти два слова иногда даже используются вместе как «особенности и характеристики» для обозначения атрибутов или качеств чего-либо. Значения этих двух существительных во многом совпадают. Тем не менее, есть также тонкая разница между функциями и характеристиками. Особенности относятся к важному качеству или способности чего-либо, тогда как характеристики относятся к уникальным качествам, которые делают что-то или кого-то отличным от других. Это основное отличие между функциями и характеристиками.

Что такое признаки

Характеристика относится к интересной или важной части, качеству, способности и т. д. чего-либо. Например, когда мы говорим о различных аспектах продукта, мы склонны использовать слово «функции».

Меня попросили объяснить особенности и характеристики нового iPhone.

Мы объединим лучшие характеристики обоих продуктов и создадим совершенно новый продукт.

Эта новая модель включает в себя несколько новых функций безопасности.

Когда мы используем слово особенность для описания людей, оно относится к внешности человека. Черты лица, форма, размер и цвет, их телосложение и т. д. являются чертами человека.

Ее топазовые глаза были ее лучшими чертами.

У него были тёмно-чёрные волосы и сильные черты лица.

Эти два вида не имеют общих физических характеристик.

Она изучила возможности нового телефона.

Что такое характеристики

Характеристики относятся к атрибуту или качеству, обычно принадлежащему лицу, месту или предмету и служащему для их идентификации. Именно эти качества отличают их от других.

Когда слово характеристики используется для описания человека, оно относится к уникальным качествам человека, которые не видны физически. Манеры человека, черты личности, таланты, интеллект, другие уникальные качества являются примерами характеристик.

Характеристика (единственное число) также может использоваться как прилагательное для обозначения чего-то типичного для конкретного человека, места или предмета.

Относительно небольшой размер — отличительная черта их расы.

Он назвал пять характеристик невербального общения.

Не могли бы вы объяснить характеристики рыночной экономики?

Разница между чертами и характеристиками

Значение

Признаки относятся к интересной или важной части, качеству, способности и т. д. чего-либо.

Характеристики относятся к уникальным качествам, которые отличают кого-то или что-то от других.

Люди

комментарий относятся к внешности человека.

Характеристики относятся к качествам или атрибутам человека.

Грамматическая категория

Признак — существительное.

Характеристика — это существительное и прилагательное.

Изображение предоставлено:

«Национальные характеристики LCCN2003668091» Британской коллекции карикатур — Библиотека Конгресса. Каталог:, (общественное достояние) через Commons Wikimedia

«Телефон» (общественное достояние) через Pixbay

Об авторе: Хаса

Хаса имеет степень бакалавра в области английского, французского языков и переводоведения. В настоящее время она учится на степень магистра английского языка. В сферу ее интересов входят литература, язык, лингвистика, а также еда.

Просмотреть все сообщения

Вам также могут понравиться эти

Характеристики человека

  • $40. 00 Мягкая обложка
  • Твердая обложка
  • электронная книга

382 стр., 6 x 9 дюймов,

  • Мягкая обложка
  • 9780262535618
  • Опубликовано: 23 октября 2018 г.
  • Издатель: The MIT Press

40,00 $

  • Твердый переплет
  • 9780262038195
  • Опубликовано: 30 октября 2018 г.
  • Издатель: The MIT Press

$80,00

  • электронная книга
  • 9780262347372
  • Опубликовано: 28 сентября 2018 г.
  • Издатель: The MIT Press

$39,99

  • Penguin Random House
  • Амазонка
  • Барнс и Ноубл
  • Книжный магазин.org
  • Индивидуальный
  • Индиго
  • Книг на миллион

Другие розничные продавцы:

  • Amazon.co.uk
  • Блэкуэллс
  • Книжный магазин.org
  • Фойлз
  • Улей
  • Водные камни
  • Случайный дом пингвинов
  • Амазонка
  • Барнс и Ноубл
  • Книжный магазин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *