Основной метод бихевиоризма: 3. Основной метод бихевиоризма

Содержание

3. Основной метод бихевиоризма

Основной метод бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники бихевиоризма провели на животных, перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, в бихевиоризме игнорируются.

Как и у любого направления в бихевиоризме были свои плюсы и минусы, которые можно отразить в таблице:

Достоинства бихевиоризма

Недостатки бихевиоризма

Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения психологии и ввел в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований и, тем самым, противопоставив сознанию

Однако при этом потребность в расширении предмета психологических исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность; сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов

Исторической заслугой Дж. Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии

Однако при этом понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы

Важнейшей для психологии как практической науки является выдвинутая Дж. Уотсоном задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами

Но из-за механической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо

Бихевиоризм укрепляет метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях и, более того, вводит практику проведения опытов на животных, что, безусловно, позволяет решить многие практические задачи психологии

Однако результаты, полученные опытным путем на животных, переносятся без каких-либо ограничений на человека, при этом не учитывается качественная разница в поведении человека и животных

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков

Но были проигнорированы важнейшие компоненты действия — мотивация и психический образ действия

Достижением бихевиоризма стала разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получении разного рода подкрепления, обусловливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики активно разрабатывались Б. Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществлять процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение.

Однако эти методики строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык интериоризации деятельности — ее свертывание во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключается один из его важнейших компонентов — осознанность и интериоризация действия[9]

Более кратко это выглядит так:

 заслуги бихевиоризма следующие:

1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;

2) он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов;

3) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение

животных, младенцев и т. д.;

4) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и др.[11]

 недостатки бихевиоризма:

  1. Недоучет сложности психической деятельности

  2. Игнорирование процессов сознания

  3. Перенос результатов исследования животных на человека

  4. Негуманные эксперименты

  5. Игнорирование высших форм научения (творчество, самоопределение личности)[10]

Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма. Главный представитель этого направления — К.Л.Халл, проводивший много исследований для уточнения схемы стимул — реакция. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма.

Это привело к преобразованию его в необихевиоризм. Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. На основе его теории оперантного обусловливания возникли специальные психотерапевтические техники, основанные преимущественно на внутренних психологических процессах (Х.Ю.Айзенк, Вольпе). В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения. Также идеи
бихевиоризма
оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения[12]

Используемые источники

  1. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педа­гогических заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвещение — Владос, 1994.

  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений — М.: Ака­демия, 1998.

  3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. – М., 1996.

  4. http://www.openreality.ru

  5. http://www.grandars.ru

  6. http://www.bibliofond.ru

  7. http://azps.ru

  8. http://fictionbook.ru

  9. http://www.vashpsixolog.ru

  10. http://student.zoomru.ru

  11. http://5ballov.qip.ru

  12. http://www.syntone.ru

Методы бихевиоризма. История современной психологии

Методы бихевиоризма

Мы уже могли видеть, что в период первоначального развития научной психологии она стремилась связать себя с более старой, респектабельной, сформировавшейся естественной наукой — физикой.

Психология постоянно стремилась перенять методы естественных наук и приспособить их для собственных нужд. Эта тенденция наиболее отчетливо просматривается в бихевиористском учении о мышлении.

Уотсон боролся за то, чтобы психолог всегда ограничивался исключительно данными естественных наук, то есть тем, что является наблюдаемой величиной — иными словами, поведением. Следовательно, в бихевиористских лабораториях допускались лишь строго объективные методы исследований. Методы Уотсона включали следующее: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов.

Метод наблюдения является необходимой основой для всех остальных методов. Методы объективного тестирования использовались уже ранее, но Уотсон предложил при тестировании оценивать нс психические качества человека, а его поведение. Для Уотсона результаты теста не являлись показателем ума или личных качеств; они демонстрировали реакцию испытуемого на определенные раздражители или стимулирующие ситуации, созданные при проведении теста, — и ничего другое.

Метод дословной записи является более противоречивым. Поскольку Уотсон столь решительно был настроен против интроспекции, то использование в его лаборатории метода дословной записи казалось весьма спорным. Некоторые психологи считали это компромиссом, с помощью которого Уотсон позволял интроспекции пролезть через черный ход после того, как ее выкинули в парадного крыльца. Почему же Уотсон допускал дословную запись? Несмотря па его враждебность по отношению к интроспекции, он не мог полностью игнорировать работы психофизиков, которые широко применяли интроспекцию. Следовательно, он предположил, что, поскольку речевые реакции являются объективно наблюдаемыми явлениями, они представляют для бихевиоризма такой же интерес, как и любые другие моторные реакции. Уотсоп говорил: «Говорить — значит делать; значит, это поведение. Говорить открыто или про себя (мыслить) является столь же объективным видом поведения, как и игра в бейсбол» (Watson. 1930. P. 6).

Метод дословной записи в бихевиоризме явился уступкой, которая широко обсуждалась критиками Уотсона. Они настаивали на том, что Уотсон предложил просто семантическую замену. Он допускал, что дословная запись может быть неточной и не является удовлетворительной заменой более объективных методов наблюдения, а потому ограничил использование метода дословной записи только теми ситуациями, в которых они могли бы быть подтверждены, — какими, например, являются наблюдения и описание различий между тонами (Watson. 1914). Дословные записи, не подлежащие верификации, — включающие, к примеру, лишенные образов мысли или рассказы об ощущениях, попросту исключались.

Наиболее важным методом исследования в бихевиоризме явился метод условных рефлексов, который был разработан в 1915 году, через два года после того, как Уотсоп формально провозгласил бихевиоризм. Поначалу методы условных рефлексов применялись в ограниченном диапазоне, и именно Уотсону принадлежит заслуга их широкого внедрения в психологические исследования американцев. Уотсон говорил психологу Эрнесту Хильгарду, что его интерес к условным рефлексам возрос при изучении работ Бехтерева, хотя позднее он воздавал должное и Павлову (Hilgard. 1994).

Уотсон описывал условные рефлексы в терминах, связанных с раздражителями. Условный рефлекс вырабатывается тогда, когда реакция связывается или ассоциируется с раздражителем, отличным от того, который первоначально вызывал эту реакцию. (Типичным условным рефлексом является слюноотделение у собак в ответ на звук, а не на вид пищи.) Уотсон выбрал этот подход, потому что он обеспечивал объективные методы исследования и анализа поведения — а именно сведение поведения к единичным парам «стимул — реакция» (S — R). Поскольку все поведение можно свести к этим элементарным составляющим, метод условных рефлексов делал возможным проведение исследований сложного человеческого поведения в лабораторных условиях.

Таким образом, Уотсон продолжил атомистическую и механистическую традицию, основанную еще британскими эмпириками и принятую на вооружение структуральными психологами. Он собирался изучать человеческое поведение точно так же, как физики изучают Вселенную, — путем разбиения его 414 отдельные компоненты, атомы или элементы.

Исключительная приверженность к использованию объективных методов и устранение интроспекции означали изменение роли испытуемых людей. Для Вундта и Титченера испытуемые были одновременно и наблюдателями, и наблюдаемыми. Это означает, что люди сами проводили наблюдения за переживаниями своего сознания. Таким образом, их роль была намного важнее, чем роль самого экспериментатора.

В бихевиоризме испытуемым отводится гораздо более скромная роль. Они больше ничего не наблюдают, напротив, за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента при этом стали называться испытуемыми, или субъектами, а не наблюдателями (DanzJgcr. 1988; Scheibe. 1988). Истинными наблюдателями теперь стали экспериментаторы, психологи — исследователи, которые определяли условия эксперимента и наблюдали за тем, как субъекты на них реагируют. Таким образом, испытуемые люди были понижены в статусе. Они больше не наблюдали, они только демонстрировали свое поведение. А поведение присуще любому — взрослому, ребенку, психически больному человеку, голубю, белой крысе. Этот подход усилил взгляд на людей как на простые механизмы: «на вход подается раздражение, на выходе наблюдается реакция» (Burt. 1962. P. 232).

Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона Б. Уотсона

Первоисточники по истории бихевиоризма: из книги «Психология глазами бихевиориста» Джона Б. Уотсона Нет лучшей исходной точки для обсуждения бихевиоризма Уотсона, чем самая первая работа, которая послужила началом всему движению «Психология глазами бихевиориста»

Предмет изучения бихевиоризма

Предмет изучения бихевиоризма Первичным предметом изучения и исходными данными для бихевиоризма Уотсона являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Психология, как наука о поведении, должна иметь дело только с теми актами, которые можно

Популярность и привлекательность бихевиоризма

Популярность и привлекательность бихевиоризма Почему же смелые выступления Уотсона завоевали такое огромное число приверженцев его идей? Разумеется, подавляющему большинству было совершенно безразлично, что одни психологи выступали за существование сознания, а

Критика бихевиоризма Уотсона

Критика бихевиоризма Уотсона Любая программа, предлагающая кардинальный пересмотр и полную замену существующего порядка, — то есть фактически призывающая к тому, чтобы отбросить все ранее существующие теории, — по сути своей обречена на критику. Как известно, в то

Судьба бихевиоризма

Судьба бихевиоризма Несмотря на то, что когнитивная альтернатива бихевиоризма, возникшая изнутри, преуспела в модифицировании всего бихевиористского движения, унаследованного от Джона Б. Уотсона и Скиннера, важно не забывать, что Альберт Бандура, Джулиан Роттер и

Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма

Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо

Методы

Методы В науке, видимо из-за единства лингвистического происхождения этих слов, произошло странное смешение понятий методологии и методов. Фактически же методология представляет собой способ мышления ученого, а метод – это механизм исследовательской практики. Разница

64 ЭВОЛЮЦИЯ БИХЕВИОРИЗМА

64 ЭВОЛЮЦИЯ БИХЕВИОРИЗМА Изначально бихевиоризм занимался изучением непосредственных связей между стимулом и реакцией, которая необходима индивиду для более быстрой адаптации к окружающему миру. Бихевиоризм возник на основе двух направлений: позитивизма и

МЕТОДЫ ПЕРЕХОДА

МЕТОДЫ ПЕРЕХОДА В этом разделе описаны пять систематических методов перехода. Это не означает, что ими исчерпываются все возможности. Кроме того, различные методы перехода могут пересекаться и дублировать друг друга. Это не имеет значения, поскольку единственная его

Методы

Методы Анализ мозговой основы психической деятельности располагает, как известно, двумя основными методами. Первым из лих является сравнительно-эволюционный метод, вторым — метод анализа особенностей изменения психической деятельности при локальных мозговых

Методы

Методы Методы – это способы, приемы выполнения работы с информацией. В рамках той или иной техники брейнбилдеры используют различные методы чтения, освоения информации и самостимулирования.С точки зрения организации и осуществления чтения можно выделить два метода:

Поведенческий подход к психологии: обзор бихевиоризма

Существует довольно много разных подходов к психологии, к тому, как работает и развивается разум, что влияет на поведение человека, а также различные факторы, влияющие на мысли и эмоции. Существует пять основных точек зрения, и поведенческий подход — одна из них.

Хотите узнать больше о поведенческом подходе?

Онлайн-чат с сертифицированным экспертом по психологии

Пять подходов к психологии человека

Существует множество областей психологии, от основ до идей, связанных с поведением и развитием различных состояний. Ниже перечислены пять основных подходов к психологии:

Биологический подход

Это подход к психологии, который фокусируется на биологических факторах тела человека и на том, как они влияют на разум, мысли человека и индивидуальные эмоции. В первую очередь это относится к изучению генетики человека, уровня гормонов и нервной системы, чтобы сделать вывод, что его физическое строение, желания и потребности являются прямой связью между телом и разумом. Те, кто поддерживает эту идею, считают, что различные факторы конкретного тела и общего состояния здоровья человека являются первопричиной его психики и психологического состояния и что эти физические компоненты влияют на каждое решение, которое может принять человек. Этот подход наиболее важен, когда речь идет об изучении лекарств и генетики, а также о том, как и то, и другое может физически влиять на структуру психического и физического строения человека.

Психодинамический подход

Это фрейдистская концепция, полагающая, что все импульсы человека проистекают из полового влечения. Психодинамический подход настаивает на том, что все импульсы, побуждения и бессознательные факторы человека связаны с его переживаниями в детстве и что эти факторы являются корнями поведения человека в более позднем возрасте. Этот подход предполагает, что все поведение определяется бессознательным, и многие люди слышали о концепциях поведения и импульсов, на которые влияют Ид, Эго и Супер-Эго.

Поведенческий подход

Это подход к психологии, который фокусируется на том, как окружающая среда и внешние раздражители влияют на психическое состояние и развитие человека, и как эти факторы специально «обучают» человека тому поведению, которое он будет демонстрировать позже. Некоторые сторонники этого подхода не верят, что концепция свободы воли существует и что любое поведение просто изучается, основываясь на личном опыте каждого человека, путем проб и ошибок, получая наказания и последствия за определенные мысли и действия, а также подкрепление и положительные преимущества от другие.

Гуманистический подход

Гуманистический подход в психологии настаивает на том, что у каждого человека есть свобода воли, что он по своей природе «хороший», и что мы естественно мотивированы желанием улучшить себя. Это также поддерживает идею, которая нужна всем нам, чтобы сделать себя и мир вокруг нас значительно лучше. Этот подход подчеркивает уникальность каждого человека и очень специфические желания и потребности, когда речь идет о том, чего каждый из нас желает в отношении чувства удовлетворения, что дает нам чувство удовлетворения в нашей жизни и психологического роста каждого человека. Субъективный опыт (который относится только к индивидууму, а не к массам) подчеркивается из-за его важности в роли психологии, а не объективной реальности. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на каких-либо научных факторах, касающихся поведения и психических состояний, гуманистический подход поддерживает использование качественной информации, полученной в ходе личных бесед и опросов, а также самодокументирования от человека для лучшего понимания особое мышление и взгляд на себя, свой опыт и мир вокруг них.

Гуманистический подход также отвергает исследования и эксперименты с участием любых других животных (например, лабораторных крыс или других животных, используемых для определенных поведенческих исследований), потому что те, кто поддерживает этот подход, считают, что люди находятся на гораздо более значимом уровне познания и что человеческие способности рассуждать, думать и общаться не похожи на способности любых других живых существ в животном мире.

Когнитивный подход

Когнитивный подход к психологии рассматривает разум как «процессор информации», и поэтому поведение и точки зрения человека основаны на уже имеющихся у него знаниях, а также на их прошлом опыте. Этот подход отказывается от идей психоаналитического мышления и обусловленного поведения и фокусируется на свободе воли с решениями, определяемыми памятью и их способностью обрабатывать эту информацию для формирования выбора, который они сделают сейчас и сделают позже. Акцент делается больше на методах обработки информации и способностях человека, а также на отношениях, которые развиваются между человеком и определенными стимулами, а не только на причине и следствии.

Поведенческий подход к психологии Основные идеи

В рамках поведенческого подхода психология анализируется и изучается с использованием исключительно объективных и научных методов наблюдения и оценки человеческого разума. В то время как некоторые подходы к психологии включают учет собственных субъективных и уникальных взглядов человека на свой разум, свои чувства и эмоции и свой опыт, бихевиоризм игнорирует эти данные и строго сосредотачивается на данных, полученных посредством «тщательного и контролируемого наблюдения и измерения поведения, «основными целями которого являются контроль и предсказание поведения.

Бихевиоризм отвергает внутренние понятия, такие как мысли и эмоции, и, как следует из названия, сосредотачивается исключительно на наблюдаемом поведении. Те, кто поддерживает этот подход, не отрицают существования человека, использующего свой разум и чувствующего или обрабатывающего окружающие его стимулы, но считают, что это не имеет отношения к их основным интересам в изучении психологии, поскольку эти внутренние факторы нельзя наблюдать внешне, кроме как полагаться на них. интерпретация и выражение человеком этих факторов. При попытке сохранить свою область как можно более объективной и научной, это не позволяет допускать данные, которые могут быть искажены мнениями или уникальными точками зрения человека относительно того, что он может чувствовать или делать и почему. Этот подход решительно поддерживает идеи редукционизма (сведение всего человеческого поведения к более мелким компонентам для его упрощения и облегчения понимания) и номотетического подхода (установление обобщений, применимых ко всем людям) и в психологии.

В отличие от тех, кто предпочитает гуманистический подход к психологии, те, кто верит в бихевиоризм, решительно поддерживают контролируемые эксперименты с использованием других живых организмов, таких как голуби и лабораторные крысы, при изучении причин и следствий в отношении поведения из-за того, насколько строго среда и условия можно регулировать и изучать. Бихевиористы часто не видят разницы между поведенческими паттернами, которые можно выучить или обусловить как у людей, так и у животных, поэтому эксперименты с субъектами, не являющимися людьми, являются отличной отправной точкой, когда дело доходит до проверки гипотез, связанных с поведением, в более контролируемой ситуации по сравнению с другими. работать строго с другими людьми, чьи эмоции и субъективные восприятия могут повлиять на окончательные результаты тестирования.

Наконец, корень бихевиористского подхода к психологии можно свести к убеждению, что любое поведение, независимо от его сложности, можно обусловить и предсказать на основе «ассоциации стимул-реакция». Это означает, что реакцию можно предсказать в ответ на конкретный стимул, а также определить потенциальный стимул на основе прогнозируемых и ожидаемых реакций, которые можно наблюдать у человека.

 

    Всего голосов:0Ваш голос добавлен.

    Типы бихевиоризма

    Хотя бихевиоризм сам по себе является подходом, он также имеет два конкретных подмножества: методологический бихевиоризм и радикальный бихевиоризм.

    Методологический бихевиоризм был впервые представлен Джоном Ватсоном и является основой бихевиористского подхода к психологии и состоит из убеждений, что люди ничем не отличаются от других живых существ и что объективный подход к изучению поведения а усвоенные условия и реакции — наиболее эффективный метод понимания общей психологии и поведенческих реакций. Методологический бихевиоризм также поддерживает веру в то, что живые существа рождаются с разумом как «чистым листом» и с этого момента начинают изучать свои реакции на окружающий их мир.

    Радикальный бихевиоризм согласуется с идеями, выраженными в методологическом бихевиоризме, но основывается на них, включая идеи о том, что все живые существа рождаются с врожденным поведением и чертами, а не являются «чистыми листами» при рождении, а также включает принятие ролей что биологические факторы и специфическая генетика также играют роль в поведении организма. Б. Ф. Скиннер, человек, ответственный за создание концепции радикального бихевиоризма, также согласился с Уотсоном в отношении наличия внутренних психологических процессов, таких как мысли и эмоции, и их роли в поведении (но не использовал их для полного объяснения реакций человека на стимулы). ) но сделал вывод, что они должны быть проанализированы и объяснены в отношении любого представленного поведения.

    Несмотря на очень незначительные различия между двумя школами мыслителей, связанных с поведением, обе точки зрения по-прежнему сходятся в идее, что целью самой психологии должна быть возможность предсказывать и контролировать поведение живого организма.

    Исследования бихевиоризма

    Эксперимент с собаками Павлова, в котором собакам давали слюну при прослушивании определенного звука в ожидании еды, является ярким примером исследования, связанного с бихевиоризмом. Однако есть и немало других, имеющих отношение к этому психологическому подходу.

    Собаки Павлова — Начнем с того, что это самое известное поведенческое исследование обусловливания в отношении бихевиоризма. В 1890-х годах физиолог по имени Иван Павлов изучал уровень слюноотделения своих собак в ответ на кормление. Он обнаружил, что вскоре у них начиналось слюноотделение при любых раздражителях, с которыми они начинали ассоциироваться, зная, что их скоро покормят, например, при приближении его помощника, а затем при звуке метронома. В конце концов он посвятил всю свою будущую работу изучению этой концепции и определил, что если условный раздражитель (то, на что они будут обучены реагировать) и безусловный раздражитель (то, что естественно происходит в организме) возникают в течение достаточно близкого времени. кадре, они будут связаны, и человек или животное будут вынуждены реагировать соответствующим образом.

    Эксперимент с куклой Бобо . Это было исследование обусловленности у маленьких детей, которое показало, что они имитируют социальное поведение (в частности, агрессию) и учатся ему, наблюдая за взрослыми в их присутствии, так называемое наблюдательное обучение. В целях эксперимента детей разделили на равные группы и показали куклу «Бобо», которую они должны были стать свидетелями физического и словесного насилия со стороны взрослого. После этого детям давали игрушки, которые вскоре отбирали, пытаясь спровоцировать агрессию, соответствующую их возрастному диапазону (3-6 лет). Увидев, как взрослые проявляют оскорбительное поведение по отношению к куклам Бобо, дети затем продемонстрировали такое же агрессивное поведение, когда им представили смесь обычных и «агрессивных» игрушек (таких как молотки и дротики), показывая, что с тех пор они научились, наблюдая за куклами Бобо. проявлять агрессивное поведение, когда его провоцируют.

    Ящик Скиннера — Ящик Скиннера был экспериментом, подтверждающим и поддерживающим идею оперантного обусловливания, которая показывает, что поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению, а поведение, которое наказывается, удерживает человека или организм от повторения их в будущем. . Эксперимент состоял в том, что лабораторную крысу поместили в коробку («ящик Скиннера»), и, будучи голодной, она научилась, что прикосновение к маленькому рычажку выдает шарик еды, поэтому она научилась повторять действие для получения положительного ответа (это называется положительным подкреплением). Что касается отрицательного подкрепления, крыс также помещали в коробку, которая время от времени вызывала у них небольшой шок, но с рычагом, который предотвращал возникновение шока. Они очень быстро научились нажимать на рычаг, чтобы остановить удар током. Подкрепление любой природы поощряет повторную реакцию на определенные стимулы или ситуации, тогда как наказание имеет целью ослабить импульс или действие или полностью предотвратить его позднее. Обычно так действует дисциплинарное взыскание в отношении детей. Если ребенок крадет игрушку или совершает какое-либо другое поведение, которое родитель или опекун сочтет неприемлемым, он будет наказан руганью, шлепаньем или каким-либо другим видом наказания. В большинстве случаев это негативное последствие их действий остается с ними достаточно долго, чтобы научиться не повторять поведение, из-за которого они изначально попали в беду.

    Эксперимент с Маленьким Альбертом . Хотя с этической точки зрения это весьма сомнительно, был проведен эксперимент, чтобы выяснить, применимы ли условия, доказанные в эксперименте Павлова с собакой, к людям. В этом эксперименте участвовал 9-месячный мальчик, которому были представлены различные предметы, включая обезьяну, кролика и белую крысу. Как и у большинства детей, у него не было отрицательной реакции на представленные ему предметы, но он вздрагивал и начинал плакать каждый раз, когда экспериментаторы ударяли молотком по стальному пруту позади него. В течение нескольких недель участники эксперимента начали бить молотком по стальному стержню каждый раз, когда маленький мальчик получал белую крысу, и, в конце концов, звук даже не понадобился, чтобы он впал в истерику, увидев белую крысу. потому что он научился связывать два.

    Это неприятное исследование показало связь между поведением и обусловленностью и развитием фобий. У него временно вызывалась такая же реакция даже на любые объекты или раздражители, которые отдаленно напоминали ему крысу, но со временем симптомы фобии исчезали, что называется «угасанием». Они повторили процесс обусловливания и показали, что он по-прежнему способен снова и снова иметь такую ​​сильную реакцию на белую крысу и все связанные с ней стимулы.

    Как поведенческие техники используются в лечебных учреждениях

    Идеи, поддерживаемые бихевиоризмом, могут также применяться в лечебных учреждениях в целях терапии и модификации поведения.

    Когнитивно-поведенческая терапия — отличный пример применения этих концепций в качестве формы лечения. КПТ сосредотачивается на когнитивных факторах и мыслях, стоящих за определенным поведением, и помогает человеку осознать их и их влияние в попытке изменить свои мыслительные процессы в ответ на определенные стимулы и ситуации, что позволяет им вносить изменения в свое поведение в процесс.

    Прикладной анализ поведения использует поведенческие методы с использованием положительного подкрепления, чтобы стимулировать замену поведения человека на более желательное. Он сосредоточен строго на аспекте модификации поведения, а не на каком-либо виде разговорной терапии, такой как когнитивно-поведенческая терапия, для понимания того, как и почему это связано с поведением человека.

    Теория социального научения — это концепция, демонстрируемая в таких случаях, как эксперимент с куклой Бобо: многие виды поведения изучаются путем наблюдения в социальных ситуациях, а затем имитируются. В условиях лечения это часто применяется к тем, кто борется с зависимостью, и в ситуациях социальной работы. Это часто включает в себя окружение тех, у кого есть стимулы и наблюдаемые негативные факторы в их жизни, положительными образцами для подражания и системами поддержки, чтобы поощрять более желательное поведение и привычки и снижать вероятность действий и реакций, от которых хочется избавиться.

    Экспозиционная терапия также использует поведенческие техники, заставляя людей с фобиями и сильными негативными реакциями на стимулы (например, тех, кто имеет дело с травмой и связанными с ней безопасное взаимодействие с этими триггерами и снижение их чувствительности к целевым раздражителям.

    Для получения дополнительной информации о бихевиоризме, поведенческих методах в отношении психологии или советов относительно использования поведенческих методов в рамках лечения BetterHelp предлагает множество статей и ресурсов, которые помогут вам в обучении по этим темам, а также онлайн-ресурсы по терапии, если вы чувствуете, что поведенческий подход к любой из ваших проблем с психическим здоровьем может быть правильным вариантом для вас.

    Что такое бихевиористская теория обучения?

    Майкл Федер

    8 июня 2022 г. • 10 минут

    Краткий обзор

    • Бихевиористская теория обучения делает акцент на том, как люди взаимодействуют с окружающей средой. Со временем эти взаимодействия (называемые «стимулами») формируют определенное поведение.
    • Джон Уотсон считается отцом поведенческой психологии, хотя он никогда не утверждал, что основал эту дисциплину.
    • Оперантное обусловливание основано на положительном и отрицательном подкреплении для увеличения или уменьшения определенного поведения субъекта.
    • Интересуетесь человеческим разумом? Узнайте больше о степенях психологии Университета Феникса!

    Как мы учимся?

    Этот вопрос задавали, на него отвечали и обсуждали тысячи лет. Теории о противопоставлении врожденного знания приобретенному опыту восходят ко временам Платона и греческих философов. Разве люди рождаются с чистого листа, на котором жизнь оставляет свой отпечаток? Или у нас есть определенное количество укоренившихся знаний, не зависящих от какого-либо жизненного опыта?

    Одна школа мысли, известная как бихевиоризм , поддерживает первую, подчеркивая жизненный опыт или воспитание , сторону этого спора. Наиболее радикально сторонники бихевиоризма утверждают, что любое поведение является результатом внешних стимулов, игнорируя любую врожденную «природу».

    Но прежде чем мы углубимся во все это…

    Что такое теория обучения?

    Теории обучения пытаются описать, как знания укореняются в памяти человека наблюдаемым образом, будь то решение сложной математической задачи или направление в продуктовый магазин.

    Однако последствия понимания того, как мы учимся, выходят далеко за рамки простой теории. Понимание того, что такое знания и откуда они берутся, имеет важные применения дома, на работе и в классе.

    В то время как в старых методах обучения упор делался на механическое запоминание, современные методы опираются на одну или несколько   теорий обучения.

    Несколько теорий обучения:

    • Когнитивная теория обучения
    • Теория обучения конструктивизму
    • Теория обучения гуманизму
    • Теория обучения коннективизму
    • И, конечно, бихевиористская теория обучения

    Теории обучения предоставляют учителям и учащимся установленную основу для преподавания и обучения   успешно .

    Что такое бихевиористская теория обучения?

    Короче говоря, бихевиоризм делает акцент на том, как люди взаимодействуют с окружающей средой. Со временем эти взаимодействия (называемые «стимулами») формируют определенное поведение. Процесс, посредством которого формируется такое поведение, известен как кондиционирование .

    В общем, бихевиористов интересует исключительно или в первую очередь понимание поведения как реакции на стимулы окружающей среды. Как правило, их не интересуют психологические явления, которые невозможно систематически наблюдать.

    Как мы увидим, некоторые бихевиористы придерживаются более радикального подхода, чем другие. Самые крайние представители этой группы, известные как радикальные бихевиористы , полностью игнорируют врожденные психологические феномены вне стимулов и реакций. Иными словами, для радикальных бихевиористов все, что составляет психологию, личность и знания человека, является результатом взаимодействия с окружающей средой с самого рождения.

    Однако бихевиоризм имеет очень сложную историю с несколькими конкурирующими школами мысли. Далее мы рассмотрим некоторые основополагающие концепции и то, как со временем развивалась бихевиористская теория обучения.

    Читать далее

    История бихевиористской теории обучения

    Бихевиористская теория обучения представляет собой кульминацию различных направлений современной психологии. Вот некоторые из людей и концепций, которые сформировали бихевиористскую теорию обучения, известную нам сегодня.

    Вильгельм Вундт и экспериментальная психология

    Любое обсуждение современной психологии было бы неполным без самого «отца экспериментальной психологии» Вильгельма Вундта. Родившийся в 1832 году в Германии, Вундт основал первую в мире психологическую лабораторию и проводил эксперименты, которые сильно повлияли на эту область.

    Экспериментальный подход Вундта был новаторским для XIX века: он предложил рассматривать психологию как естественную науку. Другими словами, человеческий разум можно изучать с помощью контролируемых экспериментов с воспроизводимыми результатами. В своем институте он делал упор на то, что можно было бы более объективно измерить, например, время реакции и продолжительность концентрации внимания.

    Эта работа отделила психологию от полностью «изнутри наружу» области, изучающей человеческий разум снаружи внутрь. Этот акцент можно увидеть во всех работах первых бихевиористов, которые последовали примеру Вундта в конце 19-го и начале 20-го веков.

    Иван Павлов и классическое обусловливание

    Одна из самых известных фигур в истории бихевиоризма, русский физиолог Иван Павлов написал ряд работ, имеющих решающее значение для бихевиористской теории обучения. Работая с собаками в своей лаборатории, Павлов заметил, что у его испытуемых-собак начиналось слюноотделение, когда в комнату входили определенные лаборанты. Обычно собак кормили именно эти лаборанты, но Павлов заметил, что у собак начиналось выделение слюны независимо от того, приходили ассистенты их кормить или нет.

    Заключение Павлова положило начало исследованию, которое определило его карьеру. Он предположил, что собаки связывали присутствие этих помощников с присутствием пищи, которая вызывала физиологическую реакцию (слюноотделение).

    Опыт дал Павлову идею, которая переросла в концепцию классической обусловленности . Он провел эксперимент, в котором соединил звон колокольчика с прибытием еды и измерил результирующую реакцию слюны у собак. Как и ожидалось, у собак началось слюноотделение, когда они увидели привезенную еду.

    Павлов несколько раз повторил эту комбинацию еды и звонка. Затем он снова позвонил в звонок, но не принес еды. Однако, даже не видя своей еды, у собак началось слюноотделение при звонке колокольчика. Эти собаки связывали звон колокольчика с прибытием еды и реагировали соответственно.

    Павлов формализовал свои выводы из этого и других экспериментов в то, что сейчас известно как классическое обусловливание. Согласно этой теории, нейтральный или не связанный с определенной реакцией стимул может быть связан с положительным стимулом, связанным с этой реакцией. В этом примере звон колокольчика (нейтральный стимул) стал ассоциироваться с положительным стимулом (поступление пищи), чтобы вызвать такое же поведение (слюноотделение).

    Хотя Павлов в основном проводил свои эксперименты на животных, вскоре психологи-экспериментаторы начали проверять его теории на людях.

    Джон Ватсон и методологический бихевиоризм

    Хотя Павлов и Вундт были первыми предшественниками, более поздние психологи формализовали свою работу в бихевиористской теории обучения, которую мы знаем сегодня.

    Пионером в этом отношении является американский психолог Джон Уотсон. Хотя на самом деле он никогда не утверждал, что он основатель   поведенческой психологии , его работа находится в центре дисциплины. В 1913 году он опубликовал основополагающую статью «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой проводилась связь между выводами классического обусловливания и человеческой психологией.

    Уотсон считал, что поведение и его происхождение можно изучать в экспериментальных условиях, и эта вера привела к одному из его самых печально известных тестов: эксперименту с Маленьким Альбертом.

    В своем исследовании Уотсон приучил маленького ребенка бояться маленькой крысы, синхронизируя появление крысы с громким шумом. Хотя по сегодняшним меркам это непростительно с этической точки зрения, эксперимент Уотсона показал, что многие открытия Павлова применимы и к человеческому поведению.

    Эта связь между внешними стимулами и выработанным поведением является основой, на которой будут строить будущие новаторы.

    Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм

    Многие широко распространенные сегодня концепции бихевиоризма, такие как положительное и отрицательное подкрепление и оперантное обусловливание, выросли из работы, выполненной нашим следующим бихевиористом: американским психологом Б. Ф. Скиннером.

    Знаковый эксперимент Скиннера заключался в помещении лабораторной крысы в ​​камеру оперантного кондиционирования, или «ящик Скиннера», снабженную рычагом или кнопкой. Затем животное могло нажать на рычаг или кнопку, чтобы получить пищу.

    Животное могло свободно нажимать на рычаг в любое время. Когда он это делал, его вознаграждали едой. В других версиях эксперимента животное получало небольшой удар током, если нажимало на рычаг вне условий, установленных экспериментатором (например, при включенном или выключенном свете).

    Две реакции (еда и шок) называются подкрепление и наказание соответственно. Это важные понятия в теории оперантного обусловливания Скиннера. Скиннер обнаружил, что животные с большей вероятностью нажимали на рычаг, когда получали вознаграждение, и с меньшей вероятностью, когда не получали.

    Он назвал это оперантным обусловливанием . Он определил резкий контраст между оперантным обусловливанием и классическим обусловливанием, разработанным Павловым. В классическом обусловливании поведение (слюноотделение) зависит от стимула, который ему предшествует (звон колокольчика). В оперантном обусловливании Скиннер предположил, что поведение субъекта зависит от стимула, который следует за поведением.

    Оперантное обусловливание

    При оперантном обусловливании оперант — любое поведение, которое субъект выполняет в своей среде. Субъект имеет контроль над этим поведением. Респонденты , с другой стороны, являются автоматическими рефлексами, такими как отпрыгивание от горячей плиты.

    Как указывалось ранее, концепции подкрепления и наказания занимают центральное место в скиннеровской теории оперантного обусловливания. Подкрепление — это любое событие, которое способствует предыдущему поведению. Наказание предназначено для того, чтобы воспрепятствовать предыдущему поведению.

    Возможно, вы слышали такие термины, как положительное подкрепление  и отрицательное подкрепление . Эти фразы широко используются и так же часто используются неправильно. Например, когда ученики хорошо ведут себя в классе, они могут получить приз или золотую звезду. Это имеет целью подкрепление их хорошего поведения и известно как положительное подкрепление.

    Отрицательное подкрепление, с другой стороны, не должно быть неприятным для ученика. Допустим, учитель убирает  подкрепление в ответ на хорошее поведение. Это может означать освобождение учащегося от обязанностей по уборке или разрешение пропустить задание. Этот тип подкрепления предназначен для повышения положительного поведения, забирая что-то вместо того, чтобы давать что-то ученику. Это субтрактивное подкрепление, поэтому оно называется негативным подкреплением.

    Из этого следует, что в оперантном обусловливании есть также положительных и отрицательных наказаний .

    Положительное наказание является аддитивным, поскольку оно наказывает за плохое поведение новым неприятным стимулом. Возьмем пример нашего класса. Это может включать в себя назначение дополнительной домашней работы плохо ведущему себя ученику. Негативное наказание, с другой стороны, является субтрактивным, как отнятие перемены у непослушного ученика.

    Скиннер предложил радикальный бихевиоризм , согласно которому все психологические процессы считались реакцией на внешние стимулы и подкрепление. Хотя многие современные бихевиористы не столь радикальны в своих взглядах, работа Скиннера вносит большой вклад в современную бихевиористскую теорию обучения.

    Читать далее

    Применение бихевиоризма в классе

    Хотя учителя часто знакомы с несколькими теориями обучения и могут использовать их комбинацию в классе, некоторые концепции могут уходить корнями в бихевиоризм, например:

    Отзывы учащихся

    Если учитель возвращает работы учащихся в течение недели после отправки, у учащихся больше шансов извлечь уроки из этого отзыва, чем если бы учитель ждал несколько недель. Это связано с тем, что быстрый поворот создает более тесную связь между поведением (написание статьи) и подкреплением (получение обратной связи).

    Системы поощрения

    Многие учителя внедряют системы поощрения учащихся для поощрения хорошего поведения. Например, когда учащиеся получают дополнительные баллы за дополнительные тесты, ведущие к большому тесту, они могут с большей вероятностью ускорить свое обучение с помощью тестов, а не зубрить в ночь перед экзаменом. Конечно, системы вознаграждения должны быть оценены и переоценены, чтобы убедиться, что они укрепляют правильное поведение и не открывают дверь для мошенничества или манипуляций.

    Начало урока

    Вместо того, чтобы сразу же приступать к уроку, многие учителя предпочитают начинать урок с обычных занятий. Это может быть так же просто, как оставить задачу на доске, чтобы учащиеся могли решить ее в начале урока. Такое поведение создает последовательность, которая может помочь учащимся сохранять концентрацию при погружении в учебную среду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *