Основные формы направленности личности – —

Понятие про направленность личности, ее основные формы — Мегаобучалка

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания, склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.

Направленность личности проявляется в формах: желаниях, стремлениях, влечениях, интересах, склонностях, мировоззрении, убеждениях, идеалах, установках, позиции, цели, способностях и др. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Желание — вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Следовательно, желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.

Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соответственно удовольствия или неудовольствия. Таким образом, объективно присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.



Влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно. В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.

В зависимости от содержания и объектов могут быть выделены интеллектуальные интересы, эстетические, политические и др. Интересы также бывают широкие и узкие. Широкими интересами отличаются талантливые и гениальные люди Мелкими называют интересы, если их носитель интересуется в основном удовлетворением естественных потребностей — в еде, питье, сне и других чувственных удовольствиях.

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность — проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей

Мировоззрение — осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя. Каждый человек имеет конкретное мировоззрение, которым он руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированное мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами. Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека становятся его мировоззрением. Убеждения и знания не одно и то же. Если человек знает, как надо поступать или вести себя, но так не поступает, то это знание есть не убеждение, а «мертвое» знание. Когда человек знает и поступает в соответствии с этим знанием, то это убеждение.

Идеал — это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении. Благодаря идеалам человек способен отражать окружающий мир и изменять его в соответствии с идеалами. Если идеал неверен (иллюзорный идеал), он приведет человека не к тому, на что тот надеялся.

Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.

Позиция — устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений.

Цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Цель может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставит перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют мыслительные процессы, информация о состоянии вопроса, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности.

megaobuchalka.ru

Понятие и основные формы направленности личности

Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности, т.е. направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.

Направленность личности – это интегральное обра­зование личности, под которым понимают систему побуждений, обеспечивающую активность и избирательность отношений к деятельности.

Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в ко­тором выражаются влечения, желания, стремления, потребности, мотивы, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение и идеалы личности.

Влечение –

наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Влечение – это состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Влечения могут быть естествен­ными и сформированными в социальных условиях.

В ряду инстинктивных, органических влечений установле­на следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности: 1) ориентировочные реакции, 2) сексуаль­ное влечение, 3) голод (пищевое влечение), 4) жажда, 5) влече­ние материнства.

Желание –

осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне конкретному, определенному и представляет собой определенный этап выз­ревания потребности, соотнесение ее с целью и планом дей­ствий.

Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.), 2) естественные, но не необходи­мые (например, сексуальные желания), 3) желания ни есте­ственные, ни необходимые.

Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаж­дой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны — они могут быть гипертрофирован­ными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения.

Желание связано состремлением — повы­шенным эмоциональным тяготением к объекту желания. Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

Потребность

– это испытываемая субъектом нужда в объектах, необходимых для его существования. Потребность является источником активности и развития личности.

Классификация потребностей:

биологические – лежащие в основе жизнедеятельности;

социальные – в общении, в труде, в признании, в принадлежности к определенной группе;

материальные – в одежде, жилище и т.д.;

духовные – в познании себя и окружающей среды, в эстетических наслаждениях и творчестве.

духов­ные, связанные с общественным существованием человека: потребнос­ти в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приоб­ретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.

Мотив

–это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели.

Мотивы – это мысли, стремления, чувства человека, которые связаны с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие его к той или иной деятельности.

Мотив – это сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности.

Понятие «мотив» необходимо отличать от понятия «мотивация». «Мотивация» — это более широкое понятие, чем мотив.

Мотивация

– это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?».

Мотивация поведения представляет собой совокупность стойких взаимодействующих мотивов.

Интерес

– это проявление познавательной потребности, избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоцио­нальной привлекательности.

Приобретая действенный характер, оказывая влияние на процесс и результат деятельности, интерес может стать склонностью к определенному виду занятий или быть ее показателем.

Необходимым признаком интереса является устойчи­вое положительное эмоциональное отношение личности к объекту, который становится интересным для личности прежде всего потому, что он тесно» связан с ее мыслями, чувствами, потребностями, ценностными ориентациями.

Интересы — это мотивы личности, выражающие ее специальную на­правленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным выдам деятельности.

Склонность возникает при включении в интерес волевого компонента.

Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности.

Намерение – это сознательное стремление или решение завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Таким образом, в намерении отражены цель и средства, с помощью которых человек собирается ее достичь.

Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убежде­ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.

student2.ru

Качества и формы направленности личности



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

 

Характеризуя направленность личности в целом, нужно обращать внимание на следующие ее общие качества (рис. 3.13).

 

Рис. 3.13. Качества направленности личности

 

Уровень – это общественная значимость направленности человека. Только общественно значимые цели, побуждающие его к деятельности, могут обеспечивать высокий уровень направленности его личности и тем положительно влиять на другие ее качества. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности.

Широта направленности не должна становиться дилетантством, разбросанностью, когда человек необоснованно начинает считать себя всезнайкой. Среди широкой направленности, большого круга интересов должен быть центральный, главный, интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью. Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.

Устойчивость направленности личности характеризуется ее протяженностью во времени. Это качество направленности личности в первую очередь связано с настойчивостью как проявлением воли.


Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

В основе направленности человека лежат его потребности. Биологические, отражающие нужду его организма в еде, воздухе, воде и тепле. Исторически сложившиеся в человеческом обществе материальные потребности: пища, одежда, жилье. И духовные: познавательные, моральные и эстетические, творческие.

Потребности тесно связаны с эмоциями; так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями. С них начинается иерархия форм направленности личности (рис. 3.14).

 

Рис. 3.14. Формынаправленности

 

Влечение – малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие четко понимаемой, осознанной цели.

Желание – более высокая форма направленности, при которой человек осознает то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления.

Интерес – еще более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию.Интерес в психологии понимается как состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Т.е. это внутреннее напряжение, движущий момент, желание, подвигающее нас к действию. Интересы тесно связаны с потребностями.Не было бы потребностей, мотивирующих поведение человека, не было бы интересов, направленных на поиск способов удовлетворения потребностей. Поскольку существуют материальные и духовные потребности, они вызывают соответственно материальные и духовные интересы человека. Г.И. Щукина дает следующее определение интереса: «Интерес – это направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями».

Материальные интересы направлены на поиск путей удовлетворения состояний недостаточности и избегания возможной угрозы неприятных переживаний. Материальные интересы являются мощным двигателем материального и технического прогресса, потому что они проявляются в стремлении к жилищным удобствам, к созданию бытовой, аудио-, видеотехники, машин и механизмов, облегчающих труд человека и повышающих безопасность жизни, обеспечивающих комфорт. Понятно, что не каждый человек, следуя своим материальным интересам, становится конструктором или строителем или портным, шьющим себе одежду. Многие для удовлетворения материальных потребностей просто зарабатывают деньги. Для некоторых зарабатывание денег становится материальным интересом, вытесняющим познавательный компонент деятельности.

Духовные интересы – это мотивы роста, они имеют отдаленные цели, связанные со стремлением обогатить и расширить жизненный опыт, актуализировать личностный потенциал – проявить свои способности, развить задатки, расширить кругозор, стать не только потребителем культуры человечества, но и носителем культуры цивилизации. Мотивация роста предполагает повышение психологического напряжения в стремлении к эмоционально насыщенным переживаниям, обусловленным осознанной значимостью выбранной цели. Духовные интересы расширяют горизонты развития личности через стремление познать себя и окружающий мир.

Интересы могут быть глубокими и широкими. В интересе к тому или иному объекту различают непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес, например, проявляется в поглощенности процессом получения знаний: обучаясь, ученик посещает уроки, факультативы, читает литературу, проводит исследования по интересующему предмету, готов отказаться от дружеской вечеринки ради того, чтобы прочитать добытую на одну ночь дефицитную книгу. А если делается все то же самое, только в рамках требований учебного процесса, ради получения аттестата, — в таком случае говорят об опосредованном интересе.

Склонность – стремление к определенной деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы.

Идеал – форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить.

Мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Мировоззрение каждого конкретного человека определяется в конечном счете его общественным бытием, поэтому оценивать его надо прежде всего в сопоставлении с господствующим мировоззрением. В противоположность активному существует пассивное мировоззрение, называемое миросозерцанием.

Сочетание мышления и воли в поступках человека приводит к переходу мировоззрения в убеждения как высшую форму направленности личности. Мировоззрение и убеждения личности определяют ее моральные качества.

Мораль – понятие, обобщающее отражения в общественном и индивидуальном сознании нравственных явлений. Моральные свойства личности, моральные убеждения, моральные чувства – отражение нравственных норм и вместе с тем регулятор нравственных поступков данной личности. Моральные качества весьма отчетливо проявляются, в совести личности. Совесть – нравственная самооценка человеком своих поступков. Спокойная совесть, угрызения совести – эти чувства возникают у человека при сравнении своих поступков с принятыми им нравственными принципами и нормами поведения. Бессовестный в точном смысле этого слова – человек, знающий нравственные нормы общества, в котором он живет, считающий их правильными, но только для других, а не для себя, и потому не испытывающий угрызений совести при самооценке своих поступков, противоречащих известным ему нравственным нормам. В отличие от бессовестного, безнравственный не считает эти нормы обязательными ни для себя, ни для других, хотя теоретически знает их.

Совесть тесно связана со стыдом. Стыд – это моральное чувство, переживаемое как унижение, тягостное беспокойство, неудовлетворенность собой, сожаление о совершенном поступке и осуждение его. Стыд может возникнуть и при воспоминании о содеянном, причем как «за себя», так и «за других». Чувство стыда наиболее отчетливо проявляется в застенчивости как черте личности, определяемой повышенной стыдливостью, а отсутствие его – в бесстыдности.

Моральный облик человека раскрывается в его поступках. Иногда одного поступка достаточно, чтобы увидеть моральный облик студента. Но, как правило, он раскрывается только в сопоставлении поступков, совершаемых в различных областях деятельности.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами;

– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях;

– пытаются навязать свою волю группе;

– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно.

Люди с направленностью на взаимные действия:

– избегают прямого решения проблемы;

– уступают давлению группы;

– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить;

– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач.

Люди с деловой направленностью:

– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;

– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;

– легко и доступно излагают свои мысли и соображения;

– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи;

– не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

 


megapredmet.ru

Основные формы направленности личности

1. Высший регулятор поведения —это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установка;

г) мотивация.

2. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) влиянием;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) потребностью.

3. К качествам мировоззрения не относятся:

а) содержательность и научность;

б) систематичность и целостность;

в) степень обобщенности и конкретности;

г) конкретность и дискретность.

4. Основоположником концепции отношений личности является:

а) Л.С. Выготский;

б) В.А. Ядов;

в) А.Н. Мясищев;

г) А.А. Бодалев.

5. Автором иерархической схемы диспозиционной регуляции социального поведения личности является:

а) А.Н. Леонтьев;

б) В.А. Ядов;

в) А.Н. Мясищев;

г) А. Г. Асмолов.

6. Положительные, безразличные и отрицательные отношения характеризуют:

а) модальности отношений;

б) степень интенсивности отношений;

в) качественные особенности отношений;

г) степень сознательности отношений.

7. Интенсивность и направленность являются:

а) содержательными характеристиками отношений;

б) формально-динамическими параметрами отношений;

в) этическими критериями отношений;

г) личностно-смысловым критерием отношений.

8. Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, причинами и мировоззрением предстает как:

а) убеждения;

б) установка;

в) мировоззрение;

г) аттитюд.

9. Основанием классификации интересов на материальные, духовные и общественные является:

а) содержание;

б) цель;

в) устойчивость;

г) уровень действенности.

10. Критерием классификации интересов на активные и пассивные выступает:

а) содержание;

б) цель;

в) устойчивость;

г) уровень действенности.

11. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка;

б) притязание;

в) мировоззрение;

г) личностный смысл.

12. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется:

а) установкой;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) направленностью.

13. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования,— это:

а) убеждение;

б) установка;

в) личностный смысл;

г) потребность.

14. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

15. Мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности, — это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) стремление.

16. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность, называется:

а) влечением;

б) установкой;

в) интересом;

г) стремлением.

17. Высшая форма направленности личности —это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) убеждение.

18. Понятие «установка» является синонимом понятия:

а) аттракция;

б) аттитюд;

в) атрибуция;

г) атония.

19. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;

г) не применяются в течение жизни.

20. Компонентами установки не является сфера:

а) когнитивная;

б) аффективная;

в) поведенческая;

г) волевая.

21. Стереотипы:

а) представляют собой результат общественного опыта;

б) не укрепляются при тесном общении с другой группой людей;

в) не являются предубеждениями;

г) сформировавшись, не применяются.

22. Преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но является условием осуществления интересующей деятельности, свидетельствует:

а) о широте интереса;

б) об устойчивости интереса;

в) о продолжительности интереса;

г) об объеме интереса.

23. Содержательностью и значимостью для личности определяется оценка:

а) интенсивности интереса;

б) широты (или узости) интереса;

в) устойчивости интереса;

г) силы интереса.

24. В длительности сохранения и интенсивности интереса выражается его:

а) сила;

б) широта;

в) устойчивость;

г) концентрация.

25. Стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека называется:

а) аттитюдом;

б) аттракцией;

в) аффиляцией;

г) аккомодацией.

26. Возникновение привлекательности при восприятии одним человеком другого как субъекта восприятия называется:

а) аттитюдом;

б) аттракцией;

в) аффиляцией; ,

г) ассимиляцией.

27. Склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом:

а) первичности;

б) ореола;

в) плацебо;

г) Пигмалиона.

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Формы направленности личности

Направленность личности — это достаточно обобщенная характеристика, указывающая на совокупность различных побуждений, вызывающих активность и определяющих ее направление. По этой причине неслучайно, что в содержание направленности включают широкий круг побуждений. К примеру, К.К. Платонов в свое время в качестве базовых форм направленности личности выделил мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения, убеждения. Рассмотрим некоторые из названных форм. Интересы личности связывают с познавательными потребностями.

Интерес —форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целœей деятельности и способствующая более полному познанию действительности.

Интересы — это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы бывают классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчи­вости. По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены. Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни — положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие — отрицательно, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей. Различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Первые вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта͵ вторые — имеют место только тогда, когда реальное значение объекте и значимость его для личности совпадают.

Различают широкие и узкие интересы. Разностороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всœему остальному. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов – содержательные интересы располагаются в двух (а иногда и в трех) не связанных друг с другом областях деятельности.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость инте­реса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и в связи с этим становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес — одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Другой формой направленности личности выступают убеждения.

Убеждение – система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Убеждения — это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувство­вано, пережито. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, — это знания об окружающем мире природы и общества, их определœенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.

Не следует забывать и еще об одной форме направленности — стремлениях.

Стремления — это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но бывают созданы как результат специально организованной деятельности личности. В случае если отчетливо осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать, то такие стремления принимают характер намерения.

Стремления могут приобретать различные психологические формы. Конкретной формой стремлений человека является, наряду с намерениями, мечта как созданный фантазией образ желаемого, побуждающий человека не только созерцать в законченной картинœе то, что еще предстоит совершить, создать и построить, но и поддерживающий, и усиливающий энергию человека. К стремлениям следует отнести и страсти — мотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человека всœе, что не связано со значимым объектом, и на протяжении длительного времени неизменно определяющие направление мыслей и поступков человека. Неудовлетворенная страсть вызывает бурные эмоции. Стремлениями являются и идеалы как потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец поведения.

Разумеется, намерения, мечты, страсти, идеалы и другие стремления личности характеризуются психологически и оцениваются практически в соответствии с их конкретным содержанием. Мечты, страсти, идеалы, намерения бывают высокими и низкими и исходя из этого играть различную роль в деятельности людей и жизни общества.

Уже из рассмотрения приведенных форм направленности можно увидеть, какую роль они играют в жизни человека. Можно согласиться со словами известного советского ученого Б. И. Додонова, который писал: ʼʼНаправленность человека — ведущий компонент структуры личности. Другие ее компоненты бывают правильно определœены и оценены лишь в связи с ее направленностьюʼʼ.

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *