Основные функции внимания в психологии: Функции внимания

Функции внимания

21.05.2011

К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность.

Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.

Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах его ждет успех.

Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой.

Внимание принимает участие в процессах памяти, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты звуки и др.).

Регулирующая роль внимания проявляется в мышлении: пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности.

Собственно, переключение внимания на что-то другое означает смену мыслительных занятий.

Невозможно недооценить роль внимания и в коммуникационных процессах речи. Так, при деловом общении каждый собеседник сосредоточен на звучании собственного голоса, смысле произносимого, своем невербальном поведении, реакции партнера. Стоит только упустить какой-то из этих моментов, и разговор становится менее эффективным.

Велика роль внимания в организации собственного поведения и взаимодействия с другими людьми. Внимание, проявленное к собеседнику, оценивается им по высшим баллам шкалы взаимоотношений между людьми. Д. Карнеги, известный в нашей стране как специалист в области коммуникационных технологий, в одной из своих книг рассказал, как он завоевал лавры лучшего собеседника на вечере, посвященном проблеме, в которой он ничего не понимал. Он просто внимательно слушал собеседников, не проронив за все это время ни одного слова.

Столь же эффективно, но в обратную (по знаку) сторону действуют факты недостаточного внимания к людям. Это особенно быстро проявляется, когда человек обладает индивидуальными недостатками свойств внимания (рассеянность, неустойчивость внимания и др.).

Таким образом, внимание столь глубоко внедрено в повседневную жизнь каждого человека, что с его качеством связывают не только успехи в работе и учебе, но и пригодность к той или иной профессии, умение бесконфликтно контактировать с людьми и т.д.

Ключевые слова: Внимание

Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Материалы по теме

Развитие концентрации внимания у младших школьников

Дубровина И.В., Младший школьник

Теории внимания как предвосхищения

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Характеристики внимания

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Внимание и особенности гиперактивного поведение младших школьников

Дубровина И.В., Младший школьник

Модель внимания как управляющей действиями системы

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Виды и свойства внимания

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Модели ограничения ресурсов внимания

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем. ..

Функции и виды внимания — Учебник по общей психологии Юнита (Психология)

2. Функции и виды  внимания

Внимание характеризует  согласованность различных  звеньев  функциональной структуры действия,  определяющую успешность его выполнения (например, скорость  и точность выполнения задачи).  Выделяются три функции внимания:

1. Первая функция  внимания – активизация нужных и  торможение ненужных  психологических и физиологических процессов.

2. Вторая функция внимания – способствование  организованному и целенаправленному отбору  поступающей  информации.

3. Третья  функция  внимания —  обеспечение  избирательной и длительной сосредоточенности психической активности  на одном и  том  же  объекте или виде деятельности.

В западной  психологии накоплен большой экспериментальный  материал, касающийся функций внимания. Причина, по которой человек направляет внимание избирательно на некоторые признаки, часто приписывается недостаточной пропускной способности канала или нашей неспособности обрабатывать все сенсорные признаки одновременно. Такое представление предполагает, что  где-то в переработке информации есть “узкое место”, частично обусловленное неврологическими возможностями.

Что  касается  количества  информации, на которое человек реагирует и которое запоминает, то здесь,  видимо,  есть дополнительное сенсорное  ограничение.

В рамках информационного подхода было предложено несколько  моделей, в которых  определены  функция и локализация  этого  “узкого  места”. В одной из этих моделей, связанной с именем  Бродбента, предполагается, что узкое место находится на этапе  перцептивного  анализа или непосредственно  перед  ним: некоторая “обойденная вниманием” часть информации просто не передается для дальнейшего перцептивного анализа. Согласно другой модели,  описанной в публикации Дойча, узкое  место находится на этапе выбора  ответственной реакции или  непосредственно перед  ним.  Согласно  этой модели,  перцептивному анализу подвергается вся информация, но  только на  часть ее вырабатывается  ответная реакция.

Исследования избирательного внимания и пропускной способности проводились на материале слуховых и зрительных  сигналов.

2.1. Слуховые  сигналы

Информационный подход к вниманию в значительной  степени  связан с исследованием слуха. Исследования Черри привели к  разработке  экспериментальной  процедуры, называемой затенение и ставшей затем  популярной  методикой  изучения слухового  внимания.  В этой  методике испытуемого  просят  повторить  устное сообщение точно так  же, как оно было предъявлено. Это нетрудно, если речь медленная, но если речь произносится быстро,  испытуемый не  сможет повторить всю поступившую информацию. Многим из нас  приходилось испытать это, хотя бы в  игре. В экспериментах  Черри, однако, была еще одна  особенность: предъявлялись два слуховых сообщения одновременно – одно из них должно  быть “оттенено”,  а другое проигнорировано.  Иногда эти  сообщения предъявлялись через  наушники, иногда – через акустические системы, находящиеся в разных  местах. Черри отмечает,  что испытуемые справляются успешно с самыми разными текстами, хотя они и признают это  очень трудным делом. Поскольку оба сообщения  читает один диктор, нет признаков, помогающих  различить голоса,  как в  обычной жизни при разговоре на вечеринке. И кроме того, когда оба сообщения записываются на  пленку, а затем воспроизводятся через наушники,  все бинауральные признаки направления также отсутствуют.

Черри обнаружил, что несмотря на способность испытуемых к затенению сообщений, они  довольно мало  что-либо из них запоминали. Возможно, основная часть обработки  информации происходила во временной памяти,  поэтому отсутствовали  постоянное хранение и понимание сообщения. Сообщение, которому не уделялось внимания, запоминалось намного хуже. Когда в  качестве сообщения предъявлялась речь,  испытуемые отмечали,  что распознают ее  как речь. Но когда в игнорируемом канале английский язык сменялся немецким, они этого не замечали. Способность фокусироваться на одном сообщении и  затормаживать обработку информации из другого сообщения является важным свойством  человека: оно позволяет нам обрабатывать ограниченное количество информации и  не  перегружать механизмы обработки.

Поскольку в экспериментах Черри многие главные признаки были устранены, испытуемый должен был ориентироваться  на какие-то другие признаки, которые, по-видимому, связаны с законами лингвистического построения языка. На  протяжении нашей жизни человек многое узнает о фонетике, сочетании букв, синтаксисе, строении фраз, звуковых паттернах, речевых клише и грамматике. Благодаря способности обращать внимание на  тончайшие признаки контекста и немедленно сверять их со знаниями о языке, человек может разбирать речь даже когда она  маскируется множеством звуковых шумов. Для аномальных сообщений – т.е. тех, которые не  согласуются с условностями и хитросплетениями лексико-грамматической структуры родного языка, — требуются мощные сигнальные характеристики, чтобы быть допущенными к верхнему этапу когнитивной системы; в то  же время, хорошо знакомые сообщения обрабатываются  легче. Большой теоретический интерес представляет судьба “забытых” сообщений.  Какая  часть, если таковая имеется, информации из каналов, не сопровождаемых вниманием, пропадает для человека?

Как минимум в одном эксперименте Морея, информация, поступавшая в “глухое” ухо, не была сохранена испытуемыми,  прислушивавшимися к противоположному  каналу, несмотря на то, что некоторые слова повторялись около 35 раз. Даже когда Морей  предупреждал  своих испытуемых, что их попросят повторить кое-что из  информации, поступающей по игнорируемому каналу, они очень мало что  могли воспроизвести.  Тогда Морей предпринял важный шаг: он сделал  так, что сообщению в игнорируемом канале предшествовало имя испытуемого. При таком условии это сообщение принималось  более  часто. Однако необходимость  уделять  внимание одному сообщению очень сильна,  и за исключением специальной информации, мало что  будет  принято помимо того, что поступает по основному каналу.

Давайте подумаем, каким когнитивным механизмом можно  объяснить эти результаты. Нет оснований полагать, что  на  сенсорном уровне уши получали неодинаковую стимуляцию. Как и нет никаких свидетельств, что одно из сообщений не  достигало слуховой зоны коры мозга. Следовательно, объяснение  селективного  внимания нужно искать в парадигме обработки информации, которая объясняет  нам,  как сообщения контролируются вниманием и как получается, что неконтролируемые  сообщения иногда обрабатываются.

2.2. Зрительные сигналы

Рассмотренные выше явления  большей частью имеют параллель в зрительном восприятии. Большинство людей могут (как и в случае слуховых стимулов) воспроизвести некоторую  часть информации из  неконтролируемого вниманием источника, даже когда они  сознательно пытаются  обращать  внимание только на одно  сообщение. Мы можем сосредоточить внимание на  одном источнике, но более или менее осознавать другие  события, происходящие в то же  самое время.

В сходном с вышеописанным эксперименте по зрительному вниманию, проведенному в рамках информационного подхода, Найссер продемонстрировал то, что он назвал  — избирательным  чтением, при котором испытуемый  читает строки одного цвета  из  текста, набранного разными  цветами. Если  испытуемый уделяет внимание  только  одному цвету и если  это внимание заранее исключает всякую обработку  информации, напечатанной  другим цветом,  тогда информация этого  другого цвета  не должна замечаться. По  большей части именно это и происходило. Даже  повторяющиеся  слова в игнорируемом зрительном  канале не опознавались, но материал, сильно воздействующий на сознание (например, имя испытуемого) и предъявляемый через игнорируемый канал, замечался часто.

Технически сложный  эксперимент по  избирательному зрительному вниманию провели Найссер и Беклен. Они использовали две видеозаписи двух различных  сюжетов. Первый сюжет включал игру  на фоне классной  доски, когда один игрок пытается  хлопнуть по руке противника. (Найссер и Беклер сами  играли в  этой шуточной сцене). Второй эпизод изображал  трех мужчин, перебрасывающихся баскетбольным мячом и передвигающихся по комнате. Эти два эпизода были наложены друг на друга, и испытуемых  просили проследить за  тем, что происходит только на одном  из них; испытуемые указывали, за  каким эпизодом они наблюдают путем нажатия кнопки в  момент, когда в наблюдаемом эпизоде происходит что-либо значительное. Испытуемые без труда отслеживали один из  эпизодов; они редко  отмечали необычные события из  другого эпизода. Им  было очень  трудно отслеживать  оба эпизода. Эти результаты можно  объяснить несколькими причинами. Во-первых, игнорируемый  эпизод должен  был значительную часть  времени наблюдаться периферическим зрением, что исключало восприятие некоторых из его  признаков, если учесть плохое качество периферического зрения.

2.3. Виды внимания

2.3.1. Социализация  внимания

Каждый человек рождается с ориентировочным рефлексом, выраженным тем или иным образом. Адекватное  развитие ориентировочного рефлекса служит базовой предпосылкой интеллектуального развития. Первичный вид  внимания, на основе которого ориентируется  младенец  в окружающем мире,  называется природным вниманием.

Природное внимание – вид внимания,  данный человеку с  самого  его рождения в  виде врожденной способности избирательно  реагировать на те или иные внешние  или внутренние  стимулы,  несущие  в  себе  элементы информационной новизны.

По мере социализации ребенок учится организовывать природное внимание. Он направляет его на определенные,  интересующие его объекты, что дает ему возможность осуществлять  действия по выбору и не  зависеть полностью от изменений окружающей среды. Его внимание  становится социально-обусловленным.

Социально обусловленное внимание – вид внимания,  который складывается на протяжении всей жизни в результате  обучения и воспитания, связан с  волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным  реагированием  на  объекты.

2.3.2. Опосредованность внимания

Процессы, схожие с  социализацией, происходят при преобразовании непосредственного внимания в опосредованное.

В первый период развития ребенка  у него преобладает непосредственное внимание. Непосредственное внимание —  вид  внимания, который не  управляется ничем, кроме того  объекта, на  который он направлен и  который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Непосредственное внимание вызывает любое необычное явление: громкий  шум, резкие изменения цветового  фона, сильные неожиданные запахи и т. п. 

По мере развития человека он начинает  управлять своим  вниманием, оно становится опосредованным. Опосредованное  внимание —  вид  внимания, который  регулируется с  помощью специальных  средств, например, жестов,  слов,  указательных знаков,  предметов.  Длительность и качество внимания  начинают зависеть не столько от стимула,  вызывающего внимание, сколько от воли и  сознательного усилия самого человека.

2.3.3. Произвольность внимания

Третья категория, по которой внимание разделяется на два  вида, – это произвольность. Это одно из наиболее важных качеств внимания, поэтому уделим ему особенное внимание. Выделяются два вида  внимания  — произвольное и непроизвольное. Помимо вышеперечисленных Н.Ф.Добрыниным также выделялся третий вид —  послепроизвольное внимание.

Таблица 1

Непроизвольное  внимание – вид  внимания, который  не связан  с  участием  воли.

Направленность психической деятельности на те или иные предметы или явления может возникать непреднамеренно, непроизвольно, вследствие самих особенностей воздействующих на  человека раздражителей (предметов и явлений  действительности). Так возникающее внимание соответственно и называется непреднамеренным, непроизвольным.

Источником  непроизвольного внимания являются  и  изменения, “колебания” окружающей  среды, появление  какого-нибудь, до этого отсутствовавшего раздражителя  или какая-либо перемена в действующих в данный момент раздражителях.

Простейшей и начальной формой  непроизвольного внимания является ориентировочный  рефлекс,  те ориентировочные движения, которые  вызываются изменением в среде и посредством которых воспринимающий аппарат  устанавливается  так, что достигается наилучшее при данных  условиях отражение раздражителя.

Непроизвольное внимание привлекается, однако, не всякими  изменениями  в  среде. Другие, действующие в данный момент раздражители, могут затормозить ориентировочный рефлекс. Для того  чтобы новый раздражитель  стал  объектом внимания, надо, чтобы он обладал некоторыми особенностями, которые облегчали  бы его выделение  из всего, что воздействует на  человека в данный момент.

К числу особенностей раздражителей, вызывающих внимание, прежде всего  относится сила раздражителя. Сильные раздражители: яркий свет и краски, громкие звуки, резкие запахи —  легко привлекают внимание, так как по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее возбуждение, вызываемое  им,  а следовательно, и условный рефлекс на него. А это,  в свою очередь, влечет  за собой усиление отрицательной индукции, вызванной данным возбуждением, т.е. усиление торможения в других участках  коры мозга. Большое значение имеет не только абсолютная,  но  и  относительная сила  раздражения, то есть соотношение  раздражения по силе с другими раздражителями, составляющими как бы фон, на котором он выступает. Даже сильный  раздражитель может не привлечь  внимания, если он  дан на фоне других сильных раздражителей. В  уличном шуме большого  города  отдельные,  даже  сильные, звуки не привлекают внимания, хотя они легко привлекут его, если будут  услышаны ночью в тишине. С другой стороны, самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даны на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шорох при  полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т. п.

Во всех этих случаях  определяющим  является  контраст между раздражителями. Он играет весьма важную роль в привлечении непроизвольного внимания. И это относится не только к силе раздражителей, но и к другим их особенностям. На всякое значительное различие – по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т.п. — человек обращает внимание. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук – среди  отрывистых, коротких звуков; цветной кружок – среди кругов, окрашенных  в иной цвет. Цифра привлекает  внимание среди букв; иностранное слово —  если оно находится в  русском тексте; треугольник  —  когда он нарисован  среди квадратов. Привлекают внимание, хотя обычно не надолго, многократно повторяющиеся изменения в раздражителях, систематически следующие друг за  другом: таково, например, периодическое усиление  или ослабление  звука,  света и т.п. Аналогично этому действует и  движение предметов.

Важный источник непроизвольного внимания – новизна предметов и явлений. Новое легко становится предметом внимания. Все шаблонное, стереотипное, не привлекает внимания. Новое служит объектом внимания, однако, в  меру того, насколько  оно может быть  понятно или  же побуждает осмысливать его. А для  этого оно  должно находить опору в прошлом опыте. Если этого нет, новое не привлекает надолго внимания.  Безусловный  ориентировочный рефлекс  гаснет  скоро. Для того чтобы внимание было длительным, необходимы условные  ориентировочные  реакции, целая цепь  их,  что возможно только тогда, когда  в новых предметах и явлениях, помимо нового, имеется  и  то, с чем уже образовались временные связи, т.е. то, что уже  связано с чем-то известным. Большое  значение  в связи с этим имеет наличие знаний, осведомленность человека в  той  области, к которой относится  воспринимаемый им объект, так  же как и привычка замечать те или  иные предметы и явления (на которые  неопытный  человек не обратит внимания).

Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием  самого человека. Одни и те  же предметы  или явления могут стать объектом внимания  или не привлечь его в  зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль  играют прежде всего  потребности  и интересы людей, их отношение к тому, что воздействует на них. Все,  что связано с  удовлетворением или неудовлетворением потребностей (как  органических, материальных,  так и духовных, культурных), все, что соответствует интересам, к  чему есть  определенное,  ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение, — все это легко становится объектом непроизвольного  внимания.

Значительную роль играет настроение человека, не в малой мере определяющее, что привлечет внимание из всего воздействующего в данный момент.

Существенное значение  имеет также утомление, или наоборот, бодрое состояние, в котором находится человек. Хорошо известно, что в состоянии сильной  усталости нередко  не замечается то, что легко привлекает  внимание в бодром состоянии.

От непроизвольного внимания отличается произвольное  внимание, представляющее  собой произвольно, преднамеренно вызываемую направленность психической деятельности на те или  иные объекты или явления (или их свойства, качества, состояния). Произвольное внимание – вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию.

Этот  более высокий вид внимания возник в процессе деятельности. В своей деятельности человек  добивается определенного результата, обычно получающего в дальнейшем общественную оценку и используемого другими людьми. В  тех случаях, когда произвольно  вызванное  внимание не  отвлекается ничем  посторонним, препятствующим выполнению деятельности, оно  удерживается  без особых  усилий. Во многих случаях, однако, такое беспрепятственное сохранение произвольного  внимания бывает, в силу действия посторонних раздражителей, невозможно и требует  иногда весьма значительных усилий и специальных мероприятий.

Отвлекающими внимание раздражителями (посторонние  звуки, отвлекающие нас зрительные раздражители), являются и некоторые состояния организма  (болезнь, усталость и др.), равно как и посторонние мысли, образы, чувства. Для преодоления этого  препятствия  необходимы специальные действия, направленные на то, чтобы удерживать внимание на том,  что требуется  задачей деятельности. Иногда возникает необходимость уничтожить или хотя  бы ослабить действие посторонних внешних раздражителей: убрать отвлекающие предметы, уменьшить  силу доносящихся звуков и т. д. Нередко заранее устраняется все, что  мешает работе, заблаговременно приводится в порядок  рабочее  место, готовится все, что нужно для работы, создаются необходимые  условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы  во время  работы и т. д. Большую  роль играет  создание привычных условий работы. Наличие  их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность  удерживать внимание на выполняемой деятельности и является одной из существенных предпосылок, содействующих вниманию.

Не  всегда, однако, наличие благоприятных внешних  условий обеспечивает внимание.

Важным  условием внимания является значение задачи выполняемой  деятельности, место, которое она занимает в жизни человека, понимание того, что влечет за собой ее выполнение и невыполнение, поэтому желательно обязательно осуществить ее. Чем  важнее эта задача, чем яснее понятно ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной  задачи.       

Велика роль интереса, и особенно значение устойчивых интересов личности. Вместе с тем связь с интересами при произвольном  внимании оказывается косвенной. Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но  то,  к чему они приведут в  дальнейшем, может, наоборот, представлять большой интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит  быть внимательным.

Таким образом, сознание необходимости выполнить данную деятельность,  понимание  ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с  интересами человека – все это способствует произвольному вниманию. Однако для  того  чтобы  все  это  вызвало внимание, нужны некоторые  специальные действия, обеспечивающие  его.

Существенную роль играет во многих случаях напоминание самому себе, что  надо быть внимательным, в особенности если оно делается  в  критические моменты деятельности, требующие усиленного  внимания. Такое напоминание  может  быть заранее  организовано тем, что  человек предусматривает, что должно служить сигналом для максимального напряжения внимания.

Значительную  поддержку оказывает постановка вопросов, ответ  на которые требует внимательного восприятия  того, что обуславливает успех действий. Такие вопросы  нужны при  проведении любых наблюдений, в особенности тогда,  когда приходится  знакомиться с большим количеством  объектов или с какими-либо сложными явлениями и процессами. Очень  важно сочетать  постановку таких  вопросов с осознанием того, что уже сделано  (написано какое-то слово, решен такой-то арифметический пример, проведена  такая-то линия и т.п.). Большую  помощь оказывает осознание того, что сейчас делается,  а также припоминание  требований, которым должно удовлетворять данное действие.

Все  указанные пути  содействия произвольному вниманию в той или  иной степени связаны со  словом, осуществляются в словесной форме, требуют участия второй сигнальной системы. Это – одна из характерных  особенностей произвольного внимания, как и всякой сознательной  и произвольной деятельности людей.

Рекомендуем посмотреть лекцию «Возникновение, расцвет и падение государства каракытаев».

Важную роль (в тех случаях, когда выполняется  интеллектуальная деятельность) играет сочетание ее с внешним, практическим действием.

Отсюда  вытекает важное положение: для удерживания внимания на чем-либо желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться, было сделано объектом практических действий,  которые  служили бы опорой интеллектуальной деятельности, требующей  внимания к данному предмету. Все сказанное об условиях произвольного внимания обнаруживает его зависимость от  организации деятельности. Добиться произвольного внимания к тому, на что оно должно быть направлено, —это  значит  организовать деятельность так, чтобы обеспечить наилучшее в данных  условиях отражение  объектов действий, соответствующее задаче.

Нередко такая организация деятельности требует от нас значительных усилий. Иногда же она осуществляется легко,  как нечто  привычное (как только мы оказываемся в условиях, в которых она уже не раз достигалась). Существенной для всех случаев произвольного внимания  остается, однако, намеренная организация деятельности. Именно  она и  характеризует собой произвольное внимание.

Знаменитое утверждение,  что гений – это 90% труда  и 10% способностей, основано именно на том, что любые  значительные произведения науки и искусства создаются  не только  и не столько на вдохновении, сколько  на  произвольно  удерживаемом внимании,  вопреки другим стимулам, непроизвольно отвлекающим от работы: развлечениям, досугу и т.п.

Оба  вида внимания – непроизвольное  и  произвольное —  не  могут  быть  строго разграничены между собой. Имеется  ряд промежуточных форм, когда намеренная  направленность на те  или иные объекты выражена в  слабой степени, хотя и не отсутствует вовсе. Происходят и переходы одного вида внимания в другой. Произвольное внимание нередко переходит в непроизвольное. Так  бывает тогда, когда при  выполнении какой-либо деятельности сначала, в  силу отсутствия интереса  к ней, требуется сознательная, намеренная направленность (во  многих случаях  даже волевое  усилие) на выполнение, однако затем, по мере того как возникает интерес к  тому, что делается, человек продолжает быть внимательным  к  работе уже без специального намерения и тем  более без всяких  усилий.

Бывают  и обратные переходы: непроизвольное внимание ослабляется или вовсе прекращается, между тем  как  выполнение  деятельности требует, чтобы человек продолжал быть внимательным. В этих случаях удерживание внимания  на том, что раньше привлекало его само по себе, осуществляется намеренно, произвольно.

Функция внимания | Actforlibraries.org

Внимание имеет четыре функции: разделенное внимание, бдительность и обнаружение сигналов, поиск и избирательное внимание. Будут рассмотрены избирательное внимание и бдительность, а также исследование того, как теория управляемого поиска поддерживается поиском и избирательным вниманием (Sternberg, 2003). Сравнение с исследованиями, проведенными Шуи-Ши и Джорджем Сперлингом, и использование в них управляемого поиска связывают вместе дополнительные функции в когнитивной обработке и обработке внимания.

Внимание определяется как средство, с помощью которого мы активно обрабатываем ограниченный объем информации из огромного количества информации, доступной через наши органы чувств, сохраненные воспоминания и другие наши когнитивные процессы (Sternberg, 2003). Этот процесс является частью нашей периферической нервной системы и нашей нервной системы. Эти системы представляют собой два основных отдела нервной системы, где мы получаем, обрабатываем и затем реагируем на информацию из окружающей среды (Штернберг, 2003).

Избирательное внимание, описанное Дунканом в «Когнитивной психологии», «что мы постоянно делаем выбор в отношении стимулов, на которые мы будем обращать внимание, и стимулов, которые мы будем игнорировать. Игнорируя или, по крайней мере, приуменьшая значение некоторых стимулов, мы тем самым выделяем особенно заметные стимулы. Концентрация внимания на конкретных информационных стимулах повышает нашу способность манипулировать этими стимулами для других когнитивных процессов, таких как вербальное понимание или решение проблем».

Примерами избирательного внимания в когнитивной психологии являются чтение книги или прослушивание лекции при игнорировании таких раздражителей, как радио или телевизор поблизости.

Бдительность, по определению Штернберга, относится к способности человека обращать внимание на поле стимуляции в течение длительного периода времени, в течение которого человек пытается обнаружить появление определенного интересующего целевого стимула. Дункан объясняет, что во многих случаях мы бдительно пытаемся определить, почувствовали мы сигнал или нет, конкретную интересующую цель. Дункан продолжает описывать, что благодаря бдительному вниманию к обнаружению сигналов мы готовимся к быстрым действиям, когда обнаруживаем целевые стимулы.

Примеры, приведенные Дунканом: нахождение на подводной лодке и наблюдение за необычными звуковыми сигналами сонара, нахождение на темной улице и попытка обнаружить нежелательные сигналы или звуки; или после землетрясения мы можем опасаться запаха дыма или газа (Sternberg, 2004).

Теория управляемого поиска, теория, разработанная Карлом Кейвом и Джереми Вулфом в книге «Когнитивная психология», предполагает, что все поиски, будь то поиск признаков или поиск сочетаний, включают два последовательных этапа.

Первая стадия известна как параллельная стадия, когда человек одновременно активирует мысленное представление обо всех потенциальных целях, основываясь на их владении каждой из характеристик цели (Sternberg 2003).

Второй этап теории управляемого поиска известен как последовательный этап, заключающийся в том, что люди последовательно оценивают каждый из активированных элементов в соответствии со степенью активации, а затем выбирают истинные цели из активированных элементов (Sternberg, 2003). ).

Из чтения «Есть ли при визуальном поиске выбор внимания на основе признаков?» Шуй-Ших и Джордж Сперлинг исследовали влияние пространственного положения и физических особенностей как детерминант выбора стимула и визуального поиска. Эксперименты, проведенные Ши и Сперкингом, исследовали возможность выбора предметов на основе физических характеристик, размера или цвета. Они обнаружили, что у внимания есть две возможные роли. Первая ролевая среда показала, что внимание действует после того, как были обнаружены нечетные предметы. Они также объясняют, что при обработке каждого отдельного элемента во время последующего процесса принятия решения об обнаружении; внимание выделяет больший вес или больше ресурсов обработки тем элементам, которые имеют значение функции «для посещения». Вторая роль обнаружила, что внимание действует до того, как будет обнаружен нечетный предмет. Во вторую роль входит то, что эффект внимания действует до того, как нечетный предмет будет обнаружен. Эффект внимания заключается в том, чтобы облегчить поиск тех нечетных элементов, которые имеют «значение функции, требующей внимания». В завершение они пришли к выводу, что внимание увеличивает (или умножает) присущую характеристикам силу, так что характеристика без присмотра имеет (меньшую силу), чем та же характеристика в нейронном состоянии с вниманием, и пришли к выводу, что с помощью сопровождаемой функции направляется локализация поисковых процессов до вероятной расположение цели.

Из теории управляемого поиска и ее применения в экспериментах, проведенных Шуи и Сперлингом, наиболее легко различимая взаимосвязь состоит в том, что происходит процесс управляемого поиска. Когда происходит поиск, сам поиск становится действительным для интеграции в одну из четырех основных функций внимания. Поиск, определенный Дунканом в «Когнитивной психологии», объясняет, что мы часто занимаемся активным поиском определенных стимулов. Приведены примеры: обнаружение дыма и поиск его источника или обнаружение отсутствия ключей и поиск их местоположения. Поиск показывает вес в своей применимости в процессе локализации стимулов (стимулов). Кроме того, избирательное внимание описано Дунканом в «Когнитивной психологии»: «мы постоянно делаем выбор в отношении стимулов, на которые мы будем обращать внимание, и стимулов, которые мы будем игнорировать. Как это применимо к примеру потери наших ключей или для обнаружения дыма, наш процесс принятия решений когнитивно работает, чтобы помочь нам достичь целевых стимулов.

Функции поиска и избирательного внимания показывают последовательный или параллельный процесс. Исследования Шуй-Ши и Джорджа Сперлинга по управляемому поиску включают функции как поиска, так и избирательного внимания, которые отображают целевой детектив, и свойства обработки, которые усиливают актуальность модели управляемого поиска. Эти две вспомогательные функции внимания помогают рационализировать динамические особенности нашей периферической нервной системы и дополняют нашу совместную работу нервной системы по поиску целевых раздражителей. Большинство исследований, посвященных этому типу обработки, проводится путем визуального объединения функции обработки и измерения результатов. В заключение, теория управляемого поиска состоит из обнаружения стимулов и последующей обработки для принятия решения, в то время как поиск и обработка избирательного внимания происходят в два отдельных этапа при достижении «требующих внимания» стимулов.

Ссылка:

Sternberg, R.J. (2003). Когнитивная психология (3-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта/Томсона.

Ши С., Сперлинг Г. (1996). Есть ли в визуальном поиске выбор внимания на основе признаков? Журнал экспериментальной психологии, Vol. 22, 3. Получено 19 октября 2005 г. с сайта Ebscohost.

Когнитивная функция: Внимание | СЧАСТЛИВЫЙ нейрон

Кто никогда не слышал и не говорил: «Так трудно сосредоточиться!» или «Вы не уделяете должного внимания!». Внимание представляет собой сложную когнитивную функцию, которая необходима для человеческого поведения. Внимание — это процесс выбора внешнего (звук, образ, запах…) или внутреннего (мысли) события, которое должно поддерживаться на определенном уровне осознания. Это не стабильный, а изменчивый навык. Он не поддерживается постоянно и часто бессознательно прекращается во время выполнения задачи.

Различные типы внимания

Фазовое оповещение

Выстрел или гром автоматически привлекут ваше внимание. Так называемое фазовое оповещение позволяет сохранять определенную степень бдительности. Ваша способность концентрироваться сильно зависит от изменений в окружающей среде или в вас самих (шум, стресс, беспокойство, усталость, разрушительные мысли и т. д.).

Внимание также может быть добровольным.

Если для прогулки по городу вы решили надеть обувь, которая причиняет боль, то вы сосредоточите все свое внимание на поиске удобного места, где можно сесть. Вот как вы найдете скамейку в парке. Переключение внимания может осуществляться добровольно (например, искать что-то или фокусироваться на чем-то) или автоматически (например, внезапный шум привлекает ваше внимание). На этом мы начинаем концентрировать свое внимание.

Избирательное или сфокусированное внимание

Во все времена до ваших сенсорных рецепторов доходит определенное количество информации из окружающей среды (звуки, запахи и т. д.). Невозможно детально обработать всю воспринимаемую информацию. Среди всей этой информации избирательное или сфокусированное внимание выбирает информацию, которая должна быть обработана в первую очередь, в зависимости от актуальности в текущей ситуации или потребностей в данном контексте. Избирательное внимание позволяет вам сосредоточиться на объекте, мысленно определяя и различая не относящуюся к делу информацию, без необходимости искать для этого фактическую изоляцию. Если вы собираетесь собирать грибы, вы сосредоточите свое внимание на земле и проигнорируете всю дополнительную информацию.

Совместное или разделенное внимание

Есть много рутинных ситуаций, требующих от вас одновременного выполнения двух задач, например, разговор по дороге домой. Разделение ваших ресурсов внимания является важным навыком, чтобы справиться с такими ситуациями. Однако, если 20-летнему человеку не составит труда учиться, когда фоном играет музыка, то 60-летнему будет довольно сложно.

Факторы, влияющие на наши навыки внимания

Старение часто ухудшает скорость обработки информации, что снижает способность к избирательному вниманию. Способность противостоять помехам также становится особенно ошибочной у пожилых людей, которые, следовательно, гораздо менее эффективны, когда нужно выполнять две задачи одновременно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *