Основные направления и психологические школы: Психологические школы и направления

1.4. Современные зарубежные психологические школы и направления

Гуманитарные науки / Психология / 1.4. Современные зарубежные психологические школы и направления

Анализировать современное состояние психологической мысли как отечественной, так и зарубежной, следует с небольшого экскурса в прошлое. В начале ХХ века в развитии психологии наметился кризис, вызванный рядом объективных причин. В этот период времени шло интенсивное развитие техники, экономики, которые требовали новых психологических знаний, появилась необходимость в создании новых объективных методов изучения психики. Результаты исследований в области невропатологии и психиатрии доказали необходимость изучения и анализа процессов бессознательного. Учение Ч. Дарвина доказало, что невозможно рассматривать психические явления отдельно от окружающей среды. Данная теория ускорила исследования психики ребенка и животных. Все эти факторы определили появление ряда новых психологических теорий.

Бихевиоризм

Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале ХХ века и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, которое является результатом ответа организма на воздействия внешней среды /6/.

Данное направление психологии объектом своего изучения признавало поведение человека. Д. Уотсон как основоположник бихевиоризма декларировал психологию как науку о поведении, в которой не уделялось места психологии сознания. Он был приверженцем объективных методов исследования. Цель бихевиористов можно определить следующим образом: психология должна стать наукой, способной управлять поведением человека и предсказывать его.

Согласно утверждению ученых, поведение человека есть реакция на внешние раздражители, в нем нет ничего прирожденного. Основными научными понятиями бихевиористов стали: стимул (раздражитель из внешней среды), реакция (ответ организма на раздражитель), связь между стимулом и реакцией. Поведение человека подчинялось схеме «стимул – реакция», благодаря которой ученые получили возможность использовать количественное описание психического явления, применять математические методы для обработки результатов.

Как отрицательный момент в данной научной теории можно отметить отрицание учеными значения врожденной обусловленности ряда психологических  явлений, а также отрицания влияния на поведение человека его установок, отношений, убеждений. Бихевиористы считали возможным «изготовление» человека с любыми особенностями поведения, что само по себе являлось антигуманным.

Кризис данного учения пришелся на 30-е годы ХХ века, когда и возникло новое течение необихевиоризм. Э. Толмен и К. Халл ввели в схему «стимул — реакция» промежуточное звено, в которое были включены познавательные и побудительные факторы. Однако даже введение данной переменной не способствовало объяснению психологических механизмов человеческого научения.

Психоанализ

Основоположником учения психоанализа является австрийский ученый З. Фрейд. Данная теория основана на том, что поведение человека определяется не только сознанием, но и бессознательным. Психоанализ более полно, нежели другие, возникшие одновременно с ним теории, объяснял сложность психической жизни человека.

Основными методами психоанализа стали: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и объяснение различных, ошибочных и случайных действий человека.

Психическая жизнь представлялась состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником мотивов человеческого поведения является бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сфера бессознательного недоступна сознанию из-за запретов морального характера, существующих в социуме. Поведение человека объяснялось через модель вытесненного влечения, суть которой сводилась к следующему: сознание налагает определенные запреты на бессознательные влечения, которые различными, обходными путями проявляются во внешне нейтральных формах поведения, имеющих второй план, например, в сновидениях, в виде различных оговорок, описок, каламбуров и т.п. 

Психическое развитие ребенка объяснялось сексуальным инстинктом, который появлялся с момента грудного вскармливания, и проходил ряд фаз, до времени достижения ребенком 5-6-летнего возраста. Затем до периода юности сексуальный инстинкт находился  в «скрытом» состоянии.

З. Фрейд предложил и собственную структуру личности, состоящую из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Согласно данной структуре, «Оно» — бессознательное, подчиняющееся принципу удовольствия, является носителем инстинктов. «Я» — реальное, сознательное, учитывает особенности и требования окружающего мира. «Сверх – Я» содержит нравственные стандарты, критикует поведение личности. Если человек совершает поступки, руководствуясь требованиям «Оно», то «Сверх – Я» вызывает чувство вины, угрызения совести и т.п. Требования «Сверх – Я» и «Оно» к «Я» несовместимы и способствуют появлению состояния конфликта, вызывающего психическое напряжение, которое разряжается с помощью защитных механизмов, таких, как вытеснение, сублимация.

Сублимация – замещение, с помощью которого сексуальная энергия приобретает другие формы выражения, подсознательная замена целей на доступные.


Вытеснение – выведение из сознания в сферу бессознательного сведений, вызывающих неприятные эмоциональные переживания.

Психоанализ противопоставил сознанию мотивацию, сознанию отводилась пассивная роль. Психическая энергия индивида, согласно учению З. Фрейда, является двигателем общественного развития, а человеческому организму и обществу приписываются функции материала.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология предлагала программу изучения психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Возникло данное учение в Германии в начале ХХ века и свое название получило от немецкого слова gestalt – форма, структура. Основоположниками данного учения считаются Ф. Брентано, К. Штумпф, Г. Мюллер, В. Кёлер, К. Коффка.

Данное учение изменило сущность изучения сложных психических феноменов по их частям и элементам. Гештальтпсихологи занимались выяснением структуры связей элементов психического феномена и законов их формирования. Ученые данного направления занимались изучением сущности психических познавательных процессов, пытались объяснить поведение личности в социальном окружении.

К. Левин утверждал, что каждое психологическое явление или поведенческое действие следует рассматривать в соответствии с ситуацией, так как она представлена в субъективном мире воспринимающих ее людей.

Образ выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам, его связь с реальным предметным действием не анализировалась и не трактовалась /12/.

Благодаря ученым психологам стала складываться экспериментальная практика изучения чувственных образов в их целостности и динамике, в лабораториях для изучения психологических явлений стали использоваться различные приборы. Основной недостаток данной теории состоял в разъединении образа и действия.

Генетическая психология

Основоположником данного учения считается швейцарский ученый Ж. Пиаже. Его труды посвящены развитию интеллекта ребенка. Он считал, что психологическое исследование любого явления должно начинаться с изучения его развития, и сделал попытку объяснить функционирование умственных механизмов у взрослого человека через их развитие у ребенка.

Приведем основные концептуальные положения теории Ж. Пиаже. Источником развития является взаимодействие индивида с окружающим миром. Интеллект определяется как свойство живого организма, формирующееся в процессе материальных контактов с окружающим миром. Внешний мир предстает перед ребенком в форме образов только в результате активного взаимодействия с ним. Основным изучаемым материалом служат различные формы поведения ребенка. Психические процессы как интеллектуальные, так и перцептивные представляют собой специфическую деятельность. Развитие человеческого интеллекта осуществлялось путем эволюции менее организованных органических структур.

Процесс развития человеческого интеллекта Ж. Пиаже рассматривал как взаимосвязь  и единство ассимиляции и аккомодации, (ассимиляция подразумевала наложение на среду собственных схем поведения, известных индивиду, аккомодация – изменение схем поведения в соответствии с требованиями окружающего мира).

Анализируя детские суждения, Пиаже сумел выделить их основное отличие от познавательной активности взрослого – детский эгоцентризм. Ребенок является центром своего собственного бессознательного мира, он не способен встать на позицию другого человека, критиковать себя, понять, что другие могут воспринимать окружающий мир иначе, чем он. В своих трудах ученый выделил стадии развития интеллекта, их содержание и смысл. Его учение не утратило своей актуальности до сегодняшнего дня.

Основным недостатком его учения можно считать то, что в качестве движущей силы развития интеллекта он видел сам интеллект, игнорируя значение деятельности.

Гуманистическая психология

Основным предметом изучения гуманистической психологии стала здоровая творческая личность, способная к самоосуществлению и самореализации. А. Маслоу как наиболее яркий представитель данного учения основной движущей силой поведения и деятельности человека считал его стремление к саморазвитию. По мнению А. Маслоу, самоактуализация — явление врожденное. Потребность к самоактуализации выполняет ряд функций:

à гуманистическую – стремление приносить добро окружающим людям;

à должествования — обязанность человека выполнить свое предназначение, реализовать то, что он может.

Маслоу выделил основные потребности человека, являющиеся источником его активности и выстроил их в иерархический ряд (рис. 1.3). Как видно из рисунка, низшую ступень занимают физиологические потребности, а высшую — нравственные и когнитивные.

Рис.1.3. Пирамида потребностей человека по А. Маслоу

Основным недостатком данной концепции является признание нравственных черт характера человека врожденными, что ведет к биологизаторской тенденции.

Контрольные вопросы

Приведите пример когнитивных потребностей_________

Перечислите достоинства и недостатки бихевиоризма________________________

В чем сущность теории психоанализа?_____________________________________

Современное состояние психологии. Психологические теории и направления. Психологические школы., Учебное пособие

метки:Направление, Психология, Человек, Гуманистический, Принцип, Развитие, Исследование, Психика

Состояние психологии, характеризующееся многообразием взглядов на ключевые вопросы развития науки, определяет ее развитие в настоящее время. Однако расхождения между отдельными научными школами перестали восприниматься как непреодолимые и разрушающие целостность психологии, наоборот, предмет психологии трактуется настолько широко, что конкурировавшие ранее направления выступают как взаимодополняющие друг друга.

Можно выделить несколько основных тенденций развития современной психологической науки.

В первую очередь это дальнейшее развитие теоретических концепций, которые сложились во времена открытого кризиса. Однако сформировавшиеся ранее теоретические направления подвергаются существенной ревизии, пересматривается и обогащается их категориальный аппарат.

Такому преобразованию, например, подверглась классическая формула бихевиоризма £->/?, в которой все поведение человека рассматривается лишь как реакция на воздействие окружающего мира, тем самым исключается активность самого субъекта. Между стимулом и ответным поведением вводится опосредующее звено — промежуточные переменные, в качестве которых выступают познавательные и мотивационные факторы. Попытка построить новую теоретическую концепцию, используя старые категории, была названа необихевиоризмом. Наиболее значительными представителями этого направления считают Эдуарда Толмена (1886-1959) и Кларка Халла (1884-1952).

Идеи 3. Фрейда получили свое развитие в неофрейдизме. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательного, неофрейдисты пытаются преодолеть биологизм и пансексуализм классического психоанализа. Представители этого направления делают акцент на социальных условиях развития личности и отказываются от идей всесилия сексуальных влечений. Крупнейшими учеными, разделяющими идеи неофрейдизма, являются американские психологи Карен Хорни (1885-1952), Эрих Фромм (1900-1980) и Эрик Эриксон (1902 -1994).

Несмотря на попытки преодолеть недостатки классических теорий, влиятельность бихевиоризма и психоанализа в их современном варианте невысока, и интерес к исследованиям в рамках этих научных парадигм постоянно падает.

Другой тенденций развития современной психологии является эклектический подход, который реализуется, прежде всего, в попытке соединения элементов, понятий, методов, теоретических конструктов разных ранее несовместимых направлений. Разногласия между основными научными школами, которые представлялись как непреодолимые в середине XX в., сегодня выступают не столь очевидно. По мере расширения знаний о природе человеческой психики больший акцент делается на взаимном обогащении разных теоретических концепций понятиями и методами друг друга. Так, американские психологи Джон Доллард (1900-1980) и Нил Миллер (р. 1909) предприняли попытку соединить достижения бихевиористкой теории научения с достижениями психоанализа 3. Фрейда, изложив свои идеи в книге «Личность и психотерапия».

8 стр., 3545 слов

История и основные тенденции развития психологии в России

… концепции, которые дали начало материалистическим традициям для их последующего развития. Социальную базу отечественной психологии XVIII в. составлял феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий … естественно-научного и религиозно-философского. Опираясь на эти направления Сеченов И.М. предложил свой подход к разработке коренных проблем психологии, отличных то изложенного в те …

Появляются новые оригинальные теоретические концепции. Так, в начале 60-х гг. XX в. признание и большое влияние приобрела гуманистическая психология, которую прозвали «третьей силой» западной психологии (вслед за утратившими свою силу психоанализом и бихевиоризмом).

Предметом изучения в рамках данного направления выступал целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях: самоактуализация личности, ее ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, межличностное общение. Гуманистическая психология противопоставляла себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковала за механистичность подхода к человеку, а с другой стороны, психоанализу, в котором психическая жизнь полностью определялась влечениями и комплексами. Гуманистическая психология, основателями которой считаются Абрахам Маслоу (1908-1980) и Карл Роджерс (1902-1987), объединяет разные научные школы, имеющие общую стратегическую платформу. Основные положения этого направления заключаются в следующем:

а) человек целостен и должен изучаться в его целостности;

б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; г) человек стремится к постоянному развитию и самореализации, он есть активное и творческое существо;

д) человек обладает некоторой свободой от внешней детерминации.

В середине 1960-х гг. в США возникает еще одно направление, получившее название когнитивная психология. На сегодняшний момент это одно из самых влиятельных направлений западной психологии. Оно возникло как альтернатива бихевиоризму, который исключал психический компонент из анализа поведения, игнорировал познавательные процессы. Основным методом когнитивной психологии является информационный подход, в рамках которого разрабатываются модели приема и переработки информации человеком. У истоков когнитивной психологии стояли Дж. Брунер, Г. Саймон. П. Линдсей, Д. Норман и др.

Таким образом, современное состояние психологии представляет собой множественность взглядов на природу человеческой психики и ее развитие. Эта вариативность научных школ и направлений исторически обусловлена и в течение нескольких тысячелетий представляет собой результат поисков многих мыслителей ответов на вопросы: что такое человек, в чем его сущность, что определяет его развитие и поведение.

Современное состояние психологии:
В структуре современной психологии как научной дисциплины представлены все этапы ее становления.
Эта память дисциплины во многом определяет возможности и пути ее развития.
Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки:
1. Происходит развитие существующих парадигм.
Так, на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева сформировалась психосемантика (Артемьева Е. Ю., 1999), которая исследует генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании (Петренко В. Ф., 1997), используя современные методики и не прибегая к методу интроспекции. Эта линия исследований ориентирована на изучение таких культурных феноменов, как политическое сознание, межкультурные различия и т. п.
2. Появляются новые парадигмы. Так, в 1950-1960-е гг. сформировалась гуманистическая психология, предметом изучения которой является уникальная, целостная личность человека.
Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу (1908-1980) и К. Роджерс (1902-1987).

Эта парадигма противостоит, с одной стороны, бихевиоризму с его линейным механистическим принципом детерминизма, а с другой — психоанализу, который переоценивает зависимость личности от ее прошлого. В рамках гуманистической психологии основным фактором, детерминирующим личность, считается устремленность к будущему, к полноте свободной реализации своих потенций, самоактуализации, т. е. придается доминирующее значение принципам целостности, целевой детерминации, развития и активности. Следует отметить генетическую связь гуманистической психологии с понимающей психологией, которая определила основные черты и судьбу этой парадигмы. Представители гуманистической психологии не разделяют важнейшие общенаучные ценности, ориентированы исключительно на идиографический подход; экспериментальные исследования в рамках этой парадигмы не получили достаточного развития и не использовались для подтверждения собственных теоретических положений. В настоящее время гуманистическая психология превратилась в область практической психологии (Шульц Д., Шульц С. Э., 1998).
3. Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии.
Например, в 1960- 1980-е гг.

на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип системности. В различных парадигмах отрабатываются различные аспекты этого принципа.
4. Складываются новые объяснительные принципы.
Например, принцип субъектности, который наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, проходит стадию интенсивного развития. Принятие этого принципа связано с возникновением психологии субъекта (Брушлинский А. В., 1996), продолжающей линию теории деятельности С. Л. Рубинштейна и континуально-генетический подход в исследованиях мышления. Принцип реконструкции в настоящее время начинает складываться как модификация общенаучного экспериментального метода применительно к задаче психологии изучения структуры субъекта и процессов ее актуализации. Эти принципы потенциально имеют общенаучное значение.
5. Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии.
Например, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии, которая начала интенсивно формироваться в 1950-е гг. как попытка противостоять доминированию бихевиоризма. Основы этого направления были заложены в работах К. Лешли, показавших несостоятельность бихевиористского понимания организации сложного поведения, Н. Хомского, посвященных исследованию глубинных структур речи, Дж. Миллера, оценившего объем кратковременной памяти («магическое» число 7 ±2).

В настоящее время когнитивная психология включает исследования восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, переработки информации, моделирование мышления, интеллекта и творчества, искусственного интеллекта, познавательного развития детей (продолжая линию исследований Ж. Пиаже), психолингвистику; она составила два направления в психологи.

В структуре современной психологии как научной дисциплины представлены все этапы ее становления. Эта память дисциплины во многом определяет возможности и пути ее развития. Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки: 1. Происходит развитие существующих парадигм. Так, на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева сформировалась психосемантика (Артемьева Е. Ю., 1999), которая исследует генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании (Петренко В. Ф., 1997), используя современные методики и не прибегая к методу интроспекции. Эта линия исследований ориентирована на изучение таких культурных феноменов, как политическое сознание, межкультурные различия и т. п. 2. Появляются новые парадигмы. Так, в 1950-1960-е гг. сформировалась гуманистическая психология, предметом изучения которой является уникальная, целостная личность человека. Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу (1908-1980) и К. Роджерс (1902-1987).

Эта парадигма противостоит, с одной стороны, бихевиоризму с его линейным механистическим принципом детерминизма, а с другой — психоанализу, который переоценивает зависимость личности от ее прошлого. В рамках гуманистической психологии основным фактором, детерминирующим личность, считается устремленность к будущему, к полноте свободной реализации своих потенций, самоактуализации, т. е. придается доминирующее значение принципам целостности, целевой детерминации, развития и активности. Следует отметить генетическую связь гуманистической психологии с понимающей психологией, которая определила основные черты и судьбу этой парадигмы. Представители гуманистической психологии не разделяют важнейшие общенаучные ценности, ориентированы исключительно на идиографический подход; экспериментальные исследования в рамках этой парадигмы не получили достаточного развития и не использовались для подтверждения собственных теоретических положений. В настоящее время гуманистическая психология превратилась в область практической психологии (Шульц Д., Шульц С. Э., 1998).

3. Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. Например, в 1960- 1980-е гг. на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип системности. В различных парадигмах отрабатываются различные аспекты этого принципа. 4. Складываются новые объяснительные принципы. Например, принцип субъектности, который наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, проходит стадию интенсивного развития. Принятие этого принципа связано с возникновением психологии субъекта (Брушлинский А. В., 1996), продолжающей линию теории деятельности С. Л. Рубинштейна и континуально-генетический подход в исследованиях мышления. Принцип реконструкции в настоящее время начинает складываться как модификация общенаучного экспериментального метода применительно к задаче психологии изучения структуры субъекта и процессов ее актуализации. Эти принципы потенциально имеют общенаучное значение. 5. Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии. Например, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии, которая начала интенсивно формироваться в 1950-е гг. как попытка противостоять доминированию бихевиоризма. Основы этого направления были заложены в работах К. Лешли, показавших несостоятельность бихевиористского понимания организации сложного поведения, Н. Хомского, посвященных исследованию глубинных структур речи, Дж. Миллера, оценившего объем кратковременной памяти («магическое» число 7 ±2).

В настоящее время когнитивная психология включает исследования восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, переработки информации, моделирование мышления, интеллекта и творчества, искусственного интеллекта, познавательного развития детей (продолжая линию исследований Ж. Пиаже), психолингвистику; она составила два направления в психологии личности — когнитивное (Дж. Келли) и социально-когнитивное (А. Бандура) (Солсо Р. Л., 1995; Хьел Л., Зиглер Д., 1997; Шульц Д., Шульц С. Э., 1998).

6. Развиваются связи психологии с другими дисциплинами. За счет этого происходит зарождение новых отраслей психологии, например, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией — нейропсихология, с популяционной генетикой — генетическая психофизиология.

Психологические теории и направления: За многолетнюю историю развития науки психологии было выработано достаточное количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Одними из самых известных являются теория психоанализа и направления бихевиоризма. Бихевиоризм — направление, зародившееся в американской психологии. Его приверженцы утверждают, что психика — это различные формы поведения, совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, а все психические явления — это реакции организма, преимущественно двигательные. В основе мышления лежат речедвигательные акты, эмоции вызываются изменениями, которые происходят внутри организма. За единицу поведения принимается связь (корреляция) стимула и реакции. Законы поведения выступают как отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Основной метод исследования бихевиористов—наблюдение и описание реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды. В результате различия между поведением животных и человека рассматриваются с точки зрения степени сложности.

Психоанализ — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом Фрейдом в конце XIX — начале XX вв. Психоанализ первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Но результаты психотерапевтической практики были интерпретированы Фрейдом в психоаналитической теории бессознательного. Впервые в единой теории были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, а также ее структурной организации и психодинамики. Становление взглядов Фрейда прошло два основных этапа: На первом этапе была разработана схема психики, которая включала представление о трех ее сферах: сознательном, предсознательном (близко по своим свойствам к сознанию) и бессознательном (отделено от первых двух особой психической инстанцией — цензурой).

На завершающем этапе развития теории Фрейд выдвигает структуру личности. Она состоит из трех компонентов: Оно — вместилище инстинктивных влечений, подчиняющихся принципу удовольствия, Эго — психологическая инстанция, опосредующая связь Оно внешним миром с Супер-Эго. Супер-Эго включает социальные запреты, нормы и идеалы. Эго подчиняется принципу реальности, выполняет функцию согласования противоположных сил, действующих в психике человека. Психологические школы: Аналитическая психология Направление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа. Бихевиоризм Направление в психологии, рассматривающее человека как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Гештальтпсихология Направление в психологии, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в., основанное на изучении особенностей восприятия и гештальта, интеллектуального явления «инсайта». Гуманистическая психология Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшиеценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Индивидуальная психология Направление психологии, основным предметом исследования которого является способы и особенности реализации целей, заложенных в глубинах личности, индивидуальный жизненный стиль. Когнитивная психология Одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. К.п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект. Нейропсихология Отрасль психологии, посвященная изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Патопсихология Отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности при психических или психосоматических заболеваниях. Психоанализ Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление в психологии, созданное З. Фрейдом и его последователями. Психодрама Терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации. Социокультуральный психодинамический подход Подход в психологии, психотерапии, в центре внимания которого — представления о проблеме со стороны пациента и врача. Специализации психологии Общая психология, психология личности, история психологии. Психофизиология. Психология труда. Инженерная психология, эргономика. Медицинская психология. Социальная психология. Юридическая психология. И другие… Структурализм Экспериментальное исследование структуры сознания. Трансактный анализ Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское. Фрейдизм В расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них.

  

 

Главная | Психологические науки — Психологические науки

Что такое психология?

Когда большинство людей думают о психологии, они склонны представлять себе человека, лежащего на кожаном диване и разговаривающего с профессиональным консультантом. Консультирование, также известное как психотерапия, является важной частью деятельности некоторых психологов. Однако они представляют собой лишь малую часть того, чем занимаются психологические науки.

Если вы когда-нибудь задавались вопросом: «Почему люди делают то, что делают?» то вы коснулись на основе области психологии. Психологическая наука — это научное исследование разума и поведения. Исследователи-психологи используют строгие методы исследования для тщательного тестирования и документирования факторов, влияющих на поведение.

Психология считается «центральной наукой» из-за ее тесных связей с различными областями, включая медицинские науки (например, биологию и неврологию), общественное здравоохранение (например, эпидемиологию), социальные науки (например, экономику и политологию) и образование.

Преподаватели факультета психологических наук в Миццу активно участвуют в обучении и исследованиях, направленных на решение вопросов, касающихся широкого спектра поведения и психических процессов, таких как: 

  • Как работает память?
  • Почему некоторые люди становятся зависимыми от наркотиков и алкоголя?
  • Как отношения подростков влияют на их психическое здоровье?
  • Какова генетическая основа психопатологии?
  • Что делает жизнь значимой?
  • Как люди принимают решения?
  • Каковы наиболее подходящие способы анализа данных исследований?

 

В Новостях

Пси Чи / Клуб Психологии 9 октября0005

Хотите получить высшее образование в Mizzou? Крайний срок подачи заявок в аспирантуру 1 декабря

Заинтересованы в аспирантуре по психологии в Миццу? Виртуальные дни открытых дверей в сентябре и октябре

Подробнее новости

Лаура Хатц получила награду NIH NRSA

Лаура Хатц получила награду NIH F31 NRSA за исследование «Математическое моделирование принятия рискованных решений в состоянии алкогольного опьянения». Эта работа будет финансироваться NIAAA. Лаура учится в аспирантуре в области клинической подготовки, и ее наставниками будут Денис Маккарти и Клинт Дэвис-Стобер.

Research

На основе своих исследовательских интересов преподаватели психологических наук Mizzou связаны с одной (или несколькими) из следующих областей исследований или учебных программ. Каждый из них посвящен различным вопросам психологического исследования.

Направление социального и личностного обучения в Университете Миссури представляет собой уникальную и динамичную группу активных ученых. Это энергичное сообщество обеспечивает основу для совместных усилий преподавателей и студентов с целью внесения новаторского вклада в наше понимание человеческого поведения.

Социальные и личностные исследования

Программа докторантуры в области клинической психологии аккредитована Комиссией по аккредитации Американской психологической ассоциации и Системой аккредитации психологических клинических наук, а также является членом Академии психологических клинических наук.

Клинические исследования

Программа по психологии развития началась в 1999 году и в настоящее время насчитывает 6 основных факультетов, представляющих исследовательские интересы в области когнитивного развития и социального развития, а также с акцентом на младенчестве и становлении взрослой жизни. В настоящее время программой руководит доктор Николь Кампионе-Барр.

Исследования в области развития

Исследования в области C&N разнообразны, охватывая память, восприятие, действие, познание, обучение животных, принятие решений, системы вознаграждения, зависимость и старение. Наши исследователи используют широкий спектр экспериментальных подходов.

Когниция и неврология

Целью программы для выпускников в области количественной психологии является подготовка исследователей, способных разрабатывать, оценивать и применять передовые методологические методы для решения вопросов психологических исследований.

Количественные исследования

Социальные сети

Услуги школьной психологии | CDE

Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Главная » Индивидуальная программа обучения (IEP) » Сопутствующие услуги

COVID-19и Специальное образование

Просмотрите информацию для педагогов и родителей, чтобы помочь учащимся с ограниченными возможностями во время пандемии COVID-19.

Школьный психолог — Школьный психолог (возраст 0–21 год) — 7.06 (PDF)

Школьные психологи — это специалисты в области психического здоровья, которые помогают детям и молодежи преодолевать препятствия на пути к успеху в школе, дома и в жизни. Они используют множество различных стратегий для удовлетворения индивидуальных потребностей, а также совершенствуют системы поддержки учащихся на уровне школы и округа.

Школьные психологи снижают барьеры на пути к здоровому обучению и поведению посредством вмешательства, профилактики, оценки, консультаций и защиты интересов. Школьные психологи работают с родителями, педагогами и другими поставщиками услуг в области психического здоровья, чтобы помочь каждому ребенку развить устойчивость, компетентность и чувство собственного достоинства, что приведет к улучшению жизни и обучения детей и молодежи. (Национальная ассоциация школьных психологов, 2004 г.).

Специалист по оценке школьной психологии и специального образования сосредотачивает свою работу на поддержке школьных психологов и школьных социальных работников в школах Колорадо. Они могут оказать поддержку в области оценки специального образования и соответствия требованиям, реагирования на вмешательство / многоуровневую систему поддержки и психического здоровья учащихся с ограниченными возможностями. Если у вас есть вопросы относительно лицензирования, обратитесь напрямую в отдел лицензирования Департамента образования штата Колорадо (информация ниже в разделе «Ресурсы»). Если у вас есть вопросы, касающиеся частной практики, обращайтесь в Департамент регулирующих органов (информация ниже в разделе «Ресурсы»).

Запрос на профессиональное развитие, обучение и/или коучинг

Часы работы

Криста Клабо возобновит работу осенью 2022 года. Часы работы будут третий вторник каждого месяца с 8:00 до 9:30. . Содержание будет сосредоточено на коучинге и консультациях в качестве поставщика сопутствующих услуг. Даты сессий и основные темы:

  • 20 сентября 2022 г. – Вводный инструктаж и консультации в качестве поставщика сопутствующих услуг
  • 18 октября 2022 г.  —  Коучинг и консультации с семьями
  • 29 ноября 2022 г.  —  Принципы обучения взрослых     
  • 17 января 2023 г.  —  Коучинг и консультации с учителями общеобразовательных школ
  • 21 февраля 2023 г.  —  Наука о внедрении
  • 21 марта 2023 г.  —  Коучинг и консультации со специалистами службы поддержки и другим персоналом школы
  • 18 апреля 2023 г.  —  Обучение и консультации с администраторами

Регистрация на школьный курс
Психическое здоровье Часы работы

Регистрация на школьный курс психического здоровья закрывается за 2 недели до начала каждого занятия )

Форма стажировки школьного психолога (Google Sheet)

Доступная матрица стажировки (Google Doc. )

Колорадо школьная психология Психологический документ (Google Doc.)

Специальные поставщики услуг.

  • Подтверждение поставщика специальных услуг
  • Департамент лицензирования образования
    • Отправить электронное письмо : [email protected]
    • Позвоните нам : 303-866-6628
  • Обратите внимание, эта должность не является экспертом в области лицензирования, и если у вас есть конкретные вопросы, лучше всего обратиться в лицензионный офис.
  • Департамент регулирующих органов

    • Департамент регулирующих органов
    • Телефон : 303-894-7855 или 1-800-886-7675 (звонок бесплатный за пределами района метро Денвера)
    • Электронная почта : DORA_Customercare@state. co.us
    • Обратите внимание, что эта позиция не поддерживает школьных психологов или социальных работников, занимающихся частной практикой.

    Служба школьного психического здоровья и поведения Listserv

    Школьная служба психического здоровья и поведения Listserv — это отличный способ получать через периодические электронные письма информацию об обучении в штате, возможностях трудоустройства и событиях, связанных с психическим здоровьем и/или поведением. Если вы хотите подписаться на рассылку, отправьте запрос Холли Джексон в службу поддержки программы: электронная почта Холли Джексон, [email protected].

    CDE Resources

    • Психическое здоровье
    • Услуги школьной психологии
    • Социальная служба школы
    • Многоуровневая система опор (МТСС)
    • Поведение
    • Колорадо PBIS
    • CDE — Профессиональное развитие
    • Документы технической помощи
    • Образцы учебных модулей — всестороннее здоровье (включая социальное и эмоциональное благополучие)
    • Черепно-мозговая травма у детей/подростков: Пособие для преподавателей, 2013 г. (PDF)
    • Техническая помощь (TA) для Управления специального образования

    Отделение Департамента образования штата Колорадо 

    • Стандарты и инструкции
    • Отделение школьного питания
    • Управление поддержки обучения
    • Управление специального образования
    • Ответственность и поддержка
    • Управление здравоохранения и благополучия
    • Карьера и техническое образование
    • Эффективность педагога
    • Отделение выездных служб
    • Обучение бездомных McKinney-Vento
    • Детский поиск и специальное дошкольное образование

    Государственные и национальные партнеры

    • Департамент общественного здравоохранения и окружающей среды штата Колорадо
    • Ресурсный центр школьной безопасности
    • Департамент политики и финансирования здравоохранения штата Колорадо
    • Служба школьного здравоохранения, доступ в Колорадо (Medicaid)
    • Банк ресурсов по предотвращению употребления марихуаны
    • Ресурсы для всей школы, всего сообщества, всего ребенка (WSCC)
    • Банк ресурсов психического здоровья
    • Школьный уход и медицинские ресурсы
    • Ресурсы по травмам головного мозга 
    • Ресурсы для специалистов по школьному здравоохранению
    • Совместное академическое, социальное и эмоциональное обучение (CASEL)
    • Национальная сеть по борьбе с травматическим стрессом у детей. Набор инструментов для педагогов по детской травме (PDF)
    • Национальный PBIS
    • Стандарты образовательного и психологического тестирования» (на испанском и английском языках) в открытом доступе
    • Colorado Education Initiative Colorado Framework for School Behavioral Health Services

    Профессиональные организации

    • Колорадское общество школьных психологов
    • Национальная ассоциация школьных психологов
    • Ассоциация социальной работы школы Колорадо
    • Программы университетского обучения
    • в Колорадо:
      • Университет Колорадо в Денвере
      • Университет Денвера
      • Университет Северного Колорадо
    • Сеть психического здоровья двуязычной школы Колорадо


    Для получения дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь:

    Криста Клабо, ред.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *