2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии
Гуманистическая психология — Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. [7]
Представители: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард.
Предмет изучения: 1) Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». 2) Осуществление самого себя. 3) Сознание собственного достоинства. 4) Социальные потребности. 5)Потребности в надежности. 6) Этапы деградации личности. 7) Поиск смысла жизни. 8) Физиологические основные потребности. 9)Непригодность исследования животных для понимания человека.[7]
Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А.
Сопоставим основные теоретические позиции гуманистической психологии и бихевиоризма:
Теоретические положения гуманистической психологии:
Теоретические положения бихевиоризма:
Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.
Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:
1) исходный пункт – проблемная ситуация;
2) организм противостоит ей как целое;
3) он активно действует в поисках выбора;
4) выучивается путем упражнения. [7]
Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида:
1) закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе.
2) закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов.
3) закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.
4) закон эффекта — из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится преобладающей только та, которая сопровождается положительными эмоциями.[8]
Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой.
Сопоставляя основные положения этих двух направлений мы видим полное расхождение во взглядах. Представители бихевиоризма смотрели на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов. А гуманистическая психология признает своим главным предметом личность и рассматривает ее как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Приоритет личности в гуманистической психологии обусловлен отчасти политическим положением в стане на тот момент. Политические воззрения гуманистов были основаны на вере в могущество отдельной личности, ее способности установить справедливые общественные порядки. Политические трактаты гуманистов положили основание политике как искусству и науке управления. Борьба гуманистов против сословных различий, за приоритет индивидуальных достоинств личности, представляет собой первую попытку обоснования политического равенства. Гуманистический подход настолько далеко ушел от психологии научной, отводя главную роль личному опыту человека, что появились претензии, главная из них, предъявляемая гуманистам, — в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть в самом деле.
Основные принципы гуманистической психологии Маслоу. Теория самоактуализации
- Главная ->
- Психология личности ->
- Вопросы к экзамену
Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, выступает против абсолютизации их опыта.
В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими личностями (А. Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.). Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
— физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;
— потребность в безопасности – стабильность, порядок;
— потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;
— потребность в уважении – самоуважение, признание;
— потребность в самоактуализации – развитие способностей.
Одно из спорных мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей.
Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности». Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее.
1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, т. е. переживание без подростковой застенчивости. Это момент, когда Я реализует самое себя… Ключом к этому является бескорыстие…
2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста.
3. Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие Я, которое может актуализироваться. Человек – это не «чистая доска» и не податливый воск. Он всегда уже есть нечто… Большинство из нас чаще всего прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы и т. д…
4. Когда вы сомневаетесь в чем – то, старайтесь быть честными… Обращаться к самому себе, требуя ответа, — это значит взять на себя ответственность…
5. Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом.
6. Самоактуализация – это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Самоактуализация – это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать…
7. Высшие переживания – это моменты самоактуализации… Маслоу имеет здесь в виду то самое «внутреннее озарение», «радость от самопознания», «внезапное удивление от понимания».
8. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни – все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает, в конечном итоге, лишь за то, чтобы состояться.
Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть.
Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно ‘стремление к покою’. У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща высокая мотивация достижения. Они поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше — знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительным и приносящим удовлетворение процессом.
У самоактуализированного человека целенаправленная деятельность занимает менее 10% его времени. Деятельность может приносить удовлетворение сама по себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное удовлетворение. В последнем случае она теряет свою ценность и не доставляет удовольствия если становится неэффективной или безуспешной. В большинстве случаев она вообще не доставляет удовольствия — его доставляет лишь достижения цели.
Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.
Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение ‘ради далекой и зачастую недостижимой цели’. Здесь будоражащий и возбуждающий ‘мотив развития’ ставится в противолполжность ‘мотиву ликвидации дефицита’, который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.
А. Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:
1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.
2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.
6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.
7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.
8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.
9. Чувство общности с человечеством в целом.
10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.
11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.
12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.
13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда ‘творит’ свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.
15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.
Гуманистические теории психопатологии (Энциклопедия SAGE…)
Гуманистическая психология, зародившаяся как движение против психоанализа и бихевиоризма в 1950-х и 1960-х годах, остается жизнеспособной «третьей силой» в психологии, поскольку она обеспечивает уникальный взгляд на психические явления. здоровье и психопатология. Это ставит под сомнение медицинскую модель и полезность постоянно растущей маркировки психических расстройств. Вместо этого он делает упор на изучение человека в целом, особенно потенциала каждого человека. Он предполагает, что у людей есть свобода и мужество, чтобы превзойти биологические и экологические влияния, чтобы создать свое собственное будущее. Принимая целостный подход, гуманистическая психология подчеркивает феноменологическую реальность переживающего человека в контексте. В этой статье описываются как исторические, так и современные гуманистические взгляды на психическое здоровье. Это также указывает на то, как недостатки в удовлетворении основных психологических потребностей человека могут привести к психопатологии.
Гуманистическая психология может вернуть человеческое достоинство господствующей психологии с помощью таких ценностей, как личная свобода действий, свобода воли, самоактуализация, подлинность и врожденная мотивация сделать жизнь лучше для себя и общества. С точки зрения методологии гуманистическая психология утверждает, что субъективный и сознательный опыт человека важнее, чем объективное наблюдение за поведением. Таким образом, он предпочитает феноменологический подход научным экспериментам. Тремя ведущими фигурами гуманистического движения были Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй. Все они разделяли описанную ранее ориентацию, но отличались во взглядах на психопатологию.
Карл Роджерс (1902–1987)
Американский психолог Карл Роджерс оптимистично и позитивно оценивал человеческую природу. Он считал, что люди от природы хорошие, творческие, рациональные и движимы универсальной тенденцией реализовать свой потенциал и самореализоваться. Положительный детский опыт и благоприятная среда способствовали самореализации.
Однако люди становятся неадаптированными и деструктивными, когда ограничения окружающей среды наносят ущерб самооценке человека и подавляют положительный, организменный процесс оценки, который позволяет людям делать оценочные суждения и конструктивный выбор. Несоответствие между «идеальным Я» человека и реальной Я-концепцией является основным источником психопатологии. Роджерс также признал, что люди испытывают экзистенциальную тревогу, когда приспосабливаются к ожиданиям других людей, а не принимают себя такими, какие они есть. Их тенденция к росту останавливается, и возникают эмоциональные проблемы, когда угождение другим и получение вознаграждения становятся более важными, чем прислушивание к своему внутреннему голосу и создание собственного будущего.
Роджерс выступал за личностно-ориентированный подход к консультированию, обучению и управлению. Он считал, что когда существует поддерживающая, доверительная среда, характеризующаяся сочувствием, безоговорочным позитивным отношением и конгруэнтностью (подлинностью), у людей есть потенциал для решения своих собственных проблем и поиска собственных путей продвижения вперед. Терапевт должен обладать этими качествами, чтобы быть эффективным.
Ролло Мэй (1909–1994)
Мэй разделял убеждение Роджерса в том, что у людей есть свобода и мужество, чтобы быть подлинными и реализовать свой потенциал. Они мотивированы стать полноценными человеческими существами и развивать позитивную самоидентификацию как достойных и достойных существ. Основным источником болезней и беспокойства является утрата традиционных ценностей и эрозия человеческого достоинства. Как это ни парадоксально, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, людям необходимо научиться отказываться от эгоцентризма и обращаться к другим. Другими словами, самопревосхождение может помочь восстановить чувство личной значимости. Для Мэй борьба с экзистенциальной тревогой важнее, чем с ситуативной или реальной тревогой.
Однако, в отличие от Роджерса, Мэй считал, что люди способны как на добро, так и на зло. Он постулировал, что система даймона , включающая гнев, секс и власть, может выйти из-под контроля и ограничить потенциал человека для подлинной жизни и, таким образом, подтолкнуть человека к совершению злых дел, когда даймон не будет должным образом интегрирован с сознанием. себя. Таким образом, когда человек не способен развить уравновешенное и целостное чувство себя, система даймонов может взять его под контроль, что приведет к психопатологии или саморазрушающим действиям, или к тому и другому вместе.
Абрахам Маслоу (1908–1970)
Маслоу был наиболее известен своей иерархией потребностей, теорией психологического здоровья, основанной на удовлетворении врожденных человеческих потребностей, кульминацией которых является самоактуализация. Самореализованные люди реализовали весь свой потенциал и наслаждаются здоровой и уравновешенной личностью. Они демонстрируют лучшее, что есть в человечестве, описываемое Б-ценностями, например любовь и творчество. Они не только полностью функционируют, но и духовны.
В свои более поздние годы Маслоу понял, что некоторые люди могут стать эгоистичными и злыми, стремясь к самореализации и пиковым переживаниям как высшему благу. Они могут вести себя как примадонны, будучи эгоистичными и подлыми по отношению к другим. В результате он пересмотрел иерархию потребностей, включив в нее самопревосхождение как высшую потребность, противоядие от чрезмерной озабоченности самоактуализацией. Он приближался к позиции Виктора Франкла, основателя логотерапии, которая фокусируется на поиске смысла и самопревосхождении.
Хотя расцвет гуманистической психологии закончился, есть признаки возрождения современных представителей, которые расширили базу гуманистической психологии, включив в нее свежие идеи трансперсональной, экзистенциальной, межкультурной и позитивной психологии.
Кирк Шнайдер
Шнайдер — ведущий представитель современной гуманистической психологии. Его подход является более интегративным и более широким, чем более ранние гуманистические подходы. Его беспокоит вопрос, почему у людей развиваются экстремальные модели поведения, которые могут нанести ущерб психическому здоровью. В «Парадоксальном Я» он предложил «принцип парадокса» для эффективного лечения различных дисфункциональных синдромов.
Шнайдер также предложил новую теорию для объяснения экстремального, деструктивного поведения в Поляризованный разум: почему это нас убивает и что мы можем с этим поделать . Опираясь на экзистенциальную психологию и исторические случаи, книга подробно описывает поляризованное мышление и показывает, почему это было распространенной проблемой психического здоровья и общества, проявляющейся в зависимости, издевательствах, насилии и тирании. Он приписывает это догматическому мышлению и глубоко укоренившемуся беспокойству о незначительности и малости своей жизни.
Для борьбы с поляризацией Шнайдер предлагает основанную на благоговении мудрость , которая поощряет принятие экзистенциальных тревог и уязвимостей, в то же время охватывая чудеса и тайны бытия. Когда люди осознают, что они являются частью чего-то гораздо большего, чем они сами, они смогут быть смелыми и подвижными в преодолении разочарований, гнева и страданий. Другими словами, взращивание недогматического чувства благоговения может вдохновить на более широкое, духовное видение жизни и уменьшить поляризованное мышление и психопатологию.
Экзистенциально-интегративная психотерапия Шнайдера использует такие концепции, как балансирование индивидуальной свободы с межличностной связью, самопревосхождение и парадоксальный принцип. Таким образом, подход к психотерапии, основанный на благоговении, позволяет клиентам жить и испытывать более подвижную, смиренную и духовную жизнь и отходить от эгоцентричных ценностей, таких как потребительство и конкурентоспособность.
Луи Хоффман
Хоффман поддерживает постмодернистский взгляд, который концептуализирует личность как сложную и в конечном счете непознаваемую. Он утверждает, что личные и коллективные мифы важны для понимания человеческого состояния, человеческой судьбы и психических заболеваний. Его главный вклад в гуманистически-экзистенциальную психологию — его акцент на культуре, особенно на культурных мифах, в поддержании психического здоровья. Психотерапия состоит из обращения к экзистенциальным тревогам с точки зрения личных и культурных мифов.
Согласно Хоффману, смысл имеет центральное значение для гуманистически-экзистенциальной психологии. Значение целостно и включает когнитивные, эмоциональные, межличностные, бессознательные, культурные и духовные факторы. Система динамического значения позволяет людям осознать свой собственный потенциал и выйти за пределы своих ограничений и негативных эмоций. Психопатология может возникнуть, когда люди не могут принять экзистенциальные тревоги как нормальные или универсальные. Терапия помогает клиентам глубже понять состояние человека и развить личный миф, который объясняет жизненные трудности и ограничения личной свободы.
Пол Т. П. Вонг
Смыслоцентричный подход Вонга к гуманистической психологии расширяет работу Франкла по логотерапии и личностно-центрированный подход Роджерса. Лучший способ понять человека или себя — это понять постоянно развивающуюся динамическую систему значений, которая является основой процветания и устойчивости. Люди с большей вероятностью будут жить полноценно, когда у них есть чувство личной значимости и достойная жизненная цель; у них больше шансов пережить невзгоды, когда они придают смысл своим страданиям.
Вонг разделяет основные принципы других современных гуманистически-экзистенциальных психологов. Однако, в отличие от них, он стремится интегрировать позитивную психологию с гуманистической психологией как в исследования, так и в психотерапию. Его смыслоцентрический подход — это попытка достичь этой интеграции, чтобы понять личный смысл, который управляет повседневной жизнью людей и позволяет им справляться со страданием, смертью и другими экзистенциальными тревогами.
Вонг критикует позитивную психологию за использование редукционистского и молекулярного подхода к смыслу и за сосредоточение внимания только на положительных аспектах жизни. Он считает переформулированную гуманистическую психологию наиболее многообещающей для создания лучшего будущего для людей и человечества. Он делает это благодаря своей способности противостоять темной стороне человеческого существования и человеческой природы и в то же время подтверждать неотъемлемое достоинство и ценность каждого человека независимо от его или ее обстоятельств. Согласно Вонгу, гуманистическая психология не только выдвигает благородное видение человечества, способное поднять дух каждого страдающего человека, но также предлагает исследовательскую и прикладную программу по преобразованию людей и общества посредством управления смыслами.
В терапии значений Вонг фокусируется на восстановлении у клиентов чувства человеческого достоинства и ценности, а также на предоставлении им возможности найти способы удовлетворения их основных человеческих потребностей в смысле, таких как осмысленная вовлеченность в жизнь и значимые отношения. Неспособность удовлетворить эти основные потребности человека является причиной многих проблем с психическим здоровьем, таких как депрессия, беспокойство и самоубийство.
Применение означает терапию , включая изучение своей самоидентификации и того, что действительно важно в жизни. Значение определяется с точки зрения цели, понимания, ответственности и удовольствия (ЧИСТОЕ). Другой важной стратегией вмешательства является ABCDE, что означает принятие, убеждение (утверждение), приверженность, открытие и оценку. Он побуждает клиентов принимать все, что преподносит им жизнь, но при этом верить, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Это обеспечивает приверженность ответственным действиям, поиску ресурсов и решений и оценке прогресса. Подводя итог, терапевт помогает клиентам увидеть жизнь и человеческое существование со смысловым настроем, а не с настроем на счастье или успех. Этот переход от эго к смыслу может быть эффективным для решения личных проблем и продвижения вперед.
С середины 1960-х годов наблюдается значительный научно-технический прогресс и материальное благополучие. Однако материализм, гедонизм, цифровая революция, беспощадная конкуренция и эксплуатация привели к утрате человеческого достоинства и воспринимаемой ценности отдельных жизней. Ценность гуманистической перспективы заключается в том, что она придает неотъемлемое достоинство и ценность человеческой жизни и каждому человеку. Это служит противоядием от господствующей тенденции к дегуманизации, которая объясняет многие бедствия в обществе.
Переформулированная гуманистическая теория может быть резюмирована следующим образом:
- Она ориентирована на человека и поэтому является целостной и интегративной. Человек в целом всегда больше, чем сумма его частей.
- Он ориентирован на смысл и поэтому включает в себя экзистенциальную психологию, трансперсональную психологию и позитивную психологию смысла.
- Он утверждает внутренний смысл, ценность и достоинство каждой человеческой жизни из-за присущих ей способностей к духовности, автономии, росту, уникальности и творчеству, а также из-за личной ответственности за самоактуализацию через самопревосхождение.
- Он также признает темную сторону человеческой природы и человеческого состояния и, следовательно, дает людям возможность принять, преодолеть и превзойти свою индивидуальную и коллективную тень.
- Он подтверждает человеческий потенциал для роста, несмотря на ограничения человеческого состояния.
- Он утверждает, что человек является существом в мире и не может быть понят отдельно от его или ее социального и культурного мира и личных обстоятельств.
- Он признает, что психическое здоровье можно поддерживать, культивируя личностный рост и совместно создавая среду с гуманистическими ценностями.
- Он занимает постмодернистскую позицию по отношению к исследованиям и, таким образом, признает законность и необходимость различных методологий исследования для понимания сложных человеческих явлений.
- Маслоу, А. Х. (1970). Религии, ценности и пиковые переживания. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пингвин. (Оригинальная работа опубликована в 1964 г. )
- Май, Р. (1999). Свобода и судьба. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.
- Роджерс, К. (1961). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию. 900:20 Лондон, Англия: констебль.
- Шнайдер, К. Дж. (2013). Поляризованный разум: почему он нас убивает и что мы можем с этим поделать. Колорадо-Спрингс, Колорадо: Издательство университетских профессоров.
- Вонг, PTP (ред.). (2012). Человеческий поиск смысла: теории, исследования и приложения (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Перейти к основному содержанию
ШИХАР СРИВАСТАВА
ШИХАР СРИВАСТАВА
Маркетинг в социальных сетях и маркетинг роста в Paytm | Корпоративный наставник | Стажер @ Pepsico & Urban Company | Бывший — Dev It Serv | Социальный активист
Опубликовано 19 августа 2018 г.
+ Подписаться
Что такое гуманистическая психология?Гуманистическая психология — это психологическая перспектива, которая делает упор на изучение человека в целом. Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами того, кто действует. Психологи-гуманисты считают, что поведение человека связано с его внутренними переживаниями и представлением о себе.
В отличие от бихевиористов, психологи-гуманисты считают, что люди не являются исключительно продуктом своего окружения. Скорее гуманистические психологи изучают человеческие значения, понимание и опыт, связанные с ростом, обучением и обучением. Они подчеркивают характеристики, общие для всех людей, такие как любовь, горе, забота и самооценка.
Психологи-гуманисты изучают, как на людей влияет самовосприятие и личные значения, связанные с их опытом. Психологи-гуманисты в первую очередь не занимаются инстинктивными влечениями, реакцией на внешние раздражители или прошлым опытом. Скорее, они считают сознательный выбор, реакцию на внутренние потребности и текущие обстоятельства важными в формировании человеческого поведения.
В ХХ веке гуманистическую психологию называли «третьей силой» в психологии, в отличие от более ранних, еще менее гуманистических подходов психоанализа и бихевиоризма. В нашем постиндустриальном обществе гуманистическая психология стала более значимой.
Концептуальные истокиГуманистический подход уходит своими корнями в феноменологическую и экзистенциалистскую мысль. Восточная философия и психология также играют центральную роль в гуманистической психологии, а также в иудео-христианской философии персонализма, поскольку каждая из них разделяет схожие взгляды на природу человеческого существования и сознания.
В конце 1930-х годов психологи, интересующиеся исключительно человеческими проблемами, такими как самоактуализация, здоровье, надежда, любовь, творчество, природа, индивидуальность и смысл, то есть конкретное понимание человеческого существования, включали Авраама Маслоу, Карл Роджерс и Кларк Мустакас, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной психологии, сосредоточенной на этих характеристиках человеческого капитала, востребованных постиндустриальным обществом.
Перспектива гуманистической психологии резюмируется пятью основными принципами или постулатами гуманистической психологии, впервые сформулированными в статье, написанной Джеймсом Бюгенталем в 1964 году, и адаптированной Томом Гринингом, психологом и давним редактором Журнала гуманистической психологии.
Пять основных принципов гуманистической психологии таковы:
- Человеческие существа, как люди, превосходят сумму своих частей. Их нельзя свести к компонентам.
- Человеческие существа существуют в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
- Люди осознают и осознают осознание, т. е. они сознательны. Сознание человека всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей.
- Люди имеют возможность делать выбор и, следовательно, несут ответственность.
- Люди преднамеренны, стремятся к целям, осознают, что они вызывают будущие события, и ищут смысл, ценность и творчество.
Гуманистическая психология включает в себя несколько подходов к консультированию и терапии. Экзистенциальная психотерапия, приложение гуманистической психологии, применяет экзистенциальную философию, которая подчеркивает идею о том, что люди имеют свободу придавать смысл своей жизни. Они вольны определять себя и делать все, что хотят. Это тип гуманистической терапии, который заставляет клиента исследовать смысл своей жизни, а также ее цель. Еще один подход к гуманистическому консультированию и терапии – гештальт-терапия, которая фокусируется на здесь и сейчас, особенно как на возможности забыть о любых предвзятых представлениях и сосредоточиться на том, как прошлое влияет на настоящее. Ролевые игры также играют большую роль в гештальт-терапии и позволяют по-настоящему выразить чувства, которые, возможно, не были разделены в других обстоятельствах.
Эмпатия и самопомощьЭмпатия — один из важнейших аспектов гуманистической терапии. Эта идея фокусируется на способности терапевта видеть мир глазами клиента. Без этого терапевты могут быть вынуждены применять внешнюю систему отсчета, когда терапевт больше не понимает действия и мысли клиента, как клиент, а строго как терапевт, что противоречит цели гуманистической терапии. Включенное в сочувствие, безусловное положительное отношение является одним из ключевых элементов гуманистической психологии.
Самопомощь также является частью гуманистической психологии: Шейла Эрнст и Люси Гудисон описали использование некоторых основных гуманистических подходов в группах самопомощи. Гуманистическая психология применима к самопомощи, потому что она ориентирована на изменение образа мышления человека. Человек может стать лучше только тогда, когда решит изменить свой образ мышления о себе, когда решит помочь себе
Идеальное яхотелось бы, чтобы вы были как личность, и чтобы это не соответствовало тому, кем вы на самом деле являетесь как личность (несоответствие). Идеальное «я» — это то, что, по мнению человека, следует делать, а также каковы его основные ценности. Настоящее Я — это то, что на самом деле разыгрывается в жизни. Посредством гуманистической терапии понимание настоящего позволяет клиентам добавлять положительный опыт к их реальной я-концепции. Цель состоит в том, чтобы две концепции самости стали конгруэнтными. Роджерс считал, что только тогда, когда терапевт может быть конгруэнтным (со своим идеальным Я? С идеальным Я клиента?), в терапии возникают настоящие отношения. Гораздо легче доверять тому, кто готов открыто делиться чувствами, даже если это не всегда то, чего хочет клиент; это позволяет терапевту развивать крепкие отношения.
НепатологическийГуманистическая психология стремится выйти за рамки медицинской модели психологии, чтобы открыть непатологический взгляд на человека. Обычно это означает, что терапевт преуменьшает значение патологических аспектов жизни человека в пользу здоровых аспектов. Гуманистическая психология пытается быть наукой о человеческом опыте, сосредотачиваясь на реальном жизненном опыте людей. Таким образом, ключевым компонентом является реальная встреча терапевта и клиента и возможности диалога между ними. Роль терапевта состоит в том, чтобы создать среду, в которой клиент может свободно выражать любые мысли или чувства; он не предлагает темы для разговора и никак не направляет разговор. Терапевт также не анализирует и не интерпретирует поведение клиента или любую информацию, которой он делится. Роль терапевта заключается в том, чтобы проявить эмпатию и внимательно выслушать клиента.
Роль гуманистической психологии в корпоративной жизниАкцент гуманистической психологии на творчестве и целостности создал основу для новых подходов к человеческому капиталу на рабочем месте с упором на творчество и актуальность эмоциональных взаимодействий. Раньше коннотации «творчества» были зарезервированы и в основном ограничивались работающими художниками. В 1980-х годах, когда число людей, работающих в когнитивно-культурной экономике, росло, креативность стала рассматриваться как полезный товар и конкурентное преимущество для международных брендов. Это привело к корпоративному творческому обучению без отрыва от работы для сотрудников, главным образом под руководством Неда Херрманна из G.E. в конце 1970-е годы.
Концепции гуманистической психологии были использованы в образовании и социальной работе, пик которых пришелся на 1970–1980-е годы в Северной Америке. Однако, как и в случае с общей теорией языка, практика обучения была слишком поверхностной в большинстве учебных заведений. Хотя гуманистическая психология подняла планку проницательности и понимания человека в целом, в профессиональном плане сегодня она в основном практикуется отдельными лицензированными консультантами и терапевтами. Кроме того, гуманистическая психология обеспечивает основу практически для каждого метода Энергетической Медицины; но в этой области еще мало согласованности, чтобы ее можно было легко обсуждать.