Гуманистическая школа психологии
метки:
Консультирование, Принцип, Теория, Направление, Психология, Человек, Гуманистический, Теоретический
- Введение
- Основные принципы гуманистической психологии
- Методологическая платформа гуманистического направления в психологическом консультировании
- Практическое применение Гуманистической психологии
- Общая характеристика концепций психоконсультирования, основанных на гуманистическом направлении в психологии
- Заключение
Введение
Психологическое консультирование
– прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. Среди существующих в настоящее время психологических школ и направлений гуманистическая психология представляет особый интерес, во-первых, потому, что возникнув сравнительно недавно (в середине XX века), когда большинство психологических школ исчерпало свой исследовательский потенциал, она, вызревая в полемике с бихевиоризмом и психоанализом как «третья сила» в психологии, аккумулировала в себе опыт исследования личности в предшествующих и современных ей психологических направлениях и школах. В настоящее время она является влиятельным научным направлением, сформировавшим новую исследовательскую программу в общей, социальной, педагогической психологии, оказавшим влияние на теорию и практику воспитания, психологию производственных отношений и в последние годы — на проблемы разрешения групповых политических конфликтов.
Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяемых методах и техниках. Мы подробно рассмотрим направление в теории личности (А.Маслоу)»>гуманистическое направление в психологическом консультировании.
19 стр., 9446 слов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
… Тема 2. Теоретические основы консультирования Виды психологического консультирования. Глубинная психология как один из подходов к практике психологического консультирования. Поведенческое направление в психологическом консультировании. Подходы к практике психологического консультирования и коррекции …
Основные принципы гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, -это особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.
Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.
Такими принципами являются:
- Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
- Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
- Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
- Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
- Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера.
9 стр., 4051 словГуманистические теории личности Маслоу и Роджерса
… гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую, …
Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
- Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
- Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.
Статья «Гуманистическая психология как протест против бихевиоризма и психоанализа»
В начале 60-х годов XX столетия группа персонологов под руководством А. Маслоу формирует новое научное направление – гуманистическая психология. На основе каких психологических школ возникла гуманистическая психология? Насколько интересны выводы, сделанные представителями гуманистической психологии для современного психологического знания?
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название «третьей силы».
Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами — К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт.
Наиболее глубокое и всестороннее обоснование положения гуманистической психологии получили в трудах американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1970).
Большое значение представители гуманистического направления придают теории становления личности. По их мнению, сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в мире, развить и проявить свои способности. Тем самым личность постоянно находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и социальной среде. Такова одна из главных идей теории самоактуализации личности, разработанной А. Маслоу.
Человек характеризуется как свободное существо, реализующее возможности своего существования. При этом он проявляет свой внутренний мир, реализует свое «Я».
Маслоу рассматривал человека как целостную личность, утверждал, что «каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое». Вместе с тем он указывал на творческий характер человеческой личности, считал, что «творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения».
Существенный вклад Маслоу внес в обоснование роли потребностей как побудительных сил деятельности и поведения людей. Он утверждал, что в основе мотивов поведения людей лежат их потребности, природные и социальные. Их он рассматривал в порядке иерархии (физиологические потребности; потребности в безопасности и защите человека, в принадлежности и любви, которые удовлетворяются через различные формы социального общения людей; потребности самоуважения и самоактуализации).
По мнению Маслоу, для того чтобы появились мотивы, направленные на удовлетворение потребностей в самоуважении и самоактуализации, нужно, чтобы были удовлетворены указанные выше физиологические потребности, а также потребности безопасности, защиты, принадлежности и любви. Правилом же является последовательное удовлетворение потребностей, как они расположены в его схеме.
Основные положения гуманистической психологии разделял и американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Он также исходил из того, что поведение человека определяется его внутренними мотивами и что человек свободен в выборе своих поступков и тем самым в определении своей судьбы. Роджерс утверждал, что человек по своей сути добр и стремится реализовать себя в обществе; злые мотивы противоречат подлинной природе человека, являются ее извращением.
По Роджерсу, каждая личность обладает «концепцией собственного Я». Ее представления о том, как она сможет реализовать себя в обществе, в общении с другими людьми, составляет ее «реальное Я». Однако человек «склонен представлять себя и в идеальном образе видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей». Это его «идеальное Я», к которому стремится приблизиться его «реальное Я». Согласно концепции Роджерса, «реальное Я» человека часто сталкивается с противоречиями между его «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися в виде условного отношения к его поступкам, одобряющего или не одобряющего их. В то же время Роджерс считал, что само общество должно создавать условия для развития и реализации способностей каждого человека.
Гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики — свободы воли — и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями.
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую — объект, данный в этих понятиях. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).
Основные положения нового направления — гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.
Г. Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание «голых фактов» делает психологию всадником без головы», — писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.
По Олпорту: личность является открытой и саморазвивающейся. Он утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием.
Олпорт говорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite — черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни (являются фенотипическими образованиями). Набор этих черт и составляет ядро личности.
Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. Автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.
Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого.
Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих понятиях:
1. Человек целостен;
2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;
4. Человеческая жизнь — единый процесс;
5. Человек открыт к самореализации;
6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
youtube.com/embed/YIbyxEpDPLc?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Методологическая платформа гуманистического направления в психологии
Общая методологическая платформа Гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу).
Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.
Основные методологические принципы и положения Гуманистической психологии сводятся к следующему: человек целостен и должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
8 стр., 3674 слов
Роль психологии в жизни человека
… всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но … – сайт об экзистенциальной и гуманистической психологии) 1Петухов В. В., Столин В. В. Психология, М.: МГУ, 1989 2Петухов В. … в связи со структурой организации взаимодействия между клиентом и психотерапевтом. Высказывают и парадоксальный взгляд на …
Практическое применение гуманистической психологии
Основной областью практического приложения Гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Гуманистической психологии. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности. Не директивная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.
Другой важной областью практического приложения Гуманистической психологии является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах не директивного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третьей областью практического приложения Гуманистическая психология является социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого стал К. Роджерс. Успехи Гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Гуманистической психологии, которая основана на идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу).
Общие сведения
Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии.
Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.
Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.
Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.
Рекомендуем: Что такое рефлексия?
Конечно, гуманистическая психология подвергалась и подвергается критике. В первую очередь вызывает вопросы субъективность направления, ведь, ставя во главу угла индивидуальный опыт и индивидуальное суждение личности о самой себе, трудно дать психическим процессам человека объективную оценку, а количественно измерить их и вовсе невозможно. Тем не менее как основа для крайне востребованного метода психотерапии гуманистическая психология по-прежнему сохраняет значимость.
Гуманистические проблемы психологической теории
- формат djvu
- размер 2. 45 МБ
- добавлен 23 декабря 2010 г.
Авторы книги стремятся по-новому проследить гуманистическую традицию исследований как в отечественной психологии, так и у родоначальников гуманистической психологии. Здесь представлены авторы, исследующие в нашей психологии жизненный путь личности, личностное время, проблемы нравственного развития и духовного становления человека. Особый интерес представляет анализ психотерапевтической практики, а также воздействия на психику «телесно ориентированных» методов восточных практик.
Для психологов, философов, а также широкой научной общественности.
Предисловие.
Брушлинский А. В. К проблеме субъекта в психологической науке.
Шевеленкова Т. Д. Основные направления гуманизации в зарубежной
психологии (исторический и методологический аспекты).
Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический
подход.
Якоби И. Психология Юнга.
Флоренская Т. А. К. Г. Юнг и проблема духовной активности
личности.
Славская А: Н. Гуманистические аспекты проблемы понимания и
интерпретации.
Калмыкова Е. С. Психотерапия и личность психотерапевта.
Елисеев В. А. Современные и некоторые традиционные методы «телесно
ориентированной» психотерапии.
Флоренская Т. А. Диалогическое общение как путь духовного
преображения личности.
Воловикова М. И. Моральное развитие и отношение: взрослые —
дети.
Бекасов О. Б. Анализ событийной структуры жизненного пути
личности.
Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни.
КублицкенеЛ. Ю. Организация времени личностью как показатель ее
активности.
ДементийЛ. И. Типология ответственности личности.
Смотрите также
Реферат- формат docx
- размер 49.3 КБ
- добавлен 21 ноября 2010 г.
Основные принципы гуманистической психологии. Теория личностных черт Г. Олпорта. Теория самоактуализации А. Маслоу. Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса .
Реферат- формат doc
- размер 78 КБ
- добавлен 31 января 2011 г.
Введение. История возникновения и становления трансперсональной психологии. Основные теории и подходы в трансперсональной психологии. Холотропный подход С. Грофа. Интегральная теория К. Уилбера. Критика трансперсональной психологии. Заключение.
- формат doc
- размер 689.5 КБ
- добавлен 29 марта 2011 г.
Ярославль. Ярославский гос. Университет. 61 стр. А4 В начале 90-х годов мы определили трансперсональную психологию как раздел общей психологии, выделивший предметом своего исследования? надличностные?, ?сверхличностные? состояния сознания. Основываясь на холономной парадигме, как методологической основе своего направления, трансперсональная психология разрабатывает более расширенное, чем это принято в традиционной психологии, толкование онтологи…
Контрольная работа- формат doc
- размер 70 КБ
- добавлен 13 мая 2011 г.
Лидирующие фигуры гуманистической психологии. Концепция личности Г. Олпорта. Теория А. Маслоу. Теория личности К. Роджерса.
Курсовая работа- формат doc
- размер 33.94 КБ
- добавлен 10 июня 2011 г.
Введение. Специфика гуманистического подхода к пониманию личности. Основные гуманистические теории личности. Теория самоактуализации А. Маслоу. Теория личностных черт Олпорта. Теория личности Роджерса. Заключение.
- формат txt
- размер 54.31 КБ
- добавлен 12 апреля 2011 г.
Лекция для студентов Института трансперсональной психологии Этот человек олицетворяет для меня поразительный мир души, который столь же удивителен и фантастичен, как миры, которые открывают нам знаменитые писатели-фантасты, — Роберт Желязны, Роберт Шекли, Клиффорд Саймак и т. д. Гроф открыл для современной научной психологии мир необычайных, не до конца освоенных и исследованных возможностей развития психотерапии, психотехники, психологической к…
- формат doc
- размер 2.26 МБ
- добавлен 20 июня 2009 г.
/ Перев. с англ. А. М. Татлы. баевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия. Здоровье и патология. O гуманистической биологии. Неврозы как ошибка личностного развития. О самоактуализации и о том, что выходит. за ее пределы. Креативность. Креативность и готовность к ней. Холистичный подход к творчеству. Эмоциональные преграды креативности. Потребность в креативных людях. Ценности. Слияние действительного и ценностно…
- формат fb2
- размер 3.55 МБ
- добавлен 04 сентября 2011 г.
М.: Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2005, 160с. Книга «Экзистенциальная психология» стала манифестом гуманистической психологии, возникшего в начале 60-х годов в США особого направления современной психологической науки. Основоположниками гуманистической психологии и ее признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Ролло Мэй и Карл Роджерс. Зародившись как оппозиция психоанализу и бихевиоризму, это направление очень быстро получи…
- формат odt
- размер 35.83 КБ
- добавлен 13 января 2012 г.
Академия социально-экономического развития, Москва, 2011, 24 с. Аннотация. Основные положения теории К. Роджерса «клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии», применение теоретичемких положений К. Роджерса в практике психотерапии.rn
- формат doc
- размер 2.72 МБ
- добавлен 18 июня 2011 г.
Издательство: Самиздат. 2008, 334 с. В книге рассматривается трансперсональная психология как новое направление в науке, теории ее представителей. Описан феномен мистического опыта и метод трансоанализа. Введение. Часть 1 Трансперсональная психология Трансперсональная психология – как новое направление в психологической науке. Базисные категории трансперсональной психологии. Психология мистицизма У. Джеймса. Аналитическая психология К. Г. Юнга….
Гуманистическая психология в спорте — BelievePerform
Гуманистическая психология в спорте — BelievePerform — ведущий веб-сайт по спортивной психологии в ВеликобританииГуманизм возник как психологическая структура в 1950-х годах как ответ на негативный взгляд на человечество со стороны бихевиоризма и психоанализа, доминирующих структур в то время. Гуманизм стал известен как «Третья сила» среди психологических структур. В отличие от учений бихевиоризма и психоанализа, основатели гуманизма Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй исследовали положительные аспекты человечества, такие как любовь, индивидуальность, творчество, надежда и актуализация. Их основное внимание было сосредоточено на врожденной доброте людей, стремлении и потенциале людей к достижению личностного роста, человеческой ответственности и реальном жизненном опыте человеческой личности. Гуманисты прежде всего утверждают, что каждый человек — уникальное существо, у которого есть возможность выбирать и изменять себя и свой образ жизни, также известный как свободная воля.
Авраам Маслоу, один из отцов гуманизма, наиболее известен своей «Иерархией потребностей» (рис. 1), которая представляет собой модель, используемую для объяснения его теории мотивации человека. Эта модель была построена, чтобы удовлетворить теоретические потребности мира и в то же время соответствовать тому, что Маслоу считал известными фактами. В исходной модели есть пять основных потребностей, определяющих мотивацию людей; физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации. Физиологические потребности состоят из основных вещей, которые люди должны иметь, чтобы выжить, таких как пища, вода и кров. Потребности в безопасности несколько более абстрактны, но все же являются физическими. Они включают в себя такие вещи, как безопасность и защита, а также свобода от страха и беспокойства. Потребность в принадлежности включает в себя дарение и получение любви, а также потребность чувствовать себя принятым и частью чего-то, например, семьи или группы. Далее следуют потребности в уважении, которые представляют собой стремление не только к самоуважению и самоуважению, но и к уважению и уважению других. Наконец, потребность в самореализации относится к человеческому желанию самореализоваться, делать то, что вы должны делать, и все, на что вы способны.
Это иерархия в том смысле, что для удовлетворения потребностей наверху необходимо сначала удовлетворить потребности внизу. Например, тот, у кого нет дома и кто вынужден спать на улице, не будет нуждаться в любви или принятии, пока не найдет убежище.Иерархия потребностей Маслоу до сих пор используется по-разному. В иерархию также было внесено несколько изменений и дополнений. Одно из самых заметных изменений в модели было внесено в 1990-х годах с добавлением трансцендентности (рис. 2). То есть, как только самоактуализация достигнута, у людей возникает потребность помочь другим также достичь этого состояния актуализации. Это подтверждает идею о том, что люди по своей природе хороши и хотят не только быть лучшими, кем они могут быть, но и хотят, чтобы окружающие также полностью реализовали свой потенциал.
Терапевтические методы гуманизма
Методы гуманистической терапии предназначены для того, чтобы помочь клиенту сделать альтернативный выбор в отношении своей жизни или личных идеалов. Терапевтический подход, который является наиболее фундаментальным для гуманистической психологии, был разработан Карлом Роджерсом (1951), когда он впервые применил гуманистические принципы в так называемой клиентоцентрированной терапии. Этот подход фокусируется на самооценке клиента и на том, как он может достичь конечной реализации (самоактуализации). Центральное место в клиентоцентрированной терапии занимают прочные доверительные отношения между клиентом и терапевтом. Есть несколько характеристик, которыми должен обладать терапевт, использующий клиентоцентрированную терапию; конгруэнтность, принятие, активное слушание, эмпатия. Для того чтобы клиентоцентрированная терапия работала, жизненно важно, чтобы терапевт проявлял высочайшее уважение к своему клиенту как к личности. Это означает, что терапевт не доминирует со своими собственными взглядами и уважает право клиента на самоуправление. Роджерс утверждает, что для терапевта важно смотреть на каждого клиента с индивидуальной гипотезой, а не с целью попытаться изменить его. Роль консультанта, использующего этот подход, состоит в том, чтобы принять клиента таким, какой он есть, и побудить человека объективно взглянуть на свой выбор, не навязывая клиенту свои собственные взгляды и идеалы, которым он затем просто следует. Еще одним ключевым аспектом отношений клиент-терапевт является эмпатия. Я-концепцию лучше всего может выразить психотерапевт, демонстрирующий точное эмпатическое понимание. Эмпатия также создает среду обучения, которая позволяет клиентам относиться к себе по-новому. Наряду с эмпатией Роджерс подчеркивает важность способности быть активным слушателем. Роль терапевта как активного слушателя состоит в том, чтобы прояснить и объективировать чувства клиента. Часто терапевт повторяет или переформулирует то, что клиент только что сказал ему. Это позволяет клиенту услышать то, что он сказал, и может помочь ему лучше понять и прояснить свои собственные мысли и эмоции. Это также дает им уверенность в том, что терапевт действительно слушает и то, что они говорят, важно.
Гештальт-психология является подвидом гуманизма и использует некоторые схожие техники в терапевтических условиях. Одной из терапевтических техник, более характерной для гештальта, является психодрама (пустой стул), когда клиент вступает в диалог с различными аспектами себя. Обычно клиент меняет местами, когда он берет на себя два разных компонента себя. Эта техника также использовалась для борьбы с гневом, направленным на кого-то другого, и в этом случае клиент берет на себя роль этого другого человека.
Гуманистическая психология в спорте
Спортивные психологи и тренеры, придерживающиеся гуманистического подхода, должны позволить спортсмену быть активным участником процесса. Он должен быть ориентирован на спортсмена и направлен на развитие у спортсмена самосознания, роста и развития. Согласно гуманистической модели коучинга Ломбардо (1999), цели спортсмена всегда должны иметь приоритет над целями тренера. Тренер, который должен быть просто проводником, а не авторитетной фигурой, должен проявлять эмпатию, понимание и помнить, что значит быть спортсменом. В то же время тренер также обязан бросать вызов своим спортсменам, задавая им «содержательные вопросы» и самостоятельно вырабатывая стратегию. В результате гуманистического обучения спортсмены остаются более увлеченными и увлеченными своим видом спорта, что также может снизить вероятность эмоционального выгорания в молодом возрасте (Ломбардо, 19 лет).99). Гештальт-терапия также использовалась в тренировках спортсменов несколькими способами, но в основном для развития самосознания (Simon, 2009).
Концепция потока Чиксентмихайи (2002) также связана с гуманистической спортивной психологией. Поток — это состояние сознания, когда человек полностью поглощен тем, что он делает, так что все другие мысли и эмоции исключены. Поток ассоциируется с максимальной производительностью, когда тело и разум работают как единое целое. В спорте есть девять измерений потока; четкие цели, концентрация, потеря чувства самосознания, искаженное ощущение времени, обратная связь, баланс между уровнем способностей и вызовом, контроль, деятельность внутренне вознаграждается и поглощена деятельностью. Пловец, который только что выиграл большую гонку и явно находился в состоянии потока, описал это как единое целое с водой и своим гребком. Она чувствовала полный контроль над ситуацией и точно знала, что нужно сделать ее телу, чтобы пройти соревнование и победить. Чтобы достичь потока, также важно иметь баланс между навыками и вызовом. То есть поставленная задача не может быть слишком сложной, но и не может быть слишком легкой. Найти идеальный баланс сложно, но необходимо (Джексон и Чиксентмихайи, 19 лет).99). Чувство контроля над ситуацией — одна из вещей, которая больше всего выделяется у спортсменов, которые испытывают поток, и является ключевым аспектом гуманизма, а также подчеркивает способность людей делать свой собственный выбор и брать на себя ответственность за них. выбор.
Популярные статьи
Посмотреть все статьиНАШИ ПАРТНЕРЫ
Роль гуманистической и экзистенциальной терапии в лечении психических заболеваний
В области психологии гуманистическая и экзистенциальная терапия стала мощным инструментом для решения широкого круга проблем психического здоровья. Эти терапевтические подходы, которые подчеркивают личностный рост, самосознание и поиск смысла, предлагают уникальную перспективу лечения психического здоровья.
Гуманистическая терапия, основанная на вере в присущую людям доброту и потенциал, фокусируется на субъективном опыте человека и его способности к самореализации. Экзистенциальная терапия, с другой стороны, исследует основные вопросы существования, такие как смысл, цель, свобода и неизбежность смерти.
Важность лечения психических заболеваний в современном обществе невозможно переоценить. С ростом распространенности психических расстройств и растущим признанием влияния психического здоровья на общее самочувствие эффективные терапевтические подходы становятся более важными, чем когда-либо. Терапия, ориентированная на уникальный опыт и потенциал роста человека, вносит ценный вклад в эту область.
В этой статье будут рассмотрены принципы и методы гуманистической и экзистенциальной терапии, их применение в лечении психических заболеваний, а также текущие исследования и доказательства, подтверждающие их эффективность. Также будут обсуждаться критические замечания и ограничения этих подходов, интеграция этих методов лечения с другими подходами, а также этические и культурные соображения, связанные с их практикой.
Гуманистическая терапия: основные принципы и методы
Также известная как личностно-центрированная терапия, основана на вере в присущую человеку способность к росту и самореализации. Этот подход рассматривает человека как эксперта по собственному опыту и подчеркивает важность эмпатии, безусловного положительного отношения и активного слушания в терапевтических отношениях.
Личностно-центрированный подход фокусируется на субъективном опыте клиента, способствуя самосознанию и личностному росту. Терапевт действует как фасилитатор, создавая безопасную и принимающую среду, в которой клиент может исследовать свои чувства, убеждения и поведение. Такой подход побуждает клиента брать на себя ответственность за свои действия и стремиться к самореализации – реализации своего полного потенциала.
Методы, используемые в гуманистической терапии, включают активное слушание, при котором терапевт полностью взаимодействует с опытом клиента; эмпатия, когда терапевт стремится понять и разделить чувства клиента; и безусловное положительное отношение, когда терапевт принимает и ценит клиента без осуждения. Эти техники помогают построить прочные терапевтические отношения, укрепляя доверие и открытость и позволяя клиенту участвовать в глубоком самоисследовании.
Экзистенциальная терапия: основные принципы и методы
Несмотря на некоторое сходство с гуманистической терапией, она имеет свою уникальную направленность и методы. Этот подход углубляется в экзистенциальные темы жизни, такие как смысл, цель, свобода и неизбежность смерти. Он побуждает клиентов противостоять этим проблемам и брать на себя ответственность за свою жизнь.
В экзистенциальной терапии исследование уникального существования клиента и проблем, с которыми он сталкивается, занимает центральное место. Терапевт помогает клиенту противостоять своим тревогам и страхам, принять свои ограничения и сделать правильный выбор. Такой подход побуждает клиента жить аутентично и создавать свой собственный смысл и цель.
Методы, используемые в экзистенциальной терапии, включают изучение экзистенциальных вопросов, борьбу с тревогой и содействие личной ответственности. Терапевт побуждает клиента задуматься о своем существовании, противостоять своим тревогам и страхам и взять на себя ответственность за свой выбор. Этот процесс может быть сложным, но он также может привести к глубокому личностному росту и более глубокому пониманию себя и своего места в мире.
Гуманистическая и экзистенциальная терапия в лечении психических расстройств
Они предлагают целостный подход к лечению психических заболеваний, рассматривая человека в целом, а не сосредотачиваясь исключительно на симптомах. Они обращаются к основным психологическим проблемам, побуждая клиентов исследовать свои чувства, убеждения и поведение, а также стремиться к личностному росту и самореализации. Этот подход может быть особенно полезен для людей, которые борются с такими проблемами, как низкая самооценка, проблемы в отношениях и экзистенциальные проблемы.
Ключевым преимуществом терапии является устранение основных психологических проблем, а не только симптомов. Эти подходы признают, что такие симптомы, как тревога и депрессия, часто возникают из-за более глубоких проблем, таких как отсутствие смысла или цели, трудности в отношениях или борьба с самопринятием. Помогая клиентам исследовать и решать эти основные проблемы, эти методы лечения могут способствовать устойчивым изменениям и росту.
Поощрение самоанализа и самоисследования — еще один важный аспект терапии. Эти подходы верят в способность человека к самопониманию и изменению. В ходе терапевтического процесса клиентам предлагается исследовать свои чувства, убеждения и поведение, размышлять о своем опыте и делать правильный выбор. Этот процесс может привести к повышению самосознания, личностному росту и большему чувству контроля и удовлетворенности жизнью.
Приложения
Его можно применять при широком спектре проблем психического здоровья, включая депрессию, тревогу, проблемы в отношениях и борьбу с самооценкой и самопринятием. Эти методы лечения могут помочь клиентам найти смысл и цель в своей жизни, улучшить свои отношения и способствовать формированию положительной самооценки и самооценки.
При лечении депрессии и тревожности гуманистическая и экзистенциальная терапия может помочь клиентам исследовать основные проблемы, способствующие их симптомам, такие как отсутствие смысла или цели, трудности во взаимоотношениях или борьба с самопринятием. Помогая клиентам решать эти проблемы и стремиться к личностному росту и самореализации, эти методы лечения могут способствовать устойчивым изменениям и улучшению психического здоровья.
Гуманистическая и экзистенциальная терапия также может быть полезна при решении проблем в отношениях. Эти подходы способствуют аутентичности и эффективному общению, помогая клиентам открыто и честно выражать свои чувства и потребности, понимать и уважать чувства и потребности других, а также строить отношения, приносящие удовлетворение и удовлетворение.
При решении вопросов самооценки и самопринятия гуманистическая и экзистенциальная терапия способствует формированию положительной самооценки и самооценки. Они побуждают клиентов принимать и ценить себя такими, какие они есть, стремиться к личностному росту и самореализации, а также жить подлинно и в соответствии со своими ценностями и убеждениями.
Критика и ограничения
Несмотря на свои сильные стороны, гуманистическая и экзистенциальная терапия не лишена критических замечаний и ограничений. Одним из распространенных критических замечаний является отсутствие эмпирических данных по сравнению с другими терапевтическими подходами, такими как когнитивно-поведенческая терапия. Хотя есть некоторые доказательства, подтверждающие эффективность этих методов лечения, необходимы более тщательные исследования.
Другим потенциальным ограничением терапии l является ее пригодность для лиц с тяжелыми психическими заболеваниями или в кризисных ситуациях. Эти подходы делают упор на самопознание и личностный рост, что может быть неприемлемо или неосуществимо для людей, находящихся в состоянии острого дистресса или с серьезными проблемами психического здоровья.
Наконец, личные предубеждения и ценности терапевта могут влиять на терапевтический процесс в гуманистической и экзистенциальной терапии. Эти подходы требуют, чтобы терапевт был глубоко вовлечен в терапевтический процесс, сопереживал опыту клиента и способствовал его самоисследованию и росту. Это участие может быть сложным и потенциально может привести к проблемам с границами или к тому, что терапевт навязывает клиенту свои собственные ценности и убеждения.
Интеграция гуманистической и экзистенциальной терапии с другими подходами
youtube.com/embed/reb0soc3k9o» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Гуманистическая и экзистенциальная терапия может быть эффективно интегрирована с другими терапевтическими подходами, такими как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и практика осознанности. Такая интеграция может повысить эффективность терапии и обеспечить более комплексный подход к лечению психических заболеваний.
Сочетание гуманистических или экзистенциальных принципов с методами когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) может быть особенно полезным. КПТ, направленная на изменение неадекватных мыслей и поведения, может дополнить акцент на самопознание и личностный рост в гуманистической и экзистенциальной терапии. Например, терапевт может использовать методы КПТ, чтобы помочь клиенту бросить вызов негативным убеждениям в себе, а также поощрять клиента исследовать свои чувства и переживания и стремиться к самореализации.
Включение практики внимательности в терапию также может улучшить самосознание и принятие. Внимательность, предполагающая сосредоточение внимания на настоящем моменте без осуждения, может помочь клиентам лучше осознать свои чувства, мысли и телесные ощущения, принять себя такими, какие они есть, и жить более аутентично.
Культурные соображения
Признание и уважение культурного разнообразия имеет решающее значение в терапии. Опыт и идентичность людей формируются их культурным происхождением, и это происхождение может влиять на их взгляды на психическое здоровье, лечение и терапевтические отношения.
Терапевты должны знать о своих культурных предубеждениях и должны стремиться понимать и уважать культурные ценности и убеждения своих клиентов. Это может включать адаптацию терапевтических методов в соответствии с культурными ценностями или изучение культурных проблем как части терапевтического процесса.
Например, в культурах, которые ценят коллективизм выше индивидуализма, акцент на индивидуальном росте и самореализации в терапии, возможно, должен быть сбалансирован с акцентом на семейные и общественные отношения. Точно так же в культурах с разными взглядами на психическое здоровье и терапию терапевтам может потребоваться адаптировать свой подход, чтобы сделать его более приемлемым и эффективным.
Обучение и квалификация для гуманистических и экзистенциальных терапевтов
Чтобы стать гуманистическим или экзистенциальным терапевтом, требуется обширное образование и подготовка. Обычно это включает в себя получение степени магистра или доктора в области психологии или смежной области, завершение контролируемого клинического опыта и получение профессиональной сертификации.
Непрерывное профессиональное развитие и постоянный контроль также имеют решающее значение. Терапевты должны быть в курсе последних исследований и разработок в этой области, и они должны регулярно размышлять о своей практике и искать обратную связь и поддержку.
В дополнение к этим формальным требованиям гуманистические и экзистенциальные терапевты также должны обладать определенными личными качествами. Они должны быть чуткими, открытыми и уважительными, и они должны быть готовы глубоко взаимодействовать со своими клиентами и способствовать их самопознанию и росту.
Этические соображения
Этические соображения имеют первостепенное значение в гуманистической и экзистенциальной терапии. Терапевты должны сохранять конфиденциальность клиентов, получать информированное согласие и уважать автономию и достоинство своих клиентов.
Самосознание терапевта также имеет решающее значение. Терапевты должны осознавать свои собственные предубеждения и ценности и стараться не навязывать их своим клиентам. Они также должны знать о потенциальных проблемах с границами и поддерживать соответствующие профессиональные границы.
Наконец, терапевты должны осознавать свои ограничения и при необходимости должны направлять клиентов к другим специалистам. Это может иметь место, если у клиента есть потребности, которые терапевт не может удовлетворить, или если личные проблемы или предубеждения терапевта мешают терапевтическому процессу.
Исследования и доказательная практика
Исследования и доказательная практика имеют решающее значение в гуманистической и экзистенциальной терапии. Хотя есть некоторые доказательства, подтверждающие эффективность этих методов лечения, необходимы более тщательные исследования.
Текущие направления исследований в этой области включают изучение механизмов изменений в гуманистической и экзистенциальной терапии, изучение эффективности этих методов лечения для конкретных групп населения или проблем, а также разработку и тестирование новых терапевтических методов.
Необходимость дальнейших эмпирических данных в поддержку эффективности терапии очевидна. Эти данные могут помочь подтвердить эти подходы, улучшить терапевтические методы и направить обучение и практику терапевтов.
Заключение
В заключение, терапия предлагает уникальный и ценный подход к лечению психических расстройств. Делая акцент на личностном росте, самосознании и поиске смысла, эти терапии могут помочь людям понять и решить свои психологические проблемы, жить более аутентично и стремиться к самореализации.