Когнитивная психология — кратко о главном. Основные положения, история и специфические особенности
Говорить о психологии сегодня как о науке единой невозможно. Каждое направление в ней предлагает свое понимание психической реальности, ее функционирования и подход к анализу определенных аспектов. Относительно молодой, но довольно популярной и прогрессивной является когнитивная психология. Кратко с этой научной отраслью, ее историей, методами, основными положениями и особенностями познакомимся в данной статье.
История
Начало когнитивной психологии положила встреча молодых специалистов электронной инженерии в Массачусетском университете 11 ноября 1956 года. Среди них были известные сегодня психологи Ньюэлл Аллен, Джордж Миллер и Ноам Хомски. Они впервые поставили вопрос о влиянии субъективных познавательных процессов человека на объективную реальность.
Важной для понимания и развития дисциплины стала книга «Изучение когнитивного развития» Дж. Брунера, опубликованная в 1966 году. Над созданием ее работали 11 соавторов – специалистов Гарвардского исследовательского центра. Однако основным теоретическим трудом когнитивной психологии признана книга с одноименным названием Ульрика Найссера – американского психолога и преподавателя Корнеллского университета.
Основные положения
Основные положения когнитивной психологии кратко можно назвать протестом против воззрений бихевиоризма (психологии поведения, начало 20 века). Новая дисциплина заявила, что поведение человека является производным мыслительных способностей человека. «Когнитивность» означает «познание», «знание». Именно его процессы (мышление, память, воображение) стоят над внешними условиями. Они образуют определенные понятийные схемы, с помощью которых и действует человек.
Основную задачу когнитивной психологии кратко можно сформулировать как понимание процесса расшифровки сигналов внешнего мира и интерпретации их, сравнений. То есть человек воспринимается как своего рода компьютер, который реагирует на свет, звук, температуру и другие раздражители, анализирует все это и создает шаблоны действий для разрешения проблем.
Особенности
Некомпетентные люди часто отождествляют бихевиоризм и когнитивное направление. Однако, как уже было сказано выше, это отдельные, самостоятельные дисциплины. Первая сосредоточена только на наблюдении за поведением человека и внешними факторами (стимул, манипуляция), формирующими его. Сегодня некоторые научные положения ее признаны ошибочными. Когнитивную психологию кратко и понятно можно определить как науку, изучающую психические (внутренние) состояния человека. От психоанализа ее отличают научные методы (а не субъективные ощущения), на которых базируются все исследования.
Круг тем, затрагиваемый когнитивным направлением, образуют восприятие, язык, память, внимание, интеллект и решение проблем. Поэтому эта дисциплина часто перекликается с лингвистикой, поведенческой неврологией, вопросами искусственного интеллекта и др.
Методы
Основным методом когнитивистов является замена личностного конструкта. Разработка его принадлежит американскому ученому Дж. Келли и относится к 1955 году, когда новое направление еще не было сформировано. Однако авторский труд во многом стал определяющим для когнитивной психологии.
Кратко личностный конструкт представляет собой сравнительный анализ того, как различные люди воспринимают и интерпретируют внешнюю информацию. Он включает в себя три этапа. На первом пациенту дают определенные инструменты (например, дневник мыслей). Они помогают определить ошибочные суждения и разобраться в причинах этих искажений. Чаще всего, ими являются состояния аффекта. Второй этап носит название эмпирического. Здесь пациент вместе с психотерапевтом отрабатывает приемы по корректному соотношению явлений объективной действительности. Для этого используется формулирование адекватных аргументов за и против, системы преимуществ и недостатков моделей поведения, проведение экспериментов. Заключительным шагом становится оптимальное осознание пациентом своих ответных действий. Это прагматический этап.
Если говорить кратко, когнитивная психология Келли (или теория личности) – это описание той самой понятийной схемы, которая и позволяет человеку осмысливать реальность и формировать определенные модели поведения. Ее успешно подхватил и развил Альберт Бандура. Ученый выявил принципы «научения через наблюдение» в модификации поведения. Сегодня личностный конструкт активно используется специалистами всего мира для изучения депрессивных состояний, фобий пациентов и выявления/коррекции причин их заниженной самооценки. В целом, выбор когнитивного метода зависит от типа психического расстройства поведения. Это могут быть методы децентрации (при социофобии), замены эмоций, смены ролей или целенаправленного повторения.
Связь с нейробиологией
Изучением поведенческих процессов в более широком смысле занимается нейробиология. Сегодня эта наука развивается параллельно и активно взаимодействует с когнитивной психологией. Кратко она затрагивает психический уровень, и больший акцент делает на физиологических процессах в нервной системе человека. Некоторые ученые даже прогнозируют, что в будущем когнитивное направление может быть редуцировано к нейробиологии. Препятствием этому окажутся только теоретические расхождения дисциплин. Когнитивные процессы в психологии, кратко говоря, более абстрактны и иррелевантны к воззрениям нейробиологов.
Проблемы и открытия
Работа У. Найссера «Познание и реальность», вышедшая в 1976 году, определила основные проблемы развития новой дисциплины. Ученый предположил, что данная наука не может решать повседневные вопросы людей, опираясь только на лабораторные методы экспериментов. Также он дал положительную оценку теории прямого восприятия, разработанного Джеймсом и Элеонорой Гибсонами, которая может успешно использоваться в когнитивной психологии.
Кратко познавательные процессы затронул в своих разработках американский нейрофизиолог Карл Прибрам. Научный вклад его связан с исследованием «языков мозга» и созданием голографической модели психического функционирования. В ходе последней работы был проведен опыт – резекция мозга животных. После удаления обширных участков память и навыки сохранились. Это дало основание утверждать, что за познавательные процессы отвечает весь мозг, а не отдельные его области. Сама голограмма работала на базе интерференции двух электромагнитных волн. При отделении любой ее части, картинка сохранялась целиком, хотя менее четко. Модель Прибрама до сих пор не принята научным сообществом, однако, часто обсуждается в трансперсональной психологии.
В чем может помочь?
Практика личностных конструктов помогает психотерапевтам лечить психические расстройства у пациентов, либо сгладить их проявление и сократить риск появления рецидивов в будущем. Кроме того, когнитивный подход в психологии кратко, но прицельно помогает повысить эффект медикаментозной терапии, скорректировать ошибочные конструкты и устранить психосоциальные последствия.
подход, представители и основные положения
Содержание
- Суть и идеи науки
- Основоположники и последователи направления
- Становление и развитие
- Модели внимания
- Преимущества и недостатки
- Методы исследования
- Взаимодействие с другими науками
- Полезное видео
Психология — относительно новая многогранная наука, которая активно развивается в последние годы. Она включает несколько направлений, изучающих явления психики людей. Каждое из направлений имеет свои методики проведения исследований, теоретическую основу. Когнитивная психология — это новая ветвь психологической науки, цель которой изучение мыслящего разума.
Суть и идеи науки
Когнитивизм в психологии изучает познавательные процессы, протекающие в человеческой психике. Это направление психологической науки должно отвечать на следующие вопросы:
- Как индивид может решать проблемы?
- Как мысли формулируются с помощью языка?
- Каким образом мозг обрабатывает поступающую информацию?
- Как формируется память?
Идеи направления:
- Учет хронометрических данных. Исследователи рассчитывают время, которое человек тратит на поиск решения проблем.
- Поэтапная обработка. Полученная информация анализируется поэтапно, при этом часть ее остается неосознанной.
- Сравнение познавательных процессов, которые протекают в человеческом мозге, с работой современного компьютера. Исследователи выделяют главное сходство — электронное устройство может получать, сохранять, обрабатывать информацию, подобно работе человеческого мозга.
- Расчет объема человеческой психики. Исследователи уверены, что предел есть у всего что связано с работой головного мозга.
- Фундамент когнитивной психики — познавательные процессы. Главный упор изучений делается на развитие, понимание искусственного интеллекта.
- Кодировка. Ученые выдвигают теорию, что любые данные имеют индивидуальный код, позволяющий разделять получаемую информацию на отдельные ячейки.
Изучив идеи этой науки, можно сделать вывод, что это не новый экспресс-тренинг, созданный для получения денег, а серьезное научное направление.
Основоположники и последователи направления
Это уникальное направление, поскольку образовалось благодаря нескольким людям, которые создали похожие научные труды, основывающиеся на одной цели. Представители:
- У. Найссер;
- Джером Брунер;
- Джордж Миллер;
- Герберт Саймон.
Становление и развитие
Наука возникла благодаря трудам американских ученых. В 40-е годы 20 века среди исследователей появился повышенный интерес к изучению человеческого сознания. Постепенно на эту тему начали появляться научные труды. Появилось новое понятие — познание. Оно определяет все поступки человека, его сознание. Первый ученый, с которого начались основные исследования, развивающие когнитивную психологию, как отдельное направление психологической науки — У. Нессер.
Модели внимания
Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:
- Канал передачи — ЦНС. Имеет ограниченную пропускную способность.
- Селекция происходит на ранних стадиях сенсорного анализа.
Этапы переработки:
- Физические стимулы воздействуют на органы чувств.
- С помощью сенсорной регистрации поступающие данные сохраняются в иконической памяти.
- Значимая информация отсеивается с помощью фильтра.
- Последний этап — анализ отобранных данных.
Поздняя селекция Дональда Нормана:
- Поступающие данные одновременно опознаются, обрабатываются, проходят начальный анализ.
- Важная информация отсеивается.
- Отобранные данные проходят глубокий анализ. После обработки ненужная информация
- забывается.
Модель А. М. Трейсмана:
- Между вербальным анализом сообщения, входными сенсорными сигналами расположен перцептивный фильтр. Его задача заключается в усилении различных сигналов, отсеивании ненужной информации.
- Когда данные пройдут фильтр, информация делится на отдельные потоки с разным порогом активации.
Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:
- Без сосредоточения, концентрации внимания, сознательных усилий. Автоматическая обработка, которая происходит параллельно, быстро. После получения данных основными рецепторами, они быстро обрабатываются. При этом выделяются наиболее простые, заметные признаки предметов.
- Фокусировка внимания. Обработка проходит последовательно. Для этого нужно сконцентрировать внимание, приложить сознательные усилия.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
- доступность экспериментальных исследований;
- развитие этого направление вносит огромный вклад в психотерапию, управление здоровьем;
- активное изучение работы ЦНС, мыслеобразования, запоминания.
Недостатки:
- Даже несмотря на активное развитие направления, оно представляет собой набор теорий, утверждений, учений, но не отдельную школу.
- Пренебрежение мотивацией, аффектом как важнейшими коррелятами.
Когнитивные подходы изучения личности дают благоприятные прогнозы на будущее.
Методы исследования
Современное направление когнитивизма представляет собой множество концепций, объединенных между собой. Исследования, которые проводятся в рамках развития когнитивной психологии, преследуют следующие цели:
- изучение перцепции;
- исследование памяти, сортировки, хранения данных;
- изучение когнитивной картины мира;
- изучение познания любых живых организмов;
- изучение атрибутивных процессов;
- исследование бессознательного поведения, познания, восприятия.
Главный метод проведения исследований — лабораторные эксперименты. Методологические установки:
- познание определяет поведение;
- ментальное образование — главный источник данных;
- поведение — целостный феномен.
При проведении исследований ученые ни используют общепринятую модель работы мозга. Работа протекает в узких специализированных областях — чтение, запоминание.
Взаимодействие с другими науками
Основные положения когнитивной психологии применяются для развития различных отраслей психологической науки:
- социальной психологии;
- развитие личности;
- психологии образования.
Учения когнитивизма противоречат нейробиологии. Нейробиологические исследования (например, МРТ) показывают работу головного мозга, не передавая информации о мыслительных процессах. Эмпирический подход, которым руководствуются последователи когнитивной психологии, вызывает отрицание со стороны нейробиологии. Они утверждают, что когнитивисты заняты созданием моделей искусственного интеллекта.
Когнитивная психология — это не очередная псевдонаучная отрасль психологической науки, которое разрабатывалось для заработка денег. Она является серьезной наукой нового поколения, которая занимается изучением получения, распределения и сохранения информации в памяти.
Полезное видео
В видео кратко рассказано о том, что такое когнитивная психология и чем она отличается от других направлений психологии.
Рейтинг автора
Написано статей
Об авторе
Заглавная страница
КАТЕГОРИИ: Археология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Техника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Влияние общества на человека Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджиоБалочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 22Следующая ⇒ Когнитивная психология— раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания ,чувств представления информации ,логического мышления ,воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования. Когнитивная психология на современном этапе развития во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности. В качестве базовой метафоры когнитивной психологии используется компьютерная метафора, уподобляющая функционирование человеческого мозга функционированию компьютерного процессора. Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер,Джером Брунер, Герберт Саймон,Карл Прибрам, Борис Величковский. Связь когнитивной психологии и нейробиологии Существует точка зрения, согласно которой когнитивная психология и нейробиологияв настоящее время развиваются параллельно, активно взаимодействуя друг с другом, но со временем когнитивная психология будет полностью редуцирована к нейробиологии. Вклад Карла Прибрама Одно из вызывающих большой интерес у учёных направлений когнитивной психологии – разработка голографической модели функционировании психики. Эта модель получила широкую известность благодаря работам Карла Прибрама, которые стали результатом его сотрудничества с известным американским психологом и физиологом Карлом Спенсером Лешли. Прибрам оказывал ему помощь в систематизации результатов исследований по резекции части головного мозга у животных. В результате проделанной работы Прибрам сделал вывод, что память и имеющиеся навыки сохраняются у подвергшихся резекции животных и после удаления обширных участков мозга. Это означает, что память и выработанные навыки распределены по всему объёму мозга, а не локализованы в его определённых участках. Прибрам использовал работы физика Дэвида Бомаи уподобил функционирование памяти физической голограмме. Сущность голограммы состоит в сохранении в материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, которые испускаются когерентными источниками. Один из источников представляет собой отражение определённого объекта, а при интерференции этих двух источников происходит формирование интерференционного изображения в виде светлых и темных колец. Освещение голограммы лучом лазера приводит к появлению объёмного изображения объекта, зафиксированного в голограмме. Особенность голографической матрицы состоит в том, что при отделении от неё части любого размера в этой части сохраняется вся картина целиком, хотя и менее чёткая. Некоторые положения этих теоретических построений были экспериментально подтверждены А. Лурией,Б. Величковским, В. Кучеренко. Хотя предложенная Прибрамом голографическая модель не получила всеобщего признания научного сообщества, она обсуждается многими известными психологами, а также играет важную роль втрансперсональной психологии. ⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒ Читайте также: Формы дистанционного обучения Передача мяча двумя руками снизу Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека Основные ошибки при выполнении передач мяча на месте |
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.004 с.) |
Когнитивная психология | Психологические подходы
Когнитивный подход в психологии — это изучение разума как обработчика информации, впервые получившее популярность в 1950-х и 1960-х годах. Концепция часто связана с разработкой машины «Энигма», построенной Аланом Тьюрингом во время Второй мировой войны, которая открыла путь к развитию современного компьютера. Когнитивные психологи часто используют метафору компьютера при обсуждении разума с точки зрения того, как компьютеры обрабатывают информацию. Целью этого подхода является построение когнитивных моделей обработки информации, которая происходит в уме и может включать в себя то, как мы воспринимаем вещи, как мы понимаем язык и как мы вспоминаем события из памяти.
Подход в значительной степени возник в середине 1950-х из-за трех основных факторов:
- Неудовлетворенность несколько упрощенными экспериментальными принципами бихевиоризма. Когнитивные психологи предполагают, что поведение является результатом когнитивных процессов, и поэтому следует исследовать именно процессы, а не результирующее поведение.
- Достижения в улучшенных технологиях, используемых для экспериментов. Хотя несколько более упрощенные методы нейровизуализации использовались с 1880-х годов, достижения в технологии нейровизуализации позволили лучше и точнее визуализировать живой человеческий мозг.
- Сравнение человеческого мозга и компьютера в отношении обработки информации. Успех и быстрое распространение компьютеров после машины Тьюринга, которая расшифровала код-загадку во время Второй мировой войны, способ, которым компьютеры обрабатывают информацию с использованием правил или сетей, позволил исследователям задуматься о том, как человеческий мозг также может обрабатывать информацию.
Когнитивная психология в настоящее время является одним из доминирующих подходов в предмете психологии, что обусловлено рядом причин. В основном это движение возникло из-за неудовлетворенности бихевиористским подходом, который измеряет только внешнее поведение, что некоторые психологи считают единственным объективным методом измерения поведения. Бихевиоризм предполагает, что внутренние психические процессы невозможно точно измерить, и поэтому они будут субъективными и ненаучными. Однако когнитивный подход делает акцент на психических процессах как на связующем звене между стимулом/вводом и реакцией/выводом (т. е. внешним поведением).
Во-вторых, разработка лучших экспериментальных методов также позволила внедрить когнитивную психологию как научное исследование мозга. В то время как психодинамический подход направлен на объяснение внутренних психических процессов с помощью того, что некоторые могут назвать субъективными методами, когнитивный подход может использовать такие технологии, как сканеры фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография), среди прочего, для просмотра того, как функционирует мозг.
Как уже упоминалось, развитие компьютеров в середине 20-го века также стало катализатором когнитивного движения, поскольку позволило провести сравнение, помогающее объяснить сложные психические процессы, происходящие у людей.
Основные предположения когнитивной психологии
Когнитивный подход основан на трех основных предположениях:
- Люди являются обработчиками информации. Мы похожи на компьютеры, поскольку наш мозг получает информацию и может преобразовывать, хранить или извлекать эту информацию из памяти.
- Опосредующие процессы происходят между стимулом и реакцией. В то время как бихевиоризм измеряет только реакцию (поведение), вызванную стимулом, когнитивная психология стремится найти недостающее звено того, что происходит внутри между стимулом или входом и реакцией или выходом. Эта точка зрения делает акцент на психических процессах организма и на том, как они влияют на поведение.
- Психологию следует рассматривать как науку. Следуя примеру бихевиористов, которые также следуют этому основному предположению, когнитивный подход предполагает, что исследование должно быть объективным, основанным на контролируемых научных методах исследования поведения.
Возникновение когнитивной психологии.
Возникновение когнитивной психологии несколько оспаривается, поскольку произошло где-то между 1950 и 1970. Однако 1956 год был решающим для его развития; Ноам Хомский выступил с докладом о своей теории языка во время встречи в Массачусетском технологическом институте, Джордж Миллер обсудил магическое число семь в связи с кратковременной памятью, Ньюэлл и Саймон впервые обсудили модель общего решения проблем и систематическую попытку изучения формирования понятий. с когнитивной точки зрения провели Брунер, Гудноу и Остин.В это время между психологом-бихевиористом Б. Ф. Скиннером и лингвистом и ученым-когнитивистом Ноамом Хомски также велись важные дебаты о том, как люди изучают и обрабатывают язык. Б. Ф. Скиннер был психологом-первооткрывателем господствовавшего тогда бихевиористского подхода к психологии. Скиннер и другие бихевиористы предположили, что мы не можем изучать сознание, используя научные измерения, и поэтому психологам необходимо строить модели, которые не полагаются на измерения ума. Он также предположил, что психология должна быть ограничена изучением поведения и того, как оно возникает в результате внешних раздражителей, поэтому мы должны рассматривать язык как способность, которая развивается под влиянием окружающей среды. Хомский, с другой стороны, предположил, что мы можем с научной точки зрения изучать психические процессы, которые способствуют обработке языка (то есть анализу устной и письменной речи). Он утверждал, что человеческое поведение является результатом умственной обработки и поэтому должно быть в центре внимания психологии.
Название «когнитивная психология» происходит от одноименной книги 1967 года Ульрика Нейссера, которого многие считают «отцом когнитивной психологии». В этой публикации Нейссер объединил исследования, касающиеся восприятия, распознавания образов, внимания, решения проблем и узнавания. Считается, что эта книга оказала большое влияние на развитие этой области исследований.
Когнитивная психология расширилась с момента своего появления в 1950-х годах и вышла на передний план современных психологических исследований наряду с биологической психологией. С его расширением было разработано несколько подходов к человеческому познанию, чтобы помочь нам лучше понять человеческое познание с помощью различных терминов и методов исследования.
Подходы к когнитивной психологии
Существует четыре основных подхода к области когнитивной психологии:
- Экспериментальная когнитивная психология — включает изучение человеческого познания на основе поведенческих данных чтобы понять человеческое познание
- Когнитивная нейропсихология – не путать с когнитивной нейробиологией, когнитивная нейропсихология занимается изучением пациентов с повреждениями головного мозга как способом понимания нормального познания
- Вычислительная когнитивная наука. Включает разработку вычислительных моделей для дальнейшего понимания человеческого познания.
Как вы могли заметить, каждый подход имеет немного разные способы сбора информации о человеческом познании, от разработки моделей мыслительных процессов до изучения пациентов с травмами головного мозга.
Согласно когнитивной психологии, люди обрабатывают информацию подобно компьютеру. Мы получаем входную информацию, разум обрабатывает информацию, и мы выполняем поведение в ответ, на выходе. Например, вы сидите за письменным столом и мимо вас проползает паук, ваша память вспоминает информацию о пауках и поэтому вы понимаете, на что смотрите; судя по вашей памяти, вы можете бояться пауков, и поэтому ваш выход может состоять в том, чтобы отпрыгнуть от стола.
Эта концепция обработки информации предшествует когнитивному движению 1950-х годов. В книге Толмена 1932 года « Целенаправленное поведение животных и человека » Толмен предполагает, что обучение основано на отношениях, которые формируются между стимулами. Он называет эти отношения когнитивными картами, которые теперь также могут быть известны как схемы. Это карты, которые мы создаем, чтобы быстро выработать реакцию на раздражители.
Подход к обработке информации основан на ряде допущений:
- Системы обработки вычисляют собранную информацию, доступную из окружающей среды.
- Эти системы обработки могут систематически преобразовывать или изменять информацию.
- Целью когнитивных исследований является уточнение и определение процессов и структур, лежащих в основе когнитивных функций.
- Информационные процессы у людей напоминают компьютерные.
Процессы опосредования
Процессы опосредования относятся к внутренним умственным вычислениям, которые происходят между стимулом и реакцией. Когнитивные психологи предполагают, что вам необходимо понимать опосредованные процессы, чтобы понять поведение. В то время как бихевиористы игнорируют внутренние процессы (поскольку некоторые считают их субъективными), когнитивный подход предполагает, что внутренние психические процессы можно измерить с помощью научных экспериментов.
Основные направления исследований
Существует пять основных направлений исследований, посвященных посредническим процессам в сознании. К ним относятся:
- Восприятие – как мы понимаем и интерпретируем стимулы
- Внимание – как мы фокусируем ограниченные умственные ресурсы
- Память – как мы сохраняем и используем воспоминания о прошлых событиях
- Язык – как мы общаемся и интерпретируем сообщения
- Мышление и рассуждение – Как мы решаем проблемы
Методы исследования когнитивной психологии
Когнитивные исследования в основном включают экспериментальные планы, которые изменяют стимул (независимая переменная) и измеряют изменения реакции или действия (зависимая переменная). Этот подход к психологии использует многие из тех же методологических рамок, что и бихевиористские исследования, хотя он в значительной степени связан с опосредованной обработкой информации, которая происходит в уме между стимулами и реакциями.
Как указывалось в предыдущем разделе, когнитивные психологи также используют другие методы для понимания человеческого познания.
Вычислительное моделирование
Некоторые когнитивные психологи рассматривают разум как информационный процессор, подобный компьютерам. Они предполагают, что компьютеры, как и разум, хранят (представляют) данные (информацию) и выполняют вычисления (обработку) данных.
Вычислительные модели позволяют нам увидеть, как мозг может обрабатывать информацию, следуя последовательной цепочке событий или через нейронную сеть процессов. Таким образом, существует два типа компьютерного моделирования:
- Система, основанная на правилах (или символьная система) — работает как традиционная компьютерная программа, которая следует за списком команд, таких как операторы IF/THEN
- Искусственная нейронная сеть (ANN) — более свободная модель, определяется определенными правилами, но обрабатывает информацию через сеть соединений между процессорами.
Нейровизуализация
Магнитно-резонансная томография (МРТ) Нейровизуализация
Возможности технологии нейровизуализации значительно расширились во второй половине 20-го века, что позволяет нам теперь видеть внутреннюю работу мозга, выполняя задачу. Конечно, существуют разные методы нейровизуализации, которые позволяют нам с разной степенью детализации увидеть, как работает мозг. Эти методы включают следующее:
- Positron Emission Tomography (PET)
- Magnetic Resonance Imaging (MRI)
- Functional Magnetic Resonance Imaging (fMRI)
- Magnetoencephalography (MEG)
- Contast X-rays
- X-ray Computed Tomography (CT)
- Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)
- Электроэнцефалография (ЭЭГ)
Когнитивная нейропсихология
Когнитивная нейропсихология занимается изучением пациентов с травмами головного мозга и изучением того, как это влияет на их поведение и когнитивные функции. Большинство экспериментов в когнитивной психологии основаны на нормальном познании, тогда как когнитивная нейропсихология фокусируется конкретно на атипичном познании. Тем не менее, это позволяет нам понять, как на познание влияют повреждения определенных частей мозга, обеспечивая более широкое понимание того, как функционирует мозг и как разум может обрабатывать данные.
Эта форма когнитивных исследований тесно связана с биологической психологией, поскольку требует детального понимания мозга и того, какие области мозга контролируют какие функции.
Критическая оценка когнитивной психологии
Когнитивный подход направлен на то, чтобы всегда использовать тщательно контролируемые и строгие эксперименты для изучения психических процессов. Эта сила означает, что подход можно рассматривать как научную перспективу в психологии. Однако психолог-гуманист Карл Роджерс предположил, что лабораторные эксперименты имеют небольшую экологическую ценность, поскольку они создают искусственную среду, которая практически не имеет основы в реальном мире.
Тем не менее, этот подход можно легко комбинировать с другими подходами, такими как бихевиоризм в случае теории социального научения Бандуры. Однако Б. Ф. Скиннер критиковал когнитивную психологию, поскольку считал, что измерить можно только внешнее поведение и что, следовательно, любая попытка измерить внутренние психические процессы будет субъективной и ненаучной.
Этот подход также подвергался критике за его машинный редукционизм, приравнивающий человеческий разум к компьютеру. Эта сильная зависимость от компьютерных сравнений открывает вопрос о том, действительно ли человеческий разум работает подобно компьютеру. Он также сводит сложные психические процессы к ряду входов и выходов.
На этом примечании когнитивные психологи часто сосредотачиваются главным образом на логических аспектах психических процессов и часто игнорируют или упускают из виду эмоциональные, творческие и социальные аспекты, которые также влияют на мышление. Это говорит о том, что данный подход имеет узкую направленность на психические процессы.
Когнитивная перспектива стала одним из наиболее широко используемых подходов в психологии и применялась в широком диапазоне практических и теоретических контекстов. Например, когнитивно-поведенческая терапия Арона Бека (КПТ) в значительной степени эффективна при лечении депрессии и несколько эффективна при лечении тревоги. КПТ используется для изменения того, как люди обрабатывают информацию, и для изменения точки зрения на ситуации в своей жизни.
Когнитивная психология
Когнитивная психология — еще одна школа мысли, которая исследует внутренние процессы или познание и пытается изучить мыслительные процессы, память и стадии, связанные с когнитивным развитием на долгосрочной основе. Две важные характеристики когнитивного подхода, которые отличают когнитивных психологов от других школ мысли, описаны ниже:
- Когнитивный подход к психологии в значительной степени опирается на научные методы анализа поведения, в отличие от поведенческого подхода, который фокусируется на самоанализе для исследования поведенческих паттернов. .
- Когнитивные психологи признают важность внутренних психических состояний, таких как мысли, эмоции, чувства и желания, влияющих на повседневные модели поведения.
Основной целью когнитивной психологии является изучение того, как люди приобретают и используют полученные знания и информацию в уме так же, как компьютерный процессор. Основное предположение, лежащее в основе когнитивной теории, состоит в том, что решения различных проблем принимают форму эвристик, алгоритмов или инсайтов. Ключевыми областями исследовательского интереса в когнитивной психологии являются память, внимание, восприятие, обучение, мышление, язык, категоризация и т. д.
Исторический фон когнитивной школы мысли
Хотя данные исследований доказывают, что исследователи ранее проводили исследовательскую работу в области когнитивных подходов, когнитивная психология приобрела свое значение как раздел психологии в конце 50-х и 60-х годов. Область когнитивной психологии находится под сильным влиянием разработок в области компьютерных наук и технологий.
Дональд Бродбент в своей книге «Восприятие и общение» в 1958 году изложил теорию информации, в которой он открыл новые идеи и возглавил разработку новой модели познания, включающей обработку информации. Ульрик Нейссер ввел термин «когнитивная психология» в одной из своих книг, опубликованных в 1919 г.67. Основа этого подхода была заложена в гештальт-психологии в работах Макса Вертгеймера, Курта Коффки, Вольфганга Кхлера и Жана Пиаже, которые пытались изучать интеллектуальное развитие и развитие детей.
Хотя когнитивная перспектива не является детищем какого-либо одного исследователя или мыслителя, Ноам Хомский (1928) сыграл значительную роль в своих дальновидных выводах о когнитивной революции. Американский лингвист был весьма недоволен перспективой бихевиоризма и считал бихевиоризм недальновидным. Он считал, что для того, чтобы дать осмысленную интерпретацию психологической предрасположенности, познание или внутреннее психическое состояние следует интегрировать вместе с поведенческими паттернами (Miller, 2003).
Когнитивная теория Жана Пиаже
Жан Пиаже известен своим вкладом в поэтапную теорию когнитивного развития, которая описывает, как дети развиваются с точки зрения логического и научного мышления в течение определенного периода времени. По мере того, как дети переходят к следующему этапу, можно наблюдать постепенное изменение или развитие их мыслительных и логических способностей.
Применение когнитивной психологии как специализированной дисциплины
Когнитивная психология изучает сложные внутренние или психические процессы, которые включают анализ функционирования головного мозга высшего порядка, включая решение проблем, мышление и использование речи. Теория использует широкий спектр когнитивных инструментов для описания того, как люди воспринимают, интерпретируют и действуют в ответ на свое окружение, включая принятие решений и рассуждения. Когнитивные психологи в равной степени пытаются проанализировать, как наши эмоции, такие как страх и желание, влияют на наши когнитивные способности, и в определенные моменты проводят исследования вместе с нейробиологами для диагностики эмоциональных проявлений и их влияния на когнитивные способности. Когнитивная психология находит применение в промышленных организациях, менеджменте, развитии и психологии детей, образовании и во многих других областях.
Когнитивная психология имеет свои приложения в различных областях, связанных с психологией, для решения психологических проблем как в организационном, так и в личном контексте.
- Депрессия: с помощью методов консультирования и когнитивной терапии психиатры или консультанты помогают своим пациентам бороться с депрессией вместе с антидепрессантами для лечения депрессии.
Антисоциальное и агрессивное поведение: Агрессивное и антиобщественное поведение людей зависит от того, как люди обрабатывают социальную информацию и реагируют на поведение других людей. Кеннет Додж определил пять сигналов, которым люди следуют, оценивая и реагируя на поведение других людей, которые описаны ниже:0005
- Кодирование социальной информации
- Интерпретация социальной информации или сигналов
- Поиск ответа
- Оценка ответов
- Реализация ответа
Лучше осознавая 5 вышеперечисленных важнейших процессов, люди могут делать осознанный выбор в отношении моделей своего социального поведения и учиться контролировать уровень агрессии в своем поведении, не торопясь и обдумывая каждый шаг по мере необходимости.
- Образование: изучение когнитивной психологии по-разному влияет на сферу образования. Четыре этапа когнитивного развития Жана Пиаже учитывают умственную и биологическую готовность учащихся на разных этапах воспринимать различную информацию, которую учителя должны учитывать при выборе методов обучения. Кроме того, инструкторы и преподаватели пытаются использовать когнитивный подход для обучения учащихся, оценивая предпочтительные стили обучения, которые могут быть визуальными, слуховыми или кинестетическими.
- Реклама и когнитивная психология: Специалисты по рынку используют концепции когнитивной психологии для разработки своих маркетинговых программ, которые могут произвести впечатление на аудиторию и повлиять на ее покупательское поведение.
- Объясняет, как человеческий мозг обрабатывает информацию: человеческий мозг имеет тенденцию обрабатывать информацию так же, как компьютерные процессоры, сортируя, фильтруя и воспроизводя желаемые результаты или вызывая желаемые ответы соответственно (Willingham, 2007).
Преимущества и ограничения когнитивного подхода
Преимущество когнитивного подхода заключается в том, что он практически применим в различных областях, и его ценят за то, что он в значительной степени опирается на научные методы или эксперименты в качестве основного метода исследований и исследований. Недостатком когнитивного подхода является то, что он в значительной степени опирается на когнитивные или внутренние психические процессы, которые нельзя наблюдать напрямую. Поскольку результаты основаны на исследовании или изучении невидимых процессов, теория подвергалась критике за субъективность и отсутствие научного подхода, в результате чего достоверность результатов исследования вызывает сомнения. Теория также подвергалась критике за то, что она не принимала во внимание другие факторы, влияющие на поведение, согласно Палмеру и Холлину. Теория была названа редукционистской, поскольку основное внимание уделяется только 5 когнитивным процессам, таким как внимание, мышление, восприятие, память и язык, в то время как другие факторы не учитывались.
❮❮ Предыдущий | Следующий ❯❯ |
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг по стандарту ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.
Что такое когнитивная психология и общие подходы к изучению познания человека в COMP6044
Область применения когнитивной психологии
когнитивная психология обычно понимается как часть психологии, но специализируется на изучении внутренних восприятия, памяти и принятия решений. В книге «Принципы когнитивной психологии» это описано как:
«исследование основных внутренних психологических процессов, которые участвуют в осмыслении окружающей среды и принятии решения о том, какие действия могут быть уместными».
Проблемы изучения когнитивной психологии
Когнитивная психология является сложным предметом для изучения не потому, что она требует интеллектуальных усилий, а потому, что предмет изучения невидим для человеческого глаза. Кроме того, процессы, происходящие в нашем мозгу, не всегда ясны.
Например, когда-то считалось, что мыслительный процесс работает последовательно. Другими словами, считалось, что мы обрабатываем информацию по одному и эти процессы никогда не происходят параллельно. Эта идея, однако, не может объяснить, как человек может работать в режиме многозадачности. Теперь это заменено теорией параллельной обработки.
Точно так же считалось, что стимул всегда вызывает реакцию. Согласно этой теории, кусок материала для чтения может быть формой стимула, который, в свою очередь, вызывает некоторую реакцию или действие, которые можно измерить. Эта концептуальная структура называется обработкой сверху вниз. Тем не менее, было разработано и показано множество экспериментов, и люди пропускают прочитанные утверждения из-за того, что мозг не реагирует чисто и просто на стимул. Наоборот, у нас есть собственное восприятие и ожидания, которые могут мешать тому, как мы обрабатываем информацию о стимулах. Нам дали пример утверждения, в котором говорится: «Париж весной». С помощью подобных экспериментов с повторяемыми результатами и наблюдениями было показано, что многие люди читают это высказывание как «Париж весной». Тот факт, что слово «the» повторяется, часто упускается из виду. Это пример восходящей обработки мозга. Другими словами, мозг не только реагирует на стимул как на независимый триггер реакции, но и восприятие и ожидание также играют свою роль.
В целом, в этих вводных главах содержится сильный посыл о том, что основная проблема когнитивной психологии состоит в том, чтобы определить точный процесс, используемый мозгом. В инженерных терминах можно описать ситуацию как исследование черного ящика, где входы и выходы можно контролировать, измеряя, но открывать черный ящик запрещено. Или, возможно, в математических терминах можно описать ситуацию как исследование функционального ящика, где снова можно измерить входы и выходы, но точная математическая функция ящика неизвестна. В обеих аналогиях мы видим несколько возможностей, и теории могут быть разработаны для любого заданного набора входов и выходов. Поэтому мы никогда не можем быть уверены, что предлагаемый процесс представляет собой то, как функционирует мозг. В лучшем случае мы приходим к концептуальной модели, которая помогает нашему пониманию.
Четыре основных метода исследования в когнитивной психологии
Учитывая, что мы изучаем черный ящик, который мы не можем открыть, возникает следующий логический вопрос: как его изучать? Казалось бы, в области когнитивной психологии существует четыре основных способа изучения познания: А) экспериментально, Б) путем сравнения пациентов с повреждением мозга, В) путем разработки вычислительных моделей и Г) путем сканирования мозга.
Эксперимент
Из всех методов экспериментальные методы легче всего понять. Они обычно проводятся в контролируемой среде, которая поддается научным исследованиям данных. Однако этот тип подходов обычно подвергается сомнению по двум причинам: а) как объяснялось ранее, они могут предоставить только косвенные данные о вовлеченных внутренних процессах, и б) учитывая контекст контролируемой среды, которая является в высшей степени искусственной, часто трудно чтобы оправдать или поверить, что испытуемые будут вести себя точно так же в реальной жизни.
Сравнение
Интересен метод сравнения. По сути, когнитивные психологи ищут пациентов с поврежденным мозгом и сравнивают, что они могут или не могут делать с другими пациентами. Например, если у них есть пациенты, которые очень хорошо говорят, но не слышат, они могут сделать вывод, что процессы, связанные с речью, не зависят от процессов, связанных со слухом. Этот метод наиболее убедителен, когда встречаются пациенты с противоположной матрицей навыков. Например, если группа пациентов может очень хорошо справиться с задачей А, но не с задачей В, а другая группа пациентов может очень хорошо справиться с задачей В, но не с задачей А, мы можем с уверенностью заключить, что процессы, вовлеченные в задачу А или В, полностью независимы друг от друга.
Однако этот метод имеет свои ограничения. Например, там, где пациенты могут выполнить часть задания, мы можем все же сделать вывод? Кроме того, эта проблема заключается в том, что есть только один или два мозга, которые способствуют определенной функции. Однако чаще всего, если задача не является исключительно простой, будут задействованы различные функции мозга. Возьмем в качестве примера совпадающие фигуры. Маленьким детям часто дают игрушки, которые требуют от них распознавания различных форм. Это очень простая задача сама по себе. Однако он включает в себя долговременную память (запоминание данной инструкции), кратковременную память (то, что их глаза только что видели), принятие решений и двигательные навыки. Часто очень трудно выделить эти процессы как полностью независимые друг от друга.
вычислительные модели
вычислительные модели тесно связаны с отраслью компьютерных наук, называемой искусственным интеллектом. Используя информацию, собранную с помощью предыдущих методов, программисты строят вычислительные модели для представления когнитивных процессов. Хотя он не может гарантировать точное представление вовлеченного когнитивного процесса, он позволяет систематически исследовать процессы. Обычно задействованные программисты используют так называемые сети соединений, в которых есть входные каналы, блоки обработки и выходные каналы. В отличие от компьютерных сетей, в которых память находится в определенном месте, в сетях связи в психологии воспоминания распределены по сети.
сканирование мозга
Наконец, последний подход использует современные технологии сканирования мозга, чтобы установить, где и когда происходят когнитивные процессы в мозге. Этот метод исследования оказался очень полезным в тех областях, где процессоры функционируют незаметным образом. Однако он был менее успешным в когнитивных функциях более высокого порядка, таких как рассуждение и принятие решений, или там, где когнитивные функции и процессы действительно перекрываются.
Отражение
Было очень интересно прочитать вводные главы моей первой книги по когнитивной психологии. Я нашел определение и область применения когнитивной психологии очень полезными, а главы, в которых обсуждаются четыре основных подхода, информативными. Я был очень удивлен, увидев, как пациенты с поврежденным мозгом могут помочь в исследованиях. И, конечно же, технический прогресс позволил исследовать сам черный ящик.
Двигаясь дальше
В этой книге продолжается обсуждение когнитивной психологии в четырех основных областях исследования: A) три главы, посвященные распознаванию и восприятию, B) две главы, посвященные управлению памятью, C) две главы, посвященные пониманию и воспроизведению речи, и D) три главы о решении проблем и принятии решений.