Основные понятия бихевиоризм: Бихевиоризм. Основные закономерности поведения. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм: основные понятия, задачи, исследования.

Сканворды, Энциклопедический словарь, Толковый словарь, Словарь народов и культуры, Орфографический словарь, Формы слов, Лингвистика, Лингвистические термины, Понятия лингвистики, Морфемно-орфографический словарь, Методические термины, Социолингвистика, Словарь иностранных слов, Грамматический словарь

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

м.

Одно из направлений в американской психологии XX в., рассматривающее в качестве объекта поведение человека, под которым понимались физиологические реакции на стимулы; психология социального поведения.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Бихевиори́зм (от англ. behaviour, bihevior — поведение), ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальник бихевиоризма — Э. Торндайк, программа и термин предложены Дж. Уотсоном (1913). Наибольшего развития достиг в 20-х гг. ; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в США в качестве «бихевиоральных наук», то есть изучающих поведение. Необихевиоризм 1930-х гг. (Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма «стимул — реакция», ввёл в неё опосредствующее звено — «промежуточные переменные» (различные познавательные и побудительные факторы).

* * *

БИХЕВИОРИЗМ — БИХЕВИОРИ́ЗМ (от англ. behaviour, bihevior — поведение), ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальник бихевиоризма — Э. Торндайк, программа и термин предложены Дж. Уотсоном (1913). Наибольшего развития достиг в 20-х гг.; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в США в качестве «бихевиоральных наук», т. е. изучающих поведение. Необихевиоризм 1930-х гг. (Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма «стимул — реакция», ввел в нее опосредствующее звено — «промежуточные переменные» (различные познавательные и побудительные факторы).

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — bihevior — поведение), ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальник бихевиоризма — Э. Торндайк, программа и термин предложены Дж. Уотсоном (1913). Наибольшего развития достиг в 20-х гг.; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в США в качестве «бихевиоральных наук», т. е. изучающих поведение. Необихевиоризм 1930-х гг. (Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма «стимул — реакция», ввел в нее опосредствующее звено — «промежуточные переменные» (различные познавательные и побудительные факторы).

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬЕРА

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior — поведение)

направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Основано в 1910-х годах Джоном Уотсоном (1878-1958), работавшим в университете Джонса Хопкинса. Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение, отрицая пользу и достоверность любых видов интроспективного анализа. Согласно его взглядам, задача психологии — предсказывать и контролировать поведение человека. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании. Большее влияние на Уотсона оказало развитие в 18-19 вв. концепции рефлекса, которое достигло кульминации в работах Чарлза Шеррингтона (1857-1952), И.М.Сеченова (1829-1905), И.П.Павлова (1849-1936) и В.М.Бехтерева (1857-1927). Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906, и учение Павлова об условных рефлексах, согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции «объективной» психологии. Развитие предложенной Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривался как явный наследственный способ реагирования. Позднее, когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснял павловскими условными рефлексами. Свои взгляды Уотсон изложил в двух основополагающих трудах: Поведение: Введение в сравнительную психологию (Behavior: An Introduction to Comparative Psychology, 1914) и Психология с точки зрения бихевиориста (Psychology from the Standpoint of a Behaviorist, 1919). В 1911 аналогичные идеи выдвинул М. Ф. Мейер (1873-1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А.П.Вейсс (1879-1931) поддержал и расширил представления Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразовать психологию в естественнонаучную дисциплину. К.С.Лешли (1890-1958), последователь Уотсона, и У.С.Хантер (1889-1954), учившийся, как и сам Уотсон, у Дж. Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма. Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е годы, когда сложилось новое направление — необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом «промежуточных переменных» — познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. Наиболее видные представители необихевиоризма — Э.Ч.Толмен (1886-1959), К.Л.Халл (1884-1952), Б.Ф.Скиннер (1904-1990).

СЛОВАРЬ НАРОДОВ И КУЛЬТУРЫ

Бихевиоризм

(в психологии) (behaviourism, in psychology), теория, согласно к-рой поведение человека определяется обусловливанием, а не его мыслями или чувствами. Программа Б. была предложена в 1913 г. амер. психологом Уотсоном, утверждавшим, что предметом психологии должно стать описание поведения организмов как их реакции на внеш. стимулы. Науч. концепция Б. была предвосхищена трудами позитивистов 19 в., напр. Конта. На ее формирование большое влияние оказали также труды Павлова, разработавшего в лабораторных условиях экспериментальную методику контролируемых воздействий на животных с последующей регистрацией их реакций. С большим успехом бихевиористские исследования разворачивались в США, где Скиннер разработал и усовершенствовал экспериментальный анализ поведения, а теоретики Кларк Халл (1884-1952) и Эдуард Толмен (1886-1959) включили в свои модели научения и поведения по схеме S-R (стимул-реакция) такие ненаблюдаемые процессы (промежуточные переменные), как, напр., ожидание. В 1950-60-х гг. позиции программы Б. ослабли благодаря работам Хомского и канадского теоретика социального научения социального научения теория) Альберта Бандуры (род. 1925 г.), показавшим, что научение человека не может происходить лишь на основе связей по схеме S-R. Еще более ослабли позиции Б. в связи с подъемом этологии, акцентом на врожденных основах поведения конкретных видов и необходимости изучать животных в естественной среде обитания. В то же время развитие когнитивной психологии воскресило веру в то, что именно внутр. психич. процессы являются истинным предметом психологии. В кон. 20 в. осталось мало таких последовательных бихевиористов, как Скиннер, однако Б., как и психоанализ, до сих пор играет ведущую роль в развитии осн. направления психологии.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

бихевиори́зм, -а

ФОРМЫ СЛОВ

бихевиори́зм, бихевиори́змы, бихевиори́зма, бихевиори́змов, бихевиори́зму, бихевиори́змам, бихевиори́змом, бихевиори́змами, бихевиори́зме, бихевиори́змах

ЛИНГВИСТИКА

Бихевиори́зм

(от англ. behaviour,

behavior — поведение) в языкознании — система взглядов на сущность и

функции языка, восходящая к одному из

направлений в психологии, в основе которого лежит понимание поведения

человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и

эмоциональных реакций организма на стимулы внешней среды

(непосредственных или опосредованных) и отрицание сознания как предмета

психологического исследования. Проявляется в некоторых работах о

языке в США и Западной Европе. Начальный этап развития бихевиоризма в

психологии (конец 19 в. — 20‑е гг. 20 в.) связан с работами

Дж. Б. Уотсона и Э. Л. Торндайка. Позже идеи бихевиоризма, сочетаясь с

различными когнитивистскими подходами, породили ряд

необихевиористских направлений (Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл, Ч. Э. Осгуд

и другие). Особую позицию, во многом восходящую к начальному этапу и

легшую в основу так называемого программированного обучения, занимает

Б. Ф. Скиннер. Методологические основы

бихевиоризма и необихевиоризма связаны с позитивизмом, прагматизмом и

операционализмом.

В языкознании наиболее прямое воздействие бихевиоризма испытал

Л. Блумфилд, создавший бихевиористскую теорию языка как формы

реактивного поведения (т. е. одного из видов реакции человека на

воздействие внешней среды), благодаря которой индивидуум

приспосабливается к социальной среде. Противопоставляя свою

концепцию «менталистским» идеям, он утверждал, что «каждое высказывание

полностью образуется формами», понимая под формой «повторяющийся

голосовой признак, имеющий значение», а под значением «повторяющийся

признак стимула и реакции». Через посредство Блумфилда идеи бихевиоризма

распространились в постблумфилдианской дескриптивной лингвистике, требовавшей «говорить о

языке… в терминах, не допускающих чего-либо большего, нежели то, что

раскрывается в непосредственном наблюдении» (Б. Блок). Скиннер

трактует язык как систему единиц «вербального поведения», образуемых

реакциями, имеющими доступную отождествлению форму, функционально

соотнесённую с одной или несколькими независимыми операциональными

переменными (т. е. факторами воздействия среды).

Идеи бихевиоризма составляли философско-методологическую основу ряда

наук о человеке и стали для специалистов по «бихевиоральным наукам»

естественной отправной точкой любого научного рассуждения, в т. ч.

оказали влияние и на американское языкознание. Бихевиоризм лёг в

основу неопозитивистской семиотической теории Ч. У. Морриса (наряду с

прагматизмом Ч. С. Пирса) и через неё влиял на всё дальнейшее развитие

семиотики, в частности европейской;

Н.  Хомский и Дж. Миллер воспроизводят всю философско-методологическую

платформу и многие собственно психологические положения бихевиоризма.

Это касается не только позитивистской, прагматистской,

операционалистской ориентации их концепции в целом, но и более частных

вопросов — соотношения биологического и социального в поведении

человека, идеи «проб и ошибок» и «подкрепления» как механизма поведения,

тезиса о вербальном поведении прежде всего как о системе реакций, хотя и

весьма сложно организованной, и т. п.

Идеи бихевиоризма проникали в собственно лингвистику также через психолингвистику, которая в 50-70‑х гг.

20 в. в Западной Европе и США опиралась либо на необихевиористскую

концепцию Осгуда, либо на конфронтировавшие с ней взгляды Хомского и

Миллера (так называемая генеративная, или трансформационная, психолингвистика).

В 80‑е гг. 20 в. бихевиоризм в психологии переживает упадок и не

оказывает прямого воздействия на языкознание. Однако некоторые

теоретико-методологические положения, генетически восходящие к

бихевиоризму, продолжают существовать и развиваться в американской

лингвистике.

Гухман М. М., Лингвистический механицизм Л. Блумфилда и

дескриптивная лингвистика, «Труды Института языкознания АН СССР», 1954,

т. 4;

Основные направления структурализма, М., 1964;

Хэмп Э., Словарь американской лингвистической терминологии,

пер. с англ., М., 1964;

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К.,

Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965;

Леонтьев А. А., Психолингвистика. Л., 1967;

Белый В. В., Американская дескриптивная лингвистика, в кн.:

Философские основы зарубежных направлений в языкознании, М., 1977;

Skinner B. F., Verbal behavior, N. Y.,

[1957];

Weiss A. P., Linguistics and psychology,

«Language», 1925, v. 1, № 2;

см. также литературу при статье Дескриптивная лингвистика.

А. А. Леонтьев.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Направление в психологии, психолингвистике и языкознании, возникшее в 20-е гг. ХХ в. Поведение человека трактуется как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды.

Отрицается:

1) сознание как предмет психологического исследования;

2) языковое значение как предмет лингвистического исследования.

В теории Л. Блумфильда:

1) язык представлен как вид реакции человека на воздействие внешней среды;

2) языковая форма дается как повторяющийся голосовой признак, имеющий значение;

3) значение — повторяющийся признак стимула и реакции.

ПОНЯТИЯ ЛИНГВИСТИКИ

Направление в психологии, психолингвистике и языкознании, возникшее в 20-е гг. ХХ в. Поведение человека трактуется как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды.

Отрицается:

1) сознание как предмет психологического исследования;

2) языковое значение как предмет лингвистического исследования.

В теории Л. Блумфильда:

1) язык представлен как вид реакции человека на воздействие внешней среды;

2) языковая форма дается как повторяющийся голосовой признак, имеющий значение;

3) значение — повторяющийся признак стимула и реакции.

МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

бихевиор/и́зм/.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

бихевиори́зм м 1a

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

БИХЕВИОРИ́ЗМ (от англ. behavior — поведение).

Направление американской психологической науки конца XIX — начала XX в., в основе которого лежит понимание поведения человека и животного как совокупности реакций на предъявляемые стимулы. Это положение выражается в их непосредственной связи по формуле «стимул — реакция».

Основоположники Б. Э. Торндайк (1874-1949) и Д. Уотсон (1878-1959). Осуществленный Б. поворот к объективному изучению психики, разработанные в его рамках новые методы эксперимента, широкое привлечение в психологию математических методов анализа результатов экспериментальных исследований — все это составляет сильную сторону данного направления. В то же время критическую оценку вызвало игнорирование представителями Б. социальной природы психики и, как следствие этого, огрубление и примитивизация поведения человека. Положения Б. были использованы для психологического обоснования ряда зарубежных методов обучения. Так, в теории аудиовизуального метода обучения, программированного обучения идеи Б. проявляются в преувеличении значения схемы «стимул — реакция» и преимущественном внимании к выполнению тренировочных упражнений, рассчитанных на механическое повторение. Б. стимулировал работу по созданию разнообразных тренировочных упражнений, рассчитанных на использование звукотехники, обучающих машин и компьютеров. С 20-х гг. идеи, методы и термины Б. получили распространение в антропологии, социологии и педагогике США, где они развиваются под общим названием «поведенческие науки». На первый план в исследованиях выдвигалось научение как приобретение организмом нового опыта, а лежащая в основе этого процесса связь «стимул — реакция» (S-R) принималась за единицу поведения. Согласно теории Б., знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции, а по характеру реакции можно судить о вызывавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы, при умелом их подкреплении можно добиться желаемого поведения, в том числе и речевого (что было использовано в ряде теорий обучения языку).

СОЦИОЛИНГВИСТИКА

Направление в психологии, психолингвистике и языкознании, возникшее в 20-е гг. XX в. В его основе лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды, отрицание сознания как предмета психологического исследования и, соответственно, языкового значения как предмета лингвистического исследования. В лингвистике Б. нашел прямое отражение в теории языка Л. Блумфильда, в которой язык был представлен как вид реакции человека на воздействие внешней среды: языковая форма — как «повторяющийся голосовой признак, имеющий значение», а значение — как «повторяющийся признак стимула и реакции».

См. также: Речевое поведение

СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

БИХЕВИОРИЗМ [англ. behavio(u)rism

СКАНВОРДЫ

— Ведущее направление американской психологии 1-й половины XX века, считающее предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных ответов на воздействия внешней среды.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Составить слова из букв «бихевиоризм»

2.3 Бихевиоризм в системе человеческих отношений . Организационное поведение

Перенос центра тяжести в управлении на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента, развивающих или дополняющих идеи школы социальных систем.

Бихевиоризм – это одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале 20 века. Его основателем считается Джой Уотсон. Он же сформулировал, что предметом психологии в отличие от других теорий является поведение, а не сознание или мышление.

Личность человека с точки зрения бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку.

С позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакций для приспособления к среде, т.е. навыки, социально регулируемые инстинкты, социализированные эмоции плюс способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки, а также способность удержания, сохранения навыков.

Таким образом, личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. Одна из главных причин, по мнению Бандуры, сделавших человека таким, какой он есть, связана со склонностью человека подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Согласно теории социального научения Роттера социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:

– поведенческий потенциал – каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;

– на поведение человека влияют его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации;

– на поведение человека влияют характер подкрепления, его ценность для человека;

– на поведения человека влияет его «фокус» контроля: экстернат либо интернат, чувствует ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий.

Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 основных блоков поведенческих реакций, «техник существования»:

– поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, служат основанием социального признания;

– поведенческие реакции приспособления, адаптации – это техника согласования с требованиями других людей, общественных норм и т. п.;

– защитные поведенческие реакции – используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент;

– техники избегания – поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т.п.;

– агрессивные поведенческие реакции – это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека и т.п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4 способа применения принципов бихевиоризма к вашим материалам для электронного обучения

Марина Оставить комментарий

Поскольку разработчики учебных пособий применяют принципы бихевиоризма для создания курсов для виртуальных условий, важно помнить, что движущей силой прогресса является подкрепление.

 

1. Повторение

Использование аудиовизуальных презентаций в качестве методов обучения, используемых в виртуальных классах. Люди учатся через наблюдение, поэтому аудио- или видеопрезентации являются эффективным способом, позволяющим учащимся понять предмет, организовать свои мысли вокруг этого предмета и, в конечном итоге, представить собственный анализ вопроса. В бихевиоризме можно измерить только реакцию на полученную информацию, поэтому рекомендуется разработать материалы, продвигающие упражнения. Это включает в себя обучение понятиям, представляя ряд шагов, которые приводят к ожидаемым результатам. Например, в классе баз данных уроки будут включать в себя представление различных типов данных, а также команды для определенных функций. Будут предоставлены пошаговые видеоуроки, которые помогут учащимся понять, что им следует делать и как должны выглядеть результаты. Учебные дизайнеры могут сделать эти теоретические и обыденные учебные материалы забавными и увлекательными, включив в них взаимодействия перетаскивания, позволяющие учащимся легко «перемещать» шаги, пытаясь понять последовательность. После этого учащимся может быть предложено повторить шаги несколько раз. Принцип бихевиоризма диктует, что человек, увидев, как определенные события приводят к определенным результатам, должен быть в состоянии установить связь. В таких областях, как программирование, где нет места ошибкам или отклонениям, повторение и упражнения имеют первостепенное значение.

 

2. Обратная связь и признание

Имейте в виду, что подкрепление является отличительной чертой бихевиоризма. Хотя электронное обучение не всегда предполагает личное общение с инструктором в форме видеоконференций или вебинаров, учащиеся все же могут получить свою дозу положительного подкрепления посредством обратной связи, которая может принимать различные формы. Например, корректирующая обратная связь может быть в форме запрограммированных ответов, запускаемых, когда учащийся выбирает правильный ответ. Это также может быть в форме сертификации по окончании определенных курсов. Сертификаты достижений и другие формы признания обеспечивают внутреннее подкрепление, которое еще больше побуждает учащихся продолжать оставаться активными в курсе.

 

3. Измерение ответов

Сложные задания в конце модуля или проверки усвоения урока также могут служить мерой обучения и удержания. В конце модуля или некоторых частей курса от учащихся может потребоваться продемонстрировать свои знания с помощью комбинации различных типов викторин или с помощью практического экзамена, который можно легко оценить.

 

4. Геймификация

Электронное обучение имеет встроенное преимущество, позволяющее разработчику учебных программ легко интегрировать функции, которые сделают процесс обучения более похожим на игру. Геймификация может быть осуществлена ​​путем создания системы баллов, позволяющей учащимся иметь визуальные подсказки, иллюстрирующие их прогресс (например, полоса процента завершения или значки, обозначающие достижения учащихся). Результаты тестов также можно было бы интегрировать в зал славы или списки лидеров, чтобы можно было продемонстрировать имена лучших исполнителей.

У последнего есть дополнительный бонус: он способствует укреплению и признанию.

Как мы все знаем, электронное обучение больше не является просто дополнением к традиционным настройкам. Применяя принципы бихевиоризма, педагогические дизайнеры могут значительно улучшить процесс обучения.

Рубрика: Учебный дизайн и электронное обучение С тегами: бихевиоризм, принципы бихевиоризма, методы электронного обучения, электронное обучение, геймификация, учебный дизайн, запоминание обучения

Взаимодействие с читателем

2.3 Психология поведения – Введение в психологию

Глава 2. Введение в основные перспективы

Дженнифер Валинга

Цели обучения

  1. Понять принципы бихевиористской психологии и их отличия от психодинамических принципов с точки зрения теории и применения.
  2. Различают классическое и оперантное обусловливание.
  3. Ознакомьтесь с основными теоретиками и подходами бихевиористов.
  4. Определите применение бихевиористских моделей в современной жизни.

Возникнув в отличие от психодинамической психологии, бихевиоризм фокусируется на наблюдаемом поведении как на средстве изучения человеческой психики. Основной принцип бихевиоризма состоит в том, что психология должна заниматься наблюдаемым поведением людей и животных, а не ненаблюдаемыми событиями, происходящими в их сознании. Бихевиористы критиковали менталистов за их неспособность продемонстрировать эмпирические данные в поддержку своих утверждений. Бихевиористская школа мысли утверждает, что поведение можно описать с научной точки зрения, не прибегая ни к внутренним физиологическим событиям, ни к гипотетическим конструктам, таким как мысли и убеждения, что делает поведение более продуктивной областью для понимания психологии человека или животных.

Основное влияние на бихевиористскую психологию оказал Иван Павлов (1849-1936), который исследовал классическое обусловливание, хотя часто не соглашался с бихевиоризмом или бихевиористами; Эдвард Ли Торндайк (1874-1949), который ввел понятие подкрепления и первым применил психологические принципы к обучению; Джон Б. Уотсон (1878-1958), отвергавший интроспективные методы и стремившийся ограничить психологию экспериментальными методами; и Б. Ф. Скиннер (1904–1990), проводивший исследования оперантного обусловливания.

Первый из них, Иван Павлов, известен своей работой над одним важным типом обучения,

классическим обусловливанием . По мере того, как мы учимся, мы изменяем то, как мы воспринимаем окружающую среду, как мы интерпретируем поступающие стимулы и, следовательно, то, как мы взаимодействуем или ведем себя . Павлов, русский физиолог, на самом деле случайно открыл классическую обусловленность, когда проводил исследования пищеварительных моделей у собак. Во время своих экспериментов он клал мясной порошок в рот собаке, которой вставляли трубки в различные органы для измерения телесных реакций. Павлов обнаружил, что у собаки началось выделение слюны до того, как ей предложили мясной порошок. Вскоре у собаки началось слюноотделение, как только человек, кормивший ее, вошел в комнату. Павлов быстро начал проявлять интерес к этому явлению и отказался от своих исследований пищеварения в пользу своего теперь известного классического исследования условного рефлекса.

По сути, выводы Павлова подтверждают идею о том, что у нас вырабатываются реакции на определенные раздражители, которые не встречаются в природе. Когда мы касаемся горячей плиты, наш рефлекс оттягивает руку назад. Мы делаем это инстинктивно, без обучения. Рефлекс — это просто инстинкт выживания. Павлов обнаружил, что мы создаем ассоциации, которые заставляют нас обобщать нашу реакцию на один стимул на нейтральные стимулы, с которыми он связан. Другими словами, горячая горелка = ой; плита = горелка; следовательно, печка = уч.

В своих исследованиях с собаками Павлов начал сочетать звук колокольчика с мясным порошком и обнаружил, что даже когда мясной порошок не был представлен, у собаки в конечном итоге начиналось слюноотделение, когда она слышала колокольчик. В этом случае, поскольку мясной порошок естественным образом вызывает слюноотделение, эти две переменные называются безусловным стимулом

(UCS) и безусловным ответом (UCR) соответственно. В эксперименте колокольчик и слюноотделение , а не природных явлений; собака приучена реагировать на звонок. Поэтому колокол считается условный раздражитель (УС), а слюноотделение на звонок условная реакция (ОК).

Многие из наших сегодняшних моделей поведения формируются сочетанием стимулов. Запах одеколона, звук определенной песни или наступление определенного дня в году могут вызывать различные воспоминания, эмоции и ассоциации. Когда мы создаем эти типы ассоциаций , мы испытываем   классическую обусловленность .

Оперантное обусловливание — это еще один тип научения, относящийся к тому, как организм действует в окружающей среде или как он реагирует на то, что представлено ему в окружающей среде

(рис. 2.12).

Рисунок 2.12 Оперантное обусловливание.

Примеры оперантного обусловливания включают следующее:

Подкрепление означает усиление и используется в психологии для обозначения любого стимула, который усиливает или увеличивает вероятность конкретной реакции . Например, если вы хотите, чтобы ваша собака садилась по команде, вы можете давать ей лакомство каждый раз, когда она садится за вас. Со временем собака поймет, что если ей приказано сесть, это приведет к угощению. Это лакомство подкрепляет поведение, потому что собаке оно нравится, и в результате она будет сидеть, когда ей дадут указание сделать это. Существует четыре типа подкрепления: положительное, отрицательное, наказание и угасание.

  • Положительное подкрепление включает в себя добавление чего-либо для усиления реакции . Например, добавление лакомства усилит реакцию сидения; добавление похвалы повысит шансы вашего ребенка убраться в своей комнате. Наиболее распространенными типами положительного подкрепления являются похвала и вознаграждение, и большинство из нас испытывали это как в качестве дающего, так и в качестве получателя.
  • Отрицательное подкрепление включает в себя изъятие чего-то отрицательного для усиления реакции . Представьте себе подростка, которого родители принуждают выносить мусор неделю за неделей. Пожаловавшись своим друзьям на нытье, он, наконец, однажды выполняет задание, и, к его удивлению, нытье прекращается. Устранение этого негативного стимула подкрепляет его и, вероятно, увеличит шансы на то, что он вынесет мусор на следующей неделе.
  • Наказание относится к добавлению чего-то отталкивающего для уменьшения поведения . Наиболее распространенным примером этого является дисциплинарное взыскание (например, порка) ребенка за плохое поведение. Ребенок начинает ассоциировать наказание с негативным поведением. Ребенку не нравится наказание и поэтому, чтобы избежать его, он перестанет вести себя таким образом.
  • Вымирание включает в себя удаление чего-либо, чтобы уменьшить поведение. Когда что-то убрано, отклик снижается.

Исследования показали, что положительное подкрепление является самым мощным из всех этих типов оперантных условных реакций. Добавление позитива для увеличения отклика не только работает лучше, но и позволяет обеим сторонам сосредоточиться на положительных аспектах ситуации. Наказание, применяемое сразу же после негативного поведения, может быть эффективным, но приводит к исчезновению, если оно не применяется последовательно. Наказание также может вызвать другие негативные реакции, такие как гнев и негодование.

Работа Торндайка (1898) с кошками и коробками-головоломками иллюстрирует концепцию обусловленности. Коробки с головоломками были примерно 50 см в длину, 38 см в ширину и 30 см в высоту (рис. 2.13). Коробки-головоломки Торндайка были сконструированы таким образом, что кошка, помещенная внутрь коробки, могла выбраться, только если нажала на перекладину или потянула за рычаг, что заставляло веревку, прикрепленную к двери, поднимать вес и открывать дверь. Торндайк измерил время, которое потребовалось кошке, чтобы выполнить требуемую реакцию (например, потянуть за рычаг). Как только он узнал ответ, он дал кошке награду, обычно еду.

Рис. 2.13. Головоломка Торндайка.

Торндайк обнаружил, что, как только кошка случайно наступит на переключатель, она будет нажимать его быстрее в каждом последующем испытании внутри коробки с головоломкой. Наблюдая и записывая, сколько времени понадобилось различным животным, чтобы сбежать через несколько испытаний, Торндайк смог построить график кривой обучения (на графике в виде буквы S). Он заметил, что большинству животных сначала было трудно убежать, затем они начали убегать все быстрее и быстрее с каждым последующим испытанием с коробкой-головоломкой, и в конечном итоге их время побега стабилизировалось. Кривая обучения также предполагала, что разные виды обучались одинаково, но с разной скоростью. Его открытие заключалось в том, что кошки, например, постоянно демонстрировали постепенное обучение.

Благодаря своим исследованиям с коробками-головоломками Торндайк смог создать свою собственную теорию обучения (1932):

  1. Обучение является дополнительным.
  2. Обучение происходит автоматически.
  3. Все животные учатся одинаково.
  4. Закон эффекта. Если за ассоциацией последует удовлетворение, она укрепится, а если за ней последует раздражение, то ослабнет .
  5. Закон об использовании. Чем чаще используется ассоциация, тем сильнее она становится .
  6. Закон о неиспользовании. Чем дольше ассоциация не используется, тем слабее она становится .
  7. Закон о недавнем времени. Самый последний ответ, скорее всего, повторится .
  8. Множественный ответ. Животное попытается дать несколько ответов (методом проб и ошибок), если первый ответ не приведет к определенному положению дел.
  9. Установка или отношение . Животные предрасположены к определенным действиям.
  10. Преобладание элементов. Субъект может отфильтровывать нерелевантные аспекты проблемы и фокусироваться на существенных элементах проблемы и реагировать на них .
  11. Ответ по аналогии . Ответы из связанного или похожего контекста могут быть использованы в новом контексте .
  12. Теория передачи идентичных элементов . Чем более похожи ситуации, тем больший объем информации будет передан . Точно так же, если ситуации не имеют ничего общего, информация, полученная в одной ситуации, не будет иметь никакой ценности в другой ситуации.
  13. Ассоциативный сдвиг . Любую реакцию можно сместить с одного стимула на другой стимул . Ассоциативный сдвиг утверждает, что реакция сначала делается на ситуацию A, затем на AB и, наконец, на B, таким образом сдвигая реакцию от одного состояния к другому, связывая ее с этим состоянием.
  14. Закон готовности . Качество ответов и связей, приводящее к готовности действовать . На поведение и обучение влияет готовность или неготовность ответов, а также их сила.
  15. Идентифицируемость. Идентификация или размещение ситуации является первой реакцией нервной системы, которая может ее распознать . Затем могут быть установлены связи друг с другом или с другим ответом, и эти связи зависят от первоначальной идентификации. Следовательно, большая часть обучения состоит из изменений в идентифицируемости ситуаций.
  16. Наличие . Простота получения конкретного ответа . Например, человеку было бы легче научиться дотрагиваться до своего носа или рта с закрытыми глазами, чем рисовать линию длиной пять дюймов с закрытыми глазами.

Джон Б. Уотсон способствовал изменениям в психологии в своем выступлении «Психология с точки зрения бихевиористов» (1913 г.), прочитанном в Колумбийском университете. Благодаря своему бихевиористскому подходу Уотсон проводил исследования поведения животных, воспитания детей и рекламы, а также получил известность благодаря скандальному эксперименту «Маленький Альберт». Этот эксперимент, увековеченный во вводных учебниках по психологии, должен был показать, как недавно открытые принципы классической обусловленности можно применить для формирования страха перед белой крысой у Маленького Альберта, 11-месячного мальчика. Уотсон и Рейнер (1920) сначала поднесла мальчику белую крысу и заметила, что мальчик не боится. Затем поднесли ему белую крысу, а затем лязгнули железным прутом. Маленький Альберт ответил плачем. Эта вторая презентация повторялась несколько раз. Наконец, Уотсон и Рейнер представили белую крысу саму по себе, и мальчик показал страх. Позже, пытаясь увидеть, передается ли страх на другие объекты, Ватсон подарил Маленькому Альберту кролика, собаку и шубу. Он плакал, глядя на всех. Это исследование продемонстрировало, как эмоции могут стать условными реакциями.

Берхус Фредерик Скиннер назвал свою разновидность бихевиоризма радикальным бихевиоризмом (1974). Радикальный бихевиоризм есть философия науки о поведении . Он стремится понять поведение как функцию экологических историй усиливающих последствий. Этот прикладной бихевиоризм не принимает частные события, такие как мышление, восприятие и ненаблюдаемые эмоции, в каузальном описании поведения организма.

Будучи исследователем в Гарварде, Скиннер изобрел камера кондиционирования оперантов , обычно называемая ящиком Скиннера (рис. 2.14), используемая для измерения реакций организмов (чаще всего крыс и голубей) и их упорядоченных взаимодействий с окружающей средой . У коробки был рычаг и лоток для еды, и голодная крыса внутри коробки могла доставить еду на лоток, нажав на рычаг. Скиннер заметил, что когда крысу впервые поместили в коробку, она бродила вокруг, обнюхивая и исследуя, и обычно случайно нажимала на перекладину, после чего в лоток падала пищевая гранула. После этого скорость нажатия на планку резко возрастала и оставалась высокой до тех пор, пока крыса не переставала есть.

Рисунок 2.14 Блок Скиннера.

Негативное подкрепление также было продемонстрировано Скиннером, помещавшим крыс в электрическую камеру, которая наносила неприятные удары током. Рычаги для отключения питания были помещены внутри этих коробок. Пропустив ток через коробку, Скиннер заметил, что крысы после случайного нажатия на рычаг в отчаянной попытке убежать быстро изучили действие рычага и, следовательно, использовали это знание, чтобы останавливать токи как во время, так и до удара электрическим током. Эти два выученных ответа известны как обучение избеганию и обучение избеганию (Скиннер, 1938). Оперативная камера для голубей представляла собой пластиковый диск, который голубь клевал, чтобы открыть ящик, наполненный зерном. Ящик Скиннера привел к принципу подкрепления, который представляет собой вероятность того, что что-то произойдет на основе последствий поведения.

Research Focus

Применение игровых стимулов, таких как подсказки, соревнование, значки и награды, к обычным действиям, или геймификация, — это растущий подход к модификации поведения сегодня. Здравоохранение также применяло некоторые ранние инновационные способы геймификации — от контроллера движений Sony PS3 Move, который использовался для помощи детям с диагнозом рак, до запуска Games for Health , первого рецензируемого журнала, посвященного исследованиям и дизайну здоровья. игры и поведенческие стратегии здоровья. Геймификация — это процесс добавления к обычному действию (например, бегу трусцой или совместному использованию автомобиля) игровых механизмов, включая подсказки, награды, списки лидеров и соревнование между разными игроками.

При использовании в социальном маркетинге и онлайн-кампаниях по укреплению здоровья геймификация может использоваться для поощрения нового, здорового поведения, такого как регулярные физические упражнения, улучшение питания или выполнение действий, необходимых для лечения. Как правило, геймификация осуществляется через Интернет, обычно с мобильным приложением или микросайтом. Кампании по изменению поведения требуют понимания человеческой психологии, особенно преимуществ и барьеров, связанных с поведением. Было проведено несколько кампаний с использованием методов геймификации, которые дали замечательные результаты. Например, организации, которые хотели, чтобы сотрудники регулярно занимались спортом, установили спортивные залы в своих офисах и создали специальное приложение, которое вознаграждает сотрудников за «отметку» в спортивных залах. Сотрудники могут формировать региональные команды, регистрироваться на тренировках и отслеживать прогресс своей команды в таблице лидеров. Это оказывает мощное влияние на создание и поддержание положительных изменений в поведении.

Аналогичная игровая механика использовалась в кампаниях по устойчивому развитию, направленных на повышение соблюдения домохозяйствами экологических норм. Такие сайты используют игровые механики, такие как очки, задачи и награды, чтобы увеличить количество ежедневных «зеленых» привычек, таких как повторное использование и сохранение воды. Другие кампании по изменению поведения, в которых применялись социальные игры, включают в себя использование камер для записи автомобилей с превышением скорости, что снижает количество случаев превышения скорости, и предложение продуктов, которые позволяют пользователям отслеживать свое здоровое поведение в течение дня, включая пройденные километры, сожженные калории и подъем по лестнице.

Key Takeaways

  • Бихевиористская психология должна заниматься наблюдаемым поведением людей и животных, а не ненаблюдаемыми событиями, происходящими в их сознании.
  • Основное влияние на бихевиористскую психологию оказали Иван Павлов (1849–1936), Эдвард Ли Торндайк (1874–1949), Джон Б. Уотсон (1878–1958) и Б. Ф. Скиннер (1904–1990).
  • Идея о том, что мы развиваем реакции на определенные раздражители, которые не возникают в природе, называется «классическим обусловливанием».
  • Оперативное обусловливание относится к тому, как организм воздействует на окружающую среду или как он реагирует на то, что представлено ему в окружающей среде.
  • Подкрепление означает усиление и используется в психологии для обозначения любого стимула, который усиливает или увеличивает вероятность конкретной реакции.
  • Существует четыре типа подкрепления: положительное, отрицательное, наказание и угасание.
  • Исследователи-бихевиористы использовали экспериментальные методы (головоломка, оперантное обусловливание или ящик Скиннера, эксперимент Маленького Альберта) для изучения процессов обучения.
  • Сегодня бихевиоризм по-прежнему занимает видное место в таких приложениях, как геймификация.

Авторство изображений

Рисунок 2. 12: Диаграмма кондиционирования оперантов от studentne (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Operant_conditioning_diagram.png), используемая по лицензии CC BY SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by- sa/3.0/deed.en).

Рисунок 2.13: Коробка-головоломка Торндайка. Джейкоб Сассман (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Puzzle_box.jpg) находится в общественном достоянии.

Рисунок 2.14 : Схема коробки Скиннера 01 от Andreas1 (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Skinner_box_scheme_01.png), используемая по лицензии CC BY SA 3.0 (http://creativecommons.org/licenses) /by-sa/3.0/deed.ru).

Ссылки

Скиннер, Б. Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Оксфорд, Англия: Appleton-Century.

Скиннер, Б. Ф. (1974). О бихевиоризме . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

Торндайк, Эдвард Ли. (1898 г.). Интеллект животных .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *