Личность психология: определение, структура и основные теории развития.

Содержание

Российский государственный гуманитарный университет — Психология личности

Главная

Образование в РГГУ

Институт психологии

Структура

Психология личности


Орестова Василиса Руслановна, доктор психологических наук, профессор 

Контакты:

ул. Чаянова, д. 15,
Корпус 7, кабинет 393
Телефон: +7 (499) 251-64-16
E-mail: [email protected]
Секретарь-администратор: Дмитрий Антонов

Общая информация:

Кафедра психологии личности организована в структуре Института психологии им.Л.С.Выготского в 1995 году.

Общей проблематикой кафедры психологии личности являются  вопросы порождения, развития и функционирования личности в мире, социуме, индивидуальной жизни человека.

Современность ставит перед психологией личности новые задачи. Неопределенность, изменчивость, динамичность сегодняшнего мира, множественность пространств, в которых живет человек сегодня, порождает необходимость развития новых подходов в исследовании личности. Эти задачи активно реализуются в исследовательских проектах кафедры, в том числе, в работах аспирантов, магистров и студентов. Преподавателями, аспирантами и магистрантами кафедры также начаты принципиально новые исследования в контексте общей утвержденной научной темы Института психологии им. Л.С. Выготского – «Социализация личности в транзитивном мире».

Многие исследования личности сегодня носят междисциплинарный характер, пересекаясь с  другими направлениями психологической науки и не только: социальной психологией, клинической психологией, организационной психологией, психологией образования, семейной психологией, а так же культурологией, историей и т.д., что взаимно обогащает эти отрасли научного знания. 

Большое внимание на кафедре психологии личности уделяется практикоориентированным курсам.

Многие преподаватели кафедры имеют опыт не только научной работы, но и активно занимаются практикой психологического консультирования.

 Сотрудники кафедры задействованы в двух грантовых программах:  «Транзитивное и виртуальное пространства – общность и различия»  (поддержан РНФ) и «Идентичность в повседневном изменяющемся мире» (конкурс «Проектные научные коллективы РГГУ»).

Преподаватели кафедры:

Орестова Василиса Руслановна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности
Марцинковская Татьяна Давидовна, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии им. Л.С. Выготского
Арсеев Иннокентий Иварович, старший преподаватель кафедры психологии личности
Воробьева Ксения Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности
Григорович Любовь Алексеевна, доктор психологических наук, профессор
Драгунская Людмила Самуиловна, кандидат медицинских наук, доцент

Мотков Олег Иванович, кандидат психологических наук, доцент
Мохов Владимир Андреевич, кандидат психологических наук, доцент 
Новикова Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент
Рябова Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент
Синюкова Людмила Евгеньевна, старший преподаватель кафедры психологии личности
Ткаченко Дарья Павловна преподаватель кафедры психологии личности

Преподаваемые курсы:

►Психология личности

►Психология личности: вызовы современности
►Современные подходы психологии личности
►Научные школы психологии: классика и современность
►Методологические основы психологии
►Психология развития
►Возрастная психология
►Психологическое консультирование
►Психология зрелого возраста
►Психологическая зрелость в разных научных парадигмах
►Личность и профессиональная деятельность
►Психология труда
►Экспериментальная психология

►Психология цифрового общества
►Социализация в информационном и кибер-пространстве
►Общие тенденции становления идентичности в онтогенезе

Реализуемые образовательные программы:

Программа: Бакалавриат

Направление: 37. 03.01. Психология
Направленность: Психология личности очная/очно-заочная формы обучения

Программа: Магистратура
Направление: 37.04.01 Психология
Направленность: Психология консультирования очно-заочная форма обучения

Программа: Магистратура
Направление: 37.04.01 Психология
Направленность: Психология личности, очно-заочная форма обучения

Программа: Магистратура
Направление: 37.04.01 Психология

Направленность: Психология развития, очная  форма обучения
Программа: Магистратура
Направление: 37.04.01 Психология
Направленность: Психология информационного и кибер- пространства, очно-заочная форма обучения

 

Примерные темы курсовых и Выпускных Квалификационных работ:

1.    Становление идентичности на разных этапах онтогенеза.

2.    Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте.
3.    Проблемы профессиональной идентичности в разных возрастах.
4.     Личностные факторы психологического благополучия личности.
5.    Личностные и социальные факторы совладания с трудными жизненными ситуациями.
6.    Особенности совладания с трудными эмоциональными переживаниями на разных этапах онтогенеза.
7.    Информационная социализация современных детей и подростков.
8.    Массовая культура как фактор социализации личности в современном мире.
9.     Личностные особенности представителей современных субкультур.
10.Психологические особенности и потребности современного кинозрителя.

11. Особенности мотивации людей, меняющих профессию  на разных этапах зрелости.
12.Профессиональное развитие в зрелых возрастах.
13.Исследование мотивационно-потребностной сферы личности представителей разных профессий.
14.Экзистенциальные аспекты кризиса середины жизни.
15. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности  представителей разных профессий.
16.Психологические особенности детско-родительских отношений в зрелом возрасте (в многопоколенной семье).
17. Характеристики  общения подростков, воспитывающихся   в особых социальных ситуациях развития
18. Роль привязанности в установлении детско-родительских отношений в различных возрастах.
19.Близкие межличностные отношения в юношеском возрасте и молодости.
20. Образ тела в самосознании личности.
21. Особенности образа жизни у людей с разными ценностными ориентациями.
22. Особенности самопрезентации и образа Я пользователей социальных сетей.
23. Осознанная прокрастинация — современные подходы к лени, «безделью» и откладыванию «на потом».
24. Представления о себе и мире у людей с разными индивидуально-психологическими особенностями.
25. Исследование мотивационно-потребностной сферы людей разных возрастов.
26. Особенности представлений о своем жизненном предназначении у студентов (или лиц разного возраста) с высокой и низкой гармоничностью личности.
27. Психология повседневности в транзитивном обществе и искусстве.
28. Особенности девиантного поведения современных подростков.

Места проведения практик: 

Психологический институт РАО 

    

Положение о кафедре Психология личности

пребывание в изменении //Психологическая газета

  • #психологическая наука
  • #социальная психология
  • #видеоматериалы
Авторы
  • Костромина Светлана Николаевна,
  • Гришина Наталия Владимировна

В рамках совместного доклада на пленарном заседании Международной научной конференции «Ананьевские чтения 2018. Психология личности: традиции и современность»  выступили: Костромина Светлана Николаевна — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности СПбГУ, президент Санкт-Петербургского психологического общества. Гришина Наталия Владимировна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности СПбГУ, научный руководитель магистерской программы «Психология личности».

Костромина Светлана Николаевна: «Сегодня мы можем констатировать, что современная психология личности достигла такого уровня эмпирических исследований, когда количество публикуемых данных в десятки, может быть, даже в сотни раз превышает количество работ по теоретическому осмыслению результатов исследований и разработке методологии изучения личности с учетом изменившейся реальности. Сегодня, как мне кажется, обсуждая, что происходит в жизни современного человека, возникает понимание того, что, возможно, сегодня мы нуждаемся не в новых данных, а в новых способах описания личности. В понимании того, как изменения, происходящие с человеком и с его жизнью, на самом деле могут быть описаны. Могут ли они быть описаны на основании теории и методологии, которую мы имеем? Почему возникает это вопрос? Очевидно, в первую очередь он связан с тем, что имеющиеся способы описания личности уже не могут охватить (я бы даже использовала слово «ухватить») весь спектр тех явлений, которые характеризуют существование личности в современном мире.

На это, наверное, можно было бы возразить, что в 20-м веке создано довольно много теорий, концепций, которые по-разному описывают личность. Но, мне кажется, можно обратиться к реальным фактам. И лучшим фактом является анализ тематики тех докладов, которые представлены на крупных научных мероприятиях по психологии личности… Если мы сравним тенденцию последних докладов по психологии личности, можно увидеть стабильный тренд: 5-я часть докладов связана с изучением личностной структуры. Таким образом, мы можем говорить о том, что при всем разнообразии нашей методологии и теории в области психологии личности мы все-таки, в первую очередь, опираемся на парадигму структурного подхода, которая основана на выделении деконтекстуализированных черт и свойств личности. Именно в этой парадигме развивались наши представления о стабильных системах внутри личности…».

Гришина Наталия Владимировна: «…Я ни в коем случае не подвергаю сомнению прекрасный анализ, который был сделан Светланой Николаевной, и то, что это является трендом современной психологии.

Мой вопрос в том — насколько современной. Дело в том, что сравнение и даже противопоставление теории черт и динамических подходов имеет свою историю. Оно берет свое начало чуть ли не с момента возникновения психологии. Еще Уильям Джеймс в свое время называл описание отдельных психических характеристик «усердным коллекционированием признаков» и писал об этом, как о скучнейшей части психологии. Курт Левин, формулируя законы научной психологии, говорил о необходимости переноса фокуса внимания с объекта к процессам. В его школе психические феномены исследовались как динамическая проблема. Такое изучение исходит из недостаточности исследования отдельных проявлений и предполагает необходимость охвата целостного протекания процесса — выявление связи единичного с течением целостного хода событий, с актуальной ситуацией в целом. В 1935 году у Курта Левина уже выходит книга «Динамическая теория личности», сборник работ Курта Левина, который издал Дмитрий Алексеевич Леонтьев, называется «Динамическая психология». Таким образом, корни достаточно давние, однако, как уже прозвучало в нашем докладе, в течение последующих десятилетий в зарубежной психологии, несмотря на безусловный интерес к динамическим аспектам личности, во многих работах современных авторов динамичная природа личности редуцируется до вариативности личностных характеристик…»

Опубликовано 3 апреля 2019

Автор

Костромина Светлана Николаевна

профессор, доктор психологических наук. Заведующая кафедрой психологии личности Санкт-Петербургского государственного университета. Член комитета по психологическому образованию EFPA, действительный член ФУМО по психологическим наукам при Министерстве науки и высшего образования РФ. Президент Санкт-Петербургского психологического общества.
Санкт-Петербург

Гришина Наталия Владимировна

профессор, доктор психологических наук. Профессор кафедры психологии личности факультета психологии СПбГУ. Главный редактор журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика».
Санкт-Петербург

Социальная психология/психология личности | Психологические науки

Специализация в социальной психологии/психологии личности обучает студентов исследовать, как особенности социальной среды и характеристики людей взаимодействуют, чтобы влиять на поведение, познание и аффект. Обучение позволит студентам создать прочную основу в теоретических перспективах, методах исследования и текущих противоречиях в области социальной / психологии личности. Особые акценты включают социальное познание, эмоции, субъективное благополучие, самость и идентичность, личностную устойчивость, межличностные отношения, культурную психологию и адаптацию к стрессу и предполагаемым рискам.

Факультет

Кампос, Белинда, доктор философии, Калифорнийский университет, Беркли
Культура, отношения, положительные эмоции, здоровье

Дитце, Пиа, доктор философии, Нью-Йоркский университет
Социальная психология, социальный класс , экономическое неравенство, социальное познание и межгрупповые отношения

Дитто, Питер Х. , доктор философии, Принстонский университет
Социальное познание, мотивированные суждения и процесс принятия решений, социальная психология

Гюней, Шуле, доктор философии, Университет Нового Южного Уэльса, Австралия
Суждения и принятие решений в условиях риска и неопределенности, принятие стратегических решений, когнитивная психология

Хекхаузен, Ютта, доктор философии, Университет Стратклайда, Глазго
Психология развития на протяжении всей жизни, мотивация и регуляция развития у детей, подростков и взрослых , контроль и здоровье, культурные универсалии и различия в поведении достижения целей

Jamner, Larry, Ph.D., Государственный университет Нью-Йорка в Stony Brook
Психология здоровья, психофизиология, биопсихосоциальные факторы, связанные с употреблением табака в молодости

Левин, Линда Дж., доктор философии, Чикагский университет
Взаимосвязь между когнитивным и эмоциональным развитием, влияние эмоций на внимание и память, развитие детских стратегий преодоления негативных эмоций

Лофтус, Элизабет Ф. , Ph.D., Stanford University
Человеческая память, психология и закон, как факты, идеи, предложения и другие формы пост-событийной информации могут изменить наши воспоминания

Молина, Кристин, Ph.D., Мичиганский университет
Расизм и дискриминация, социальное неравенство, различия в состоянии здоровья, здоровье латиноамериканцев

Пифф, Пол К., доктор философии, Калифорнийский университет, Беркли
Социальная психология, групповые процессы, альтруизм и сотрудничество, социально-экономический статус, неравенство, социальные эмоции, моральные суждения, этика, неуверенность

Прессман, Сара, доктор философии, Университет Карнеги-Меллона
Психология здоровья, положительные эмоции, физиология стресса, психосоциальное воздействие на физиологию и здоровье

Скьюрич, Николас, доктор философии, Университет Южная Калифорния
Психология и право; суждение и принятие решений; оценка риска насилия

Снг, Оливер, доктор философии, Аризонский государственный университет
Социальная психология, эволюционная психология, культурная психология, формирование стереотипов, поведенческая экология

Сильвер, Роксана Коэн, доктор философии, Северо-Западный университет
Как справиться со стрессом в жизни события (например, личные травмы, стихийные бедствия, терроризм)

Зингер, Джоанн, доктор философии, Калифорнийский университет, Риверсайд
Выразительное письмо, метаанализ, позитивная психология, психология здоровья, профилактическая медицина, педагогическая психология

Социальная психология и психология личности | Psychological & Brain Sciences

В рамках подготовки к академической и прикладной исследовательской карьере программа «Социальная психология и психология личности» делает упор на базовые теории и концептуальные направления дисциплины с упором на когнитивные и мотивационные основы нормального социального поведения.

Вы будете специализироваться на подтеме, которая формирует область ваших исследований (например, стереотипы/принятие решений, эмоции, самооценка, самопознание).

Эта программа также требует широкой подготовки в области планирования исследований и статистики, чтобы вы могли подходить к исследовательским задачам различными способами и в различных условиях.

Сотрудничество между различными направлениями обучения на факультете психологии и наук о мозге и с преподавателями других факультетов приветствуется по мере необходимости для достижения целей обучения.

Познакомьтесь с нашим факультетом социальной психологии и психологии личности и ассоциированным факультетом

Узнайте о нашем факультете и его исследованиях

наш преподавательский состав S&P

Ресурсы

Центр преподавания и обучения

найти информацию о преподавании и обучении

Бюллетень

ознакомиться с каталогом программ WashU и требованиями к получению степени

Центр психологических услуг

найти дополнительные ресурсы

  • S&P Admission, 9084 Помощь и стипендии

Где они сейчас?

Размещение недавних выпускников

  • Эрика Карлсон (Вазире, 13 лет): доцент, Университет Торонто, Миссиссога, КАНАДА
    http://skiplab. org/

  • Джон (Дж.П.) Шотт (Ламберт, 13 лет): директор проекта, Maritz Co., Фентон, Миссури 
    http://www.maritz.com/

  • Бриттани Соломон (Вазир, 15 лет): доцент, Университет Нотр-Дам, Нотр-Дам, Индиана https://mendoza.nd.edu/research-and-faculty/directory/brittany-solomon/

  • Кэтрин Боллич-Зиглер (Джексон, 16 лет): доцент Сиэтлского университета, Сиэтл, Вашингтон,
     
  • Анисса Майк (Джексон, 16 лет): бизнес-аналитик, When I Work Inc., Миннеаполис, Миннесота
  • Fade Eadeh (Lambert, ’17): Post-doc, Университет Эмори, Атланта, Джорджия
    https://goizueta.emory.edu/

  • Келси Харрис (Джексон, 17 лет): Постдокторант, Университет Торонто, Онтарио, КАНАДА
    https://www.utoronto.ca/

  • Алекса Лорд (Штрубе, 17 лет): заместитель директора по оценке и коммуникациям, Университет Майами, Центр карьеры Топпел, Майами, Флорида
    https://hireacane.miami.edu/about/staff/index.html

  • Фуонг Линь Нгуен (Штрубе, 17 лет): доцент Колледжа Миссури-Вэлли, Маршалл, Миссури
     
  • Стефани Пик (Ламберт, 17 лет): исследователь в области здравоохранения, Мемориальный институт Баттеля, Сент-Луис, Миссури https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *