Основные принципы гуманистической психологии
Гуманистическая психология — особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя. Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.
Такими принципами являются:
Принцип развития
Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.
Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей (см. Хрестомат. 4.2). В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную «открытую» систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром — условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности. Особое место в этой сложно организованной системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития. Принцип так называемого гомеостазиса — стремления к устранению напряжения — применим лишь к низшему уровню мотивационной системы (мотивам нужды). Формы истинно личностного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, актуализация чувства инициативности и ответственности и др.) не укладываются в формулу гомеостазиса. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию — характерные черты мотивов развития. Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности — Я — и преобразуются в системы ценностей человека. Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее. «Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем, ибо каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей» (Allport G. Becoming. Basic Consideration for a Psychology of Personality. New Haven. 1957. P.12) Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип
На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу «все или ничего». На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки).
Основные принципы гуманистической психологии
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления (Durant, 1977). Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.
Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в-мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма» (Sartre, 1957, р. 15). Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов — мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем». Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.
Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр — «Я есть мой выбор».
Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, — это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу реализовать мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью (он неаутентичен).
Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными — чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» — уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь — свою собственную. Избегать свободы и ответственности — значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.
Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто» (Maslow, 1966, р. 45).
В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совершенно очевидно, его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.
Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не лес. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении гештальт-психологии: «Целое — больше чем и отлично от суммы его частей», с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.
В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.
«В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка… когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (Maslow, 1987, р. 3).
Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.
Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек — нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения человека. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивают принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он полагал, что бихевиоризм и соответствующая ему философия «дегуманизировали» человека, трактуя его без малого как машину, составленную из цепочек условных и безусловных рефлексов. Поэтому изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.
Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Справедлива или нет эта точка зрения, но Фрейд мало верил в добродетель человека и с пессимизмом размышлял о его судьбе. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Возможно, вы захотите оспорить эту точку зрения, если во время вечерней прогулки в парке на вас нападут грабители. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.
Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал (Maslow, 1950). Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу (Maslow, 1987) рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Это естественно: деревья дают листья, птицы летают, люди творят. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следовательно, например, могут быть творческие диск-жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже профессора колледжа!
Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.
Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека — темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.
Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. Такие области, как консультирование, социальная работа, образование, уход за больными, управление в бизнесе и маркетинг, также подверглись влиянию идей Маслоу (Leonard, 1983).
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Перейти к основному содержанию
ШИХАР СРИВАСТАВАШИХАР СРИВАСТАВА
Маркетинг в социальных сетях и маркетинг роста в Paytm | Корпоративный наставник | Стажер @ Pepsico & Urban Company | Бывший — Dev It Serv | Социальный активист
Опубликовано 19 августа 2018 г.
+ Подписаться
Что такое гуманистическая психология?Гуманистическая психология — это психологическая перспектива, которая делает упор на изучение человека в целом. Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами того, кто действует. Психологи-гуманисты считают, что поведение человека связано с его внутренними переживаниями и представлением о себе.
В отличие от бихевиористов психологи-гуманисты считают, что люди не являются исключительно продуктом своего окружения. Скорее гуманистические психологи изучают человеческие значения, понимание и опыт, связанные с ростом, обучением и обучением. Они подчеркивают характеристики, общие для всех людей, такие как любовь, горе, забота и самооценка.
Психологи-гуманисты изучают, как на людей влияет самовосприятие и личные значения, связанные с их опытом. Психологи-гуманисты в первую очередь не занимаются инстинктивными влечениями, реакцией на внешние раздражители или прошлым опытом. Скорее, они считают сознательный выбор, реакцию на внутренние потребности и текущие обстоятельства важными в формировании человеческого поведения.
В 20 веке гуманистическую психологию называли «третьей силой» в психологии, в отличие от более ранних, еще менее гуманистических подходов психоанализа и бихевиоризма. В нашем постиндустриальном обществе гуманистическая психология стала более значимой.
Концептуальные истокиГуманистический подход уходит своими корнями в феноменологическую и экзистенциалистскую мысль. Восточная философия и психология также играют центральную роль в гуманистической психологии, а также в иудео-христианской философии персонализма, поскольку каждая из них разделяет схожие взгляды на природу человеческого существования и сознания.
В конце 1930-х годов психологи, интересующиеся исключительно человеческими проблемами, такими как самоактуализация, здоровье, надежда, любовь, творчество, природа, индивидуальность и смысл, то есть конкретное понимание человеческого существования, включали Авраама. Маслоу, Карл Роджерс и Кларк Мустакас, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной психологии, сосредоточенной на этих характеристиках человеческого капитала, востребованных постиндустриальным обществом.
Перспектива гуманистической психологии резюмируется пятью основными принципами или постулата гуманистической психологии, впервые сформулированные в статье, написанной Джеймсом Бюгенталем в 1964 году и адаптированной Томом Гринингом, психологом и давним редактором Журнала гуманистической психологии.
Пять основных принципов гуманистической психологии таковы:
- Человеческие существа, как люди, превосходят сумму своих частей. Их нельзя свести к компонентам.
- Человеческие существа существуют в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
- Люди осознают и осознают осознание, т. е. они сознательны. Сознание человека всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей.
- Люди имеют возможность делать выбор и, следовательно, несут ответственность.
- Люди преднамеренны, стремятся к целям, осознают, что они вызывают будущие события, и ищут смысл, ценность и творчество.
Гуманистическая психология включает в себя несколько подходов к консультированию и терапии. Экзистенциальная психотерапия, приложение гуманистической психологии, применяет экзистенциальную философию, которая подчеркивает идею о том, что люди имеют свободу придавать смысл своей жизни. Они вольны определять себя и делать все, что хотят. Это тип гуманистической терапии, который заставляет клиента исследовать смысл своей жизни, а также ее цель. Еще один подход к гуманистическому консультированию и терапии – гештальт-терапия, которая фокусируется на здесь и сейчас, особенно как на возможности забыть о любых предвзятых представлениях и сосредоточиться на том, как прошлое влияет на настоящее. Ролевые игры также играют большую роль в гештальт-терапии и позволяют по-настоящему выразить чувства, которые, возможно, не были разделены в других обстоятельствах.
Эмпатия и самопомощьЭмпатия — один из важнейших аспектов гуманистической терапии. Эта идея фокусируется на способности терапевта видеть мир глазами клиента. Без этого терапевты могут быть вынуждены применять внешнюю систему отсчета, когда терапевт больше не понимает действия и мысли клиента, как клиент, а строго как терапевт, что противоречит цели гуманистической терапии. Включенное в сочувствие, безусловное положительное отношение является одним из ключевых элементов гуманистической психологии.
Самопомощь также является частью гуманистической психологии: Шейла Эрнст и Люси Гудисон описали использование некоторых основных гуманистических подходов в группах самопомощи. Гуманистическая психология применима к самопомощи, потому что она ориентирована на изменение образа мышления человека. Человек может стать лучше только тогда, когда решит изменить свой образ мышления о себе, когда решит помочь себе
Идеальное яхотелось бы, чтобы вы были как личность, и чтобы это не соответствовало тому, кем вы на самом деле являетесь как личность (несоответствие). Идеальное «я» — это то, что, по мнению человека, следует делать, а также каковы его основные ценности. Настоящее Я — это то, что на самом деле разыгрывается в жизни. Посредством гуманистической терапии понимание настоящего позволяет клиентам добавлять положительный опыт к их реальной я-концепции. Цель состоит в том, чтобы две концепции самости стали конгруэнтными. Роджерс считал, что только тогда, когда терапевт может быть конгруэнтным (со своим идеальным Я? С идеальным Я клиента?), в терапии возникают настоящие отношения. Гораздо легче доверять тому, кто готов открыто делиться чувствами, даже если это не всегда то, чего хочет клиент; это позволяет терапевту развивать крепкие отношения.
НепатологическийГуманистическая психология стремится выйти за рамки медицинской модели психологии, чтобы открыть непатологический взгляд на человека. Обычно это означает, что терапевт преуменьшает значение патологических аспектов жизни человека в пользу здоровых аспектов. Гуманистическая психология пытается быть наукой о человеческом опыте, сосредотачиваясь на реальном жизненном опыте людей. Таким образом, ключевым компонентом является реальная встреча терапевта и клиента и возможности диалога между ними. Роль терапевта состоит в том, чтобы создать среду, в которой клиент может свободно выражать любые мысли или чувства; он не предлагает темы для разговора и никак не направляет разговор. Терапевт также не анализирует и не интерпретирует поведение клиента или любую информацию, которой он делится. Роль терапевта заключается в том, чтобы проявить эмпатию и внимательно выслушать клиента.
Роль гуманистической психологии в корпоративной жизниАкцент гуманистической психологии на творчестве и целостности создал основу для новых подходов к человеческому капиталу на рабочем месте с упором на творчество и актуальность эмоциональных взаимодействий. Раньше коннотации «творчества» были зарезервированы и в основном ограничивались работающими художниками. В 1980-х годах, когда число людей, работающих в когнитивно-культурной экономике, росло, креативность стала рассматриваться как полезный товар и конкурентное преимущество для международных брендов. Это привело к корпоративному творческому обучению без отрыва от работы для сотрудников, главным образом под руководством Неда Херрманна из G.E. в конце 1970-е годы.
Концепции гуманистической психологии были внедрены в образование и социальную работу, достигнув своего пика в 1970–1980-х годах в Северной Америке. Однако, как и в случае с общей теорией языка, практика обучения была слишком поверхностной в большинстве учебных заведений. Хотя гуманистическая психология подняла планку проницательности и понимания человека в целом, в профессиональном плане сегодня она в основном практикуется отдельными лицензированными консультантами и терапевтами. Кроме того, гуманистическая психология обеспечивает основу практически для каждого метода Энергетической Медицины; но в этой области еще мало согласованности, чтобы ее можно было легко обсуждать.
ЗаключениеПсихология человека помогает человеку обрести веру в то, что все люди изначально хороши. Он принимает целостный подход к человеческому существованию и уделяет особое внимание таким явлениям, как творчество, свобода воли и положительный человеческий потенциал. Это побуждает рассматривать себя как «цельного человека», большего, чем сумма наших частей, и побуждает к самопознанию, а не к изучению поведения других людей. Гуманистическая психология признает духовное стремление неотъемлемой частью психики. Это связано с новой областью трансперсональной психологии.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Определение гуманизма в психологии.
(существительное)
Относится к психологической перспективе, начиная с середины 20-го века, которая подчеркивает врожденное стремление людей к самоактуализации, реализации и выражению своих собственных способностей и творчества.
Оценка гуманистической точки зрения на личность
- Гуманистический подход к изучению личности многое делает для объяснения человеческой психологии, но по-прежнему подвергается критике за некоторые недостатки.
- Гуманистическая психология уходит своими корнями в экзистенциализм, бихевиоризм и феноменологию.
- Несмотря на свое большое влияние, гуманистическая психология также подвергалась критике за ее субъективность и отсутствие доказательств.
- Гуманистическая психология холистична по своей природе: она принимает во внимание людей в целом, а не их отдельные черты или процессы.
- Гуманистическая психология подчеркивает важность свободы воли и, следовательно, личной ответственности за принятие решений.
Гуманистическая терапия
- В качестве психотерапевтического подхода гуманистическая терапия обычно исходит из того, что люди по своей природе хороши.
- Гуманистическая терапия фокусируется на сильных сторонах человека и предлагает непредвзятые консультации.
- Эмпатия — один из важнейших аспектов гуманистической терапии.
- Гуманистическая терапия используется для лечения широкого круга людей и проблем с психическим здоровьем.
- Критики оспаривают многие ранние принципы гуманистической психологии.
Образование и гуманизм
- гуманистов эпохи Возрождения создали школы для обучения своим идеям и написали книги об образовании.
- Одна из самых важных гуманистических школ была основана и создана Витторино да Фельтре в 1423 году.
- В целом, Гуманистическое образование считалось в то время важным фактором подготовки к жизни.
- Гуманистические школы объединили христианство и классику, чтобы создать модель образования для всей Европы.
- Лаура Серета (1469–1499) была представительницей эпохи Возрождения гуманисткой и феминисткой.
Гуманистическая психология
- Гуманистическая психология принимает целостный взгляд на человеческое существование посредством исследования смысла, человеческого потенциала и самореализации.
- Несмотря на свое большое влияние, гуманистическая психология также подвергалась критике за ее субъективность и отсутствие доказательств.
- Гуманистический психология носит целостный характер: она принимает во внимание людей в целом, а не их отдельные черты или процессы.
- Карл Роджерс был одним из пионеров гуманистической психологии и наиболее известен своим личностно-ориентированным подходом к терапии.
- Определите происхождение, теоретиков и основные принципы гуманистической точки зрения
Позитивная психология
- Позитивная психология проистекает из гуманистическая психология 20-го века и направлена на оптимизацию психологического здоровья и благополучия.
- Позитивная психология уходит корнями в гуманистическую психологию 20-го века, которая в значительной степени была сосредоточена на счастье и самореализации.
- Гуманистическая психология возникла в 1950-х годах в ответ на ограниченность психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и Б.
- И Роджерс, и Маслоу представили этот позитивный, гуманистический психологии в ответ на то, что они считали чрезмерно пессимистичным взглядом на психоанализ.
- Исследования Маслоу по самоактуализации были центральным компонентом как гуманистической так и позитивной психологии.
Гуманизм
- Ренессанс гуманисты не видели конфликта между изучением Древних и христианством.
- В Италии гуманистическая образовательная программа получила быстрое признание, и к середине 15 века многие представители высших классов получили гуманистических образования, возможно в дополнение к традиционным схоластическим.
- Некоторые из высших должностных лиц Церкви были гуманистами с ресурсами для создания важных библиотек.
- итальянских гуманистических картин были в основном связаны с изображением перспективы и света.
- «Давид» Донателло считается культовым гуманистическим произведением искусства.
Эразмус
- Эразм Роттердамский был известным гуманистом ученым и теологом, написавшим несколько важных текстов, критикующих суеверия и формализм церкви, но отстаивающих ее основные духовные ценности.
- Эразм Роттердамский, или просто Эразм, был голландским гуманистом эпохи Возрождения , католическим священником, социальным критиком, учителем и теологом.
- Среди гуманистов он пользовался именем «Принц гуманистов » и был назван «венцом христианского гуманисты .»
- Используя гуманистические приемы работы с текстами, он подготовил новые важные латинские и греческие издания Нового Завета, в которых поднимались вопросы, оказавшие влияние на протестантскую Реформацию и католическую Контрреформацию.
Гуманистическая теория личности Маслоу
- гуманистическая теория личности Маслоу утверждает, что люди полностью раскрывают свой потенциал, переходя от базовых потребностей к самоактуализации.
- Двумя из ведущих теоретиков-гуманистов, добившихся успехов в области психологии личности, были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
- Как лидер гуманистической психологии, Абрахам Маслоу подошел к изучению психологии личности, сосредоточившись на субъективных переживаниях и свободе воли.
Гуманистическая теория личности Роджерса
- гуманистическая теория личности Карла Роджерса подчеркивает важность тенденции к самоактуализации в формировании Я-концепции.
- Карл Роджерс был выдающимся психологом и одним из основателей гуманистического движения .
- Гуманистическая психология подчеркивала активную роль личности в формировании своего внутреннего и внешнего мира.