Психология отрочества
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.
Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
Развитие психических функций. Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно.
Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.
С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ мировоззрения.
Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти.
Развиваются различные формы речи, в том числе письменная.
С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и тому подобное.
В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу.
Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме.
Развитие самосознания. Последовательно появляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11 – 13 л.).
Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их.
Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.
Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству.
Примерно в 15 лет, после поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
Примерно в 11 – 12 л. возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.
С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.
Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» – так называемое реальное «Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще 2 – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников.
«Я-концепция» включает в себя и идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.
Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию».
Подростковые реакции. Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях.
III. Отрочество в жизненном цикле человека: определение, продолж-ть, проблематика
Отрочество — период жизни, лежащий между детством и взрослостью. Это кажущееся простым определение содержит проблему, особенно если речь заходит о конечной точке отрочества. Несомненно, что пубертат представляет собой его легко! определяемое начало, а постепенное половое созревание значительно меняет процесс взросления, но с окончанием отрочества, совпадающим с включением индивида в общество взрослых, все обстоит иначе. Достижение пубертата знаменует вступление в отрочество, универсальная точка отсчета которого оп/л-ся биол-м созреванием: в течение относ-но короткого периода, в среднем 4 лет, в организме произойдут глубокие изм-я — и тело приобретает свои оконч-ые половые особ-ти. Однако использование простых и очевидных биологических критериев провоцирует ряд затруднений. Во-1-х, хронологический возраст является не слишком точным индикатором биол-го возраста, особенно если учесть характеризующие пубертат огромные межиндивидуальные различия. Эти различия может увидеть каждый: одна девочка 13 лет может обладать телом взрослой женщины, в то время как ее подруга того же возраста будет иметь детскую фигуру. Далее, если для девочки появление первых менструаций является определенным показателем пубертатного созревания, то установление мужской половой зрелости проходит в отсутствие четких признаков, так как, хотя наличие в моче живых сперматозоидов может быть точно определено в лабораторных условиях, за ее пределами следует прибегнуть к таким признакам, как развитие яичек или оволосение лобка.
Наконец, периоду созревания половых органов, ответственных за первые менструации у девочек и выработку семенной жидкости у мальчиков, предшествует период от 1 до 2 лет, во время которого постепенно формируются пубертатные механизмы. Более разумно связать начало отрочества с появлением этих первых признаков, лежащих в начале полового созревания. Но основная проблема в установлении продолжительности отрочества в ходе индивидуального развития состоит в определении его конца. Отрочество заканчивается с вхождением человека в мир взрослых, однако, по крайней мере в нашем обществе, достижение взрослого статуса на имеет точных, общепринятых критериев. Переход от отрочества к взрослости представляет, скорее, усложняющийся процесс, за которым стоит важный период индивидуального развития. Можно выделить определенное число событий, которыми отмечен этот переход: окончание учебы, включение в рынок труда, уход из родительского дома, нахождение партнера и создание собственной семьи.
А. Продолжительность отрочества: психологическая перспектива
Трудность нахождения конца отрочества ясно прослеживается в разных определениях продолжительности подросткового возраста, приводимых в п-ческой лит-ре. «В пс-ческом плане отрочество — это состояние души, способ существования, возникающий с начала пубертата и кончающийся тогда, когда индивид достигает независимости в своих поступках, т.е. когда он созрел социально и эмоционально и обладает необходимым опытом и мотивацией для исполнения роли взрослого» (Stone, Church, 1973, p. 217). Небольшую ясность вносит Хоррокс, когда утверждает: «Отрочество кончается, когда индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание принять на себя роль взрослого, выражающуюся в широком веере поступков — так, как она задана той культурой, в которой живет» (Horrocks, 1978, р.
15).Эти дефиниции отражают, скорее, замешательство исследователей, когда речь заходит об исчерпывающем определении окончания отрочества; это период развития между детством и взрослостью, имеющий биологическое начало и определяемый культурой конец. Подростковый период — всеобщее явление, хотя, как мы отмечали в I главе, в качестве специфического этапа жизненного цикла он признан сравнительно недавно. Мысль о существовании состояния,, отличного от детства и взрослости, характерна для всех известных обществ и исторических периодов (Eisenstadt, 1960). Везде, во всех культурах существуют слова для обозначения этого состояния (Linton, 1936). Однако продолжительность отрочества сильно варьирует в зависимости от культурного контекста. Этот период относительно короток у примитивных племен и продолжителен в нашей культуре, охватывая практически все десятилетие между 11 и 20 годами.
Б. Конец отрочества: психоаналитическая перспектива
Тем не менее Петер Блос (Bios, 1979) попытался решить проблему окончания отрочества, выделив четыре пс-ческих критерия, позволяющих провести границу между типич ными стр-ми подр-го и взр-го CC. .
Первый из этих критериев — то, что Блос называет «вторичным процессом индивидуализации в отрочестве». Его механизмы соотносимы с механизмом интроекции первого объекта любви — образа матери, позволяющим ребенку сформировать первое примитивное представление о самом себе и наметить первую грань между субъективной реальностью и внешним миром. Механизмы этих процессов вновь активизируются во время пубертатного периода. Однако в это время будет найдена грань между двумя субъективными реальностями: представлением о себе и интериоризованными родительскими образами, что необходимо связано с отдалением или деидеализацией объекта любви и что. согласно Блосу, может вызвать такие разрушительные последствия для личности, как уход в свой внутренний мир или в асоциальное поведение.
Второй критерий связан с «временной протяженностью» CC.. Подросток впервые сталкивается с реальностью времени, необходимостью правильного осознания своего прошлого и составлением планов на будущее. Экзистенциальная тревога, связанная с этим новым опытом, впервые сталкивает его с трагическими аспектами бытия. Отныне юноша осознает «остаточные травмы», отмеченные нарциссическими шрамами ностальгии и навеки утерянными детскими иллюзиями, являющиеся не чем иным, как личной драмой каждого человека.
Согласно Блосу, этот длительный процесс становления взрослого CCзавершается форм-ем половой принадлежности. Это понятие отлично от той «родовой принадлежности», которая была сформ-на ранее, когда ребенок столкнулся с необходимостью принятия телесного образа Я опр/л-го пола. Это более общий процесс, ибо он включает в себя интеграцию неадекватных (мужских или женских) составляющих «родовой принадлежности» в рамках новой психической стр-ры — Я-концепции, что ведет к постепенному отказу от инфантильных привязанностей и к формированию хар-ных для взрослого стабильных межличностных отношений.
В. Отрочество и юность: социологическая перспектива
В конце 60-х годов Европу и США потрясли многочисленные социальные движения: и майские события 1968 г.
во Франции, и волнения в ам-х студенческих городках вывели молодежь на авансцену политической и общественной жизни. В это время было опубликовано множество социологических работ, которые пытались раскрыть лежащее за этими движениями становление молодежи как особой соц-й группы, имеющей общие установки и специфические притязания. Этот феномен напоминал «открытие» отрочества в начале века.Кенистон (Keniston, 1970), исследовавший в 60-е годы различные группы молодых инакомыслящих американцев, не колеблясь, указывает на то, что отныне в жизненный цикл человека врывается новый период. Группа, которую он обозначает как молодежь, реализовала традиционные подростковые задачи: члены этой группы восстали против семейной опеки с заданной и стабильной секс-й жизнью, свидетельствующей об оп/л-ных моральных, этических и политических обяз-твах. Эти юноши и девушки остаются, однако, динамичными, они не завершают свое юношеское р. и стремятся против-вить себя обществу, созданному взр-ми.
Кенистон сделал свои выводы, исходя из наблюдений за представителями привилегированных классов — молодыми ам-ми студентами, которые отказались от системы отцовских привилегий ради создания коммун или ради A-го включения в более радикальные политические движения (н., движение протеста против войны во Вьетнаме). Однако сегодня значение этих движений протеста пр/ляется гораздо более скромным: мы не уверены, что подобная к/ция юности имеет будущее в общественном сознании и может повлечь за собой точные теор-кие формулировки. Однако эта частная проблема встает вновь, как т. речь заходит об оп/л-и этапов жизненного цикла человека: что есть молодость — продолжение отрочества или начало взрослой жизни?
Авторы б-ва работ по психологии развития придерживаются 2-го мнения и выделяют в жизненном цикле человека 3 б-х этапа: детство, отрочество, взр-ть. Детство подразд-ся на 3 периода: период вскармливания, раннее детство и шк-й возраст. Взр-й возраст также делится на три периода: молодость, средний возраст и пожилой возраст.
На 1-й взгляд подобное деление может показаться произв-м, но оно оказ-ся уместным, если обратиться к специфике каждого отрезка жизни в терминах тех задач, которые свойственны каждому этапу развития. Каждый период хар-ся совок-тью соц-х и пс-ческих достижений, которые, конечно, несовершенны, но имеют определенное значение для всех представителей данной возрастной группы. Общепринятым является представление о том, что отрочество хар-ся такими психосоц-ми потр-ми, как освобождение от родительской опеки и установление половой ид-сти. Реализация этих задач означает завершение отрочества и начало вз-ого возраста. Отныне молодой человек сталкивается с др. задачами, связанными в основном с выбором партнера и проф-ной с.реал/цией — тем, что среди прочего определяет судьбу человека в нашем обществе.Этапы для мальчиков и девочек
Что такое половое созревание?
Половое созревание — это когда тело вашего ребенка начинает развиваться и изменяться по мере того, как он становится взрослым. Это время в жизни вашего ребенка, когда он претерпевает физические изменения, чтобы достичь половой зрелости и стать способным к размножению. Стадии полового созревания проходят по определенному пути с прогрессией физических изменений. Эмоциональные изменения полового созревания могут развиваться не такими темпами, как физические изменения. Как физические, так и эмоциональные изменения полового созревания у каждого ребенка начинаются и заканчиваются в разном возрасте.
Половое созревание начинается, когда часть мозга вашего ребенка, называемая гипоталамусом, начинает вырабатывать гормон, называемый гонадотропин-высвобождающим гормоном (ГнРГ). Гипоталамус посылает ГнРГ в другую часть мозга, называемую гипофизом. ГнРГ стимулирует гипофиз к высвобождению еще двух гормонов — лютеинизирующего гормона (ЛГ) и фолликулостимулирующего гормона (ФСГ). Эти гормоны попадают в половые органы (яичники и яички), заставляя их начать высвобождать половые гормоны (эстроген и тестостерон). Эти гормоны-мессенджеры вызывают явные признаки полового созревания.
Когда у мальчиков начинается половое созревание?
Половая зрелость у мальчиков начинается в возрасте от 9 до 14 лет. Половая зрелость у мальчиков наступает примерно на два года позже, чем у девочек. Однако чернокожие и латиноамериканские мальчики, как правило, достигают половой зрелости немного раньше, чем белые мальчики. Если у вашего сына начинают проявляться признаки полового созревания до 9 лет, стоит спросить своего педиатра об этих ранних изменениях. Точно так же, если к 15 годам признаков полового созревания не произошло, стоит спросить об этой задержке его педиатра.
Каковы стадии полового созревания мальчиков?
Инструмент под названием «Стадии Таннера» описывает этапы полового созревания мальчиков и то, когда они могут наступить. Существуют отдельные этапы Таннера для полового члена/яичек и лобковых волос. Для родителей стадии Таннера могут служить отличным руководством к изменениям, которые вы можете ожидать увидеть в своем сыне. У мальчиков выделяют пять стадий полового созревания.
Стадия 1 — препубертатный период. На этом этапе у мальчиков видимых изменений не наблюдается.
На втором этапе начинаются физические изменения. В возрасте от 9 лети 14 лет мальчики обычно начинают испытывать:
- Генитальное развитие (рост яичек и мошонки).
- Рост редких волос вокруг полового члена и под мышками.
- Увеличение роста (обычно от 2 до 2½ дюймов в год), которое может вызвать проблемы роста.
На стадии 3 физические изменения ускоряются. В возрасте от 10 до 16 лет мальчики испытывают:
- Продолжающийся рост полового члена и яичек, а также возможные поллюции. Поллюции — это эякуляция ночью во время сна.
- Потемнение, огрубение лобковых волос в форме треугольника в области половых органов.
- Продолжающееся увеличение роста (от 2¾ до чуть более 3 дюймов в год).
- Больше потоотделения, что может привести к неприятному запаху тела.
- Изменения голоса (и треск в процессе).
- Увеличение мышечной массы.
Некоторое развитие молочных желез, или гинекомастия, наблюдается примерно у 50% всех мальчиков-подростков, но обычно проходит к концу полового созревания. Это чаще всего встречается в возрасте от 11 до 15 лет. Если это становится физической или социальной проблемой, вам следует поговорить с лечащим врачом вашего ребенка.
На стадии 4 половое созревание идет полным ходом. В возрасте от 11 до 16 лет мальчики испытывают:
- Увеличение размера полового члена и потемнение кожи на мошонке и яичках. На их яичках начнут развиваться красные гребни, называемые морщинами.
- Рост волос на теле достигает уровня взрослого человека. Волосы на лобке остаются в грубом треугольнике.
- Пиковый скачок роста, который в среднем составляет почти 4 дюйма в год.
- Развитие акне.
- Продолжающийся хрип голоса.
Этап 5 — заключительный этап. На этом этапе заканчивается половое созревание. Мальчики заканчивают свой рост и физическое развитие. У многих могут не появиться волосы на лице до этого этапа процесса. Волосы на лобке могут доходить до бедер, а у некоторых мальчиков линия волос может достигать пупка. Большинство мальчиков заканчивают расти к 17 годам, но некоторые могут продолжать расти до 20 лет.
Какие эмоции испытывают мальчики в период полового созревания?
Когда ваш сын достигает половой зрелости, вы можете увидеть или не увидеть некоторые эмоциональные потрясения. Повышенный уровень тестостерона в сочетании с социальным давлением может вызвать капризное поведение, эмоциональные всплески и семейные разногласия. Обычно родители могут справиться с этими проблемами. Активно слушайте и спрашивайте, когда вашему сыну нужно ваше мнение, а когда он просто хочет, чтобы его услышали. Продолжайте говорить ему, что любите его и всегда рядом. Вмешивайтесь всякий раз, когда возникают вопросы безопасности или морали, устанавливая в таких случаях любовные ограничения.
При возникновении серьезных эмоциональных проблем — признаков беспокойства, депрессии или резких перепадов настроения — важно, чтобы его осмотрел лечащий врач. Это может проявляться в том, что он уходит в себя, отказывается от занятий, которые раньше доставляли ему удовольствие, в изоляции от друзей и семьи или в снижении успеваемости. Эмоциональные проблемы могут быть признаком расстройства настроения или других психологических проблем. В этих случаях могут быть полезны лекарства и/или терапия.
Что делать, если половое созревание наступает очень рано или поздно?
Не у всех одинаковый график. Некоторые мальчики начинают замечать изменения очень рано, что называется преждевременным половым созреванием. Другие могут не заметить изменений до более позднего времени, что часто называют задержкой полового созревания.
Раннее (преждевременное) половое созревание : Если у вашего сына появляются признаки полового созревания до 9 лет, позвоните своему лечащему врачу. Это может сигнализировать о проблеме с гипофизом или неврологической проблеме. Лечащий врач вашего сына должен осмотреть его, как только вы заподозрите проблему.
Возможные причины раннего полового созревания включают:
- Гипофиз слишком рано «включает» гормоны.
- Гипотиреоз (пониженная активность щитовидной железы).
- Опухоль надпочечника или в другом месте.
Если проблема связана с гормонами, эндокринолог может назначить блокаторы полового созревания, чтобы остановить половое созревание, пока не придет время. Блокаторы полового созревания — это лекарства, которые препятствуют выработке организмом вашего ребенка половых гормонов, вызывающих физические изменения полового созревания. Если лечащий врач вашего сына заподозрит другую проблему, вашего сына могут направить на дополнительное обследование.
Задержка полового созревания : Если у вашего сына начинается половое созревание после 14 лет или половое созревание не прогрессирует, вам также следует проконсультироваться с его лечащим врачом. Ваш сын может просто поздно расцвести, особенно если его отец тоже.
Но гормональные или эндокринные нарушения также могут задерживать половое созревание. Если лечащий врач вашего ребенка заподозрит основную проблему, вашего сына, скорее всего, направят к специалисту для дополнительного обследования.
Когда у девочек начинается половое созревание?
Обычно половое созревание девочек начинается примерно на два года раньше мальчиков. Половое созревание у девочек обычно начинается в возрасте от 8 до 13 лет. Однако у чернокожих и латиноамериканских девочек половое созревание, как правило, начинается раньше, чем у белых девочек (7½ лет вместо 8).
Какие стадии полового созревания у девочек?
Стадии Таннера также определяют этапы полового созревания девочек и когда они могут наступить. Существуют отдельные этапы Таннера для груди и лобковых волос. Стадии Таннера могут служить отличным руководством к изменениям, которые вы можете ожидать в своей дочери. У девочек выделяют пять стадий полового созревания.
Стадия 1 — препубертатный период. На этом этапе видимых изменений у девочек не наблюдается.
На втором этапе начинаются физические изменения. В возрасте от 8 до 13 лет девочки обычно испытывают:
- У них начинают набухать груди, а ареолы (пигментированные области вокруг сосков) увеличиваются.
- Появляются скудные волосы на лобке.
- Рост увеличивается примерно на 2¾ дюйма в год.
На стадии 3 физические изменения ускоряются. В возрасте от 9 до 14 лет:
- Их груди продолжают расти.
- Волосы под мышками начинают расти, а лобковые волосы продолжают расти. Волосы на лобке жесткие, курчавые, в форме треугольника.
- Происходит всплеск роста более чем на 3 дюйма в год.
- Их кожа становится более жирной, появляются прыщи.
На стадии 4 половое созревание идет полным ходом. В возрасте от 10 до 15 лет:
- Их грудь продолжает расти, а соски начинают выступать.
- Волосы на лобке по-прежнему находятся в треугольнике, и теперь их слишком много, чтобы сосчитать.
- Рост может продолжаться со скоростью около 2¾ дюймов в год.
- Проблемы с прыщами могут продолжаться.
Месячные (менструации) обычно начинаются в возрасте около 12 лет (обычно примерно в том же возрасте, когда у их матерей и сестер начались менструации). Некоторые девочки, особенно с расстройствами пищевого поведения, начинают позже.
Этап 5 — заключительный этап. Развитие обычно заканчивается на этом этапе. Девочки достигают физической зрелости. Волосы на лобке могут доходить до бедер, а у некоторых девочек линия волос может достигать пупка. Большинство девочек достигают своего максимального роста к 16 годам, но некоторые могут продолжать расти до 20 лет9.0005
Какие эмоции испытывают девочки в период полового созревания?
Все девочки проходят через эмоциональные изменения в период полового созревания. Некоторые страдают больше, чем другие, поскольку эстроген и прогестерон циркулируют в их организме.
Сочетание социального и школьного давления и капризности может вызвать эмоциональные всплески и конфликты с родителями. Вы можете подумать, что ваша милая девушка превратилась в злую девушку. Когда вы видите, как ее действия влияют на других, стоит предоставить ей безопасное пространство, чтобы «почувствовать все свои чувства» или поделиться своими эмоциями.
Вмешайтесь, когда возникнут проблемы с безопасностью или моралью, и в противном случае предоставьте ей безопасную гавань, чтобы исследовать свою новую личность. Старайтесь не быть родителем-вертолетом или «снегоочистителем», сметая все стрессы с ее пути. Позволяя ей учиться на своих ошибках, если они не опасны для жизни, вы демонстрируете свою уверенность в ее способности самостоятельно решать проблемы.
Если вы заметите признаки беспокойства, депрессии или других проблем с психическим здоровьем, сообщите о своих опасениях лечащему врачу. Иногда назначение гормональной терапии, например противозачаточных препаратов, может облегчить симптомы и улучшить настроение. В других случаях ей может понадобиться консультация или другие лекарства, чтобы помочь управлять настроением и развить навыки, чтобы развить устойчивость и точно настроить свои сильные стороны.
Что делать, если половое созревание наступает очень рано или поздно?
Не у всех происходит половое созревание одновременно. Некоторые девочки начинают замечать изменения очень рано, что называется преждевременным половым созреванием. У других девочек изменения могут отмечаться позже, что иногда называют задержкой полового созревания.
Преждевременное (раннее) половое созревание: Несколько красных флажков указывают на необычное развитие у девочек. К ним относятся:
- Проявляющие признаки полового созревания до 8-летнего возраста.
- Изменения тела, которые развиваются очень быстро.
- Изменения тела, которые происходят «не по порядку», такие как начальные периоды до развития груди.
- Существенное несоответствие между развитием лобковых волос и развитием груди (например, отсутствие лобковых волос, но полностью развивающаяся грудь или наоборот).
Если это произойдет, сообщите об этом лечащему врачу вашего ребенка. Простое тестирование может помочь определить причину преждевременного полового созревания, например:
- Возможно, гипофиз слишком рано «включил» гормоны.
- Опухоль может развиваться в надпочечнике или в другом месте.
- Возможно, ваша дочь подверглась воздействию эстрогена (например, через крем с эстрогеном).
Лечащий врач вашего ребенка может просто подождать и следить за прогрессом вашей дочери или направить ее к специалисту для проведения анализов. При необходимости эндокринолог может назначить блокаторы полового созревания, чтобы остановить половое созревание до нужного времени. Блокаторы полового созревания — это лекарства, которые препятствуют выработке организмом вашего ребенка половых гормонов, вызывающих физические изменения полового созревания.
Задержка полового созревания : Если половое созревание вашей дочери начинается очень поздно или кажется, что половое созревание не прогрессирует, также стоит спросить об этом своего лечащего врача. Она может быть просто поздно расцветающей, особенно если ее мать была такой.
Тем не менее, гормональные проблемы или расстройство пищевого поведения также возможны. Если лечащий врач вашего ребенка подозревает основную проблему, он может направить вашего ребенка к специалисту для тестирования и лечения.
Записка из Кливлендской клиники
Половое созревание может быть очень захватывающим, но сложным периодом в жизни вашего ребенка. Наряду с физическими изменениями ваш ребенок может также испытать много эмоциональных изменений. У большинства детей половое созревание начинается в возрасте от 8 до 14 лет. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка, обратитесь к его лечащему врачу. Они могут оценить вашего ребенка и определить, правильно ли он развивается.
Знаки и этапы для мальчиков и девочек
Половое созревание является ключевым этапом перехода от детства к взрослой жизни. Это нормальная часть взросления, и опыт каждого человека уникален.
Период полового созревания может быть трудным и запутанным. Знание того, чего ожидать и почему происходят эти изменения, может помочь человеку чувствовать себя лучше, когда он проходит через это.
Этот этап жизни включает в себя множество физических и психологических изменений, которые являются результатом изменений уровня гормонов.
Половое созревание обычно начинается в возрасте от 8 до 14 лет. У девочек оно наступает раньше, чем у мальчиков.
В этой статье дается обзор полового созревания, в том числе, какие изменения следует ожидать, когда они происходят и почему.
В период полового созревания в организме происходят многочисленные внутренние и внешние изменения. Среди прочего, это время, когда человек:
- достигает своего взрослого роста и пропорций тела
- приобретает внешние половые признаки
- становится способным к размножению
Физические и психологические изменения полового созревания происходят медленно с течением времени. Обычно они начинаются в возрасте 8–13 лет у женщин и 9–14 лет у мужчин.
Половое созревание длится на протяжении всего подросткового возраста. К моменту, когда происходят все изменения, человеку может исполниться 20 лет.
Половое созревание начинается, когда область мозга, называемая гипоталамусом, начинает сигнализировать остальному телу о том, что пора развивать черты взрослого человека.
Он посылает эти сигналы через гормоны, которые заставляют репродуктивные органы — яичники у женщин и яички у мужчин — вырабатывать ряд других гормонов.
Эти гормоны вызывают рост и изменения в различных частях тела, включая:
- наружные репродуктивные органы
- ткань молочной железы
- кожа
- мышцы
- кости
- волосы
- мозг
Кожа становится жирной, а тело выделяет больше пота. У многих людей развивается некоторая форма акне. Некоторые люди начинают пользоваться дезодорантом.
Изменения в гормонах также влияют на эмоции и мысли человека. Половое созревание обычно имеет следующие психологические эффекты:
- усиление эмоций
- частая смена эмоций
- начало сексуальных мыслей и желаний
- начало сексуального и романтического влечения к другим
В период полового созревания многие люди начинают исследовать свою сексуальность и выяснять, являются ли они гомосексуалистами, бисексуалами, гетеросексуалами или имеют другую идентичность. Это совершенно нормально, и опыт каждого человека индивидуален.
Не у всех есть чувство влечения к другим, и об этом тоже не стоит беспокоиться. Люди, у которых не развивается сексуальное влечение, могут идентифицировать себя как асексуалы.
В период полового созревания некоторые люди начинают замечать, что их гендерная идентичность — насколько они чувствуют себя девочкой, мальчиком или ни тем, ни другим — не соответствует их телу. Если это произойдет, физические изменения полового созревания могут вызвать эмоциональный стресс, известный как гендерная дисфория.
Многие изменения, происходящие в период полового созревания, связаны с изменением уровня гормонов. Некоторые основные гормоны, связанные с половым созреванием:
- Тестостерон. Это основной половой гормон у мужчин, который определяет мужские черты, такие как более низкий голос, растительность на лице и развитие мышц. Тестостерон также играет роль в развитии женщин, но в меньшей степени, чем у мужчин.
- Дигидротестостерон. Называемый ДГТ, этот гормон более мощный, чем тестостерон, и присутствует в гораздо больших количествах в период полового созревания. Он инициирует половое созревание у мужчин и может также способствовать началу полового созревания у женщин.
- Эстроген. Это основной половой гормон у женщин. Он способствует росту тканей матки и молочной железы.
- Гормон роста. Уровни этого увеличиваются в период полового созревания, вызывая всплески роста костей и мышц, наряду с быстрым увеличением роста. Более медленное увеличение роста, менее чем на 2 дюйма в год, может сигнализировать о дефиците гормонов.
- Эстрадиол. Присутствует у мужчин и женщин. У женщин уровень эстрадиола повышается раньше и остается выше после полового созревания.
Одним из первых признаков полового созревания у женщин является зачаток молочной железы, небольшое количество твердой ткани под соском.
Месячные обычно начинаются примерно через 2 года после развития груди — в среднем в возрасте около 12,5 лет. Наряду с менструациями у людей могут возникать симптомы предменструального синдрома, известного как ПМС.
Эмоции могут сильнее колебаться во время менструации из-за естественных колебаний уровня гормонов во время менструального цикла.
Другие признаки полового созревания включают начало выделений из влагалища, запах тела и рост волос в лобковой области, под мышками и на ногах.
Часто бедра расширяются, талия становится пропорционально меньше, вокруг живота и ягодиц откладывается лишний жир. Но все тела за это время развиваются по-разному, и не существует «нормального». Каждый человек развивает свой уникальный размер и форму.
В каком возрасте самки перестают расти? Узнайте больше здесь.
У мужчин самыми ранними признаками полового созревания являются рост яичек, затем полового члена. Кожа вокруг яичек, называемая мошонкой, становится тоньше и краснее.
Волосы на теле начинают расти, как правило, на лице, груди, подмышках, спине и лобковой области. Некоторые люди начинают бриться, и это может вызвать сыпь, особенно на чувствительной коже. Использование пены или геля для бритья может помочь, а использование электрической бритвы может снизить риск порезов.
Между тем, голос становится все ниже и глубже по мере роста гортани. Голос человека иногда может ломаться. Это нормально и проходит со временем. Адамово яблоко, которое представляет собой видимую шишку в горле, может увеличиться.
У некоторых мужчин во время полового созревания вокруг сосков также появляются отеки. Обычно это проходит. Примерно у половины мужчин это может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Грудь и плечи становятся шире, и у большинства людей наблюдаются скачки роста. Общее количество жира в организме обычно начинает снижаться по мере развития мышц.
У человека могут начаться непроизвольные эрекции и поллюции или эякуляция во время сна. Они могут проснуться с мокрыми простынями. Это может происходить автоматически и не обязательно является результатом сексуальных снов или прикосновения к пенису, хотя это тоже нормально.
В каком возрасте самцы перестают расти? Узнайте больше здесь.
Интерсекс — это общий термин для обозначения различий в половом развитии (DSD). Это может включать различия в гениталиях, гормонах, хромосомах или внутренней анатомии.
Существует много форм DSD, и у разных людей могут быть очень разные переживания в период полового созревания. Общество интерсексуалов Северной Америки отмечает, что некоторые люди не знают об этих различиях, пока не начнется половое созревание.
Некоторые люди не испытывают всех обычных, ожидаемых изменений полового созревания. У других, например, половое созревание может наступить позже, чем обычно, или у них могут развиться характеристики, не соответствующие их гендерной идентичности.
Некоторые люди решают помочь своему телу соответствовать их полу. Среди прочего, это может включать прием гормонов или операцию. Другие решают не делать этого. Нет правильного или неправильного ответа.
DSD Teens — это онлайн-ресурс для молодых людей с DSD. Он предоставляет информацию об изменениях, происходящих в период полового созревания как внутри, так и вне тела и мозга.
На веб-сайте есть раздел «Ваше половое созревание», в котором рассматриваются изменения, которые люди могут ожидать в зависимости от различных условий, влияющих на половое развитие, включая синдром нечувствительности к андрогенам, дисгенезию гонад, врожденную гиперплазию надпочечников и другие DSD.
Такие группы, как InterACT, Advocates for Intersex Youth, являются хорошим местом для поддержки, ресурсов и сообщества.
Раннее половое созревание затрагивает примерно 1–2% детей в США. В это время начинается половое созревание у девочек младше 8 лет и у мужчин младше 9 лет.
В большинстве случаев раннее половое созревание не является проблемой и не требует лечения. То, что эксперты считают нормальным ростом и развитием, широко варьируется и может зависеть от таких факторов, как гены человека, окружающая среда, диета и вес.
Общими признаками раннего полового созревания являются появление лобковых волос и запах тела. У женщины может быть раннее развитие груди, но это часто жировая ткань, которая может не привести к прогрессирующему росту.
В некоторых случаях раннее половое созревание может сигнализировать о проблемах со здоровьем, таких как генетическое заболевание, гормональный фон, аномалия головного мозга или проблемы с яичками, яичниками или надпочечниками.
Чтобы решить эту проблему, врач может порекомендовать лечение, чтобы временно остановить действие задействованных гормонов, особенно если основной гормональный дисбаланс может вызвать проблемы в более позднем возрасте, такие как слабые кости или отсутствие роста.
Между тем, исследования показывают, что половое созревание сейчас начинается раньше, чем у предыдущих поколений.
Например, исследование 2018 года показало, что менструации у женщин начинаются в среднем в возрасте 13 лет, что на 3,6 месяца раньше, чем у их родителей-женщин. Это может добавить путаницы в отношении типичных сроков полового созревания.
У девочек поздним половым созреванием называют отсутствие развития молочных желез к 13 годам или менструаций к 16 годам. У мужчин это относится к увеличению яичек, не начавшемуся к 14 годам.
Задержка полового созревания обычно не вызывает беспокойства. Существуют большие различия в том, что эксперты считают нормальным ростом и развитием, и определенную роль могут играть гены человека, окружающая среда, диета и вес.
Иногда недостаточное питание или продолжительная болезнь в раннем возрасте могут задерживать половое созревание. Такой же эффект могут дать интенсивные физические тренировки, например, гимнастика в раннем возрасте.