Психические процессы — Психологос
01 января 2006 г., 11:16
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — это условное разделение психики на составные элементы, появившееся по причине существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии. Кроме этого, это вычленение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Виды психических процессов
Познавательные:
- Ощущение
- Восприятие
- Мышление
- Сознание
- Речь
- Внимание
- Память
- Воображение
Эмоциональные:
- Эмоции
- Чувства
- Аффекты
Волевые:
- Борьба мотивов
- Принятие решения
- Постановка цели
- Психика
- Процесс
- Автор Н.И. Козлов
Комментарии (4):
Гость, 27 ноября 2013 г., 14:06
Очень чётко и понятно! Спасибо!!!
Гость, 04 января 2015 г., 18:27
Нравится этот сайт тем, что здесь все понятно описано.
Гость, 30 апреля 2018 г., 16:49
не хватает деталей)
1
ответ
Козлов Николай Иванович, 30 апреля 2018 г., 16:56
Описанию всех возможных деталей посвящен весь этот огромный сайт. Будем рады помочь!
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Функциональные процессы
Функциональные процессы — процессы, из которых строится жизнь тела, души и ума человека.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Процесс
Процесс — то, что происходит; последовательная смена состояний или стадий чего либо во времени.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психика
Психика — внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.
3Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- «Зима и котик», стихотворение.
- Что завещал Черчилль своей супруге
- Критика в адрес мужа
- Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
- Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
Популярные статьи:
- Эти глаза напротив. ..
- Муж секс не выпрашивает
- Спокойное присутствие
- Вопросник Основы семейного договора
- Экстремалы
Хиты недели:
- Дети не должны помогать своим родителям
- Видеокамера, или Спокойное присутствие под водой
- Тембр и интонации
- Как влияют на нас гормоны
- Не играю Жертву
Основные психические процессы. Психология. Полный курс
Основные психические процессы
К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.
Ощущение. Первичный познавательный процесс, с помощью которого человек получает всю первичную информацию от внеш ней и внутренней среды, называется ощущением.
Ощущения как психический процесс отражают отдельные свойства объектов реального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы.
Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Восприятия человека содержат и понимание того, что воспринимается (различие с животными).
Выделяют полные и неполные восприятия, точные и ошибочные (иллюзорные), быстрые и медленные, глубокие и поверхностные. Все люди различаются скоростью восприятия – наименьшим временем действия раздражителя, вызывающего точное восприятие.
Серьезное влияние на восприятие оказывает интерес. Восприятие всегда постоянно. Оно всегда осмысленно и, так или иначе, может быть выражено словами.
Избирательность восприятия зависит от объективных воспринимаемых свойств предмета и субъективной установки.
Восприятие времени обобщает ощущения, связанные с длительностью, последовательностью, скоростью течения явлений внешнего мира.
В основе восприятия пространства лежат зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения.
Восприятие движения проявляется в восприятии простран ственно-временного перемещения.
Мышление и интеллект. Творчество.
Мышление человека – это высший познавательный процесс, являющийся активной познавательной деятельностью и внутренним процессом планирования и регуляции внешней деятельности. Мышление является обобщенным отражением действительности и осуществляется с помощью внутренней, свернутой речи.
Мышление объединяет несколько различных процессов. Это неразрывно связанные между собой анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и абстрагирование.
Мышление выступает в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие является отражением в слове или группе слов общих и значимых признаков предметов или явлений. Отражением связи между предметами или явлениями является суждение. Суждения лежат в основе умозаключений, представляющих собой вывод на основе ряда суждений.
В соответствии с формой можно назвать три типа мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Склонность к поисковой активности, отражению связей между различными явлениями и их свойствами демонстрирует наличие у человека познавательной активности. Мыслительные процессы характеризуются также гибкостью, подвижностью.
Интеллектом называют:
1) саморазвивающийся и самонастраивающийся алгоритм обработки информации;
2) общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем, объединяя в этой категории все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение;
3) наличие у системы способности создавать в процессе самообучения программы для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи;
4) систему ценностей личности.
Развитие отдельных качеств интеллекта частично зависит от генотипа человека и широты его жизненного опыта.
Мышление тесно связано с творчеством, открытием нового. При этом творчество нельзя отождествлять с мышлением, поскольку оно является лишь одним из видов познания, а творчество вероятно и за пределами познания. Многие стороны творчества проистекают из реальных условий жизни человека, вплетая в этот контекст его предшествующий опыт, наблюдения за реальностью и окружающими людьми.
Воображение.
Особенность данного психического процесса заключается в его связи с деятельностью организма и принадлежит исключительно человеку.
Воображение существенным образом влияет не только на психические процессы и состояния человека, но даже на его организм.
Воображение дает человеку возможность творить, осмысленно планировать будущее и управлять своей деятельностью.
Выделяют четыре основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
В наибольшей степени работа человеческого воображения проявляется в научном, техническом творчестве, в литературе и искусстве.
К разновидностям воображения относят сновидения, галлюцинации, грезы, мечты и фантазии.
Мнемические процессы. Память.
Помимо перцептивных и интеллектуальных познавательных процессов выделяют мнемические процессы.
Память как психическое явление основана на генетической и физиологической форме материи. Память накапливает отражаемые воздействия реальности, переживания, мысли и произведенные действия в виде своего рода «следов».
У каждого из этапов памяти существуют свои характерные черты. При повторении воздействия какого-либо объекта на человека происходит узнавание. В отсутствие повторного воздействия какого-либо объекта на человека проявляется воспроизведение. Человеческая память избирательна. Избирательность памяти напрямую зависит от установки – четкая и ясная постановка задачи должна конкретизировать цель запоминания. Установка активизирует оперативную или долговременную память.
Различают несколько видов памяти.
1. Образная память.
2. Эмоциональная память.
3. Смысловая (словесно-логическая) память в двух вариантах:
а) сохранение в памяти лишь основного содержания (смысла) мыслей;
б) сохранение не только основного содержания, но и точной вербальной формулировки мыслей (заучивание наизусть).
Различают несколько способов запоминания.
Механическое (один из примеров – зубрежка).
Смысловое, называемое также логическим. Такому типу запоминания помогает изложение им своими словами сути материала.
Ассоциативное, когда материал формально «связывается» с уже имеющимся.
По участию волевого усилия запоминание делят на непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное).
Запоминанию противопоставляется забывание.
Внимание. Это особое качество психики человека, которое не может существовать раздельно с мышлением, восприятием, работой памяти, движением. Внимание проявляется только при выполнении какого-либо вида работы и в многообразных формах. Для выполнения работы важными являются также параметры концентрации и устойчивости.
Внимание выражается в движениях, в мимике или позе. Выделяют произвольное и непроизвольное внимание.
Возникновение генетически исходного, непроизвольного внимания связывают с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти тесно связанные между собой причины можно разделить на три группы.
В первую группу относится сила (интенсивность) раздражителя, что определяет его характер и качество. Вторая группа включает внешние раздражители, соответствующие внутреннему состоянию человека. В третью группу входят раздражители, связанные с общей направленностью личности, которая определяется ее предшествующим опытом и чувствами.
Произвольное внимание управляется осмысленной целью, тесно связано с волей человека и сформировалось как следствие трудовых усилий. Произвольное внимание отвечает за активное регулирование психических процессов. В этом и состоит его основная функция.
В отличие от непроизвольного внимания, имеющего биологические основы, произвольное внимание базируется на социальных причинах. Оно тесно связано с речью. Произвольное внимание, также как и непроизвольное, связано с чувствами, интересами, предшествующим опытом человека. Но эта связь носит косвенный характер, в соответствии с сознательно сформулированными целями.
Существует еще один вид внимания, который выделяют не все психологии. Так называемое послепроизвольное внимание. Как и произвольное, оно носит целенаправленный характер и требует волевых усилий.
К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.
Кроме того, вниманию присущи отвлекаемость и рассеянность.
Можно выделить внешнюю и внутреннюю отвлекаемость.
Рассеянность связана с неспособностью человека сосредоточиться на чем-то определенном в течение длительного времени.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Лекция 6. Психические познавательные процессы
Лекция 6. Психические познавательные процессы Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться,
6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В античном мире зарождалось множество мнений о природе и процессах душевных проявлений.Одно из первых представлений имело гносеологический смысл, оно выражало способы познания окружающего мира. Деятельность органов чувств определялась
ЛЕКЦИЯ № 2. Психические процессы
ЛЕКЦИЯ № 2. Психические процессы 1. Деятельность 1. Психологическое строение деятельности человека.2. Основные виды деятельности человека.3. Умения, навыки, привычки.1. Под человеческой деятельностью подразумевается активность личности, призванная удовлетворить
Глава 2. Психические познавательные процессы
Глава 2. Психические познавательные процессы Ощущения Запахи — причина нашей приязни или неприязни к другому человеку Обоняние связывает человека с внешним миром. Запахи исходят от обстановки, одежды, тела, да и все существующее в природе имеет свой запах — камни,
Глава 4. Мозг и психические процессы
Глава 4. Мозг и психические процессы Чтобы лучше понять строение психических процессов человека и законов их протекания, следует прежде всего ознакомиться с тем, как построен основной орган психической деятельности — человеческий мозг и как относятся к нему психические
Психические процессы и асимметрия полушарий
Психические процессы и асимметрия полушарий Ширококрылых вдохновений Орлиный, дерзостный полет, И в самом буйстве дерзновении Змеиной мудрости расчет Ф.
Основные психические процессы
Основные психические процессы К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память. Психические процессы являются довольно устойчивыми образованиями, которые характеризуются латентным сензитивным
Основные психические процессы
Основные психические процессы К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.Психические процессы являются довольно устойчивыми образованиями, которые характеризуются латентным сензитивным
Глава 4 Эмоциональные психические процессы
Глава 4 Эмоциональные психические процессы § 1. Понятие об эмоциях Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) системно организованы. И лишь в теоретическом плане возможно их отдельное рассмотрение.Эмоции (от фр. emotion — чувство) — психический
Глава 5 Волевые психические процессы
Глава 5 Волевые психические процессы § 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения Воля — сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для
Определение, теории и принципы, примеры
Что приходит вам на ум, когда вы думаете о психологии? Слово «психология» происходит от древнегреческого и означает «изучение разума». Мы, люди, находимся в вечном стремлении понять самих себя. Мы использовали религиозные и духовные практики, философские споры и, в последнее время, научные эксперименты, чтобы проникнуть в суть нашего опыта. Хотя психология существовала всегда, она развивалась так же, как и мы.
Психология может помочь нам понять, как мы влияем друг на друга в обществе и как мы связаны с другими. Это также связано с тем, как мы создаем рассказы о нашем прошлом, как мы используем наш опыт для обучения или почему мы страдаем.
- Сначала дадим определение базовой психологии.
- Далее мы рассмотрим ряд основных теорий психологии.
- Затем мы рассмотрим примеры основных теорий психологии более подробно.
- Мы добавим несколько интересных фактов из основ психологии, которые вы сможете изучить более подробно.
- Наконец, мы опишем основные школы психологии, чтобы продемонстрировать диапазон теоретических подходов к пониманию человеческого разума.
Рис. 1 Психология изучает широкий спектр тем от познания через психопатологию до межличностных отношений и социальных процессов.
Определение базовой психологии
Психологию в целом можно определить как область науки, занимающуюся изучением сознания и поведения. Психология включает в себя такие области исследования, как когнитивная, судебная, психология развития и биопсихология, и это лишь некоторые из них. Многие люди связывают психологию в первую очередь с психическим здоровьем, поскольку психология помогает в разработке диагнозов и методов лечения психического здоровья.
Здесь разум включает в себя все различные внутренние процессы, такие как познание или эмоциональные состояния, а поведение можно понимать как внешнее проявление этих процессов.
Есть причина, по которой это определение такое широкое. Психология сама по себе является разнообразной областью, но многие вопросы, которыми она занимается, являются междисциплинарными, то есть они пересекаются с различными областями изучения, включая биологию, историю, философию, антропологию и социологию.
Основные теории психологии
Несмотря на то, что психология является широкой областью изучения, важно понять некоторые основные темы или теории; к ним относятся социальное влияние , память , привязанность и психопатология .
Социальное влияние
Теории социального влияния объясняют, как наши социальные условия влияют на наш разум и наше индивидуальное поведение. Основными процессами здесь являются соответствие , которое происходит, когда мы находимся под влиянием группы, с которой себя идентифицируем, и .0033 повиновение , которое относится к выполнению приказов власти.
Благодаря научному изучению этого процесса, психология исследовала такие вопросы, как то, что делает некоторых людей устойчивыми к социальному влиянию или почему мы с большей вероятностью приспосабливаемся в одних ситуациях, чем в других.
Память
Одной из самых влиятельных теорий памяти была модель памяти с несколькими хранилищами , разработанная Аткинсоном и Шиффрином (1968). Они определили три отдельные, но взаимосвязанные структуры: сенсорный регистр, хранилище кратковременной памяти и хранилище долговременной памяти. Более поздние исследования показали, что воспоминания еще более сложны. Например, мы можем идентифицировать эпизодические, семантические и процедурные воспоминания только в рамках долговременной памяти.
В памяти с несколькими хранилищами каждое хранилище имеет свой способ кодирования информации, различную емкость и продолжительность, в течение которой оно может хранить информацию. Информация, закодированная в хранилище кратковременной памяти, забывается в течение первой минуты, а данные, хранящиеся в долговременной памяти, могут оставаться с нами годами.
Затем модель памяти с несколькими хранилищами была расширена Баддели и Хитчем (1974), которые предложили модель рабочей памяти . Эта модель рассматривает кратковременную память как нечто большее, чем просто временное хранилище. Он подчеркивает, как он также способствует процессам рассуждения, понимания и решения проблем.
Понимание того, как работает память, необходимо для сбора показаний людей, ставших свидетелями преступления или несчастного случая. Изучение памяти выявило приемы опроса, способные исказить память очевидца, и приемы, обеспечивающие высокую точность.
Привязанность
Изучение привязанности показало нам, как наша ранняя эмоциональная связь с опекуном может формировать то, как мы видим себя, других и мир во взрослой жизни.
Привязанность развивается посредством взаимодействий и повторяющихся взаимодействий (или зеркалирования) между младенцем и основным опекуном. Согласно стадиям привязанности, определенным Schaffer и Emerson (1964), первичная привязанность развивается в первые семь месяцев жизни младенца.
На основании исследования, проведенного Эйнсворт, мы можем выделить три t типа привязанности у детей: безопасный, ненадежно-избегающий и ненадежно-резистентный.
Большая часть известных исследований привязанности проводилась на животных.
- Исследование гусей, проведенное Лоренцем (1935), показало, что привязанность может развиваться только до определенного момента в раннем развитии. Это называется критическим периодом.
- Исследование Harlow (1958) на макаках-резусах показало, что привязанность развивается через комфорт, который обеспечивает человек, осуществляющий уход, и что отсутствие комфорта может привести к серьезной эмоциональной дисрегуляции у животных.
Что происходит, когда привязанность не развивается? Джон Монотропная теория Боулби утверждает, что здоровая связь между ребенком и опекуном необходима для развития ребенка и психологических результатов. Он утверждал, что материнская депривация, препятствующая формированию такой связи, может даже привести к психопатии.
Рис. 2. Привязанность развивается через взаимность и синхронность взаимодействия, freepik.com
Психопатология
Что мы считаем нормальным или здоровым? Как мы можем отличить нормальные человеческие переживания, такие как горе или печаль, от депрессии? Вот некоторые из вопросов, на которые призваны ответить исследования в области психопатологии. Психопатологические исследования также направлены на выявление когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, которые характеризуют различные психологические расстройства, такие как фобии, депрессия или обсессивно-компульсивное расстройство.
Существует несколько подходов к пониманию психопатологии:
Поведенческий подход рассматривает, как наш опыт может усилить или ослабить психопатологию.
Когнитивный подход определяет мысли и убеждения как факторы, способствующие психопатологии.
Биологический подход объясняет расстройства с точки зрения аномалий в функционировании нервной системы или генетической предрасположенности.
Примеры основных психологических теорий
Мы кратко упомянули ряд психологических теорий; давайте теперь более подробно рассмотрим теорию примеров в фундаментальной психологии. В своем знаменитом эксперименте с послушанием Милграм обнаружил, что большинство участников подвергали другого человека опасным и потенциально смертельным ударам током по приказу властей. Теория агентов Милгрэма объясняет, как ситуационные факторы могут привести к тому, что люди будут выполнять приказы авторитетной фигуры, даже если это действие противоречит их совести.
Милграм выделил два состояния, в которых мы совершаем действия: автономное и агентное состояние . В автономном состоянии мы решаем действовать независимо от внешнего влияния. Поэтому мы чувствуем личную ответственность за то, что делаем.
Однако, когда мы получаем приказ от власти, которая может наказать нас за неповиновение, мы переключаемся в агентное состояние. Мы больше не чувствуем личной ответственности за свои действия; в конце концов, решение действовать было принято кем-то другим. Таким образом, мы можем совершить аморальный поступок, который иначе не стали бы совершать.
Как психология влияет на нашу жизнь?
Психология может дать нам понимание широкого круга вопросов.
Почему мы привязываемся к другим?
Почему одни воспоминания сильнее других?
Почему у нас развиваются психические заболевания и как их лечить?
Как мы можем учиться или работать более эффективно?
На приведенных выше примерах и, возможно, на ваших собственных, легко увидеть огромное практическое применение психологии. Социальная политика, системы образования и законодательство отражают психологические теории и выводы.
В своей монотропной теории привязанности психолог Джон Боулби обнаружил, что если человеческие младенцы лишены материнского внимания и привязанности в ранние годы, это может привести к негативным последствиям в подростковом и взрослом возрасте.
Основные факты психологии
Социальное влияние | Соответствие | в ASCH (1951). В конфликтном эксперименте, что в конфликте, неверно, в ACTOSEMEMIME ACTOMIMEM ISMANEMEMEMEMEMEMENT ACTOMERIME ACTOSEMEMEMENT ACTOMERIME ACTOMERMEMEMEMENT ACTOMERIM. задание хотя бы раз. Это показывает, что у нас есть сильная тенденция приспосабливаться, даже когда мы знаем, что большинство неправо. |
Послушание | В эксперименте Милграма (1963) 65% участников подчинялись приказу экспериментатора наносить болезненные и потенциально смертельные удары электрическим током другому человеку. Это исследование показывает, как люди часто подчиняются неэтичным приказам. | |
Память | Долговременная память | Долговременная память обладает потенциально неограниченным объемом хранимой информации. |
Свидетельские показания | Свидетельские показания не всегда являются лучшим доказательством. Даже если свидетель не лжет, в большинстве случаев наши воспоминания могут быть неточными. свидетель может помнить преступника с оружием, даже если это не так. | |
Привязанность | Исследования привязанности на животных | время с моделью, которая обеспечивает комфорт. |
Внутренняя рабочая модель Боулби | Привязанность к нашему основному опекуну в детстве создает план наших будущих отношений. Он формирует наши ожидания относительно того, как должны выглядеть отношения, как к нам следует относиться и можно ли доверять другим. Это также может повлиять на то, как мы реагируем на угрозы быть покинутыми. | |
Психопатология | Определение аномалии | Трудно сказать, что соответствует ограничениям нормы, а что можно назвать ненормальным. При определении ненормальности в психологии мы смотрим на то, насколько распространен симптом/поведение, отклоняются ли они от социальных норм, нарушают ли они функционирование человека и отклоняются ли они от идеального психического здоровья . |
Модель Эллиса A-B-C | Согласно Альберту Эллису, эмоциональные и поведенческие последствия, связанные с депрессией, вызваны нашими иррациональными убеждениями и негативными интерпретациями, а не только негативными событиями в нашей жизни. Эта теория основывается на когнитивном подходе к лечению депрессии, который направлен на борьбу с этими иррациональными убеждениями, которые усиливают депрессию. | |
Лечение фобий | Люди с фобиями склонны избегать раздражителей, которые вызывают у них сильную реакцию страха. Однако было обнаружено, что поведенческие методы лечения, связанные с воздействием раздражителя, могут быть эффективными при лечении фобий. |
Основные школы психологии
К основным школам психологии относятся:
Психоанализ
Бихевиоризм
2 Гуманизм0005
Когнитивизм
Функционализм
Одной из первых современных школ психологии является фрейдовский психоанализ . Эта школа утверждает, что проблемы с психическим здоровьем возникают из-за неразрешенных конфликтов, прошлых травмирующих переживаний и подавленного содержимого бессознательного. Привнося бессознательное в сознание, он стремится избавить людей от психологического стресса.
Бихевиоризм
Еще одна школа, возникшая в начале двадцатого века, — это бихевиоризм , пионером которого стали такие исследователи, как Павлов, Уотсон и Скиннер. Эта школа сосредоточилась только на изучении поведения, а не скрытых психологических процессов. Этот подход утверждает, что все человеческое поведение изучается, это обучение происходит либо путем формирования ассоциаций стимул-реакция, либо посредством обратной связи, которую мы получаем от окружающей среды (поощрения и наказания).
В середине ХХ века в ответ на психоанализ и бихевиоризм возникли гуманистические подходы . Гуманистическая психология часто ассоциируется с Роджерсом или Маслоу. Он отходит от детерминированного взгляда на человеческое поведение и фокусируется на том факте, что люди способны на свободную волю, мы можем формировать свою судьбу, мы интуитивно знаем, как мы можем развиваться, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Гуманистическая психология стремится создать среду безусловного положительного отношения, в которой люди чувствуют себя в безопасности, чтобы развить истинное понимание своей личности и потребностей.
Когнитивизм
Примерно в то же время был разработан когнитивизм , подход, который в отличие от бихевиоризма изучает внутренние психологические процессы, влияющие на наш опыт. В центре внимания когнитивной психологии находится понимание того, как наши мысли, убеждения и внимание могут влиять на то, как мы реагируем на окружающую среду.
Функционализм
Функционализм — это ранний подход, сместивший внимание исследователей с анализа психических процессов и создания структур, которые представляли бы их и их основные элементы, на развитие понимания их функций. Например, вместо того, чтобы разбивать тревогу на ее причины и основные элементы, функционализм предлагает сосредоточиться на понимании функции тревоги.
Рис. 3. Различные подходы в психологии рассматривают благополучие через разные призмы.
Основы психологии. Ключевые выводы
- Психологию в целом можно определить как область науки, занимающуюся изучением сознания и поведения.
- Несмотря на то, что психология является широкой областью изучения, есть основные темы или теории, которые важно понять, включая социальное влияние, память, привязанность и психопатологию.
- Психологические исследования во всех этих областях влияют на социальную политику, системы образования и законодательство.
- В психологии существует целый ряд направлений мысли. Примеры включают психоанализ, бихевиоризм, гуманизм, когнитивизм и функционализм.
Модель обработки информации: понимание наших психических механизмов
Мы все были там — вы пытаетесь что-то вспомнить, и это просто на кончике вашего языка. Но что бы вы ни делали, вы просто не можете этого вспомнить. Почему это происходит?
Согласно модели обработки информации, наша память работает как компьютер. Информация поступает через наши органы чувств через различные раздражители и обрабатывается нашим мозгом. Эта информация может храниться в нашей кратковременной или долговременной памяти, в зависимости от ее важности.
Однако эта система обработки не всегда работает гладко, и потеря информации может произойти в любой момент, особенно если мы отвлечемся. Вот почему так трудно вспомнить, куда вы положили ключи, или название песни, которую вы услышали, — эта информация просто не была должным образом закодирована в нашей памяти.
Давайте рассмотрим модель обработки информации и то, как она помогает нам усваивать и вспоминать новую информацию.
Модель обработки информации — это структура, используемая когнитивными психологами для объяснения и описания процессов человеческого мозга. Согласно этим моделям, наш мозг получает, интерпретирует и использует информацию поэтапно, что соответствует различным этапам в системе обработки информации.
Теория обработки информации сравнивает систему обработки человеческого мозга с компьютером. Компьютер (наш мозг) получает данные (сенсорную информацию), затем обрабатывает их, либо сразу используя для выполнения задачи, либо сохраняя в своих файлах для последующего использования.
Однако это не идеальная аналогия работы мозга. Человеческий мозг — это не просто пассивный процессор информации. Мы не рождаемся с данными, алгоритмами и декодерами — мы рождаемся с чувствами, рефлексами, эмоциями и способность учиться и меняться со временем.
Эта «проблема уникальности» побудила когнитивных психологов и ученых изучать человеческий мозг — успешно и катастрофически — и создавать модели, объясняющие, как мы обрабатываем информацию.
Подход к обработке информации представляет собой скорее структуру, чем одну модель. Когнитивные психологи используют его для построения моделей, позволяющих понять наши психические процессы. Психологи предложили несколько моделей обработки информации, каждая со своей изюминкой.
Вам может быть интересно — как может быть более одного объяснения того, как что-то работает? В конце концов, автомобильный двигатель работает не более чем одним способом.
Ответ кроется в сложности и уникальности человеческого разума.
Как объяснил в своем невероятном эссе « Пустой мозг :»
старший психолог-исследователь Американского института поведенческих исследований и технологий Роберт Эпштейн, подумайте, насколько сложна эта проблема. как мозг поддерживает человеческий интеллект, нам может понадобиться знать не только текущее состояние всех 86 миллиардов нейронов и их 100 триллионов взаимосвязей, не только разную силу, с которой они связаны, и не только состояния более 1000 белков. которые существуют в каждой точке соединения, но то, как ежеминутная активность мозга способствует целостности системы Добавьте к этому уникальность каждого мозга, вызванную отчасти уникальностью истории жизни каждого человека. .. »
Сложность наших когнитивных систем объясняет, почему для понимания человеческого мозга было разработано множество моделей. По мере роста нашего понимания их будет больше.
Необходимо сделать несколько предположений, чтобы любая модель обработки информации была признана точной Чтобы модель работала, эти предположения должны быть верны. В общем, любая модель обработки информации опирается на следующие предположения о мозге:
- Он способен управлять информацией и обрабатывать ее 9.0034 Люди генетически адаптированы для обработки информации и упрощения сложностей определенным образом.
- Требуется управляемая система. Регуляторный механизм необходим для наблюдения за тем, как мозг получает, интерпретирует, изменяет, вспоминает и использует информацию.
- Имеет ограниченную вместимость. Система может обрабатывать ограниченный объем информации либо из-за ограничений потока информации, либо из-за индивидуальных умственных способностей.
С учетом этих предположений у психологов есть основа для изучения когнитивной обработки информации и построения моделей для описания процесса.
Базовая модель обработки информации оказала большое влияние на когнитивную психологию и помогла сформировать наше понимание того, как информация обрабатывается человеческим мозгом. Существует несколько моделей концептуализации обработки информации, но большинство из них включают одни и те же основные части.
1. Ощущение и восприятиеМодель обработки информации начинается с ощущения и восприятия. Ощущение — это способность испытывать физические ощущения или восприятие, получая информацию от раздражителей окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие осознает, организует и интерпретирует эту информацию так, чтобы она имела для нас смысл.
Например, если вы зрячий человек, и друг идет к вам, ваши глаза сначала воспринимают информацию о внешности вашего друга через ваше зрение. Затем эта информация передается в ваш мозг, где она организуется и интерпретируется на основе вашего прошлого опыта. В этом случае вы можете узнать своего друга и сказать, что он рад вас видеть.
Хотя сенсорная информация часто является отправной точкой обработки информации, это не единственный источник ввода. Наш мозг также может получать информацию из наших мыслей и чувств, и эти психические процессы также влияют на наше восприятие.
Если вы видели оптическую иллюзию, то знаете, что восприятие не всегда точно. На то, что мы воспринимаем, могут влиять наши предшествующие знания и опыт, а также контекст, в котором мы что-то видим.
Взгляните на изображение ниже. Кого ты видишь — молодую женщину или пожилую женщину?
И то, и другое!
Когда ваши глаза воспринимают изображение, ваш мозг организует его и интерпретирует на основе того, что вы уже знаете (ваш опыт). Ваш мозг заполняет недостающие данные в зависимости от того, как вы воспринимаете информацию, поэтому вы увидите либо молодую женщину, либо пожилую женщину.
Оптические иллюзии, такие как неоднозначные цифры , являются хорошим напоминанием о том, что наше восприятие не всегда точно. Вот почему мы должны быть осторожны при интерпретации информации, особенно при принятии решений.
2. ПамятьВторой частью модели обработки информации является память. Как только информация собрана из среды, она должна быть сохранена в памяти, чтобы к ней можно было получить доступ и использовать ее позже. Память необходима для изучения и понимания новой информации, и мы еще многого в ней не понимаем.
Мы точно знаем, что существует несколько различных типов человеческой памяти, и каждый тип имеет разную емкость. Например, у вас другой объем памяти для номера телефона, чем для событий вашего детства.
Существует три основных типа памяти:
- Сенсорная память. Этот тип памяти позволяет вам временно хранить информацию после того, как она попала в ваш мозг через органы чувств. Например, вы можете повторить чей-то номер телефона, услышав его.
- Кратковременная память. Этот тип памяти позволяет вам удерживать информацию в уме в течение короткого периода времени, достаточного для использования. Например, если вам нужно запомнить список продуктов, вы можете удерживать информацию в кратковременной памяти, пока не запишете ее или пока не пойдете в магазин.
- Долговременная память. Эта форма памяти позволяет хранить информацию в течение длительного периода времени. Долговременную память можно разделить на два типа:
- Эксплицитная память. Это форма долговременной памяти, которую вы можете вызывать сознательно. Например, вы можете четко вспомнить любимую детскую игрушку.
- Неявная память. Это долговременная память, которую вы не можете вспомнить сознательно, но которая влияет на ваше поведение. Вы, вероятно, все еще помните, как ездить на велосипеде, например, даже если это было давно.
Сенсорная память, кратковременная память и долговременная память необходимы и работают вместе, чтобы помочь вам хранить и систематизировать информацию . Важно отметить, что наша память не идеальна. На самом деле они часто весьма ошибочны, потому что на них могут влиять наши предубеждения, эмоции и прошлый опыт.
Простой поиск, сбор и систематизация информации
Встречайте ABLE — универсальный инструмент нового уровня для получения знаний и повышения производительности
Подробнее
3. ПознаниеПознание — это третья часть модели обработки информации. Это относится к тому, как мы обрабатываем информацию в своем уме. Наши когнитивные способности включают в себя простые психические процессы (такие как ощущение и восприятие) и более сложные психические процессы (такие как память и решение проблем ). Эти процессы позволяют нам осмысливать информацию, которую мы получаем из окружающего мира.
Вот несколько примеров когнитивной обработки информации:
- Внимание. Это умственный процесс выбора определенной информации об окружающей среде, на которой следует сосредоточиться. Например, если вы находитесь в шумной комнате, вы можете обратить внимание на разговор, который вы ведете с другом, и отключить посторонний шум.
- Дробление. Это когнитивная способность группировать информацию. Например, если вы видите такой номер телефона, как 5558675309, вы можете сгруппировать числа в три части — 555, 867 и 5309.— чтобы номер легче было запомнить.
- Организация. С помощью этого процесса мы упорядочиваем информацию в осмысленном порядке. Например, предположим, что вы пытаетесь запомнить этапы рецепта. В этом случае вы можете организовать их в том порядке, в котором вы их делаете: сначала разогрейте духовку, смешайте ингредиенты и, наконец, выпекайте в течение 30 минут.
Познание — сложный процесс, и мы еще многого в нем не понимаем. Однако исследования когнитивного развития и когнитивных способностей помогли нам лучше понять наши психические процессы и то, как мы можем улучшить свои когнитивные навыки.
На протяжении всей истории несколько моделей внесли значительный вклад в наше понимание человеческого мозга и его функций. Эти модели отличаются своими сильными и слабыми сторонами, но все они имеют схожие черты.
1. Модель Аткинсона-ШиффринаМодель Аткинсона-Шиффрина является самой ранней и наиболее известной моделью обработки информации. Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин в 1968 году предложили «модель с несколькими магазинами», согласно которой обработка информации происходит в три этапа:0005
- Сенсорная память. Это первый шаг в обработке информации, включающий всю информацию, воспринимаемую человеком в данный момент. Если к ней не обратиться, эта информация хранится в краткой, неорганизованной форме и длится доли секунды.
- Кратковременная память. Кратковременная память, или рабочая память, — это место, где мы храним информацию, которую знаем в данный момент. На этом этапе информация еще неорганизована и, как правило, обрабатывается лишь частично, и хранится в течение короткого периода времени, обычно около 20-30 секунд.
- Долговременная память. Долговременная память является последней стадией обработки информации. Мы можем хранить эту информацию долгое время, иногда даже всю оставшуюся жизнь. На этом этапе информация обычно хорошо организована и легко извлекается.
Многие критикуют эту модель за помещение элементов памяти и когнитивных задач в одно кратковременное хранилище. Также ведутся споры о том, необходима ли репетиция для передачи информации в долговременную память. Хотя эта модель не дала комплексного решения, она заложила основу для будущих исследований и разработок в этой области.
2. Модель Баддели-ХитчаРабочая память была добавлена к модели Аткинсона-Шиффрина в 1974 году Грэмом Хитчем и Аланом Баддели. Модель Baddeley-Hitch , также известная как «рабочая модель», предполагает, что кратковременная память имеет несколько подсистем, которые обрабатывают разные типы информации. К ним относятся:
- Фонологическая петля. Эта область рабочей памяти отвечает за обработку информации, которую мы слышим, например произнесенных слов.
- Визуально-пространственный блокнот. Эта часть рабочей памяти отвечает за визуальную обработку информации, которую мы видим, такой как изображения и пространственные отношения.
- Центральный исполнительный. Эта часть рабочей памяти отвечает за координацию обработки информации, принятие решений и критическое мышление , а также контроль внимания.
- Эпизодический буфер. Позже Баддели и Хитч предложили добавить в свою модель буфер эпизодической памяти. Эта система временного хранения позволяет интегрировать и временно хранить информацию из других частей рабочей памяти.
Модель Баддели-Хитча является наиболее широко принятой моделью обработки информации и подтверждена множеством эмпирических данных. Одним из основных недостатков этой модели является то, что она слишком сильно полагается на вербальную информацию, которая не отражает того, как информация обрабатывается в реальном мире.
3. Модель параллельной распределенной обработкиМодель параллельной распределенной обработки (PDP) была предложена Дэвидом Румелхартом и Джеймсом Макклелландом в 1980-е годы. Модель PDP, также называемая «коннекционистской» моделью, утверждает, что мозг обрабатывает большое количество когнитивных операций одновременно через распределенную сеть местоположений в мозгу.
PDP сложно объяснить в деталях. Идея состоит в том, что информация обрабатывается через несколько взаимосвязанных узлов, каждый из которых представляет отдельный фрагмент информации. Каждый узел соединен серией связей, и знания и воспоминания, которые у нас есть, хранятся не локально, а в связях между ними.
Модель PDP оказала большое влияние на обработку информации и привела к разработке нескольких различных компьютерных моделей, имитирующих процесс обработки информации в мозгу. Однако модель PDP также подверглась критике за отсутствие четкого объяснения того, как информация хранится в мозгу.
Модель обработки информации — это инструмент когнитивной психологии, который может помочь вам понять, как мозг воспринимает, сохраняет и вспоминает окружающий мир. Изучение того, как человеческий мозг обрабатывает информацию, позволяет нам решать проблемы более эффективно и результативно. В следующий раз, когда вы застрянете на проблеме, подумайте о том, как информация обрабатывается в вашем мозгу. Вы можете просто найти решение, которое вы ищете.
Надеюсь, вам понравилась эта статья. Не стесняйтесь делиться, рекомендовать и общаться 🙏
Свяжитесь со мной в Твиттере 👉 https://twitter.com/iamborisv
И следите за путешествием Эйбла в Твиттере: https://twitter.