Основные психологические направления и школы – Страница не найдена | Это Химфак МГУ, Детка!

Основные психологические школы и направления

Основные психологические школы и направления
План лекции:
1. Система школ и направлений в психологии.
2. Характеристика школ и направлений.
3. Перспективы развития психологии.
Основные понятия:
психологическая школа, психологическое направление, психология деятельности, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, психодинамическое направление, психоанализ, аналитическая психология, неопсихоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, глубинная психология, психология духовности.
Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).
Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.
Так в психодинамическом (психоаналитическом) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтез Р.Ассаджиоли и т.д.

Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.
Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное ( Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).
Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.
Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности – гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).
Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология, К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез, Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической, и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.
Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.
Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.
Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».
Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.

 Элита Таусиева  |    2414 дней назад ( 9 марта 2013)  |    Блог клуба Педагогика и психологические технологии

proffi95.ru

Тема 1.2. Основные направления и школы в социальной психологии

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 25Следующая ⇒

 

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем со­циальной психологии весьма значителен. Следует отметить, что лю­бая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разра­ботку проблем социальной психологии, исходя из ее предмета.

В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабатывае­мые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гумани­стической психологии, когнитивизма и интеракционизма.

Совершенно особый вклад в развитие социальной психологии внес функционализм,или функциональная психология, возникшая под вли­янием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Английский философ Г. Спенсер, сыгравший ключевую роль в возникновении функционалиизма, считается основоположником органической школы в социологии и одним из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. По Спенсеру, все субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и развиваться, полагаясь лишь на собственные силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Это концеп­ция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне по­нятно, что данные идеи получали широкое распространение в услови­ях развития свободного предпринимательства, и прежде всего в та­ких странах, как Англия и США в конце XIX века.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социаль­ной адаптации — приспособления к сложным условиям жизни. Иссле­довались феномены независимости, самоподдержания, развития, ста­билизации и распада социальных систем.

Главной социально-пси­хологической проблемой функционализмастала проблема наи­более оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Именно в рамках функционализма впервые появилось большое ко­личество исследований, ориентированных на практический результат.

Бихевиоризм,позднее необихевиоризм,— поведенческая пси­хология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В. Павлов, В.М. Бехтерев, Д. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблю­даемая реальность, которую можно исследовать в эксперименталь­ных условиях. Поведение — это все поступки человека, которые он совершает от рождения до смерти. В основном, поведение изучалось в соответствии с формулой: стимул — реакция. Причем реакция рассматривается как ответ на внешний стимул, посредством которо­го индивид приспосабливается к окружающей среде. Закономернос­ти поведения человека в обществе выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулирования.

Одной из центральных социально-психологических про­блем бихевиоризма сталапроблема научения, т.е. приобрете­ния индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Разработка психоаналитического направленияв психологии свя­зана прежде всего с именем 3. Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и ее поведении.

Бессознательные процессы в жизни человека имеют огромное зна­чение. Они служат единой цели: не перегружать сознание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружаю­щем мире, допускать в область восприятия только такую информа­цию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то, что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие ре­шений и поступки.

Особая роль неосознаваемой сферы связана с источниками со­циальной активности личности. 3. Фрейд полагал, что центральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, осно­вой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных зап­ретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей при­роде) вытесняются в подсознание. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, в ошибочных действиях, оговорках и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики, от невротических нарушений до болезни.

Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, снизанные с социальной психологией, получили свое развитие в рабо­тах учеников Фрейда — К. Юнга и А. Адлера. Можно выделить две социально-психологические проблемы психоаналитического направления:

1) проблему конфликта человека и общества, проявляющую­ся в столкновении влечений человека с социальными запретами;

2) проблему источников социальной активности личности.

В психоанализе основным источником активности выступает

стремление человека к редукции напряжения, т.е. стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных, биологи­ческих потребностей.

В рамках гуманистической психологии(Г. Олпорт, А. Маслоу, К Роджерс и др.) исследуется проблема человека как полно­ценно развивающейся личности, которая стремится реализо­вать свои возможности и достигнуть самоактуализации, лич­ностного роста.В каждом нормальном человеке заложена тенден­ция выразить себя, реализовать свои способности, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы и специфические особенности данного человека. Результаты любой деятельности не­сут в себе отпечаток личности, ее реализующей. Высшие потребно­сти, потребности роста заставляют человека идти вперед и стремить­ся к напряжению.

В когнитивной психологиизаметно стремление объяснить социальное поведение человека при помощи описания преимуществен­но познавательных процессов. Данная психологическая школа дела­ет акцент на процессе познания мира, постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), развития интеллектуальных функций, изменения системы представлений и ценностей. Собственно, веду­щей социально-психологической проблемой когнитивизма явля­етсяпроблема принятия решения человеком. Речь идет об опре­деленной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. В отличие от психоанализа когнитив­ная психология занимается в основном сознательными процессами. Психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание. Но сознание человека воспринимает окружающий мир в определенной структуре. Люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что происходит, то он стремится разрешить его через собственную трактовку, интерпретацию, объяснение, чтобы вновь достигнуть со­стояния внутренней когнитивной согласованности.

Интеракционизм,позднее символический интеракционизм,исследовал проблемысоциального аспекта взаимодействия меж­ду людьми в процессе деятельности и общения. Одна из основ­ных идей интеракционизмазаключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широ­ком понимании символ — это слово, жест, знак. Символическая ком­муникация — начало человеческой психики. Это то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем. В рамках данного на­правления изучались также проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории, микропроцессы со­циального взаимодействия, среда социальной деятельности.

В целом, большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследу­ют человека в группе, обществе, мире. При изучении конкретных фактов действительности следует опираться на разнообразные психологические школы, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такой интегративный подход имеет смысл в большинстве исследований. В то же время есть явления, которые можно изучить с уче­том только одной-двух психологических школ.

Вопросы для закрепления:

1) Назовите основные теоретические проблемы психоанализа и бихевиоризма.

2) Центральные проблемы интеракционизма и функционализма.

3) Особенности когнитивного и гуманистического направления в социальной психологии.

Литература:[3], [5], [7], [9], [38].

 




infopedia.su

Основные направления и школы в зарубежной психологии — КиберПедия

19 век – происходит становление науки.

Основные школы:Школа структурализма – занимается исследо ванием структуры сознания. «структура» — предполагает понятие элемент и связь. Направление школы — поиск исходных ингре диентов психики, отождествляемых с сознанием, способом их структурирования. Ученые: англ. Э. Титчинер, профессор Кюльпе (уроженец Латвии). Введены в психологию мышления новые переменные — «установка», «задача», «процесс», несенсор ные компоненты в составе сознания – умственные, а не чувственные.

Школа функционализма. Франц Брентано описывал и классифицировал формы восприятия актов, применяемых к выводу. с 3 основные формы (акты) — представления чего-либо, акты суждения о чем-либо, акты эмоциональной оценки о чем-либо. Немец. психолог Карл Штумпф считал предметом психологии – исслед. псих. функций (актов), т.е. воспринимание, понимание, хотение. Введено понятие функции. Ученые: Вильям Джеймс, Джон Дьюи. Школа бихевиоризма (поведение). Основной девиз: «Понятие о поведении, как объективно наблюдаемой системе реакции организма на внешние и внутренние стимулы». Ученые: Торндайк, + отечест. Сеченов, Павлов, Бехтерев.

Гештальт-психология. Зародилась в противовес бихевиоризму в Германии. Гештальт в переводе с немецкого — форма, структура. Основоположник: М. Вертгеймер, В. Кёллер. Приемники функционализма, считали, что процесс психического развития делится на 2 параллельных процесса: созревание и обучение. Они не знали, что процесс обучения может опережать созревание, а может и отставать. Идут параллельно друг другу, создают иллюзию зависимости.Школа нетипичной психологии Ж. Пиаже – впервые применил метод клинической беседы, теорию детского мышления построил на основе логики и биологии.Школа психоанализа З. Фрейд (Ид, Эго, Супер-Эго). Психика состоит из 3 слоев сознательного, предсознательного и бессознательного. К.Г. Юнг – архетипы: анима, анимус, персона, тень, самость, мудрец, бог.Индивидуальная психология А. Адлера, не соглошался с Юнгом (не врожденный инстинкт, а чувство общности).Неофрейдизм – Карен Хорни ( изучает образ «Я») и Эрик Фромм. Корни считала, что психотерапия помогала понять самого себя, сформировать адекватное представление о себе.Эрик Фромм — социальное окружение являлось не просто условием, а развитием социально-психологических факторов развития личности.Гарри Спок Салливан – межличностные отношения.Эрик Эриксон – эгопсихология.Гуманистическая психология Г. Олпорт. Изучали психологию личности, данное направление актуально по сей день, пирамида потребностей А. Маслоу, К. Рождерс. Цель – понять человеческое существо во всей его непосредтвенности.



Отечественные школы и направления в психологии

Ленинградская школа в отечественной психологии: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананньев (основоположник), Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалёв и др. Атрадиции были заложены Б.Г. Ананьевым, исследования проходили в сфере изучения личности. Б.Ф. Ломов – системный подход в психологии. Бехтерев – естественно-научное направление в изучении психологии (Московская отечественная школа психологии). Школа считается практической, прикладной исследованиями.

 

Московская школа отечественной психологии: 20-е годы 20 века вокруг Л.С. Выготского собирается круг единомышленников: А.Р. Лурия, Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович.

Леонтьев – основоположник отечественной психологии развития.

Эльконин Д.Б. базируется теоретическое положение.

Структура психики

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объектив ной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которо го формируются идеальные образы реальной действительности, необходи мые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Психика – это субъективное отражение объективного мира.

В структуру психики входят:

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетичес кую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с., подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, лабильность, резистентность. Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представле ние, внимание, волю, эмоции. Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Психические состояния –представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики (настроение, агрессия, тревога).



6. Психические процессы, свойства, состояния, образования

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. Психичес. процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие,Память,Мышление,внимание, воображение, речь) и эмоционально-воле вые (эмоция, чувства, воля). Психические состояния – представляют собой относи тельно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики (настроение, агрессия, тревога, стресс, радость, страх, аффект, эйфория). Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с., подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, лабильность, резистентность . Психические образования – это лабиль ные (подвижные, изменчивые) психич. явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество профес сиональной и всякой другой деятельности человека. По сути, это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Интегральным психическим образованием, формирую щимся как в процессе научения, так и воспитания, выступает сознательность. Процесс формирования психических образований начинается с субъективного восприятия человеком объективной информации, поступающей с внешней среды. Логическое (понимание) или механическое (заучивание) овладение ею формирует знания. Применение имеющихся знаний на практике приводит к образованию навыков и умений. В результате многократной реализации навыков и умений появляются соответствующие привычки. При условии внутреннего согласия со сформировавшимися знаниями возникают личностные убеждения.

Методы психологии

Методы разделены на две основные группы: субъективные и объективные

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследовате лей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу—самонаблюдения- наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Метод само наблюдения часто используется совместно с методом опроса, Он основан на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. Тест-опросник — основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психолог. характеристики. Тест-задание предполагает получение информации о психолог. характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. Объективные данные можно получить с помощью эксперимента — метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Две основные разновидности эксперимента: лабораторный — создание искусственной ситуации, в которой изучае мое свойство может быть лучше всего оценено и естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть Методы моделирования — применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психич. явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Беседа — вариант опроса, отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения

cyberpedia.su

Основные психологические школы и направления

Тема 2.
Основные психологические школы и направления
План лекции:
1. Система школ и направлений в психологии.
2. Характеристика школ и направлений.
3. Перспективы развития психологии.
Основные понятия:
психологическая школа, психологическое направление, психология деятельности, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, психодинамическое направление, психоанализ, аналитическая психология, неопсихоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, глубинная психология, психология духовности.
Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).
Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.
Так в психодинамическом (психоаналитическом) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтез Р.Ассаджиоли и т.д.
Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.
Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное ( Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).
Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.
Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности – гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).
Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология, К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез, Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической, и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.
Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.
Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.
Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».
Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.

 Элита Таусиева  |    2376 дней назад (16 апреля 2013)  |    Блог клуба Педагогика и психологические технологии

proffi95.ru

Характеристика основных школ и направлений психологии

Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра социально-экономического развития общества

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ

реферат по дисциплине «Психология и педагогика»

Выполнила: студентка 811 группы Тарасова Валентина

Проверила: Марусова Е.В.

Новосибирск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

§1. Бихевиоризм как наука о поведении. 3

§2. Психоанализ как учение о бессознательной психике. 3

§3. Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений3

§4. Гуманистическая психология. 3

§5. Трансперсональная психология. 3

§6. Общественно-историческая и деятельностная сущность человеческой психики в советской психологии. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 3

Психология — наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2500 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось в середине XIX в., а подлинно научная психология начала складываться еще позже — на рубеже XIX и XX вв.

Зарождение психологии во многом связано с развитием философии, существованием двух во многом противоположных школ — идеалистической и материалистической. Наиболее ярким представителем идеализма считается Платон (427—347гг. до н. э.). В основу было положено утверждение, что дух, сознание являются первичным началом всего существующего. Природа, материя — это производное, вторичное от идей, духа, сознания. Идеализма придерживались и дуалисты. В соответствии с данным учением существует два начала: материя и дух. С их точки зрения, психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует само по себе. Сознание и психика трактовались’ как самостоятельное начало, не связанное с материей и не зависящее от нее.

Материалистическим является учение Демокрита (460—370 гг. до н. э.). Согласно его взглядам все существующее, включая и душу, состоит из атомов (мельчайших, неделимых частиц). Материя первична, а психика и сознание — вторичны. Это отражение мозгом объективной действительности, они неотделимы от деятельности мозга.

На рубеже XIX—XX вв. начинается быстрое развитие психологии. Развитие стимулируется успехами естествознания, и в первую очередь развитием биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, которые предъявляются к психологии со стороны медицины и педагогики.

Выделяются такие специальные области психологии, как медицинская, детская и педагогическая психология, психология труда, социальная психология. Все это создает условия для переориентации психологической науки. Возрастает удельный вес психологических исследований. В результате психология утрачивает свою обособленность и превращается в самостоятельную, разветвленную область научного знания.

За многолетнюю историю развития науки психологии было выработано достаточное количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Целью данной работы является более подробное рассмотрение и характеристика основных школ психологии – бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, гуманистической и трансперсональной психологии, а также советской психологии.

Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour–поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878–1958). Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами. Один из крупнейших бихевиористов. Б.Ф. Скиннер (р. 1904), называл подобные понятия «объяснительными фикциями» и лишал их права на существование в науке.

Предметом изучения бихевиористов является поведение, активность. Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами – сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.

Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. По Уотсону, законы научения (т.е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами (последние – излюбленные материал для бихевиористов), распространимы и на человеческое поведение.

Описание научения, данное Д. Уотсоном, достаточно просто в своей основе (что во многом определило популярность бихевиоризма) и соотносимо с закономерностями условного рефлекса по И.П. Павлову на которого бихевиористы широко ссылались).

Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. В схеме S — R появились «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Зигмунд Фрейд (1856—1939), австрийский врач, психолог и психотерапевт, разработал психотерапевтический метод, получивший название психоанализ. Наблюдения за многими больными привели З. Фрейда к выводу, что большинство психологических проблем имеет своей причиной неосознаваемые эмоциональные переживания. Он считал, что возникновение этих личностных проблем может быть прослежено и отнесено к травмирующим событиям в детстве. Воспоминания о них вызывали бы у человека тревогу, если бы были осознаны; но, по З. Фрейду, они были «вытеснены» из сознания, или «подавлены», и остались в подсознании. Многие симптомы психических заболеваний вызываются прорывами этих «подавленных» воспоминаний о травмирующих событиях детства. Задачей психоаналитика, таким образом, является помощь пациенту в ведении этих воспоминаний в сознание при помощи методики свободных ассоциаций или интерпретации снов. В результате пациент получает возможность рационально отнестись к подавленным воспоминаниям и тем самым получить облегчение психологического напряжения. Теоретическую основу психоанализа составляет определение соотношения сознательного и бессознательного, психической динамики и психологической структуры личности. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не мо

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *