Основные психологические школы и направления
Основные психологические школы и направления
План лекции:
1. Система школ и направлений в психологии.
2. Характеристика школ и направлений.
3. Перспективы развития психологии.
Основные понятия:
психологическая школа, психологическое направление, психология деятельности, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, психодинамическое направление, психоанализ, аналитическая психология, неопсихоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, глубинная психология, психология духовности.
Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).
Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.
Так в психодинамическом (психоаналитическом) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтез Р.Ассаджиоли и т.д.
Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное ( Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).
Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.
Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности – гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).
Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.
Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.
Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности. Элита Таусиева | 2414 дней назад ( 9 марта 2013) | Блог клуба Педагогика и психологические технологии
proffi95.ru
Тема 1.2. Основные направления и школы в социальной психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 25Следующая ⇒
Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует отметить, что любая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разработку проблем социальной психологии, исходя из ее предмета.
В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма и интеракционизма.
Совершенно особый вклад в развитие социальной психологии внес функционализм,или функциональная психология, возникшая под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Английский философ Г. Спенсер, сыгравший ключевую роль в возникновении функционалиизма, считается основоположником органической школы в социологии и одним из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. По Спенсеру, все субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и развиваться, полагаясь лишь на собственные силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Это концепция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне понятно, что данные идеи получали широкое распространение в условиях развития свободного предпринимательства, и прежде всего в таких странах, как Англия и США в конце XIX века.
Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации — приспособления к сложным условиям жизни. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой функционализмастала проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.
Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат.
Бихевиоризм,позднее необихевиоризм,— поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В. Павлов, В.М. Бехтерев, Д. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Поведение — это все поступки человека, которые он совершает от рождения до смерти. В основном, поведение изучалось в соответствии с формулой: стимул — реакция. Причем реакция рассматривается как ответ на внешний стимул, посредством которого индивид приспосабливается к окружающей среде. Закономерности поведения человека в обществе выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулирования.
Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма сталапроблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.
Разработка психоаналитического направленияв психологии связана прежде всего с именем 3. Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и ее поведении.
Бессознательные процессы в жизни человека имеют огромное значение. Они служат единой цели: не перегружать сознание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружающем мире, допускать в область восприятия только такую информацию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то, что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки.
Особая роль неосознаваемой сферы связана с источниками социальной активности личности. 3. Фрейд полагал, что центральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются в подсознание. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, в ошибочных действиях, оговорках и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики, от невротических нарушений до болезни.
Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, снизанные с социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда — К. Юнга и А. Адлера. Можно выделить две социально-психологические проблемы психоаналитического направления:
1) проблему конфликта человека и общества, проявляющуюся в столкновении влечений человека с социальными запретами;
2) проблему источников социальной активности личности.
В психоанализе основным источником активности выступает
стремление человека к редукции напряжения, т.е. стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных, биологических потребностей.
В рамках гуманистической психологии(Г. Олпорт, А. Маслоу, К Роджерс и др.) исследуется проблема человека как полноценно развивающейся личности, которая стремится реализовать свои возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.В каждом нормальном человеке заложена тенденция выразить себя, реализовать свои способности, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы и специфические особенности данного человека. Результаты любой деятельности несут в себе отпечаток личности, ее реализующей. Высшие потребности, потребности роста заставляют человека идти вперед и стремиться к напряжению.
В когнитивной психологиизаметно стремление объяснить социальное поведение человека при помощи описания преимущественно познавательных процессов. Данная психологическая школа делает акцент на процессе познания мира, постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), развития интеллектуальных функций, изменения системы представлений и ценностей. Собственно, ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма являетсяпроблема принятия решения человеком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. В отличие от психоанализа когнитивная психология занимается в основном сознательными процессами. Психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание. Но сознание человека воспринимает окружающий мир в определенной структуре. Люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что происходит, то он стремится разрешить его через собственную трактовку, интерпретацию, объяснение, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.
Интеракционизм,позднее символический интеракционизм,исследовал проблемысоциального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Одна из основных идей интеракционизмазаключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ — это слово, жест, знак. Символическая коммуникация — начало человеческой психики. Это то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем. В рамках данного направления изучались также проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.
В целом, большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире. При изучении конкретных фактов действительности следует опираться на разнообразные психологические школы, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такой интегративный подход имеет смысл в большинстве исследований. В то же время есть явления, которые можно изучить с учетом только одной-двух психологических школ.
Вопросы для закрепления:
1) Назовите основные теоретические проблемы психоанализа и бихевиоризма.
2) Центральные проблемы интеракционизма и функционализма.
3) Особенности когнитивного и гуманистического направления в социальной психологии.
Литература:[3], [5], [7], [9], [38].
infopedia.su
Основные направления и школы в зарубежной психологии — КиберПедия
19 век – происходит становление науки.
Основные школы:Школа структурализма – занимается исследо ванием структуры сознания. «структура» — предполагает понятие элемент и связь. Направление школы — поиск исходных ингре диентов психики, отождествляемых с сознанием, способом их структурирования. Ученые: англ. Э. Титчинер, профессор Кюльпе (уроженец Латвии). Введены в психологию мышления новые переменные — «установка», «задача», «процесс», несенсор ные компоненты в составе сознания – умственные, а не чувственные.
Школа функционализма. Франц Брентано описывал и классифицировал формы восприятия актов, применяемых к выводу. с 3 основные формы (акты) — представления чего-либо, акты суждения о чем-либо, акты эмоциональной оценки о чем-либо. Немец. психолог Карл Штумпф считал предметом психологии – исслед. псих. функций (актов), т.е. воспринимание, понимание, хотение. Введено понятие функции. Ученые: Вильям Джеймс, Джон Дьюи. Школа бихевиоризма (поведение). Основной девиз: «Понятие о поведении, как объективно наблюдаемой системе реакции организма на внешние и внутренние стимулы». Ученые: Торндайк, + отечест. Сеченов, Павлов, Бехтерев.
Гештальт-психология. Зародилась в противовес бихевиоризму в Германии. Гештальт в переводе с немецкого — форма, структура. Основоположник: М. Вертгеймер, В. Кёллер. Приемники функционализма, считали, что процесс психического развития делится на 2 параллельных процесса: созревание и обучение. Они не знали, что процесс обучения может опережать созревание, а может и отставать. Идут параллельно друг другу, создают иллюзию зависимости.Школа нетипичной психологии Ж. Пиаже – впервые применил метод клинической беседы, теорию детского мышления построил на основе логики и биологии.Школа психоанализа З. Фрейд (Ид, Эго, Супер-Эго). Психика состоит из 3 слоев сознательного, предсознательного и бессознательного. К.Г. Юнг – архетипы: анима, анимус, персона, тень, самость, мудрец, бог.Индивидуальная психология А. Адлера, не соглошался с Юнгом (не врожденный инстинкт, а чувство общности).Неофрейдизм – Карен Хорни ( изучает образ «Я») и Эрик Фромм. Корни считала, что психотерапия помогала понять самого себя, сформировать адекватное представление о себе.Эрик Фромм — социальное окружение являлось не просто условием, а развитием социально-психологических факторов развития личности.Гарри Спок Салливан – межличностные отношения.Эрик Эриксон – эгопсихология.Гуманистическая психология Г. Олпорт. Изучали психологию личности, данное направление актуально по сей день, пирамида потребностей А. Маслоу, К. Рождерс. Цель – понять человеческое существо во всей его непосредтвенности.
Отечественные школы и направления в психологии
Ленинградская школа в отечественной психологии: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананньев (основоположник), Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалёв и др. Атрадиции были заложены Б.Г. Ананьевым, исследования проходили в сфере изучения личности. Б.Ф. Ломов – системный подход в психологии. Бехтерев – естественно-научное направление в изучении психологии (Московская отечественная школа психологии). Школа считается практической, прикладной исследованиями.
Московская школа отечественной психологии: 20-е годы 20 века вокруг Л.С. Выготского собирается круг единомышленников: А.Р. Лурия, Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович.
Леонтьев – основоположник отечественной психологии развития.
Эльконин Д.Б. базируется теоретическое положение.
Структура психики
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объектив ной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которо го формируются идеальные образы реальной действительности, необходи мые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Психика – это субъективное отражение объективного мира.
В структуру психики входят:
Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетичес кую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с., подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, лабильность, резистентность. Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представле ние, внимание, волю, эмоции. Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Психические состояния –представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики (настроение, агрессия, тревога).
6. Психические процессы, свойства, состояния, образования
Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. Психичес. процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие,Память,Мышление,внимание, воображение, речь) и эмоционально-воле вые (эмоция, чувства, воля). Психические состояния – представляют собой относи тельно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики (настроение, агрессия, тревога, стресс, радость, страх, аффект, эйфория). Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила н.с., подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, лабильность, резистентность . Психические образования – это лабиль ные (подвижные, изменчивые) психич. явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество профес сиональной и всякой другой деятельности человека. По сути, это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Интегральным психическим образованием, формирую щимся как в процессе научения, так и воспитания, выступает сознательность. Процесс формирования психических образований начинается с субъективного восприятия человеком объективной информации, поступающей с внешней среды. Логическое (понимание) или механическое (заучивание) овладение ею формирует знания. Применение имеющихся знаний на практике приводит к образованию навыков и умений. В результате многократной реализации навыков и умений появляются соответствующие привычки. При условии внутреннего согласия со сформировавшимися знаниями возникают личностные убеждения.
Методы психологии
Методы разделены на две основные группы: субъективные и объективные
Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследовате лей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу—самонаблюдения- наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Метод само наблюдения часто используется совместно с методом опроса, Он основан на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. Тест-опросник — основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психолог. характеристики. Тест-задание предполагает получение информации о психолог. характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. Объективные данные можно получить с помощью эксперимента — метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Две основные разновидности эксперимента: лабораторный — создание искусственной ситуации, в которой изучае мое свойство может быть лучше всего оценено и естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть Методы моделирования — применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психич. явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Беседа — вариант опроса, отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения
cyberpedia.su
Основные психологические школы и направления
Тема 2.
Основные психологические школы и направления
План лекции:
1. Система школ и направлений в психологии.
2. Характеристика школ и направлений.
3. Перспективы развития психологии.
Основные понятия:
психологическая школа, психологическое направление, психология деятельности, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, психодинамическое направление, психоанализ, аналитическая психология, неопсихоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, глубинная психология, психология духовности.
Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).
Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.
Так в психодинамическом (психоаналитическом) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтез Р.Ассаджиоли и т.д.
Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.
Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное ( Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).
Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.
Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности – гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).
Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология, К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез, Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической, и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.
Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.
Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.
Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».
Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.
proffi95.ru
Характеристика основных школ и направлений психологии
Новосибирский государственный аграрный университет
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра социально-экономического развития общества
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ
реферат по дисциплине «Психология и педагогика»
Выполнила: студентка 811 группы Тарасова Валентина
Проверила: Марусова Е.В.
Новосибирск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
§1. Бихевиоризм как наука о поведении. 3
§2. Психоанализ как учение о бессознательной психике. 3
§3. Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений3
§4. Гуманистическая психология. 3
§5. Трансперсональная психология. 3
§6. Общественно-историческая и деятельностная сущность человеческой психики в советской психологии. 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 3
Психология — наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2500 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось в середине XIX в., а подлинно научная психология начала складываться еще позже — на рубеже XIX и XX вв.
Зарождение психологии во многом связано с развитием философии, существованием двух во многом противоположных школ — идеалистической и материалистической. Наиболее ярким представителем идеализма считается Платон (427—347гг. до н. э.). В основу было положено утверждение, что дух, сознание являются первичным началом всего существующего. Природа, материя — это производное, вторичное от идей, духа, сознания. Идеализма придерживались и дуалисты. В соответствии с данным учением существует два начала: материя и дух. С их точки зрения, психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует само по себе. Сознание и психика трактовались’ как самостоятельное начало, не связанное с материей и не зависящее от нее.
Материалистическим является учение Демокрита (460—370 гг. до н. э.). Согласно его взглядам все существующее, включая и душу, состоит из атомов (мельчайших, неделимых частиц). Материя первична, а психика и сознание — вторичны. Это отражение мозгом объективной действительности, они неотделимы от деятельности мозга.
На рубеже XIX—XX вв. начинается быстрое развитие психологии. Развитие стимулируется успехами естествознания, и в первую очередь развитием биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, которые предъявляются к психологии со стороны медицины и педагогики.
Выделяются такие специальные области психологии, как медицинская, детская и педагогическая психология, психология труда, социальная психология. Все это создает условия для переориентации психологической науки. Возрастает удельный вес психологических исследований. В результате психология утрачивает свою обособленность и превращается в самостоятельную, разветвленную область научного знания.
За многолетнюю историю развития науки психологии было выработано достаточное количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Целью данной работы является более подробное рассмотрение и характеристика основных школ психологии – бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, гуманистической и трансперсональной психологии, а также советской психологии.
Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour–поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878–1958). Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны; наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами. Один из крупнейших бихевиористов. Б.Ф. Скиннер (р. 1904), называл подобные понятия «объяснительными фикциями» и лишал их права на существование в науке.
Предметом изучения бихевиористов является поведение, активность. Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами – сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.
Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. По Уотсону, законы научения (т.е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами (последние – излюбленные материал для бихевиористов), распространимы и на человеческое поведение.
Описание научения, данное Д. Уотсоном, достаточно просто в своей основе (что во многом определило популярность бихевиоризма) и соотносимо с закономерностями условного рефлекса по И.П. Павлову на которого бихевиористы широко ссылались).
Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. В схеме S — R появились «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.
Зигмунд Фрейд (1856—1939), австрийский врач, психолог и психотерапевт, разработал психотерапевтический метод, получивший название психоанализ. Наблюдения за многими больными привели З. Фрейда к выводу, что большинство психологических проблем имеет своей причиной неосознаваемые эмоциональные переживания. Он считал, что возникновение этих личностных проблем может быть прослежено и отнесено к травмирующим событиям в детстве. Воспоминания о них вызывали бы у человека тревогу, если бы были осознаны; но, по З. Фрейду, они были «вытеснены» из сознания, или «подавлены», и остались в подсознании. Многие симптомы психических заболеваний вызываются прорывами этих «подавленных» воспоминаний о травмирующих событиях детства. Задачей психоаналитика, таким образом, является помощь пациенту в ведении этих воспоминаний в сознание при помощи методики свободных ассоциаций или интерпретации снов. В результате пациент получает возможность рационально отнестись к подавленным воспоминаниям и тем самым получить облегчение психологического напряжения. Теоретическую основу психоанализа составляет определение соотношения сознательного и бессознательного, психической динамики и психологической структуры личности. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не мо
mirznanii.com