Детям о профессиях
Перед Вами плакат «Профессии в картинках для детей». С помощью него Вы сможете в простой и непринужденной форме рассказать о профессиях детям.
На плакате собраны такие профессии для детей, как: хирург, полицейский, официант, мясник, садовник, водопроводчик, парикмахер, политик, певец, портной, зубной врач, уборщик, ученый, пожарник, кассир, медицинская сестра, космонавт, оптик, фермер, врач, курьер, строитель, скульптор, повар, архитектор, детектив, водитель общественного транспорта, секретарь, оператор, учитель, ветеринар, механик, бизнесмен, мусорщик, художник, водитель, стилист, электрик, юрист, менеджер по продажам, плотник, горничная, бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист. Здесь вы сможете узнать многое о профессиях летчика, пожарного, врача, которые считаются одними из самых опасных. В этом вам помогут картинки, стихи, загадки, рассказы, фото, видео презентация, песни и мультфильм.
Как работать с карточками?
Картинки и фото «Детям о профессиях» Вы можете распечатать и повесить дома на уровне глаз ребенка, иногда подходите к нему и рассказывайте о профессиях детям. Такой плакат с иллюстрациями и фото будет лучшим вариантом знакомства детей с профессиями.
Еще красивые карточки и картинки с профессиями Вы можете скачать здесь.
Как еще с помощью этого плаката можно рассказать о профессиях детям?
Распечатайте сразу два плаката, один из них разрежьте на карточки и соотносите с ребенком нужные профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). Можно также взять лупу и искать какую-то конкретную профессию с детьми, например, врача, пожарного или летчика. Когда Вы ее найдете, поговорите немножко об этой профессии с детьми. Когда Ваш ребенок будет хорошо ориентироваться в профессиях — разнообразьте занятия — спрашивайте его, чем занимается тот или иной человек данной профессии? Таким образом, получится хорошая беседа о профессиях с детьми.
Скачать бесплатно плакат с картинками и фото «О профессиях детям» можно здесь. Нажмите на картинку: Игры с плакатом «О профессиях детям» расширят кругозор ребенка, разовьют его внимательность, память, мелкую моторику пальцев рук.
Попробуйте и Вы поиграть со своими детьми. Кроме того, здесь Вы можете бесплатно скачать карточки с профессиями для детей — профессии в картинках и фото (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.).
Песни, стихи, загадки и рассказы
Изучить с ребенком профессии помогут песни, стихи, загадки, рассказы для детей. В каждом из них отражены самые ответственные и нужные профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). Кем бы ребенок ни хотел стать, он должен осознать, в чем сложности или преимущества разных видео деятельности. Песни, стихи, рассказы и загадки помогут ему это сделать без труда.
Сборник стихов о профессиях
Игра
Песенка
Кроме того, рассказы, загадки, песни и стихи на тему «Профессии» можно использовать на тематическом вечере, посвященном различным призваниям. Короткие загадки, рассказы, стихи и песни могут пригодиться даже в детском саду, если проходит соответствующее занятие. Скачать песни, загадки, рассказы и стихи для детей о профессиях можно на сайте.
Рассказы
Загадки
Видео материалы
По методике Домана
ч 1.
ч. 2
от Клуба увлеченных мам
Отдельные профессии
Врач
Бухгалтер
Повар
Полицейский
Пожарный
Инженер
Учитель
Строитель
Архитектор
Мультфильм, видео презентация – тоже прекрасные помощники взрослого в работе с детьми. В них представлено описание многих видов деятельности (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.).
Видео презентация, тематические ролики, мультфильм представляют любую профессию, которая может быть интересна малышу. Если мультфильм преподносит изображения в рисованном виде, то видео презентация дает возможность ребенку представить, как выглядит представитель той или иной профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). В этом отношении видео презентация превосходит мультфильм. Ее можно применять на уроках и тематических занятиях. В то же время смотреть мультфильм с детьми бывает намного интереснее, преподнося попутно свой рассказ.
Презентация или мультфильм могут содержать небольшой рассказ или стихотворение о профессии, например, врача или пожарного, фото представителей какого-то рода деятельности. Составить рассказ по ним воспитатель или родитель вполне сможет сам. Старших детей можно попросить самостоятельно сочинить рассказ о деятельности пожарного, врача, летчика и т.д. Спросите детей, почему работа учителя и врача считается самой сложной и ответственной. Кстати, именно во врача ребята часто играют в детстве. Чем же привлекает их эта работа? Наверное, возможностью помочь другим?
Любая профессия нужна и важна: дети должны это знать. Прививать уважение к чужому труду необходимо уже с самого раннего возраста.
steshka.ru
Детям о профессиях
Все родители рассказывают своим детям о профессиях. Мы с Олесей начали изучать профессии в 2 года по книгам из серии «Школа семи гномов». А недавно у нас появилась новая серия книг по профессиям и называется она «Кем быть?»
Детям о профессиях — книги «Кем быть»?
Замечательное издательство «Настя и Никита«, с которым мы познакомились благодаря волшебному проекту «Школа Сказки«, прислало нашей Олеси в подарок пять книг из серии «Кем быть?». Эти книги — небольшие — размером чуть больше ученической тетрадки. Но, качество у них превосходное — книги очень приятно держать в руках.
Обложки — мягкие, но достаточно прочные. И наполнение книг — очень интересное. В книгах очень много картинок и мало текста, но информации для дошколят — хватит с избытком. Здесь и взрослые в каждой книжке откроют для себя что-нибудь новое.
Детям о профессиях
Книги серии «Кем быть» построены следующим образом.
Во-1, рассказывают чем полезна конкретная профессия.
Во-2, раскрываются основные специфические черты (умения и навыки, а так-же вещи, которые требуются специалистам)
В-3, дается историческая справка: что было раньше в данной профессии и что теперь, да еще в разных странах.
В-4, предлагаются задания по теме профессии
В-5, дается творческое задание — изобразить что-нибудь по профессии, которой посвящена книга.
Детям о профессиях — спасатель
Детям о профессиях — «Спасатель»
Эта книга рассказывает о людях-героях, которые спасают людей, даже рискуя своей жизнью. Спасатели:
- тушат пожары
- вывозят людей из затопленных мест
- разбирают завалы после землетрясений
- расчищают дороги от снежных завалов
- спасают лыжников в горах
- оказывают помощь людям, пострадавшим в авариях
- ищут людей, заблудившихся в лесу
- помогают животным, попавшим в беду
Детям о профессиях — «Спасатель»
Спасатели работают в специальной одежде, которая в огне не горит и не рвется. На голове у спасателей шлем, защищающий от ударов, защитные очки берегут глаза от искр. На нос одевается дыхательный аппарат, чтобы можно было дышать воздухом, когда вокруг все задымлено.
Спасатели на воде одевают специальные гидрокостюмы, в которых бывает сухо и тепло даже в ледяной воде.
У спасателей есть поисковые приборы и специальные инструменты:
- виброфон — помогает искать людей под завалами
- видеожндоскоп — тоненький шланг с маленькой видеокамерой. Этот шланг проходит даже в узкую щель и камера транслирует на компьютер все, что происходит под завалом
- микрофон — усиливает даже самые слабенькие звуки и передает их в наушники
- мощные кусачки, которые разрезают железо, как ножницы бумагу
- бензорез — «пила», которая распилит и кирпичную стену и стальную дверь
- расширитель — инструмент, помогающий поднять и раздвинуть преграды на пути спасателей.
Детям о профессиях — «Спасатель» — коллаж 2
Спасателями могут работать только сильные и выносливые люди, поэтому они постоянно занимаются спортом.
В книге «Спасатель» даются простые советы деткам, чтобы не попасть в беду:
- не баловаться со спичками и электроприборами
- не играть с ртутным термометром
- не залезать на подоконник
- не купаться без взрослых в водоема
Все дети должны запомнить телефон спасательной службы: 112
В книжке есть задания, позволяющие ребенку побывать спасателями и найти грибников, затерявшихся в лесу.
А еще можно пофантазировать и нарисовать как сам ребенок спасает попавших в беду.
Детям о профессиях — «Спасатель» — коллаж 3
Книгой «Спасатель» Олеся была просто очарована. Ее покорили люди, которые рискуя собственной жизнью, спасают незнакомых людей.
Детям о профессиях — пекарь
Пекарь печет главный продукт для русского человека — ХЛЕБ.
Детям о профессиях — «Пекарь»
Чтобы испечь хлеб нужны:
- мука
- вода
- соль
- дрожжи
В сдобные булочки добавляют еще масло, сахар, молоко и яйца.
У каждого пекаря есть такие вещи, как весы, сито, квашня (или дежа — емкость куда кладут тесто), скалка, доска, нож, противень. И самое главное — печь!
Художник Диана Лапшина вот так изобразила работу пекаря — коротко и ясно:
Детям о профессиях — работа пекаря
В книжке «Пекарь» рассказывается о разновидностях хлебов в России и зарубежных странах:
Хлеб в разных странах
А в конце книги — правила бережного отношения к хлебу.
Нельзя оставляеть недоеденные куски — лучше взять хлеба поменьше, но доесть его до конца.
Хлеб нужно хранить бережно. Несвежий хлеб нельзя выбрасывать — лучше отдавать его птицам.
В конце книги «Пекарь» задания — распутать лабиринты, вспомнить какой хлеб как называется и нарисовать свой хлеб.
Задания по работе пекаря
Профессия «Пекарь» привлекла Олесю больше всего — дочка хочет сама печь вкусный хлебушек.
Детям о профессиях — портной
Детям о профессиях — «Портной»
Для того, чтобы сшить одежду портному нужны:
- выкройки
- ножницы
- сантиметр (измерять человека и ткань)
- булавки
- иголки, нитки и наперсток
- швейная машинка
- утюг.
Для шитья используется много красивых и полезных мелочей — ленточки, тесьма, кружева, пуговички, крюки, кнопки, застежки-молнии. Все это называется фурнитура.
Вещи для шитья
Шьют одежду из самых разных тканей:
- из льна (травка с голубыми цветами)
- из хлопка (на его стебельке бывает ватное «облачко»)
- из шелка (нити делают гусенички- шелкопряды, свивая себе домик)
- из шерсти овец и коз
- из нефти, каменного угля, металла и еловых шишек.
Когда Олеся узнала, что шелк делают из коконов шелкопрядов, то очень огорчилась, что люди разрушают домики маленьких гусеничек.
А меня удивило, что для одежды используют такие неподходящие материалы, как нефть, уголь, металл и еловые шишки. Никогда об этом не слышала.
Разные ткани для шитья
В книге доступно показано, как шьют одежду портные в ателье и на фабрике.
Как шьют одежду
Из исторического экскурса: первую одежду делали из шкур животных, потом научились делать ткани и просто оборачивали ее вокруг тела. Потом появились бродячие портные, которые шили одежду, переходя из города в город. И теперь одежду шьют и на фабриках и в ателье. А самых искусных мастеров называют кутюрье.
В книжке показана традиционная одежда людей из разных стран.
Одежда в разных странах
В конце книжки «Портной» есть советы детишкам по бережному отношению к одежде.
Обращайся с вещами аккуратно! Вешай одежду в шкафчик.
Если одежда испачкалась, ее нужно постирать и погладить. А если одежда порвалась, то ее нужно заштопать.
В конце книги — задания на внимание: найти отличия в одежде детей и распутать ошибки художника при одевании сказочных героев.
Ну и, конечно, нужно придумать и нарисовать собственный наряд.
Задания по теме «Портной»
После прочтения этой книги, Олесе сразу захотелось шить одежду для кукол и для себя.
Детям о профессиях — шофер
Эта книжка будет хитом у мальчиков от 2-х до 6-7-ми лет. Ну и нашей Олесе она тоже понравилась.
Детям о профессиях — «Шофер»
В книге «Шофер» достаточно подробно расписано устройство машин и снаружи и внутри.
Устройство машины
Кратко, но понятно рассказывается, как управлять машиной.
Управление машиной
Показаны основные знаки, которые знают все шоферы.
Дорожные знаки
На веселых картинках показана история автомобилей: от первых машин, напоминающих кареты и двигавшихся со скоростью лошади и до современных гоночных автомобилей.
Разные машины
В конце книги дается веселое задание — найти ошибки художника, изобразившего летающий и плавающий автомобиль. Есть серьезное задание — вспомнить как называются части машин.
И творческое задание — нарисовать машину своей мечты.
Задания, связанные с профессией «Шофер»
Детям о профессиях — художник
Начинается книга со слов «Посмотри, как мир вокруг прекрасен! Все, что мы видим — леса и сады, дома и людей, — можно нарисовать. Занимается этим художник.»
Детям о профессиях — «Художник»
Художник рисует разными красками:
- акварель — легкая, прозрачная краска: сквозь одну линию видно другую
- гуашь — непрозрачная, неблестящая густая краса
- масло — яркая, блестящая, густая краска.
Для рисования художник берет еще и пастель, карандаши, тушь и уголь.
Материалы для рисования
Для работы художнику нужно:
- кисточки разных форм и размеров
- простые карандаши
- палитра
- холст
- мольберт
- этюдник
- вода
Инструменты художника
Самые главные цвета красок — красный, синий и желтый. Из них можно получить множество оттенков.
Цвета
Художники работают так:
1. Делают пробные рисунки карандашом — наброски (эскизы).
2. Намечают карандашом основные линии и подрисовывают детали.
3. Пишут картину красками, подбирая нужные цвета и оттенки.
Художник работает
Художники пишут картины на разные темы:
- портреты
- натюрморты
- пейзажи
Некоторые художники изображают картины из жизни и исторические события. Это жанровая живопись.
Виды живописи
Профессия художника очень разнообразна. Есть художники-модельеры, художники-ювелиры, художники-миниатюристы, художники-керамисты, художники-конструкторы.
А некоторые художники сами не рисуют, а помогают восстанавливать и сохранять ценные картины. Это художники-реставраторы.
В работе над мультфильмами и книгами тоже многое зависит от художника.
Художники
В конце книги ребенок может попробовать себя в роли художника — нужно раскрасить бабочек и нарисовать свой шедевр на свободную тему.
Задания юным художникам
Нам понравились все книги серии «Кем быть» — они доступно и интересно рассказывают детям о профессиях взрослых. Но, особенно, Олеся восхищалась книгой «Спасатели». Дочку покорили люди, которые рискуя собственной жизнью, спасают незнакомых людей. А для себя Олеся выбрала профессию «Пекарь» — дочке самой захотелось печь вкусненький хлебушек.
Еще отзывы о книгах издательства «Настя и Никита»:
Биографии для детей
wunderkind-blog.ru
Рассказываем детям о профессиях в виде сказки
Дети растут быстро, и с каждым днем задают все больше и больше вопросов. И так хочется рассказать им все как можно интереснее и красочнее! В этот раз мы попробуем рассказать детям о профессиях. Их очень много, все они интересные, но мы попробуем объяснить детям, что такое профессия и расскажем об основных профессиях.
Итак, рассказываем детям о профессиях при помощи сказки!
Сказка о пропавших профессиях
Жили были две маленькие девочки – Катя и Лера. Они были сестрами и были очень любопытными. Каждый день они задавали своим маме и папе очень много вопросов, так, что те просто не успевали на них отвечать:
— А зачем?
— А как?
— А где?
— А почему?
И поэтому мама с папой называли их почемучками. И вот однажды маленькие девочки гуляли во дворе и весело играли. Катя достала из кармана конфету, которую захватила с собой из дома, развернула ее, быстро сунула в рот и бросила фантик на землю. Лера, видя, как весело подхватил ветер бумажку и понес ее на дорогу, сделала со своим фантиком то же самое. Девочки весело засмеялись и хотели продолжить свою игру в догонялки, но тут увидели, как какой-то старичок в измазанном фартуке и с метлой в руках поднял брошенные ими фантики и печально покачал головой:
— Разве можно так поступать? – спросил он. Кто же из вас вырастет?
— Я буду принцессой! – сказала Катя
— И я буду принцессой! – подтвердила Лера.
— Каждая девочка мечтает стать принцессой… — ответил старичок. Но какая польза от принцесс? Вы бы лучше подумали, какую профессию вы себе выберете, когда вырастете.
— Профессию? – спросила Катя – а что это такое? Она вкусная? Большая? А почему она так называется?
— Вы не знаете что такое профессия? – удивился старичок. Но вы же уже такие большие! Каждый человек в этом мире приносит пользу другим, делая свою работу. Доктора лечат заболевших людей, водители водят автобусы, парикмахеры делают людям красивые прически и стригут волосы…
Но старичок не успел договорить – девочки хором перебили его:
— Фиии… это же скучно! Мы будем веселиться и играть, и всем все приказывать!
Старичок снова печально покачал головой и стукнул своей метлой по земле три раза, а потом произнес волшебные слова:
Закрутись весь мир на месте,
Взвейтесь ветры надо мной,
Пусть профессии как звери
Убегут все до одной!
И в этот миг все вокруг стало кружиться вокруг девочек – летали дома, деревья, и даже качели с детской площадки. Катя и Лера от страха закрыли глаза ладошками и прижались друг к другу. Когда все стихло, они открыли глаза и увидели, что все стоит на своих местах, но что-то было не так.
На улице было много мусора, стоял ужасный запах…
— Фууу… — сказала Лера. – Почему тут никто не убирает?!
— Да, — ответила Катя – принцессам тут точно не место!
И девочки решили пойти домой – играть им уже не хотелось. Но дома их ждал неприятный сюрприз – дом был каким-то не таким – он был весь потрескавшийся, некрасивый, словно его давно никто не ремонтировал.
— Мам, а можно нам чего-нибудь вкусненького? – спросила Лера.
— Увы, сказала мама. Вы же знаете, что у нас в городе пропали все профессии. Больше никто не печет сладкие булочки, потому что пекарь совсем разучился печь. И на шоколадной фабрике больше никто не работает – все кондитеры забыли, как они делали шоколадки и конфеты. Да и в магазине больше ничего не купить – там нет больше продавцов, и его закрыли. Люди разучились делать полезные дела, они забыли свои профессии.
— Но неужели мы теперь не сможем ничего купить? – удивилась Катя.
— Не сможем… — грустно вздохнула мама. Ведь чтобы магазин снова заработал, нужен продавец – человек, который будет продавать то, что есть в магазине, брать у покупателей денежку и давать им то, что они хотят, выкладывать товары на прилавок. Да и продавать больше нечего. Раньше у нас был пекарь – он пек вкуснейшие пирожки и булочки, разный хлеб.
— И ходил в белом колпаке и фартуке! – закончила за нее Катя.
— Да, — ответила мама. – но больше он не умеет этого делать – его профессия куда-то пропала. И водитель, который управлял машиной и привозил в магазин продукты, разучился водить машину. Он ничего не может привезти.
Катя и Лера расстроились и пошли гулять – ведь дома было скучно. Город стал совсем другим. Никто не подметал дорожки, на клумбах не росли цветы, на детской площадке были сломанные качели и никто их не чинил.
К больным больше не приезжали доктора. Ведь доктор – это тоже профессия. Именно доктор лечит все болезни – и больное горло, и насморк, и если кто-то поранился. Доктора всегда спешили на помощь к заболевшим, а когда помощь нужна была очень срочно – приезжали на специальной машине, которая так и называлась – «скорая помощь». Девочки все это знали, и помнили, что на той машине еще всегда был нарисован красный крест. Но только сейчас они поняли, что доктор – это нужная и полезная профессия, без которой очень плохо.
По городу больше не ездили автобусы – всем людям приходилось ходить пешком, как бы далеко ни нужно было добираться. Ведь пропала и профессия водителя. Да, это те самые водители, которые каждый день управляют автобусами и возят много людей по городу.
Но самое страшное было то, что пропали и воспитатели в детском садике, и учителя – больше некому было учить детей полезным вещам и грамоте. Ведь учитель – это тоже профессия. Учителя учат детей считать, читать, писать, рассказывают им о том, как устроен наш мир, каким он был раньше, и многое другое. А воспитатели учат самых маленьких простым, но очень нужным вещам – лепить, рисовать, учить стишки, танцевать, и даже просто правильно вести себя и за столом, и на прогулке.
Катя и Лера посмотрели друг на друга и поняли, что они сделали большую глупость и обидели того старичка. Ведь профессии действительно важны и нужны, и каждую профессию нужно уважать.
— А что за профессия – принцесса? – спросила Лера Катю.
— Не знаю… — ответила Катя. – наверное это бесполезная профессия. И зря мы ее выбрали…
— Но как теперь вернуть все обратно? Ведь это из-за нас все люди разучились делать свою работу! – спросила Лера.
— Может, нам просто нужно исправить нашу ошибку? Помнишь, папа с мамой всегда говорили – если ты сделала что-то не так – надо просто попросить прощения и исправить свою ошибку? – ответила Катя
— Да, точно! – согласилась Лера. Бежим скорее! Нам нужно найти того старичка!
Девочки побежали обратно во двор, но старичка там не было. Только горы мусора – ведь мало кто бережет труд дворника, и многие просто бросают мусор на землю.
Катя и Лера увидели, как среди всего этого мусора лежат и их бумажки от конфет. Лера подняла свою бумажку, выбросила ее в мусорное ведро, и сказала:
— А вот я, когда вырасту, стану поваром!
— Почему именно поваром? – спросила Катя, выбрасывая в мусорное ведро и свою бумажку.
— Потому что я хочу готовить вкусненькое для всех!
— Это здорово! – сказала Катя. – А я буду художницей и буду рисовать самые красивые картины, чтобы у каждого в доме было красиво!
И тут случилось чудо. Все вокруг снова закружилось и завертелось, и через минуту все вернулось обратно, как будто ничего и не было.
И девочки взялись за руки, чтобы пойти домой помочь маме готовить и убираться дома. Они больше не хотели быть принцессами, они поняли, что существует много интересных и полезных профессий, и каждый ребенок и взрослый может выбрать себе ту, которая ему понравится больше всего. Но самое важное то, что каждая профессия приносит другим людям пользу!
Автор: Писарева Светлана
Вот так, сказкой, можно рассказать детям о профессиях интересно и непринужденно. И, согласитесь, здесь есть над чем поразмыслить и побеседовать с ребенком, начиная с элементарного вопроса для ребенка: «А какие профессии знаешь ты?»
И в довершение темы «детям о профессиях» хочу добавить несколько стихотворений (в этот раз автор уже не я:)), которые помогут вам более полно раскрыть детям эту интересную тему:
Повар
Продавец
Шофер
Строитель
Учитель
Врач
dwoiniashki.ru
Что нужно знать дошкольникам о профессиях и труде
Профессию по душе можно так и не найти за всю жизнь, а можно всё про себя понять ещё до школы. Такие случаи, скорее, исключение, но уже с трёх-четырёх лет у ребёнка начинает формироваться любовь к труду. И тогда же можно начать рассказывать о возможной карьере. Те, кто ещё в детском саду получили представления о различных профессиях, быстрее проходят все этапы профессионального самоопределения и уже к 10-12 годам знают и понимают свои способности и таланты. О том, как правильно говорить с детьми о работе и о профориентационных сказках, рассказывает психолог Антон Смирнов.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Как лучше рассказать дошкольникам о профессиях? Ответ вполне очевиден: чтобы было и весело-интересно, и полезно-познавательно. Но самая сложная задача не в том, как рассказывать, а о каких профессиях рассказывать, и о каких — нет.
В России более 2,5 тысяч профессий считаются активно востребованными (из десяти тысяч предлагаемых профессий и должностей на сайтах по трудоустройству). Рассказывать ребёнку про все 2,5 тысячи — явный абсурд. Поэтому здесь нужны чёткие критерии и система. Проводя профориентационные занятия в школах, я постоянно сталкивался с мозаичными представлениями уже относительно взрослых ребят об устройстве мира. Здесь знаем много, а о соседнем, смежном явлении не имеем понятия. Например, знаем, как получается металл, но не знаем, откуда и как берётся руда. Тогда и возникла идея рассказывать не об отдельных профессиях, а об основных отраслях и видах трудовой деятельности.
Фото: iStockphoto / Zwilling330В чём польза отраслевого подхода
Мы взяли практически все отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности. В список вошли сельское хозяйство (рыболовство, животноводство, растениеводство), лесная промышленность, химическая, металлургия и так далее. И виды деятельности в городе: сфера услуг, торговля, питание, культура и развлечения.
Полезность отраслевого подхода заключается в том, что существенным образом расширяется кругозор ребёнка и формируется взаимосвязанное представление о мире взрослых. Осталось придумать интересный способ рассказать об этом детям, превратить знания в игру. А ещё лучше — в набор сюжетно-ролевых игр, добавляющих эмоциональные переживания.
Для сюжетно-ролевых игр мы решили обратиться к самому привычному формату — сказке. Благодаря драматургам Вадиму Новаку и Андрею Кравченко для каждой отрасли мы написали свою сказку, объединив их общими персонажами. Эту серию мы назвали профисказками.
Что такое профисказки
Прототипом героев очень условно можно назвать Незнайку и его друзей. В нашем случае героями стали Бабахин и его друзья: Архимедов, Рукоделов, Лентяйкин и говорящий кот Борис Борисыч. По легенде наши герои жили в стране Взросляндии, где нет взрослых и никто не указывает, что делать. Но героям самим приходится разбираться с тем, как что устроено и как что работает. Это-то нам и было надо.
Художник Алексей Гурский нарисовал для наших сказок иллюстрации:
В сказках наши персонажи преодолевали препятствия, узнавали мир и устройство отраслей. История имеет сюжетные узлы, которые можно легко воспроизвести в последующих сюжетно-ролевых играх по этим профисказкам. В сущности, сказки под игры и писались.
Утром и днём мы проводили занятия с разными группами в детском саду, а после полдника обменивались итогами и корректировали сказки — до тех пор, пока не получился идеальный конструктор. Сказку можно эффективно рассказывать детям и четырёх, и семи, и десяти лет, сохраняя последовательность технологических процессов, но меняя степень детализации истории.
Как заинтересовать детей
Следующим важным элементом стала визуализация. Ведь групповые чтения — штука весьма утомительная, и не все дети смогут удерживать внимание те самые семь-десять минут, пока читается вслух сказка. А там, где отвлёкся один, потянул за собой другого — и вот уже воспитатель в одиночестве сам себе читает книгу. Или надо применять строгие дисциплинарные решения. Но они как-то недружелюбно превращают искренний интерес детей к их вынужденному обучению. Не наш путь.
Мы поняли, что нужно создать такие иллюстрации к сказкам, которые будут привлекать внимание детей на протяжении всего занятия
Кроме того, нужны были иллюстрации как фон для сюжетно-ролевых игр, начинающихся после прочтения сказки (утром сказки, после обеда — игры).
Помогла нам петербургская художница Татьяна Белоконь. Она нарисовала почти тысячу объектов для карты Взросляндии, на которой отражены все отрасли и виды трудовой деятельности.
Для создания карты пришлось прибегнуть к помощи консультантов. Например, чтобы разобраться с современными локомотивами, мы обратились к сотрудникам РЖД. Но мы, конечно, не смогли удержаться и вместе с новыми поездами нарисовали и старый добрый паровоз, какие сейчас только в музеях.
Где начинается самое важное
Когда карта отраслей была готова, мы стали её заселять. Но не только Бабахиным и другими персонажами профисказок, но и узнаваемыми всеми детьми героями. Появились Русалка, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серебряное копытце, Лиса и Колобок. На пляже спрятали сундук с сокровищами.
Для работы со старшими ребятами мы подготовили иллюстративные карточки — они хороши и при чтении сказки, и при составлении различных историй, игр, заданий после прочтения. Или при обсуждении ранее пройденного материала. Все карточки имеют фон, совпадающий с цветом фона сказки — это очень удобно для быстрого поиска.
Самое важное начинается, когда мы подводим детей к самостоятельной мысли о том, как все отрасли и виды деятельности взаимозависимы
И как зависимы друг от друга профессии внутри них. Нет машиностроения без металлургии, металлургии без добычи полезных ископаемых и химической промышленности, а те не смогут работать без энергетики, транспортной системы. А всех надо кормить, поить, развлекать — создаётся инфраструктура города. И когда дети сами строят мир взрослых и обнаруживают эти удивительные взаимосвязи, что-то щёлкает в их сознании, и картина мира становится комплексной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Что делать, если ваш ребёнок решил работать
6 способов убедить ребёнка отложить айпад
Почему подростки держат своих родителей за идиотов
mel.fm
Город профессий в домашних условиях или Экономическая игра для детей
Города профессий нынче стали довольно популярным развлечением для детей. Почти в каждом крупном городе (и не очень) можно найти свой КидБург, ФэнтазиГрад, Талантику и т.п. Мы с Таисией, конечно, тоже в таких городах бывали. Для дочери это полнейший восторг и море полезного, для меня – настоящая сказка, о который мы в детстве даже и не мечтали.
Как-то после очередного похода в город профессий мне пришла в голову мысль, что ведь можно попробовать сделать что-то подобное в домашних условиях… и понеслось! Теперь домашний город профессий – наше излюбленное развлечение! Конечно, это не значит, что Таисия больше не просится в ФэнтазиГрад, который ждет ее в торговом центре, но, скажу я вам, домашний город профессий она тоже обожает, ведь он имеет немало своих преимуществ И низкая цена – далеко не главное из них.
Для тех, кто еще не был в городе профессий, коротко объясню, что он из себя представляет и какая от него польза.
Что такое город профессий?
Итак, город профессий – это воссозданная в миниатюре модель города – здесь есть парикмахерские, пожарные станции, магазины и прочее. Ребенок может попробовать себя в качестве работника каждой из организаций и за свой труд получить некоторую плату. Ну а потом и потратить заработанные деньги. В результате ребенок начинает лучше понимать градоустройство, роли каждого человека в обществе, формирует свое отношение к той или иной профессии, усваивает некую простую экономическую модель (прежде чем потратить – заработай), начинает понимать ценность деньгам. Интересно все это примерно с 4 лет.
В настоящем городе профессий можно увидеть много красивых реалистичных декораций, переодетых актеров и интересный реквизит. Я, конечно, не призываю вас шить костюмы и строить у себя дома сложные декорации. На самом деле реализовать такую экономическую игру можно и из имеющихся у вас дома игрушек и подручных материалов. Ваша игра превратится в настоящий город профессий вовсе не благодаря красивому реквизиту, а если вы сможете соблюсти основные принципы (читайте ниже).
Как сделать город профессий в домашних условиях
Итак, вот основные моменты, которые должны присутствовать в вашей экономической игре:
- Возможность выбора профессии
В вашем городе должно быть несколько «работ» на выбор (я для одной игры готовлю около 10 профессий), ребенок сам выбирает, на какую из них подрядиться – он может побывать доктором, парикмахером, ученым и т.п. Все «организации» располагаются в разных местах комнаты или квартиры, рядом с каждой указывается ее название и размер заработной платы, которую здесь можно получить за свои труды. Чуть ниже вы найдете идеи профессий, подходящие для домашнего города профессий.
- Оплата работы
После выполнения каждой «трудовой задачи» ребенку выплачивается установленная заработная плата в условной валюте. Вашей валютой могут быть игрушечные деньги из настольной игры или специально напечатанные из интернета.
Мы начинали играть, когда дочь еще не очень хорошо складывала числа с переходом через десяток, поэтому я добавила на наши купюры точки, которые помогали ей вести подсчет своих сбережений (например, на купюре в 5 денежных единиц нарисовано 5 точек и т.д.). Предлагаю и вам воспользоваться нашим шаблоном денег, его можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
Оплата работы «деньгами», конечно, здорово мотивирует ребенка, но есть еще один важный момент, который привлекает детей в работе (собственно как и взрослых) – достижение каких-то «карьерных» целей и получение опыта. Чтобы отмечать повышение профессиональной квалификации ребенка в городах профессий, как правило, используется специальный паспорт. В паспорте можно увидеть, сколько раз ребенок успешно «отработал» в той или иной должности, какого уровня профессионализма достиг
В зависимости от ваших художественных способностей вы можете оформить свой паспорт самыми разными способами. Главное, чтобы в нем можно было отмечать, сколько раз ребенок побывал представителем каждой профессии. Каждая успешная «служба» отмечается в паспорте маленькой наклейкой или печатью.
Желательно также помимо такой таблички с профессиями в конце паспорта вести еще и общую шкалу, на которой будет видно, как далеко ребенок продвинулся по «карьерной лестнице». По прохождении всего пути (это не за одну игру, конечно) можно пообещать получение какого-то подарка и изобразить его на финише.
Ни для кого не секрет, как дети любят что-нибудь копить, а здесь для них двойной интерес получается – и денежный доход, и наклейки! Но самое главное, ребенок сам решает, каким способом их заработать! А для детей это очень важно — свобода выбора!
- Покупки и развлечения
В вашем городе профессий помимо мест, где деньги можно заработать, обязательно должны быть и места, где их потратить! Это ведь самая основная мотивация работать У нас такими местами были кинотеатр (где за некоторую плату можно посмотреть желаемый мультфильм) и магазин (в котором можно приобрести разные интересности). Кинотеатр, правда, так ни разу и не был выбран Таисией, видимо, товары в магазине оказались куда более привлекательны
Подбирая варианты платных развлечений, важно ориентироваться на интересы ребенка. Если это магазин, то желательно продавать там то, что ребенок действительно любит или давно хотел. И это вовсе не значит, что нужно наполнить магазин дорогостоящими игрушками. Это могут быть интересные материалы для творчества (если ребенок любит рисовать и клеить), маленькие игрушки, которых не хватает для коллекции, любимые сладости, книжки, небольшие, но заманчивые игрушки, которые дети часто выпрашивают на прогулке (вроде мыльных пузырей). Стоимость тоже, желательно, установить разную – на маленькие сладости поменьше, на игрушки – побольше.
Я удивилась, но у Таси одной из самых желанных покупок в магазине были новые фломастеры, потому как рисовать она очень любит, а незадолго до игры у нее как раз перестал писать самый важный фломастер – красный!
Вообще полезность магазина трудно переоценить. Ребенок учится копить деньги на желанный товар. Учится принимать решение – купить сейчас недорогую сладость или набраться терпения, пойти еще поработать и накопить-таки на долгожданные фломастеры / машинку
Варианты профессий для детской экономической игры
Здесь я приведу различные варианты работ, которые вы можете предложить ребенку в вашей экономической игре. На мой взгляд, это довольно простые и быстрые в реализации варианты, их я и использовала. Готова поспорить, что вы и сами сможете придумать немало интересных профессий, которых здесь нет. Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своими идеями.
Важный момент – организуйте задание на каждой работе так, чтобы оно занимало не слишком много времени (не более 10 минут). Иначе игра слишком растянется, и ребенок устанет раньше, чем успеет попробовать себя на разных поприщах
Итак, поехали
Задача ребенка в парикмахерской – сделать красивые прически «клиентам» парикмахерской (для усложнения задания можно попросить ребенка сначала сделать сами волосы). Клиентами могут быть обычные втулки от туалетной бумаги и бумажные одноразовые тарелки с заранее подрисованными лицами.
Когда ребенок справляется с поставленной задачей, вы выдаете ему установленную плату и наклейки для паспорта.
На этой работе ребенку предстоит приготовить что-нибудь вкусненькое. Здесь речь не идет о сложной выпечке или ужине для родителей. Подойдут рецепты, не требующие термической обработки, например, канапе, бутерброды, простые и веселые «поделки» из фруктов. У нас есть книжка «Кулинарные проделки» (Ozon, My-shop), черпаю из нее подходящие идеи.
В рамках одной игры достаточно приготовить одно небольшое блюдо.
Дайте ребенку задание построить из кубиков или конструктора что-то конкретное – дом, машину, лестницу и т.д. Можно предложить выполнить какую-то схему из пособия, прилагающегося к конструктору. Как вариант, можно воспользоваться логической игрой «Уникуб» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom) или «Новая стройка Оли и Коли», там тоже есть схемы, которые подойдут для строительства.
На этой работе ребенку нужно будет представить себя ученым-математиком, перед которым будут стоять задачи на счет и логику. В качестве задания для ребенка можно взять, к примеру, одну из тех математических игр, о которых я писала здесь (когда-нибудь я обязательно напишу статью и с играми посложнее ), а если не хотите заморачиваться, то можно просто взять какое-то математическое пособие (например, «Kumon. Задачи») и предложить ребенку выполнить из него несколько заданий на счет.
Тут, думаю, все понятно. Докторский набор, наверно, найдется дома у каждого ребенка. Сгодятся также бинты, шприцы без иголок, пустые коробки от лекарств, медицинские маски и т.д.
Задача простая – вылечить больного (родителя или игрушку) – наложить повязку, сделать уколы, дать «лекарства», записать больного в журнал, выписать рецепт (если ребенок уже умеет писать) и т.д.
Это одна из любимых профессий у Таисии – разносить письма игрушкам. Мне она тоже очень нравится, ведь это отличная тренировка навыков чтения в игре. Ребенок читает на конвертах, кому из игрушек предназначены письма, и разносит их.
От вас здесь потребуется заранее подготовить стопочку подписанных конвертов (внутрь письма вкладывать не обязательно, ведь почтальон читает только то, что написано сверху ), можно также подготовить сумку почтальона. У нас еще остался от прошлых игр почтовый ящик, он тоже здесь пригодился.
Если ребенок читает еще неуверенно, то достаточно написать на конвертах только имена игрушек – МИШЕ, КАТЕ и т.д. Если же уровень чтения более продвинутый, то можно как-то «зашифровать» имя получателя. Напишите на конверте короткую характеристику игрушки, по которой ребенок догадается, о ком идет речь – «Братику Симки», «Тому, кто любит носить красивые ошейники» и т.д.
Ну а эта профессия просто хит! Танцуем и веселимся
Основная задача, которая стоит перед танцором на работе, — повысить свое мастерство. Для этого он должен повторять различные танцевальные движения за вами, либо за зажигательным видео. Конечно, видео с ютуба с участием детей, на мой взгляд, пользуются бОльшим успехом, поэтому рекомендую их вам. Вот парочка удачных роликов:
Кто такой дизайнер? Правильно, человек, который из ничего может сделать красоту! Вариантов у этой работы много. Например, можно предложить ребенку сделать какую-то незамысловатую поделку (заранее подготовьте для нее все необходимое), которая станет украшением для вашего дома. Либо создать красивый узор из отдельных фрагментов. Для этого как нельзя лучше подойдут логические игры «Сложи узор» (Лабиринт, My-Shop, KoroBoom) или «Цветовой код» (Ozon, My-shop, KoroBoom).
Думаю, здесь все ясно. Цель работы – нарисовать заданное изображение или выполнить творческое задание (например, порисовать льдом, ватой, на клее ПВА и т.п.).
У актера задание не менее интересное – он должен показать своим благодарным зрителям маленький спектакль. Заранее подготовьте весь реквизит, продумав какую сказку малыш будет показывать. Если ребенок не первый раз участвует в сценических постановках, ему, скорее всего, будет интересно придумать сюжет самому.
Для спектакля можно использовать любые игрушки, самодельные или готовые домашние театры. У нас чаще всего это театр теней (кстати, его можно показывать и днем, если сесть напротив солнечного окошка).
Чтобы побывать в роли ученого, ребенку нужно будет поставить настоящий эксперимент. Сейчас нет дефицита идей опытов для детей, на эту тему написано много книг (например). У меня тоже уже готовы материалы для статьи про первые опыты с водой, в скором времени опубликую.
После проведения каждого опыта мы с Таисией обычно записываем ход эксперимента и результаты в блокнот в виде картинок и коротких предложений. На мой взгляд, так информация гораздо лучше усваивается, а по прошествии времени можно еще и просматривать дневник, освежая в памяти пройденный материал.
Здесь все ясно. Задание – слепить что-то из пластилина / теста. Немного идей для лепки можно взять здесь и здесь.
Что если вам дома создать из подручных средств полосу препятствий, преодолев которую, ребенок сможет спасти какого-нибудь своего игрушечного друга? В ход можно пустить диванные подушки, обручи, скакалки и пр. Получится очень активная подвижная игра.
Если желания осуществлять масштабные спасательные операции нет, можно реализовать профессию с помощью логической игры (Вообще домашний город профессий тем и замечателен, что играя, незаметно для себя, ребенок решает кучу задач на развитие мышления и логики). Bondibon «Камелот» (Ozon, My-shop, KoroBoom) отлично подходит для этой цели. Правильно располагая логические блоки, ребенок поможет рыцарю спасти принцессу (Игра совсем не девчачья, мой 7-летний племянник играл так, что за уши не оторвать) На мой взгляд, это одна из самых интересных игр этого производителя, рассчитана она на детей от 4 лет.
Я немного учу Таисию музицировать , поэтому заданием для нее на этой работе является исполнение пары-тройки коротких песенок по цветным ноткам. Но здесь возможны и другие варианты реализации этой профессии, например:
Простой вариант этой профессии – перевезти какой-либо груз (кубики, игрушки и т.п.) на игрушечном самосвале из одного места квартиры в другое.
Продвинутый вариант – решаем логическую задачу по оптимальному размещению груза в грузовике. Для этого здорово сгодится логическая игра Bondibon Грузовички (Ozon, My-shop, KoroBoom). Если нет желания покупать игру, можно поискать в интернете подобные задачи на размещение деталей в ограниченном пространстве.
Иными словами, вариантов профессий, которые вы можете предложить ребенку в вашем городе профессий огромное количество. При выборе опираться, прежде всего, стоит на интересы вашего ребенка и на то, какие материалы есть у вас дома. Смелее фантазируйте. Не забывайте выплачивать за «детский труд» символическую плату и отмечать успехи в паспорте!
Самая большая прелесть домашнего города профессий в том, что в увлекательную игру вы «вплетаете» море развивающих игр и полезных занятий. А ребенок все требует и требует продолжения, ведь в этом городе он чувствует себя совсем взрослым!
Искренне ваша, Яна Разначенко
РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ. РАСТИМ ТВОРЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ
БЛОКИ ДЬЕНЕША. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ. ПЕРВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
jili-blog.ru
Профессии: картинки для детей
Всякие профессии важны для людей: учитель, бухгалтер, парикмахер, повар, строитель, пожарный, водитель, инженер, продавец ветеринар – все они приносят пользу человечеству, и без них нам было бы очень сложно.
Уже в детстве дети точно знают, кем хотят стать в будущем. Они представляют себя космонавтами, летчиками, мечтают о красивом и нужном деле своей жизни. Впоследствии эта страсть проходит, и ребенок может выбрать совершенно другую профессию. Но для детей очень важно знать, чем занимаются ее представители, и какие трудности придется встретить.
Рассказать ребятам о профессиях помогут картинки для детей.
Как работать с материалом?
Здесь Вы можете бесплатно скачать картинки различных профессий для детей. Они подойдут для тематических занятий, как дома, так и в клубах раннего развития, в младших классах школ. Ваш ребенок познакомиться с такими профессиями, как: секретарь, плотник, повар, репортёр, экскурсовод, полицейский, режиссер, сварщик, курьер, монахиня, экстрасенс, инспектор, зубной врач, фармацевт, барабанщик, водитель, художник, стилист, участковый, официант, медсестра, стюардесса, коридорный, пилот, архитектор, няня, доктор, певец, гид, кассир, музыкант, художник-керамист, пожарный, парикмахер, фотограф, продавец, инженер, ветеринар, учитель, бухгалтер, строитель.
Карточки
Рассмотрите с детьми людей, которые изображены на карточках. Расскажите, чем занимается тот или иной человек, какая у него профессия. Если ребенок знает профессии, то пусть сначала сам расскажет об этих работах то, что знает, а потом Вы его дополните. Помогайте ребенку с рассказом о профессиях в картинках.
Картинки и обсуждение по теме профессий для детей общим комплектом можно скачать здесь:
Маленький гений (карточки и беседа на обратной стороне)
Профессии (детские карточки)
Еще материалы по теме:
Чем пахнут ремёсла?
Задания
Ответь на вопросы о профессиях.Прочитай слова и соедини линией, кто в какой професии, что делает?
Вопросы для беседы
Задавайте наводящие вопросы о профессиях, например такие как:
- Как называется человек этой профессии на картинке?
- Во что одет человек на работе?
- Есть ли у него специальная форма?
- Что он делает на этой работе?
- Где он работает?
- Что ему нужно для работы (инструменты, специальные приспособления)?
- Зачем нужна эта профессия?
- Какую пользу она приносит людям?
Как лучше рассказать? (С примерами)
- Например, расскажем о профессии врач. Врач — это очень нужная профессия. Врач одет в белый халат, на голове у него специальная шапочка. Это врачебная форма. Врач лечит детей и взрослых от болезней. Врач работает в больнице. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как фонендоскоп, шприц, градусник и т.д. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней. С помощью этих карточек профессии в картинках Ваш ребенок расширит свой кругозор, узнает много нового, разовьет речь, особенно это важно для 3-х лет и память. Скачать профессии в картинках можно здесь совершенно бесплатно — нажмите на картинку ниже, чтобы скачать бесплатно:
- Продавец, например, занимается реализацией товаров в магазине. Эта профессия требует коммуникабельности и аккуратности. Продавец также должен уметь хорошо считать, и на это внимание ребенка следует акцентировать.
- Инженер – сложная техническая профессия, требующая хороших знаний в области математики и техники. Инженер может найти себе применение на заводе, при создании новых технических разработок.
- Водитель нужен везде. Это не только человек, который водит такси. Водители требуются на предприятиях, на стройке, для междугородних грузоперевозок и т.д. Эта профессия требует выдержки, внимания и, конечно, умения водить машину.
- Ветеринар лечит животных. Он должен иметь медицинское образование. И, конечно, ветеринар должен любить братьев наших меньших.
- Повар любит готовить, но делает это он согласно кулинарным нормам и требованиям. Повар нужен не только в столовых или ресторанах, но и в организациях, школах, детсадах.
- Строитель участвует в постройках домов. Для этой профессии нужна физическая сила. Строитель – очень нужная профессия.
- Парикмахер делает нам прически. Парикмахер должен обладать ловкими руками и тонким художественным вкусом.
- Бухгалтер подсчитывает затраты и прибыли на предприятиях, фирмах, организациях. Бухгалтер должен иметь экономическое образование и иметь математические способности.
- Учитель – профессия довольно сложная. Нужно не только уметь интересно подать материал, но организовать работу детей. Учитель должен обладать моральной выдержкой и тактом, хорошо знать свой предмет.
Картинки для детей на нашем сайте помогут ребятам узнать больше о профессиях и почувствовать, в чем их будущее признание. Главное – привить уважение малышей к любому виду деятельности. Кто бы это ни был – пожарный, учитель, доктор, строитель, водитель – к труду любого человека необходимо относиться бережно.
Видео
Кем я хочу стать?
Презентации
steshka.ru
Классный час «Детям о профессиях»
Классный час 4 класс
«Детям о профессиях»
Цель: ранняя профориентация учащихся.
Задачи: познакомить со значением слова профессия, воспитывать уважительное отношение к людям любой профессии; расширять кругозор учеников по теме.
«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, — кто ты будешь такой?»
Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, малыш, все не так просто. Ну, вот, подумай на минутку, кем ты и вправду будешь, когда подрастешь? Царем? Королем? — Хотелось бы, наверное, но — увы!.. А что если сапожником стать? Или портным?
Как много приходится трудиться разным людям, чтобы каждому был стол и дом, книги и одежда и еще много разных полезных вещей. Некоторые полезные вещи люди просто добывают в природе. Но природными вещами в наши дни люди пользуются не очень часто. Почти все полезные вещи в наши дни они делают сами из разных материалов. Чтобы полезную вещь сделать, нужно и материал подходящий подобрать и инструмент. А еще нужно умение и время. В общем, самое время поговорить о профессиях.
Давным-давно люди жили только в теплых странах. От непогоды и врагов они укрывались в пещерах. Одевались эти древние люди в пальмовые листья или шкуры животных, добывали пищу в лесу или в воде. Готовили пищу на костре. В те давние-давние времена люди еще не умели мастерить из природных материалов полезные вещи, инструменты и машины. Не было тогда ни мастеров, ни мастерских. Не было в те стародавние времена никаких профессий.
В наши дни профессий стало очень много. Так много, что все не перечислить. Но мы этого и не будем делать. Мы расскажем только о самых важных и нужных.
История профессий
На Руси 600 лет назад появился первый царь. Звали его Иван III. С тех давних времен сохранились письма и книги. Вот какие профессии в них называют: стрелок, повар, хлебник, портной, бронник, садовник, псарь, рыболов, трубник, дьяк, мельник, утятник, сокольник, огородник, плотник, серебряный мастер, истопник, страдник, купец, суконник.
Чем занимались стрелок, повар, садовник, рыболов, мельник, огородник, плотник, серебряный мастер, купец, каменщик — понятно. А вот что делали трубник, дьяк, утятник, сокольник, бронник, хлебник, страдник, пищальник и ямчужный мастер? Про эти профессии, наверное, даже мама с папой не знают! Упоминают в старинных письмах и такие профессии, как врач, аптекарь и инженер с помощником. Пишут, что этих мастеров царь Иван Грозный пригласил из Англии.
В старину люди гордились мастерством. На другой конец города на работу в старину не ездили, а жили там же, где работали. По занятиям мастеров давали имена улицам. В древних городах были Оружейные улицы, Мясницкие, Кузнецкие. В Москве до сих пор сохранились эти древние названия. Иногда целые города называли по профессии жителей. Например, подмосковный город Бронницы!
Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Обучают теперь многим профессиям в специальных институтах. (Но сначала нужно еще школу закончить!)
Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться. В каждом таком деле есть свои правила. Например, столяр должен знать, как рубанок держать и как стружку снимать. У скрипача — другие правила. Скрипачу нужно уметь держать в руках смычок, а не рубанок. Конечно, скрипка из дерева сделана, но с нее не стружку нужно снимать. Скрипач двигает смычком по струнам и музыкальные звуки получает.
В каждой профессии есть свои инструменты (как у столяра — рубанок, а у музыканта — смычок). Для некоторых профессий нужны очень сложные машины. Летчику — самолет, капитану — корабль, ученому — компьютер.
Как выбрать себе профессию?
Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.
Скажем, любит человек природу. Тогда ему по душе будет работа геолога, агронома, садовода, овощевода, ветеринара, чабана, доярки, фермера, рыбовода, лесовода, охотоведа или ученого-биолога. Почти все, кто выбрал потом такие профессии, в детстве любили все живое. Были юннатами. Собирали коллекции. Выращивали дома или в саду и на грядках культурные растения. Ухаживали за домашними животными.
Другому человеку интересно все, что связано с людьми. Такому человеку по душе быть экскурсоводом, учителем, нянечкой, тренером, воспитателем, официантом, продавцом, кассиром, следователем, судьей, библиотекарем. В наши дни появилась новая профессия — менеджер.
А техника? Разве это не интересно? Сколько есть важных и полезных дел для тех, кто любит машины и механизмы! Техника — дело очень сложное и ответственное. Технику нужно очень хорошо знать. В умелых руках любая машина и механизм — чудесные помощники. В неумелых руках — это страшное зло. В технике много разных профессий.
Одно дело — обрабатывать материалы. Для этого нужно все знать о свойствах этого материала. Нужно уметь использовать подходящие инструменты. Металлы обрабатывают токари, сверловщики, фрезеровщики. Столяры и плотники обрабатывают дерево. Выделывают кожу — кожевенники. Прядильщики делают нитки из хлопка, шерсти и шелка. Ткачи делают из этих ниток ткани… И все эти профессии связаны с техникой!
А сколько есть профессий, где приходится собирать что-то полезное из готовых деталей! Это занятие по душе многим малышам. Совсем крохи собирают пирамидки из цветных колечек. Дети постарше играют в конструкторы. Любят дети собирать картинки из цветных кусочков. Взрослые монтажники собирают из огромных деталей дома и мосты. Помогают им огромные башенные краны и другие машины. Сборщик часов сидит в уютном кресле и собирает из крохотных деталей очень точный механизм — часы. Слесари-сборщики собирают автомобили, тракторы и станки.
А работа на транспорте? Здесь столько профессий, что все не перечесть. Шоферы, трактористы, вагоновожатые, летчики, капитаны перевозят людей с места на место по дорогам, по воздуху и по воде. А есть еще такие подвижные машины, как экскаваторы, бульдозеры и комбайны! Каждую такую машину нужно хорошо знать, чтобы она приносила пользу и не приносила вреда.
А если, какая-то из этих машин из строя выйдет? Кто ее будет лечить? Врач? Ветеринар? Ну конечно, нет! Для этого есть ремонтники и наладчики.
А современная электронная техника, разве это не интересно? Кто из ребят не мечтает управлять компьютером или даже космическим кораблем? Телевизор или радиоприемник уже, наверное, все пробовали включать? А кто эту технику после вас чинил? Не знаете?
Еще есть очень сложная и интересная техника для научной работы. Микроскоп, например. В него можно увидеть даже одну молекулу. Или телескоп. В него можно разглядеть самую далекую звезду.
Но оставим пока технику… Все дети любят мечтать, слушать сказки, рисовать все на свете. Есть много взрослых профессий, где сразу непонятно, чем человек занят. Сидит себе за столом. Рядом лист бумаги и карандаш. Ни животных, ни растений, ни станков, ни других людей. А человек занят. Трудится, как говорится, в поте лица. Что же он делает? Что это за профессия такая — сидеть за столом? Может быть, это — писатель, а может быть — бухгалтер или шифровальщик. Так просто по виду и не угадаешь!
Таких профессий очень много. Чтобы дело спорилось, нужен очень точный план. И очень точный расчет. В наши дни составлять планы и проводить расчеты помогают людям специальные машины — компьютеры. Их даже называют «искусственным мозгом». Помогают управляться с этими машинами программисты.
Профессий очень много — тысячи! Но есть среди них несколько десятков таких, которые люди особенно ценят и уважают. Один день в году считается для таких профессий праздником!
infourok.ru