Основные сферы жизнедеятельности личности | PSYERA
Одной из главнейших особенностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром. Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Деятельность человека может быть как активной, так и пассивной.
С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляет деятельность — внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т.д.).
В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Классифицировать все виды деятельности не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у всех без исключения людей. Для каждого возраста существует своя ведущая деятельность, которая в основном и определяет динамику развития в данном жизненном периоде.
Рождаясь, ребенок сразу включается в игровую деятельность, затем подрастая, включается в учебную, а становясь взрослым, приступает к трудовой деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Очень трудно регламентировать содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры. Ребенок обычно сам переходит от одной игры к другой.
Учение же и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным же мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно воспитывать привычку трудиться.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет и трудится, помогая маме с уборкой квартиры.
psyera.ru
Основные сферы жизнедеятельности личности — КиберПедия
1. Сущность игры заключается в том, что…______________________
2. Среди основных функций игры можно назвать следующие…______
3. Основными требованиями к педагогическим играм являются …____
4. Под общением принято понимать …___________________________
5. Установите соответствие между типами общения и их содержанием:
1) материально-практический | а) следование определенным нормам и правилам поведения, взаимовосприятие реакций на происходящее; |
2) духовно-практический | б) удовлетворяет потребность личности в духовной общности, результатом которой является возрастание информации о другом; |
3) духовно-информационный | в) готовность каждого участника к сотрудничеству, согласованным действиям. |
Акмеолого-педагогические основы
Личностного и профессионального развития
Самосовершенствование личности
1. Акмеология – это наука о …__________________________________
2. Основными направлениями акмеологии являются:
а) профессиональная акмеология и акмеология личности;
б) социальная акмеология и профессиональная акмеология.
3. Среди основных источников самообразования личности можно назвать…_______________________________________________________
4. Механизмами личностного роста являются (выберите правильные ответы):
а
) самореализация;
б) самооценка;
в) самопознание;
г) самопобужение;
е) программирование профессионального и личностного роста.
5. Среди условий полноценной жизненной самореализации личности в профессиональной сфере можно назвать:…________________________
6. Дайте краткую характеристику различных типов карьеры:
а) линейная карьера –
б) стабильная карьера –
в) спиральная конфигурация карьеры –
г) кратковременная карьера –
д) платообразная карьера –
е) снижающаяся карьера –
7. Под самоактуализацией понимают…___________________________
Личность и творчество
1. Продолжите высказывание: Творчество – это процесс …__________
2. Вставьте пропущенные слова: Творчество обусловлено свойственной … человеку… .
Слова для справок: деятельность, разумному, активность, зрелому, лишь.
3. Содержательная сторона активности представлена:
а) действиями, поступками, чувствами, верой;
б) идеалами, ценностями, мотивами, интересами.
4. Энергетическая сторона активности проявляется в:
а) общении, чувствах, воле, поступках;
б) ценностях, интересах, идеалах, целях.
5. Творческий потенциал личности – это…_____________________
6. Творческий потенциал личности проявляется в таких новообразованиях (перечислить):…________________________________________
7. Вставьте пропущенные слова в высказывание: Объективное творчество представлено……., а субъективное – … .
Слова для справок: новые теории, новые для личности способы познавательной деятельности, научные открытия, произведения искусства, открытие новых смыслов в прежней деятельности.
8. Продолжите высказывание: Обучение является развивающим, если …___________________________________________________________
9. Перечислите функции творчества в жизнедеятельности___________
10. Основными характеристика творческой личности являются:______
11. Установите соответствие между принципами адаптивной школы и их содержанием:
1) принцип адаптивности | а) создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы; |
2) принцип развития | б) развитие потребности и способности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач; |
3) принцип психологической комфортности | в) создание максимально адаптированной к индивидуальным особенностям учащихся школы, гибко реагирующей на социально-культурные изменения; |
4) принцип смыслового отношения к миру | г) создание каждому учащемуся условий для полной реализации его способностей; |
5) принцип ориентировочной функции знаний | д)умение ставить цели деятельности, определять задачи решение которых ведет к достижению намеченных результатов; |
6) принцип обучения деятельности | е) личность формируется не только как знающая, но и как сизидающая; |
7) креативный принцип | ж) требует собственных осознанных знаний об окружающем мире. |
Упражнения
1. Известно, что темперамент как свойство личности проявляется в общении. Сопоставьте модели общения, свойственные холерику и флегматику, сангвинику и меланхолику. Обоснуйте свой ответ.
2. Проведите коррекцию текстов. Обоснуйте свой ответ:
а) Свойства характера биологически обусловлены и являются врожденными.
б) Традиционно различают типы характера: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
в) На развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения, с такими существенными характеристиками как темп, быстрота реакции, выносливость, сопротивляемость, в некоторой степени влияет характер.
г) Под характером в психологии понимают динамические характеристики психической деятельности человека и его поведения, выделяя три сферы их проявления: общую активность, особенности моторной сферы и свойств эмоциональной сферы.
3. Определите методы разрешения конфликтов по описанию:
а) Характеризуется тем, что руководитель пытается провести свою позицию по спорному вопросу, несмотря на возражения партнеров и проявляет при этом максимум активности, напористости, игнорирую интересы других.
б) Характеризуется тем, что руководитель, нацелен на достижение успеха в деятельности, проявляет значительную активность. Он ориентируется не только на свои собственные интересы, но и на интересы делового партнера, пытаясь избежать конфликтных мнений.
в) Характеризуется тем, что руководитель стремится достигнуть нормализации отношений, пытается считаться с интересами своих партнеров, готов пойти на обоюдные уступки, чтобы привлечь их на свою сторону.
г) Сводится к стремлению уйти от ответственности за реализацию поставленной цели, боится как ответственности, так и наказания, не хочет принимать самостоятельные решения, не нацелен на мотивацию достижения успеха в деятельности.
4. Докажите ошибочность следующих умозаключений (Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М.: Медицина, 1986.)
а) «Симптомы стресса не могут причинить мне вреда».
б) «Только слабые люди страдают от стресса».
в) «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни – стресс в нашей жизни неизбежен – мы все его жертвы».
г) «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс».
д) «Все люди реагируют на стресс одинаково».
е) «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать – это сесть и расслабиться».
5. Определите, для каких психических процессов характерны эти особенности:
а) Отражение отдельных свойств предметов.
б) Создание новых, ранее не воспринимавшихся предметов путем приведения старых знаний в новые сочетания.
в) Помогает накапливать, хранить информацию в сознании.
г) Отражение действительности опосредствованным путем при обязательном использовании речи.
д) Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений и явлений.
е) Познавательный процесс, позволяющий перерабатывать имеющуюся информацию, видоизменять ее.
ж) Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.
з) Преобразование того, что раньше воспринималось.
6. Определите тип темперамента:
а) Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.
б) Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения, сензитивен, экстраверт.
в) Мнителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.
г) Характеризуется неуравновешенностью, общей подвижностью, резкой смене настроения, активной моторикой.
д) Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой переоценивать себя, экстравертирован.
е) Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно легко переносит одиночество.
ж) Неусидчив, активен в общении, легко и быстро сходится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.
з) Имеет незамедлительный темп реакции, ригиден, мало подвижен, интроверт.
7. Разведите черты характера и свойства темперамента.
Неуравновешенность
Трудолюбие
Чувство долга
Ответственность
Хорошая координация
Аккуратность
Впечатлительность
Вежливость
Низкая работоспособность
Быстрое включение в работу
Низкая адаптируемость
Склонность к оперативной работе
Высокая контактность
Цикличность в настроении и деятельности
Замкнутость
Предпочтение одиночества большой шумной компании
Ранимость
Малоподвижность.
8. С учетом различий между людьми по темпераменту вставьте вместо пропусков названия типов темперамента.
а) Человека с … темпераментом приходится чаще, чем других, приучать быть более сосредоточенным, не разбрасываться, бороться с неустойчивостью увлечений.
б) Человеку с … темпераментом труднее, чем другим, выработать у себя быстроту и энергичность действий.
в) У людей с … темпераментом приходится поддерживать веру в свои силы, поощрять их активность.
9. Вставьте пропущенные слова или закончите предложения.
а) Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям называется …
б) … – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.
в) … – это эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд.
г) … – относительно слабо выраженное и устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении.
д) Действия, совершающиеся непроизвольно, под влиянием сильных эмоций, называются …
е) Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности, называется …
ж) … – это состояние возникает в экстремальной ситуации, требует от человека мобилизации сил и энергии.
з) … – это психическая способность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели.
и) Эмоциональная сфера человека характеризуется следующими индивидуальными особенностями: интенсивностью, осознанностью, …, ……,……
к) Мобилизационная функция эмоций заключается в следующем: …
10. В чем состоит ограниченность каждого из определений?
а) Личность – это индивид, отличающийся оригинальностью восприятия мира, самобытностью суждений, высокими нравственными качествами.
б) Личность – это совокупность ролей, которые индивид выполняет в обществе.
в) Личность – это система определенных потребностей и стремлений, обусловливающих поведение индивида, система, которая изменяется под влиянием как внешних, так и внутренних воздействий.
г) личность – это динамическая организация психофизиологических систем, которая возникает из борьбы между биологическими импульсами и их социальными ограничениями.
11. Исследованиями было установлено: одни люди считают, что их судьба определяется случаем или внешними силами, что их успех зависит от удачи, другие – что многое в жизни зависит от них самих и их успех определяется старательным трудом.
Какими терминами обозначают в психологии тех и других людей? Как называется такое отношение личности к среде? Как вы считаете, у кого больше шансов иметь более высокие успехи в жизни?
12. Определите варианты механизмов психологической защиты в ситуации: человек взял в библиотеке редкую книгу, которую ему дали на строго определенный срок. Но к сроку он не успел ее прочесть и решил пока не сдавать.
а) Перестает думать о происшедших событиях, они выталкиваются из его сознания, и, таким образом, неприятные переживания перестают его тревожить.
б) Придумывает дополнительные оправдания для своего поступка, считает, что «другим надо было самим своевременно позаботиться о книге».
13. Определите варианты механизмов психологической защиты в ситуации: человек взял в библиотеке редкую книгу, которую ему дали на строго определенный срок. Но к сроку он не успел ее прочесть и решил пока не сдавать.
а) Мысленно искажает ситуацию и представляет себе поступок так, что у него не было выбора – ему помешали обстоятельства, что он «ничего плохого не сделал».
б) Искажает ситуацию, представляет ее несущественной, либо думает о других, что они не заслуживают его жертвы.
14. Определите, какие из способностей являются общими, а какие – специальными:
а) творческое отношение к делу;
б) высокий умственный уровень;
в) способность понимать внутреннее состояние другого человека;
г) организаторские способности;
д) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;
е) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;
ж) способность заражать других своим отношением к делу.
15. В психологии принято считать, что из задатков хорошего слуха в процессе развития личности могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться и в художественные способности, и в способности часовщика. Какой вывод можно сделать вывод о соотношении задатков и способностей? От чего зависит, какие именно способности разовьются на основе тех или иных задатков?
16. Определите, какие из перечисленных чувств относятся к нравственным, какие к эстетическим и какие к интеллектуальным.
Удивление
Чувство прекрасного
Восхищение
Чувство долга
Ирония
Злорадство
Чувство комического
Юмор
Уверенность
Чувство справедливости
Чувство трагического
Сомнение
Стыд
Зависть
Недоумение
17. Определите, к какому виду эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, депрессия) относятся названные переживания
Устойчивая любовь к искусству
Грусть
Гнев
Горе
Ужас
Раздражение
Печаль
Страх
Увлечение наукой
Злость
Подавленность
18. Укажите, к каким волевым качествам относятся определения
а) Умение планировать свои действия и руководствоваться планом при исполнении.
б) Умение по собственной инициативе предпринимать необходимые действия и поступки
в) Умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других
г) Умение тормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
д) Умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.
19. На воспитание каких волевых качеств направлены в основном следующие правила (К.Д.Ушинский):
а) Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее…
б) Прямота в словах и поступках…
в) не говорить о себе без нужды ни одного слова…
г) не проводить время бессознательно; делать то, что хочется, а не то, что случиться…
д) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет…
20. Определите, о каких внутригрупповых явлениях идет речь:
а) Осознанное или неосознанное следование поступкам других людей.
б) Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее его авторитет в глазах остальных членов группы.
в) Нормативно заданное и коллективно одобряемое поведение, ожидаемое от человека, занимающего в группе определенную позицию.
г) Стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, совершаемую в их присутствии или при непосредственном участии.
д) Тенденция человека изменить свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.
е) Постоянная забота членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что их разобщает.
21. Приведены примеры речевых оборотов, выражающих одобрение. Равноценные обороты объединены в блоки. Расположите блоки по нарастанию эмоционального одобрения.
Сказочно, чудесно, ужасно сильно, неописуемо.
Точно, правильно, согласен, ясно.
Торжественно, как замечательно, безумно великолепно, с ума можно сойти.
Очень хорошо, замечательно, отлично, исключительно.
22. Приведены примеры речевых оборотов, выражающих несогласие партнеров по общению (М.Люшер). Расположите блоки по нарастанию несогласия.
Очень неприятно, ужасно неприятно, страшно, жуть какая-то.
Ни в коем случае не пойдет, неправильно, невозможно, исключено.
Чепуха, ерунда, отвратительно, просто рвать тянет.
Плохо, скверно, неразумно, глупо.
23. Психологический климат в коллективе во многом зависит от стиля руководства. Как называется каждый из приведенных ниже стилей? В каких случаях каждый из них будет оправдан и целесообразен?
а) Все могут высказываться, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь, контроля за реализацией решений нет, все пущено на «самотек».
б) Жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, постоянный контроль за их выполнением с угрозой наказания.
в) Решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников; выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками.
24. Приведите примеры того, каким образом особенности того или иного типа темперамента могут быть барьерами в общении. Как эти барьеры преодолевать?
25. Дайте полную характеристику влияния эмоций и чувств на познавательную и практическую деятельность человека. Приведите примеры.
26. Психологическая совместимость личности определяет комфортность условия взаимодействия с ней. Какие вопросы вы бы предложили задать человеку, чтобы определить уровень его психологической совместимости?
27. «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других», – Лао Цзы.
Объясните верность данного высказывания с точки зрения психологии конфликтов.
28. Проявление агрессивности является тем конфликтогеном, который может привести к конфликту. Однако «не выпускать пар» агрессивности небезвредно для здоровья. Какими способами можно снять агрессивность? Обоснуйте свой ответ.
29. В коллективе лидер, явно отрицательно влияющий на всех. Как вести себя руководителю?
а) нейтрализовать отрицательное влияние такого лидера можно, лишь опираясь на лидеров противоположного толка, ненавязчиво акцентируя их преимущества;
б) лучше всего нейтрализовать такого «лидера» искрометным юмором, иронией, а иногда – и насмешкой;
в) борьба с таким лидером будет эффективной, если в нее вовлечена вся администрация;
г) самое верное – избавиться от такого лидера, найдя повод для увольнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Г а м е з о М. В., Д о м а ш е н к о И. А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека». – М, 1999
2. А в е р и н В.А. Психология личности: Учеб. пособие. Спб., 2001.
3. Б о р д о в с к а я Н. В., Р е а н А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001
4. В ы г о т с к и й Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб, 1997
5. Г и п п е н р е й т е р Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1998.
6. Д у б р о в и н а И.В. и др. Психология: Учебник. – М.: Академия, 1999.
7. Ж у к А. И. Теоретико-методологические и организационно-управленческие проблемы инновационных процессов в современной школе // Кіраванне ў адукацыі. – 2000. №1. С. 14-34
8. Ж у к А.И., К а з и м и р с к а я И.И. и др. Основы педагогики: Учеб. Пособие. – Мн.: Аверсэв, 2003.
9. И в а щ е н к о Ф.И. Задания по общей, возрастной и педагогической психологии: Учебное пособие. – Мн.: Университетское, 1999.
10. К о з у б о в с к и й В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: Учеб. пособие. – Мн.: Амалфея, 2003.
11. К о л о м и н с к и й Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие. – Мн.: Тетра Системс, 2001.
12. Контрольные задания по психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Першиной. – М., 2000.
13. К р ы с ь к о В.Г. Психология и педагогика в таблицах. – М., 1999.
14. К у х а р о н а к В. Г. Основы психологии и педагогики. Педагогика. Учеб.-метод. пособие для педагогических вузов. – Мн., 2003.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.
16. М а к с и м е н к о С.Д. Общая психология. – М., 1999.
17. Н е м о в Р.С. Психология. В 3 кн. – М., 1999.
18. Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь в редакции от 19 марта 2002г. № 95-3 // Настаўніцкая газета, 4 красавіка 2002
19. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002.
20. П е т р о в с к и й А.В., Я р о ш е в с к и й М.Г. Психология: Учебник. – М.: Академия, 2000.
21. П у й м а н С.А. Педагогика. Основные положения курса. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.
22. Практическая психология: Учебник / Под ред. М.К.Тутушкиной. – Спб.: Дидактика Плюс, 1998.
23. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К.А. Альбухановой, Н.В. Лаптева и др. – М.: Совершенство, 1998.
24. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002.
25. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н и к о л а е н к о В. М., З а л е с о в Г. М., А н д р ю ш и н а Т. В. – М.: ИНФРА –М, 1999
26. Психология управления: курс лекций / Под ред. Л.К. Аверченко. – М.: ИНФРА-М, 1997.
27. Р е а н А.А., Б о р д о в с к а я Н.В, Р о з у м С.И. Психология и педагогика. – Спб.: Питер, 2002.
28. Р о б е р М.-А., П и л ь м а н Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.
29. Р у б и н ш т е й н С.А. Основы общей психологии. – М., 1999.
30. С а м ы г и н С.И., С т о л я р е н к о Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. – Ростов н /Д.: Феникс, 1997.
31. С к р и н н и к А.И. Основы психологии и педагогики: Краткий курс лекций. – Мн., 2003.
32. С т о л я р е н к о Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
33. С т о л я р е н к о Л.Д., С а м ы г и н С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
34. С т о л я р е н к о Л.Д., С т о л я р е н к о В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
35. С т р а ж е в В. И. Перспектива развития высшей школы Республики Беларусь // Вестник международной академии высшей школы. – № 1 (7). –1999. – С. 3-12.
36. Т а р а т у н с к и й Ф.С., Т а р а т у н с к а я Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учебное пособие. – Мн.: Университетское, 1988.
37. У т к и н Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: ТАНДЕМ, 1998.
38. Ф о м и н Ю.А. Психология делового общения. – Мн.: Амалфея, 2000.
39. Х а р л а м о в И.Ф. Педагогика: Компакт. учеб. курс. – Мн.: Университетское, 2001.
40. Ч е х о в с к и х М.И. Основы психологии: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2002.
cyberpedia.su
Основные сферы жизнедеятельности человека и их значение
Человек – существо многоплановое. Это проявляется в том, что он действует в самых разных сферах. Люди стремятся удовлетворить свои разнообразные потребности, и это приводит к тому, что областей для деятельности человека существует довольно много. Расскажем о том, какие сферы жизнедеятельности людей выделяются учеными, в чем их специфика и значимость.
Понятие жизнедеятельности
Данное понятие употребляют в связи с поддержанием и сохранением жизни человека. В этом смысле под жизнедеятельностью понимают совокупность процессов, обеспечивающих протекание биологических процессов в организме человека. Однако люди – это не только биологические индивидуумы, но и существа социальные. Поэтому понятие жизнедеятельности трактуется и как наша активность в рамках общественной жизни. В таком ракурсе выделяются разнообразные сферы жизнедеятельности человека. А понятие жизнедеятельности употребляется не только в своем буквальном значении, но и в расширенном понимании. В этом случае стоит обратить внимание на этимологию термина. Его первый корень обозначает форму существования материи, но кроме биологического значения у него есть более широкая трактовка. В этом случае под жизнью понимают период существования кого-то (например, жизнь человека с рождения до смерти). Есть и еще одно значение у этого слова – полнота проявления духовных и физических сил. В этом смысле жизнь противопоставляется существованию.
Второй корень рассматриваемого термина также многозначен. Под деятельностью в психологии понимают осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с миром. Выделяют несколько основных видов деятельности: общение, труд, игра, учение. Таким образом, данный термин можно трактовать как взаимодействие человека с миром, происходящее в разных формах на протяжении своего существования.
Биологическая жизнедеятельность
В рамках биологии и теории о безопасности жизнедеятельности под этим понятием понимается совокупность биологических процессов, поддерживающих жизнь человека. В этом аспекте важным является обмен веществ как некий набор химических реакций, который и поддерживает протекание жизни. Еще одним понятием, которое ассоциируется с биологической жизнедеятельностью, является гомеостаз. Под ним подразумевается способность системы к саморегуляции, к поддержанию стабильности и динамического равновесия. В такой трактовке к основным сферам жизнедеятельности человека относят производственную и бытовую области. В них человек добывает себе средства для существования и обеспечивает возобновление собственных ресурсов в процессе отдыха и труда.
Социальная жизнедеятельность
Кроме биологического представления о жизнедеятельности в гуманитарных науках речь может идти о социальном аспекте этого феномена. В рамках социальных отношений происходит воспроизводство населения, а также осуществляется жизнеобеспечение людей необходимыми ресурсами для удовлетворения их потребностей. Человек является не только биологической системой. Также он существует в социуме и это делает из него личность со специфическими нуждами и потребностями. Чтобы быть удовлетворенным, чтобы развиваться гармонично, человеку необходимы различные сферы для приложения своих сил. Реализация человека в разных сферах является условием полноты его жизни и счастья. Все сферы деятельности человека должны быть гармонично взаимосвязаны между собой.
Сферы жизнедеятельности
Есть несколько подходов к выделению базовых областей, в которых реализует себя человек и в которых он обеспечивает себя необходимыми ресурсами и средствами для существования. Традиционный подход обнаруживает пять сфер:
- материальное производство;
- аксиологическая;
- научная, или производство теоретического знания;
- политическая или управления общественными процессами;
- социальная сфера жизнедеятельности человека.
Каждая из выделенных сфер имеет свои специфические черты и играет различную роль в жизни человека.
В психологии принято выделять следующие области деятельности человека: физическая, социальная, интеллектуальная и духовная. Социологи к вышеперечисленным сферам добавляют еще правовую и политическую. У каждой из обнаруженных областей человеческой деятельности обнаруживается особая значимость в жизни человека. В теории самореализации человека выделяют 7 ключевых сфер его деятельности: духовный и личностный рост, здоровье, карьера, финансы, отношения и яркость жизни.
Физическая сфера
Нередко данную сферу называют самой важной, потому что именно она связана с продолжением существования человека. Базовым понятием этой области является здоровье. Человек должен сохранять свое здоровье, обеспечивать свой организм необходимыми ресурсами. Однако сосредотачиваясь только на физических аспектах своей жизни, человек утратит духовное и социальное начала, которые и делают его человеком. Поэтому физическая сфера, безусловно, важна, но не может быть названа самой главной в развитии человека.
Социальная сфера
К данной области можно отнести отношения между людьми, группами, классами, институтами. Традиционно социальную сферу ассоциируют с общественными институтами: социальными службами, системами образования, ЖКХ, сферой здравоохранения и т.п. Производство и воспроизводство людей требует удовлетворения различных потребностей. А для этого человеку необходимы различные блага, создаваемые в различных сферах жизнедеятельности. Общество является той средой, в которой мы проводим всю свою жизнь. Поэтому социальные аспекты активности человека связаны с функционированием основных институтов, с социальными ролями человека, с его принадлежностью к определенным классам и группам. Однако общество как сфера жизнедеятельности людей связано, в первую очередь, с отношениями между людьми, хотя взаимодействие с институтами имеет большое значение. Для развития человека чрезвычайно важно выстраивать гармоничные связи с окружающими.
Интеллектуальная сфера
Рассматривая сферы жизнедеятельности человека невозможно обойти вниманием область продуцирования мыслей, идей, образов. К интеллектуальной сфере обычно относят развитие в профессии, постановку жизненных целей, рефлексию по поводу смысла жизни, работу с эмоциями, познавательную и творческую деятельность. Также данная сфера связана с потреблением интеллектуальных продуктов, произведенных другими людьми. Человек должен развивать свое мышление, поскольку от этого зависят удовлетворенность существующим положением вещей, его ценности, осмысленность жизни.
Духовная сфера
Если задаваться вопросом о том, какие сферы жизнедеятельности человека являются наиболее значимыми, то на первое место, пожалуй, нужно поставить именно данную сферу. К ней относят отношения и деятельность в процессе создания и потребления духовных ценностей, а также их распространения и сохранения. К данной сфере относят учреждения культуры: театры, музеи, образовательные учреждения, библиотеки. Компонентами духовной деятельности считаются ценности и потребности высшего порядка. В рамках этой формы активности человек порождает новые образы, представления, продуцирует произведения искусства, новые теории и воззрения, нормы. Также к этой сфере относятся духовные связи между людьми.
Правовая сфера
Условием сохранения общества является соблюдение прав граждан и ответственность за их нарушение. Между людьми, а также в отношениях человека и государства устанавливаются правовые отношения. Они призваны регулировать отношения между гражданами, защищать их права и свободы, обеспечивать социальную справедливость. Механизмы регуляции делятся на запретительные и разрешительные. Элементы права проникают во многие другие сферы активности людей. По сферам жизнедеятельности права человека делятся на гражданские, социальные, политические, экономические и культурные. Соблюдение прав обеспечивает правовой статус личности и формирует у граждан ответственное отношение к разным видам своей деятельности.
Политическая сфера
Жизнедеятельность человека требует взаимодействия с государством. Обществу для эффективного существования нужно управление, необходима власть. Политическая сфера деятельности связана с давлением на людей с целью их подчинения установленным нормам и правилам. Содержанием этой сферы считается взаимодействие субъектов (государства, политических элит, народа) с целью удовлетворения потребностей людей в порядке, защите, безопасности. Также политическая сфера связана с реализацией прав и свобод граждан. Компонентами данной сферы являются политические институты, политическое сознание, права и нормы, политические действия.
Сфера материального производства
Для благополучного существования людям необходимо множество материальных предметов, которые обеспечивают комфорт и удовлетворение базовых потребностей. Для материальной сферы жизнедеятельности человека характерна разнообразная активность по производству предметов потребления, без которых жизнь человека оказалась бы под угрозой. Данная сфера часто синонимизируется с понятием «трудовая деятельность». В ней можно выделить технико-технологический аспект и производственные отношения. Первый связан с применением практических навыков человека для создания различных предметов и продуктов. А вторые являются социальной формой труда, что делает возможным сам процесс производства. Данная сфера интересна тем, что в ее рамках человек не только обеспечивает себя нужными вещами и продуктами, но и достигает самореализации, развития своего потенциала.
Сфера производства теоретического знания
Задаваясь вопросом о том, какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя современное общество, нельзя не сказать об особой сфере – научной. Начиная с XVII века научное познание и освоение мира становится все более значимой областью приложения интеллектуального потенциала человека. Научное знание необходимо для того, чтобы описывать существующее положение вещей, находить его причины и строить прогнозы. Научное познание позволяет человеку постигать объективные законы окружающего мира. Как сфера деятельности наука также является той областью, в которой человек может реализовать и развить свой потенциал, достичь самореализации. Также наука направлена на то, чтобы предлагать новые способы удовлетворения насущных потребностей людей.
Аксиологическая сфера
Действуя в различных сферах жизни, люди занимаются еще и созданием ценностей и оцениванием результатов труда, процесса активности, взаимоотношений между людьми. Человек в различных сферах жизнедеятельности определяет значимость тех или иных явлений и вещей. Он оценивает, насколько они способствуют удовлетворению потребностей человека и общества, как помогают людям реализовать их потенциал и достичь поставленных жизненных целей. Деятельность по формированию ценностей обычно бывает групповой, но при этом сформулированные ценности влияют на жизнь каждого отдельного человека. Они позволяют людям сделать свою жизнь значимой и осмысленной.
fb.ru
Главные сферы жизни человека и их развитие
Для того чтобы человек представлял собой целостную гармоничную личность и чувствовал себя удовлетворённым, ему необходимо развиваться во всех основных сферах жизни. Соответственно, для этого необходимо знать главные сферы жизни человека, в которых нужно развиваться. Об этом и многом другом поговорим в этой статье.
Изначально мы должны понимать, что человек просто обязан начать хоть как-то работать над собой и развиваться, как личность. Без этого жизнь проходит под тотальным влиянием судьбы, которую довольно просто узнать у опытного астролога или хироманта, к примеру.
Надеюсь, что перспектива быть марионеткой в руках судьбы Вас не прельщает и Вы хотите хоть немного выйти из под её влияния. Это по силам каждому из нас, но нужно прилагать немало усилий.
Проблема неудовлетворённости в жизни
Большинство людей чувствуют себя неудовлетворёнными и несчастными именно из-за того, что упускают важный момент развития всех сфер жизни.
Как правило, современный материалистичный человек направляет своё внимание в основном на какие-то вещи и предметы, ценные с его точки зрения, но совершенно забывает о более тонких и важных аспектах человеческой жизни.
Проблема в том, что вот эта сама сугубо материалистичная концепция жизни неминуемо приносит страдания абсолютно каждому человеку, который её придерживается. Откровенно говоря, в материи и счастья-то не присутствует, а так, временное удовлетворение.
Именно поэтому существует множество примеров из жизни, когда человек, у которого с материальной точки зрения есть всё, а счастья он не ощущает. Для многих людей с низким уровнем сознания не понять этого. Они считают, что когда ты богатый, то ты автоматически становишься счастлив.
Об этом подробнее посмотрите в видео:
Но также это не означает, что нам полностью нужно перестать думать про материальные аспекты жизни. Мы живём в материальном мире, поэтому, волей не волей, нам приходится с этим считаться. С этой проблемой сталкиваются все материалисты.
Итак, давайте разберём все главные сферы жизни человека.
Основные сферы жизни человека
Существует четыре основных сферы жизни человека. Некоторые авторы разделяют их более широко, но всё их разнообразие можно свести к четырём группам. Каждая из этих сфер жизни требует внимания к себе. Гармоничное развитие в этих четырёх направлениях — главное условие для счастья.
Физическая сфера
К этой сфере относиться наше здоровье и всё, что с ним связано. Часто здоровье называют самой важной сферой, ставя её на первое место. Но отчасти, это заблуждение.
Здоровье и физическая сфера жизни в целом важны без сомнения, но не являются главной целью человеческой жизни, так как без каких-либо вариантов тело умрёт, как бы мы не заботились о нём.
Поэтому тут важно сохранять трезвость мышления: понимать, что здоровье важно, но не имеет большого значения без развития следующих главных сфер жизни человека.
Социальная сфера
Это сфера отношений со всеми окружающими людьми, а также с самим собой, что немаловажно. Сюда же относится умение зарабатывать деньги, так как это напрямую связано с социумом и пользой, которую мы ему приносим.
Хочу отметить, что эта сфера очень сильно важна для счастья и успеха человека. В зависимости от того, какие отношения мы строим с людьми, складывается наша судьба, а также это напрямую влияет на отношение к нам самим.
Любая деятельность в социуме невозможна без отношений с людьми, что уж тут говорить об отношениях с родственниками, которые чрезвычайно важны в жизни.
В тот момент, когда мы перестаём заботиться об отношениях с людьми, эти отношения сразу начинают ухудшаться.
Запомните, что мы должны научиться строить правильные отношения сначала с родителями и учителями, потом с супругом или супругой, далее с детьми, с коллегами, с друзьями и т.д.
Интеллектуальная сфера
К этой сфере относятся такие области, как развитие в профессиональной деятельности, постановка целей, работа с эмоциями и умом и т.п. Эти области многие авторы выделяют в отдельные сферы.
Важно научиться питать свой ум и разум правильной «пищей», так как от этого зависит наш образ мышления, наши ценности и наша дальнейшая судьба.
Немаловажно в этом случае то, в каком окружении мы проводим большинство времени. Трудно менять своё мировоззрение, оставаясь в старом окружении, которое, к примеру, не хочет развиваться и скептически относится ко всему, кроме денег, выпивки и т.д.
Духовная сфера
Не побоюсь этого слова, но это самая главная сфера жизни человека. Если эта сфера забыта человекам, то он однозначно впустую проживёт бесценную человеческую жизнь.
Сюда относится серьёзный духовный рост, развитие бескорыстия и неосуждения, служение Богу и всем живым существам и многое другое. Важно понять, что мы имеем духовную природу и не являемся физическим телом, которое мы можем видеть в зеркале.
Помните, что развивая духовную сферу, мы одновременно наполняем все остальные сферы. Именно от духовности зависит всё остальное, а не наоборот.
Как развивать главные сферы жизни человека?
Теперь нам нужно определить шаги, которые нужно делать для развития той или иной сферы жизни человека. Конечно, это большая тема, поэтому здесь будет краткое описание этого процесса плюс видео в дополнение.
Развитие физической сферы
В физической сфере нам нужно научиться правильно обращаться со своим телом. Это сфера, с которой обычно начинается процесс саморазвития личности.
Обязательно отнесите сюда:
— правильный режим дня (читайте статью)
— правильное питание (читайте статью)
— какая-либо физическая активность, но в меру (бег, спортзал, фитнес, танцы и т.п.)
— чистота тела и окружающей среды
— гармоничная сексуальная жизнь
— искоренение вредных привычек
Это не всё, но начните работать хотя бы по этим направлениям.
Развитие социальной сферы
В этой сфере есть один простой рецепт того, как строить правильные отношения с людьми. Для начала запомните важное правило:
Необходимо всегда вкладывать свои силы в отношения со всеми категориями людей, которых можно разделить на старших, равных и младших.
Как правильно вкладывать силы в отношения? Кому-то нужно уделить время, кому-то сказать доброе слово, а кому-то подарить что-то.
Но как бы там не было, мы всегда должны:
— людям, которые старше нас по возрасту, по положению, по карьерной лестнице оказывать уважение
— с людьми, которые равны нам, нужно дружить
— людям, которые младше нас нужно оказывать поддержку и заботу
Никогда не делайте следующего:
— не завидуйте старшим
— не ссорьтесь с равными
— не унижайте младших
Более подробно про эту сферу в видео ниже.
Развитие интеллектуальной сферы
Для развития данной сферы жизни нам необходимо постоянно совершенствоваться в профессиональной деятельности. Желательно, чтобы эта сфера была любимым для нас делом (рекомендую статью о том, как найти предназначение в жизни).
Также необходимо развиваться в смежных областях, благодаря которым мы сможем продвинуться в основном направлении.
Также рекомендую Вам читать мудрые книги (уж точно не детективы и фантастику), слушать лекции по саморазвитию, отношениям и т.п. Это всё также будет развивать Ваш разум.
Если Вы хотите стать одним из лучших в какой-то области, то найдите человека, который уже является лучшим и начните учиться у него.
Развитие духовной сферы
Первое, что нужно понять – это то, что я душа, духовное существо, имеющее вечную природу. Это не всегда просто и быстро случается, поэтому ниже перечислены пункты, помогающие это сделать.
Для развития духовной сферы необходимо получать знания о душе, о вечности, о Боге, о духовном мире, о духовном развитии.
Методы правильного духовного развития:
— слушание лекций на духовные темы
— чтение Священных писаний
— общение с возвышенными людьми
— духовная практика
— поиск духовного учителя и служение ему
В дополнение рекомендую прочитать Вам статью о том, что же такое настоящее духовное развитие
Все направления развития в каждой из сфер Вы можете узнать прямо сейчас, посмотрев видео ниже. В нём разбираются все четыре сферы жизни подробно (я решил, что удобнее об этом рассказать в видео, чем написать огромную статью).
Смотрите:
На видеоканале youtube ещё больше полезных бесплатных видео. Рекомендую.
Резюме статьи
Итак, в статье Вы узнали главные сферы жизни человека. Это физическая, социальная, интеллектуальная и духовная сферы. Также Вы узнали, как необходимо развивать каждую сферу.
Что важно запомнить, как важный вывод статьи?
- Все главные сферы жизни человека нуждаются во внимании, их все нужно развивать
- Нужно уделять особое внимание духовной сфере, иначе все остальные старания окажутся бесполезными
Если у Вас есть вопросы по данному материалу, то напишите их в комментариях ниже или отправьте вопрос на мою личную почту [email protected]
Данная статья Вам понравилась, и Вы хотите видеть больше подобных статей на блоге? Тогда дайте мне об этом знать, нажав кнопки социальных сетей ниже!
sergeiyurev.com
60. Основные сферы жизнедеятельности личности, личность и творчество.
1. Творческий потенциал личности и условия его развития.
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.
Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности».
Потенциал (от лат. – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно–целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно–оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
В основе современной педагогической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей. В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д.
Основным признаком творчества, как правило, считается доступный наблюдению продукт деятельности, имеющий характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.
Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей учащихся.
Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода учащихся, особенности их физического, психического и социального развития.
В том случае, если не будут учитываться особенности развития психики детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности, ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновении проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Однако учителю и руководителю внеклассной работы необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.
В.А. Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту».
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы – все это в совокупности и составляют творческие способности.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя технологии — выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности.
Практика показывает, что развивать способности — это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий.
1. Раннее начало.
2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.
3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества
4. Мотивация задания.
Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность.
Таким образом, у творческих людей можно выделить следующие черты:
– независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы;
– беспристрастность оценок и суждений;
– открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям;
– восприимчивость к новому и необычному;
– высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;
– конструктивная активность в этих ситуациях;
– развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую хочется разгадать. Командные методы в творчестве не срабатывают, эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которая дает и ученику, и учителю новые нестандартные решения творческих задач.
Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства.
Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. В.А. Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности – вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только тогда станет интересным увлекательным, «если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры». Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Профессионально-педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно-политической, аналитической.
Изучение готовности учителя к реализации указанных функций на творческом уровне осуществлялось методом моделирования, наблюдения за реальным учебно-воспитательным процессом, проведением деловых игр различных модификаций, методом экспертных оценок. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно-воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.
Творчески работающий учитель проявляет большой интерес к диагностической деятельности. При изучении личности учащегося и коллектива он руководствуется методологическими принципами, использует различные методы и конкретные методики, может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив. Функция прогнозирования реализуется на основе владения глубокими знаниями из области закономерностей формирования личности и коллектива; учитель знает «зону ближайшего развития» каждого ученика и на этой основе строит свое взаимодействие с ним, подходит к нему с «оптимистической гипотезой»; строит учебно-воспитательный процесс с учетом диагностических данных и перспектив.
Учитель, реализующий на творческом уровне конструктивную функцию, обнаруживает стремление к целевому комплексному планированию своей деятельности на основе знания теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно-воспитательного процесса.
Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка.
1. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.
2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно творческую задачу.
3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках – сказках.
4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.
Таким образом, с педагогической точки зрения, понятие «творческий потенциал» можно рассматривать, как совокупность знаний, умений, способностей и стремлений человека преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. При этом в процессе формирования и развития этих качеств личности необходимо учитывать особенности первичной и вторичной креативности. Первичная креативность предполагает достижение состояния «творческого озарения», «душевного подъёма», в результате которого могут появиться творческие идеи. Вторичная креативность требует доведения результата «творческого озарения» до стадии завершенного продукта творчества. Для формирования первичной креативности необходимыми качествами являются: развитие воображения, душевно-эмоциональный порыв, творческая рефлексия и пр. А для достижения состояния вторичной креативности к перечисленным качествам необходимо добавить професс
i-educator.ru
Мотивационно-личностная саморегуляция | Помощь психолога в Москве или по Skype
3.1. Смысловая сфера личности. Смысловая саморегуляция.
А.Н. Леонтьев вводит понятие личностного смысла и определяет его как отражение в сознании отношения мотива деятельности к цели действия [31]. Такое определение ограничивает данное понятие рамками отдельно взятой деятельности, в то время как наиболее важные коллизии личности развертываются в контексте более широком, чем единичная деятельность, в плоскости отношений между мотивами. Братусь Б.С. предлагает «вывести» определение смысла из отдельно взятой деятельности, сделать его более обобщенной и универсальной категорией и дает такое определение смысловому образованию: «это целостная динамическая система, отражающая взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то или иное смысловое отношение к миру» [11].
Д.А. Леонтьев выделяет шесть видов смысловых структур личности: личностный смысл, смысловой конструкт, смысловую установку, смысловую диспозицию, мотив и личностную ценность. Строго говоря, личностный смысл, смысловую установку и мотив нельзя назвать устойчивыми инвариантными образованиями, являющимися структурой личности. Они складываются и функционируют в пределах конкретной отдельно взятой деятельности. Смысловые конструкты, смысловые диспозиции и ценности обладают трансситуативным и «наддеятельностным» характером. Вместе с тем между структурами актуальной деятельности и устойчивыми элементами структуры личности существуют теснейшие связи, не позволяющие их разорвать даже в теоретическом анализе [32].
Смысловые образования отличаются по степени обобщенности, по своему месту в иерархии смысловой сферы личности. Наиболее общие смысловые образования касаются вопросов мировоззрения, представлений человека о смысле жизни, его жизненных целей и ценностей, поддерживают представления человека о себе. Концентрированной описательной характеристикой наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого является смысл жизни [32]. На основе общих смысловых образований формируются частные смысловые образования, а именно: личностный смысл и смысловые установки [36].
В процессе мотивационно-личностной саморегуляции формируются личностные смыслы определенных жизненных событий (например, личностного смысла болезни). «Саморегуляция в этом понимании есть особая деятельность, «внутренняя работа» или «внутреннее движение душевных сил» направленное на связывание систем личностных смыслов» [49]. Мотивационно-личностный уровень саморегуляции – это процесс, опосредованный социальными нормами и ценностями, системой внутренних требований человека. Л.В. Выготский связывал специфически человеческий способ регуляции с использованием знаковых психологических орудий. Знаки понимались им как искусственные стимулы-средства, вводимые в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции [44].
Основная функция смысловых образований личности заключается в регуляции деятельности. Именно на их основе задается та или иная смысловая направленность деятельности, создается возможность сознательно менять эту направленность [36]. Их регулирующая роль проявляется при осознании и принятии их в качестве ценностей. Ф.Е. Василюк также говорит о регулирующей роли смысловых образований и выделяет особую деятельность по производству смысла «в критических ситуациях невозможности реализации внутренних необходимостей своей жизни» [14, с. 25]. По мнению автора, эта особая деятельность переживания может, сформировавшись в критической ситуации, в дальнейшем использоваться субъектом и при отсутствии ситуации невозможности, т.е. выполнять регулирующую функцию в ситуациях обыденной жизни.
Таким образом, мотивационно-личностная саморегуляция, эффективная в критических ситуациях, или смысловая саморегуляция заключается в перестройке смысловых образований, условием которой является их осознанность. С помощью осознанных смысловых образований, лежащих в основе саморегуляции, осуществляются произвольное изменение смысловой направленности, оценка и коррекция деятельности, преобразуются наиболее общие смысловые структуры, формируются новые ведущие ценности, составляющие основание целостной жизнедеятельности человека. Важным условием саморегуляции является развитое воображение, наличие иерархизированной смысловой сферы, владение широкой временной перспективой. В литературе неоднократно описано обеднение мотивационно-смысловой сферы, сужение временной перспективы у больных шизофренией, приводящее к тому, что механизм смыслового связывания оказывается нарушенным. В исследовании И.А. Сапаровой было показано, что отсутствие или дефективность ценностного опосредования являются одной из психологических причин возникновения ипохондрического развития личности [44]. В кандидатской работе Мазур Е.С. выявлено, что нарушения психической деятельности при эпилепсии обусловлены патологической суженностью смысловых образований личности [37].
Такие недостатки мотивационной сферы больного человека как неустойчивость или узость мотивационной иерархии, несформированность потребности в саморегуляции могут являться причинами в возникновении личностных аномалий и должны быть учтены и по возможности скорректированы в реабилитационных программах для больных людей [44].
Глава 2, п. 2.3. — предыдущая страница|следующая страница — Глава 3, п. 3.2.
Оглавление
psychostep.ru
Основные закономерности развития мотивационной сферы
Мотивация – это активный процесс, состоящий в сознательном формировании мотива как основы действия. Разные стороны мотива связаны, во-первых, с потребностью субъекта, во-вторых, с побуждением к достижению поставленной цели. Среднее звено между ними составляют особые психические образования, которые обеспечивают осознанный выбор личностью путей и способов удовлетворения потребности. Данные психические образования – это мотивационные детерминанты (мотиваторы), составляющие в совокупности с мотивами мотивационную сферу личности.
Мотивационная сфера личности
В современной научной литературе предлагается следующее определение: мотивационная сфера личности – иерархически организованная система устойчивых мотивов, характеризующая направленность личности. Особенности мотивационной сферы личности кратко можно описать законом Йеркса – Додсона: сила мотивации прямо пропорциональна результативности деятельности. Однако данная связь сохраняется до определенного момента – достижения оптимального уровня. Дальнейшее наращивание интенсивности мотивации сопровождается снижением эффективности деятельности.
По мнению Б. М. Теплова, в мотивационной сфере личности с точки зрения перспективы возможно выделение «короткой» и «дальней» мотивации. Короткие мотивы затрагивают лишь ближайшее будущее личности, дальние, соответственно, более долговременное ее развитие. Дальность мотивации формирует отношение человека к совершаемым действиям.
С точки зрения Е. П. Ильина, мотивацию можно разделить на внешне организованную и внутренне организованную. Первый тип строится на формировании самим субъектом своего поведения (например, на основании советов окружающих, самовнушения и др.). Данный тип влияет на внушаемость человека, конформность и негативизм. При преобладании внутренне организованной мотивации выделяется такая характеристика личности, как высокая степень включенности в задачу, или увлеченность. Такие люди обладают, как правило, внутренним локусом контроля.
Закономерности развития отдельных мотивов в мотивационной сфере
В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др.
Доминируя, мотивы начинают полноценно характеризовать личность, отражаясь в ее устойчивых чертах. Мотивация достижения (или мотивация избегания неудачи) определяет ориентацию личности на успех, реалистичные взгляды, позитивное отношение к миру. Мотивы избегания неудачи способствуют пессимистичным взглядам личности, заниженной (в редких случаях завышенной) самооценке.
Особенности формирования самооценки в научной литературе описываются отдельно. Так, на уровень самооценки личности оказывают влияние удовлетворенность (или неудовлетворенность) личности собой, собственной деятельностью, на которую влияют как достижение успеха человеком, так и частые неудачи. Соотношение успехов и неудач в жизни человека, преобладание одного и отсутствие другого непрерывно сказывается на самооценке человека. В свою очередь, самооценка личности проявляется в преобладающих мотивах и общей направленности деятельности, так как человеком движет стремление к достижению именно тех результатов, которые согласованы с его самооценкой, содействуют ее укреплению.
Самооценка личности находится в тесной взаимосвязи с уровнем притязаний, под которым подразумевается результат деятельности, на который субъект рассчитывает. Необходимо отметить, что значительные изменения самооценки личности наблюдаются в том случае, когда успехи и неудачи связываются человеком с обладанием (или отсутствием) определенных способностей.
Мотивы аффилиации (стремления к общению) проявляются и находят удовлетворение лишь в процессе общения людей. В качестве основного проявления мотива аффилиации служит желание человека установить положительные отношения с окружающими людьми. В эмоциональном плане данный мотив актуализируется в виде чувств привязанности, верности. Внешне же это проявляется в общительности человека, его намерении вступать в сотрудничество с людьми, быть частью группы. Важно, что многие отношения, построенные на мотиве аффилиации, являются взаимными. Партнеры в коммуникации, которые обладают данным мотивом, не настроены лишь посредством другого удовлетворить свои личные потребности, не демонстрируют доминирование или подчинение, рассчитывая на равноправное сотрудничество. Таким образом, следование мотиву аффилиации способствуют построению доверительных, открытых взаимоотношений, которые основаны на симпатии и взаимопомощи.
В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Преобладание данного мотива создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения.
Не менее значимым мотивом в мотивационной сфере личности является мотив власти, который можно определить как отчетливое и стабильное стремление субъекта к власти над окружающими людьми. Описывая данный мотив, Г. Мюррей предлагает следующее определение: это склонность манипулировать социально значимым окружением, оказывая воздействие на их поведение разными способами: убеждением, внушением, запрещением и др. Мотив власти личности находит проявление в побуждении других людей к поступкам, соответствующим ее интересам и потребностям.
Д. Вероффом – другим исследователем теории мотивации – неоднократно предпринималась попытка охарактеризовать психологическое содержание мотива власти. По мнению исследователя, мотив власти – это целенаправленное желание, подкрепленное соответствующими способностями, контролировать поведение других людей, сопряженное с получением удовольствия от данного контроля. По Д. Вероффу, основными признаками присутствия мотивации власти в мотивационной сфере личности, являются ярко выраженные эмоциональные переживания, которые связаны с потерей психологического или поведенческого контроля над окружающими людьми. Не менее значимым признаком выступает удовлетворение от своеобразной «победы» над другим человеком в виде подчинения его поведения собственным потребностям.
Впервые мотив власти был описан в работах неофрейдистов. Данный мотив был охарактеризован ими как главный в социальном поведении человека. Так, по мнению А. Адлера, данное стремление к превосходству и социальной власти является компенсацией естественных недостатков людей, их «комплекса неполноценности».
Аналогичная точка зрения, но разработанная несколько в ином контексте, представлена в работах другого неофрейдиста – Э. Фромма. Исследователем было установлено, что подкрепление психологической власти одного человека над другими достигается несколькими путями. Первый путь предполагает возможность вознаграждать и наказывать людей. Второй основан на принуждении к выполнению конкретных действий, в том числе на основании норм морали или права, которые позволяют одним людям управлять, а другие вынуждены подчиняться авторитету власти.
Особое место занимают исследования так называемых просоциальных мотивов и соответствующего просоциального поведения. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях).
Несмотря на то, что альтруистические акты совершаются личностью добровольно и безвозмездно, они не всегда приносят человеку удовлетворение, так как могут предполагать ущемление других более важных – базовых – потребностей. По своей сути альтруистическое поведение диаметрально противоположно агрессивному.
А. Бандура предложил рассматривать следующие типичные способы оправдания самими агрессорами своих действий:
- соотнесение агрессивного акта с собственными личностными недостатками или поступками человека, оказавшегося жертвой агрессии;
- оправдание агрессии по отношению к другому человеку определенными соображениями, имеющими идеологическую или религиозную основу;
- отрицание ответственности за совершение акта агрессии и др.
Таким образом, в мотивационной сфере человека присутствуют две прямо противоположные мотивационные тенденции: первая из них связана с агрессией, вторая – с ее торможением. Тенденция к агрессивному поведению расценивается как предрасположенность индивида воспринимать жизненные ситуации и поведение окружающих угрожающе, реагируя на них собственными агрессивными актами. Тенденция к подавлению агрессии – это склонность личности оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению агрессивных действий. Итак, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаясь в характере и поведении человека, образуют специфически организованную мотивационную сферу личности.
spravochnick.ru