Основные виды деятельности в психологии – —

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированной деятельности).  В качестве примера можно привести только  несколько видов деятельности человека: игра, учеба, труд, занятия спортом, общение и др.  Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют. Дадим классификацию видов деятельности по различным основаниям.

1. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности является дифференциация деятельности на игровую, учебную и трудовую, которые имеют своеобразную психологическую природу. Игра – характерный вид деятельности детей дошкольного возраста

, учение – детей школьного возраста, а труд наиболее характерен для взрослых. Эти три  вида деятельности  генетически сменяют  друг друга и сосуществуют  на протяжении всего жизненного пути людей. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека занимающий  большой период времени в его жизни занимает  труд. Трудовая деятельность отличается от двух других  тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Конечный результат труда — создание человеком  материальных и духовных ценностей общества. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

Для игровой и учебной деятельности результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после, начиная с 12 часов  — в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное кем-то принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Учение (обучение) является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся или студент занимается именно этим предметом.

Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры. Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока. Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте  земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что они «видят».

Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он также может играть в шахматы и участвовать в других спортивных и развлекательных играх.

Отдельные виды деятельности  в разные периоды жизни человека  имеют неодинаковое значение. Они  сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов человека. Каждый возрастной период характеризуется определенным видом ведущей деятельности. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Ведущая деятельность — это деятельность, определяющая возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном возрастном этапе. Так, в частности, ведущая деятельность соответствует основным потребностям ребенка. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности —

игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

Благодаря выполнению ведущей деятельности происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

2. Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».

 3. Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по  их   предметной   сфере,  т. е. по  профессиональной   принадлежности.  В  результате   выделяются  все те  профессии,  которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климовым, где выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», «человек — знак», «человек — художественный образ».

4. Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского типа. В опосредованной деятельности обмен информацией осуществляется или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и др.)

 

students-library.com

Основные виды деятельности — Общая психология. Курс лекций.

Есть основные виды деятельности, свойственные всем людям. Это – общение, игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми, а также на установление взаимопонимания, деловых и личных взаимоотношений, оказания взаимопомощи и влияния людей друг на друга.

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не является производство чего-либо; целью ее является сама осуществляемая деятельность, получение отдыха, разрядка напряженности, а у ребенка еще и реализация его активности. Средства этого вида деятельности являются игрушки, как предмет – орудие, слово, тело и т.д.

Типы игр:

1. Индивидуальные и групповые.

2. Предметные, т.е. включающие в игровую деятельность какие-либо предметы.

3. Сюжетные – разворачиваются по определенному сценарию.

4. Ролевые – где поведение человека ограничено определенной ролью, которую он играет.

5. Игры по правилам – те, которые регулируются определенной системой правил.

6.Смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетные игры по правилам и т.п.

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Главная особенность учения – оно прямо служит средством психологического развития индивида. Оно может быть организованным и неорганизованным. Организованное учение осуществляется в специальных образовательных учреждениях. Неорганизованное происходит попутно в других видах деятельности, в том числе и в труде, игре.

Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Это создание и совершенствование орудий труда, производство определенных общественно полезных продуктов – материальных или идеальных (духовных).

Человеческая деятельность имеет свое развитие. Одна сторона этого развития совпадает с развитием человечества, с социально-экономическим процессом. Другая – с социализацией личности, т.е. с процессом интеграции растущего человека в действующую систему деятельностей. Ребенок постепенно в процессе своего развития вовлекается в общение, игру, учение и труд. При этом каждый этот вид деятельности также совершенствуется, усложняется.

В процессе развития деятельности происходит ее внутренние преобразования. Во-первых, она обогащается новым предметным содержанием, ее объектом становятся новые предметы. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций, они превращаются в умения и навыки. И четвертое, в результате развития деятельности из нее могут выделиться и самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н.Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.

students-library.com

Виды деятельности психологов практиков

Как мы с Вами увидели, современная психология – широкая интеллектуальная область, которая простирается от границ медицины и биологических наук к границам социальных наук и в царство философии. Кроме интересного предмета, к карьере психолога многих людей привлекает огромное разнообразие выбора карьеры и мест работы, доступных хорошо подготовленному профессионалу. Многие психологи преподают, участвуют в исследованиях или применяют психологические принципы и методы, чтобы помогать решать личностные или социальные проблемы. По В.Н, Карандашеву основные виды деятельности практического психолога — это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа.

Психологическая диагностика. Определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека. Основная задача психолога как диагноста заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, т. е. провести психодиагностику.  Для оценивания психолог-диагност использует – методы наблюдения, беседы, тестов.

Психологическое консультирование. Основное средство консультирования — это беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Цель психологического консультирования — помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями и группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

Психологическое просвещение. Задача психологического просвещения — расширение психологических знаний и повышение психологической культуры  людей. Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев.

Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа — это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения.

Виды деятельности психолога показывают, чем может заниматься психолог-практик, однако они ничего не говорят нам о том, в каких сферах жизни психологи применяют свои профессиональные навыки. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к сферам деятельности психологов-практиков, которые выделяет Ж. Годфруа:

1.     Клинический психолог. Его роль не следует путать с ролью психиатра. Психиатр – это врач по образованию, психиатр может выписывать таблетки и ставить медицинский диагноз (психической болезни). Клинические психологи работают главным образом в больницах и центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального  плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни.

2.     Психолог-консультант. Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь  людям, не нуждающимся в психотерапии: к нему в основном обращаются с проблемами, касающимися отношений между людьми, чаще всего супружеских или семейных.

3.     Школьный и промышленный психолог, Эти психологи-консультанты, работающие в двух разных областях, выполняют в сущности довольно сходные функции: помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьному психологу иногда приходится оказывать психологическую поддержку учащимся, у  которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации; психолог либо помогает учащемуся разрешить  свои проблемы, либо рекомендует соответствующую психотерапию. Что же касается промышленного психолога, то ему  иногда поручают  организацию программ обучения, направленных на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у  служащих и рабочих, он может выступать также в роли консультанта  как рабочих, так и предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними.

4.     Педагогический психолог и психолог-эргономист.  Если роль школьного или промышленного психолога состоит главным образом в том, чтобы помочь индивидууму приспособиться к школьной или производственной среде, то в функции педагогического психолога и психолога-эргономиста, напротив, входит улучшение условий  обучения или труда, с тем чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям учащихся или рабочих.  Педагогический психолог занимается  разработкой наиболее эффективных методов обучения.  В последнее время некоторые педагогические психологи стали специализироваться в области «управления классом», помогая преподавателям выработать в себе такие психологические и социальные навыки, которые позволяют создать в школе приятную и продуктивную атмосферу.  Со своей стороны психологи-эргономисты на основе накопленных знаний о поведении людей дают рекомендации  конструкторам машин и иных устройств, с которыми будут иметь дело рабочие. Задача психолога эргономиста – помогать конструировать такие машины, которые были бы удобны человеку и не доставляли ему психологический дискомфорт.

5.     Психология рекламы. Занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, создавая, если представится случай, спрос на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Психология сыграла большую роль в развитии рекламы. Она создала стимулы, способные пробуждать, зачастую несколько извращенным способом, потребности покупателей. Использование женского тела в роли «катализатора» продажи товаров вызывает серьезные протесты со стороны феминисток.

6.     Юридическая психология. Стремится гуманизировать взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключенными или между последними и их семьями. Знания о поведении человека, которыми владеют специалисты в области юридической психологии, дают им возможность помогать судам назначать преступникам такие меры наказания, которые способствовали бы их возврату в общество.

7.     Военная психология. Разрабатывает главным образом способы совершенствования методов командования или укрепления связей между разными  группами. Она занимается также изучением методов, применяемых партизанами, и способов внедрения в войска агентов противника.

8.     Психология религии. Пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

9.     Экологическая  психология. Занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах и различных местах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами  и накопления  отбросов, характерного для нашего общества потребления.

10.  Психология творчества. Стремиться понять опыт художника и его формирование у индивидуума. 

students-library.com

Виды деятельности в психологии

Эволюция человеческого сознания во многом определяется категорией деятельности в психологии развития личности, без которой невозможно рассматривать все остальные структурные формы самоопределения индивида и его взаимоотношений с окружающей средой, в частности, общения с социумом и психологическим отражением самого себя в различных сферах жизни.

Играть, учиться и трудиться!

Основными видами деятельности в психологии человека являются игра, учение и труд, причем каждый из них в отдельности является доминирующим на определенном этапе развития личности. В детстве, безусловно, пальма первенства отдается игре, через которую ребенок познает окружающий мир, пытаясь имитировать поведение взрослых и тем самым приобретая определенный жизненный опыт. В более старшем возрасте эстафету перенимает процесс обучения, необходимый для дальнейшей трудовой деятельности индивида. И наконец, наступает время превалирования трудовой составляющей в человеческой жизни. Все вышеприведенные компоненты деятельности не могут существовать отдельно друг от друга и являются взаимопроникающими, а часто и взаимодополняющими формами активности.Так, в частности, игра занимает немаловажное место как в процессе обучения детей, так и в различных тренингах, направленных на повышение профессиональной квалификации взрослых.

А в чем смысл?

Психология деятельности человека, бесспорно, определяется всеми факторами, влияющими на развитие личности, начиная с социальной среды, в которой происходит личностное становление и заканчивая субъективной самооценкой и стремлением познать свои сильные и слабые стороны. От них зависит и выбор сферы активности, а также мотивация во всех видах деятельности, психология которых часто имеет многоуровневую структуру, способную включать в себя все три составные части на одном и том же этапе развития. К примеру, ребенок мотивирован играть, потому что это интересно, его полностью захватывает процесс и он чувствует себя создателем своего маленького мира, который, безусловно, похож на внешний, но при этом малыш может устанавливать в нем свои правила, что способствует развитию его индивидуальности.

Школьники и студенты мотивированы учиться, так как понимают, что от этого зависит все их будущее и то, какое место они займут под солнцем.

Взрослый человек в активном возрасте мотивирован трудиться, так как это приносит доход, обеспечивающий его существование. Но во всех этих видах деятельности красной чертой проходит единая для всех них мотивационная составляющая – это конкуренция. Все дело в том, что психология личности и деятельности человека корнями своими уходит в доисторические времена, где в генетической памяти человека кровью записана фраза «Выживает сильнейший», вследствие чего находясь абсолютно в любом возрасте мы стремимся превзойти других во всех сферах, будь то игра, учеба или работа. Лучших всегда поощряют, им достаются самые лакомые куски всех жизненных бонусов. И если по каким-то причинам нам не удается выбиться в лидеры, то это, несомненно, будет отражено на нашем текущем психологическом состоянии.

Но так или иначе, любой вид деятельности человека имеет перед собой еще одну цель, помимо самоутверждения своего эго: влиться в активность огромного общественного организма и приносить ему пользу, став полноправной и неотъемлемой его частью.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *