Психология На рис. 13 перечислены основные виды мышления. Рассмотрим их подробнее: Рис. 13. Основные виды мышления человека Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, осуществляя которое человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым с помощью органов чувств. Человек обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в виду, пользуясь полученными другими людьми готовыми знаниями, которые выражены в понятійній форме, в суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, предстают не понятие, суждение и умозаключение, а образы. Они либо непосредственно достаются из памяти или творчески воспроизводятся представлениям, или даже воображением. Оба рассмотренных виды мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хоть и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятия, которое не менее реальное, чем объективно-понятийное. Без того или иного вида мышления наше восприятие действительности не было бы таким глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно есть на самом деле. Отличие следующего вида мышления — наглядно-образного — заключается в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а самые необходимые для мышления образы представлены в ее краткосрочной и оперативной памяти (в отличие от этого оскорбления для теоретического образного мышления достаются с длительной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь. Последний из обозначенных на схеме видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, которая осуществляется человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления распространен у людей, занятых реальной производственной работой, результатом которой является создание конкретного материального продукта. Отметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровне его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития по сравнению с образным. С одной стороны, за такими соображениями лежит реальное содержание, так как понятийное и теоретическое мышление в фило — и онтогенезе действительно появляются позже, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от других и достигать такой высоты, что наверняка превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, в высококвалифицированных рабочих наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное в рассуждавших на теоретические темы студентов. Наглядно-объективное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логічце в посредственного ученого.Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Но в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этим признакам они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальных и других способностей человека, все названные виды мышления не уступают друг другу. Кроме обычных, нормальных видов мышления, которые приводят к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, которые дают ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, аутістичне мышления у шизофреников, направленное не на объективную действительность, а на иллюзорное воплощения желаемого), а также у тех, кто занимает пограничные положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемой закаламутненої сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние). Назад |
📖 Основные виды мышления, Глава X. Мышление. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л. Страница 77. Читать онлайн
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребёнок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой учёный разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень её обобщений насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности ко всё более глубокому её определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлечённое, теоретическое.
Психология bookap
Теоретическое мышление, раскрывающее закономерности своего предмета, является высоким уровнем мышления. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом исключительно к теоретическому мышлению в абстрактных понятиях. Мы совершаем мыслительные операции, не только решая теоретические проблемы, но и тогда, когда, прибегая к абстрактным теоретическим построениям, мы с более или менее глубоким учётом объективных условий осмысленно решаем любую задачу, оставаясь в рамках наглядной ситуации. Существует не только отвлечённое, но и наглядное мышление, поскольку в некоторых случаях мы разрешаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном наглядными данными.
Наглядное мышление и мышление отвлечённо-теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно; оно не означает внешней полярности, но оно существенно.
Всякое мышление совершается в более или менее обобщённых, абстрактных понятиях, и во всякое мышление включаются более или менее наглядные чувственные образы; понятие и образ-представление даны в нём в неразрывном единстве.
Человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от чувственной наглядности; он не может также мыслить одними лишь чувственно-наглядными образами, без понятий. Поэтому нельзя говорить о наглядном и о понятийном мышлении как о внешних противоположностях; но, тем не менее, поскольку представление и понятие не только связаны друг с другом, но и отличны друг от друга, внутри единого мышления можно различать, с одной стороны, наглядное, с другой абстрактно-теоретическое мышление. Для первого характерно то, что единство представления и понятия, единичного и общего осуществляется в нём по преимуществу в форме наглядного образа-представления; для второго так же характерно то, что единство наглядного образа-представления и понятия осуществляется в нём по преимуществу в форме общего понятия.Будучи различными уровнями или ступенями познания, образное и абстрактно-теоретическое мышление является вместе с тем в известном смысле разными сторонами единого процесса и равно адекватными способами познания различных сторон объективной действительности. Понятие отвлечённого мышления отражает общее; но общее никогда не исчерпывает особенного и единичного; это последнее отражается в образе. Поэтому мысль, особенно последовательно проведённая в системе Г. Гегеля, будто образ является только низшим уровнем познания, который на высшем должен и может быть безостаточно заменён понятием, является заблуждением рационалиста, ошибочно воображающего, что можно исчерпать действительность понятием. Мы поэтому различаем наглядно-образное мышление и абстрактно-теоретическое не только как два уровня, но и как два вида или два аспекта единого мышления; не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем, уровне мышления.
В том, что образ обогащает мысль, можно убедиться на примере любой метафоры. Всякая метафора выражает общую мысль; понимание метафоры требует поэтому раскрытия в образной форме её общего смыслового содержания, так же как при употреблении метафорического выражения требуется подыскать образы, которые бы адекватно выразили общую мысль. Но метафорические выражения были бы совершенно никчёмным украшением и собственно излишним балластом, если бы образ ничего не прибавлял к общей мысли. Весь смысл метафоры в тех новых выразительных оттенках, которые привносит метафорический образ; вся её ценность в том, что она прибавляет к общей мысли, выражая её. Метафорические образы выражения общей мысли имеют смысл, только поскольку они содержат больше того, что даёт формулировка мысли в общем положении.
Так, если кто-либо скажет: «Моя звезда закатилась», он этим образно передаёт мысль, допускающую отвлечённую формулировку: он больше не пользуется успехом. Но образное выражение передаёт ещё много дополнительных оттенков ему лишь свойственной выразительности. Оно передаёт не только голый факт, но и отношение к нему. Сравнение с небесным светилом говорит о том, что с точки зрения говорящего речь идёт не о банальной неудаче, а о судьбе человека, в которой было что-то значительное, возвышенное, величавое. Оно оттеняет также момент стихийности, независимость происшедшего от воли человека и этим устраняет момент личной вины. Оно говорит вместе с тем об эпическом отношении говорящего к своей судьбе и постигшим его неудачам. (См. работу В. Штелина «К психологии и статистике метафор» (R. Stahlin, Pur Psychologie und Statistik der Detaphern. Eine methodologishe Untersuchung), «Archiv fur die gesamate Psychologie», Bd. 31, H. 1-2.) Образное метафорическое выражение и вполне адекватно выражает общую мысль и выходит за её пределы, вводя дополнительные оттенки и моменты, не заключённые в общем положении. Метафорическое выражение может поэтому служить ярким доказательством как единства общей мысли, понятия и образа, так и качественного своеобразия образа, его отличия от понятия. Специфическим для поэтического образа является при этом не наглядность, а выразительность его. Мысль о том, что подлинное понимание метафоры включает понимание не только общей мысли, но и специфических выразительных оттенков, выходящих за её пределы, легла в основу работы А. П. Семёновой "Психологический анализ понимания аллегорий, метафор и сравнения (образ и понятие)" // "Учёные записки Государственного педагогического института им. Герцена", т. XXXV, 1941, стр. 138-200.»>118 Это положение существенно для понимания художественного мышления.
118 Немногочисленные психологические исследования понимания метафор детьми (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский) исходили до сих пор из рационалистических установок и сводили весь вопрос к тому, в состоянии ли ребёнок выявить ту общую мысль, которая заключена в метафоре. Мысль о том, что подлинное понимание метафоры включает понимание не только общей мысли, но и специфических выразительных оттенков, выходящих за её пределы, легла в основу работы А. П. Семёновой «Психологический анализ понимания аллегорий, метафор и сравнения (образ и понятие)» // «Учёные записки Государственного педагогического института им. Герцена», т. XXXV, 1941, стр. 138-200.
В художественном мышлении сам образ, отображая единичное, конкретное, вместе с тем выполняет и обобщающую функцию; будучи не бескровной абстрактной схемой, а изображением живого конкретного индивида, полноценный художественный образ вместе с тем возвышается до типичного, т. е. общего. В корне ошибочно было бы видеть в образе только единичное. Образ так же в той или иной мере заключает в себе единство единичного и общего: они необходимо в той или иной мере взаимосвязаны в нём, потому что они взаимосвязаны в объективной действительности, которая в нём отображается.
Психология bookap
В силу того, что образ в художественном мышлении выполняет и обобщающую функцию, образное содержание художественного произведения может быть носителем его идейного содержания. Если бы наглядный образ не мог включать в себя идейное содержание, то художественное произведение, которое всегда оперирует наглядным образным материалом, было бы либо безыдейным, либо тенденциозным, потому что тенденциозно и нехудожественно было бы такое произведение, которое давало бы идейное содержание вне и помимо образов, в общих формулах, и безыдейным такое, которое не давало бы его вовсе.
По существу всякое художественное произведение не только может, но и неизбежно должно иметь то или иное идейное значение, так как каждое художественное произведение выражает в какой-то мере определённую идеологию. Весь вопрос в том, насколько совершенно оно это делает. В подлинно художественном произведении, одновременно идейном и художественном, само его образное содержание и только оно является носителем его идейного содержания, но оно выражает его иначе, чем это можно сделать в отвлечённых формулах и общих положениях. Образное мышление является, таким образом, специфическим видом мышления.
Наряду с вопросом о наглядно-образном и теоретическом мышлении в современной психологии встаёт и вопрос о теоретическом и практическом мышлении. Традиционная психология исходила из внешнего противопоставления мышления и практической деятельности, при исследовании мышления имелись в виду исключительно отвлечённые задачи научного мышления и теоретическая деятельность, направленная на их разрешение. Вопрос о соотношении мышления и деятельности практической, поскольку он ставился, разрешался большей частью просто: теоретические интеллектуальные операции принимались как нечто первичное; эти операции совершаются во внутреннем плане сознания; затем деятельность строится на их основе. Разумная деятельность с этой точки зрения лишь переносит во внешний план действия результаты теоретического мышления. Вопреки глубокому слову гетевского Фауста «вначале было дело», для традиционной психологии вначале было мышление, а затем действие. Отношение мышления к действию всегда мыслилось как односторонняя зависимость деятельности от абстрактного мышления; притом эта зависимость представлялась неизменной на всех ступенях исторического развития. Всякое действие, которое не было реализацией теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, словом, не интеллектуальной операцией; поэтому создавалась альтернатива: либо действие не имеет интеллектуального характера, либо оно отражение теоретического мышления. Исследования В. Келера над человекоподобными обезьянами дали толчок для иной, тоже в конечном счёте неправильной, постановки вопроса; в связи с этими исследованиями возникло понятие так называемого практического интеллекта. Опыты, построенные по типу экспериментов Келера над шимпанзе, были затем сначала Келером, а потом К. Бюлером повторены над детьми; за ними последовал целый ряд исследователей, проводивших свои опыты над нормальными и умственно-отсталыми детьми и взрослыми.
Сам термин «практическое мышление», или «практический интеллект», чрезвычайно знаменателен. Он, с одной стороны, как будто выражает преодоление той точки зрения, которая усматривала интеллект лишь в теоретических операциях абстрактного словесного мышления в понятиях: практика и интеллект, практика и мышление объединяются в единстве одного понятия. Однако в противопоставлении практического интеллекта теоретическому нередко сказывался проникший в само понимание интеллекта и потому в известном смысле ещё углубившийся старый дуализм теоретического мышления и практики.
С практикой связано в конечном счёте всякое мышление; лишь характер этой связи может быть в различных случаях различным. Теоретическое мышление, опираясь на практику в целом, не зависимо от отдельного частного случая практики; наглядно-действенное мышление непосредственно связано с той частной практической ситуацией, в которой совершается действие.
Психология bookap
У человека существует единый интеллект. Не может быть и речи о двух различных интеллектах как различных биологических механизмах. Но внутри единства, в зависимости от различных условий, в которых совершается мыслительный процесс, дифференцируются различные виды мыслительных операций и характер их протекания.
В этом плане можно различать «практическое мышление» от теоретического, если под практическим мышлением понимать мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач, в отличие от мышления, выделенного из практической деятельности в качестве особой теоретической деятельности, направленной на разрешение отвлечённых теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой. Перед теоретическим и «практическим» мышлением в выше указанном смысле стоят прежде всего разные задачи. При этом в отношении в частности практического мышления возможны ещё разные случаи: в одних случаях практическое мышление, т. е. мышление, включённое в практическую деятельность, должно по характеру тех задач, которые ему приходится разрешать, использовать и результаты отвлечённой теоретической деятельности. Это сложная форма практического мышления, в которое теоретическое мышление входит в качестве компонента. Такова мыслительная деятельность изобретателя при решении сложных задач, когда требуются более или менее сложные теоретические соображения.
Но возможен и другой случай, при котором для решения встающей в ходе практической деятельности задачи отвлечённое теоретическое мышление и не требуется: встречаются такие элементарные задачи, для разрешения которых нужно только сориентироваться в данной наглядной ситуации. В таких случаях практическое мышление, т. е. мышление, включённое в практическую деятельность и направленное непосредственно на решение частичных практических задач, принимает форму наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление это элементарная форма практического мышления, направленного на разрешение элементарных практических задач.
Психология bookap
В доказательство существования особого практического интеллекта часто ссылаются на то, что некоторые люди прекрасно справляются с очень сложными теоретическими задачами, обнаруживая при их решении высокий уровень мышления, но оказываются иногда очень беспомощными, если им нужно найти выход из сколько-нибудь затруднительной практической ситуации, и обратно люди, которые прекрасно ориентируются в очень сложных практических ситуациях, оказываются иногда беспомощными, если перед ними встаёт даже довольно элементарная теоретическая проблема. Для объяснения этого факта нужно вскрыть различия между мыслительными операциями, которые требуются в одном и другом случае. Прежде всего нужно учесть объективное различие самых задач, подлежащих разрешению. Некоторые задачи по самому существу своему требуют выхода за пределы единичной проблемной ситуации, оперирования обобщёнными положениями и косвенного, опосредованного разрешения, они требуют теоретического мышления; другие же практические задачи могут быть решены на основании тех данных, которые представлены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Для мышления, направленного на разрешение именно таких задач, характерно, что оно совершается в ситуации действия, в непосредственном действенном контакте с объективной действительностью, так что «поле зрения» мышления совпадает с полем действия; у мышления и действия одна и та же область оперирования; ход мыслительной операции непосредственно включён в действенную ситуацию, в ход практического действия; в нём практическое действие реализует каждый этап решения задачи и подвергается постоянной непосредственной проверке практикой.
Протекание мыслительного процесса в действенной ситуации, непосредственная связь её с практическим действием накладывают на неё специфический отпечаток. В тех случаях, когда действие не входит в течение самой мыслительной операции, всё решение задачи должно быть целиком продумано субъектом, все звенья его от начала и до самого конца должны быть проведены и учтены мысленно. Между тем в непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить себе лишь начальный этап решения, только то, что, как бы ни пошло решение дальше, сначала необходимо во всяком случае сделать то-то. Если сейчас же и реализовать первый этап решения в практическом действии, то это действие, реально изменяя проблемную ситуацию, помимо намеченного и заранее предусмотренного изменения её, сплошь и рядом повлечёт за собой и выявит ряд попутных изменений, которые до совершения практического действия могли быть не предусмотрены и которые после его совершения непосредственно видны. Действие, вклинивающееся в течение мыслительной операции, реализуя ближайший намеченный этап решения, освобождает от необходимости заранее предусмотреть, представить, вообразить себе и учесть всё многообразие тех изменений в проблеме ситуации, которые оно вносит и которые нужно было бы заранее предусмотреть и мысленно учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия. Практическое действие, таким образом, частично заменяет мыслительную операцию по предвидению и предварительному учёту некоторых последствий, вытекающих из предшествующих этапов решения задачи, и является постольку как бы непосредственным компонентом процесса решения задачи. В этом смысле можно было бы, пожалуй, очень условно, конечно, оказать, что здесь имеет место мышление действиями. В этой функции, выполняемой практическим действием, заключается специфическое преимущество мыслительной операции, непосредственно включённой в ход практического действенного разрешения задачи.
Но такая мыслительная операция предъявляет, с другой стороны, и свои специфические требования, отличные от требований, предъявляемых задачей при обобщённом теоретическом решении. Она сплошь и рядом требует более изощрённой наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям, предполагая умение использовать для решения задачи в данном частном случае то особенное и единичное в данной проблемной ситуации, что не входит полностью и без остатка в теоретическое обобщение; она требует также умения быстро переходить от размышления к действию и обратно. Для одних такие смены являются облегчением, передышкой; для других медлительных и систематических умов они воспринимаются как перебои, создающие существенные затруднения, иногда даже вносящие дезорганизацию в мыслительный процесс.
Специфична также в одном и другом случае мотивация мыслительного процесса; одно дело, если стимулом для мыслительного процесса служит практическая, действенная ситуация, непосредственная необходимость для субъекта немедленно выйти из затруднения, в котором он оказался; совсем другое дело, когда речь идёт о разрешении теоретической проблемы, прямо не связанной с практической ситуацией, в которой в данный момент находится человек. Совершенно очевидно, что каждый из этих случаев создаёт различную психологическую ситуацию для мыслительного процесса: у разных людей, в зависимости от их интересов, от всего склада их ума и личности в целом, она естественно должна дать различные результаты.
В конечном счёте, таким образом, специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей прежде всего специфичностью задач, которые им приходится разрешать; они связаны также с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в связи с характером их деятельности.
Набор инструментов для рутинного мышленияPZ | Project Zero
Добро пожаловать в набор инструментов для рутинного мышления Project Zero. В этом наборе инструментов представлены алгоритмы мышления, разработанные в ходе ряда исследовательских проектов в PZ. Процедура мышления — это набор вопросов или краткая последовательность шагов, используемых для формирования и поддержки мышления учащихся. Исследователи PZ разработали алгоритмы мышления, чтобы углубить мышление учащихся и помочь сделать это мышление «видимым». Процедуры мышления помогают раскрыть мысли учащихся учителю, а также помогают самим учащимся замечать и называть определенные «мыслительные ходы», делая эти ходы более доступными и полезными для них в других контекстах. Если вы новичок в программах мышления и исследованиях PZ, нажмите здесь, чтобы узнать больше о программах мышления. Чтобы ознакомиться с советами по эффективному использованию мыслительных рутин, нажмите здесь. Для обзора категорий мышления нажмите здесь. Алфавитный список мыслительных процедур можно найти здесь.
Большое количество работ PZ посвящено развитию мышления, концепции мышления и множеству способов использования рутин для поддержки обучения и мышления учащихся в разных возрастных группах, дисциплинах, идеалах, компетенциях и группах населения. Мыслительные процедуры возникли в рамках исследовательской инициативы PZ Visible Thinking. С годами исследователи усовершенствовали и расширили исходные процедуры, а в новых проектах были разработаны новые процедуры. Некоторые из более крупных исследовательских проектов PZ, направленных на улучшение мышления, включают
- Искусное мышление,
- Культуры мышления,
- Агентство от Design,
- PZ Connect и ресурсы для визуального мышления,
- и междисциплинарные и глобальные исследования.
Чтобы узнать больше о программах мышления PZ и их истории, посмотрите это вводное видео.
Справочная информация о Visible Thinking PZ
Более широкую работу Project Zero над Visible Thinking можно определить как гибкий и систематический подход, основанный на исследованиях, для интеграции развития мышления учащихся с изучением контента по предметам. Обширный и легко адаптируемый набор практик, исследование Visible Thinking преследует двойную цель: с одной стороны, С одной стороны, развивать мыслительные способности и наклонности учащихся, а с другой — углублять содержательное обучение. Исследователи PZ, работавшие над первой инициативой Visible Thinking, включая Дэйва Перкинса, Шари Тишман и Рона Ритчхарта, разработали ряд важных продуктов, но наиболее известным более двух десятилетий спустя является набор практик под названием «Мыслительные рутины», которые помогите сделать мышление видимым. Мыслительные процедуры свободно направляют мыслительные процессы учащихся. Это короткие, простые в освоении мини-стратегии, которые расширяют и углубляют мышление учащихся и становятся частью повседневной жизни в классе.
Упражнения на мышление существуют во всех классах. Это шаблоны, по которым учителя и ученики действуют и выполняют работу по обучению и совместной работе в классе. Под рутиной можно понимать любую процедуру, процесс или образец действия, который многократно используется для управления и облегчения достижения конкретных целей или задач. В классах есть распорядок, который служит для управления поведением и взаимодействием учащихся, организации учебной работы и установления правил общения и дискурса. В классах также есть процедуры, которые структурируют то, как учащиеся проходят процесс обучения. Эти процедуры обучения могут быть простыми структурами, такими как чтение текста и ответы на вопросы в конце главы, или они могут быть разработаны для стимулирования мышления учащихся, например, спрашивая учащихся, что они знают, что они хотят знать, и что они узнали в рамках единицы обучения.
В исследовании Visible Thinking компании PZ, как в первоначальном проекте, так и во многих последующих проектах, широко используются процедуры обучения, богатые мышлением. Эти подпрограммы представляют собой простые структуры, например, набор вопросов или короткую последовательность шагов, которые можно использовать на разных уровнях обучения и в разных областях содержания. Что делает их рутинными, а не простыми стратегиями, так это то, что они снова и снова используются в классе, так что они становятся частью ткани школьной культуры. Процедуры были разработаны исследователями PZ, чтобы стать одним из обычных способов, которыми студенты занимаются в процессе обучения. Рутины — это модели действий, которые можно интегрировать и использовать в различных контекстах. Педагоги могут даже использовать более одной процедуры при проведении одного урока. Распорядок дня не отнимает время у педагогов; вместо этого они улучшают обучение в классе.
Процедуры мышления, включенные в этот набор инструментов, организованы четырьмя способами:
- в виде небольшого набора «Основных процедур », предназначенных для различных типов мышления, с которыми легко начать работу, и которые обычно используются учителями в много дисциплин и с учащимися многих возрастов,
- тем, как преподаватели используют распорядок во время учебного блока, аналогичный схеме, используемой Ритчхартом, Черчем и Моррисоном (2011) ( Введение и изучение идей , Углубление идей , Синтез идей ),
- по предметной области или теме, для изучения которой были разработаны подпрограммы ( Объекты и системы , Искусство и объекты ), и,
- кстати, преподаватели используют процедуры для концептуального исследования ( Возможности и аналогии , Принятие точки зрения и Перспективы, противоречия и дилеммы ).
В наборе инструментов процедуры мышления разделены на категории, описывающие типы мышления, которым помогают эти процедуры. Некоторые подпрограммы представлены более чем в одной категории, а некоторые подпрограммы имеют разные версии, которые предлагают модификации для определенных возрастных групп или более конкретные концептуальные задачи. При нажатии на процедуру в панели инструментов открывается отдельная страница со ссылками на загружаемый PDF-файл процедуры. Все подпрограммы используют общий шаблон PZ, описывающий цель подпрограммы, предлагая потенциальные приложения для подпрограммы и часто предоставляя предложения по ее использованию и советы по началу работы. Исследовательский проект PZ, ответственный за разработку процедуры, указан внизу каждой страницы вместе с информацией об авторских правах и лицензировании, а также указаниями о том, как ссылаться на программу. Мы приглашаем и поощряем педагогов делиться своим опытом использования упражнений! Каждая процедура имеет #хэштег, указанный чуть выше справочной информации. Заходи и начинай!
×
Советы по эффективному использованию алгоритмов мышления
- Процедуры мышления предназначены для поддержки определенных видов мышления, поэтому важно выбрать правильный инструмент для развития или развития определенного типа мыслительных навыков.
- Мыслительные процедуры также предназначены для рутинного использования. Точно так же, как физические упражнения необходимо повторять для развития определенных мышц, повторяющиеся мыслительные процедуры помогают учащимся развивать определенные виды мышления. Вместо того, чтобы использовать разные алгоритмы мышления для каждого артефакта, рассмотрите возможность использования одного и того же алгоритма мышления (например, «Видеть, думать, удивляться») для нескольких артефактов.
- При использовании упражнений на мышление подумайте, как вы (или учащиеся) будете документировать идеи и вопросы учащихся. Постарайтесь вернуться к этим идеям и вопросам в конце учебного опыта и на последующих занятиях, чтобы вы и учащиеся могли видеть, как развиваются их мышление и понимание.
×
Обзор типов мышления Категории
Основные процедуры мышления
Простые процедуры, которые применимы к различным дисциплинам, темам и возрастным группам и могут использоваться на нескольких этапах обучения или единицы обучения. (Хорошее место для начала, если вы или ваши ученики плохо знакомы с распорядком мышления.)
Представление и изучение идей
Упражнения, которые помогают учащимся сформулировать свои мысли в начале учебного опыта и пробуждают любопытство и интерес учащихся, мотивируя их на дальнейшие исследования.
Углубленное изучение идей
Упражнения, которые помогают учащимся глубже понять темы или события, предлагая им анализировать, оценивать, находить сложности и устанавливать связи.
Синтез и организация идей
Упражнения, которые помогают учащимся найти связность, сделать выводы и выделить суть тем или событий.
Исследование объектов и систем
Упражнения, которые побуждают учащихся исследовать повседневные объекты и системы, оценивать особенности их конструкции и исследовать их сложность.
Принятие точки зрения
Упражнения, которые развивают у учащихся способность смотреть за пределы своей точки зрения и учитывать опыт, мысли и чувства других.
Рассмотрение разногласий, дилемм и точек зрения
Упражнения, которые способствуют склонности учащихся искать и исследовать различия и противоречия между множеством аспектов сложных вопросов.
Генерация возможностей и аналогий
Упражнения, помогающие учащимся формулировать вопросы, рассматривать альтернативы и проводить сравнения.
Изучение произведений искусства, изображений и предметов
Упражнения, помогающие учащимся развивать ключевые навыки наблюдения, интерпретации и постановки вопросов посредством взаимодействия с произведениями искусства и предметами.
×
Типы мышления Категории
Основные процессы мышления Представление и изучение идей Копаем глубже в идеи Синтез и организация идей Исследование объектов и систем Перспектива Рассмотрение противоречий, дилемм и перспектив Создание возможностей и аналогий Изучение искусства, изображений и объектов Глобальное мышление
по предмету преподавания…искусство, фотография, кино, театр, гражданское право, текущие события, правительственные коммуникации, публичные выступления, дебаты, общественная работа, исследование действий, адвокация, дизайн, инженерия, архитектура, история, журналистика, фотожурналистика, грамотность, литература, чтение, письмо, математика, музыка, наука, технология, мышление, склонность или компетентность… ПониманиеНаблюдение и описаниеЧувствительность к дизайну объектов или системИзучение точек зренияРассужденияСравнение и установление связейВыявление сложностиЗадание и исследованиеНавыки: Память и ведение заметокПередача содержания и навыковУчастиеСправедливостьРаспознавание точек зренияИстиныКреативностьСообщение идейИзучение сложностипо проектам. ..Агентство by DesignArtful ThinkingVisible ThinkingCultures of ThinkingID GlobalExploring Complexity — PZ ConnectGlobal Thinking — PZ ConnectПути к пониманию — PZ ConnectPortable Knowledge — PZ Connect
Очистить все фильтры Вопрос
Точки компаса
Соединить, расширить, бросить вызов
Раньше я думал… Теперь я думаю…
Видеть, думать, удивляться
Думай, соединяй, делись
Думай, решай, исследуй
Что заставляет тебя так говорить?
Углубляясь в идеи
Красота и правда
Круг точек зрения
Заявление, поддержка, вопрос
Творческая охота
Творческий вопрос начинается
Креативные вопросы 20 90 Факты 30902
Вопросы или Художественная литература
Горячие точки
Слои
Опции Diamond
Опции Explosion
Снаружи Внутри
Части, Люди, Взаимодействия
Очистить фрукт
Проекция через расстояние
Проекция через время
Красный свет, желтый свет
Блокнот репортера
00 90 Me We Мы 90 3Возьми Стенд
Думать, чувствовать, заботиться
Перетягивание каната за правду
Перетягивание каната
Раскрытие историй
Ценности, идентичность, действия
Что может быть
Что заставляет вас так говорить?
Кто я?
Представление и изучение идей
3-2-1 Мост
Chalk Talk
Компас
Творческий вопрос начинается
Представьте, если. ..
Имя, описание
, Акт
Снаружи Внутри
Части, Перспективы, Я
Части, Цели, Сложности
Очистить плод
См. «Думай, я, мы»
См., Думай, удивляйся
Шаг вперед — Шаг вперед — Шаг назад
Игра в объяснение
Думай, решай, исследуй
Прогулка по неделе
Способы усложнения вещей
Исследование объектов и систем
Творческая охота
Часть 2, если… Люди, Взаимодействие
Части, перспективы, я
Части, цели, сложности
Захват медленной сложности
Думай, чувствуй, заботись
Способы усложнения вещей
Принятие перспективы
Круг точек зрения
Точки компаса
Создание пространства для обучения
Чувства и варианты
Линзы
Опции Алмаз
Опции Взрыв
3
Через расстояниеПроецирование через время
То же и разные
одинаковые разные Подключиться
См. «Думай, что мы»
Ищи, чтобы увидеть
Шаг вперед — Шаг вперед — Шаг назад
Загляните внутрь
Остановитесь, посмотрите, послушайте
Истории
Заявите о себе
3 Почему
Правда для кого?
Ценности, идентичности, действия
Способы усложнения вещей
Что может быть
Рассмотрение противоречий, дилемм и точек зрения
Круг точек зрения
Подходит ли он?
Факты или вымысел
Чувства и варианты
Здесь Сейчас / Там Тогда
Hotspots
Options Diamond
Options Explosion
Одинаковые и разные
См. Feel Feel Think Wonder
Step in — Step out — Step back
Sticky Points
4 C#039;s
Думай, соединяй, делись
Правда для кого?
Перетягивание каната за правду
Перетягивание каната
Ценности, личности, действия
Кто я?
Создание возможностей и аналогий
3-2-1 Мост
Творческие сравнения
Творческие вопросы начинаются
Творческие вопросы
Проверка цифровых привычек
Чувства и варианты
Опции Взрыв
23
Правда для кого?
Синтез и организация идей
+1 Рутина
Круги действия
Цвет, символ, изображение0003
Заголовки
Как еще и почему?
Раньше я думал. .. Теперь я думаю…
Portable Surprise
Возьмите на заметку
Четыре C's
Слово-фраза-предложение
Изучение искусства, изображений и объектов 900
Начало, Середина, Конец
Цвета, формы, линии
Творческие сравнения
Творческий поиск
Творческие вопросы
Игра на разработку
Заголовки
Раньше я думал… Теперь я думаю…
Линзы
Прослушивание: Десять раз два
Взгляд: Десять раз два
Части, цели, сложности
См. Думай Делай Обсуди
См. Думай, Мы
See Wonder Connect x2
See, Think, Wonder
Slow Complexity Capture
Step Inside
The Complexity Scale
The Explanation Game
Думай, Думай, Исследуй
003
Ценности, личности, действия
Что заставляет вас так говорить?
Глобальное мышление
Красота и правда
Круги действия
Как иначе и почему?
То же Различное Подключиться Взаимодействовать
См. Чувствовать Думать Удивляться
Стремиться увидеть
Шагнуть — выйти — шагнуть назад
Камни преткновения
3 Почему
Правда для кого?
Раскрытие историй
Ценности, идентичность, действия
Карта сайта
- Политика конфиденциальности
- Гарвардская высшая педагогическая школа
- Гарвардский университет
- Политика цифровой доступности
Copyright 2022 Президент и члены Гарвардского колледжа | Гарвардская высшая школа образования
различных способов обучения | Стиль мышления вашего ребенка
Различные способы обучения | Стиль мышления вашего ребенка | ПонятноПерейти к содержимомуЭта страница на английском языке
Потому что наша самая большая сила в различиях
ПожертвоватьОткрывает новое окноЗачем поддерживать Понятно?
ByAmanda Morin
Кратко
Образ мышления вашего ребенка может повлиять на то, как он предпочитает учиться.
Некоторым типам мыслителей необходимо понимать «почему» и «как», чтобы учиться.
Некоторые типы мыслителей хорошо видят картину целиком и могут быстро находить решения.
Возможно, вы уже понимаете различные способности к обучению. Но знаете ли вы стиль мышления вашего ребенка? Тип мышления вашего ребенка или влияет на то, как он предпочитает учиться. Вот обзор вариантов изучения стиля мышления вашего ребенка.
Стиль мышления | Что это значит | выиграет от |
---|---|---|
Рефлексивные мыслители | Лучше всего они понимают, когда у них есть время подумать о том, что они видели, слышали и читали. Они:
|
|
Интуитивно мыслящие люди | Лучше всего они понимают, когда могут исследовать «почему» идеи и отношения между вещами. Они:
|
|
Последовательные мыслители | Они лучше понимают, когда видят шаги и логику, лежащие в основе идей. Они:
|
|
Глобальные мыслители | Лучше всего понимают, когда видят всю картину сразу. Они:
|
|
Знание способностей вашего ребенка к обучению и стиля мышления может помочь как дома, так и в школе. Эта информация может помочь вам и вашему ребенку найти наилучшие способы учебы и предотвратить или сократить количество домашних заданий.