Основоположник этологии: Этология человека — все самое интересное на ПостНауке

И. П. Павлов основоположник учения о высшей нервной деятельности 19

Предисловие 4

1. ВВЕДЕНИЕ 6

1.1. Основные направления науки о поведении животных 7

1.2. Классификации основных форм поведения 9

1.3. Мышление человека: Определения и классификация 11

2. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МЫШЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ 14

2.1. Донаучный период накопления знаний. Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII — первой половины XIX века 15

2.2. Ф. Кювье об «уме» и инстинкте животных 16

2.3. Влияние эволюционного учения Ч. Дарвина на исследование поведения. Книга Дж. Роменса. «Канон Ллойда-Моргана» 16

2.4. Объективные методы изучения поведения и психики животных 18

2.4.1. И. П. Павлов — основоположник учения о высшей нервной деятельности 19

2.4.2. Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка 19

2. 4.3. Бихевиоризм. Работы Дж. Уотсона, Б. Скиннера и других 20

2.4.4. Когнитивные процессы у животных. Исследования Э. Толмена и И. С. Бериташвили 22

2.5. Сравнительная психология и зоопсихология в России 23

2.5.1. «Объективный биологический метод» изучения поведения животных в трудах В. А. Вагнера 23

2.5.2. Зоопсихологические исследования З. З. Ладыгиной-Котс 25

2.5.3. Исследования поведения и психики приматов в СССР 27

2.6. Описание «инсайта» в опытах В. Келера 28

2.7. Учение о высшей нервной деятельности и проблема мышления животных 29

2.8. Исследование зачатков мышления у животных-неприматов в первой половине XX века. Работы Н. Майера и О. Келера 31

2.9. Исследования высших когнитивных функций животных во второй половине XX века 32

2.9.1. Концепция Л. В. Крушинского о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности 33

2.9.2. «Говорящие» обезьяны и проблема происхождения второй сигнальной системы 34

2.

10. Генетика поведения 36

2.11. Этология 37

2.11.1. Основные направления этологических исследований 37

2.11.2. Основные положения этологии 39

2.11.3. Значение работ этологов для оценки рассудочной деятельности животных 40

2.11.4. Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания 41

2.12. Основные гипотезы об эволюции психики 42

3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ: Ассоциативное обучение, когнитивные процессы 45

3.1. Обучение и пластичность 45

3.2. Классификация форм индивидуально-приспособительной деятельности 46

3.2.1. Неассоциативное обучение (привыкание) 47

3.2.2. Ассоциативное обучение 47

3.3. Дифференцировочные условные рефлексы 57

3.3.1. Последовательные переделки сигнального значения дифференцировочных стимулов 59

3.3.2. Формирование «установки на обучение» 59

3.3.3. Формирование «систем» дифференцировочных условных рефлексов 60

3. 4. Когнитивные (познавательные) процессы 61

3.4.1. Общая характеристика 61

3.4.2. Латентное обучение 67

3.4.3. Пространственное обучение. Современная теория «когнитивных карт» 67

3.4.4. Исследование обучения и памяти животных в ситуациях, приближенных к естественным 71

3.4.5 Обучение «выбору по образцу» 74

3.4.6. Заучивание последовательностей стимулов 75

3.4.7. Инсайт-обучение 75

4. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ИЛИ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖИВОТНЫХ: Основные понятия и методы изучения 76

4.1. Определения понятия «мышление животных» 77

4.2. Основные направления изучения элементов мышления у животных. Экспериментальные модели 80

4.3. Каким требованиям должны удовлетворять тесты на рассудочную деятельность 81

4.4. Классификация тестов, применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных 84

4.5. Способность к достижению приманки, находящейся в поле зрения 85

4.5.1. Достижение приманки с помощью орудий 85

4. 5.2. Достижение приманки с помощью сооружения «пирамид» («вышек») 93

4.5.3. Использование орудий в опыте с «тушением огня» и в других ситуациях 95

4.5.4. Орудийные действия антропоидов в естественной среде обитания 98

4.5.5. Орудийные действия у позвоночных, не относящихся к приматам 99

4.6. Методики, разработанные Л. В. Крушинским для изучения способности животных к поиску приманки, исчезающей из поля зрения 101

4.6.1. Понятие об «эмпирических законах» и элементарной логической задаче 102

4.6.2. Методика изучения способности животных к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения («задача на экстраполяцию») 103

4.6.3. Методики изучения способности животных к оперированию пространственно-геометрическими признаками предметов 106

4.7. Изучение способности животных к экстренному определению алгоритма изменений положения скрытой приманки. Тест Ревеша-Крушинского 112

4.8. Изучение способности к экстренной интеграции ранее образованных независимых навыков 114

4. 8.1. Способность к «рассуждению» у крыс 115

4.8.2. Задача для голубей на «доставание банана» 115

4.8.3. Тест на экстренное сопоставление стимулов, ранее связанных с разным числом единиц подкрепления: выбор по признаку «больше, чем» 117

5. ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ К ОБОБЩЕНИЮ И АБСТРАГИРОВАНИЮ 118

5.1. Общие сведения 119

5.2. Методические основы экспериментов по изучению операций обобщения и абстрагирования 120

5.3. Оценка уровня обобщения и абстрагирования в тестах на перенос 122

5.4. Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным 127

5.5. Признаки, доступные обобщению животных 129

5.5.1. Обобщение абсолютных признаков 130

5.5.2. Естественные стимулы и «естественные» (перцептивные) понятия 132

5.5.3. Обобщение относительных признаков «больше», «правее» 135

5.5.4. Обобщение относительных признаков «сходство» и «соответствие» 137

5.5.5. Выбор стимулов по аналогии 139

6. СПОСОБНОСТЬ ЖИВОТНЫХ К СИМВОЛИЗАЦИИ 141

6. 1. Языки животных и язык человека 142

6.2. Исследование способности животных к символизации (на примере «счета») с помощью лабораторных тестов 144

6.2.1. Способность к символизации у приматов 144

6.2.2. Способность к символизации у птиц семейства врановых 147

6.3. Обучение животных языкам-посредникам 150

6.3.1. Какими свойствами должны обладать языки-посредники? 150

6.3.2. Обучение человекообразных обезьян амслену 151

6.4. Понимают ли обезьяны смысл знаков и синтаксис языка-посредника? 156

6.5. Обучение языкам-посредникам других животных 161

7. ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ 163

7.1. Основные характеристики сознания 164

7.2. Способность к самоузнаванию у человекообразных обезьян 165

7.3. Самоузнавание и использование другой информации, полученной с помощью зеркала, у животных других видов 169

7.4. Способность животных к оценке знаний и намерений других особей («theory of mind») 172

7. 5. «Социальные знания» и жизнь в сообществе 175

8.СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ 180

8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных 181

8.2. Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп 183

8.3. Рассудочная деятельность и сложность строения мозга 186

8.3.1. «Цефализация», сложность нейронного строения и уровень рассудочной деятельности 186

8.3.2. Повреждение участков мозга и способность к экстраполяции 187

8.4. Сопоставление способности к экстраполяции и к обучению. Роль экологических факторов в успешности решения тестов 189

8.5. Элементарное мышление человекообразных и низших обезьян 191

9. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЖИВОТНЫХ 193

9.1. Индивидуальные различия в проявлении когнитивных способностей животных 193

9.

2. Роль генотипа в формировании способности к рассудочной деятельности 194

9.3. Методы и объекты генетики поведения 197

9.4. Изменчивость поведения и выявление роли генотипа 198

9.5. Генетические исследования способности к обучению 202

9.6. Психогенетика человека и генетика поведения животных 210

Заключение 213

ГЛОССАРИЙ 215

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 219

ЛИТЕРАТУРА 222

ОГЛАВЛЕНИЕ 235

3 86 Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие / 3. А. Зорина, И. И. Полетаева. — М.: Аспект Пресс, 2003.- 320 с.

Учебное пособие посвящено элементарному мышлению, или рассудочной деятельности — наиболее сложной форме поведения животных. Впервые вниманию читателя предложен синтез классических работ и новейших данных в этой области, полученных зоопсихологами, физиологами высшей нервной деятельности и этологами. В пособии нашло отражение содержание лекционных курсов, которые авторы в течение многих лет читают в Московском Государственном университете им.

М. В. Ломоносова и других вузах. Обширный список литературы предназначен для желающих самостоятельно продолжить знакомство с проблемой.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей биологических и психологических факультетов университетов и педагогических вузов.

Каталог: olderfiles
olderfiles -> Учебно-методическое пособие по аспекту «Устная речь» для студентов III курса факультета английского языка
olderfiles -> Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого, пятого и десятого классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников
olderfiles -> Гольдфарб Ольга Сергеевна канд психол наук, доцент

olderfiles -> Консультация для родителей «Идем в детский сад»
olderfiles -> Адаптация студентов первого курса технического вуза к обучению высшей математике. Анна Юрьевна Панарад
olderfiles -> Познавательная активность учащихся
olderfiles -> Влияние индивидуальных психологических особенностей на профессиональный выбор
olderfiles -> Семинар психологов, социальных педагогов и зам по вр. «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков»
olderfiles -> Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины
olderfiles -> Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании

Этология с основами зоопсихологии — презентация онлайн

1. Этология с основами зоопсихологии

ЭТОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ
ЗООПСИХОЛОГИИ
Лектор – доцент кафедры зоотехнии, к.б.н.
Скворцова Елена Гамеровна

2. Введение в дисциплину этологии с основами зоопсихологии

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
ЭТОЛОГИИ С ОСНОВАМИ
ЗООПСИХОЛОГИИ
Целями дисциплины «Этология с
основами зоопсихологии» является
изучение закономерностей и
особенности поведения животных
разных видов с учетом их
использования в условиях
интенсивной технологии
производства продукции
животноводства.

3. Основные понятия и термины этологии

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
ЭТОЛОГИИ
Этология – это наука о поведении живых
организмов в их естественной среде обитания,
в понятие которой включается не только
физическая среда, но и социальные
взаимодействия. Этологическое учение
рассматривает также роль естественного
отбора в формировании поведения животных.
Этоло́гия – полевая дисциплина зоологии,
изучающая генетически
обусловленное поведение (инстинкты)
животных, в том числе людей. Термин ввёл в
1859 французский зоолог Изидор Жоффруа
Сент-Илер. Тесно связана
с зоологией, эволюционной
биологией, физиологией, генетикой, сравнител
ьной психологией, зоопсихологией, а также
является неотъемлемой частью когнитивной
этологии.
Когнити́вная этоло́гия (лат. cognitio —
знание) — наука, изучающая интеллект
животных, рассудочную деятельность.
Под интеллектом понимают способность к
осуществлению процесса познания и к
решению проблем, возникающих при освоении
нового круга жизненных задач.

6. Основоположник этологии

ОСНОВОПОЛОЖНИК ЭТОЛОГИИ
Основоположник этологии,
лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц,
называл этологию «морфологией поведения
животного».

7. Происхождение названия

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ
Термин «этология» взят из греческого языка,
слово этос (др.-греч. ἦθος) — в греческом языке
означает нравы, характер, привычка, обычай.
Термин стал известен почти в современном
виде в 1902 году в Англии благодаря работам
американского энтомолога Уильяма Мортона
Уилера (William Morton Wheeler).

8. История термина

ИСТОРИЯ ТЕРМИНА
До этого термин использовался по-разному. В
XVII в. этологом называли актера,
изображающего человеческие характеры. В
XVIII в. этология была равнозначна этике, в
1843 г. Дж. Милль назвал этологией
предложенный им раздел психологии,
изучающий человеческий характер.
В современном виде термин впервые
употреблён биологом
Исидором Жоффруа
Сент-Илером в 1859 г.
как наука о жизни животных
в естественной среде.
Этология окончательно сформировалась в 30-е
годы XX века на базе полевой зоологии и
эволюционной теории как наука о
сравнительном описании поведения особи.
Становление этологии связывают главным
образом с работами Конрада
Лоренца и Николаса Тинбергена, хотя они
сами первоначально не называли себя
этологами.
Затем этот термин стал употребляться для
того, чтобы различать специалистов по
изучению животных в естественных условиях
от сравнительных психологов и
бихевиористов в США, работавших
преимущественно аналитическими методами в
лабораториях.
Современная этология является
междисциплинарной и имеет в себе
физиологическую, эволюционную составляющие,
наследие бихевиоризма.
Эволюционная
этология
Наследие
бихевиоризма
Физиологическая
этология
Современная
этология

13. Четыре вопроса Тинбергена

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА ТИНБЕРГЕНА
Тинбергену принадлежит краткая формулировка основных
проблем, вокруг которых должно концентрироваться
внимание исследователей поведения. Согласно его
определению, анализ поведенческого акта только тогда
можно считать полноценным, если исследователь пытается
определить:
приспособительную функцию: как поведенческий акт
влияет на способность животного выживать и оставлять
потомство?
причину: какие воздействия запускают поведенческий
акт?
развитие в онтогенезе: как поведение меняется с годами,
в течение индивидуального развития (онтогенеза), и какой
предыдущий опыт необходим для проявления поведения?
эволюционное развитие: каковы различия и сходства
похожих поведенческих актов у родственных видов, и как
эти поведенческие акты могли возникнуть и развиваться в
процессе филогенеза?
Этология (от греч. ethos — нравы, характер)
сформировалась в 30-е годы XX в. на базе
полевой зоологии и эволюционной теории как
наука о сравнительном описании поведения
особи в естественной для данного вида среде
обитания. Развивалась в тесном контакте с
физиологией, популяционной генетикой,
генетикой поведения, позднее – с
экспериментальной психологией. Возникнув
как направление описательное, связанное с
изучением инстинктов, этология превратилась
в целостную концепцию, включавшую анализ
поведения в онто- и филогенезе, изучение его
механизмов и приспособительного значения.

15. Классификация основных форм поведения

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ
ПОВЕДЕНИЯ
Поведение животных бесконечно разнообразно
по своим формам, проявлениям и
механизмам. В настоящее время накоплен
большой материал, который
характеризует поведение как совокупность
разных форм приспособительной
деятельности. Существующие в настоящее
время системы классификации
поведения многообразны, так как число
критериев, которые могут быть положены в ее
основу, практически безгранично.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ
ПОВЕДЕНИЯ Д. ДЬЮСБЕРИ
Классификация Д. Дьюсбери (1981)
подразделяет поведение на
три основные группы — индивидуальное,
репродуктивное и социальное.
Поведение
Индивидуальное
Репродуктивное
Социальное
Индивидуальное поведение включает разнообразные
акты, направленные на выживание и
жизнеобеспечение отдельной особи:
* Локомоция — перемещения животного в
пространстве, необходимые для выполнения
практически любых приспособительных функций.
* Манипуляционная активность — совокупность
действий особи с предметом, направленная на его
адекватное использование в приспособительной
деятельности. Составляет необходимый компонент
пищевого, гнездостроительного, исследовательского,
орудийного, а также других
сфер поведения животного. Представляет собой
систему определенным образом интегрированных
элементов разного иерархического уровня. Сложность
этой системы определяется не только
морфологическими особенностями эффекторов
(например, развитие кисти у обезьян или превращение
передних конечностей в крылья у птиц), но также и
общим уровнем организации поведения и психики
животного (Дерягина, 1986).
Исследовательская активность — комплекс реакций, которые
знакомят животное с окружающей средой или источником
раздражения и создают основу для «индивидуального
программирования поведения» (Тинберген, 1963).
Кормовое (или пищедобывательное) поведение — сложный,
иерархически организованный многоуровневый комплекс
двигательных актов, направленных на отыскание, схватывание,
удержание добычи и последующее манипулирование с ней. В
кормовом поведении действия с наследственно обусловленной
видоспецифической программой тесно переплетены с действиями,
приобретенными в результате индивидуального приспособления к
среде.На пищедобывательных реакциях основано большинство
методик изучения высшей нервной деятельности животных.
Поведение, направленное на поиск оптимального температурного
режима, которое обеспечивает процессы терморегуляции.
Защитное поведение, связанное с поисками убежища,
избеганием опасностей, охраной детенышей.
Гигиеническое поведение направлено на поддержание чистоты
тела, а также осуществление уринации и дефекации.
Игра — совокупность специфически ювенильных проявлений
всех форм поведения взрослого животного, характерная
главным образом для молодых особей (Фабри, 1976; 1993), или
та форма деятельности, «в которой складывается и
совершенствуется управление поведением на основе
ориентировочной деятельности» (Эльконин, 1997).
Орудийная деятельность — особая категория
индивидуального поведения, когда одни предметы окружающей среды
используются для воздействия на другие в качестве средств, повышающих
эффективность поведения в какой-либо сфере жизнедеятельности или даже
уровень всего поведения в целом (Фабри, 1980). Это, несомненно, важная
категория поведения, особенно в связи с проблемой разума животных. Однако
она не столь универсальна, как рассмотренные выше, потому что к
использованию орудий прибегают относительно немногие животные, причем в
определенных и достаточно редких ситуациях.
Репродуктивное поведение связано с образованием брачных пар, выведением
потомства и его воспитанием (его рассмотрение не входит в нашу задачу).
Социальное поведение включает все типы взаимодействий животных в
сообществе, диапазон которых очень широк. Одни животные ведут
исключительно одиночный образ жизни, большинство других образует
разнообразные по численности (до многих тысяч особей) и Уровню сложности
сообщества. Многие виды в течение года переходят от одиночного к
общественному образу жизни. Такие переходы характерны для многих видов
птиц, некоторых грызунов и хищных млекопитающих (волки).
Один из аспектов социальных взаимоотношений животных связан с проблемой
высших когнитивных функций. Речь идет о структуре индивидуализированных
сообществ, все члены которых различают друг друга «в лицо» и сложность
организации которых зависит от уровня рассудочной деятельности вида
(Крушинский, 1986; Гудолл, 1992).
Проявление всех форм поведения находится под влиянием суточных, сезонных
и других биологических ритмов.
Другие классификации поведения
• По непосредственным причинам, вызывающим тот или
иной поведенческий акт. Например, все виды активности, частота или
интенсивность которых достоверно повышаются под действием мужского
полового гормона, можно объединить и обозначить как
«половое поведение самца». Подобно этому все виды взаимодействия самцов
с соперниками могут быть описаны как «агонистическое поведение».
• По функциям — группировка различных форм поведения в зависимости
от той роли, которую они играют в жизни животного. Этот способ позволяет
выделить такие категории, как угроза, ухаживание, добывание пищи и т. д.
• По происхождению в филогенезе — широко используется этологами при
рассмотрении проблем эволюции поведения, в частности эволюции
собственно инстинктивных действий. В ее основе лежит тщательное
сравнительное изучение поведения видов с разной степенью родства.
• По способу формирования в онтогенезе — одна из важнейших и наиболее
распространенных. Учитывает особенности проявления данного
поведенческого акта в процессе индивидуального развития. Согласно
этой классификации поведение традиционно подразделяют на врожденное
(инстинктивное) и приобретенное в результате научения. Это
приближается к принятому в физиологии ВИД выделению двух видов
деятельности — условно- и безусловно рефлекторной.
Врожденное поведение обеспечивает приспособление особи к условиям
среды, обычно характерным для вида в целом. Приобретенное поведение —
способ индивидуального приспособления особи к меняющимся условиям
среды.

Project MUSE — Основание этологии

Нам повезло, что Ричард У. Буркхардт-младший влюбился в создание этологии. С 1981 года он опубликовал 14 статей в этой области, и здесь он представляет великий синтез: сеть переплетенных биографий ученых, создавших поведенческую биологию. Эта книга является лучшим примером написания истории: поиск соответствующих источников; обзор литературы; сравнение, проверка и взвешивание доказательств; и представление всего в формате, соответствующем современной мысли.

Буркхардт начинает с краткого введения «Теория, практика и место в изучении поведения животных», заканчивая свои теоретические рассуждения программным утверждением: «Цель этой книги — исторически проанализировать построение этологии как научной науки». дисциплины, обращая особое внимание на то, как в местных и более широких условиях основатели этологии генерировали, развивали, оспаривали и переформировывали концепции и исследовательские практики своей новой области» (стр. 4). Он представляет Конрада Лоренца и Нико Тинбергена как центральных фигур: «Именно Лоренц был в первую очередь ответственен за закладку ранних концептуальных основ в этой области», в то время как Тинберген «внес экспериментальный и аналитический талант, который прекрасно дополнил раннее построение теории Лоренца» (стр. 4) .

В первых двух главах «К. О. Уитмен, У. Крейг и биологическое исследование поведения животных в Америке» и «Британские полевые исследования поведения: Селус, Говард, Киркман и Хаксли» Буркхардт прослеживает основы этологической [End Page 457] мысль предшественников в Соединенных Штатах (особенно Лоренца) и в Великобритании (особенно Тинбергена). Этот выбор показывает его очевидную склонность в пользу англо-американских авторов, поскольку он не уделяет равных внимания немецким предкам (Хейнрот, Кюн, Леб, фон Икскюль и т. д.); он также обнаруживает склонность к натуралистическому подходу, таким образом, не обращая внимания на морфологических и физиологических праотцов, таких как Хохштеттер, Павлов и Шеррингтон, которые имели особое значение для концептуального развития Лоренца.

Центральные главы «Конрад Лоренц и концептуальные основы этологии» и «Нико Тинберген и лоренцианская программа» объединяют биографии Лоренца и Тинбергена с краткой историей их этологических концепций. Начиная с предшественника «видоспецифичных действий» Хайнрота (позже известного как «фиксированные модели действий») и «схем» фон Икскюлля (развившихся в «врожденный механизм высвобождения»), развитие прослеживается с 1930-х годов до Второй мировой войны. . Буркхардт описывает кумпанскую (сопутствующую) статью Лоренца (1935), предложивший новый подход к понятию инстинкта, и «славную весну» 1937 года, которую Лоренц и Тинберген провели в Альтенберге, экспериментируя над реакцией различных видов птиц на модели летающих хищников и катание яиц. поведение серого гуся.

Не менее важным эпизодом в эволюции этологической мысли было начало дружбы между Лоренцем и Эрихом фон Хольстом, молодым физиологом, который «уже отличился своими блестящими экспериментальными исследованиями эндогенного производства и центральной координации нервных импульсов». (стр. 208–9), тем самым нанося смертельный удар по тогдашней «теории цепных рефлексов». Вследствие этого Лоренц отказался от своего тезиса о том, что в основе инстинктивных паттернов действия лежат особые сложные системы цепных рефлексов. В ходе последующих дискуссий возник его тезис о том, что паттерны инстинктивных действий вызываются спонтанно активными «центрами», контролируемыми тормозными или возбуждающими стимулами. «Когда Тинберген прочитал отчет Лоренца, он написал своему другу, сказав: «Ваше обсуждение возможного отождествления холстовских автоматизмов и ваших инстинктивных действий замечательно»» (стр. 210). Я уверен, что если бы фон Хольст не умер в 1962 года в возрасте 54 лет он был бы среди лауреатов Нобелевской премии 1973 года. несколько частных писем, написанных за относительно короткий период. Для сравнения, военный опыт Тинбергена, ничуть не менее драматичный, чем у Лоренца, занимает всего две страницы. Однако тщательность Буркхардта вполне оправдана ввиду…

Николаас Тинберген — Энциклопедия Нового Света

Николаас «Нико» Тинберген (15 апреля 1907 г. — 21 декабря 1988 г.) был голландским этологом, зоологом и орнитологом. Он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1973 года с Карлом фон Фришем и Конрадом Лоренцем за их открытия, касающиеся организации и выявления моделей индивидуального и социального поведения у животных. Вместе с Лоренцем Тинберген основал европейскую этологию как изучение моделей поведения животных в контексте их естественной среды.

Тинберген считал, что изучение этологии должно применяться к поведению человека, а также животных. Это не означает, что поведение животных следует экстраполировать на человека, но можно применить ту же методологию. Как бы ему ни нравилась работа с животными, Тинберген был глубоко обеспокоен состоянием окружающего мира и боролся за свою карьеру исследователя, желая сделать больше, чтобы помочь человечеству и окружающей среде. Его более поздние исследования были сосредоточены на проблемах аутизма в раннем детстве.

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Работа
    • 2.1 Теория
    • 2.2 Исследования
  • 3 Наследие
  • 4 Работы Николааса Тинбергена
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 кредитов

Партнерство между Лоренцем и Тинбергеном оказалось плодотворным и запоминающимся, что привело к значительному прогрессу в нашем понимании поведения как животных, так и людей. Разница в их способностях дополняла друг друга, и с общей целью и уважением друг к другу они вместе работали над ее достижением. Однако для обоих мужчин цель понимания человеческой природы в достаточной степени, чтобы помочь человечеству и построить идеальное общество, не была достигнута. Таким образом, Тинберген, как и Лоренц, закончил свою карьеру заботой о будущем человечества.

Жизнь

Николаас Тинберген родился 15 апреля 1907 года в Гааге, Нидерланды, третий из пяти детей в счастливой семье. Николаас — «Нико» — Тинберген также известен как брат Яна Тинбергена, получившего первую премию Банка Швеции по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля (также известную как Нобелевская премия по экономике) в 1969 году, четыре года назад. до того, как Нико получил Нобелевскую премию. У Яна и Нико был третий выдающийся брат Луук Тинберген, известный орнитолог.

Хотя интерес Нико Тинбергена к природе проявился еще в молодости, кемпинг, наблюдение за птицами и игра в хоккей мешали ему быть серьезным учеником. Он нашел соблазн красивого голландского побережья неотразимым, и ему помогли в его оценке некоторые из ведущих голландских натуралистов.

Тинберген изучал биологию в Лейденском университете и получил докторскую степень. степень в 1932 году с 32-страничной диссертацией, самой короткой из зарегистрированных там.

Он женился на Элизабет Руттен, и пара провела 14 месяцев в Гренландии, изучая множество организмов, включая плавунчиков, собак и эскимосских охотников-собирателей. Затем он преподавал в Лейденском университете и начал свои классические исследования чаек и колюшек. Тинбергены провели весну 1937 с Конрадом Лоренцем в Австрии, и с тех пор их имена неразрывно связаны.

В 1938 году Тинберген получил грант на поездку в Соединенные Штаты, где он провел несколько месяцев, читая лекции и путешествуя. Он познакомился со многими американскими психологами, включая Роберта Йеркса, Эрнста Майра и Дэвида Лака, чья дружба повлияла на его более поздний интерес к эволюции и экологии. Он вернулся в Нидерланды, несколько «сбитый с толку» американской психологией и обеспокоенный силами нацизма, собиравшимися в Европе.

Во время Второй мировой войны Тинберген провел два года в заключении в нацистском лагере за то, что поддерживал своих коллег-евреев. Его опыт пребывания в плену у нацистов привел к некоторым трениям с давним интеллектуальным сотрудником Конрадом Лоренцем, который вступил в нацистскую партию в 1938 году; потребовалось несколько лет, прежде чем они помирились. В конце концов, однако, теплота их дружбы и сотрудничества возродилась, когда они воссоединились в Англии в 1949 году.

Тинберген вернулся в Лейден после войны, став профессором в 1947. Желая донести свою этологическую точку зрения до англоязычной аудитории, Тинберген подал в отставку и переехал в Англию, в Оксфордский университет, в 1949 г., где оставался до конца своей жизни. Он умер там 21 декабря 1988 года.

Работа

Нико Тинберген был преданным естествоиспытателем, опытным ученым и активным защитником окружающей среды. Его работа оказала глубокое влияние как в теоретическом, так и в практическом плане на развитие этологии.

Теория

Как любознательный натуралист, он всегда стремился понять окружающий его мир. Он систематизировал свое понимание в четырех группах вопросов, основанных на аристотелевских типах причинности. Они обеспечивают основу, которая направляла исследования в области этологии: непосредственная причинность, развитие, адаптивная функция и эволюция. Тинберген сформулировал четыре вопроса, которые, по его мнению, следует задавать о поведении любого животного следующим образом:

Ближайшие механизмы:

  • 1. Причина. Какие стимулы вызывают реакцию и как она изменилась в результате недавнего обучения? Как «функционируют» поведение и психика на молекулярном, физиологическом, нейроэтологическом, когнитивном и социальном уровнях и как выглядят отношения между уровнями?
  • 2. Развитие (онтогенез): Как поведение меняется с возрастом и какой ранний опыт необходим для проявления поведения? Какие этапы развития (онтогенез следует «внутреннему плану») и какие факторы среды играют, когда и какую роль?

Конечные механизмы:

  • 3. Функция (адаптация): Как поведение влияет на шансы животного на выживание и размножение?
  • 4. Эволюция (филогенез): как такое поведение соотносится с аналогичным поведением родственных видов и как оно могло возникнуть в процессе филогенеза? Почему структурные ассоциации (поведение можно рассматривать как «пространственно-временную структуру») развивались именно так, а не иначе?

В этологии и социобиологии причинно-следственная связь и онтогенез обобщаются как «непосредственные механизмы», а адаптация и филогенез — как «предельные механизмы». Они до сих пор считаются краеугольным камнем современной этологии, социобиологии и трансдисциплинарности в гуманитарных науках.

Эта схема, принятая специалистами по поведению животных во всем мире, помогает разделить различные вопросы о природе и гарантировать, что информация, представленная в ответах, действительно соответствует рассматриваемому вопросу.

Исследования

Поведение серого гуся по катанию яиц является широко цитируемым примером модели фиксированного действия , одной из ключевых концепций, используемых этологами для объяснения поведения животных.

Николаас Тинберген и Конрад Лоренц вместе изучали поведение птиц. Единственная их совместная опубликованная работа была посвящена качению серых гусей. Например, при виде смещенного яйца возле гнезда серый гусь откатывает его клювом обратно к остальным. Если яйцо удалить, животное продолжает перекатывать яйца, оттягивая голову назад, как будто воображаемое яйцо все еще маневрирует нижней стороной его клюва. Он также будет пытаться двигать другие предметы в форме яйца, такие как мяч для гольфа, дверная ручка или даже яйцо, слишком большое, чтобы его могла снести сама гусь (Tinbergen 19).91). Так началось появление новой отрасли биологии и психологии: этологии животных.

Птенцы чайки клюют красное пятно на клюве своей матери, чтобы стимулировать рефлекс срыгивания, еще один пример модели фиксированного действия.

В то время как Лоренц был смелым теоретиком, Тинберген был внимательным наблюдателем и экспериментатором с гениальностью в разработке простых, но проницательных экспериментов в естественной среде обитания. Как правило, он строил жалюзи и наблюдал за изучаемыми животными. Эти наблюдения привели к экспериментам, которые могли бы прояснить то, что он наблюдал.

Исследование поведения чаек Тинбергена является классическим, особенно роль различных раздражителей, действующих в ключевых точках. Например, он заметил, что вскоре после вылупления детенышей родители удаляют яичную скорлупу из окрестностей гнезда. Затем он провел серию экспериментов, продемонстрировавших, что функция этого, казалось бы, тривиального поведения заключалась в том, чтобы скрывать детенышей от хищников. Он также изучил склонность молодых чаек клевать красное пятно на клюве родительской чайки, что побуждает родителей отрыгивать для них пищу. Он предложил наивным молодым цыплятам набор картонных муляжей голов чаек, различающихся по цвету клюва, точечному цвету и форме. Для каждой комбинации цвета и формы Тинберген измерил предпочтения цыплят, подсчитав их поклевки за стандартное время. Благодаря этому он обнаружил, что наивные птенцы чаек рождаются со встроенным предпочтением длинных желтых вещей с красными пятнами, другими словами, гены вооружают молодых птиц детальными предварительными знаниями о мире, в котором они собираются вылупиться. мир, в котором пища выходит из клюва взрослых серебристых чаек. Его работа с ориентацией у насекомых и многих других видов в природе была в том же духе.

Помимо этого, Тинберген провел важные лабораторные исследования ухаживания и спаривания колюшек. Он заметил, что самец становится ярко-красным в период размножения. Это изменение цвета является паттерном фиксированного действия в ответ на увеличение продолжительности дня. В это время они также естественно агрессивны по отношению к другим краснобрюхим колюшкам, заставляя их разделяться на отдельные территории для размножения. Из своих исследований Тинберген обнаружил, что все, что красного цвета, вызывает эту инстинктивную реакцию.

Tinbergen (1951) описал «инстинктивные» или «генетически запрограммированные» паттерны поведения как последовательность событий: Знаковый стимул (пусковой механизм) — врожденный механизм высвобождения (IRM) — паттерн фиксированного действия (FAP). IRM, нервный процесс, запускается знаковым стимулом и опосредует FAP — врожденные стереотипные реакции. Например, красное брюшко самца колюшки (знаковый стимул) активирует нейронную схему (IRM), которая запускает стереотипное проявление агрессивной угрозы (FAP) у всех самцов колюшки. Для Тинбергена инстинкты — это не бестелесные реакции, возникающие в вакууме. Они привязаны к раздражителям. Лишь очень редко внутренние раздражители бывают достаточно сильными, чтобы вызвать инстинкт без внешней поддержки. Фактически исходным материалом для обучения может быть инстинктивное поведение, а именно врожденное поведение, которое можно модифицировать всякий раз, когда происходит процесс обучения. Сегодня большинство психологов согласны с этологическим определением, согласно которому «инстинкт» представляет собой сложный паттерн поведения, вызванный специфическим паттерном внутренних или внешних раздражителей.

Несмотря на свое недоверие к бихевиоризму, Тинберген сыграл ключевую роль в объединении европейских этологов и сравнительных психологов. Тинберген и его ученики разработали ряд этологий, учитывающих опасения североамериканских рабочих в отношении таких проблем, как сложность, присущая развитию поведения. Среди его главных достижений было создание исследования адаптивного значения. Тинберген показал, что функцию можно количественно изучить в полевых условиях. В целом Тинберген считал, что изучение этологии следует применять к поведению человека, а также животных. Это не означает, что поведение животных следует экстраполировать на человека, но можно применить ту же методологию.

Среди его последних исследовательских проектов было изучение раннего детского аутизма у людей. Его основное исследование раннего детского аутизма было проведено в сотрудничестве с его женой.

Наследие

Многие работы Тинбергена стали классикой как в психологии, так и в биологии, включая его работы по ухаживанию за колюшками, ориентировочному поведению у ос и поведению хариусовых бабочек.

Пик его признания был достигнут, когда он получил Нобелевскую премию по медицине, разделив ее с Конрадом Лоренцем и Карлом фон Фришем. Он использовал призовые деньги, чтобы помочь младшим школьникам изучать детский аутизм. В своих исследованиях он всегда делал упор на внимательное наблюдение и четкое построение вопросов.

Как и положено лауреату Нобелевской премии, Тинберген получил множество других наград. К ним относятся медаль Сваммердама и почетные степени университетов Эдинбурга и Лестера. Он был членом Королевского общества в Англии, иностранным членом Национальной академии наук США, а также лауреатом Премии за выдающийся научный вклад и Премии за выдающиеся заслуги Американской психологической ассоциации.

Как бы ему ни нравилась его зоологическая работа, Тинберген был глубоко обеспокоен состоянием окружающего мира и боролся за свою карьеру исследователя, желая сделать больше, чтобы помочь человечеству и окружающей среде. Его скромность отчасти была связана с его ощущением, что он сделал недостаточно в этой области.

Работы Николааса Тинбергена

  • Тинберген, Н. 1951. Исследование инстинктов. Оксфорд: Кларендон.
  • Тинберген, Н. 1953. Мир серебристой чайки. Лондон: Коллинз.
  • Тинберген, Н. 1953. Социальное поведение животных. Лондон: Метуэн.
  • Тинберген, Н. 1958. Любопытные натуралисты. Лондон: Загородная жизнь.
  • Тинберген, Н. 1963. «О целях и методах этологии». Zeitschrift мех Tierpsychologie 20:410–433.
  • Тинберген Н. и Тинберген Э. А. 1972. Ранний детский аутизм – этологический подход. Берлин: Пари.
  • Тинберген, Н. 1972. Животное в своем мире (том 1). Лондон: Аллен и Анвин.
  • Тинберген, Н. 1973. Животное в своем мире (том 2). Лондон: Аллен и Анвин.
  • Тинберген, Н. 1985. «Наблюдая и удивляясь». В Дональде А. Дьюсбери (редактор), Лидеры в изучении поведения животных: автобиографические перспективы. Льюисбург, Пенсильвания: издательство Бакнеллского университета, стр. 430–463. ISBN 0838750524

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Barnett, SA 1998. «Инстинкт». В Greenberg, G. and Haraway, MM, eds. Сравнительная психология: Справочник. Нью-Йорк: Гарленд, стр. 138–149.
  • Бирни, Р.К. и Тиван, Р.К., ред. 1961. Инстинкт. Принстон, Нью-Джерси: Ван Ностранд.
  • Boring, EG 1950. История экспериментальной психологии, 2-е изд. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 0133
  • 8
  • Бреннан, Дж. Ф. 1986. История и системы психологии. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc. ISBN 0133922189
  • Дьюсбери, округ Колумбия, 1990. «Николаас Тинберген (1907–1988)». В Американский психолог 45:67–68.
  • Гальтон, Ф. 1889. Естественное наследование. Лондон: Макмиллан.
  • Хинде, Р.А. 1990. «Николасс Тинберген, 15 апреля 1907 г. — 21 декабря 1988 г.». В г. Биографические воспоминания членов Королевского общества (Том 36). Лондон: Королевское общество, стр. 549–565.
  • Лихи, Th. H. [1991] 2000. История современной психологии, 3-е издание. Энглвуд Клифф, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 0130175730
  • Лоренц, К. 1937. «Biologische Fragestellungen in der Tierpsychologie» (Биологические вопросы психологии животных). В Zeitschrift für Tierpsychologie 1: 24–32.
  • Пруэтт, Л. 1926. Г. Стэнли Холл: Биография разума. Паб Айер Ко. ISBN 0836954742
  • Круук, Ханс. 2003. Природа Нико: жизнь Нико Тинбергена и его наука о поведении животных. ISBN 0-19-851558-8
  • Докинз, Мэриан Стэмп. 1991. Наследие Тинбергена. Лондон: Чепмен и Холл. ISBN 0-412-39120-1
  • Буркхардт-младший, Ричард В. 2005. Образцы поведения: Конрад Лоренц, Нико Тинберген и основание этологии. ISBN 0-226-08090-0

Внешние ссылки

Все ссылки получены 14 ноября 2022 г.

  • Нобелевская премия: Николаас Тинберген
  • Нобелевская премия по физиологии и медицине 1973 г.: фон Фриш, Лоренц и Тинберген

Кредиты

Энциклопедия Нового Света авторы и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *