Особенности невербальное общение: Страница не найдена | Fidelio Translations

Содержание

Особенности невербального общения доклад по этике

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ-БИЗНЕС ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Семинарское занятие по Этике и психологии делового общения на тему: Первичная визуальная оценка личности и практика ведения деловых переговоров Доклад на тему: Особенности невербального общения Выполнила: студентка II курса, очной формы обучения, группы М-2, Грахова Лариса Владимировна. Проверил: Павлуцкий Алексей Анатольевич Москва 2005 Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств — 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык. На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения? • Мимика • Жесты • Ритмические жесты • Эмоциональные жесты • Указательные жесты • Изобразительные жесты • Символические жесты Вообразите сцену, которая иллюстрирует, как невербальные символы могут 0 0 1 Fсо здавать шум в процессе обмена информацией. Вы входите в кабинет вашего 0 0 1 Fруково дителя, чтобы получить определенную информацию о проекте, над которым вы работаете. Вы вошли, а он несколько секунд продолжает рассматривать бумаги у себя на столе. Затем смотрит на часы и говорит отчужденным невыразительным голосом: «Чем могу быть вам полезен?» Хотя его слова сами по себе не имеют негативного смысла, язык поз и жестов ясно указывает, что вы — нежелательное отвлечение от его работы. С каким чувством вы будете задавать вопросы? Какие мысли придут вам в голову скорее всего, когда в следующий раз у вас возникнет вопрос к руководителю? Можно думать, они никоим образом не будут позитивными. Представьте теперь, как при вашем появлении в кабинете, руководитель, напротив, сразу поднимает на вас взор, 0 0 1 Fприветливо улыба ется и бодрым тоном обращается к вам: «Как продвигается проект? Чем могу быть вам полезен?» Руководитель, который использовал негативные символы языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как тот, чьи 0 0 1 Fневер бальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные. Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что реципиенты 0 0 1 Fпочти наверняка непра вильно воспримут сообщение. Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность американцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев. Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него. Общее Представление об Языке Телодвижений К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога -специалиста в области невербалики. Как орнитолог наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и сигналами при общении людей. Он наблюдает за ними на официальных приемах, на пляже, по телевидению, на работе — повсюду, где люди взаимодействуют между собой. Он изучает поведение людей, стремясь больше узнать о поступках своих товарищей для того, чтобы тем самым больше узнать о себе и о том, как улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения 0 0 1 Fна экране. Каждый актер класси фицировался как хороший или плохой судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями. Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта. Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, 0 01 Fсоответст венно, не обратит на это внимания и усугубит свою ошибку. Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, 0 0 1 Fфиксировать самые мельчай шие подробности. Поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей. Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также 0 0 1 Fнаблюде ния за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников — обезьян и макак. 0 0 1 FНемецкий ученый Айбль — Айбесфельдт установил, что способ ность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Основные Коммуникационные Жесты и Их Происхождение Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. 0 0 1 FКивание головой почти во всем мире обозначает «да» или ут верждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия 0 0 1 Fявляется также уни версальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве. Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность. Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи поднятые брови. Совокупность Жестов Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме «предложений» и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Национальные особенности невербального общения, знание которых Вам может пригодиться.

Встречаясь с иностранцами или посещая другие страны, деловому че­ловеку следует знать характерную для них мимику, жесты и позы. Лег­комысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к самым неожиданным последствиям. Усугубляет положение также и тот факт, что нередко одно и то же выразительное движение или жест у разных народов может иметь совершенно различное значение.

 

Так, жест, которым русский сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия. Если в Голландии вы покрутите указательным пальцем у виска, подразуме­вая какую-то глупость, то вас не поймут. Там этот жест означает, что кто-то сказал очень остроумную фразу. Говоря о себе, европеец пока­зывает рукой на грудь, а японец — на нос.

 

В некоторых странах Африки смех — это показатель изумления и даже замешательства, а вовсе не проявление веселья.

 

Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.

В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показы­вать два пальца (по вашему разумению — два кофе) — это жестокое ос­корбление, подобное плевку в лицо.

Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение.

 

Образовав колечко из большого и указательного пальцев, амери­канцы и представители многих других народов сообщают нам, что дела «о’кей». Но этот же жест в Японии используют в разговоре о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на Сардинии служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными по­ловыми инстинктами.

 

В процессе общения представители разных народов кивают голо­вой.

У одних народов это является знаком согласия, а у других (напри­мер, у болгар) кивок служит знаком отрицания. У японцев вертикаль­ное быстрое движение головой скорее означает «я внимательно вас слу­шаю», но не обязательное согласие. В связи с этим иностранцы иногда жалуются: «Как же так, все время мой партнер утвердительно кивал, а как дошло до заключения сделки, оказалось, что он со мной не согласен».

 

Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. Но то же самое в Англии будет расценено как выражение скептицизма.

 

Француз или итальянец, если считает какую-либо идею глупой, выразительно стучит по голове. Немец, шлепая себя ладонью по лбу, как бы говорит этим: «Да ты с ума сошел». А британец или испанец этим же жестом показывают, как они довольны собой. Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, это означает, что он по достоинству оценил ваш ум. Палец же в сторону указывает на то, что у вас «не все в порядке с головой».

 

Наиболее экспрессивен язык жестов у французов. Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поце­луй. Если же он потирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он предупреждает: «Здесь что-то нечисто», «Осторож­но», «Этим людям нельзя доверять».

 

А знаете ли Вы, что постукивание итальянцем указательным пальцем по носу означа­ет: «Берегитесь, впереди опасность, они что-то замышляют». Но этот же самый жест в Голландии означает: «Я пьян» или «Ты пьян», в Анг­лии — конспирацию и секретность.

А вот, например движение пальца из стороны в сторону в США, Италии может оз­начать легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано. В Голландии этот жест означает отказ. Если надо жестом со­проводить выговор, указательным пальцем водят из стороны в сторо­ну около головы.

 

Мы в общении не придаем особого значения левой или правой руке. Но будьте осторожны на Ближнем Востоке: не вздумайте кому-либо протянуть деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ис­лам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собе­седнику.

 

Более того, любой культуре жесты неискренности ( невербальные) связаны с левой рукой, тогда как правая рука у нас «окультурена», она делает то, что надо, а левая — то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. По­этому, если в разговоре с вами собеседник жестикулирует левой ру­кой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему. Надо сменить тему раз­говора или вообще его прервать.

 

Иногда даже незначительное изменение жеста может совершенно изменить его значение. Так в Англии случилось с жестом из двух паль­цев, указательного и среднего, поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это ужасное оскорбление, а если ладонь по­вернута к себе, то это первая буква слова «victory» (победа).

Мы часто видели, как этим жестом выражали свою радость известные политики, а также помним лес взметнувшихся «V» над головами приветствую­щих их сторонников.

Автор: Алевтина Губина

Источник: ЭКОНОМИКА.BY

 

Невербальное общение Особенности невербальной коммуникации Невербальное

Невербальное общение

Особенности невербальной коммуникации • Невербальное общение – это «язык жестов» , включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Особенности невербальной коммуникации • Психологи считают, что в процессе общения непосредственно слова несут 10 % информации. • По мнению Франсуа Сюдже (автора книги «Правда о жестах» ), в 55 % случаев информация поступает через жесты, мимику, а в 38 % – через интонацию.

Особенности невербальной коммуникации • Эффективность делового общения определяется умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т. е. взгляд партнера, его мимику, жесты, а также тембр и темп речи.

Особенности невербальной коммуникации • Не все или не в полной мере могут контролировать собственные жесты, мимику, позы. • Глаза, движения часто выдают человека, являются своего рода каналами утечки информации.

Средства невербальной коммуникации: • жестовый контакт, выражающийся в разнообразных формах – толчки, похлопывания, поглаживания и т. п. ; • дистанция между общающимися – расстояние между участниками делового общения свидетельствует о его формальности или неформальности, об отношении партнеров друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре; • ориентация, т. е. положение сидящих (стоящих) по отношению друг к другу – ориентация может меняться в зависимости от ситуации и свидетельствует о степени соперничества или сотрудничества; • внешний вид. Основная цель – сообщение о себе. Через имидж деловые партнеры информируют окружающих о своем социальном положении, виде деятельности, самооценке и т.

п. ;

Средства невербальной коммуникации: • поза тела – поза обычно указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение партнера. Она может меняться в зависимости от настроения и эмоционального состояния человека. Однако при интерпретации необходимо учитывать культурный потенциал человека и общепринятые этикетные условности, которые следует соблюдать в тех или иных конкретных ситуациях; • кивок головой используется для одобрения или подтверждения чего-либо, а также как сигнал, дающий партнеру основание вступить в диалог; • выражение лица (мимика) дает возможность для широкой интерпретации, сокрытия или демонстрации эмоций, помогает понять информацию, передаваемую с помощью речи, «сигналит» об отношении к кому-то или чему-то;

Средства невербальной коммуникации: • жесты могут быть не очень выразительны, например, движения головы или тела, но используются параллельно с речью, чтобы что-то в ней выделить, подчеркнуть, а иногда и заменить ее; • взгляд позволяет считывать самые разнообразные сигналы: от проявления интереса к кому-то или к чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией; • паравербальные и экстравербальные сигналы. Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или застенчивости.

Функции невербального общения • Невербальное общение чаще всего используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, для получения информации о том, что люди владеют собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.

Язык жестов и мимики • Движения рук и тела передают много сведений о человеке. 1. Состояние организма и непосредственные • эмоциональные реакции. 2. Черты характера человека: степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.

В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой» , «расправить плечи» , «стоять на полусогнутых» представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека.

Язык жестов и мимики • 3. Проявление культурных норм, усвоенных человеком. Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства. 4. Условно-символические значения.

Виды жестов • Коммуникативные – жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д. ; • модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности).

Перекрещенные на груди руки • Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником.

Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником.

Руки и ноги не перекрещены – это поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Прикрывание рта и почесывание носа Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным. Если человек в процессе общения притрагивается ко рту или прикрывает его ладонью, это означает, что он по какой-то причине «сдерживает» собственные высказывания.

Прикосновение к уху Почесывание уха является облегченным вариантом «затыкания» ушей и означает, что человек не хочет слышать того, о чем ему говорит собеседник. Такая реакция возможна, если собеседнику стало скучно вас слушать или он не согласен с одним из ваших утверждений.

Подпирание ладонью подбородка Человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно, неинтересно и он борется со своим желанием заснуть.

Жесты нетерпения Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы, то тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается.

Рукопожатия Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения. По данным исследований в США, 78 % высокопоставленных чиновников не только первыми протягивали руку, но и пользовались властным способом рукопожатия.

Рукопожатие • С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Когда ваша рука захватывает руку другого человека так, что она оказывается повернутой вниз своей ладонью, – это властное рукопожатие. Такое рукопожатие свидетельствует о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партнером.

Дистанция • Интимное расстояние – от 0 до 45 см. На таком расстоянии общаются самые близкие люди.

Дистанция • Персональное – от 45 до 120 см – общение со знакомыми людьми. • Социальное – от 120 до 400 см – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении.

Дистанция Публичное – от 400 до 750 см. На этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения, на таком расстоянии происходят выступления перед аудиторией.

Открытые жесты Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх.

«Закрытые» жесты Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние. Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции собеседника.

Знакомые жесты? Практикум. Объясните и прокомментируйте значения жестов.

Потирание кончика носа

Манипуляции руки возле рта

Руки, скрещенные перед собой

Руки за спиной

Сцепленные пальцы рук: нижнее, среднее и верхнее положения

Прикосновения к нижней губе

Подпирание щеки ладонью или кулаком: слушателю скучно

Почесывание и потирание уха

Демонстрация открытых ладоней

Взгляд из-под очков

Спасибо за внимание!

Национальные особенности невербального общения

Содержание

 

Введение

  1. Невербальные средства общения
  2. Невербальные элементы
  1. Мимика
  1. Жестикуляция
  2. Жесты, жесты, жесты
  3. Ритмические жесты
  4. Эмоциональные жесты
  5. Указательные жесты
  6. Изобразительные жесты
  7. Символические жесты
  8. Поза
  1. Национальные особенности невербального общения

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Глазами человек воспринимает значительно больше, чем ушами. Большая  часть информации передается невербальными  средствами общения. Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли  человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике. Мимика, жесты играют большую  роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника.

Можно использовать язык жестов для того, чтобы вводить людей  в заблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда именно это  необходимо.

Понимание тонкостей языка  жестов может улучшить и упростить  ваши отношения с окружающими людьми.

  1. Невербальные средства общения

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно  оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный  и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А  если на лице собеседника еще и  презрительная улыбочка, то уже никак  не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

  1. Невербальные элементы
  1. Мимика

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности  Н. Кошанского (С.-Петербург, 1840) есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе… Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса».

Мимика позволяет нам  лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый  рот свидетельствуют об удивлении, опущенные вниз брови, изогнутые  на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гаев.

Печаль отражают сведенные  брови, потухшие глаза, слегка опущенные  уголки губ, а счастье — спокойные  глаза, приподнятые внешние утолки губ.

Для каждого, участвующего в  беседе, с одной стороны, важно  уметь «расшифровывать» «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени  он сам владеет мимикой, насколько  она выразительна.

В связи с этим рекомендуется  изучить и свое лицо, знать, что  происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить  лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

  1. Жестикуляция

О многом может сказать  и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных  жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты  усваиваются естественным путем, и  хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие  правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего  не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная  без жеста: «Дочь у меня вот  тут сидит»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение  требует уточнения. Но если говорящий  сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает  смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые  возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Стаз фразеологизмами, они выражают состояние  человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также  различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, поло-ока руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Знаменитый оратор древности  Демосфен на вопрос, что нужно для  хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»

Не случайно, что в различных  риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные  жестам. Теоретики ораторского искусства  в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно Итоном, удваивая силу речи). Слишком  частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Как видно из цитаты, — Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное  звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное  впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают  внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они  бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности  в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

  1. Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны  с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

«Говорит, что воду цедит»

«Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами».

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное  движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

  1. Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

  1. Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить  приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ  будет один: «Нельзя!» В таких  ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты  имеют условный характер. Так, когда  говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке..

Бывают случаи, когда расшифровка  жеста определяется ситуацией. Вот  несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем  место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент  лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».

Наконец, этот же жест может  означать: «Поторопись! Настало время  уходить».

Указательный жест рекомендуется  использовать в очень редких, необходимых  случаях, когда есть предмет (или  наглядное пособие), на который можно  указать.

  1. Изобразительные жесты

А, теперь, проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь… (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте  этот вопрос кому угодно и сколько  угодно раз, и вы убедитесь, что почти  все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарную  дефиницию (толкование): винтовая лестница — лестница, идущая спиралью, винтообразно; рябь — незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны  от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.

Изобразительные жесты появляются в случаях:

  • если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
  • если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает)
  • если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

  1. Символические жесты

Вы, несомненно, не один раз  были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с  публикой. Самый частый жест — поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья  сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

 

Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Маслюков представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.

Такие жесты условны и  называются они символическими.

Некоторые из них имеют  вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Руки в боки — символ непокорности. Обхватить руками голову — признак неприятности или беды.

Символический жест нередко  бывает характерен, для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) — сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

Жест интенсивности — рука сжимается в кулак (вариант: два  кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.

Известен также жест отказа, отрицания — отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу  вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест противопоставления — кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда — сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и  большие и маленькие.

7 аспектов невербального общения

ПО ROB SMENTEK

Поскольку многие наши дела ведутся на компьютере или по телефону, очень легко потерять свободу в изящном искусстве личного общения. Несмотря на очевидную важность оперативного присутствия в Интернете, важно помнить, что наиболее успешные деловые отношения формируются с помощью живых сетей.

Но многие не осознают, что эффективное деловое общение — это гораздо больше, чем отличная подача голоса, резкий костюм и крепкое рукопожатие.Психолог Альберт Мехрабиан, автор бестселлеров «Безмолвные сообщения: неявная коммуникация эмоций и отношений», провел многочисленные исследования невербальной коммуникации и предположил, что только 7 процентов любого сообщения передается с помощью слов. Это означает, что ошеломляющие 93 процента всей передаваемой информации выражаются безмолвно, и во многих отношениях это невербальное взаимодействие говорит больше, чем любая строка слов.

1. Выражение лица
Без сомнения, наиболее распространенным и красноречивым невербальным средством общения является мимика.Человеческие лица способны выражать более 10 000 различных выражений лица, и каждое из них с легкостью выражает объемы информации. Улыбка, хмурый взгляд, моргание и любимое каждым подростком закатывание глаз — самые сильные и понятные выражения, но даже малейшее подергивание бровей или вздутие ноздри можно прочитать с минимальными усилиями. Самый верный способ установить связь с незнакомцем, клиентом или даже давним знакомым: Улыбнись! Улыбка приветливая, теплая и делает вас человеком, с которым люди хотят проводить время.

2. Движения тела
Движения тела, или кинезика, включают обычные практики, такие как жесты рук или кивание. Очень часто движения тела передают энтузиазм или волнение. Например, все мы знаем кого-то, кто «разговаривает руками». Однако другие аспекты кинезики включают действия, которые мы обычно воспринимаем с нервозностью или тревогой, такие как непроизвольный тремор, частое прочищение горла или тряска ноги. Во время встреч лучше всего держать руки на столе или в нежном пожатии.Старайтесь не барабанить по бедру и не прикасаться постоянно к лицу, так как это часто отвлекает.

3. Осанка
Осанка имеет решающее значение для создания сильного впечатления. То, как вы стоите или сидите, является одним из важных элементов того, как вас воспринимают другие. Тот, кто стоит с прямой спиной и высоко поднятой головой, излучает уверенность, уверенность и силу, в то время как, наоборот, тот, кто сутулится или смотрит в пол, демонстрирует неуверенность, безразличие или даже слабость.Чтобы выразить дружелюбие и позитив, сохраняйте открытую позу. Встаньте, расставив ноги на расстоянии бедер, и держите туловище открытым, а не прикрытым скрещенными руками. Держите голову поднятой и расслабьте выражение лица. Закрытая поза, особенно скрещенные на груди руки, производит впечатление скуки или враждебности.

Человеческие лица — это , способные воспроизводить более 10 000 различных выражений , и каждое одно с легкостью формулирует объемы из информации

4. Попадание в глаза
Возможно, лучший способ установить контакт с незнакомцем — это поддерживать зрительный контакт. Глаза могут указывать на интерес, внимание и вовлеченность, а отсутствие зрительного контакта может быть истолковано как незаинтересованность, невнимательность или грубость. Однако это не означает, что вы должны смотреть прямо в лицо другому человеку — на самом деле, как раз наоборот. Нет ничего более агрессивного, чем пристально смотреть кому-то в глаза. Эксперты предполагают, что здоровый зрительный контакт заключается в том, чтобы полуслучайно смотреть на область вокруг глаз, включая веки и брови.

5. Параязык
Любому родителю с маленькими детьми знакома фраза «не говори со мной таким тоном». Это прекрасный пример того, как параязык — аспекты голоса, которые отличаются от слов — влияет на сообщение. Самый очевидный пример — сарказм, в котором тон того, что говорится, передает сообщение, противоположное сообщению. Скорее всего, тот, кто произносит «Grreeeattt» лаконичным тоном, менее чем взволнован тем, что ему преподносят.Менее очевидный параллельный язык включает скорость, громкость и высоту речи. Например, слишком быстро пробормотанная презентация предполагает, что продавец в лучшем случае нервничает или, в худшем случае, лукавит. Помните, как быстро вы говорите, и убедитесь, что говорите достаточно четко и громко, чтобы вас услышали. Но будьте осторожны, чтобы не быть слишком громким, так как это будет выглядеть агрессивно и отталкивать.

6. Проксемикс
Во многом благодаря Сайнфельду понятие «собеседника» стало частью нашего сознания.Люди очень заботятся о своем личном пространстве, особенно о том, что Мехрабиан называет «интимным пространством» (то есть от 6 до 18 дюймов). Это зона, обычно предназначенная для семьи, близких друзей или романтических партнеров. Во время делового разговора вы всегда хотите находиться достаточно далеко, чтобы другому человеку было комфортно, но вы не хотите заходить слишком далеко, предполагая, что вы дистанцируетесь или не заинтересованы в разговоре.

7. Физиологические изменения
Поскольку невербальное общение тесно связано с эмоциями, физиологические реакции часто больше всего связаны с тревогой и дискомфортом.Пот, покраснение (или покраснение) и слезящиеся глаза — все это мертвая расплата за то, что кому-то не по себе. Когда вы понимаете, что у собеседника, с которым вы разговариваете, нервная болезнь, важно, чтобы он чувствовал себя комфортно. Кроме того, каждый был виноват в том, что в тот или иной момент пожимал липкое рукопожатие.

Для развития успешных отношений очень важно, чтобы у вас были не только сильные разговорные навыки, но и четкое понимание невербальных сигналов, сопровождающих разговор.Невербальное общение носит преимущественно эмоциональный характер; то есть это спонтанно и не может быть сфальсифицировано. Осведомленность — или даже контроль — над семью аспектами невербального общения даст вам преимущество в деловых отношениях, когда вы поймете смысл сообщения. [CD0416]

Природа или особенности невербального общения

Природа / особенности невербального общения

Невербальное общение — это тип общения, в котором не используются устные или письменные слова.Он может передавать некоторые человеческие чувства точнее, чем другие способы общения. Некоторые важные особенности этого общения обсуждаются ниже:

Невербальное общение происходит без использования письменного или устного слова. Это общение без слов или языка, такое как устное или письменное общение. Вместо письменных или устных слов он полагается на различные невербальные сигналы, такие как физическое движение, задачи, цвета, знаки, символы, диаграммы сигналов и т. Д., Чтобы выразить человеческие чувства, отношения и информацию.Он использует жесты, мимику, зрительный контакт, физическую близость и т. Д. Для общения с другими.

Невербальные символы могут иметь множество значений. Одно сообщение невербального общения может иметь разное значение для разных людей или в разных местах. Символы и знаки, которые мы использовали в качестве средств невербальной коммуникации, не всегда точно передают истинный смысл коммуникации. Межкультурные аспекты придают разные значения подобному выражению в восхищении этим общением.Во многих случаях они расплывчаты и непоследовательны. Поэтому средства невербального общения следует использовать осторожно.

Невербальное общение носит всеобъемлющий характер. Если мы посмотрим вокруг, мы увидим многочисленные аспекты невербального общения. Это общение бессознательно в том смысле, что обычно оно не предназначено и не репетируется. Приходит примерно мгновенно. Теперь нам нужно научиться их наблюдать и обнаруживать. Мерфи и его соратники отметили, что от 60% до 70% эффекта сообщения исходит от невербальных сигналов.

Невербальное общение довольно размытое и неточное. Поскольку в этом общении не используются слова или язык, который передает получателю четкое значение. Выражение лица, жесты, движения тела, способ использования глаз — все это передает свои чувства и эмоции другим. То, как вы стоите или сидите, является одним из важных элементов того, как вас воспринимают другие. Например, все мы знаем кого-то, кто «разговаривает руками».

Невербальное общение усваивается с самого начала, оно передается вам вашими родителями и другими людьми, с которыми вы общаетесь.Благодаря этой процедуре взросления в суровой цивилизации вы поддерживаете пороки и манеры вашей культурной группы.

Приложение: Вербальное общение в первую очередь связано с устным общением лицом к лицу, поскольку мы можем легко наблюдать невербальные символы там. Помимо этого, письменное общение также может быть проанализировано на основе его невербальных частей. Например, формат, аккуратность и язык письменного сообщения передают невербальное сообщение читателям.

Характеристики и примеры невербального общения

Характеристики невербального общения

Невербальная коммуникация — как мы узнали из предыдущего обсуждения — это отправка и получение бессловесных сообщений с использованием широкого спектра человеческих форм поведения; действия или атрибуты людей, такие как движения тела Открывается в новом окне