Особенности построения текста: Особенности построения текста разных стилей

Композиция в литературе

Композиция в литературе:

О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому если вы из читателя решили переквалифицироваться в писателя, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.

Композиция художественного произведения — важная основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимается способ построения текста, система объединения его элементов. Разберем же это официальное определение, взглянем на виды композиции в литературе с примерами.

Что такое композиция

В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее. При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Z», попутно демонстрируя ему «достопримечательности».


  • При помощи термина «композиция» можно описать и объекты нефилологического плана: театральные постановки, музыкальные действа, религиозные ритуалы, архитектурные сооружения.

Одним из первых данное понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей; причем каждая из них могла быть использована как в прямом, так и в обратном порядке:

  • Оратор привлекает аудиторию — например, при помощи резкого, провокационного высказывания.

  • Именование темы.

    Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.

  • Повествование.

    Рассказ об истории предмета обсуждения: его происхождении, репутации, взглядах на него.

  • Описание.

    Рассказ о том, что происходит с предметом обсуждения в настоящий момент.

  • Доказательство.

    Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.

  • Опровержение.

    Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.

  • Воззвание.

    Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.

  • Заключение.

    Выводы по поводу обсуждаемого вопроса.

Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. Теперь структура стояла на трех китах:

  • Вступление;

  • Основная часть;

  • Заключение.

Виды композиции

Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.

  • Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.

  • Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.

Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:

  • События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  • Обратная или инверсионная.

    Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

  • Параллельная.

    В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.

  • Полифоническая.

    Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

  • Кольцевая композиция.

    Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

  • Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.

  • Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.

  • Умолчание.

    Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.

  • Концентрическая.

    Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

  • Ретроспективная.

    Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.

  • Рамочная.

    Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу
    Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля.

  • Свободная.

    Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.

Элементы композиции

Элементы композиции в литературе традиционно делятся на следующие типы:

  • Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делает более интересным.

  • Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия.

  • Развитие сюжета. Череда событий.

  • Кульминация. Пиковый момент произведения.

  • Развязка. То, чем завершается кульминация.

  • Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей.

Речевые элементы композиции помогают оживить произведение и включают в себя:

  • Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения.

  • Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним.

К образным элементам относят:

  • Персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора.

  • Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог. Словом, ландшафт произведения.

Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик.


Вставками могут быть:

  • Описание сцен из прошлого.
  • Сказки, байки, притчи, стихотворения.
  • Сны.

Композиционные приемы

Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:

  • Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.

  • Ретроспекция.

    «Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.

  • Мотив.

    Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.

  • Разрыв.

    Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.

  • Экспозиция.

    Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.

  • Монтаж.

    Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Взаимодействуя между собой, они порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: одна образ — любовная история; второй — азартная игра.

  • Противопоставление.

    Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни. В произведении Э. М. Ремарка «Искра жизни» рассказывается о концлагерных условиях существования заключенного № 509 и его товарищей. Этим сценам противопоставляются сибаритские заботы коменданта лагеря Бруно Нойбауэра.

Особенности сюжетной композиции

Понятия фабулы и сюжета путают часто, а ведь для понимания сюжетной композиции текста важно понимать разницу.

  • Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
  • Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.

Например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.

  • Интересно, что попытки подсчитать количество в принципе существующих сюжетов предпринимались на протяжении всего существования литературы. Гете, например, насчитал 36 возможных вариантов, в рамках которых можно уложить абсолютно любое литературное произведение.

Особенности композиции сказки

Фольклорные произведения (былины, сказания) в литературе стоят особняком, поэтому и внимания заслуживают отдельного. Их композиции отличаются практически непреложными особенностями.

Например, сказки. Стандартная композиция сказки включает в себя следующие составные части:

  • Присказка. Нередко не имеет ничего общего с сюжетом; присказку обычно облачали в стихотворную форму. «Расскажу я сказку от Сивки-Бурки, от вещей каурки…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», — типичные примеры присказок.

  • Зачин. «В тридевятом царстве, за горами, за лесами, жили-были король с королевой…». Между героями затем возникает противоречие.

  • Развитие сюжета. Конфликт формируется, развивается цепочка событий.

  • Кульминация. Наивысшая точка, после которой напряжение спадает.

  • Развязка. Те события, что еще происходят после конфликта. Описывается, как изменились главные герои после разрешения конфликта.

  • Концовка. Она также традиционна. Например: «Я на свадьбе был, мед-пиво пил…».

Один из самых часто встречающихся композиционных приемов в сказке — это повтор (нередко троекратный). Чтобы добиться желаемого, Иван-Царевич должен искупаться в трех котлах; прекрасная царевна — побывать в гостях у трех разных колдуний.

Заключение

Композиция художественного произведения влияет на восприятие материала читателем. От нее зависит, удастся ли автору передать изначальный замысел. При помощи грамотно составленной композиции можно увлечь читателя даже в том случае, если сюжет самой истории не назовешь особенно оригинальным.

Каким бы ни был выбранный автором вид композиции, нельзя забывать о важнейшем принципе: принципе правдоподобия. На этом чаще всего обжигаются начинающие писатели. Например, их главная героиня встречает богатого благодетеля именно в тот момент, когда ей это и нужно. Читатель такие моменты воспринимает негативно — ведь если героиня не сделала чего-либо достойного, то и уважения такой сюжет не заслуживает.


Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.

А иногда бывает так, что творческий процесс сам создает композиционную форму, буквально «в прямом эфире» работы над книгой. Так что — теорию знать важно, а вот применение ее на практике целиком зависит от смелости и самобытности автора.

Опубликовать свою книгу

Была ли данная статья полезна для Вас?

Как придумать название для книги: способы и советы

Что больше всего бесит редактора

Идеи постов для авторской группы в соцсетях

Где найти иллюстрации для своей книги?

CEEOL — Chapter Detail

Cookies help us deliver our services. By using our services, you agree to our use of cookies. Learn more.

All ContentPDF ContentAuthor NameSeries TitleJournal TitleBook TitleGrey Literature TitlePublisherKey WordsISBNISSN Advanced Search

  • Price 4.50 €

Author(s): Joanna Wasiluk
Subject(s): Language studies, Language and Literature Studies, Media studies, Theoretical Linguistics, Applied Linguistics
Published by: Wydawnictwo Uniwersytetu Śląskiego
Keywords: polemic texts; press genres; article; commentary; electronic media
Summary/Abstract: The article offers an analysis of polemic texts from the electronic version of the newspaper „Izviestija”.

The texts have been divided into two groups. The first group is represented by genres which have dialogue characteristics, such as an interview; the second — by genres which have monologue characteristics, such as an article, commentary, and review. The source of study material is articles and commentaries. Particular attention is drawn to the linguistic resources employed by the authors to affect and persuade the reader towards their point of view.

  • Details
  • Contents

Book: Jednostki języka w systemie i w tekście 2

Back to list

Related Content

Etymologiczna a synchroniczna koncepcja homonimii w językoznawstwie polskim i rosyjskim

Etymological vs synchronic approach of homonymy in Polish and Russian linguistics 2007 Да праблемы станаўлення нацыянальнай iдэi ў беларускай лiтаратyры XIX стагоддзя Forming o f the national idea in the byelorussian literature in XIX century 2012 Вобраз селянiна ў паэмах Вiнцэся Каратынскага i Янкi Лучыны (Тамiла i Паляўнiчыя акварэлькi з Палесся ) The image ofpeasant in poems of Wincenty Korotyński and Janka Łuczyna („Tomiło” i „Akwarelki myśliwskie z Polesia”) 2016
Специфика речевого воздействия в рекламе (на примере российских женских журналов)
The Specificity of Persuasion in Advertising (on the Example of Russian Women’s Magazines) 2019 Политические метафоры в российских СМИ – гендерный aспект Political metaphors in Russian media – gender aspect 2019

Текст: Текстовые структуры | Основы чтения и письма

Текстовая структура представляет собой структуру начала, середины и конца текста. Разные жанры повествования и разъяснения имеют разные цели и разную аудиторию, а потому требуют разной текстовой структуры. Начало и окончание помогают связать текст в единое целое.

НАЧАЛО: ПРИВЛЕКАТЬ ВАШЕГО ЧИТАТЕЛЯ

С чего начать — это ключевой вопрос для писателя. Точно так же, как хорошее начало может вовлечь читателя в произведение, посредственное начало может отбить у читателя желание читать дальше. Начало, также называемое лид или крючок ориентирует читателя на цель письма, вводя символы или обстановку (для повествования) или тему, тезис или аргумент (для описательного письма). Хорошее начало также формирует ожидания относительно цели, стиля и настроения произведения. Хорошие писатели знают, как зацепить читателя начальными предложениями и абзацами, используя такие приемы, как диалог, ретроспективный кадр, описание, сокровенные мысли и непосредственное погружение в действие.

ЧТО В ЦЕНТРЕ?

Организация середины произведения зависит от жанра. Исследователи определили пять основных организационных структур: последовательность , описание , причина и следствие , сравнение и противопоставление и проблема и решение .

Последовательность использует временной, числовой или пространственный порядок в качестве организующей структуры. Некоторые жанры повествования, использующие структуру хронологической последовательности, — это жанры личного повествования (мемуары, автобиографический случай, автобиография), жанры художественного рассказа (сказки, народные сказки, фэнтези, научная фантастика) и жанры реалистической фантастики. Структуры повествования включают в себя инициирующее событие, усложняющие действия, ведущие к кульминации, и развязку. Многие нарративы также включают цели главного героя и препятствия, которые необходимо преодолеть для достижения этих целей.

Описание используется для описания характерных особенностей и событий определенного субъекта («Мой кот») или общей категории («Кошки»). Описательные отчеты могут быть организованы в соответствии с категориями связанных атрибутов, переходя от общих категорий функций к конкретным атрибутам.

Причина и следствие Структура используется для демонстрации причинно-следственных связей между событиями. Эссе демонстрируют причину и следствие, приводя причины для поддержки отношений, используя слово «потому что». Сигнальные слова для причинно-следственных структур также включают утверждения «если/то», «в результате» и «следовательно».

Сравнение и контраст Структура используется для объяснения сходства или различия двух или более объектов, событий или позиций в аргументе. Графические органайзеры, такие как диаграммы Венна, органайзеры сравнения/сопоставления и таблицы , можно использовать для сравнения функций в разных категориях. Слова, используемые для обозначения сравнения и противопоставления организационных структур, включают «тот же самый», «похожий», «по контрасту», «сходства», «различия» и «с другой стороны».

Проблема и решение требует, чтобы писатели формулировали проблему и предлагали решение. Хотя структуры «проблема/решение» обычно встречаются в информационном письме, в реалистической литературе также часто используется структура «проблема/решение».

КОНЦЫ: ПОСЛЕ «ДОЛГОГО СЧАСТЬЯ»

Любой, кто посмотрел отличный фильм в течение девяноста минут только для того, чтобы он хромал до конца со слабым концом, знает, что сильные концовки так же важны для эффективного письма, как и сильные начала. И любой, кто смотрел режиссерскую версию фильма со всеми альтернативными концовками, знает, что даже великие режиссеры с трудом придумывают удовлетворительные концовки для своих фильмов. Как и режиссеры, сценаристы должны решить, как завершить действие в своих историях, разрешить конфликт и свести концы с концами таким образом, чтобы их зрители остались довольны.

Тип окончания, который выбирает автор, зависит от его или ее цели. Когда цель состоит в том, чтобы развлечь, концовка может быть счастливой или трагичной, а неожиданное окончание может дать неожиданный поворот. Окончания могут быть круговыми, возвращаясь к началу, чтобы читатели заканчивали там, где начали, или они могут оставить читателя зависшим, желая продолжения. Концовки могут быть преднамеренно двусмысленными или ироничными, призванными заставить читателя задуматься, или они могут прямо излагать мораль истории, подсказывая читателю, что думать. Сильные окончания пояснительных текстов могут резюмировать основные моменты, переформулировать основные моменты или заканчиваться заключительным броским утверждением, чтобы донести до аудитории основную мысль.

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Ключ к открытию информационного текста » Thinking Maps

Каждое здание, в которое вы входите, имеет структуру, которая помогает вам понять, как перемещаться по нему и каково его назначение. То же самое верно для каждого фрагмента текста. Точно так же, как дверные проемы, коридоры, комнаты и лестницы ведут вас через здание и раскрывают его назначение и атрибуты, структура фрагмента текста помогает читателям ориентироваться в деталях для извлечения смысла. Вот почему обучение структуре текста является таким мощным способом развития навыков понимания прочитанного. С Thinking Maps мы делаем структуру текста видимой и ясной для учащихся.

Как понимание структуры текста способствует пониманию  

Как мы узнаем, на что следует обратить внимание, когда читаем фрагмент текста? Как мы организуем детали того, что мы читаем, в структуру для понимания? Как нам определить цель автора и понять общую мысль, которую он пытается передать? Ответы обычно можно найти, обратив внимание на структуру текста. Успешные писатели структурируют текст таким образом, чтобы это соответствовало их целям. Понимание структуры текста является ключом к раскрытию смысла.

Ранние читатели чаще всего сталкиваются с текстом в виде историй. Большинство историй следуют простой повествовательной структуре, которую можно описать как последовательность: сначала произошло то, затем произошло то и так далее. Но по мере того, как учащиеся начинают читать больше информационного текста, они будут сталкиваться с дополнительными и более сложными текстовыми структурами, такими как сравнение, причина и следствие, проблема/решение, описание (или основные идеи и детали) и классификация. Некоторые тексты могут даже иметь несколько текстовых структур, например причинно-следственные связи, вложенные в общую последовательность событий.

Понимание структуры текста улучшает его понимание, помогая учащимся систематизировать основные идеи и вспомогательные детали по мере чтения, видеть, как разные фрагменты информации соотносятся друг с другом, и улавливать «суть» (или основную идею) всего отрывка. Без понимания структуры текста учащимся часто трудно понять смысл и увидеть, как все отдельные идеи сочетаются друг с другом, чтобы составить единое целое. Когда их просят резюмировать или интерпретировать отрывок, эти студенты могут просто как попугай повторять те детали, которые привлекли их внимание, не полностью понимая большие идеи, которые пытается донести автор. Когда учащиеся могут определить структуру текста, они могут использовать свое понимание этой структуры для построения смысла.

Четыре источника структуры текста для понимания прочитанного

Структура текста может быть явной, но чаще подразумевается. Хорошие читатели знают, как анализировать фрагмент текста, чтобы найти подсказки, которые говорят им, какой текст они читают. Автор описывает последовательность событий? Классифицирует ли отрывок набор вещей по их атрибутам? Показывает ли он причины или последствия события? Или он просто описывает или утверждает что-то, а затем предоставляет подтверждающие детали?

Существует много способов организации информационного текста, но эти четыре мощных источника текстовой структуры являются одними из самых распространенных.

  • Последовательность: Эта текстовая структура представляет собой порядок событий. Он показывает, что произошло сначала, что произошло позже и чем все закончилось. Историческое повествование, описывающее кругосветное путешествие Магеллана, может использовать структуру последовательности.
  • Причинно-следственная связь: эта структура используется, чтобы показать причины того, что произошло, последствия события или и то, и другое. Экономический анализ Великой депрессии может использовать причинно-следственную структуру для объяснения событий, приведших к краху Уолл-стрит, и его последствий.
  • Сравнение и противопоставление: эта структура показывает, чем две или более вещи похожи и чем они отличаются. Например, автор может описать общие свойства растительных и животных клеток и уникальные характеристики каждой из них.
  • Основные идеи и детали/классификация: Это общая структура для описания чего-либо. Писатель, описывающий Тадж-Махал, может начать с общего объяснения того, что это за здание, а затем углубиться в соответствующие детали его конструкции. Или писатель может описать атрибуты различных типов зданий.

Чтобы определить структуру текста, учащиеся могут начать с двух важных вопросов.

  • На какой вопрос отвечает автор? Это еще один способ осмыслить замысел автора. Возможно, они описывают, как испечь пирог (последовательность).
    Или, может быть, они объясняют последствия законодательного акта (причинно-следственная связь). Когда учащиеся определяют вопрос, на который отвечает автор, они определяют основную идею произведения и цель автора при его написании.
  • Какие сигнальные слова можно выделить в тексте? Поиск в тексте сигнальных слов, таких как «далее», «потому что», «например» или «с другой стороны», также даст ключ к пониманию структуры текста.

Повышение квалификации читателей путем сопоставления структуры текста

Карты мышления дают учащимся основу для понимания и анализа структуры текста. Они также действуют как руководство, когда учащиеся делают заметки из текста. Для учащихся школ Thinking Maps поиск сигнальных слов и организация сложных идей в логические схемы становятся второй натурой.

Например, рассмотрим следующий текст.

Существует четыре основных типа вулканов. Их можно классифицировать по тому, как они образуются, а также по размеру и форме образовавшейся насыпи.

Вулкан из шлакового конуса выглядит как тонкий конус и обычно имеет высоту менее 1000 футов. Он сформирован лавой, которая извергается из единственного отверстия в верхней части конуса. Сложный вулкан также имеет конусообразную форму, но он формируется в результате множества событий, произошедших за тысячи или миллионы лет. Эти вулканы могут достигать 8000 футов в высоту и состоят из множества толстых слоев лавы. Щитовой вулкан представляет собой широкий низкий конус, состоящий из множества широких тонких слоев лавы, образовавшихся в результате многократных извержений тонкой маловязкой лавы, которая продвигается дальше, прежде чем остынет. А лавовые купола создаются, когда лава застывает прямо у выхода, образуя округлую форму купола.

Студент, изучающий Thinking Maps, сразу узнает, что это упражнение по классификации, основанное на таких ключевых словах, как «типы» и «классифицировано». Теперь, когда они знают структуру текста, они знают, что ищут: различные типы вулканов. И вот они — шлаковый конус, составной, щит и купол, за каждым из которых стоят какие-то поддерживающие детали.

Студенты также точно знают, какую Карту они должны использовать для организации информации, которую они извлекают из отрывка: Древовидную карту.

Карты мышления также помогают учащимся анализировать сложные тексты с несколькими вложенными структурами. Например, глава учебника о Великой депрессии может иметь общую организацию секвенирования. Карта потока будет использоваться для отображения порядка основных этапов Великой депрессии и отдельных событий (подэтапов), происходящих на каждом этапе. Но внутри главы отдельные разделы или отрывки могут иметь причинно-следственную структуру, показывающую, что привело к отдельным событиям и явилось их следствием. Карты нескольких потоков будут использоваться для анализа этих причин и следствий.

Учащиеся также узнают, как извлекать информацию из Карты для написания собственного письма. Карты становятся основой для их письменного изложения, пересказа или объяснения. Создавая карту, учащиеся укрепляют свое понимание информации в тексте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *