Особенности процесса ощущения в психологии: 27. Психологические особенности ощущения и восприятия. Виды ощущений и восприятия. Закономерности ощущений. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии.

Содержание

Развитие ощущений

   Ощущения могут и должны развиваться, и начинается этот процесс сразу после рождения ребенка. Эксперименты и простые наблюдения показывают, что уже спустя незначительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов.

Ощущения разных модальностей имеют разную динамику в развитии, степень их зрелости в разные периоды разная. Сразу после рождения у ребенка наиболее развитой оказывается кожная чувствительность. Возможно, это связано с тем, что в процессе филогенеза эта чувствительность является старейшей.

Наблюдая за новорожденным, можно заметить, что ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на просто прикосновения. Наиболее чувствительны в этом возрасте губы и вся область рта. Очевидно, это связано с необходимостью питаться. Новорожденные ощущают также и боль.

Уже в первые дни после рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность.

Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

Весьма хорошо развита у новорожденных обонятельная чувствительность, особенно связанная с питанием. Новорожденные дети по запаху материнского молока определяют, есть ли в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, едва лишь почувствовав его запах.

Обонятельным ощущениям предстоит еще долго развиваться. Даже в четырех-пятилетнем возрасте обоняние ребенка далеко от совершенства.

Зрение и слух в своем развитии проходят более сложный путь, который включает в себя ряд этапов. Эти органы значительно сложнее устроены, они заняты обработкой огромных объемов информации и требуют поэтому высокой организации функционирования.

Фактически, если можно так выразиться, люди рождаются слепыми и глухими. В первые дни после рождения типичный ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Когда ребенок начинает слышать, его реакции на звук имеют характер общего двигательного возбуждения, в частности:

— ребенок вскидывает ручки,

— шевелит ножками,

— издает громкий крик.

Чувствительность к звуку постепенно повышается в первые недели жизни.

Через два-три месяца ребенок начинает находить направление на источник звука. Внешне это проявляется в том, что он поворачивает голову в сторону этого источника. Начиная с третьего-четвертого месяца, некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Как только ребенок начинает нормально слышать, у него постепенно развивается речевой слух. Он начинает отличать голос матери от голосов других людей. Уже в первые месяцы жизни гуление ребенка в своем тембре начинает коррелировать с материнским голосом.

В своих явных реакциях ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе.

В дальнейшем можно обнаружить реакцию ребенка на восприятие ритмической стороны речи и общего звукового рисунка слов.

Довольно точное различение звуков речи, создающее необходимый минимум для становления собственной речи, наступает лишь к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Способность различать гласные возникает раньше, чем способность различать согласные.

Зрение развивается у ребенка еще более медленно. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных очень низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями.

Различение цветов растет медленно. Лишь к пятому месяцу обычно наступает различение цвета, после чего ребенок начинает проявлять интерес к ярко-хроматическим предметам.

Другое препятствие, которое надо преодолеть ребенку, — рассогласование в движениях глаз. Ребенок начинает ощущать свет, но в первое время не может видеть предметы. Один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни.

На третьем месяце ребенок начинает различать предметы и лица. В это же время начинается длительный процесс развития восприятия пространства, форм предметов, их величин и удаления.

В процессе развития ощущений всех модальностей важно еще одно обстоятельство — надо научиться различать ощущения. Хотя к концу первого года абсолютная чувствительность достигает высокого уровня, различение ощущений совершенствуется и в школьные годы.

Важно отметить и то, что в динамике развития ощущения большое значение имеют индивидуальные различия: генетические особенности, здоровье ребенка, наличие довольно богатой ощущениями среды. Процессом развития ощущений в некоторых (не очень больших) пределах можно управлять: с помощью регулярных тренировок, знакомства с новыми стимулами. Развитие слуха в младенческом возрасте может составить неплохой задел для дальнейшей музыкальной карьеры.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Ощущения

  • Абсолютный порог
  • Болевые ощущения
  • Взаимодействие ощущений
  • Вибрационная чувствительность
  • Виды ощущений
  • Вкус
  • Вкусовые ощущения
  • Гаптика
  • Гиперэстезия
  • Дифференциальный порог
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Развитие ощущений и восприятия. Психология речи и лингвопедагогическая психология

Развитие ощущений и восприятия

В жизни нас окружает большое разнообразие предметов, людей, явлений, событий, которые мы одновременно воспринимаем и ощущаем.

Вот наше ухо отреагировало на раскатистый и мощный гул над головой, а глаз выхватил яркие всполохи огня, осветившие потемневшее небо; вот лицо окропили редкие мокрые капли, и вскоре тело отозвалось болью под ледяными струями воды, а пересохшие губы уловили ее свежий привкус… Мы не только восприняли это явление как грозу с громом, молниями и дождем, но и ощутили ее чувственно и физически. Вот мы откусили ярко красное яблоко и почувствовали сладость его вкуса, шероховатость кожицы и терпкость аромата. Психологи сказали бы, что яблоко мы восприняли, а его цвет, запах, текстуру и вкус ощутили.

Иными словами, мы воспринимаем предметы и явления в их сложном целом, а ощущаем их отдельные свойства и качества: звук, цвет, запах, вкус, форму, размер, характер поверхности, температуру и тому подобное.

Мы испытываем также органические ощущения, которые получаем из рецепторов, расположенных во внутренних органах: например, ощущения жажды, голода, боли, телесного холода и жара, давления крови, легкости или затрудненности дыхания.

«Ощущение и восприятие, – пишет С. Л. Рубинштейн, – теснейшим образом связаны между собой. И одно, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство». Но восприятие, – говорит С. Л. Рубинштейн, – это обычно «осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся». Ощущение же – это «отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы и два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, едины и различны» (курсив наш – И.

Р.) [377, с.177].

Определяя ощущения и восприятия, говорят также, что «они составляют сенсорно-перцептивный уровень психического отражения», так называемые образы, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств [297, с. 204].

(Данное определение как нельзя лучше указывает на непосредственную связь восприятия и речи. Так, Л. М. Веккер отмечал, что «слуховые, зрительные или кинестетические образы слов – в прямом и точном смысле этого понятия – частный случай образов и, соответственно, частный случай психических процессов», отвечают их сенсорно-перцептивному уровню, но уже не предметного, а речевого восприятия [80, с. 609]. А речевое восприятие, добавим мы, является неотъемлемой частью общего восприятия.)

Ощущения, или иначе сенсорика (от лат. sensus «чувство», «ощущение»), всегда сопрягаются с моторикой (от лат. motus «движение») – «всей сферой двигательных функций организма, объединяющей биомеханические, физиологические и психологические аспекты» [413, с. 204]. Как считал И. М. Сеченов, мышечное чувство примешивается ко всем ощущениям, усиливает их и помогает связать в единое целое. Психофизиолог М. М. Кольцова отмечает, что «за последние годы получено много фактов в исследованиях на животных и на взрослых людях, которые показывают, что именно в двигательной области объединяются нервные импульсы со всех органов чувств» [194, с. 64].

Наши ощущения очень многообразны и многолики, в связи с чем существуют различные их классификации. По характеру органов чувств издавна принято различать пять основных видов, или модальностей ощущений: 1) зрительные, 2) слуховые, 3) обонятельные, 4) осязательные, 5) вкусовые. Очень часто к этим модальностям добавляются еще и следующие виды ощущений: 6) двигательные и статические, 7) равновесия и координации движений, 8) вибрационные, 9) температурные, 10) органические. Однако и такую расширенную классификацию ощущений нельзя назвать исчерпывающей.

Более того, специализация ощущений не исключает их всевозможных взаимодействий и комбинаций. Это проявляется, например, в явлении синестезии – «слиянии качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную» [377, с. 184]. Относительно часто встречающейся формой синестезии является «цветной слух», когда качества зрительной модальности переносятся на слуховую. Хорошо известен тот факт, что таким слухом обладал А. Н. Скрябин. Автор этой книги, например, видит в цвете практически все имена людей, при этом цвета бывают яркими, насыщенными и мягкими, пастельными, а также смешанными, в зависимости от качества звука – твердого и мягкого, звонкого и глухого, дрожащего, сонорного и т. д. Явление синестезии находит свое отражение и в самом языке. Так, всем известны выражения «холодный взгляд» и «теплая улыбка», «горячее прикосновение» и «звонкий смех», «скрипучий голос» и «кричащие краски» и т. п.

В органических ощущениях, – указывает С. Л. Рубинштейн, – перцептивная, сенсорная чувствительность сливается с аффективной. Недаром говорят «ощущение жажды» и «чувство жажды», «чувство голода» и «ощущение голода». «Все органические ощущения имеют более или менее острый аффективный тон, более или менее яркую аффективную окраску. Таким образом, в органической чувствительности представлена не только сенсорика, но и аффективность» [377, с. 191].

Мы бы сказали, однако, что не только органические, но и прочие ощущения могут быть сплетены с различными сторонами психики – с аффективными и иными психическими состояниями, эмоциональными и познавательными процессами.

Наши сложные и многоликие ощущения входят в структуру восприятий, которые также имеют виды или модальности, однако, поскольку мы воспринимаем вещи и явления в их сложном целом, эти модальности определяются по тому, какой орган чувств, или анализатор, играет в том или ином случае восприятия ведущую роль. Таким же образом обычно выделяют слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые и двигательные восприятия. Но такая трактовка видов восприятий, конечно же, представляется упрощенной и необходима для их анализа, потому что любое восприятие, как правило, является смешанным – полимодальным: в нем задействуются сразу все возможные виды анализаторов. Известный психолог В. А. Артемов приводит пример созерцания водопада, восприятие которого мы называем зрительным. «Но не следует забывать, – говорит он, – что в восприятии водопада имеются также слуховые и двигательные ощущения» [22, с. 104]. Однако и такое объяснение восприятия водопада является, на наш взгляд, неполным, поскольку наверняка вы почувствуете запах этого водопада, прохладу, влажность и вкус долетевших до вас водяных брызг. К вашему восприятию, несомненно, примешаются яркие эмоции, эстетические впечатления и переживания. Такое восприятие будет считаться уже сложным. Любое эстетическое восприятие является сложным; к сложным видам восприятий относятся также восприятия пространства и времени.

Мы воспринимаем тот или иной предмет, то или иное явление на основе ощущений, и все же восприятие не исчерпывается содержанием этих образующих его ощущений. Действительно, в процессе восприятия к нашим ощущениям присоединяются определенные эмоции и чувства, представления и понятия, образы фантазии, возникавшие в нашем прошлом опыте. Так, вы бывали когда-нибудь ночью в лесу? Там ствол отдаленного дерева может представиться зловещей фигурой незнакомого человека, а его раскидистые ветви – цепкими руками, пытающимися схватить вас за одежду. Там огоньки светлячков могут показаться глазами хищного зверя, а тени шелестящих листьев – шуршащими крыльями летучих мышей. Несомненно, такое восприятие ночного леса характерно для человека, которым движет страх и беспокойство: к его ощущениям явно примешиваются образы фантазии.

Иногда говорят, что наше восприятие селективно. Из всей массы вещей и явлений мы выхватываем и воспринимаем в данный момент то, что вызвало наибольший интерес и внимание.

Восприятие одних и тех же вещей у разных людей могут отличаться в зависимости от их прошлого опыта, профессии, интересов. Припоминается случай, когда во время ремонта квартиры маляр поставил ведро с краской на прикрытое полиэтиленом старинное пианино – им оно воспринималось не иначе, как удобная подставка.

Под влиянием настроения, чувств, эмоций, различных психических состояний восприятие вещей может оказаться разным и у одного и того же человека. Так, сегодня вы проснулись в прекрасном расположении духа, и снегопад за окном показался вам чудесной зимней сказкой, а на следующий день под воздействием обстоятельств ваше настроение ухудшилось, появилась головная боль или простуда, и тот же снегопад стал восприниматься как проклятие судьбы. А вспомните, какими яркими красками расцветает мир, когда человек находится в состоянии влюбленности. Тогда обостряются и становятся богаче все ощущения и жизнь воспринимается как сплошной праздник. Но как меркнет и чернеет этот мир, когда наступает стресс или депрессия.

Подобная зависимость восприятия от прошлого опыта, эмоций, настроения, знаний называется апперцепцией. Апперцепция делает восприятие более объемным, глубоким, содержательным, но иногда она же его и ограничивает, превращает в несколько одностороннее, а порой и искаженное, что можно увидеть в приведенных выше примерах. И тем не менее, в каждом акте перцепции имеется факт апперцепции. Например, даже тогда, когда мы просто слышим какой-то звук или видим какой-то цвет, наш мозг, чтобы их воспринять и распознать, автоматически сличает этот звук или цвет с теми «акустическими» и «цветовыми» эталонами, которые уже были в нем запечатлены.

Ощущения иногда называют каналами восприятия: по ним информация о внешнем мире и внутренних состояниях человека поступает в его мозг, предоставляя человеку возможность впитывать эту информацию и ориентироваться в окружающей среде. Нередки факты, когда дети, в раннем детстве помещенные в закрытые стены дома ребенка или узкую кроватку больницы и лишенные возможности видеть, слышать, обонять и осязать краски, звуки, запахи и предметы большого внешнего мира, начинали резко отставать от своих сверстников в своем психическом развитии. У взрослых же людей в подобном случае изоляции могут развиться психические расстройства, они могут впасть в состояние сна или апатии. Хорошо известно, например, что такое явление, как световая депривация – нехватка солнечного света вследствие долгой зимы или иной причины, может вызвать состояние депрессии.

Для того, чтобы восприятие окружающего мира было полным, ярким, насыщенным, для того, чтобы мозг питался новой информацией, наши каналы восприятия нужно постоянно «прочищать» и расширять. Особенно необходимо это становится во взрослом и пожилом возрасте, когда начинает наблюдаться естественный процесс сужения этих каналов.

Спросите себя, давно ли вы наблюдали, как зимним вечером, нежно мерцая, кружились снежинки в волшебном свете фонаря? Давно ли вы ощущали, как свеж и сладок на вкус морозный воздух? Давно ли вы замечали бездонную синеву звездного неба? Думается, что давно. Ведь это ребенок радуется, ловя губами солоноватые дождинки и ощущая всей кожей их живительную прохладу; это он видит, как утоляют жажду росой нарядные ромашки, это он слышит звон голубых полевых колокольчиков… Куда уходит то ощущение чуда, когда мы становимся взрослыми, возможно ли вернуть его? – Мы ответим, что возможно. И обязательно нужно. Потому что вместе с возвращенным ощущением чуда и полноты жизни к нам придет и новая, необходимая нам иноязычная речь. Придет так, как приходит к ребенку речь родная: вместе с запахом дождя и красками полевых цветов, вместе с движением танца и звуками соловьиных трелей.

Иноязычная речь придет к нам по всем каналам восприятия не только в виде лингвистической информации, но и в виде целого оркестра сопровождающих ее ощущений: звуковых, зрительных, обонятельных, осязательных, двигательных, которые вольются в речевые образы, и, даже оставшись частично на периферии сознания, закрепят эту лингвистическую информацию в нашей памяти. Именно поэтому Г. Лозанов придавал такое большое значение периферийному восприятию, т. е. восприятию, действующему на окраине сознания и даже за его пределами. «В захлестнутом информацией современном мире, – писал Г. Лозанов, – было бы неоправданно концентрировать наше внимание только на той информации, которая сознательно попадает в эту категорию (т.  е. осознанной информации. – И. Р.). Вне ее имеется другая информация, которую мы усваиваем благодаря периферийной перцепции (курсив наш. – И. Р.). Эта перцепция организована сложным образом и осуществляется не только вне области сознательного внимания, но и внутри этой области, в микроструктуре воспринимаемых элементов. Всеобъемлющее и одновременное использование процессов сознательного и бессознательного восприятия позволяет справиться с большим объемом знаний. Это также относится и к другим бессознательным функциям, которые могут быть использованы в различных целях одновременно и совместно с сознательными функциями» [250, с. 92].

Для обеспечения более широкого и объемного восприятия наши ощущения, чувства, да и сами органы чувств, необходимо тренировать и развивать. С этой целью в ИЛПТ и используются специальные психотехники – упражнения по раскрытию всех каналов восприятия, – которые выполняются на иностранном языке и для его постижения. Приведем лишь некоторые примеры таких упражнений.

Так, к теме изучения названий цветов мы подобрали различные музыкальные отрывки, которые попросили во время прослушивания увидеть в цвете (для большего обострения чувств и ощущений прослушивание проходило в полной темноте). В частности, были предложены: 1) фрагмент «Испанского танца» (Э. Грандоса), который ученики представили в мощных и ярких красках – красных и оранжевых, со всполохами золотого, рыжего и лилового, как огонь, цветов; 2) фрагмент «Лебедя» (К. Сен-Санса), который был увиден в мягких, пастельных, бело-голубых и бело-розовых тонах; 3) отрывок из музыкального произведения Ж.-М. Жарра «Кислород», который вызвал ассоциации со сложными оттенками бирюзового, как глубины вод, совершенно прозрачного, как пузырьки воздуха, и глубокого синего, как пространство космоса, цвета, 4) отрывок из музыки Р. Вагнера к опере «Гибель богов», который произвел впечатление чего-то темного, черного, тревожного, устрашающего, а также 5) фрагмент симфонической картины М. Чюрлёниса «Лес», который ученики увидели в сочно-зеленых и солнечно-желтых красках. Как можно заметить, это упражнение дает человеку возможность ощутить синестезию звука и цвета.

Следующее упражнение предназначено для раскрытия и расширения канала обонятельного восприятия и обогащения его иными модальностями перцепций. Для большего обострения чувств и ощущений оно также проводилось в полной темноте. Суть этого упражнения заключалась в том, что ученикам предлагалось «вслепую» понюхать три разных аромата, связать эти запахи с личными воспоминаниями или фантазиями и рассказать на их основе короткую историю, а также сделать зарисовку своих ассоциаций (уже, конечно, при свете) акварельными красками и цветными карандашами. Все запахи были сложными, неоднозначными, состоящими из различных компонентов, а потому не просты для восприятия. Так, в детскую вишневую микстуру от кашля мы добавили ложку клубничного варенья и несколько капель лимонного сока – получился первый аромат. Следующий аромат представлял собой смесь запахов всевозможный кулинарных специй: корицы, гвоздики, черного перца, укропа, кардамона, миндального ореха и т.  п. И третий аромат состоял из запаха капли французских духов, душистого цветочного мыла, мужского крема для бритья и нежного детского талька. На основе этих ароматов было придумано множество историй, реальных и сказочных: о первой любви – светлой и грустной, о волшебных яблоках, дарующих молодость и здоровье, о коварной колдунье, варящей на огне свое страшное зелье. Было нарисовано много чудесных рисунков: персиковых садов, рождественских пирогов, прекрасных незнакомок и даже пира пиратов.

Здесь мы отчетливо видим, насколько сложно и неоднозначно наше восприятие, насколько связано оно с другими психическими процессами. И в наших силах сделать его еще богаче и глубже, чтобы воспринимать этот мир во всей его полноте и красоте, а вместе с ним и иноязычную речь, как важную и неотъемлемую его частичку, которую, превратив в живой организм при помощи наших чувств, эмоций и ощущений, можно человеку привить и развить.

Одно из самых действенных и любимых учениками упражнений, или психотехник, по развитию всех видов ощущений и восприятий – «оживление» известных картин природы. Можно раздать ученикам, например, репродукции известных произведений художников из коллекции Третьяковской галереи и попросить не только описать эти картины на иностранном языке, но и передать настроение каждой картины, выразить те эмоции, которые она вызывает у зрителя. Нужно, чтобы они прочувствовали ощущения цвета и света, холода и тепла, влаги и сухости, которые исходят из этой картины, чтобы услышали в ней звуки, почувствовали в ней запахи. Вот, например, картина И. К. Айвазовского «Черное море». Выполненная в мрачноватых, сине-свинцовых тонах она вызывает чувство тревоги. Серое небо нависает так низко, что возникает ощущение тяжести и давления туч. Можно почувствовать плотную влагу, которой напоен воздух, ощутить йодистый запах морской воды и невидимых водорослей, услышать перекаты морских волн, крики редких чаек и далекие раскаты грома, почувствовать брызги ледяных капель на лице и ощутить их солоновато-горький вкус… А вот иная картина – «Рожь» И. И. Шишкина. Эта картина спокойная и теплая. Она напоена запахом созревших злаков, полевых трав и хвои придорожных сосен. В ней слышится стрекот кузнечиков и жужжание пчел. И если она и дышит одиночеством, то одиночеством светлым, как бегущая вдаль дорога и само уходящее лето.

Еще один вид упражнений – для развития слухового восприятия – это придумывание рассказов и разыгрывание сценок на основе череды прослушанных шумов. Шумы могут быть хорошо опознаваемыми, например, топот ног по лестнице и свист полицейского (милиционера), а также такие, которые допускают различные толкования, например, шипение змеи или масла на сковородке. Здесь к тренировке уха добавляется движение и так же, как и в предыдущих упражнениях, происходит развитие всех прочих психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, которые, в свою очередь, помогают развиваться речи.

Таким образом, все наши упражнения, хоть и имеют определенную направленность, скажем, развитие слухового или зрительного восприятия, отражают связь и взаимозависимость всех психических процессов и, действительно, полифункциональны. В следующей главе мы поговорим о развитии внимания и памяти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Развитие восприятия

Развитие восприятия Одним из важных элементов обучения ребенка является сформированное восприятие. К школе необходимо сформировать понятие величины и формы предметов. Значительно сложнее формируется цветовое восприятие, особенно оттенков, пространственные

Развитие восприятия

Развитие восприятия Восприятие – это процесс и результат целостного отражения человеком и животными явлений и вещей окружающей действительности, а также предметных ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны

Изменение интимных ощущений

Изменение интимных ощущений • Многим женщинам не хочется заниматься сексом в течение нескольких месяцев после родов. Виной тому – послеродовая депрессия, сильная усталость. Кроме того, всепоглощающая близость с ребенком может привести к психологическому истощению, и

Игры для совершенствования восприятия предметов в пространстве

Игры для совершенствования восприятия предметов в пространстве Предлагайте малышу более сложные задания, например:? Игра с несколькими предметами. Воздействуя на одни, малыш изменяет в пространстве положение других (игры с гирляндами игрушек).? Катание предметов. Малыш

3.1. Общая характеристика музыкального восприятия

3.1. Общая характеристика музыкального восприятия Музыкально-познавательные процессы представляют собой психические процессы, предметом и областью развертывания которых является музыка. Общая психология называет в качестве основных познавательных процессов ощущение,

3.

2. Апперцепционная обусловленность музыкального восприятия

3.2. Апперцепционная обусловленность музыкального восприятия Психология музыкального восприятия выделяется в отдельную область по отношению к исследованиям музыкального мышления также по признаку значительной роли жизненного опыта слушателя в музыкальном

3.3. Современные представления о сущности музыкального восприятия

3.3. Современные представления о сущности музыкального восприятия При определении сущности музыкального восприятия прежде всего возникает вопрос о том, что именно воспринимает слушатель. Одна из особенностей музыки как искусства заключается в существовании двух

3.4. Особенности восприятия музыки детьми

3.4. Особенности восприятия музыки детьми Музыкальное восприятие имеет, помимо прочих, возрастные закономерности. Процесс восприятия музыки начинается в раннем детском возрасте, и психические особенности ребенка на каждом возрастном этапе оказывают воздействие на ход

4.4. Единство восприятия, мышления и воображения в музыкальной деятельности

4.4. Единство восприятия, мышления и воображения в музыкальной деятельности Музыкальное восприятие и музыкальное мышление как познавательные процессы имеют продолжение и развитие в процессе музыкального воображения. Это отражает общую логику выстраивания психических

Поиск оптимального метода восприятия новой информации

Поиск оптимального метода восприятия новой информации Дима мечтает стать пилотом. У влечение одиннадцатилетнего мальчика авиацией так сильно, что он мастерит сложные модели самолетов и охотно отвечает в Интернете на вопросы викторины по различным типам самолетов. Дима

Различительное распознавание форм и зрительно-тактильно-мускульные восприятия

Различительное распознавание форм и зрительно-тактильно-мускульные восприятия Плоские геометрические вкладки из дерева. Мысль о таких вкладках впервые возникла у Итара, впоследствии и Сеген применял их.В школе для отсталых детей я мастерила и применяла эти вкладки в

Коллекционирование определяет разрешающую способность восприятия ребенка, задает матрицу его дальнейших поисков

Коллекционирование определяет разрешающую способность восприятия ребенка, задает матрицу его дальнейших поисков Дети всегда что-то собирают, тащат к себе в угол, набивают карманы, прячут под подушку. К удивительным и очаровывающим предметам хочется еще раз

20. Восприятие движения и движение восприятия

20.  Восприятие движения и движение восприятия Возраст: 5–8 месяцевУровень сложности: высокийОбласть исследований: чувственное восприятиеЭкспериментПроведите этот эксперимент дважды: с пяти– или шестимесячным ребенком, пока он еще не начал ползать, и вскоре после его

Развитие рук

Развитие рук На предыдущем этапе, когда вы клали маленький кусочек еды в пределах досягаемости ребенка, он подгребал его к себе и подгонял его к кончикам своих пальцев, через некоторое время захватывая его большим и указательным пальцами. На этом этапе, попрактиковавшись

Проверка восприятия

Проверка восприятия Некоторые из наших решений основаны на ложных допущениях. Мы-то знаем, о чем думаем и что имеем в виду, но восприятие ребенка может оказаться совершенно иным.В юмористических комиксах про Кельвина и Гоббса Кельвин спрашивает маму:–?Я хочу есть, можно

Заметки об ощущениях и восприятии – подготовка к тесту Каплана

/in AP Psychology /от admin

  • Ощущение: Процесс, посредством которого сенсорные рецепторы получают информацию из окружающей среды; включает зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, а также вестибулярные и кинестетические чувства.
  • Преобразование: Преобразование одной формы энергии в другую, например, когда стимулы окружающей среды преобразуются в нервные сигналы.
  • Рецепторы: Специализированные структуры, которые обнаруживают определенные типы внешних раздражителей и преобразовывают их в нейронные сигналы.
  • Абсолютный порог: Минимальная стимуляция, необходимая для обнаружения определенного стимула в 50% случаев.
  • Едва заметная разница (JND): Наименьшее изменение стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев.
  • Закон Вебера: Утверждает, что размер JND прямо пропорционален силе первоначального раздражителя.
  • Теория обнаружения сигналов (SDT): Теория, объясняющая, как люди различают значимые сенсорные сигналы и случайный шум.
  • Роговица: Прозрачный защитный внешний слой глаза, преломляющий световые волны для обеспечения правильной фокусировки.
  • Радужка: Часть мышечной ткани, расположенная за роговицей и помогающая глазу регулировать количество попадающего света. Он придает глазу свой цвет.
  • Зрачок: Небольшое регулируемое отверстие, суженное или расширенное радужной оболочкой. Сужение уменьшает количество проникающего света, а расширение увеличивает количество поступающего света.
  • Линза: Прозрачная структура, расположенная позади зрачка и способная регулировать свою форму, преломляя свет для правильной фокусировки (работая с роговицей).
  • Аккомодация: Процесс, при котором хрусталик меняет форму, чтобы сфокусироваться на близких или удаленных объектах, регулируя то, как свет попадает на сетчатку.
  • Склера: Белая часть глаза, обеспечивающая структурную поддержку и содержащая кровеносные сосуды.
  • Сетчатка: Светочувствительная внутренняя поверхность глаза, содержащая обширную сеть фоторецепторов.
  • Фоторецепторы: Специализированные светочувствительные нейроны сетчатки, преобразующие свет в нервные импульсы; включает палочки и колбочки.
  • Стержень: Тип фоторецептора, который обрабатывает черный, белый и серый свет; сосредоточены на периферии сетчатки.
  • Конус: Тип фоторецептора, который различает цвета и обнаруживает мелкие детали в условиях хорошего освещения; сгруппированы в фовеа.
  • Фовеа: Небольшое углубление в центре сетчатки, содержащее наибольшую концентрацию колбочек.
  • Острота зрения: Способность видеть мелкие детали.

 

 

Теги: AP Психология
Поделиться этой записью
    0 0 администратор http://wpapp.kaptest.com/wp-content/uploads/2020/09/kaplan_logo_purple_726-4.png admin2020-04-20 23:45:242020-09-11 20:39:57AP Психология: заметки об ощущениях и восприятии

    Нужна помощь?

    Позвоните по телефону 1-800-KAP-TEST или напишите по адресу customer. [email protected]

    За пределами США или Канады?

    Посмотреть наши международные программы

    Курсы по местонахождению

    Полезные ссылки

    © Copyright Kaplan, Inc. Все права защищены.

      AP Psychology: Примечания по социальной психологии AP Правительство и политика США: пример применения концепции

      12.1C: Сенсорные модальности — Медицина LibreTexts

      1. Последнее обновление
      2. Сохранить как PDF
    • Идентификатор страницы
      7652
    • Сенсорная модальность (также называемая модальностью стимула) — это аспект стимула или то, что воспринимается после стимула.

      Цели обучения
      • Описать сенсорные модальности периферической нервной системы

      Ключевые точки

      • К основным сенсорным модальностям относятся: свет, звук, вкус, температура, давление и запах.
      • Широко приемлемое определение чувства: система, состоящая из группы типов сенсорных клеток, реагирующих на определенное физическое явление и соответствующих определенной группе областей в мозгу, где сигналы принимаются и интерпретируются.
      • Мультимодальное восприятие — это способность нервной системы млекопитающих комбинировать различные входы сенсорной системы. Ноцицепция (физиологическая боль) сигнализирует о повреждении нерва или ткани. Три типа болевых рецепторов: кожные (кожа), соматические (суставы и кости) и висцеральные (органы тела).
      • Проприоцепция, кинестетическое чувство, обеспечивает теменную кору головного мозга информацией об относительном положении частей тела.

      Ключевые термины

      • терморецепция : Физиологическая реакция на относительные или абсолютные изменения температуры.
      • модальность : Также известная как модальность стимула, это одна из характеристик сложного стимула; например, температура, давление, звук или вкус.
      • utricle : Стимулирует волосковые клетки внутреннего уха для обнаружения движения и ориентации.
      • saccule : Слой сенсорных клеток, расположенный во внутреннем ухе, который преобразует движения головы в нервные импульсы, которые мозг может интерпретировать.
      • циркадный : Любой биологический процесс, демонстрирующий эндогенные увлекаемые колебания продолжительностью около 24 часов.
      • ультрадиан : Повторяющийся период или цикл, повторяющийся в течение 24-часового циркадного дня.
      • механорецепция : Физиологическая реакция на механические воздействия, такие как давление, прикосновение и вибрация.
      • биполярная клетка : Специализированный сенсорный нейрон для передачи особых чувств.

      Восприятие

      Чувства — это преобразователи физического мира в царство разума. Еще одно общепринятое определение чувства: система, состоящая из группы типов сенсорных клеток, реагирующих на определенное физическое явление и соответствующих определенной группе областей мозга, где принимаются и интерпретируются сигналы.

      Споры о количестве органов чувств обычно возникают вокруг классификации различных типов клеток и их сопоставления с областями мозга.

      Сенсорные модальности

      Сенсорная модальность (также называемая модальностью стимула) — это аспект стимула или то, что воспринимается после стимула. Термин сенсорная модальность часто используется взаимозаменяемо с смыслом. К основным сенсорным модальностям относятся: свет, звук, вкус, температура, давление и запах.

      Световая модальность

      Сенсорная модальность зрения — свет. Чтобы воспринять световой раздражитель, глаз должен сначала преломить свет так, чтобы он попал прямо на сетчатку. Преобразование света в нейронную активность происходит через фоторецепторы сетчатки.

      Когда частица света попадает на фоторецепторы глаза, фотопигмент фоторецептора претерпевает химическое изменение, приводящее к возникновению цепочки химических реакций. Сообщение отправляется на нейрон, называемый биполярной клеткой, с помощью нервного импульса. Наконец, сообщение отправляется в ганглиозную клетку, а затем, наконец, в мозг.

      Звуковая модальность

      Сенсорная модальность слуха — это звук. Звук создается давлением воздуха. Вибрирующий объект сжимает окружающие его молекулы воздуха по мере своего движения к данной точке и расширяет молекулы по мере удаления от этой точки.

      Барабанная перепонка стимулируется вибрациями воздуха. Он собирает и посылает эти вибрации рецепторным клеткам. Косточки (три крошечные косточки в среднем ухе) передают колебания заполненной жидкостью улитке (спиральному слуховому органу внутреннего уха в форме раковины). Колебания проходят через жидкость в улитке, где воспринимающий орган способен их ощущать.

      Вкусовая модальность

      Вкусовые стимулы встречаются рецепторными клетками, расположенными во вкусовых сосочках на языке и глотке. Рецепторные клетки распределяются по разным нейронам и передают информацию об определенном вкусе в одном мозговом ядре.

      Восприятие вкуса создается путем объединения нескольких сенсорных входов. Различные модальности помогают определить восприятие вкуса.

      Температурная модальность

      Температурная модальность Возбуждает или вызывает симптом через холодную или горячую температуру. Кожная соматосенсорная система обнаруживает изменения температуры.

      Тепловые стимулы от гомеостатической уставки возбуждают температурно-специфические чувствительные нервы в коже. Специфические термочувствительные волокна реагируют на тепло и на холод.

      Метод давления

      Тактильная стимуляция может быть прямой, например, через телесный контакт, или косвенной, например, с помощью инструмента или зонда. Тактильное восприятие дает информацию о кожных раздражителях (давление, вибрация и температура), кинестетических раздражителях (движения конечностей) и проприоцептивных раздражителях (положение тела).

      Обоняние Модальность

      Обоняние называется обонянием. Материалы постоянно выделяют молекулы, которые попадают в нос или всасываются при дыхании. Внутри носовых камер находится нейроэпителиальная выстилка.

      Он содержит рецепторы, ответственные за обнаружение молекул, которые достаточно малы, чтобы чувствовать запах. Затем эти рецепторные нейроны образуют синапс на обонятельном черепном нерве, который отправляет информацию в обонятельные луковицы в головном мозге для начальной обработки.

      Мультимодальное восприятие

      Мультимодальное восприятие — это способность нервной системы млекопитающих комбинировать все различные входные данные сенсорной системы, что приводит к усиленному обнаружению или идентификации определенного стимула.

      Интеграция всех сенсорных модальностей происходит, когда мультимодальные нейроны получают сенсорную информацию, перекрывающуюся с различными модальностями. Мультимодальное восприятие вступает в силу, когда одномодальный стимул не вызывает реакции.

      Мультисенсорное восприятие : Это диаграмма того, как мультимодальное восприятие создается путем наложения и комбинирования различных входных сигналов от сенсорных систем.

      Дополнительные чувства

      Равновесие (или эквилибриоцепция) — это чувство, которое позволяет организму ощущать движение тела, направление и ускорение, а также достигать и поддерживать постуральное равновесие и равновесие. Органом эквилибриоцепции является вестибулярная лабиринтная система, расположенная в обоих внутренних ушах.

      С технической точки зрения, этот орган отвечает за два чувства: угловой момент и ускорение (известные вместе как эквилибриоцепция). Вестибулярный нерв проводит информацию от сенсорных рецепторов в трех ампулах, каждая из которых воспринимает движение жидкости в трех полукружных каналах, вызванное трехмерным вращением головы.

      Вестибулярный нерв также проводит информацию от маточки и мешочка; они содержат волосовидные сенсорные рецепторы, которые изгибаются под весом отолитов (маленьких кристаллов карбоната кальция), которые обеспечивают инерцию, необходимую для обнаружения вращения головы, линейного ускорения и направления гравитационной силы.

      Внутреннее ухо : Анатомия внутреннего уха с изображением маточки, мешочка и вестибулярного нерва.

      Термоцепция – ощущение тепла или отсутствия тепла (холода) кожей и внутренними кожными путями. Восприятие изменений температуры в этих областях называется тепловым потоком (скоростью теплового потока).

      Существуют специализированные рецепторы холода (снижение температуры) и тепла. Холодовые рецепторы определяют направление ветра, что является важной частью обоняния животного. Рецепторы тепла чувствительны к инфракрасному излучению и могут встречаться в специализированных органах, например, у гадюк.

      Терморецепторы кожи сильно отличаются от гомеостатических терморецепторов головного мозга (гипоталамуса), которые обеспечивают обратную связь по внутренней температуре тела.

      Проприоцепция, кинестетическое чувство, обеспечивает теменную кору головного мозга информацией об относительном положении частей тела. Неврологи проверяют это чувство, предлагая пациентам закрыть глаза и коснуться своего носа кончиком пальца. Предполагая правильную проприоцептивную функцию, человек никогда не потеряет осознание того, где на самом деле находится его рука, даже если она не обнаруживается ни одним из других органов чувств. Проприоцепция и осязание неявно связаны между собой, и их нарушение приводит к глубокому и удивительному дефициту восприятия и действия.

      Ноцицепция (физиологическая боль) сигнализирует о повреждении нервов или других тканей. Три типа болевых рецепторов: кожные (кожа), соматические (суставы и кости) и висцеральные (органы тела).

      Раньше считалось, что боль — это просто перегрузка рецепторов давления, но исследования первой половины 20 века показали, что боль — это особое явление, которое переплетается со всеми другими чувствами, включая осязание.

      Хроноцепция относится к тому, как воспринимается и переживается течение времени. Хотя чувство времени не связано с конкретной сенсорной системой, психологические и нейробиологические исследования показывают, что в человеческом мозгу есть система, управляющая восприятием времени.

      Он состоит из высокораспределенной системы, включающей кору головного мозга, мозжечок и базальные ганглии. Один конкретный компонент, супрахиазматическое ядро, отвечает за циркадный (суточный) ритм, в то время как другие кластеры клеток, по-видимому, способны вести более короткий (ультрадианный) хронометраж.

      ЛИЦЕНЗИИ И АВТОРСТВО

      CC ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОДЕРЖИМОЕ, ​​ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ РАНЕЕ

      • Курирование и пересмотр. Автор : Boundless.com. Предоставлено : Безграничный.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

      CC ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОДЕРЖИМОЕ, ​​ОПРЕДЕЛЕННОЕ АВТОРСТВО

      • Senses. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Чувства. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Чувства. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense%23Definition . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Физиология человека/Чувства. Предоставлено : Wikibooks. Расположен по адресу : en.wikibooks.org/wiki/Human_Physiology/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Чувства. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense%23Other_internal_senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense%23Culture . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Чувства. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//physiology…hermoreception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//physiology…chanoreception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//physiology/definition/photoreception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Пять чувств. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Five_senses.jpg . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Восприятие. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Perception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Ощущение (психология). Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en. Wikipedia.org/wiki/Sensation_(psychology) . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Восприятие. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Perception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Восприятие. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Perception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • сенсация. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/sensation . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • трансдукция. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/transduction . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Пять чувств. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Five_senses.jpg . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Цвет оптической иллюзии — розовый. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : commons.wikimedia.org/wiki/Fi…ion_-_pink.jpg . Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Авторское право
      • Восприятие. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en. Wikipedia.org/wiki/Perception . Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Авторские права
      • Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Улитка. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Cochlea . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Утрадианский ритм. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Ultradian_rhythm . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Саккула. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Saccule . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Циркадный ритм. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Circadian_rhythm . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Модальность стимула. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Stimulus_modality . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Косточки. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Ossicles . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Сенсорная система. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sensory_system%23Modality . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense%23Other_senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense%23Traditional_senses . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Смысл. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sense . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Ощущение (психология). Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Sensation_(psychology) . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www.boundless.com//physiology/definition/thermoreception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Расположен по адресу : www. boundless.com//physiology/definition/mechanoreception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • модальность. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/modality . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Пять чувств. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Five_senses.jpg . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Цвет оптической иллюзии — розовый. Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : commons.wikimedia.org/wiki/File:Color_optical_illusion_-_pink.jpg . Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Авторское право
      • Восприятие. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Восприятие . Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Авторское право
      • Саккула. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Saccule . Лицензия : CC BY: Attribution
      • Мультисенсорный.jpg. Предоставлено : Wikipedia Commons. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Multisensory.jpg . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

      12.1C: Sensory Modalities распространяется по лицензии CC BY-SA, автором, ремиксом и/или куратором является LibreTexts.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *