Особенности процесса ощущения: 27. Психологические особенности ощущения и восприятия. Виды ощущений и восприятия. Закономерности ощущений. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии.

Детский сад № 19 Василеостровского района СПб

Меню сайта
Другое дело
Права ребенка
Здоровая Россия
Растим детей
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Проблема формирования сенсорных эталонов детей с проблемами в развитии в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие ученые как, Е. З. Безрукова, В. В. Богусловский, Б. Н. Блехер, А. А. Венгер, А. В. Запорожец, Б. Н. Блехер, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель и др. Эта проблема остается актуальной и в современной специальной дошкольной педагогике.

Знание системы сенсорных эталонов составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. (1.)

Эталонная система включает в себя основные цвета спектра, пять форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), три величины. Поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребёнка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах (Пилюгина И. Г.). Исследования показывают, что дети сначала выполняют выбор по форме, потом по величине, потом по цвету. Овладение эталонами осуществляется в продуктивных видах деятельности (Мухина В. С.).

Эталонами формы, — отмечает Венгер Л. А., — служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом. Плоскостные фигуры являются более обобщёнными по сравнению с объёмными.

Они отображают наиболее существенную часть для восприятия формы предмета – его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объёмных и плоскостных предметов. Так круг, например, выражает особенности формы мяча и тарелки. Это даёт основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Выделение наряду с ними объёмных фигур может вызвать лишь дополнительные трудности. Ознакомление детей с эталонами формы является частью сенсорного воспитания ребёнка.

В новых условиях развития общества, от умения правильно организовать чувственное и рациональное познание на разных возрастных периодах зависит дальнейшее полноценное развитие. Для детей с недостатками интеллекта  и двигательными нарушениями характерно большое отставание в сроках сенсорного развития, из-за замедленного темпа развития всего дошкольного периода, что приводит к трудностям в обучении в школе. Поэтому именно сенсорное развитие является чрезвычайно важной проблемой воспитания и образования.

Сенсорное воспитание – это совершенствование ощущений, восприятий, представлений, которые играют роль в непосредственном чувственном познании действительности (Венгер Л.А., Виноградова А.Д., Поддъяков Н.П.). «Сенсорное воспитание имеет своей целью развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Оно имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, для формирования у него высших корковых функций, что является необходимой предпосылкой для успешного обучения в школе».

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование развития у человека сенсорных процессов: ощущения, восприятия, представления (Люблинская А.А., Матюхина М.В.). Содержание и методы сенсорного воспитания в дошкольной педагогике опирается на выше указанные процессы.

Таким образом, предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость, мягкость и т. д. звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Отсюда следует, что чувственное восприятие окружающего составляет основу представления. Характер этих представлений их точность, отчетливость, полнота зависит от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности.

Окружающая действительность воздействует на наши органы чувств (ухо, глаз, окончания чувственных порогов в коже и т.д.), вызывает ощущения.

Например, по мнению А.А. Люблинской, ощущение – это отражение в мозгу свойств материальной действительности, непосредственно действующих на анализаторы» (8, 135с).

Следовательно, ощущение сигнализирует нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. И это дает человеку ориентироваться в окружающих условиях и контролировать свои действия.

«Различные виды ощущений, отмечает С. Я. Рубинштейн,- результат воздействия различных раздражителей на различные анализаторы. Существуют зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные ощущения. Двигательные ощущения являются отражением положения наших конечностей, их движения и степени прилагаемого пи этом усилия(11, 56-57с).

На основе ощущений возникает более сложный психический процесс- восприятие. Восприятие является отражением целостных предметов, обладающих рядом свойств. Восприятие отличается от ощущения тем, что в его состав входят не только впечатления, но и следы ранее пережитых действий. Чем больше ощущений, тем богаче восприятие (Виноградова А. Д. Рубинштейн С.Я.). С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, является результатом их переработки, поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на восприятие (3, 3с).

Как отмечает Венгер Л.А., при отсутствии специального сенсорного воспитания развитие восприятия происходит целиком в контексте практической деятельности ребенка, в связи с выделенными его практическими и познавательными задачами, причем необходимые перцептивные действия складываются стихийным путем.

Перцептивные действия (рассматривания, ощупывания, выслушивания) являются видом ориентировочных действий, при их помощи производится обследование предметов и явлений и построение образов, ориентирующих и регулирующих практическое поведение. В процессе обследования осуществляется как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый субъекту «язык». Таким «языком» в разных форматах перцептивных действий является системы выработанные обществом и усваиваемых каждым человеком сенсорных эталонов – общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Применение сенсорных эталонов в перцептивном действии происходит при помощи перцептивных операций – способов опробования имеющихся эталонов и их сочетаний, соотнесения с обследуемыми свойствами, установления соответствия или несоответствия этим свойствам (2, 11с).

Таким образом, развитие ощущений и восприятий в дошкольном возрасте происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируется в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

В исследованиях Аванесовой В.Н., Поддъякова Н.П. отмечено, что развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления: ребенок 5-6 лет уже хорошо различает форму предметов, их величину, цвет и т. д.; ребенок воспринимает предметы поверхностно. Надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета, явления и воспринимать их с особой тщательностью. Сенсорное развитие — это еще совершенствование представлений. А точность представлений зависит от сохранности восприятия. Степанов А.А. «Представление — это вторичные образы, возникающие, когда предметы на органы не действуют».

Из всего выше сказанного, подчеркивается актуальность в дошкольной педагогике сенсорных процессов в развитии ребенка, как дальнейшего значения в познании окружающего. Тем самым, на основе сенсорного развития возникают сложные психические процессы, как память, воображение, мышление и т. д.

 

Список используемой литературы

1. Безрукова Е.З. Введение и изучение психологии умственно отсталого ребенка. Свердловск: Сверд. Гос. Пед.инс-т, 1975. - 74с.

 

2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.:Просвещение,1988.-144с.   

3.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М. В.Матюхиной, Т.С. Михальчук. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.
4. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена,1999. - 200с.
5.Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.-М.:Просвещение,1964.
6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988. - 144с.
7. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971. - 415с.
8. Методическое письмо организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях специального назначения.  - М.: Мин-во просвещения СССР,  1978. 
9. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. - 272с.
10. Пилюгина Э.Г., Венгер А.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. –М.:Просвещение, 1988.
11. Рубинштейн С.Я. Общая психология. - М.: Педагогика, 1973. - 423с.
12.Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулина, Н.П. Поддъякова, Т.С. Комарова и др. - М.: Просвещение, 1981. - 192с.

 

Вход на сайт
Календарь

«  Июнь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

#новостиВО
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
ЭКОПОРТАЛ
Госуслуги
Санкт-Петербург
База знаний

Copyright MyCorp © 2023

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Социальная ситуация развития

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной.

Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.

Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.

Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.

Развитие познавательной сферы ребенка

В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.

С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Особенностью мышления в раннем детстве является его нерасчлененность. Ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину.

Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. И все же из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, ребенок сначала усваивает только отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в его восприятии.

Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой, а не с представляющим ее предметом. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой, жестами говорящего взрослого, улавливая по ним смысл того, что говорится.

В 3 года ребенок научается правильно применять падежи, начинает пользоваться сначала однословными предложениями, затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может комбинировать слова, объединяя их в двух-трехсловные фразы или предложения из двух слов, где есть и подлежащее и сказуемое. Потом благодаря развитию грамматической структуры речи он овладевает всеми падежами и способен с помощью служебных слов строить сложные предложения. В это же время возникает сознательный контроль за правильностью произношения речевых высказываний.

После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме.

Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. Но ребенок в возрасте от 2,5 до 3 лет не может следовать инструкциям взрослых, особенно тогда, когда надо выбирать одно действие из нескольких; он сумеет сделать данный выбор только ближе к 4 годам.

В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела, т. е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке.

К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».

Около 3 лет ребенок начинает внимательно слушать, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, сказки, стихи.

До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы.

• Пассивная речь в развитии опережает активную.

• Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.

• На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.

• Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.

• Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.

• Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.

• Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

Личностные образования

В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка.

Наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка.

В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности, возможно, кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формируют основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте.

Когда мать находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Положительная оценка поступков и личных качеств ребенка родителем формирует у него чувство уверенности в себе, веру в свои способности и возможности. Если ребенок привязан к своим родителям и они платят ему тем же, то он более послушен и дисциплинирован. Если родители доброжелательны, внимательны и стремятся удовлетворять потребности ребенка, то у него вырабатывается личная, персональная привязанность.

Если ребенок лишен постоянного положительного эмоционального контакта с матерью или близкими людьми, то у него в дальнейшем возникнут проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с другими.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

В этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Зачастую это происходит из-за стремления детей как можно быстрее познать окружающий мир.

С 1,5 лет ребенок начинает осознавать свои возможности и собственные качества личности. Двухлетний ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели.

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.

У ребенка появляется потребность в достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия.

Подготовлено специалистом центра педагогом -психологом Вервайн А. В.

по материалам Запорожец А.В. «Психологическое развитие ребенка.» М. 1986 г.

Ощущения и сенсорная обработка — нейронауки

Книжная полка NCBI. Служба Национальной медицинской библиотеки, Национальных институтов здоровья.

Purves D, Augustine GJ, Fitzpatrick D и др., редакторы. Неврология. 2-е издание. Сандерленд (Массачусетс): Sinauer Associates; 2001.

  • По соглашению с издателем эта книга доступна через функцию поиска, но не может быть просмотрена.

Неврология. 2-е издание.

Показать детали

Поисковый термин

Поверхностный вид первичной зрительной коры, иллюстрирующий паттерны нейронной активности, визуализированные с помощью методов оптической визуализации внутренних сигналов (см. вставку C в главе 12). Каждая панель иллюстрирует активность, вызванную просмотром одной тонкой вертикальной линии. Плавное продвижение активированной области от верхней левой до нижней правой панели иллюстрирует упорядоченное отображение визуального пространства. Пятнистый вид активированной области на каждой панели отражает столбчатое отображение предпочтения ориентации. Красные области наиболее активны, черные – наименее. (Любезно предоставлено Биллом Боскингом, Джастином Кроули, Томом Такером и Дэвидом Фицпатриком.)

Ощущение влечет за собой способность преобразовывать, кодировать и в конечном итоге воспринимать информацию, генерируемую стимулами, возникающими как из внешней, так и из внутренней среды, и большая часть мозга посвящена этим задачам. Хотя основные чувства — соматические ощущения, зрение, слух, вестибулярные ощущения и химические чувства — сильно отличаются друг от друга, несколько фундаментальных правил управляют тем, как нервная система взаимодействует с каждым из этих разнообразных модальностей. Высокоспециализированные нервные клетки, называемые рецепторами, преобразуют энергию, связанную с механическими силами, светом, звуковыми волнами, молекулами пахучих веществ или проглоченными химическими веществами, в нейронные сигналы, которые передают информацию о стимуле в мозг. Эти афферентные сенсорные сигналы активируют центральные нейроны, способные представлять как качественные, так и количественные аспекты стимула (что это такое и насколько он силен), а в некоторых модальностях — соматическом ощущении, зрении и слухе — местоположение стимула в пространстве. (где это).

Клиническое обследование пациентов обычно требует оценки сенсорных систем для определения характера и локализации потенциальных неврологических проблем. Поэтому знание того, где и как различные сенсорные модальности преобразуются, ретранслируются, репрезентируются и обрабатываются для создания соответствующих поведенческих реакций, необходимо для понимания и лечения широкого спектра заболеваний. Соответственно, эти главы, посвященные нейробиологии ощущений, также служат для того, чтобы представить некоторые основные структурно-функциональные отношения в сенсорных компонентах нервной системы.

Содержание

  • Глава 9. Соматическая сенсорная система
  • Глава 10. Боль
  • Глава 11. Зрение: глаз
  • Глава 12. Центральные зрительные пути tory System
  • Глава 14. Вестибулярная система
  • Глава 15. Химические чувства

По соглашению с издателем эта книга доступна через функцию поиска, но не может быть просмотрена.

Copyright © 2001, Sinauer Associates, Inc.

Идентификатор книжной полки: NBK10955

  • Цитировать эту страницу 003

    Ваша активность в Интернете пуста.

    Запись активности отключена.

    Включить запись

    Подробнее…

    Изучение окружающей среды — обзор MCAT

    Сенсорная обработка

    • Сенсация
      • Порог: наименьший сигнал, который можно обнаружить.
      • Закон Вебера: Порог для обнаружения изменения стимула является постоянным отношением. Например. Вы держите гантель, и кто-то кладет на эту гантель камень, можете ли вы обнаружить это с закрытыми глазами? Для людей камень должен составлять не менее 2% от гантели, чтобы вы могли обнаружить это изменение.
      • Теория обнаружения сигналов: используется для предсказания того, когда и как сигнал будет распознан среди другой сенсорной информации. Возможны четыре исхода:
        1. Попадание — сигнал присутствует и обнаружен
        2. Промах — сигнал присутствует, но не обнаружен
        3. Ложноположительный – сигнал отсутствует, но обнаружен (например, галлюцинации)
        4. Точное отклонение — сигнал отсутствует и не обнаружен
      • Сенсорная адаптация: Наши сенсорные нейроны адаптируются (становятся менее чувствительными/игнорируют) постоянно присутствующими раздражителями. Например, наше внутреннее ухо использует этот процесс, чтобы повторяющиеся громкие звуки звучали тише.
      • Психофизика: психологическое исследование взаимосвязи между физическими стимулами и психической реакцией. Например, для испытуемого воспроизводится серия различных звуков, которые он может обнаружить (люди могут различать звуки в диапазоне от 20 до 20 000 Гц).
    • Сенсорные рецепторы
      • Сенсорные пути: пути, по которым проходит нервный импульс от органа чувств (например, глаз, языка, уха, кожи) к головному или спинному мозгу.
      • Типы сенсорных рецепторов
        • По стимулу:
          • Терморецептор – определяет температуру (тепло)
          • Хеморецептор – обнаруживает химические вещества
          • Фоторецептор/электромагнитный – обнаруживает световые/электромагнитные волны (т.е. палочки и колбочки в сетчатке)
          • Механорецептор — обнаруживает прикосновение и звук (механические раздражители, такие как вибрации, а также давление на кожу)
          • Барорецептор – определяет давление (т. е. кровяное давление в сосудах)
          • Ноцирецептор – обнаруживает боль (специализированный хеморецептор)
        • По месту нахождения:
          • Экстерорецептор – расположен вблизи/на поверхности кожи, обнаруживает раздражители на поверхности тела.
          • Интерорецепторы (иначе вицерорецепторы) расположены рядом с внутренними органами/кровеносными сосудами и связаны с вегетативной нервной системой. Например, мы знаем, что голодны, когда нервные окончания в слизистых оболочках нашего пищеварительного тракта обнаруживают увеличение содержания жирных кислот в нашем желудке.
          • Проприоцептор – расположен вблизи сухожилий, связок, суставов и скелетных мышц. Специализированный механорецептор определяет положение тела.

    Видение

    • Структура и функция глаза
      • структура глаза
        • Свет сначала проходит через роговицу
        • Затем через зрачок (отверстие в радужной мышце)
        • Линза = фокусирует свет на сетчатке.
        • Цилиарные мышцы: изменяют форму хрусталика для фокусировки света
        • Стекловидное тело = жидкость.
        • Сетчатка = экран на задней части глаза = содержит фоторецепторы.
        • Фоторецепторы
          • Фоторецепторные клетки, расположенные на задней части сетчатки.
          • Палочки = чувствуют свет и тьму (бесцветные), более чувствительные.
          • Колбочки = воспринимают цвет, менее чувствительны.
          • Родопсин = химическое вещество, отвечающее за восприятие света = Ретиналь (химическое вещество) + Опсин (трансмембранный белок)
          • Свет преобразует цис-ретиналь в транс-ретиналь. Затем транс-ретиналь
          • вызывает гиперполяризацию фоторецепторной клетки, что запускает цепочку событий, посылающих сигнал в мозг.
          • Посылает сигнал в мозг через пучок нервов на задней части сетчатки (где находится слепое пятно)
      • Зрительный нерв: передает сигнал от фоторецепторов в мозг
      • функция: воспринимать свет, фокусировать его, формировать изображение на сетчатке, которое передается в мозг через зрительный нерв
    • Визуальная обработка
      • Зрительные пути в головном мозге
        • Нервные импульсы идут от каждого глаза по зрительным нервам и встречаются в перекресте зрительных нервов
        • Здесь половина нервов с каждой стороны пересекаются и возвращаются к задней части мозга
        • Левая сторона мозга получает половину левого зрительного нерва и половину правого зрительного нерва
        • То же самое для правой стороны
        • Бинокулярное поле зрения — это место, где левое и правое поля зрения перекрываются.
      • Параллельная обработка: параллельная обработка позволяет нашему мозгу быстро обрабатывать визуальную информацию, такую ​​как цвет, глубина, движение и размер, одновременно, а не по отдельности.
      • Обнаружение признаков: Теория обнаружения признаков описывает, почему определенная часть нашего мозга срабатывает, когда мы смотрим на что-то (например, взгляд на животных запускает одну часть мозга, а взгляд на слова — другую часть).

    Слух

    • Структура и функция уха
      • структура уха
        • Ушной канал = слуховой проход.
        • Барабанная перепонка = барабанная перепонка.
        • Кости уха = молоточек (молоточек) → наковальня (наковальня) → стремя (стремя).
        • Вестибюль = соприкасается с овальным окном (где колеблется стремечко), продолжается полукружными каналами и улиткой.
        • Улитка = спираль = содержит волосковые клетки.
        • Полукружные каналы = 3 из них перпендикулярны друг другу = ощущают положение и движение головы, помогают сохранять равновесие.
      • слуховой аппарат
        1. Звук попадает в ухо.
        2. Поражения барабанной перепонки (барабанная перепонка)
        3. Молоточек (молоток) → Наковальня (наковальня) → Стремя (стремя)
        4. Вибрирует жидкость в улитке.
        5. Передает жидкости в улитке.
        6. Волосковые клетки улитки возбуждаются вибрациями и посылают сигнал в мозг.
    • Слуховая обработка (например, слуховые пути в головном мозге)
      • Звук → барабанная перепонка → колебания в улитке → преддверно-улитковый нерв (VIII черепной нерв) → головной мозг
      • Затем слуховой нерв посылает сообщение в область мозга, называемую стволом мозга.
      • В стволе мозга расшифровываются детали сигнала, такие как частота, местоположение, продолжительность и интенсивность.
      • Затем сигнал проходит через таламус в слуховую кору, особую область, расположенную в височной доле мозга.
      • Здесь сигнал преобразуется нейронами в сообщение, которое мы можем понять
    • Сенсорная рецепция волосковыми клетками
      • Вибрирующие волосковые клетки базилярной мембраны изгибаются при контакте с текториальной мембраной.
      • Это движение открывает ионные каналы внутри самих волосковых клеток, которые выделяют нейротрансмиттеры.
      • Эти нейротрансмиттеры стимулируют дендриты биполярных афферентных нейронов.

    Другие чувства

    • Соматоощущение (например, восприятие боли)
      • боль, давление, температура, проприоцепция/положение и сокращение группы мышц тела.
      • воспринимается кожей, мышцами, суставами и связками.
    • Вкус (например, вкусовые рецепторы/хеморецепторы, обнаруживающие определенные химические вещества)
      • Сладкий (сахар, например, глюкоза): рецепторы «T1R2» и «T1R3».
      • Соленый (соль, например, NaCl): натриевые каналы
      • Горький (основной, например, хинин): рецепторы T2R
      • Кислый (кислотный, например, HCl): канал TRP (переходный рецепторный потенциал).
      • Умами (мясистый, например, глутамат, аминокислоты и нуклеотиды): комбинация рецепторов T1R1 и T1R3.
      • Вкусовая почка
        • Сферическая форма, покрытая вкусовыми волосками, которые используются для обнаружения химических веществ в нашей пище и связаны с клетками вкусовых рецепторов
        • Вкусовая пора расположена в центре вкусовой луковицы
        • Чтобы вкусовые рецепторы распознали пищу, в ней должно присутствовать химическое вещество, называемое «дегустатором». Это химическое вещество растворимо в слюне, поэтому оно может легко всасываться между сосочками (небольшими мясистыми выростами, покрывающими язык) и во вкусовые поры.
        • Как только вкусовые волоски обнаруживают вкус, они стимулируют другие клетки вкусовых рецепторов, которые передают сообщение в вкусовую область мозга, где сигнал может быть преобразован в то, что мы ощущаем на вкус.
      • Путь: язык -> языкоглоточный нерв (IX черепной нерв) -> головной мозг
    • Запах
      • Обонятельные клетки/хеморецепторы, обнаруживающие определенные химические вещества
        • Обоняние (обоняние) начинается с обонятельных клеток, находящихся в своде носоглотки (нашей носовой полости)
        • Обонятельные рецепторы в носоглотке улавливают химические вещества в воздухе, которые растворяют слизистую оболочку носа.
        • Носовая оболочка содержит обонятельные нервы, которые идут в обонятельные луковицы/нервы (черепной нерв I).
      • Феромоны: химические вещества, которые действуют как сигналы для мозга, вызывающие реакцию, характерную для представителей одного и того же вида. Они служат важными химическими посредниками и помогают животным подготовиться к таким событиям, как опасность, обнаружение источника пищи и время спаривания.
      • Обонятельные пути в головном мозге
    • Кинестетическое чувство: также известное как «проприоцепция», ощущение положения/движения связок, мышц и сухожилий.
    • Вестибулярное чувство: контролируется волосковыми клетками внутреннего уха. Отвечает за наше чувство равновесия (то, как мы воспринимаем гравитацию) и движение.

    Восприятие