Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
Главная
Информация
Статьи
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
Наиболее отчетливо особенности психического развития проявляются у детей с глухотой или тяжелой степенью тугоухости.
Психическое развитие детей с нарушением слуха свидетельствует о том, насколько большое значение имеет слух в развитии речи, в формировании всех познавательных процессов, в развитии эмоционально-чувственной сферы и личностных характеристик ребенка. Наиболее отчетливо особенности психического развития проявляются у детей с глухотой или тяжелой степенью тугоухости.
Сурдопсихология — раздел специальной психологии
Сурдопсихология занимается изучением особенностей психофизического развития детей с нарушенным слухом. Основной задачей этой отрасли психологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых можно преодолеть недостатки слуха, получить достаточное образование и обеспечить участие в трудовой деятельности.
Сурдопсихологи отмечают следующие особенности развития детей с нарушением слуха:
- отставание в психофизическом развитии от слышащих сверстников, в среднем, на 1-3 года;
- низкая двигательная активность;
- замедлены скорости выполнения отдельных движений и темп двигательной деятельности в целом;
- нарушена координация движений и ориентация в пространстве;
- трудности в переключении внимания;
- запоминание базируется на зрительных образах;
- процесс усвоения информации замедлен;
- трудности в общении со сверстниками и окружающими людьми.
Затруднения в налаживании контактов и своеобразные взаимоотношения с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт, как замкнутость и агрессивность.
Особенности психического развития детей с нарушением слуха заключаются еще и в том, что полная или частичная глухота лишает таких детей важного источника информации и тем самым ограничивает процесс интеллектуального развития. Поскольку личностные и поведенческие особенности детей с нарушенным слухом не обусловлены биологически, то при своевременном оказании коррекционной помощи и создании надлежащих условий, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.
Коррекционная помощь детям с нарушением слуха
Наиболее широко распространенной формой оказания коррекционной помощи при нарушении слуха у детей, является обучение их в специальных детских садах и школах, а также в специальных классах или группах при общеобразовательных учреждениях. В них проводится целенаправленная работа по обучению и воспитанию детей со слуховыми нарушениями, начиная с 1,5-2 лет. Психолого-педагогическое воздействие направлено как на общее развитие ребенка, его двигательную, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы, так и на развитие речи и мышления.
Сегодня практически все дети с нарушением слуха имеют возможность выбора — учиться в специализированных коррекционно-образовательных учреждениях или получить инклюзивное образование и интегрироваться в среде со слышащими сверстниками. В любом случае, общение слабослышащего ребенка происходит в процессе коллективной учебной и практической деятельности, при умелом руководстве со стороны взрослых, предоставляющими малышу возможность становиться все более самостоятельным.
Общение, совместная деятельность для ребенка с нарушенным слухом являются важными условиями для нормального психического развития, приобщения к нормам жизни в обществе, расширения кругозора и познания отношений между людьми.
Поделиться ссылкой:
Вернуться к списку
Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития
Причины нарушения слуха у детей
Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.
Генетика
40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.
Инфекции
Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.
Неправильная гигиена
Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.
Шумная обстановка
Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.
Ототоксичные препараты
Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.
Признаки снижения слуха у детей
Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.
Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых
Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.
Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков
Классификация снижения слуха
- I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
- II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
- III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
- IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.
Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.
Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.
Характеристика детей с нарушением слуха
Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей.
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.
В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.
Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха
Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.
Особенности внимания
Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.
Особенности памяти
Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.
Особенности мышления
Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.
Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.
Диагностика нарушения слуха у детей
Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.
Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.
В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» — это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.
Лечение нарушений слуха у детей
Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.
Эмоциональные и поведенческие трудности у детей и подростков с нарушениями слуха: систематический обзор и мета-анализ проблемы у детей с нарушением слуха. J Детская психологическая психиатрия. 2010;51:77–83. [PubMed] [Google Scholar]
2. Vostanis P, Hayes M, Du Feu M, Warren J. Выявление поведенческих и эмоциональных проблем у глухих детей и подростков: сравнение двух рейтинговых шкал. Здоровье по уходу за детьми Dev. 1997;23:233–246. [PubMed] [Google Scholar]
3. Hindley PA, Hill PD, McGuigan S, Kitson N. Психиатрические расстройства у глухих и слабослышащих детей и молодых людей: исследование распространенности. J Детская психологическая психиатрия. 1994; 35: 917–9344. [PubMed] [Google Scholar]
4. Theunissen SCPM, et al. Психопатология и ее факторы риска и защиты у детей и подростков с нарушением слуха: систематический обзор. JAMA Педиатр. 2014; 168:170–177. [PubMed] [Google Scholar]
5. Хиндли П., Кролл Л. Теоретические и эпидемиологические аспекты дефицита внимания и гиперактивности у глухих детей. J Deaf Stud Глухое образование. 1998;3:64–72. [PubMed] [Google Scholar]
6. Kelly D, Kelly B, Jones M, Moulton N, Verhulst S, Bell S. Дефицит внимания у детей и подростков с потерей слуха. Am J Dis Чайлд. 1993; 147: 737–741. [PubMed] [Google Scholar]
7. Van Eldik TT, Treffers PDA, Veerman JW, Verhulst FC. Проблемы психического здоровья глухих голландских детей, как указано в ответах родителей на контрольный список поведения ребенка. Я Энн Глухая. 2004; 148:390–395. [PubMed] [Google Scholar]
8. Van Gent T, Goedhart AW, Hindley PA, Treffers PDA. Распространенность и корреляты психопатологии в выборке глухих подростков. J Детская психологическая психиатрия. 2007;48:950–958. [PubMed] [Google Scholar]
9. Borenstein M, Hedges LV, Higgins JPT, Rothstein HR. Введение в метаанализ. Чичестер: Уайли; 2009. [Google Scholar]
10. Гудман Р. Опросник сильных сторон и трудностей: исследовательская заметка. J Детская психологическая психиатрия. 1997; 38: 581–586. [PubMed] [Google Scholar]
11. Moeller MP. Современное состояние знаний: психосоциальное развитие детей с нарушением слуха. Ухо Слушай. 2007; 28: 729–739. [PubMed] [Академия Google]
12. Аплин Д.Ю. Социально-эмоциональная адаптация слабослышащих детей в специальных школах. J Br Assoc Учить глухих. 1985; 9: 84–94. [Google Scholar]
13. Аплин Д.Ю. Социально-эмоциональная адаптация слабослышащих детей в обычных и специальных школах. Образование Res. 1987; 29: 56–64. [Google Scholar]
14. Barker DH, et al. Прогнозирование проблем поведения у глухих и слышащих детей: влияние языка, внимания и общения между родителями и детьми. Дев психопат. 2009 г.;21:373–392. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. Bat-Chava Y, Deignan E. Отношения детей с кохлеарными имплантами со сверстниками. J Deaf Stud Глухое образование. 2001; 6: 186–199. [PubMed] [Google Scholar]
16. Bat-Chava Y, Martin D, Kosciw JG. Продольные улучшения в общении и социализации глухих детей с кохлеарными имплантатами и слуховыми аппаратами: данные из отчетов родителей. J Детская психологическая психиатрия. 2005;46:1287–1296. [PubMed] [Академия Google]
17. Бизжак М.С. Понимание эмоционального здоровья и психологической адаптации у учащихся со специфическими нарушениями слуха или без них. J Dev Phys Disabil. 2009; 21: 213–224. [Google Scholar]
18. Фриман Р.Д., Малкин С.Ф., Гастингс Дж.О. Психосоциальные проблемы глухих детей и их семей: сравнительное исследование. Я Энн Глухая. 1975; 120: 275–304. [PubMed] [Google Scholar]
19. Научно-исследовательский институт Галлодета. Региональный и национальный сводный отчет по данным Ежегодного обследования глухих и слабослышащих детей и молодежи за 2007–2008 гг. Вашингтон, округ Колумбия: Научно-исследовательский институт Галлодета; 2008. [Google Академия]
20. Кейлманн А., Лимбергер А., Манн В.Дж. Психологическое и физическое благополучие слабослышащих детей. Int J Pediatr Оториноларингол. 2007; 71: 1747–1752. [PubMed] [Google Scholar]
21. Кент Б.А. Проблемы идентичности у слабослышащих подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет в обычных условиях. J Deaf Stud Глухое образование. 2003; 8: 315–324. [PubMed] [Google Scholar]
22. King NJ, Mulhall J, Gullone E. Страхи у слабослышащих и нормально слышащих детей и подростков. Behav Res Ther. 1989;27:577–580. [PubMed] [Google Scholar]
23. Kouwenberg M, Rieffe C, Theunissen SCPM, Oosterveld P. Пути, лежащие в основе соматических жалоб у глухих или слабослышащих детей и подростков. J Deaf Stud Глухое образование. 2012;17:319–332. [PubMed] [Google Scholar]
24. Мэйс Б., Гритенс Х. Родители сообщили о проблемном поведении детей с сенсорными нарушениями, посещающих обычные начальные школы. J Dev Phys Disabil. 2004; 16: 361–375. [Google Scholar]
25. Полат Ф. Факторы, влияющие на психосоциальную адаптацию глухих учащихся. J Deaf Stud Глухое образование. 2003; 8: 325–339.. [PubMed] [Google Scholar]
26. Андерссон Г., Олссон Э., Райделл А.М., Ларсен Х.К. Проблемы социальной компетентности и поведения у детей с нарушениями слуха. Аудиология. 2000; 39: 88–92. [PubMed] [Google Scholar]
27. Арнольд П., Аткинс Дж. Социальная и эмоциональная адаптация детей с начальными нарушениями слуха, интегрированных в начальную школу. Образование Res. 1991; 33: 223–228. [Google Scholar]
28. Брубейкер Р.Г., Шаковски А. Практика воспитания и проблемы поведения глухих детей. Ребенок Fam Behav Ther. 2000; 22:13–28. [Академия Google]
29. Корнес А., Рохан М.Дж., Нейпир Дж., Рей Дж.М. Чтение знаков: влияние подписанных и письменных анкет на распространенность психопатологии среди глухих подростков. Aust NZJ Психиатрия. 2006; 40: 665–673. [PubMed] [Google Scholar]
30. Дэвис Дж. М., Эльфенбейн Дж., Шум Р., Бентлер Р. Влияние легких и умеренных нарушений слуха на речь, образовательное и психосоциальное поведение детей. J Расстройство речи, слуха. 1986; 51: 53–62. [PubMed] [Google Scholar]
31. Эдвардс Л., Хан С., Броксхолм С., Лэнгдон Д. Изучение когнитивных и поведенческих последствий кохлеарной имплантации у детей. Кохлеарные импланты Int. 2006; 7: 61–76. [PubMed] [Академия Google]
32. Фундудис Т., Колвин И., Гарсайд Р. Дети с задержкой речи и глухие: их психологическое развитие. Лондон: Академическая пресса; 1979. [Google Scholar]
33. Фюрстенберг К., Доял Г. Взаимосвязь между эмоционально-поведенческим функционированием и личностными характеристиками на результаты успеваемости учащихся с нарушениями слуха. Я Энн Глухая. 1994; 139:410–414. [PubMed] [Google Scholar]
34. Kammerer E. Kinderpsychiatrische Aspekte der schweren Hörschädigung [Психиатрические аспекты тяжелых нарушений слуха у детей] Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag; 1988. [Google Scholar]
35. Конюк Н., Эрдоган А., Атик Л., Угур М.Б., Симсекилмаз О. Оценка поведенческих и эмоциональных проблем у глухих детей с помощью контрольного списка поведения ребенка. Neurol Psychiatry Brain Res. 2006; 13:59–64. [Google Scholar]
36. Kouwenberg M, Rieffe C, Theunissen CPM. Внутриличностные и межличностные факторы, связанные с самоотчетами о симптомах депрессии у молодых людей с ДГГ. Int J Психическое здоровье глухих. 2011; 1:46–57. [Google Scholar]
37. Li H, Prevatt F. Глухие и слабослышащие дети и подростки в Китае: их страхи и тревоги. Я Энн Глухая. 2010; 155:458–466. [PubMed] [Академия Google]
38. Митчелл Т.В., Куиттнер А.Л. Мультиметодическое исследование проблем внимания и поведения у слабослышащих детей. Дж. Клин Детская психология. 1996; 25:83–96. [Google Scholar]
39. Prior MR, Glazner J, Sanson A, Debelle G. Исследовательская записка: темперамент и поведенческая адаптация у детей с нарушениями слуха. J Детская психологическая психиатрия. 1988; 29: 209–216. [PubMed] [Google Scholar]
40. Куиттнер А.Л., Баркер Д.Х., Круз И., Снелл С., Гримли М.Э., Боттери М., Исследовательская группа CDaCI. Стресс у родителей глухих и слышащих детей: связь с задержкой речи и проблемами поведения . Родительская научная практика. 2010;10:136–155. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Remine MD, Brown PM. Сравнение распространенности проблем с психическим здоровьем у глухих и слышащих детей и подростков в Австралии. Aust NZJ Психиатрия. 2010;44:351–357. [PubMed] [Google Scholar]
42. Раттер М., Грэм П., Юл В. Нейропсихиатрическое исследование в детстве. Клиника развивающей медицины №35/36. Лондон: Международные медицинские публикации Spastics; 1970. [Google Scholar]
43. Сахли С., Арслан У., Бельгин Э. Депрессивные эмоции у подростков с кохлеарным имплантом и нормальным слухом. Int J Pediatr Оториноларингол. 2009 г.;73:1774–1779. [PubMed] [Google Scholar]
44. Синкконен Дж. Нарушение слуха, общение и развитие личности. Неопубликованная докторская диссертация. Хельсинки: Хельсинкский университет; 1994. [Google Scholar]
45. Тарп А.М., Ашмид Д.Х., Ротплетц А.М. Зрительное внимание у детей с нормальным слухом, детей со слуховыми аппаратами и детей с кохлеарными имплантами. J Speech Lang Hear Res. 2002; 45: 403–413. [PubMed] [Google Scholar]
46. Theunissen SCPM, Rieffe C, Kouwenberg M, Soede W, Briaire JJ, Frijns JHM. Депрессия у слабослышащих детей. Int J Pediatr Оториноларингол. 2011;75:1313–1317. [PubMed] [Академия Google]
47. Theunissen SCPM, et al. Тревожность у детей со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами по сравнению с детьми из контрольной группы с нормальным слухом. Ларингоскоп. 2012; 12: 654–659. [PubMed] [Google Scholar]
48. Theunissen SCPM, et al. Поведенческие проблемы у слабослышащих детей школьного возраста: влияние социально-демографических, языковых и медицинских факторов. Европейская детская подростковая психиатрия. 2014; 23:187–196. [PubMed] [Google Scholar]
49. Тополь Д., Жирар Н., Сен-Пьер Л., Такер Р., Вор Б. Влияние материнского стресса и языковых способностей ребенка на поведенческие исходы детей с врожденной тугоухостью в возрасте 18–24 месяцев. . Ранний Хам Дев. 2011; 87: 807–811. [PubMed] [Академия Google]
50. Ван Элдик ТТ. Проблемы с поведением глухих голландских мальчиков. Я Энн Глухая. 1994; 139: 394–399. [PubMed] [Google Scholar]
51. Ван Элдик TT. Проблемы психического здоровья голландской молодежи с потерей слуха, как показано в Самоотчете молодежи. Я Энн Глухая. 2005; 150:11–16. [PubMed] [Google Scholar]
52. Уэйк М., Хьюз Э.К., Пулакис З., Коллинз С., Рикардс Ф.В. Исходы детей с легкой степенью врожденной тугоухости в возрасте 7–8 лет: популяционное исследование. Ухо Слушай. 2004; 25:1–8. [PubMed] [Академия Google]
53. Уотт Д.Д., Дэвис Ф.Е. Распространенность склонности к скуке и депрессии среди глубоко глухих подростков из школ-интернатов. Я Энн Глухая. 1991; 136: 409–413. [PubMed] [Google Scholar]
54. Стотт Д.Х. Социальная адаптация детей: руководство Бристольских руководств по социальной адаптации. 5. Лондон: Ходдер и Стоутон; 1974. [Google Scholar]
55. Раттер М. Опросник поведения детей для заполнения учителями: предварительные результаты. J Детская психологическая психиатрия. 1967;8:1–11. [PubMed] [Google Scholar]
56. Achenbach TM, Edelbrock C. Руководство по контрольному списку поведения ребенка и пересмотренному профилю поведения ребенка. Берлингтон: факультет психиатрии Университета Вермонта; 1983. [Google Scholar]
57. Achenbach TM, Edelbrock C. Руководство по форме отчета учителя и версии профиля поведения ребенка для учителя. Берлингтон: факультет психиатрии Университета Вермонта; 1986. [Google Scholar]
58. Rutter M, Tizard J, Whitmore K, редакторы. Образование, здоровье и поведение. Лондон: Лонгманс; 1970. [Google Scholar]
59. Goyette CH, Conners CK, Ulrich RF. Нормативные данные по пересмотренным шкалам оценки родителей и учителей Коннерса. J Abnorm Child Psychol. 1978; 6: 221–236. [PubMed] [Google Scholar]
60. Achenbach TM. Мануал для YSR и профиля 1991 года. Берлингтон: факультет психиатрии Университета Вермонта; 1991. [Google Scholar]
61. Achenbach TM. Контрольный список поведения ребенка 1.5–5. Берлингтон: АСЕБА; 2000. [Google Scholar]
62. Achenbach TM, Rescorla LA. Пособие по формам и профилям школьного возраста ASEBA. Берлингтон: Университет Вермонта, Исследовательский центр для детей, молодежи и семей; 2001. [Google Академия]
63. Ковач М. Опросник детской депрессии (CDI) Psychopharmacol Bull. 1985; 21: 995–998. [PubMed] [Google Scholar]
64. Гадоу К., Спрафкин Дж. Описи детских симптомов. Мат плюс. Нью-Йорк: Стоуни-Брук; 1994. [Google Scholar]
65. Бек А.Т., Раш А.Дж., Шоу Б.Е., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. Нью-Йорк: Гилфорд; 1979. [Google Scholar]
66. Reynolds CR, Richmond BO. Пересмотренная шкала детской манифестной тревожности. Лос-Анджелес: Западные психологические службы; 1985. [Google Scholar]
67. Розенберг М. Общество и подростковая самооценка. Принстон: Издательство Принстонского университета; 1965. [Google Scholar]
68. Эйберг С., Росс А.В. Оценка проблем поведения ребенка: проверка новой инвентаризации. Дж. Клин Детская психология. 1978; 7: 113–116. [Google Scholar]
69. Behar L, Stringfield SA. Шкала оценки поведения дошкольника. Дев Психология. 1974; 10: 601–610. [Google Scholar]
70. Sawyer M, Arney F, Baghurst P, et al. Психическое здоровье молодых людей в Австралии: основные результаты детского и подросткового компонента национального обследования психического здоровья и благополучия. Aust NZJ Психиатрия. 2001; 35: 806–814. [PubMed] [Академия Google]
71. Moher D, Liberati A, Tetzlaff J, Altman DG, The PRISMA Group Предпочтительные элементы отчетности для s систематических обзоров и метаанализов: заявление PRISMA. ПЛОС Мед. 2009;6(6):e1000097. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
72. van Driel ML, De Sutter A, De Maeseneer J, Christiaens T. Поиск неопубликованных испытаний в Кокрановских обзорах может не стоить усилий. Дж. Клин Эпидемиол. 2009; 62: 838–844. [PubMed] [Google Scholar]
73. Даммейер Дж. Дети с синдромом Ашера: психические и поведенческие расстройства. Поведение Мозг Функц. 2012;8:16. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
74. Тиммерман А., Мистерс С., Антеунис Л., Шено М. Уровень психосоциальной адаптации у младших школьников со средним отитом. Int J Pediatr Оториноларингол. 2007; 71: 1843–1848. [PubMed] [Google Scholar]
75. Fellinger J, Holzinger D, Beitel C, Laucht M, Goldberg DP. Влияние языковых навыков на психическое здоровье подростков с нарушениями слуха. Acta Psychiatr Scand. 2009; 120:153–159. [PubMed] [Google Scholar]
76. Fellinger J, Holzinger D, Sattel H, Laucht M, Goldberg D. Корреляты психических расстройств у детей с нарушениями слуха. Dev Med Child Neurol. 2009 г.;51:635–641. [PubMed] [Google Scholar]
77. Fellinger J, Holzinger D. Повышение устойчивости к психическим расстройствам у глухих школьников. В: Zand DH, Pierce KJ, редакторы. Устойчивость у глухих детей: адаптация в период взросления. Нью-Йорк: Спрингер; 2011. С. 230–257. [Google Scholar]
78. Garg S, et al. Аутизм и другие психические сопутствующие заболевания при нейрофиброматозе 1 типа: данные популяционного исследования. Dev Med Child Neurol. 2013;55:139–145. [PubMed] [Академия Google]
79. Герни Дж.Г., Терсак Дж.М., Несс К.К., Ландье В., Маттей К.К., Шмидт М.Л. Потеря слуха, качество жизни и академические проблемы у выживших в течение длительного времени после нейробластомы: отчет Детской онкологической группы. Педиатрия. 2007; 120: E1229–E1236. [PubMed] [Google Scholar]
80. Хинтермайр М. Социально-эмоциональные проблемы у детей с нарушениями слуха — первые результаты немецкой версии Опросника сильных сторон и трудностей (SDQ-D) Z Kinde Jugendpsychiatr Psychother. 2006;34:49–61. [PubMed] [Google Scholar]
81. Хинтермайр М. Исполнительные функции и поведенческие проблемы у глухих и слабослышащих учащихся общеобразовательных и специальных школ. J Deaf Stud Глухое образование. 2013; 18: 344–359. [PubMed] [Google Scholar]
82. Хатчисон Т., Гордон Д. Определение распространенности детской инвалидности. Здоровье по уходу за детьми Dev. 2005; 31: 99–107. [PubMed] [Google Scholar]
83. Ketelaar L, Rieffe C, Wiefferink CH, Frijns JHM. Социальная компетентность и эмпатия у детей раннего возраста с кохлеарными имплантами и нормальным слухом. Ларингоскоп. 2013; 123: 518–523. [PubMed] [Академия Google]
84. Marret S, et al. Специальные амбулаторные услуги в возрасте 5 и 8 лет у глубоко недоношенных детей в исследовании EPIPAGE. Арка Педиатр. 2009;16:С17–С27. [PubMed] [Google Scholar]
85. Маккормак Дж., Харрисон Л.Дж., Маклеод С., Макаллистер Л. Национальное репрезентативное исследование связи между коммуникативными нарушениями в возрасте 4–5 лет и жизненной активностью детей в возрасте 7–9 лет. J Speech Lang Hear Res. 2011;54:1328–1348. [PubMed] [Google Scholar]
86. Moller K. Слепота глухоты: проблема оценки — является ли МКФ полезным инструментом? Int J Audiol. 2003;42:S140–S142. [PubMed] [Академия Google]
87. Muigg F, Nekahm-Heis D, Juen F. Дети с нарушениями слуха в обычных школах — самооценка, опыт интеграции, психосоциальные аспекты и образовательные рамки. Sprache-Stimme-Gehor. 2010; 34: 237–242. [Google Scholar]
88. Rieffe C, Ketelaar L, Wiefferink CH. Оценка эмпатии у маленьких детей: разработка и проверка опросника эмпатии (EmQue) Pers Individ Diff. 2010; 49: 362–367. [Google Scholar]
89. Saigal S, et al. Сравнение текущего состояния здоровья, функциональных ограничений и обращения за медицинской помощью молодых людей, родившихся с экстремально низкой массой тела при рождении и нормальной массой тела при рождении. Педиатрия. 2007;119:E562–E573. [PubMed] [Google Scholar]
90. St Clair MC, Pickles A, Durkin K, Conti-Ramsden G. Продольное исследование поведенческих, эмоциональных и социальных трудностей у людей с историей специфических языковых нарушений (SLI) J Commun Беспорядок. 2011;44:186–199. [PubMed] [Google Scholar]
91. Самптер Р., Брунклаус А., Маквильям Р., Доррис Л. Качество жизни, связанное со здоровьем, и поведенческие исходы у выживших после детского менингита. Инъекция мозга. 2011; 25:1288–1295. [PubMed] [Академия Google]
92. Уотсон Л., Браун П.М. Редакция. Глухой Образование Int. 2012;14:121. [Google Scholar]
93. Анмир Л., Ларссон К., Олссон М., Фрейд А. Сильные стороны и трудности у детей с кохлеарными имплантами — сравнение самоотчетов с отчетами родителей и учителей. Int J Pediatr Оториноларингол. 2012;76:1107–1112. [PubMed] [Google Scholar]
94. Meltzer H, Gatward R, Goodman R, Ford F. Психическое здоровье детей и подростков в Великобритании. Лондон: Канцелярия; 2000. [Google Академия]
95. Корнес А.Дж., Браун П.М. Психическое здоровье австралийских глухих подростков: исследование с использованием версии Auslan Анкеты сильных сторон и трудностей. Глухой Образование Int. 2012;14:161–175. [Google Scholar]
96. Гудман Р. Психометрические свойства опросника сильных и трудных сторон. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2001;40:1337–1345. [PubMed] [Google Scholar]
97. Dammeyer J. Психосоциальное развитие датской популяции детей с кохлеарными имплантами, а также глухих и слабослышащих детей. J Deaf Stud Глухое образование. 2010;15:50–58. [PubMed] [Академия Google]
98. Smedje H, Broman JE, Hetta J, von Knorring AL. Психометрические свойства шведской версии «Опросников сильных сторон и трудностей» Европейской детской подростковой психиатрии. 1999; 8: 63–70. [PubMed] [Google Scholar]
99. Fellinger J, Holzinger D, Sattel H, Laucht M. Психическое здоровье и качество жизни глухих учеников. Европейская детская подростковая психиатрия. 2008; 17: 414–423. [PubMed] [Google Scholar]
100. Вернер В., Беккер А., Ротенберге А. Нормативные данные и свойства масштаба немецкого родительского SDQ. Европейская детская подростковая психиатрия. 2004; 13 (Прил. 2)(2):3–10. [PubMed] [Академия Google]
101. Хинтермайр М. Распространенность социально-эмоциональных проблем у глухих и слабослышащих детей в Германии. Я Энн Глухая. 2007; 152:320–330. [PubMed] [Google Scholar]
102. Hogan A, Phillips RL, Howard D, Yienprugsawan V. Психосоциальные последствия детей с ушными инфекциями и проблемами со слухом: лонгитюдное исследование. БМС Педиатр. 2014;14:65–73. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
103. Хубер М., Кипман У. Психическое здоровье глухих подростков с кохлеарными имплантами по сравнению с их слышащими сверстниками. Int J Audiol. 2011;50:146–154. [PubMed] [Академия Google]
104. Мейстад Л., Хейлинг К., Сведин С.Г. Психическое здоровье и самооценка глухих и слабослышащих детей. Я Энн Глухая. 2009; 153: 504–515. [PubMed] [Google Scholar]
105. Ван Рой Б., Грёхольт Б., Хейердал С., Кленч-Аас Дж. Самооценка сильных сторон и трудностей большой норвежской популяции в возрасте 10–19 лет: возрастные и гендерные результаты исследования расширенный опросник SDQ. Европейская детская подростковая психиатрия. 2006; 15: 189–198. [PubMed] [Google Scholar]
106. Коскелайнен М., Сурандер А., Ваурас М. Самооценка сильных сторон и трудностей в выборке финских подростков из сообщества. Европейская детская подростковая психиатрия. 2001; 10: 180–185. [PubMed] [Академия Google]
107. Stevenson J, et al. Влияние раннего подтверждения тугоухости на поведение детей среднего возраста с двусторонним нарушением слуха. Dev Med Child Neurol. 2011; 53: 269–274. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
108. Симпсон Г.А., Блум Б., Коэн Р.А., Блумберг С., Бурдон К.Х. Дети в США с эмоциональными и поведенческими трудностями: данные национальных опросов по вопросам здоровья 2001, 2002 и 2003 годов. Hyattsville: Национальный центр статистики здравоохранения; 2005. [PubMed] [Google Scholar]
109. Веттер А., Лоэле Э., Бенгель Дж., Бургер Т. Опыт интеграции слабослышащих учащихся начальной школы в раздельных и интегрированных школах. Я Энн Глухая. 2010; 155:369–376. [PubMed] [Google Scholar]
110. Osburn HG, Callender J. Примечание о выборочной дисперсии средней нескорректированной корреляции в метаанализе и обобщении достоверности. J Appl Psychol. 1992; 77: 115–122. [Google Scholar]
111. Harris RJ, Bradburn MJ, Deeks JJ, Harbord RM, Altman DG, Sterne JAC. Metan: метаанализ фиксированных и случайных эффектов. Стата Дж. 2008; 8: 3–28. [Академия Google]
112. Харборд Р. М., Хиггинс JPT. Мета-регрессия в Stata. Стата Дж. 2008; 8: 493–519. [Google Scholar]
113. Kennedy CR, et al. Речевые способности после раннего выявления стойкого нарушения слуха у детей. N Engl J Med. 2006; 354:2131–2214. [PubMed] [Google Scholar]
114. Huang-Pollock CL, Karalunas SL, Tam H, Moore AN. Оценка дефицита бдительности при СДВГ: метаанализ производительности CPT. J Abnorm Psychol. 2012; 121:360–371. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
115. Lambek R, Tannock R, Dalsgaard S, Trillingsgaard A, Damm D, Thomsen PH. Исполнительная дисфункция у детей школьного возраста с СДВГ. Джей Аттен Расстройство. 2011;15:646–655. [PubMed] [Google Scholar]
116. Гордон М. Диагностическая система Гордона. Боулдер: Гордон Системы; 1983. [Google Scholar]
117. Quittner AL, et al. Улучшение зрительного внимания у глухих младенцев и детей ясельного возраста после кохлеарной имплантации. Аудиол Мед. 2007; 5: 242–249. [Google Scholar]
118. Horn DL, Davis RAO, Pisoni DB, Miyamoto RT. Развитие навыков зрительного внимания у доречевых глухих детей, использующих кохлеарные импланты. Ухо Слушай. 2005;26:389–408. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
119. Ван Рой Б., Веенстра М., Кленч-Аас Дж. Построение достоверности пятифакторного опросника сильных сторон и трудностей (SDQ) в пре-, раннем и позднем подростковый возраст. J Детская психологическая психиатрия. 2008;49:1304–1312. [PubMed] [Google Scholar]
120. He JP, Burstein M, Schmitz A, Merikangas KR. Опросник сильных сторон и трудностей (SDQ): факторная структура и проверка шкалы у подростков в США. J Abnorm Child Psychol. 2013; 41: 583–59.5. [PubMed] [Google Scholar]
121. Becker A, et al. Психопатологический скрининг детей с СДВГ: Анкета сильных сторон и трудностей в общеевропейском исследовании. Европейская детская подростковая психиатрия. 2006; 15 (Приложение 1): 56–62. [PubMed] [Google Scholar]
122. Беккер А., Вернер В., Хассельхорн М., Банашевски Т., Ротенбергер А. Проверка SDQ родителей и учителей в клинической выборке. Европейская детская подростковая психиатрия. 2004; 13 (Приложение 2): 11–16. [PubMed] [Google Scholar]
123. Stone LL, Otten R, Engels RCME, Vermulst AA, Janssens JMAM. Психометрические свойства версий опросника сильных сторон и трудностей для родителей и учителей для детей в возрасте от 4 до 12 лет: обзор. Clin Child Fam Psychol Rev. 2010; 13: 254–274. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
124. Келли Д., Форни Дж., Паркер-Фишер С., Джонс М. Оценка и лечение синдрома дефицита внимания у глухих или слабослышащих детей. Я Энн Глухая. 1993; 138: 349–357. [PubMed] [Google Scholar]
125. Дай М., Бавелье Д. Улучшение и дефицит внимания у глухих: комплексный обзор. Рестор Нейрол Нейроски. 2010;28:181–192. [PubMed] [Google Scholar]
126. Корина Д., Синглтон Дж. Социальная когнитивная нейробиология развития: понимание глухоты. Детский Дев. 2009 г.;80:952–967. [PubMed] [Google Scholar]
127. Holmbeck GN. К терминологической, концептуальной и статистической ясности в изучении посредников и модераторов: примеры из литературы по детской клинической и детской психологии. J Consult Clin Psych. 1997; 65: 599–610. [PubMed] [Google Scholar]
128. Henggeler SW, Watson SM, Whelan JP. Отношения со сверстниками у слабослышащих подростков. J Pediatr Psychol. 1990; 15: 721–731. [PubMed] [Google Scholar]
129. Nunes T, Pretzlik U, Olsson J. Социальные отношения глухих детей в обычных школах. Глухой Образование Int. 2001; 3: 123–136. [Академия Google]
130. Theunissen SCPM. Самооценка у детей с нарушениями слуха: влияние общения, воспитания и аудиологических характеристик. ПЛОС ОДИН. 2014;9:e94521. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
131. Goberis D, Beams D, Dalpes M, Abrisch A, Baca R, Yoshinaga-Itano C. Недостающее звено в языковом развитии глухих и слабослышащих детей: прагматическое развитие речи. Язык выступления Семина. 2012; 33: 297–309. [PubMed] [Google Scholar]
132. Антиа С.Д., Краймейер К.Х. Обобщение и поддержание социального поведения сверстников глухих или слабослышащих детей. Lang Speech Hear Serv Sch. 1997;28:59–69. [Google Scholar]
133. Феллингер Дж., Хользингер Д., Поллард Р. Психическое здоровье глухих. Ланцет. 2012;379(9820):1037–1044. [PubMed] [Google Scholar]
134. Хиндли П. Психиатрические аспекты нарушений слуха. J Детская психологическая психиатрия. 1997; 38: 101–117. [PubMed] [Google Scholar]
Влияние потери слуха на развитие
Автор: American Speech-Language-Hearing Association
Слух имеет решающее значение для развития речи и языка, общения и обучения. Дети с трудностями при прослушивании из-за потери слуха или проблем со слуховой обработкой по-прежнему остаются малоизученной группой населения, которой не уделяется должного внимания.
Связанные
Что такое проблемы с центральной слуховой обработкой у детей?
Нарушения речи и языка
Здоровый слух
Чем раньше в жизни ребенка наступает потеря слуха, тем серьезнее последствия для развития ребенка. Точно так же, чем раньше будет выявлена проблема и начато вмешательство, тем менее серьезными будут конечные последствия.
Потеря слуха влияет на детей четырьмя основными способами:
- Это вызывает задержку развития рецептивных и экспрессивных коммуникативных навыков (речи и языка).
- Недостаток языка вызывает проблемы с обучением, что приводит к снижению успеваемости.
- Трудности в общении часто приводят к социальной изоляции и плохой самооценке.
- Это может повлиять на выбор профессии.
Специфические эффекты
Словарный запас
- Словарный запас развивается медленнее у детей с потерей слуха.
- Дети с нарушением слуха учат конкретные слова, такие как кошка, прыжок, пять, и красный легче, чем абстрактные слова, такие как до, после, равно, и ревнивый. У них также есть трудности со служебными словами, такими как the, an, are, и a.
- Разрыв между словарным запасом детей с нормальным слухом и детей с нарушением слуха увеличивается с возрастом. Дети с потерей слуха не догоняют без вмешательства.
- Дети с нарушением слуха с трудом понимают многозначные слова. Например, слово банка может означать берег ручья или место, куда мы кладем деньги.
Структура предложения
- Дети с нарушением слуха понимают и произносят более короткие и простые предложения, чем дети с нормальным слухом.
- Дети с нарушением слуха часто испытывают трудности с пониманием и написанием сложных предложений, например, с относительными предложениями («Учительница, которая занимается математикой со мной сегодня заболела») или пассивным залогом («Мяч бросила Мэри».)
- Дети с нарушением слуха часто не слышат окончания слов, такие как -s или -ed. Это приводит к неправильному пониманию и неправильному употреблению времени глагола, множественного числа, несоответствию подлежащего и глагола и притяжательных падежей.
Речь
- Дети с нарушениями слуха часто не слышат тихие звуки речи, такие как «с», «ш», «ф», «т» и «к», и поэтому не включают их в свою речь. Таким образом, речь может быть трудно понять.
- Дети с нарушением слуха могут не слышать собственный голос во время разговора. Они могут говорить слишком громко или недостаточно громко. У них может быть слишком высокий тон речи. Они могут звучать так, как будто они бормочут из-за плохого ударения, плохой интонации или низкой скорости речи.
Успеваемость
- Дети с потерей слуха испытывают трудности во всех областях академической успеваемости, особенно в чтении и математических понятиях.
- Дети с потерей слуха от легкой до средней степени достигают в среднем на один-четыре уровня успеваемости ниже, чем их сверстники с нормальным слухом, если не будет проведено соответствующее лечение.
- Дети с потерей слуха от тяжелой до глубокой обычно достигают навыков, не превышающих уровень третьего или четвертого класса, если на раннем этапе не будет проведено соответствующее образовательное вмешательство.
- Разрыв в успеваемости между детьми с нормальным слухом и детьми с нарушением слуха обычно увеличивается по мере того, как они учатся в школе.
- Уровень достижений связан с участием родителей, а также с количеством, качеством и сроками услуг поддержки, которые получают дети.
Социальное функционирование
- Дети с потерей слуха от тяжелой до глубокой часто сообщают, что чувствуют себя изолированными, без друзей и несчастными в школе, особенно когда их общение с другими детьми с потерей слуха ограничено.
- Эти социальные проблемы чаще встречаются у детей с легкой или умеренной потерей слуха, чем у детей с тяжелой или глубокой потерей слуха.
Что вы можете сделать
Недавние исследования показывают, что дети с выявленной потерей слуха, которые рано начинают получать услуги, могут развивать речь (разговорную и/или жестовую) наравне со своими слышащими сверстниками. Если у вашего ребенка обнаружена потеря слуха, рекомендуется раннее семейное вмешательство для развития языка (речи и/или жестов в зависимости от выбора семьи) и когнитивного развития. Отоларинголог в составе междисциплинарной команды профессионалов оценит вашего ребенка и предложит наиболее подходящую программу аудиологического вмешательства.