Осознанная деятельность: что такое осознанная деятельность — Школьные Знания.com

Спонтанная и осознанная деятельность / Журнал о педагогике Марии Монтессори: статьи, обзоры и новости

Анна Мария Маккерони

Раздумывая о смыслах, которые вкладываются в основополагающее понятие монтессори-педагогики о свободе воли в развитии ребенка, мы не можем не разобраться в том, как понимать разницу между спонтанной и осознанной деятельностью. Можно ли доверить ребенку делать спонтанный выбор дидактических материалов и занятий в подготовленной среде, не дожидаясь, пока он сделает это осознанно? Не получится ли так, что ребенок выбрал не подходящий для периода своего развития материал? Или надо все же, чтобы взрослый предлагал, чем следует ему заняться во время свободной работы с материалом? В какой момент давать ребенку полноценную презентацию той или иной коробки, а в какой – позволить ему сначала «наиграться с ним», как предлагала Монтессори?

Из книги «Мои встречи с Марией Монтессори»
Изд. «Народная книга», 2015 год

О значении самостоятельной деятельности

Доктор Монтессори говорила, что наши традиционные представления о том, как учитель учит и как ребенок учится, в конце концов исчезнут. Педагоги поймут, что только самостоятельная деятельность ребенка имеет значение. В результате этой деятельности ребенок реализует заложенные в нем природой возможности, изначально находящиеся в статусе потенциальных. М. Монтессори говорила: «Мы не имеем достоверного представления обо всех этих возможностях, но непременно должны относиться к ним со всей серьезностью. Учителю следует предоставлять ребенку внешние стимулы, способные вызвать спонтанную, а затем и осознанную деятельность».

Здесь я хотела бы прояснить различия между спонтанной и осознанной деятельностью. Это два различных процесса, имеющих разную природу.

Спонтанное действие доводится до конца и готовится внутри личности. Мы уже приводили пример изучения или, лучше сказать, впитывания языка. Оно происходит спонтанно и является чудесным примером порядка и дисциплины. Успехи в изучении языка случаются так регулярно и упорядоченно, что появляется возможность следить за ними и фиксировать их.

Обратимся теперь к примеру музыкальных занятий. И здесь ребенок может действовать самостоятельно и спонтанно. Это означает, что он включает свои собственные, данные природой, силы.

Помню родителей шестилетнего Йорди Кола в Барселоне. Они пришли ко мне и рассказали, что их сын обсуждал вопросы геометрии со своим четырнадцатилетним двою-родным братом. Родители мальчиков не сказали (или я уже забыла), о чем конкретно шла речь, но они были поражены уверенностью и настойчивостью Йорди. И он оказался прав. Он не посещал школьных уроков по геометрии, как его двоюродный брат, но он держал в руках геометрические формы, самостоятельно их обследовал, изучал детали, комбинировал части этого простого и точного материала.


О предметах, помогающих идти к цели

Недостаточно, чтобы ребенок просто ходил туда-сюда и бесцельно брал какие-либо предметы. У всего должна быть цель, причина, по которой осуществляется то или иное действие. Эта цель содержится в самих предметах и способах работы с ними. Часто мы видим детей, которые не откликаются на внешние стимулы, не приводящие к спонтанной деятельности. В распоряжение детей предоставляется ряд предметов: кубики разных размеров, не складывающиеся друг с другом карандаши, мел, бумага, доска, пластилин…

То, что делает ребенок, неупорядоченно. Его прогресс, будь то умение держать карандаш или чертить прямые и тонкие линии, не фиксируется. Это может продолжаться месяцами. Часто бывает, ребенок привыкнет рисовать только кривые некрасивые линии и не проявляет старания научиться рисовать лучше.

Вызвать упорядоченную, прогрессирующую, спонтанную деятельность – дело великой важности и приносящее большую радость. Такая деятельность ведет к выполнению полезной работы, к упражнениям в жизненной практике или же к умственной работе, к приобретению новых знаний. Это настоящие приобретения, они отличаются от тех понятий, которые внушаются ребенку посредством объяснений.

Например, Розовая башня: все ее части имеют одинаковую форму: куб. Отличаются они только размером. Ребенок, не отдавая себе в том отчета, обретает идею размера, идею множественности. Многие из наших фундаментальных знаний имеют такую же природу.

Что такое осознанность?

У нас они есть, но мы как бы не осознаем этого и не говорим о них. Например, я встречаю собаку, отличающуюся от других собак, которых я уже видела. Я говорю: «Какая странная собака. Я таких никогда не видела». Почему же я говорю, что это собака? Потому что я знаю, что это собака. Но если бы меня попросили точно сформулировать характеристики, присущие собаке, я не смогла бы этого сделать. Четыре лапы, длинная морда… Нет, бывают собаки с короткой мордой… Точное представление об основных характеристиках, присущих всем собакам, можно назвать «концептом». Возьмем более простой пример: стол. Каких характеристик достаточно, чтобы узнать стол? Существует бесконечное разнообразие столов: от обычных деревянных, которые стоят на кухне, до роскошных столов во дворце Питти во Флоренции: столешница из черного мрамора, с мозаичным изображением живописных цветов в центре, каркас и ножки из позолоченного металла.

Это огромное разнообразие столов называется частными реализациями концепта «стол». Необходимые характеристики: горизонтальная поверхность на определенной высоте. Если высота слишком большая – это становится строительными лесами, если слишком маленькая – поддоном. У него могут быть ножки или он может быть прикреплен к стене. Мы говорим: тот стол ни на что не годится. Поставим его на эту подставку, и это будет отличный столик.

Все известные нам слова – это концепты, абстракции: собака, стол… Нередко бывает сложно выделить особые характеристики. Но мы легко их узнаем, как в случае с необычной собакой, которую я увидела впервые. Многими знаниями мы обладаем бессознательно. Я собираюсь присесть. Стул оказался гораздо более низким, чем я думала. Вместо того, чтобы аккуратно сесть, я падаю на него. Подсознательно я рассчитала мои движения, как будто этот стул был выше. Однако в следующий раз мой мозг внесет необходимые поправки и я буду аккуратно садиться и на этот стул. Бессознательное знание обладает фундаментальной важностью в жизни человека.

Пример с «приказаниями»

Вот какое интересное наблюдение я сделала в Барселоне. Наиболее беспокойные дети, испытывающие трудности в контроле своего поведения, охотно выполняют грамматические «приказания», требующие деликатных и точных движений. Например: «Налей воду в несколько пробирок. В одну из них добавь несколько капель масла.

В другую – кусочки древесины. В третью – кусочки свинца…» Ребенок читает команду, идет и берет поднос с пробирками и всем необходимым. Когда все готово, он садится и с большим вниманием начинает работу. Я бы сказала, что внешнее беспокойство есть результат внутренней потребности в точных движениях.
Помню одного ребенка шести лет. Временами он просто валялся под своим столиком и не хотел ничего делать. Ему помогли как раз такие «приказания» на выполнение точных действий.

Надо сказать, что в целом все дети охотно их выполняют. Владение языком. В словаре значение каждого слова описывается с помощью других слов. Однако истинное, практическое значение заключается в самом явлении, которое это слово обозначает. Возьмем глагол «насыщаться». Вот какое определение дала ему одна синьорина: добавляем немного сахара в воду, размешиваем; сахар исчезает, другими словами, его становится не видно. Но это означает растворить сахар в воде. Насыщать воду означает продолжать добавлять в нее сахар до тех пор, пока он перестанет в ней растворяться. Как видите, на объяснение одного слова уходит так много времени.

Мы живем в эпоху распространения культуры. Это очень хорошо. Но не следует жертвовать точностью во владении языком. Сложно переоценить значение такого вида упорядоченной деятельности, как чтение фраз из грамматических коробочек. Это начинается как игра примерно в пятилетнем возрасте или чуть раньше и продолжается долгое время. Если ребенку предоставляется правильный инструктаж в вопросах овладения речью и написания сочинений, хорошие результаты обеспечены. Главное – не торопиться. Результаты приходят в нужный момент и всегда неожиданно.


«Важно не то, что мы делаем, а что делает ребенок»

Обычно случается, что ребенок узнает больше, чем он думает, что узнал. Цифровые штанги не обязательно использовать только в их прямом назначении, он пассивно подбирал цифры к каждой из них. Для этой цели есть две коробочки с веретенами, которые помогают установить ассоциативную связь между числом и количеством. Дети с удовольствием многократно подбирают числа к каждой штанге, но также они любят играть с веретенами и производить интересующие их наблюдения. Они торжественно заявляют: нужно взять пять веретен по 2, чтобы получить 10. Или: если разделить штангу 10 пополам, то у меня будет две штанги по 5. Они знают, что штанги, красные с обоих концов, никогда не делятся на два.

Все это можно сравнить с окольными путями, которые ребенок проходит сам, в то время как движется по главной дороге под наблюдением учителя. Ребенок учится составлять 10 разными способами, складывая 1 с 9, 2 с 8 и т. д. Когда он записывает эти суммы и доходит до 5, он говорит: два раза по 5 будет 10, и пишет 5х2, записывая 2 красным карандашом, так как в данном случае 2 не обозначает цифровую штангу!

Ребенок развивает свое математическое мышление и получает разнообразный опыт, который попадает в его математический багаж. Он мало говорит о том, что делает. Вербальная формулировка действия всегда происходит позднее.

«Важно не то, что мы делаем, а что делает ребенок», – часто повторяла Доктор Монтессори.

Открытие для будущего времени

Однажды, собрав коричневую лестницу, ребенок поставил розовые кубики рядом с призмой, чье квадратное сечение совпадало с проекцией куба. Это случилось впервые за 40 лет нашей работы, Доктор отметила наблюдательные способности того ребенка. Теперь это упражнение делается в любом Монтессори-классе.

Мы должны демонстрировать точное использование материала. На основании этого ребенок находит новые возможности и делает свои открытия. Ребенок всегда ментально «голодный».

Однажды Доктор сказала: «Человеку, который сделал интеллектуальное открытие, никакой другой человек не сможет водрузить на голову корону».

Необходимо приветствовать креативное использование материала по языку, арифметике, геометрии, рисунку, музыке. Нет смысла все время придерживаться строгого алгоритма. Сами дети любят делать разные «перестановки».

Иди медленно к двери.

Иди к медленно двери.

Дети смеются и сами указывают на ошибку: «медленно» говорится вместе с «иди» и не говорится вместе с «к двери». Так они сами непроизвольно приближаются к формулированию правила.

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (50) 2015 г.

Фото: интернет-источник

Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?

Предлагаем Вам стать участником программы «Монтессори-педагогика для всех». Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.

Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.

Узнайте подробности

Анна Мария Маккерони

(1876-1965) ученица и соратница Марии Монтессори, автор книги «Мои встречи с Марией Монтессори. Психомузыка»

Правила осознанного потребления

Концентрируя внимание на своих поступках, можно заметить, сколько всего мы совершаем по привычке, словно у нас нет выбора или будто бы «и так сойдёт». Тогда как осознанный подход ко всему, что покупается, используется и выбрасывается, может изменить к лучшему частную жизнь современного горожанина и состояние планеты в целом. Если непроизводительные траты не ваша цель, полезно задуматься о том, как их избежать.

Приобретая нечто, мы испытываем краткий миг счастья. Правда, эйфория быстро уходит, и только что принесенная из магазина блузка может так и остаться в шкафу, ни разу не надетая. Ведь главной целью покупки была не потребность в одежде, а жажда удовольствия от ее приобретения.

Как научиться потреблять осознанно?

Если главная цель потребления – это получение удовольствия, то, возможно, стоит подумать, как научиться получать удовольствие иначе? Не в момент покупки, а в процессе ожидания события. Итак, с чего начать, чтобы перейти к осознанному потреблению? Прежде всего, нужно понять, что осознанное потребление – это не минимализм жизненных потребностей, аскетизм и отказ от удовольствий. Наоборот. Это образ жизни, при котором вы заботитесь о своих эмоциях и получаете радость от чувства сопричастности. Возьмите на себя ответственность перед планетой и обществом при выборе вещей, услуг, продуктов, а через некоторое время вы с удивлением поймете, что заработной платы стало хватать абсолютно на все, что вам действительно необходимо!

1. Покупайте сезонные местные фрукты и овощи. Их не транспортируют самолетами, следовательно, не загрязняется воздух. Привозные продукты не являются органическими, а их производство наносит огромный вред почве.

2. Не используйте пластиковые пакеты и бутылки.

Пластик полностью разлагается более 500 лет. При нынешних темпах производства, Земля покроется им еще до того, как разложатся «первые партии выбросов». Кроме того, производство пластика само по себе чрезвычайно вредоносно для окружающей среды. Купите себе многоразовую бутылочку для воды и красивую экосумку для покупок. Не вносите свой вклад в загрязнение планеты.

3. Не дарите букеты.

Вы удивитесь, но выращивание цветов в промышленном производстве является вредным для почвы, и опять же излишне много потребляются водные ресурсы.

4. Не покупайте подарочную упаковку.

Это ненужный мусор. Берите пример с японцев: они упаковывают подарки во что-то вроде старых платков и шарфов.

5.  Мотивируйте окружающих на полезные подарки. 

У вас скоро день рождения, и вы уверены, что свекровь или подруга вновь подарит бесполезную безделушку, которая будет годами пылиться у вас в доме? Не стесняйтесь создавать gift list. Так вы избавите свой дом от ненужных вещей.

6. Делитесь! 

Научитесь обмениваться вещами, отдайте ту самую блузку, которая висит в шкафу подруге или знакомым. Соберите вещи, которые «застряли» в вашем шкафу на долгое время в добробоксы «Вещи в пользу». Договоритесь с подругами о вечеринках в стиле «девичьих посиделок», принести все то, что вам уже не очень интересно, устройте показ моделей и пусть каждая выберет, что ей больше нравится и лучше подойдет. Участвует в кросс-букингах и благотворительных ярмарках. Отдавайте! И тогда в вашей жизни появится удивительное чувство осознанности того, что вам действительно необходимо!

7. Экономить электричество и воду

Для экономии воды можно установить на кран специальную водосберегающую насадку, а водой, которую использовали для мытья фруктов и овощей, можно полить комнатные растения. С электроэнергией тоже все просто – используйте меньше бытовых приборов, не оставляйте включенным телевизор и компьютер, загружайте полностью стиральную и посудомоечную машину. И если вы только собираетесь делать ремонт, предусмотрите возможность выключения света во всей квартире одной кнопкой, когда вы уезжаете в отпуск или на выходные.

Какой бы ни была мотивация, осознанный подход состоит в том, чтобы прежде, чем приобрести какой-то товар или начать чем-то пользоваться, остановиться на секунду и спросить себя: какие последствия это будет иметь для меня и окружающего мира?

Материал подготовлен начальником отдела защиты прав потребителей 360-003 доб. 1600

 

Тайны разума

Тайны разума

ENGL 2210 Всемирная литература II

Загадки разума
Ваше бессознательное принимает повседневные решения
Марианна Сегеди-Масзак
US News and World Report
http://www.usnews.com/usnews/issue/050228/health/28think.htm

Скоропостижный приговор. Песня, которая постоянно крутится у вас в голове всякий раз, когда вы закрываете дверь своего офиса. Желание пить кока-колу, а не пепси, или водить Мустанг, а не Приус. Выражение лица вашего супруга, которое необъяснимым образом вызывает у вас либо влюбленность, либо ярость. Или как насчет теперь уже непонятных причин, по которым вы вышли замуж за своего супруга?

Добро пожаловать в доказательство вашего надежного бессознательного в действии.

Хотя все эти события внешне не связаны, каждое из них раскрывает аспект богатой внутренней жизни, которая не является частью сознательного, а тем более рационального мышления. Сегодня, спустя много времени после того, как Зигмунд Фрейд открыл миру тот факт, что многое из того, что мы делаем, определяется таинственными воспоминаниями и эмоциональными силами, глубины разума и мозга исследуются заново. «Большая часть того, что мы делаем каждую минуту каждого дня, происходит бессознательно», — говорит нейробиолог из Висконсинского университета Пол Уилан. «Жизнь была бы хаосом, если бы все было на переднем плане нашего сознания».

Благодаря мощной технологии нейровизуализации ответы на вопросы о том, как мы принимаем поспешные решения, почему мы чувствуем себя некомфортно без видимых причин, что нас мотивирует и что нас удовлетворяет, не лежат на кушетке и не исследуют отдельные детские страдания, а смотрят на нейроны активируются в определенных частях нашего мозга.

Не проходит и недели без публикации результатов нового исследования такого рода процессов. А популярная культура настолько увлечена нейронаукой, что Блинк, исследование журналиста Малкольма Гладуэлла о «мышлении без мышления», остается в списках бестселлеров в течение четырех недель.

Большинство из нас может оценить тот факт, что наше мнение о вещах основано на мыслях, происходящих где-то вне пределов нашей досягаемости. Но сегодня ученые находят нейронные корреляты этих процессов, части мозга, которым мы никогда не уделяли должного внимания, общающиеся с другими частями, запускающие нейротрансмиттеры и управляющие нашими действиями. Клинтон Килтс, профессор кафедры психиатрии и поведенческих наук в Эмори, говорит: «Вы ничего не делаете, у вас нет мыслей, нет осознания, нет недостатка осознания, нет ничего, что знаменовало бы вас». ваше повседневное существование, не имеющее нейронного кода. Самая большая проблема для нас — выяснить, как разработать исследование, которое раскроет эти коды».

Растущее понимание нашего бессознательного имеет глубоко личное, а также увлекательное медицинское значение. Осознание того, что наши действия могут не быть чистыми результатами наших высокоуровневых рассуждений, может поколебать нашу веру в силу таких заветных ценностей, как свобода воли, способность выбирать и чувство ответственности за этот выбор. Мы никогда не сможем контролировать ритм сердцебиения или хореографию нашей лимбической системы. И тем не менее, Гладуэлл пишет, что «наши поспешные суждения и первые впечатления можно обучить и контролировать… [и] задача осмысления себя и своего поведения требует, чтобы мы признавали, что в мгновение ока может быть не меньше ценности, как в месяцы рационального анализа».

….

По данным когнитивных нейробиологов, мы осознаем только около 5 процентов нашей когнитивной деятельности, поэтому большинство наших решений, действий, эмоций и поведения зависят от 95 процентов мозговой активности, которая выходит за рамки нашего сознательного восприятия.

От биения наших сердец до толкания тележки с продуктами и того, чтобы не разбить кошачий туалет, мы полагаемся на то, что называется адаптивным бессознательным, которое представляет собой все способы, которыми наш мозг понимает мир, о котором разум и тело должны договориться. Адаптивное бессознательное позволяет нам, скажем, повернуть за угол в нашей машине без необходимости выполнять сложные вычисления для определения точного угла поворота, скорости автомобиля, радиуса поворота автомобиля. Это то, что может заставить нас понять правильное значение утверждений вроде «проститутки обращаются к папе» или «дети готовят сытные закуски», не веря, что они означают, что папа ведет незаконную жизнь, а каннибалы жуют детей.

Поглощение мыслей.

Джеральд Зальтман использует подобные примеры во многих своих разговорах. Он может быть почетным профессором Гарвардской школы бизнеса, но он думает о слоях сознания, как нейробиолог. Он также является партнером-основателем Olson Zaltman Associates, консалтинговой фирмы, которая предоставляет рекомендации предприятиям, стремящимся лучше понять умы — и в данном случае это в буквальном смысле умы — потребителей. Как профессор маркетинга, Залтман, очевидно, очень интересовался выяснением того, что заставляет людей покупать одно, а не другое. В мире неврологии это лежит в основе глубоких вопросов мотивации. В мире бизнеса это идет к нижней строке.

Пытаясь исследовать умы потребителей, Залтман задался вопросом, есть ли способ выйти за рамки часто ненадежной фокус-группы, чтобы добраться до истинных желаний потребителей, не отягощенных другим шумом, что в конечном итоге приведет к более эффективным продажам и маркетингу. .

Его решение стало патентом США № 5 436 830, также известным как метод выявления метафор Зальтмана, который, согласно патенту, представляет собой «метод выявления взаимосвязанных конструкций, влияющих на мышление и поведение». От открыток Hallmark до бродвейских спектаклей, от батончиков Nestle’s Crunch до дизайна новой детской больницы в Питтсбурге, ZMET использовался для выяснения того, как создать сообщение, чтобы потребители ответили важным 95 процентов их мозга, которые мотивируют многие из их решений. Как? Через доступ к глубоким метафорам, которые люди, даже не подозревая об этом, ассоциируют с определенным продуктом, чувством или местом.

Язык ограничен, говорит Залтман, «и его нельзя спутать с самой мыслью». Образы, однако, приближаются к захвату фрагментов богатых и противоречивых областей бессознательных чувств. Участники его исследований вырезали картинки, отражающие их мысли и чувства по поводу того или иного предмета, даже если они не могли объяснить почему. Он обнаружил, что когда люди делают это, они часто обнаруживают «ядро, глубокую метафору, одновременно встроенную в уникальную обстановку». Их привлекают сезонные или героические мифы, например, или такие образы, как кровь, огонь и мать. Они также вовлечены в такие глубокие понятия, как путешествие и трансформация. Его работа по всему миру убедила его в том, что набор этих бессознательных метафор ограничен и универсален, подобно человеческим эмоциям, таким как надежда и горе.

…..

Волны колы.

Зальтман, очевидно, не единственный человек, заглядывающий в сознание потребителя. В неврологическом подходе к проверенному временем слепому дегустационному тесту Coca-Cola и Pepsi снова сошлись во мнениях. В «Блинке» Гладуэлл описывает, как Coca-Cola Co. совершила дорогостоящую ошибку, используя данные слепых дегустаций Coca-Cola и Pepsi, в которых большинство любителей колы предпочитало Pepsi, чтобы изменить рецепт и создать маркетинговый провал. это была новая кока-кола. Тем не менее, даже с менее предпочтительным вкусом, кока-кола остается № 1 в мире безалкогольных напитков. Более поздние исследования, опубликованные после того, как книга Гладуэлла была закончена, могут объяснить, почему.

Исследователи из Медицинского колледжа Бейлора предложили 67 любителям кока-колы и пепси сделать выбор, и в ходе слепого тестирования они предпочли именно пепси. Однако, когда им показывали логотипы компании перед тем, как выпить, 3 из 4 предпочли кока-колу. Исследователи просканировали мозг участников во время теста и обнаружили, что этикетка «Кока-кола» вызывала дикую активность в той части мозга, которая связана с воспоминаниями и представлением о себе, в то время как «Пепси», хотя и казалась большинству вкуснее, мало что давала этим людям, испытывающим хорошее самочувствие.

центры в головном мозге. П. Рид Монтегю, директор лаборатории нейровизуализации человека Фонда Брауна в Бейлоре, объяснил, когда исследование было опубликовано в октябре прошлого года: «Ярлык кока-колы оказывает огромное влияние на активность мозга, связанную с контролем действий, извлечением воспоминаний и образ самого себя». Простое красно-белое изображение колы сделало гиппокамп, хранилище воспоминаний нашего мозга, и дорсолатеральную префронтальную кору, которая отвечает за многие из наших высших функций человеческого мозга, такие как рабочая память и то, что называется исполнительной функцией или контролем поведения. , загораться. Дело в том, говорит Монтегю, что «в мозгу возникает реакция, которая приводит к поведенческому эффекту». И что любопытно, это не имеет ничего общего с сознательным предпочтением.

Собака подходит и начинает нюхать. Если она вас помнит, и вы были хорошим человеком, то моментально виляет хвостом, может быть, даже соизволит лизнуть вам запястье. Это может избежать вас. Это может ассоциироваться у вас с едой или с быстрым пинком. И все эти образы, все эти ассоциации вызываются одним здоровым дуновением.

Если не считать базового запрета на то, чтобы подойти к кому-нибудь и обнюхать, люди ничем не отличаются. «Запах — это не просто название, это целый контекст», — говорит психиатр Долорес Маласпина из Психиатрического института штата Нью-Йорк и Медицинского центра Колумбийского университета. Обонятельная информация является «привилегированной», объясняет Маласпина, поскольку это единственное из наших пяти чувств, которое не делает короткой остановки на ретрансляционной станции мозга, таламусе, прежде чем отправиться в очень интеллектуальную префронтальную кору. Запах является непосредственным, нефильтрованным, и он поражает префронтальную кору с силой. Исследователи обнаружили, что запах играет важную роль в нашем выборе брачного партнера, даже если мы этого не осознаем. И когда соседки по комнате синхронизируют свои менструальные циклы, это происходит потому, что бессознательное восприятие запаха активирует эндокринную систему. Наш мозг, говорит Маласпина, «начиная с внутриутробного развития устроен так, чтобы отдавать предпочтение обонятельному восприятию».

…..

Для поврежденного мозга и для здоровых, несмотря на свидетельства преобладания бессознательного в нашей повседневной жизни, даже такой пылкий верующий, как Залтман, призывает к некоторой осторожности. «Я не думаю, что мы знаем, каков средний результат по чисто рациональным причинам или по причинам, прикрытым таким образом, или по причинам, прикрытым чистой интуицией. И то, и другое может доставить нам неприятности — часто так и бывает. И то и другое служит нам хорошо». Это великое напряжение между ними двумя, смешение известного и неизвестного, сознательного и бессознательного, 5 процентов и 9 процентов.5 процентов, которые первопроходцы, изучающие эту обширную и запутанную вселенную нашего разума, будут продолжать исследовать. Но полного взаимопонимания, скорее всего, никогда не будет. В конце концов, загадки разума и механика мозга навсегда определят высшую тайну простого человеческого бытия.

Научный этос и основы сознательной деятельности

. 2020 март; 54(1):158-178.

doi: 10.1007/s12124-019-09483-6.

Куликов Сергей Б 1

принадлежность

  • 1 Томский государственный педагогический университет, 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60, Россия. [email protected].
  • PMID: 30847800
  • DOI: 10.1007/с12124-019-09483-6

Куликов Сергей Б. Integr Psychol Behav Sci. 2020 март

. 2020 март; 54(1):158-178.

doi: 10.1007/s12124-019-09483-6.

Автор

Сергей Б Куликов 1

принадлежность

  • 1 Томский государственный педагогический университет, 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60, Россия. [email protected].
  • PMID: 30847800
  • DOI: 10.1007/с12124-019-09483-6

Абстрактный

Уточнение научного этоса дает возможность реконструировать основы, на которых базируется сознательная деятельность в науке. Современное научное общество не полностью осознает этот метафизический вопрос из-за господства силы натуралистического аргумента. Этос науки не показывает своего естественного воплощения; это комплекс социальных и психологических норм, который бессознательно господствует над каждым ученым. Воплощение научного этоса у Витгенштейна и Гуссерля демонстрирует метатеоретические предпосылки для критики теории, представленной Робертом Мертоном. Феноменологический подход, предложенный Гуссерлем, помогает визуализировать научный этос. Аналитический подход, разработанный Витгенштейном, позволяет обогатить эту процедуру. Взаимодействие этих подходов обеспечивает раскрытие научного сознания для представления сознательной деятельности внутри науки. Автор отстаивает четыре тезиса. I. Форма атрибутивного суждения не может выражать научный этос, следовательно, научный этос не может быть собственно универсалистским. II. Научный этос требует раскрытия метафизической перспективы понимания и не может привести к обыденным социальным формам взаимодействия. III. Феноменология научного этоса — это направление метафизических исследований, предполагающее соответствие между личными переживаниями и необычными формами общения. IV. Противоречия в научном этосе необходимы, и они требуют соответствующей теории для объяснения. Тезис (I) открывает путь к интерпретации научного этоса как полуформализованного описания оснований науки. Он раскрывает новый путь психологического осмысления научной деятельности. Наука есть комплекс положений, основанных на внерациональных предположениях о природе знания. Тезис (II) раскрывает варианты понимания этой природы. Тезисы (III) и (IV) предусматривают исследование метафизического происхождения научного знания, а именно неустранимых противоречий и мудрости как элементов общенаучного этоса.

Ключевые слова: Сознательная деятельность; Гуссерль; Мертон; Пропозициональные установки; психология познания; Социальный корпус науки; Витгенштейн.

Похожие статьи

  • Дебаты о научном этосе: метатеоретический взгляд.

    Торен Н. Торен Н. соц. мед. 1983;17(21):1665-72. дои: 10.1016/0277-9536(83)90312-х. соц. мед. 1983. PMID: 6648583

  • Натурализация феноменологии — философский императив.

    Харни М. Харни М. Прог Биофиз Мол Биол. 2015 декабрь; 119 (3): 661-9. doi: 10.1016/j.pbiomolbio.2015.08.005. Epub 2015 10 августа. Прог Биофиз Мол Биол. 2015. PMID: 26272798 Обзор.

  • Роль аналогии с естественным отбором в философии Б. Ф. Скиннера.

    Смит TL. Смит ТЛ. Поведенческие процессы. 2019 апрель; 161: 139-148. doi: 10.1016/j.beproc.2018.02.007. Epub 2018 17 февраля. Поведенческие процессы. 2019. PMID: 29462649

  • О науке о сознании: эпистемологические размышления и клинические последствия.

    Факко Э., Луканджели Д., Трессольди П. Факко Э. и др. Исследовать (Нью-Йорк). 2017 май-июнь;13(3):163-180. doi: 10.1016/j.explore.2017.02.007. Epub 2017 24 февраля. Исследовать (Нью-Йорк). 2017. PMID: 28359768

  • Расположенная феноменология и биологические системы: восточный и западный синтез.

    Шредер М.Ю., Вальверду Х. Шредер М.Дж. и соавт. Прог Биофиз Мол Биол. 2015 декабрь; 119 (3): 530-7. doi: 10.1016/j.pbiomolbio.2015.06.019. Epub 2015 2 июля. Прог Биофиз Мол Биол. 2015. PMID: 26140999 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Рекомендации

    1. Integr Psychol Behav Sci.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *