Осязание обоняние чувства: Органы чувств — что это, определение и ответ

Обостряются ли чувства человека, если он теряет одно из них

Каждый из нас хоть раз слышал, что теряя одно чувство, например, зрение, другие только обостряются! Но так ли это?

Unsplash

Миф или научный факт?

Люди обладают пятью основными чувствами: зрение, обоняние, вкус, осязание и слух. Каждое из них обрабатывается в мозге, поэтому чтобы понять, что же происходит при потере одного из чувств, нам нужно заглянуть в наш «главный компьютер».

Строение мозга

Человеческий мозг традиционно делится на шесть основных областей: лобную, теменную, затылочную, височную, а также лимбическую доли и островковую долю. Слух и обоняние контролируются височной долей, в то время как зрением управляет затылочная доля (зрительная кора). Вкус тесно связан с обонянием, и на него также влияют обонятельные нервы, в то время как осязание обычно обнаруживается и обрабатывается теменной долей. Другие отделы мозга также влияют на наши чувства, такие как обработка визуальных сигналов (височная доля) и регистрация боли от прикосновения (островковая доля).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чаще всего люди теряют слух или зрение. Конечно, можно потерять чувства вкуса, обоняния и осязания, но это встречается гораздо реже.

Человеческий мозг, по сути, является компьютером, поэтому мы можем легко говорить о нем с точки зрения вычислительной мощности. Например, если вы потеряете зрение, мозг будет полагаться на другие источники информации, чтобы понять окружающий мир. Исследование 2005 года показало, что когда зрительная кора не функционирует, она уменьшится в размерах, в то время как другие области мозга (слуховая кора и области, отвечающие за память и обоняние) на самом деле становятся больше! 

Но влияет ли рост коры на само чувство?

Мозг распределяет энергию очень точно. Если ваша зрительная кора не работает, он не отправляет к ней вычислительные мощности, а передает их слуху и осязанию. Это действительно помогает слепым людям полагаться на свои другие чувства. Например, они часто используют технику, которая издает тихие щелкающие звуки, которые с помощью эхо рассказывают об окружающем мире. Этот метод эхолокации может даже позволить людям определять конкретные объекты и нормально ходить, не натыкаясь на стены или препятствия.

Обостренное чувство слуха позволяет мозгу различать эхо, которое возвращается после этих щелчков. Людям, которые полагаются на зрение, это кажется невозможным, но это так. Сканирование мозга слепых людей, которые используют такую технику, показывает, что звуки обрабатываются не только слуховой корой, но и в затылочной доле (зрительная кора), несмотря на то, что они не могут «видеть».

Исследования показали, что подобное происходит и с глухими, хотя было обнаружено, что мозг этих людей использует слуховую кору для обработки сенсорных и визуальных стимулов. Несмотря на то, что человек больше не может слышать, слуховая часть мозга по-прежнему полезна в качестве «компьютерного» компонента, поэтому она передает свою вычислительную мощность другим органам чувств, усиливая их измеримым образом!

А что насчет обоняния, вкуса и осязания?

Дело в том, что обонятельные нервы — единственные известные части нервной системы, которые восстанавливаются после повреждения, поэтому мозг не тратит много энергии на переключение, если эти чувства повреждены. То есть он не пытается компенсировать потерю, ведь он понимает, что это чувство восстановится. 

А осязание в принципе очень трудно потерять! Однако, слепые люди часто говорят о том, что их ощущения от прикосновений улучшаются. Например, они очень тонко ощущают изменения в температуре у окон и дверей, поэтому легко их избегают.

Почему чувств на самом деле не пять? • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсАнтропология чувствАудиолекцииМатериалы

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

Автор Мария Пироговская

Мы все знаем, что чувств у нас пять. Откуда мы это знаем? Из здравого смысла или из обыденного языка, который подсказывает нам выражение «шестое чувство» — то есть чувство, которого нет. Кто-то знает из похо­да в Эрмитаж с его малыми голландцами, на чьих картинах аллегорически изобража­ются зрение, слух, обоня­ние, осязание и вкус.

А кто-то читал Аристо­теля:  в тракта­те «О душе» он рассуждал об ощущениях, которые отли­чают живот­ных и людей от остального живого мира. Первое отличие заключа­ется в чув­стве осязания; еще одной, особой формой осязания является вкус; со вкусом сходно обоня­ние — оно опосредо­вано водой или воз­духом; наконец, зрение и слух­ трактуют­ся как возможность воспринимать цвета и звуки. Для Аристо­теля зрение — самое важное из чувств, поскольку оно делает возможной фантазию и тем самым отделяет ощущение от мышле­ния, то есть животную душу от челове­че­ской. Так пять чувств стали осмысляться иерархически: наверху — зрение и слух, то есть интел­лектуаль­ные высшие чувства; внизу — живот­ные чувства: вкус, обоняние и осязание.

Еще вроде бы говорят о шестом чувстве. И еще есть чувство голода. А равно­весие (его еще называют проприоцеп­цией) — это чув­ство или нет? А болевой порог? А ощущение температуры? Картина оказывается весьма запутан­ной. Получается, что, помимо кано­ни­че­ских пяти чувств, о которых известно всем, есть еще какие-то, знания о которых принадлежат специалистам: медикам, неврологам и так далее.

Допустим, вы пришли в поликлинику к терапевту и начинаете ему рассказы­вать, чтó и где у вас болит, ноет, жжет и так далее. В какой-то момент врач понимает, что с вами происходит, и говорит: «Вот на это, пожалуйста, не обра­щайте внимания, эти ощущения вам и мне не важны, я не буду на них строить диагноз. А вот на этих ощуще­ниях, наоборот, давайте сосредото­чимся». Полу­ча­ется, что мы можем направ­лять свое внимание на какие-то сигналы своего тела и потом получен­ное знание переводить в слова. А другие телесные ощуще­ния мы, напротив, можем оставлять на периферии и жить с ними в фоновом режиме — так люди, например, привыкают к хронической боли.

У всех нас есть тела, и эти тела оснаще­ны особым чувственным аппаратом, который передает в мозг данные о состоянии внешней среды и самого тела. Кажется, что это епархия нейрофизиологов, неврологов или когнитивных исследователей. Но так ли это? Помимо собственно нейрофизио­логи­ческих сигналов, мы можем рассматривать чувствен­ное восприятие еще и как неко­торый культурный и социальный процесс. Социальные антропологи предла­гают рассматривать процесс чувствования или процесс ощущения как социа­льное явле­ние — подобно религии, родственным отно­ше­ниям или покупкам в магазине. Сенсор­ные данные незаметно для нас самих окрашены социаль­ными значениями. То, что и как мы чувству­ем, что выделяем как зна­чимое, а что игнорируем, влияет на отношения между людьми.

Например, в нейрофизиологии существует понятие шестого чувства. Это вовсе не интуиция в бытовом смысле, а ощущение собственного тела, его внутренний отклик от суставов, мышц, конечностей, их поло­жения и движения. Шестое чувство — проприоцепцию — в конце XIX века описал английский нейрофизио­лог Чарлз Шеррингтон, но попытки как-то назвать, обозначить внутреннее ощущение тела возникали гораздо раньше, еще в ренессанс­ной медицине. Это то, как мы ощущаем свое тело и его движения в пространстве, то есть суставно-мышечное чувство. Обычно мы не рефлексируем над этими ощуще­ниями и замечаем их, только если что-то пошло не так, — только тогда наше внима­ние фокусируется на этих ощущениях.

Например, если по просьбе невролога нам надо стоять на одной ноге или закрыть глаза и вытянуть руки. Или если мы занима­емся танцами или йогой и специально учимся фокуси­ровать внима­ние на отклике тела (то, что в разных школах йоги называется «быть в теле»). В других, менее удачных случаях внимание будут привлекать поломки соответ­с­т­вующей сенсорной системы. Например, невролог Оливер Сакс в книге «Чело­­век, который принял жену за шляпу» описал случай полной утраты проприо­цепции: у его пациентки Кристины из-за полиневрита пропало ощу­щение собственного тела от макушки до пяток. В качестве компенсации она должна была пользоваться зрением и выстраивать все свои движения заново, обдумы­вая их после­довательность и следя за ними глазами. Из гиперправиль­ных и оттого странных движений и поз Кристины окружающим казалось, что с ней что-то не так: то ли пьяная, то ли еще что-то. Но понять и назвать это «не так» они не могли. Оказывается, сидеть на стуле, стоять, заходить в авто­бус — это очень сложные операции, которые мы совер­шаем бессознательно благодаря беспроблемно работающей проприо­цепции.
Более того, мы совер­шаем их «как-то», то есть в соответствии с нормами телесного поведения, принятыми в нашем обществе.

Другое незамечаемое и редко проблема­тизируемое чувство — ощущение тепла и холода. Его еще называют термоцеп­цией. С осязанием из «большой пятерки чувств» оно не связано: за ощущение тепла и холода отвечают особые рецеп­торы в коже. Например, в разных культурах существуют разные наборы терминов, которыми выражаются градации температуры, и у нас есть пред­став­ления о приемлемой или неприемлемой температуре тела или дома. Скажем, мы умиляемся скандинавской культуре хюгге, но не отдаем себе отчет в том, что люди ходят дома в красивых вязаных свитерах с оленями потому, что в квар­тире приемлемой температурой счита­ется 16–18 градусов, а не при­вычные нам 20–24 (зато мы сразу заметим, если с привычной нам температу­рой что-то случится: поздно подключат паровое отопление или в середине октября внезапно можно будет ходить без куртки).

Какие-то следы иначе осмысленной термо­цепции можно обнаружить в языко­вых метафорах. Мы говорим о горячих и холодных людях — для нас эти мета­форы стерты, но когда-то они имели реальный медицин­ский смысл: в антич­ной медицине темпера­тура была присуща каждому из четырех темпера­ментов и считалась рабочей и постоян­ной характеристикой человече­ского тела. Сообразно температуре, горячим сангвиникам рекомендовались одни лекар­ства и продукты, а холодным меланхоли­кам — другие. Если же обра­щаться к более далекой от нас культуре, можно увидеть еще более затейливые способы включения термоцепции в социальные отношения. Например, у индейцев цоциль, которые живут в мексиканском штате Чьяпас, время и пространство обладают темпера­турными характеристиками. Согласно космологии цоциль, солнце создавало мир четыре раза и три раза разрушало с помощью кипящего дождя; солнце и солнечное тепло служат референт­ными точками для называ­ния времени суток, месяца и года, а разные точки пространства имеют разную темпера­туру; стороны света называются по силе жары и так далее.

Если вернуться к примеру с терапевтом, то можно сказать, что даже такое несомнен­ное чувство, как боль, может иметь совер­шенно разные социальные смыслы. Ощуще­ние боли (ноцицепция) есть у всех. На инди­видуальном уровне это ощущение может довольно сильно варьировать: это называют болевым порогом — у кого-то он высокий, у кого-то — низкий. На уровне социума раз­нообразия не меньше: одни виды боли могут не замечаться, другие поло­жено терпеть, к третьим относятся с большим вниманием. На ситуацию влияет и то, кто испытывает боль и кому на нее жалуются. Представьте себе ребенка в диа­логе с родителями, или молодого солдата в диалоге со старшими по званию, или пожилую женщину на приеме у терапевта: представления о том, что такое боль, в каждой из этих ситуаций будут разными. А если перейти на уровень сравнения культур между собой, то контраст будет еще более сильным. Напри­мер, американские медицинские антропологи обнаружили, что довольно сложно измерить уровень боли. Инструмент, который используется для изме­рения, — визуально-аналоговая шкала, которая состоит из условных гримас и цифр от 1 до 10: чем сильнее гримаса, тем больше цифра и тем большую боль человек испытывает.

Визуально-аналоговая шкала предпола­гает универсаль­ный характер боли — однако выясняется, что на оценку сильно влияют социаль­­ные характе­ристики пациента и сама коммуника­тивная ситуация (разговор с врачом или парамедиками).

В одном исследовании сравнивали восприятие боли у рожениц из Бельгии и Нидерландов. У этих стран общий язык, похожие политические системы и среда обитания. Однако отношение к родовой боли и обезболиванию оказа­лось разным — до такой степени, что исследователи говорят о двух разных «культурах боли». Что различается, какие факторы могли повлиять на форми­рование этих разных культур боли? С одной стороны, в этих странах разные религиозные ландшафты. С другой — медицинская помощь устроена по-разному. В Бельгии преобладает медицинская модель больничных родов: весь процесс происходит под контролем врачей, и боль кажется ненужным осложне­нием и без того непростой ситуации. В Голландии популяр­ны домаш­ние роды, и боль считается подспорьем для акушерки и самой рожени­цы — тем самым она нормализуется, женщины в большей степени готовы ее терпеть.

То есть социальные и культурные различия дают себя знать и на уровне ощущения боли и коммуникации о ней.

Столкновение разных культур боли и разных языков ощущений можно наблю­дать и внутри одного общества. Самый очевидный пример — этни­ческие мень­шинства внутри большого общества. Менее очевидный — периоды активного культур­ного импорта, когда старая, привычная культура боли сталкивается с новой. В качестве примера можно привести Россию конца XVII века (новая прививка западной гуморальной медицины на фоне устояв­шегося подхода к телу и болезням, который определялся религиозными воззрениями и верой в колдовство). Здоровьем царя и его ближайшего окружения занимался Апте­карский приказ — это тогдашний аналог Мини­стерства здравоохранения. Он зани­мался наймом иностранных докторов, комплектованием московских аптек, покупкой импортных лекарств и заго­товкой трав. Там же хранились «дохтурские сказки» — своего рода медицин­ские карточки. Они были состав­лены во время большой кремлевской диспансеризации 1673 года, когда царь Алексей Михайлович, боявшийся заразы, велел всем ближним боярам подроб­но описать свои недомогания иностран­ным докторам. Так один способ описа­ния боли столкнулся с другим: бояре говорили о своих ощущениях, а врачи переводили услышанное на более привыч­ный им язык гуморальной медицины. Результаты получались вырази­тельные: «хипохондрика и омо­рок», «по сказке больного тараканы в голове, от того глух и оморок», «гортанью и низом лягуш­ки малые шли». Получается, что в XVII веке одни люди мыслили свою телес­ность в терминах лягушек, сглаза и порчи, а другие — в терминах ипохондрии и других понятий западной медицины.

Ощущением тела, ощущением темпера­туры и боли сенсорные системы чело­ве­ческого тела не исчерпываются. У нас есть чувство времени (хроноцепция), ощущения голода и жажды, ощущение высоты, разные физиологические рефлексы (например, зуд). К этому примешиваются разнообразные социальные чувства, такие как стыд. Но все эти чувства в разных культурах играют разные когнитивные и симво­лические роли. Этнографические исследования разных культур показы­вают, что различение основных чувств универсально. Но осмыс­­ление чувств, а также их ассоциация (то есть связь друг с другом) в разных обществах разная. И в разные исторические периоды одни чувства как бы усили­ваются и выходят на передний план — то есть выдвигаются в со­циальное пространство. Общество начинает о них думать и уделять им боль­ше внимания, чем остальным. А другие чувства как будто уходят в тень, их статус и воз­можности не обсуждаются. Все эти различия носят культурный, а не фи­зио­логический характер: нельзя сказать, что индейцы ама­зонской сель­вы фи­зиологически обладают более развитым слухом или обоня­нием, чем оби­та­тели Стокгольма или Москвы. Важно другое: в обществе индейцев и в швед­ском обществе слух и обоняние будут наделяться разным статусом, будут иметь разный социальный смысл и будут работать в разных сферах. Такие специфические сочетания, когда одни чувства оказываются почему-то значи­мее других, когда поломка одной сенсорной системы может компенси­роваться, а поломка другой восприни­мается как трагедия, в антропо­логии называют чувственными конфигурациями.

Если попытаться описать, чем одна конфигурация чувств может отличаться от другой, то получится три варианта. Во-первых, одно и то же чувство может занимать разные места в культурном универсуме. Что это значит? Грубо говоря, в одной культуре рефлексия по поводу сенсорных данных будет боль­шой, а в другой — маленькой. Например, в одной культуре будут много думать о слу­хе или температуре, а где-то это не будет вообще никак обсужда­ться. Во-вторых, могут разли­чаться значения чувств: в одном обществе на ощу­ще­нии температуры будут держаться базовые категории, а в другом термо­цеп­­ция будет актуа­лизироваться лишь в очень специаль­ных случаях. В-тре­тьих, чув­ственным данным может приписываться разная степень надежности. Напри­мер, юридическую силу может иметь лишь то, что человек увидел своими собственными глазами: это значит, что зрению приписывается очень высокая степень надежности, оно дает «оконча­тельное свидетельство». Но это не кон­станта, иначе мы бы не сталкивались с таким важным социальным регуля­тором, как слухи и пересказы, где услы­шанное своими ушами считается вполне надежным источником информации.

Все это должно привести нас к мысли, что человек вместе с присущими ему сен­сорными системами — существо не постоянное. Наоборот, он меняется во времени и пространстве, и вместе с эпохой изменяются его мировоз­зрение, его эмоциональный язык, его чувствительность, а также социальный смысл его ощущений. Первыми об этом стали задумываться историки фран­цузской шко­лы «Анналов» еще в 1930-е годы, а сейчас в социальных и гумани­тарных дис­циплинах мысль о подвиж­ности ощущений представляет собой некоторый консенсус, из которого исходят и историки, и антропологи.

Я уже упоминала важность внимания для тех или иных ощущений. Для опи­сания общества некоторые исследо­ватели даже прибегают к такой метафоре, как нервная система. Нервная система не существует отдельно от человека: она пронизывает его тело, она определяет его чувстви­тельность, его болевые точ­ки, его реакции на раздражители. В каком-то смысле именно она диктует, что будет для нас приятным или отталкивающим. Мы можем представить ощуще­ния как часть такой социальной нервной системы: общество говорит нам, что в телесных сигналах важно, а что нет, на что нужно обратить особое внима­ние, а чем пренебречь. Для совместного существования людям нужна договорен­ность по поводу того, что и как они ощущают, — общие правила. Согласован­ность представлений о плохом и хорошем, здоровом и опасном, прекрасном и отврати­тель­ном распространяется и на сенсорные впечатления, на то, как телесный опыт оформляется в соответствии с куль­турными нор­мами. Поэтому можно сказать, что любое общество в буквальном смысле слова основано на кон­сенсусе: мы договариваемся мыслить и чувствовать в унисон (разумеет­ся, до некоторой степени). Интересно, что эти значения заклю­чены уже в са­мих терминах: русское слово «чувство» может означать и нейрофизио­ло­ги­ческое ощущение, и эмоцию, и некоторую социальную норму (например, мы говорим о чувстве стыда или чувстве справедливости). В английском языке слово «sense» тоже многозначно: это не только канал восприятия окружающего мира, но и здравый смысл, своего рода общественный разум. Самое интересное для историка и антрополога — когда консенсус нарушается, ощущения и чув­ства, вызванные каким-то поводом, вдруг рассогласовываются и возникают конфликты. Например, когда кто-то трогает руками скульптуру в музее, или выставляет кондиционер на температуру, некомфортную для большинства окружающих, или называет ужасным запах чьих-то духов. Через конфликты можно получить доступ к тем социальным кодам, которые определяют, что представляет собой приемлемое сенсорное поведе­ние, и указывают, что же значит чувственный опыт разного рода.

У разных социальных групп это приемлемое сенсорное поведение будет раз­ным: какие-то различия окажутся вопиющими, какие-то будут тонкими, почти незаметными. Можно сказать, что одни правила сенсорного поведения будут одинаковыми для всего общества: их должны выполнять все, а их несо­блю­дение приведет к исключению. Например, мы различаем приемлемые и непри­емлемые запахи, разрешенные и запрещенные прикосновения, темпе­ратурные режимы — желанные в одних ситуациях и вызывающие тревогу в других. Это различение, которое отделяет приемлемое от неприемле­мого, приятное от пу­гающего, упорядо­ченное от хаотичного, управляется «здравым смыслом». В антропологию это понятие ввел американский антрополог Клиффорд Гирц: так Гирц обозначил существующую в культуре систему готовых решений и объясне­ний, которая позволяет носителям этой культуры быстро справ­ляться с огром­ным спектром жизненных ситуаций. Другие правила — более нюансиро­ванные — будут обязательны для одной группы и немыслимы для другой: они будут сигнализировать о социальных барьерах и границах, которые созда­ются возрастом, гендером, уровнем доходов или образования. Собствен­но, всеми этими правилами, а также их на­рушениями и конфликтами и зани­мается антропология чувств, или сен­сорная антропо­логия, а также друже­ственные ей дисциплины — теория коммуникации и микроистория.

Как вообще возникает мысль изучать ощущения в перспективе социальных и гуманитарных наук? Во-первых, до какой-то степени эта проблематика унаследована от ранней антропологии, с того времени, когда между социаль­ной и физической антропологией еще не было жесткого водораздела. В попыт­ках докопаться до предыстории цивилизаций антропологи пытались построить прогрессивную шкалу. Обществам приписывались разные уровни развития, и в зависимости от уровня развития эти общества располагались на той или иной эволюционной ступени. Для опреде­ления уровня развития использова­лись разные параметры, от форм брака до наличия или отсутствия письмен­ности. Одним из таких параметров были ощущения. Антропологи предпо­ла­гали, что восприятие туземца и вос­приятие современного европейца качест­венно различны: папуас воспри­нимает цвета или запахи не так, как англича­нин. Это «не так» отчасти исходило из уже упоминавшейся аристотелевской иерархии чувств — или, по крайней мере, апеллировало к ней: туземцам как существам более близким к природе приписывалось более виртуозное владе­ние «живот­ными» чувствами осязания и обоняния. С европейскими культу­рами, в свою очередь, ассоциировалось изощренное зрение — высшее интел­лектуальное чувство. Вопросы о физиологии восприятия входили в исследова­тель­ские планы первых антропологических экспедиций. Любо­пытно, как интерпре­тировались результаты: несмотря на то что обнаруженные различия (в названиях цветов) оказывались или ничтожными, или могли быть побоч­ным шумом экспериментов, европейцы начала XX века считали, что нашли подтвер­ждение иной сенсорной природы аборигенов, а вовсе не куль­тур­ные различия. Так европейцы конструировали себя в качестве облада­телей рационального и цивилизован­ного зрения — и конструировали туземцев как первобытных и интуитив­ных носителей низших чувств.

Объяснение разной чувствительности разных обществ отсылками к природе было характерно и для ранних биоло­гических теорий. В качестве примера можно привести одну эксцентричную классификацию живых существ. Ее при­думал в начале XIX века немец­кий натуралист Лоренц Окен. Он пред­лагал делить все живое на пять классов в зависимости от приоритетного обладания тем или иным органом чувств: осязающие беспозвоночные; рыбы — у которых впервые появляется язык и, соответственно, вкус; рептилии, у кото­рых ноздри соединяются с ротовой полостью, — это обоняние; птицы, полу­чающие внеш­нее ухо, — это слух; и млекопитающие, вооруженные всеми этими чувствами в их полноте и особенно подвижным глазом. Не оста­навли­ваясь на этом, Окен делал следующий шаг и предлагал распро­странить этот принцип и на челове­че­ские расы: в зависимости от ведущего чувства он выстра­ивал их от «осязаю­щего» африканца к «созерцающему» европейцу. Сейчас нам такие построе­ния кажутся курьезными, но они в какой-то форме работали вплоть до начала XX века и даже повлияли на расовые теории в евгенике.

Интересно, что в какой-то форме связка «европейская цивилизация — зрение» могла направлять и научные интересы в гуманитарных и социальных дисцип­линах. Например, изучение вернаку­лярных чувственных классификаций нача­лось именно с цвета: в 1960-е годы лингвистика стала искать универсаль­ные цветовые номинации и пыталась построить эволюционную траекторию их освоения. Здесь возникает вопрос: почему так? Значит ли это, что зрение и особенности его применения заинте­ресовали исследователей в первую очередь потому, что они разделяли европейскую культурную иерархию чувств, где зрению исторически отводилось первое место?

О самом зрении и его борьбе со слухом за первое место в конфигурации чувств пойдет речь в следующей лекции.

Лазарь Флейшман: «Спутник представился: „Пастернак“. Я обомлел: это было явление недавно умершего поэта»

Детство в Риге, несостоявшаяся карьера музыканта, подвальчик Андрея Синявского в Хлебном переулке, эмиграция в Израиль и переезд в Америку. Герой нового выпуска «Ученого совета» — Лазарь Соломонович Флейшман, филолог, исследователь творчества Бориса Пастернака и литературы русской эмиграции

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

25 минут

1/4

Почему чувств на самом деле не пять?

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

Читает Мария Пироговская

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

18 минут

2/4

Зрение и слух: что важнее?

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

17 минут

3/4

Обоняние: запах между естественным и безобразным

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

Читает Мария Пироговская

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

18 минут

4/4

Осязание: что можно трогать, а что нельзя?

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Материалы

Пять лучших книг о пяти чувствах

Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание в рассказах и исследованиях

История чувств, рассказанная через искусство

От средневековой фрески до современных инсталляций

Собаки лают — к дождю? Тест про слух в фольклоре

Что значат звуки в русских приметах

Льдистый глаз, волосы дыбом, одна ноздря: страх в фольклоре

Что пугает в фольклоре и как тело реагирует на испуг

Русский дух и кожаная пушка: запахи в фольклоре

Чем пахнут иностранцы, грешники, покойники и дьявол

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

6.4 Вкус, обоняние и осязание – Введение в психологию

Глава 6. Ощущение и восприятие

Чарльз Стангор и Дженнифер Валинга

Цели обучения

  1. Обобщить, как чувства вкуса и обоняния преобразуют стимулы в восприятие.
  2. Опишите процесс преобразования в осязании и проприоцепции.
  3. Опишите теорию контроля ворот боли. Объясните, почему боль имеет значение и как ее можно контролировать.

Хотя зрение и слух, безусловно, являются самыми важными чувствами, человеческое восприятие дополняется четырьмя другими, каждое из которых обеспечивает важный путь к лучшему пониманию окружающего мира и реакции на него. Эти другие чувства: осязание , вкус и обоняние , а также наше чувство положения тела и движения (проприоцепция) .

Дегустация

Вкус важен не только потому, что он позволяет нам получать удовольствие от пищи, которую мы едим, но, что еще более важно, потому что он ведет нас к продуктам, дающим энергию (например, к сахару), а не к продуктам, которые могут быть вредными. Многие дети разборчивы в еде по одной причине — они биологически предрасположены очень внимательно относиться к тому, что они едят. Вместе с обонянием вкус помогает нам поддерживать аппетит, оценивать потенциальные опасности (например, запах утечки газа или горящего дома), избегать употребления ядовитых или испорченных продуктов.

Наша способность ощущать вкус начинается с вкусовых рецепторов на языке. Язык улавливает шесть различных вкусовых ощущений, известных соответственно как сладкий, соленый, кислый, горький, пикантный (пряный) и умами (пикантный) . Умами — это мясной вкус, связанный с мясом, сырами, соей, морскими водорослями и грибами, и особенно он встречается в глутамате натрия (MSG), популярном усилителе вкуса (Ikeda, 1909/2002; Sugimoto & Ninomiya, 2005).

Наши языки покрыты вкусовые сосочки , которые предназначены для восприятия химических веществ во рту . Большинство вкусовых рецепторов расположены на верхних внешних краях языка, но есть также рецепторы на задней части языка, а также на стенках рта и задней части горла. Когда мы пережевываем пищу, она растворяется и попадает во вкусовые рецепторы, запуская нервные импульсы, которые передаются в мозг (Northcutt, 2004). Языки человека покрыты от 2 000 до 10 000 вкусовых рецепторов, и каждый сосочек содержит от 50 до 100 клеток вкусовых рецепторов. Вкусовые рецепторы активируются очень быстро; соленый или сладкий вкус, касающийся вкусовых рецепторов даже на одну десятую секунды, вызовет нервный импульс (Kelling & Halpern, 19).83). В среднем вкусовые рецепторы живут около пяти дней, после чего вместо них создаются новые вкусовые рецепторы. Однако по мере того, как мы становимся старше, скорость создания уменьшается, что делает нас менее чувствительными к вкусу. Это изменение помогает объяснить, почему некоторые продукты, которые в детстве кажутся такими неприятными, во взрослой жизни более приятны.

Область сенсорной коры, отвечающая за вкус, расположена очень похоже на область, отвечающую за обоняние, и этот факт помогает объяснить, почему обоняние также способствует нашему восприятию того, что мы едим. Возможно, вы помните, что во время сильной простуды вам было трудно ощущать вкус пищи, и если вы заткнете нос и попробуете ломтики сырого картофеля, яблока и пастернака, вы не сможете почувствовать разницу между ними. Наше восприятие текстуры пищи (то, как мы ее ощущаем на языке) также влияет на то, как мы ее ощущаем.

Нюхательный

Когда мы вдыхаем воздух через ноздри, мы вдыхаем переносимые по воздуху химические молекулы, которые обнаруживаются от 10 до 20 миллионов рецепторных клеток , встроенных в обонятельную мембрану верхнего носового прохода . Клетки обонятельных рецепторов увенчаны похожими на щупальца выступами, которые содержат рецепторные белки . При стимуляции обонятельного рецептора мембрана посылает нейронные сообщения по обонятельному нерву в мозг (см. рис. 6.20. «Обонятельные рецепторы»).

Рис. 6.20 Рецепторы обоняния. В обонятельной мембране насчитывается более 1000 типов обонятельных рецепторов.

У нас есть примерно 1000 типов рецепторных клеток запаха (Bensafi et al., 2004), и, по оценкам, мы можем обнаруживать 10 000 различных запахов (Malnic, Hirono, Sato, & Buck, 1999). Рецепторы бывают разных форм и избирательно реагируют на разные запахи. Подобно замку и ключу, разные химические молекулы подходят к разным рецепторным клеткам, и запахи обнаруживаются в соответствии с их влиянием на комбинацию рецепторных клеток. Так же, как 10 цифр от 0 до 9могут комбинироваться разными способами, образуя бесконечное множество телефонных номеров, молекулы запаха связываются с различными комбинациями рецепторов, и эти комбинации расшифровываются в обонятельной коре. Как вы можете видеть на рис. 6.21, «Возрастные различия в обонянии», обоняние достигает пика в раннем взрослом возрасте, а затем начинает медленно снижаться. К 60-70 годам обоняние резко снижается. Кроме того, женщины, как правило, имеют более острое обоняние, чем мужчины.

Рисунок 6.21 Возрастные различия в обонянии. Способность различать распространенные запахи заметно снижается в возрасте от 20 до 70 лет.

Прикосновение

Осязание необходимо для развития человека. Младенцы хорошо себя чувствуют, когда их обнимают и о них заботятся, но не тогда, когда они лишены контакта с человеком (Baysinger, Plubell, & Harlow, 1973; Feldman, 2007; Haradon, Bascom, Dragomir, & Scripcaru, 1994). Прикосновение передает теплоту, заботу и поддержку и является неотъемлемой частью удовольствия, которое мы получаем от нашего социального взаимодействия с близкими людьми (Field et al., 1997; Keltner, 2009).

Кожа, самый большой орган тела, является органом осязания. Кожа содержит множество нервных окончаний, комбинации которых реагируют на определенные виды давления и температуры. Когда вы прикасаетесь к разным частям тела, вы обнаружите, что некоторые области более чувствительны к щекотке, тогда как другие области больше реагируют на боль, холод или тепло.

Тысячи нервных окончаний в коже реагируют на четыре основных ощущения — давление, горячее, холодное и боль — но только ощущение давления имеет свои специализированные рецепторы. Другие ощущения создаются комбинацией остальных четырех. Например:

  • Ощущение щекотки вызвано стимуляцией соседних рецепторов давления.
  • Ощущение тепла вызвано стимуляцией горячих и холодовых рецепторов.
  • Ощущение зуда вызвано повторным раздражением болевых рецепторов.
  • Ощущение влажности вызвано многократной стимуляцией рецепторов холода и давления.

Кожа важна не только для предоставления информации о прикосновении и температуре, но и для проприоцепции способности ощущать положение и движение частей нашего тела . Проприоцепция осуществляется специализированными нейронами, расположенными в коже, суставах, костях, ушах и сухожилиях, которые посылают сообщения о сжатии и сокращении мышц по всему телу. Без этой обратной связи от наших костей и мышц мы не смогли бы заниматься спортом, ходить или даже стоять прямо.

Возможность отслеживать, куда движется тело, также обеспечивается вестибулярной системой , набором заполненных жидкостью областей во внутреннем ухе, который отслеживает положение и движение головы, поддерживая баланс тела . Как вы можете видеть на рисунке 6.22, «Вестибулярная система», вестибулярная система включает полукружных каналов и вестибулярных мешочков . Эти мешочки соединяют каналы с улиткой. Полукружные каналы воспринимают вращательные движения тела, а вестибулярные мешки воспринимают линейные ускорения. Вестибулярная система посылает сигналы нервным структурам, контролирующим движение глаз, и мышцам, удерживающим тело в вертикальном положении.

Рисунок 6.22 Вестибулярная система. Вестибулярная система включает полукружные каналы (коричневые), передающие вращательные движения тела, и вестибулярные мешочки (синие), воспринимающие линейные ускорения.

Испытывать боль

Нам это не доставляет удовольствия, но переживание боли — это то, как тело сообщает нам, что мы в опасности. Ожог, когда мы касаемся горячей батареи, и острый укол, когда мы наступаем на гвоздь, заставляют нас изменить свое поведение, предотвращая дальнейшее повреждение нашего тела. Люди, которые не могут испытывать боль, подвергаются серьезной опасности повреждения от ран, которые другие люди, страдающие от боли, быстро заметят и займутся лечением.

Теория контроля ворот боли   предполагает, что боль определяется действием двух типов нервных волокон в спинном мозге . Один набор более мелких нервных волокон переносит боль от тела к мозгу, тогда как второй набор более крупных волокон предназначен для остановки или запуска (как ворота) потока боли (Melzack & Wall, 1996). Именно по этой причине массаж области, где вы чувствуете боль, может помочь облегчить ее — массаж активирует крупные нервные волокна, которые блокируют болевые сигналы мелких нервных волокон (Wall, 2000).

Однако испытывать боль намного сложнее, чем просто реагировать на нейронные сообщения. Это также вопрос восприятия. Мы меньше чувствуем боль, когда сосредоточены на сложной деятельности (Bantick et al., 2002), что может помочь объяснить, почему спортсмены могут чувствовать свои травмы только после игры. Мы также чувствуем меньше боли, когда отвлекаемся на юмор (Zweyer, Velker, & Ruch, 2004). А боль успокаивается высвобождением мозгом эндорфинов, естественных гормональных болеутоляющих средств. Выброс эндорфинов может объяснить эйфорию, испытываемую при беге на марафонскую дистанцию ​​(Sternberg, Bailin, Grant, & Gracely, 19).98).

 

Ключевые выводы

  • Способность ощущать вкус, запах и осязание важны, поскольку они помогают нам избежать вреда от токсинов окружающей среды.
  • Множество вкусовых рецепторов на нашем языке и во рту позволяют нам различать шесть основных вкусовых ощущений: сладкое, соленое, кислое, горькое, пикантное и умами.
  • В обонянии трансдукция происходит, когда химические вещества в воздухе, которые вдыхаются через ноздри, обнаруживаются рецепторами на обонятельной мембране. Разные химические молекулы подходят к разным рецепторным клеткам, создавая разные запахи.
  • Обоняние с возрастом ухудшается, и в среднем у женщин обоняние лучше, чем у мужчин.
  • У нас есть ряд различных нервных окончаний, встроенных в кожу, комбинации которых реагируют на четыре основных ощущения давления, тепла, холода и боли. Но только ощущение давления имеет свои специализированные рецепторы.
  • Проприоцепция — это наша способность ощущать положения и движения частей тела. Информация о позах и движениях улавливается специальными нейронами, расположенными в коже, суставах, костях, ушах и сухожилиях, которые получают сигналы от сжатия и сокращения мышц по всему телу.
  • Вестибулярная система, состоящая из структур внутреннего уха, контролирует положение и движение головы, поддерживая равновесие тела.
  • Теория управления воротами объясняет, как большие и малые нейроны работают вместе, чтобы передавать и регулировать поток боли в мозг.

Авторство изображений

Рисунок 6.21: Адаптировано из Murphy (1986).

Ссылки

Бантик, С.Дж., Уайз, Р.Г., Плогхаус, А., Клэр, С., Смит, С.М., и Трейси, И. (2002). Изображение того, как внимание модулирует боль у людей, с помощью функциональной МРТ. Мозг: журнал неврологии, 125 (2), 310–319.

Baysinger, C.M., Plubell, PE, & Harlow, HF (1973). Суррогатная мать с переменной температурой для изучения привязанности у детенышей обезьян. Методы и инструменты исследования поведения, 5 (3), 269–272.

Бенсафи, М., Зелано, К., Джонсон, Б., Мейнленд, Дж., Кан, Р., и Собель, Н. (2004). Обоняние: от обоняния к восприятию. В MS Gazzaniga (Ed.), Когнитивные нейронауки (3-е изд.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Фельдман, Р. (2007). Контакт матери и ребенка и развитие ребенка: выводы из вмешательства кенгуру. В L. L’Abate (Ed.), Недорогие подходы к укреплению физического и психического здоровья: теория, исследования и практика  (стр. 323–351). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer Science + Business Media.

Филд Т., Ласко Д., Манди П., Хентелефф Т., Кабат С., Талпинс С. и Доулинг М. (1997). Краткий отчет: внимательность и отзывчивость аутичных детей улучшаются после сенсорной терапии. Журнал аутизма и нарушений развития, 27 (3), 333–338.

Харадон Г., Баском Б., Драгомир К. и Скрипкару В. (1994). Сенсорные функции институционализированных румынских младенцев: экспериментальное исследование. Occupational Therapy International, 1 (4), 250–260.

Икеда, К. (1909/2002). [Новые приправы]. Chemical Senses, 27 (9), 847–849. Переведено и сокращено до 75 % Ю. Огивара и Ю. Ниномия из Journal of the Chemical Society of Tokyo, 30 , 820–836. (Оригинальная работа опубликована в 1909 г.).

Келлинг, С. Т., и Халперн, Б. П. (1983). Вспышки вкуса: время реакции, интенсивность и качество. Наука, 219 , 412–414.

Келтнер, Д. (2009). Рожденный быть хорошим: наука осмысленной жизни. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.

Малник, Б., Хироно, Дж., Сато, Т., и Бак, Л.Б. (1999). Комбинаторные коды рецепторов запахов. Сотовый, 96 , 713–723.

Мелзак, Р., и Уолл, П. (1996). Вызов боли.  Лондон, Англия: Penguin.

Мерфи, К. (1986). Вкус и обоняние у пожилых людей. В HL Meiselman & R.S. Rivlin (Eds.), Клинические измерения вкуса и запаха (Том 1, стр. 343–371). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макмиллан.

Норткатт, Р. Г. (2004). Вкусовые рецепторы: развитие и эволюция. Мозг, поведение и эволюция, 64 (3), 198–206.

Штернберг, В.Ф., Байлин, Д., Грант, М., и Грейсли, Р.Х. (1998). Соревнование изменяет восприятие вредных раздражителей у спортсменов мужского и женского пола. Боль, 76 (1–2), 231–238.

Сугимото, К., и Ниномия, Ю. (2005). Вводные замечания по исследованиям умами: рецепторы-кандидаты и механизмы передачи сигнала у умами. Chemical Senses, 30 (Приложение 1), Pi21–i22.

Уолл, П. (2000). Боль: наука о страдании . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.

Цвейер, К., Велкер, Б., и Руч, В. (2004). Снижают ли жизнерадостность, возбуждение и чувство юмора толерантность к боли? Исследование FACS. Юмор: Международный журнал исследований юмора, 17 (1–2), 85–119.

5.4 Вкус, обоняние и прикосновение – Психология – 1-е канадское издание

  1. Кратко опишите, как чувства вкуса и обоняния преобразуют стимулы в восприятие.
  2. Опишите процесс преобразования в осязании и проприоцепции.
  3. Изложите теорию боли, основанную на контроле ворот, и объясните, почему боль имеет значение и как ее можно контролировать.

Хотя зрение и слух, безусловно, являются самыми важными чувствами, человеческое восприятие дополняется четырьмя другими, каждое из которых обеспечивает важный путь к лучшему пониманию окружающего мира и реакции на него. Этими другими чувствами являются вкус, обоняние, осязание и проприоцепция, то есть наше ощущение положения тела и движения.

Дегустация

Вкус важен не только потому, что он позволяет нам получать удовольствие от пищи, которую мы едим, но, что еще более важно, потому что он ведет нас к продуктам, дающим энергию, таким как сахар, и отдаляет нас от продуктов, которые могут быть вредными. Многие дети не просто так разборчивы в еде; они биологически предрасположены очень внимательно относиться к тому, что они едят. Вместе с обонянием вкус помогает нам поддерживать аппетит, оценивать потенциальные опасности, такие как запах утечки газа или горящего дома, и избегать ядовитых или испорченных продуктов.

Наша способность ощущать вкус начинается с вкусовых рецепторов на языке. Язык различает шесть различных вкусовых ощущений, известных как сладкое, соленое, кислое, горькое, пикантное (то есть острое) и умами (то есть пикантное). Умами — это «мясной» вкус, связанный с мясом, сырами, соей, морскими водорослями и грибами, и он, в частности, содержится в глутамате натрия (MSG), популярном усилителе вкуса (Ikeda, 1909/2002; Sugimoto & Ninomiya, 2005).

Наши языки покрыты вкусовыми сосочками , которые предназначены для восприятия химических веществ во рту. Большинство вкусовых рецепторов расположены на верхних внешних краях языка, но есть также рецепторы на задней части языка, а также на стенках рта и задней части горла. Когда мы пережевываем пищу, она растворяется и попадает во вкусовые рецепторы, запуская нервные импульсы, которые передаются в мозг (Northcutt, 2004). Языки человека покрыты от 2 000 до 10 000 вкусовых рецепторов, и каждый сосочек содержит от 50 до 100 клеток вкусовых рецепторов. Вкусовые рецепторы активируются очень быстро; соленый или сладкий вкус, касающийся вкусовых рецепторов даже на одну десятую секунды, вызовет нервный импульс (Kelling & Halpern, 19).83). В среднем вкусовые рецепторы живут около пяти дней, после чего вместо них создаются новые вкусовые рецепторы. Однако по мере того, как мы становимся старше, скорость создания уменьшается, что делает нас менее чувствительными к вкусу. Это изменение помогает объяснить, почему некоторые продукты, которые в детстве кажутся такими неприятными, во взрослой жизни более приятны.

Область сенсорной коры, отвечающая за вкус, расположена очень похоже на область, отвечающую за обоняние, и этот факт помогает объяснить, почему обоняние также способствует нашему восприятию того, что мы едим. Возможно, вы помните, что во время сильной простуды вам было трудно ощущать вкус пищи, и если вы заткнете нос и попробуете ломтики сырого картофеля, яблока и пастернака, вы не сможете почувствовать разницу между ними. Наше восприятие текстуры пищи, то есть то, как мы ее ощущаем на языке, также влияет на то, как мы ее ощущаем.

Нюхательный

Когда мы вдыхаем воздух через ноздри, мы вдыхаем переносимые по воздуху химические молекулы, которые обнаруживаются 10-20 миллионами рецепторных клеток, встроенных в обонятельную мембрану верхнего носового прохода. Обонятельные рецепторные клетки увенчаны щупальцевидными выступами, содержащими рецепторные белки. При стимуляции обонятельного рецептора (см. рис. 5.20) мембрана посылает нейронные сообщения по обонятельному нерву в мозг.

 

 

Рисунок 5.20. В обонятельной мембране насчитывается более 1000 типов обонятельных рецепторов.

У нас есть примерно 1000 типов клеток, воспринимающих запахи (Bensafi et al. , 2004), и, по оценкам, мы можем обнаруживать 10 000 различных запахов (Malnic, Hirono, Sato, & Buck, 1999). Рецепторы бывают разных форм и избирательно реагируют на разные запахи. Подобно замку и ключу, разные химические молекулы подходят к разным рецепторным клеткам, и запахи обнаруживаются в соответствии с их влиянием на комбинацию рецепторных клеток. Так же, как 10 цифр от 0 до 9могут комбинироваться разными способами, образуя бесконечное множество телефонных номеров, молекулы запаха связываются с различными комбинациями рецепторов, и эти комбинации расшифровываются в обонятельной коре. Обоняние достигает пика в раннем взрослом возрасте, а затем начинает медленно снижаться (см. рис. 5.21). К 60-70 годам обоняние резко снижается. Кроме того, женщины, как правило, имеют более острое обоняние, чем мужчины.

 

 

Рисунок 5.21. Способность различать распространенные запахи заметно снижается в возрасте от 20 до 70 лет (Мерфи, 19 лет).86).

Прикосновение

Осязание необходимо для развития человека. Младенцы хорошо себя чувствуют, когда их обнимают и о них заботятся, но не тогда, когда они лишены контакта с человеком (Baysinger, Plubell, & Harlow, 1973; Feldman, 2007; Haradon, Bascom, Dragomir, & Scripcaru, 1994). Прикосновение передает теплоту, заботу и поддержку, и это неотъемлемая часть удовольствия, которое мы получаем от нашего социального взаимодействия с близкими людьми (Field et al., 1997; Keltner, 2009).

Кожа, самый большой орган тела, является органом осязания. Кожа содержит множество нервных окончаний, комбинации которых реагируют на определенные виды давления и температуры. Когда вы прикасаетесь к разным частям тела, вы обнаружите, что некоторые области более чувствительны к щекотке, тогда как другие области больше реагируют на боль, холод или тепло.

Тысячи нервных окончаний в коже реагируют на четыре основных ощущения — давление, жар, холод и боль — но только ощущение давления имеет свои собственные специализированные рецепторы. Другие ощущения создаются комбинацией остальных четырех. Например:

  • Ощущение щекотки вызвано стимуляцией соседних рецепторов давления.
  • Ощущение тепла вызвано стимуляцией горячих и холодовых рецепторов.
  • Ощущение зуда вызвано повторным раздражением болевых рецепторов.
  • Ощущение влажности вызвано многократной стимуляцией рецепторов холода и давления.

Кожа важна не только для предоставления информации о прикосновении и температуре, но и для проприоцепции , то есть способности ощущать положение и движение частей нашего тела. Проприоцепция осуществляется специализированными нейронами, расположенными в коже, суставах, костях, ушах и сухожилиях, которые посылают сообщения о сжатии и сокращении мышц по всему телу. Без этой обратной связи от наших костей и мышц мы не смогли бы заниматься спортом, ходить или даже стоять прямо.

Возможность отслеживать, куда движется тело, также обеспечивается вестибулярной системой , которая представляет собой набор заполненных жидкостью областей во внутреннем ухе, который отслеживает положение и движение головы, поддерживая равновесие тела. Вестибулярная система включает полукружных каналов и вестибулярных мешков (см. рис. 5.22). Эти мешочки соединяют каналы с улиткой. Полукружные каналы воспринимают вращательные движения тела, а вестибулярные мешки воспринимают линейные ускорения. Вестибулярная система посылает сигналы нервным структурам, контролирующим движение глаз, и мышцам, удерживающим тело в вертикальном положении.

 

 

Рисунок 5.22. Вестибулярная система включает полукружные каналы, показанные здесь коричневым цветом, которые передают вращательные движения тела, и вестибулярные мешочки, показанные здесь синим цветом, воспринимающие линейные ускорения.

Испытывать боль

Нам это не доставляет удовольствия, но переживание боли — это то, как тело сообщает нам, что мы в опасности. Ожог, когда мы касаемся горячей батареи, и острый укол, когда мы наступаем на гвоздь, заставляют нас изменить свое поведение, предотвращая дальнейшее повреждение нашего тела. Люди, которые не могут испытывать боль, подвергаются серьезной опасности повреждения от ран, которые другие люди, страдающие от боли, быстро заметят и займутся лечением.

Ноцицепторы — это нервные окончания в органах, таких как кожа, которые реагируют на дискомфорт. Они передают болевые сообщения в центральную нервную систему. Тип боли, которую мы испытываем, связан с типом нервных волокон, которые передают болевые сообщения. Быстрые волокна ответственны за внезапную острую боль, которую мы испытываем, например, когда получаем занозу, в то время как медленные волокна ответственны за более хроническую, тупую боль. Если вы упадете, быстрые волокна гарантируют, что вы почувствуете первоначальный болезненный шок, а медленные волокна вызовут тупую боль в конечностях, которая у вас останется. И быстрые, и медленные волокна отправляют сообщения в мозг через спинной мозг.

Теория контроля ворот боли  предполагает, что боль определяется работой двух типов нервных волокон в спинном мозге. Один набор более мелких нервных волокон передает болевые сообщения от тела к мозгу, тогда как второй набор более крупных волокон передает сенсорную информацию о различных сигналах, а не только о боли. Другие ощущения, например, такие, как трение, щекотание и т. п., также обрабатываются крупными волокнами. Таким образом, крупные волокна действуют как ворота; они останавливают или запускают, как ворота открываются или закрываются, поток боли (Melzack & Wall, 1996). Именно по этой причине массаж области, где вы чувствуете боль, может помочь облегчить ее. Массаж активирует крупные нервные волокна, которые блокируют болевые сигналы мелких нервных волокон (Wall, 2000).

Однако испытывать боль намного сложнее, чем просто реагировать на нейронные сообщения. Это также вопрос восприятия. Мы меньше чувствуем боль, когда сосредоточены на сложной деятельности (Bantick et al., 2002), что может помочь объяснить, почему спортсмены могут чувствовать свои травмы только после игры. Мы также чувствуем меньше боли, когда отвлекаемся на юмор (Zweyer, Velker, & Ruch, 2004). Боль успокаивается высвобождением мозгом эндорфинов, которые являются естественными гормональными болеутоляющими средствами. Выброс эндорфинов может объяснить эйфорию, испытываемую при беге на марафонскую дистанцию ​​(Sternberg, Bailin, Grant, & Gracely, 19).98). Существуют также индивидуальные различия в восприятии людьми боли.

 

 

  • Способность ощущать вкус, запах и осязание важны, поскольку они помогают нам избежать вреда от токсинов окружающей среды.
  • Множество вкусовых рецепторов на нашем языке и во рту позволяют нам различать шесть основных вкусовых ощущений: сладкое, соленое, кислое, горькое, пикантное и умами.
  • В обонянии трансдукция происходит, когда химические вещества в воздухе, которые вдыхаются через ноздри, обнаруживаются рецепторами на обонятельной мембране. Разные химические молекулы подходят к разным рецепторным клеткам, создавая разные запахи.
  • Обоняние с возрастом ухудшается, и в среднем у женщин обоняние лучше, чем у мужчин.
  • У нас есть ряд различных нервных окончаний, встроенных в кожу, комбинации которых реагируют на четыре основных ощущения давления, тепла, холода и боли. Однако только ощущение давления имеет свои специализированные рецепторы.
  • Проприоцепция — это наша способность ощущать положения и движения частей тела. Информация о позах и движениях улавливается специальными нейронами, расположенными в коже, суставах, костях, ушах и сухожилиях, которые получают сигналы от сжатия и сокращения мышц по всему телу.
  • Вестибулярная система, состоящая из структур внутреннего уха, контролирует положение и движение головы, поддерживая равновесие тела.
  • Ноцицепторы участвуют в восприятии боли. Теория управления воротами объясняет, как большие и малые нейроны работают вместе, чтобы передавать и регулировать сообщение о боли в мозг.

 

 

  1. Подумайте о продуктах, которые вы любите есть больше всего. Какие из шести вкусовых ощущений характерны для этих продуктов и почему, как вы думаете, вам нравятся именно эти вкусы?
  2. Как вы думаете, почему у женщин лучше развито обоняние, чем у мужчин?
  3. Почему переживание боли полезно для человека?

Атрибуция изображения

Рисунок 5. 20. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 5.21. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 5.22. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Ссылки

Бантик, С.Дж., Уайз, Р.Г., Плогхаус, А., Клэр, С., Смит, С.М., и Трейси, И. (2002). Изображение того, как внимание модулирует боль у людей, с помощью функциональной МРТ. Мозг: журнал неврологии, 125 (2), 310–319.

Baysinger, C.M., Plubell, PE, & Harlow, HF (1973). Суррогатная мать с переменной температурой для изучения привязанности у детенышей обезьян. Методы и инструменты исследования поведения, 5 (3), 269–272.

Бенсафи, М., Зелано, К., Джонсон, Б., Мейнленд, Дж., Кан, Р., и Собель, Н. (2004). Обоняние: от обоняния к восприятию. В MS Gazzaniga (Ed.), Когнитивные нейронауки (3-е изд., стр. 259).–280). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Фельдман, Р. (2007). Контакт матери и ребенка и развитие ребенка: выводы из вмешательства кенгуру. В L. L’Abate (Ed.), Недорогие подходы к укреплению физического и психического здоровья: теория, исследования и практика  (стр. 323–351). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer Science + Business Media.

Филд Т., Ласко Д., Манди П., Хентелефф Т., Кабат С., Талпинс С. и Доулинг М. (1997). Краткий отчет: внимательность и отзывчивость аутичных детей улучшаются после сенсорной терапии. Журнал аутизма и нарушений развития, 27 (3), 333–338.

Харадон Г., Баском Б., Драгомир К. и Скрипкару В. (1994). Сенсорные функции институционализированных румынских младенцев: экспериментальное исследование. Международная организация по трудотерапии, 1 (4), 250–260.

Икеда, К. (1909/2002). Новые приправы. Chemical Senses, 27 (9), 847–849. Переведено и сокращено до 75 % Ю. Огивара и Ю. Ниномия из Journal of the Chemical Society of Tokyo, 30 , 820–836. (Оригинальная работа опубликована в 1909 г.)

Келлинг, С. Т., и Халперн, Б. П. (1983). Вспышки вкуса: время реакции, интенсивность и качество. Наука, 219 , 412–414.

Келтнер, Д. (2009). Рожденный быть хорошим: наука осмысленной жизни. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.

Малник, Б., Хироно, Дж., Сато, Т., и Бак, Л.Б. (1999). Комбинаторные коды рецепторов запахов. Сотовый, 96 , 713–723.

Мелзак, Р., и Уолл, П. (1996). Вызов боли.  Лондон, Англия: Penguin.

Мерфи, К. (1986). Вкус и обоняние у пожилых людей. В HL Meiselman & R.S. Rivlin (Eds.), Клинические измерения вкуса и запаха (Том 1, стр. 343–371). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макмиллан.

Норткатт, Р. Г. (2004). Вкусовые рецепторы: развитие и эволюция. Мозг, поведение и эволюция, 64 (3), 198–206.

Штернберг, В.Ф., Байлин, Д., Грант, М., и Грейсли, Р.Х. (1998). Соревнование изменяет восприятие вредных раздражителей у спортсменов мужского и женского пола. Боль, 76 (1–2), 231–238.

Сугимото, К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *